Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Вторжение в СССР • Карелия • Заполярье • Ленинград • Ростов • Москва • Севастополь • Барвенково-Лозовая • Харьков • Воронеж-Ворошиловград • Ржев • Ста...полностью>>
'Урок'
Актуализировать необходимые знания учащихся из курса истории Х1Х века. Подвести учащихся к пониманию того, что Россия в начале ХХ века – среднеразвит...полностью>>
'Документ'
Психологический тренинг: Предлагаю родителям определить свое настроение, с которым они пришли на собрание. Если настроение хорошее, есть стремление у...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится “_24__”_апреля 2007 г. в _13__ часов на заседании диссертационного совета К 212.062.01 при Ивановском государственном ун...полностью>>

Главная > Методические указания

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Лысьвенский филиал

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Пермский государственный технический университет»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050501.65 – Профессиональное обучение (по отраслям)

Лысьва 2009

Методические указания к выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения по специальности 050501.65 – Профессиональное обучение (по отраслям). Лысьва: Лысьвенский филиал ГОУ ВПО «Пермский государственный технический университет», 2009. – 93 с.

Составители:

- доцент, кандидат педагогических наук В.Г. Кезин

- доцент В.Г. Половников

- кандидат педагогических наук Е.Н. Хаматнурова

Рецензент: кандидат филологических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Н.В.Солоник

Рекомендовано к изданию кафедрой профессионального обучения ЛФ ГОУ ВПО «ПГТУ». Протокол № 5 от «21» января 2009 г.

Заведующий кафедрой профессионального обучения В.Г. Кезин

Методические указания содержат задания и рекомендации, составленные в соответствии с содержанием и последовательностью этапов педагогического исследования, с учетом специфики подготовки педагогов профессионального обучения на примере отраслевой разновидности специальности 050501.65 Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство), специализации – Эксплуатация и ремонт автомобильного транспорта.

Пособие предназначено для студентов-дипломников специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)», руководителей и консультантов дипломных работ (проектов).

При составлении методических указаний были использованы:

- Положение об итоговой государственной аттестации выпускников Пермского государственного технического университета. Издание 2-е. – Пермь: ПГПУ, 2009. - 65 с.;

- Дипломное проектирование в профессионально-педагогическом вузе [Текст]: учеб.-метод.пособие / Б.Н. Гузанов, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; М.А. Черепанов. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. - 182 с.;

- Методические указания к выполнению дипломного проекта для студентов спец. 1505 «Техническая эксплуатация автомобилей»/ Сост. Л.Б. Черепанов, В.В. Шадрунов; Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 1995. – 65 с.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 5

1. Особенности подготовки выпускных квалификационных работ студентами специальности 050501.65 – Профессиональное обучение (по отраслям) 7

1.1. Содержание итоговой государственной аттестации педагога профессионального обучения 7

1.2. Общая характеристика междисциплинарного государственного экзамена по психолого-педагогической подготовке 8

1.3. Общая характеристика выпускных квалификационных работ 9

1.4. Этапы выполнения выпускных квалификационных работ 13

2. Требования к структуре выпускной квалификационной работы 18

2.1. Выбор темы выпускной квалификационной работы 18

2.2. Структура и содержание выпускной квалификационной работы 19

3. Методические указания по выполнению дипломных проектов 26

3.1. Тематика дипломных проектов 26

3.2. Содержание задания на дипломное проектирование 26

3.3. Проработка технологической части дипломного проекта 27

3.4. Расчет производственной программы по ТО и ТР 30

3.5. Характеристика методической части 35

3.6. Характеристика экономической части 35

3.7. Характеристика разделов «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» и «Обоснование экологической целесообразности» 36

3.8. Приложения в дипломных проектах 38

3.9. Приложение к методическим указаниям по выполнению дипломных проектов 38

4. Методические указания по выполнению дипломных работ 43

4.1. Введение к дипломной работе 44

4.2. Аналитический обзор 44

4.3. Методика выполнения работы 45

4.4. Постановка проблемы и проведение исследования 52

4.5. Экономическое обоснование исследования 59

4.6. Безопасность труда и экологичность работы 60

4.7. Заключение 61

4.8. Приложения в дипломных работах 61

5. Требования к оформлению текстовой части дипломной работы (проекта) 62

5.1. Общие требования к оформлению текстового документа ВКР 62

5.2. Оформление отдельных элементов текста ВКР 65

Список литературы 71

Приложение А Образец оформления листа задания кафедры на выполнение выпускной квалификационной работы 72

Приложение Б Образец оформления листа задания кафедры на выполнение дипломной работы 75

Приложение В Образец календарного плана выполнения ВКР 78

Приложение Г Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы 79

Приложение Д Образец оформления реферата к выпускной квалификационной работе 80

Приложение Е Образец оформления содержания к выпускной квалификационной работы 81

Приложение Ж Образец бланка спецификации дипломного проекта 84

Приложение З Образцы оформления технологической документации дипломного проекта 85

Приложение И Бланк акта внедрения результатов ВКР 88

Приложение К Документы справочного характера 89

Приложение Л Образец оