Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Кодекс'
Відповідно до статті 76, 77 Бюджетного кодексу України , пункту 23 частини першої статті 26, статті 61 Закону України «Про місцеве самоврядування в У...полностью>>
'Курсовая'
Цель и тема данной работы совпадают и состоят в том, чтобы определить последствия для РФ воображаемого падения цен нефти до доллара за баррель. Может...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится « 28 » апреля 2009 г. в 15 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.155.14 при Московском государственном областном у...полностью>>
'Рассказ'
   Таинственные незнакомки в маскарадных масках, элегантные мужчины, скрывающие свои лица за черными шелковыми повязками с вырезами для глаз. Со всех...полностью>>

Главная > Образовательная программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Социально-психологический факультет

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление 040100 - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Степень (квалификация) – бакалавр социальной работы

Кемерово 2008

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

040100 - «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

1.1. В профессиональной образовательной программе по направлению 040100 – Социальная работа, представлены нормативные документы, определяющие цели содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания. ПРОПы социально-психологического факультета (СПФ) разработаны на основе ГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки 040100 – Социальная работа, утвержденого приказом Минобразования России от 02.05.2000 г. № 686, а также с учетом примерных учебных планов и примерных программ дисциплин, утвержденных Минобразованием России.

1.2. Степень (квалификация) выпускника – бакалавр социальной работы.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 040100 – Социальная работа при очной форме обучения – 4 года.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

1.3.1. Выявляет (организует работу по выявлению) в микрорайоне, организации, учреждении или предприятии лица, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке; консультирует их в отношении их прав и обязанностей, а также возможностей получить социальную защиту, помощь и поддержку, участвует в прогнозировании, проектировании и моделировании социальной работы в микрорайоне, организации, учреждении или предприятии; организует (и/или ведет) воспитательную и образовательную деятельность в них; содействует координации деятельности различных организаций, учреждений и предприятий в проведении социальной работы.

1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.

Объектами профессиональной деятельности бакалавра социальной работы являются:

- организации, учреждения и службы производственной и непроизводственной сферы, различных организационно-правовых форм, специализирующиеся в области социальной работы;

- различные группы населения и отдельные лица, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании;

- средние общеобразовательные и специальные учебные заведения, ориентированные на социальную работу.

1.3.3. Виды профессиональной деятельности.

Бакалавр социальной работы подготовлен к выполнению определенного уровня следующих видов профессиональной деятельности в области социальной работы, конкретное содержание которых определяется основной образовательной программой, разрабатываемой вузом:

- исследовательско-прикладная;

- организационно-административная;

- практическая работа в социальных организациях и службах;

- педагогическая деятельность (при условии получения дополнительного образования в этой области).

1.3.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр социальной работы подготовлен к участию в решении следующих задач:

1.3.4.1. Исследовательско-прикладная деятельность:

- экспертиза, прогнозирование социальных процессов и явлений в области социальной работы;

- подготовка проектов нормативной базы деятельности социальных служб;

- организация внедрения социальных проектов и программ;

1.3.4.2. Организационно-административная работа

- информационно-ресурсное обеспечение социальной работы;

- административная работа в подразделениях социальных учреждений и служб;

- участие в координации социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий;

- кадровая работа в социальных органах и учреждениях;

1.3.4.3. Практическая работа в социальных службах

- участие в социально-профилактической работе;

- посредничество и консультирование;

1.3.4.4. Педагогическая деятельность

- организация воспитательной работы в социальных организациях и службах;

- учебно-воспитательная работа в общеобразовательных и специальных средних учебных заведениях (при условии получения дополнительного педагогического образования).

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца со среднем (полным) общем образовании или среднем профессиональным образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

2.3. При приеме на подготовку бакалавров социальной работы Кемеровский государственный университет имеет право проводить дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности (собеседование, тестирование на профпригодность и т. п.).

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 040101

«СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разработана на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 040100 – социальная работа и включает в себя:

  • учебный план направления;

  • учебно-методические комплексы по дисциплинам;

  • программы учебных и производственных практик;

  • материалы, устанавливающие порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций, программу междисциплинарного комплексного государственного экзамена, требования к оформлению дипломных работ.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются ГОС ВПО по направлению 040100 – социальная работа.

3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента специальных дисциплин, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента содержательно дополняют дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиальные дисциплины направления;

цикл СД - специальные дисциплины;

ФТД - факультативы.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 040100

«СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

4.1. Перечень и обязательный минимум содержания дисциплин основной образовательной программы по направлению 040100 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» определены в соответствии с требованиями ГОС ВПО по направлению 040100 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» (2000 г.) и программ УМО МОРФ.

В содержание профессиональной образовательной программы подготовки бакалавра входят основные направления:

Перечень и краткое содержание дисциплин

Профессиональной образовательной программы

по направлению 040100 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Индекс

Наименование дисциплин и их

основные разделы

Всего

часов

1

2

3

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-

экономические дисциплины

1800

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1260

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык.

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4.000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.

Понятие об основных способах словообразования.

Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специализации.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

340

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура.

Физическая культура в общекультурной и профессиональной (для социальной сферы) готовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.

Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности студента - будущего специалиста в области социальной работы.

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

408

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история.

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть истории человечества.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этно-культурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI-ХII в.в. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII-ХV в.в. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура ХIХ в. и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексты общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, квалификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е г.г. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е г.г. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е г.г. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытка осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х г.г.: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-19991 г.г. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 г.г.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельности в условиях новой геополитической ситуации.

135

ГСЭ.Ф.04

Философия.

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблемы истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Философские проблемы социальной работы.

135

ГСЭ.Ф.05

Культурология.

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъекты культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитная и массовая культура. Восточные и западные типы культур. Специфические и “серединные” культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

Культурологические основы социальной работы.

116

ГСЭ.Ф.06

Политология.

Объекты, предмет и метод политической науки. Функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электронные системы.

Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

Политические аспекты социальной работы.

77

ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

до 15 % общего объема цикла

ГСЭ.Р.1

Правоведение.

Государство и право. Их роль в жизни общества.

Норма права и нормативно-правовые акты.

Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права.

Закон и подзаконные акты.

Система российского права. Отрасли права.

Правонарушение и юридическая ответственность.

Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство.

Конституция Российской Федерации - основной закон государства.

Особенности федерального устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности.

Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право.

Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.

Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

Административные правонарушения и административная ответственность.

Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.

Экологическое право.

Особенности правового регулирования профессиональной деятельности в социальной сфере.

Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

108

ГСЭ.Р.2

Русский язык и культура речи.

Стили современного русского языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документа.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

77

ГСЭ.Р.3

Экономика.

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Макроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос и факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВНП и способы его изменения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индекс цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности перехода экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурный сдвиг в экономике. Формирование открытой экономики.

Экономические аспекты социальной работы.

134

Всего

1530

ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (до 15 % общего объема цикла)

ГСЭ.В.1

110

Проблемы социальной работы с молодежью.

Молодежь как половозрастная группа. Медико-биологическая, психологическая, демографическая, этнографическая и социокультурная характеристика.

Проблемы социализации молодежи в наши дни.

Законодательные основы решения проблем молодежи.

Сравнительная характеристика политики государства и общества в отношении к молодежи в России и за рубежом.

Занятость населения и ее регулирование

Занятость населения как социально-экономическое понятие. Концепции всеобщей и добровольной занятости населения. Основные категории людей по отношению к занятости. Основные направления занятости.

Рынок труда, его структура и механизм действия.

Формирование спроса на труд. Формирование предложение труда. Конкурентноспособность работника на рынке труда. Мобильность работника. Гибкость рынка труда. оплата. Дифференциация в оплате труда. Институциональное регулирование социально-трудовых отношений. Безработица. Политика занятости. Трудовое посредничество на рынке труда. Страновые модели рынка труда.

ГСЭ.В.2

80

Основы социального управления

Социальное управление как отрасль научного знания. Управление в социальной сфере. Генезис теорий социального управления. Законы и принципы социального управления. Целеполагание в управлении. Нормативное регулирование и моделирование в управлении. Социальный контроль и эффективность социальном управлении. Формирование инновационной управленческой культуры.

Делопроизводство в учреждениях социальной сферы

Формы управленческой деятельности в учреждениях социальной сферы.

Функций управления: прогнозирование, планирование, организационно-распорядительная деятельность, учет и отчет финансирования, материально-техническое обеспечение.

Подготовка и оформление управленческих документов. Требования к оформлению документов. Подготовка, согласовании, подписании и утверждении документов в управленческой деятельности.

Распорядительные документы: приказ по основной деятельности и приказ по личному составу.

Организационные документ: уставы, положения и инструкции.

Информационно-справочные документы: акты, справки, докладные и объяснительные записки, телеграммы и телефонограммы.

Организация работы с документами: регистрация документов, контроль их исполнения, систематизация, формирование и оформление дел, подготовка и передача дел в архив.

ГСЭ.В.3

80

Этнология

Этнология в системе социальных наук. Этнодифференцирующие признаки. Основные этнические процессы. Теория этногенеза Л. Н. Гумилёва. Классификации народов и этнических групп. Этнические аспекты социализации. Национальный характер. Психология межэтнических отношений. Миграция и взаимодействие культур. Межэтнические конфликты. Психологические характеристики этносов.

Развитие социально-психологических идей

Исторические предпосылки развития социальной психологии. Этапы становления. Теории первого периода развития социальной психологии: «Психология народов» - (М. Лацарус, Г. Штейнталь); «Психология толпы» - (Т. Тард и С. Сигеле), «Психология инстинктов социального поведения» (Мак-Даугол). Основные теоретические ориентации в соц. психологии. Основные понятия, теории, представители и проблематика их работ. Общая оценка. Нерешенные проблемы.

Необихевиоризм: Теория элементарного социального поведения Дж. Хоманса, Социобихевиоральный подход А. Бандуры, Теории межличностного взаимодействия Д. Тибо и Г. Келли.

Психоанализ: Подход К. Хорни, Природа авторитарной личности в концепции Т. Адорно, теория группового развития Бенниса и Шепарда, Трехмерная теория интерперсонального поведения. Когнитивизм: Теория поля К. Левина, Теория структурного баланса Ф. Хайдера, Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, Теории конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума.

Гуманистическая ориентация: Феноменология Р. Мэя, Клиентоцентрированный подход К. Роджерса, Учение о самоактуализации А. Маслоу, Я-концепция и трансактный анализ Э. Берна, Идеографический подход к исследованию личности Дж. Оллпорта, Концепция манипулирования Э. Шострома.

Интеракционизм: «Социальный бихевиоризм» Дж. Мида, Ролевые теории. Теории референтной группы. Этнометодологии Г. Гарфинкеля. «Анализ эпизодов» и «Дискурсивная концепция» Р. Харре.

Сильные и слабые стороны европейской и американской традиции в социальной психологии. Современные теоретические работы (С. Московиси, А. Тэшфел, Л. Росс).

ЕН

Общие математические и естественно-научные дисциплины

702

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент

600

ЕН.Ф.01

Математика.

Аналитическая геометрия и линейная алгебра; Дифференциальные и интегративные исчисления; ряды; дифференциальные уравнения; элементы теории вероятности; математические модели видов и процессов в системе социальной работы; математические методы исследования в социальной работе.

189

ЕН.Ф.02

Информатика.

Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; компьютерный практикум.

114

ЕН.Ф.03

Концепции современного естествознания.

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровья, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; пути к единой культуре.

189

ЕН.Ф.04

Информационные технологии в социальной сфере. *

Использование информационных технологий для разработки стратегии и приоритетных направлений социальной политики.

Интегрированные информационные системы. Использование для решения задач отрасли.

Корпоративная отраслевая информационная вычислительная система. Автоматизация процессов принятия решений, повышение качества управления на основе оперативного анализа информации.

Распределение базы данных. Пример использования при решении задачи государственного пенсионного обеспечения.

Компьютерные технологии разработки долгосрочных прогнозов социальных процессов.

Автоматизация управленческой деятельности учреждений сферы труда, занятости и социальной защиты населения.

Компьютерные технологии дистанционно-заочной подготовки персонала отрасли.

108

* Примечание: рекомендация УМО вузов России по образованию в области социальной работы.

ЕН.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

до 10% общего объема цикла

ЕН.Р.1

Математическая статистика

Генеральная совокупность. Статистическое и графическое представления выборочных данных.

Теория оценок. Описательные статистики. Основы теории статистического вывода.

50

ЕН.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

до 10% общего объема цикла

ЕН.В.1

52

Физиология

Организм как система. Опорно-двигательная система.

Кровь и лимфа. Система кровообращения.

Дыхательная система. Пищеварительная система. Мочевыделительная система. Эндокринная система. Нервная система. Сенсорные системы. Высшая нервная деятельность.

Возрастная психофизиология

Общие вопросы возрастной психофизиологии. Биологическое созревание и психическое развитие. Возрастные психофизиологические особенности ощущений и восприятия. Возрастные психофизиологические особенности психодинамических функций.

Психофизиологические характеристики младенческого и раннего возраста, дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подросткового возраста. Психофизиология зрелого и старческого возраста. Психофизиология пола.

ДН

Дисциплины направления

3520

ДН.Ф00

Федеральный компонент

2816

ДН.Ф01

Антропология.

Понятие антропологии. Ее место в системе наук и практике.

Антропогенез: природно-социальная природа и эволюция человека. Человек - личность - индивидуальность.

Основные потребности, интересы и ценности человека. Его психофизические возможности и связь с социальной активностью.

Проблемы девиантности развития человека.

Антропологические основания социальной работы.

108

ДН.Ф02

Основы социальной медицины.

Социальная медицина: основные понятия и категории, междисциплинарный характер социальной медицины. Взаимосвязь и взаимовлияние социальной и клинической медицины.

Показатели здоровья, индивидуальное и общественное здоровье. Генетическая и социальная обусловленности здоровья. Образ жизни и здоровье, здоровый образ жизни. Факторы риска заболеваний.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Санитарное законодательство.

Классификация болезней, структура заболеваемости населения, основные инфекционные заболевания. Инфекционные болезни.

Общие принципы и социальны факторы профилактики, диагностики и лечения болезней.

Социально-медицинская этика.

Умение и навыки неотложной медицинской помощи.

Социально-медицинская просветительская деятельность.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья гражданина; стратегия Всемирной организации здравоохранения в охране здоровья населения.

Социально-медицинские проблемы организации социальной работы.

216

ДН.Ф03

Психология.

Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

Мозг и психика.

Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.

Познавательные процессы. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы.

Эмоции и чувства.

Психическая регуляция повеления и деятельности.

Общение и речь.

Психология личности.

Межличностные отношения.

Психология малых групп.

Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Психологические основы социальной работы.

270

ДН.Ф04

Педагогика.

Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование. Воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели. Содержание, структура непрерывного образования, единство образования и сообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

Воспитание в педагогическом процессе.

Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, консультация.

Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Управление образовательными системами.

Педагогические основы социальной работы.

270

ДН.Ф05

Социология.

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.

Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.

Социальные движения.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.

Социологические проблемы социальной работы.

270

ДН.Ф06

Социальная политика.

Сущность, основные принципы, объекты и основные категории социальной политики.

Субъекты социальной политики (государство, партии, общественные движения, объединения, общности, группы и т. п.).

Социальная политика в системе общественных отношений. Социальная политика и социальная безопасность.

Демографические и этнографические аспекты социальной политики.

Основные парадигмы и приоритеты социальной политики в России и за рубежом.

Правовое обеспечение социальной политики.

Социальная политика и принципы социальной защиты.

Социальное страхование, пенсионное обеспечение. Жилищная политика, трудовые отношения. Охрана здоровья.

108

ДН.Ф07

История социальной работы.

Этапы, формы и модели становления и проблемы периодизации истории социальной работы в России и за рубежом как общественного института в разные периоды развития человечества.

Социальная работа как феномен современного мира, основные современные концепции и модели социальной работы.

Международно-правовые нормы и принципы социальной работы.

Основные тенденции и проблемы развития социальной работы за рубежом и в России.

Международный опыт социальной работы.

135

ДН.Ф08

Теория социальной работы.

Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер.

Теоретические парадигмы социальной работы. Проблемы научной идентификации социальной работы.

Объекты и субъекты социальной работы.

Принципы и закономерности социальной работы.

Направления, уровни, формы и методы социальной работы. Проблемы эффективности в социальной работе.

Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы в ХХI в.

250

ДН.Ф09

Технология социальной работы.

Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы. Проблемы технологизации процессов социальной работы.

Основные виды, формы и методы технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека и с различными группами людей.

Особенности реализации социальной диагностики, профилактики, социальной адаптации, социальной терапии и социальной реабилитации.

Технология социальной экспертизы и моделирования.

Проблемы новаторства в технологии социальной работы: закономерности, механизм, процедура, методы.

Проблемы научной организации труда в социальной работе.

Опыт технологической деятельности в системе социальной работы в России и за рубежом.

250

ДН.Ф10

Профессионально-этические основы социальной работы.

Профессионально значимые ценности социальной работы, их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной работе.

Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом.

Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в системе социальной работы. Особенности этического кодекса социальной работы.

Деонтологические вопросы социальной работы.

Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника.

108

ДН.Ф11

Организация, управление и администрирование в социальной работе.

Принципы, структура, функции и методы управления в системе социальной работы на общефедеральном и региональном уровнях. Администрирование в социальных службах.

Особенности менеджмента в организациях, учреждениях и службах системы социальной работы.

Регулирование и контроль в системе социальной работы. Пути повышения эффективности управления в организациях, учреждениях и службах социальной работы.

Проблемы управления персоналом в системе социальной работы.

Организация труда в социальных учреждениях. Права социальных работников. Профессиограмма специалистов социальной работы и пути повышения их профессиональной компетентности.

150

ДН.Ф12

Экономические основы социальной работы.

Экономическая политика и благосостояние населения, его структура, дифференциация и динамика.

Социальные гарантии, льготы и выплаты.

Экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания.

Нормативно-правовая база экономической деятельности в сфере социальной работы.

Особенности бухгалтерского учета в социальных организациях, учреждениях и службах.

108

ДН.Ф13

Правовое обеспечение социальной работы.

Международные документы и Российская Конституция о социальных правах и свободах человека и гражданина.

Системы социальных гарантий: структура, виды, субъекты гарантий, механизм реализации.

Ответственность граждан за нарушения социальных прав и свобод.

Государственные гарантии социальной защиты интересов населения.

Основы гражданского права. Основы уголовного права. Основы трудового законодательства. Основы исправительного права. Основы семейного законодательства и ювенального права.

Нормативно-правовые документы, регулирующие государственные принципы и охрану прав населения на социальное обеспечение и обслуживание.

Охрана прав несовершеннолетних, лиц с особыми нуждами, пенсионеров и т. п. Правовые вопросы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями; защита интересов клиента в суде и государственных органах.

150

ДН.Ф.14

Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе.

Социальное прогнозирование как метод научного познания: объект, предмет, его виды.

Функции и принципы прогнозирования в социальной работе, технологические этапы и методы.

Сущность и технология проектирования в социальной работе, нормативная база, информационное обеспечение проектирования деятельности организаций, учреждений и служб в области социальной работы.

Технологические проблемы моделирования в социальной работе; виды, методы, пути и средства апробации.

135

ДН.Ф15

Конфликтология в социальной работе.

Понятия, факторы, структура и типология конфликтов в социальной работе.

Конфликты, компромиссы и консенсусы в социальной работе.

Этапы развития конфликта; деструктивный и конструктивный пути развития конфликтов.

Модели управления развития конфликтов в социальной работе.

Методика разрешения конфликтов в процессе социальной работы.

Методы профилактики, предупреждения и минимизации конфликтов в социальной работе.

108

ДН.Ф16

Методика исследований в социальной работе и социальная статистика.

Особенности научно-исследовательского исследования в социальной работе в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения.

Методы планирования и организации исследований в области социальной работы.

Роль эксперимента, подведение итогов, апробация, экспертиза и внедрение результатов исследования в социальной работе.

Статистические методы исследования в социальной работе.

Система показателей статистики в области социальной работы (состав и движение населения, личности, семьи; уровни и качество жизни населения, социальных условий и характера труда, доходов населения; социального обеспечения и т. п.).

Основные требования к оформлению итогов исследований, методика подготовки выпускной (квалификационной) работы.

180

ДН.Р00

Национально-региональный (вузовский) компонент

до 10 % общего объема цикла

ДН.Р1

Гендерология и феминология.

Понятие гендерологии, ее объект, предмет, основные методы анализа.

Мужчина и женщина как субъекты общества. Медико-биологическая, психическая, социокультурная характеристика их социализации: общее и особенное.

Проблемы культуры пола, стереотипы мускулинности и феминности в обществе.

Гендерные аспекты социальной работы.

Феминология. Женский вопрос и его эволюция. Проблемы женского движения в прошлом и настоящем.

Половозрастные характеристики и социальный статус женщины в обществе.

Сравнительно-исторический анализ положения мужчины и женщины в истории в России и за рубежом.

128

ДН.Р2

Введение в профессию

История становления социальной работы. Социальная работа как наука и учебная дисциплина, особый вид деятельности. Содержание профессиональной подготовки социальных работников. Функции и структура социальной работы. Человек как субъект и объект социальной работы.

Социальные проблемы клиента и способы их решения. Структура и принципы деятельности социальных служб. Основные направления государственно-правовой поддержки социальной работы.

70

ДН.Р3

Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика)

Место, роль, виды и типы педагогической деятельности в системе социальной работы; педагогические требования к личности и деятельности социального работника.

Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в учреждениях социального обслуживания, здравоохранения, образования, армии, правоохранительных органов.

Содержание и методика педагогической работы в специальных дошкольных и школьных учреждениях, в центрах помощи семье и детям, учреждениях социальной и трудовой реабилитации по месту жительства, с различными группами населения.

154

ДН.В00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

до 10 % общего объема цикла

ДН.В1

154

Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы

Понятие психосоциальной работы. Ее место и роль в системе социальной работы. Объекты психосоциальной работы.

Нормативно-правовые основы психосоциальной работы в социальных службах.

Психосоциальные технологии (тренинги, семейная психотерапия, индивидуальная и групповая психотерапия, игротерапия, социо-, психотерапия и т.д.).

Содержание и методика психосоциальной работы в организациях и учреждениях социального обслуживания, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов, с различными группами населения.

PR-технологии в социальной работе

Теоретические основы осуществления PR-деятельности в социальной работе. Понятие и сущность PR. Public Relations как область знания и сфера профессиональной деятельности. Актуальность, цели, внутренние и внешние задачи PR-деятельности в социальной работе. Принципы связей с общественностью. Функции PR-деятельности в социальной работе.

Правовые основы PR-деятельности.

Применение PR-технологий в социальной работе.

Технологии взаимодействия со СМИ. Основные средства распространения информации. Пресса как средство массовой информации. Телевидение как средство массовой информации. Информационные печатные материалы PR.

Технологии взаимодействия с обществом и властными структурами. Фандрайзинг как система совокупных форм сбора финансовых средств. Технология планирования фандрайзинговой компании. Мотивы спонсирования. Волонтерство. Привлечение волонтеров к проведению фандрайзинговой компании. Правила работы с волонтерами.

PR-кампания в социальной работе. Специальные мероприятия PR для внешней общественности: презентации, конференции, круглые столы, дни открытых дверей, выставки. Имидж специалистов по социальной работе. Персональный PR руководителя.

Внутрикорпоративный PR.

Социальная реклама в PR-деятельности социальных служб. Подходы к определению социальной рекламы. Классификация признаков социальной рекламы. Нормативно-правовая база регулирования рекламной деятельности в социальной сфере.

Производство и распространение социальной рекламы.

ДН.В2

128

Семьеведение

Предмет и функции семьеведения. Понятие семьеведения. Семья и брак. Семья и быт.

Основные типы семьи.

Основные направления и технологии социальной работы с семьей.

Социально-экономические, духовно-культурные, духовные и т. п. основания современной семьи.

Нормативно-правовая база функционирования семьи, социальной защиты семьи, материнства и детства.

Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом.

Геронтопсихология

Предмет геронтопсихологии. Старость как психологический возраст. Биологическое старение. Когнитивные изменения в пожилом возрасте. Возрастные изменения в эмоциональной сфере пожилого человека. Изменения личности в пожилом возрасте. Роль личностного фактора в процессе старения. История формирования стереотипов пожилого человека.

Роль семьи в жизни пожилого человека.

Выход на пенсию и особенности адаптации пожилых людей. Социально-психологические проблемы пожилых людей. Социально-психологические феномены в работе с пожилыми людьми; система социально-психологической помощи пожилым людям.

ДН.В3

70

Психология общения

Предмет психологии общения. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Проблема общения в истории философии и культуры. Подходы к изучению общения в западной и отечественной психологии. Общение как коммуникация. Трудности и барьеры коммуникации. Массовая коммуникация и ее специфика. Вербальная и невербальная коммуникация. Проблемы публичного выступления. Общение как взаимодействие. Виды взаимодействия. Общение как социальная перцепция. Межличностная аттракция. Специфика делового общения. Деловые переговоры. Компетентность в общении и способы ее развития.

Акмеология

Теоретические основания и предметная область акмеологии личности. Прикладное значение акмеологии. Задачи курса. Акмеологическое изучение человека как индивида, личности, субъекта деятельности.

Возраст, общество, культура. Возрастной символизм. Возрастной подход к изучению взрослого человека как индивида. Виды возрастных периодизаций. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека. Физическое и когнитивное развитие в период ранней, средней и поздней взрослости. Возрастно-половая дифференциация психофизиологического развития.

Проблема самореализации личности. Самореализация личности в ведущих сферах жизнедеятельности. Творческий потенциал и его реализация в период взрослости. Акмеология субъекта деятельности. Развитие субъекта деятельности, профессиональное самоопределение и саморазвитие. Самореализация человека в период зрелости как предмет познания. Пол и различные виды деятельности. Отечественные исследования характеристик зрелой личности.

СД

Специальные дисциплины

(устанавливаются вузом)

1070

СД.Ф01

Опыт социальной работы с различными группами населения.

Опыт современной социальной работы с семьей.

Особенности методики социальной работы с детьми и молодежью.

Опыт деятельности социальных учреждений с людьми пожилого и старшего возраста.

Методика социальной работы с людьми, имеющими ограниченные возможности и особые нужды, с лицами и группами социально негативного поведения, среди отбывающих и отбывших наказание.

Опыт деятельности органов социальной защиты населения среди безработных, с мигрантами, беженцами и бездомными, с жертвами природных и техногенных катастроф, межэтнических конфликтов и т. п.

220

СД.Ф02

Опыт социальной работы в различных сферах жизнедеятельности.

Опыт современной социальной работы в сфере производства, производственной и социальной инфраструктуры.

Специфика методики социальной работы в организациях и учреждениях образования, здравоохранения, обороны, юстиции, внутренних дел и т. п.

Особенности социальной работы в социально-этической сфере, городской и сельской местности; в культурно-досуговой и др. сфере.

220

СД.Ф03

Социальная реабилитация.*

Понятия, система, принципы социальной реабилитации.

Основные методы и средства социальной реабилитации.

Опыт социальной реабилитации в учреждениях социального обслуживания, здравоохранения, образования и т. п.

135

СД.Ф04

Социальное страхование.*

Понятия, принципы и система социального страхования.

Основные виды и формы социального страхования.

Опыт функционирования различных органов социального страхования.

120

СД.Ф05

Пенсионное обеспечение. *

Понятия и принципы пенсионного обеспечения в России и за рубежом.

Виды и формы пенсионного обеспечения, их источники.

Опыт современной деятельности пенсионных организаций и учреждений.

135

СД.Ф06

Социальная экология.*

Возникновение и развитие экологии, ее основные категории.

Экологический кризис, его причины, социальные аспекты и возможности решения. Принципы экологической безопасности.

Экологические аспекты социальной работы.

Становление экологической этики, принципы формирования.

Экологический кризис. Опыт социальных служб в формировании экологической культуры.

108

СД.Ф07

Социальная безопасность.*

Понятия, принципы и функции социальной безопасности.

Основные виды и способы обеспечения социальной безопасностью. Проблемы социальной безопасности в социальной работе.

120

* Примечание: рекомендация УМО вузов России по образованию в области социальной работы.

ФТД.00

Факультативы

900

ФТД.01

Основы безопасности жизнедеятельности человека

Человек и среда обитания. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности. Негативные факторы в системе «человек-среда обитания». Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания.

Техногенные опасности и защита от них. Идентификация травмирующих и вредных факторов, опасные зоны. Экобиозащитная техника.

Защита населения и территорий от опасностей в чрезвычайных ситуациях. Прогнозирование и оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях. Устойчивость функционирования объектов экономики. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

Антропогенные опасности и защита от них. Человеческий фактор в обеспечении безопасности в системе «человек-машина».

Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечение БЖД. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД.

100

ФТД.02

Содержание и методика социально-медицинской работы

Социально-медицинская работа как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности. Основные понятия, объекты и предмет.

Концепция социально-медицинской в Российской Федерации. Базовая модель социально-медицинской работы.

Нормативно-правовая база социально-медицинской работы.

Содержание и методика технологий социально-медицинской работы в центрах социального обслуживания, организациях и учреждениях образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов, в различными группами населения.

Сравнительный анализ социально-медицинской работы в России и за рубежом.

162

ФТД.03

Социальная геронтология.

Понятие и задачи геронтологии.

Медико-биологические, демографические, этнографические, социально-гигиенические вопросы старения человека.

Роль и место пожилых и старых людей в современном обществе.

Сравнительный анализ отношения государства и общества к пожилым и старым людям в России и за рубежом.

Проблемы социальной работы с пожилыми и старыми людьми.

118

ФТД.04

Психология девиантного поведения.

Введение в курс «Психология девиантного поведения». Цели и задачи курса. Характеристика подходов к исследованию девиантного поведения. Теоретические походы к исследованию девиаций в социологии. Биологические теории девиантного поведения. Психологические теории девиантного поведения. Понятие девиантного развития. Общая характеристика факторов риска девиантного развития детей и подростков. Семья как фактор риска девиантного развития. Девиантная виктимность личности подростка. Акцентуации характера как фактор девиантного развития подростков. Нарушения здоровья как фактор риска девиантного развития несовершеннолетних. Риски развития аддиктивности в подростковом возрасте. Делинквентное поведение подростков. Подростково-молодежные неформальные объединения. Особенности суицидального поведения несовершенослетних. Подходы к исследованию агрессии в современной психологии.

70

ФТД.05

Проблемы повышения жизненного уровня малообеспеченных.

Показатели и системы показателей уровня жизни. Дифференциация доходов населения. Проблемы выравнивания доходов. Исследования социально-экономической дифференциации в России. Бедность – причины, анализ, методика счета. Сопоставление уровня жизни. Система социальной помощи в РФ.

Политика адресной социальной помощи малоимущим. Система социальной помощи малоимущим за рубежом.

95

ФТД.06

Юридическая психология.

Предмет, задачи, система, методы и история юридической психологии. Правовая психология.

Правовая социализация и правопослушное поведение. Дефекты правовой социализации.

Криминальная психология. Психология личности преступника. Психологические предпосылки преступного поведения. Психология преступного деяния.

Психология преступных групп. Типология преступных групп. Психология преступности несовершеннолетних.

Психология терроризма. Психология предварительного следствия. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе. Психология судебного процесса (по уголовным делам). Исправительная (пенитенциарная) психология. Превентивная психология. Психологическая служба в правоохранительных органах.

70

ФТД.07

Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций

Нормативно-правовая база организационно-административной работы.

Содержание и методика организационно-административной работы в центрах социального обслуживания, в системе социальной работы, в органах, учреждениях и организациях образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов.

Опыт кадрового обеспечения организационно-административной деятельности в системе социальной работы.

135

ФТД.08

Практическая психология и психодиагностика

Предмет и основные понятия психодиагностики. Отличия научного подхода в психодиагностики. Место психодиагностики в системе психологических наук и практике (область применения). История психодиагностики. Профессионально-этические принципы в психодиагностике. Методы психодиагностики: классификация. Психометрические основы психодиагностики (ПМ).

Стандартизация психодиагностических методов. Требования к построению и проверке методик. Методы психодиагностики: наблюдение, эксперимент, опрос, интроспекция, тестировании. Психодиагностика познавательной сферы. Диагностика общих и специальных способностей. Психодиагностика черт и типов личности. Психодиагностика индивидных свойств личности. Изучение мотивационно-потребностной сферы личности. Изучение ценностей, интересов и склонностей. Изучение самосознания. Изучение коммуникативных особенностей
личности. Психодиагностика в профессиональном консультировании. Проективные методики – как общий класс методик психодиагностики. Методы статистической обработки данных в психодиагностических исследованиях (компьютерная диагностика).

75

Всего часов теоретического обучения

7992

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 040100 – Социальная работа



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 040100 Социология

    Основная образовательная программа
    Цель (миссия) ООП – подготовка конкурентоспособного профессионала, готового к профессиональной работе в различных сферах деятельности с учетом регионального рынка труда и способного к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию
  2. Основная профессиональная образовательная программа (2)

    Образовательная программа
    1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.07.2001 № 2572 «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2009 г. N 442 "Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования" Обзор документа

    Обзор
    Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2009 г. N 442 "Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования"
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (103)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая в филиале ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» в г. Анжеро-Судженске (АСФ КемГУ)по направлению подготовки 040400 Социальная работа представляет собой систему документов,
  5. Образовательный стандарт среднего профессионального образования

    Образовательный стандарт
    Общее руководство: заместитель руководителя Департамента профессиональной подготовки и развития кадровых ресурсов здравоохранения Минздрава России Слепушенко И.

Другие похожие документы..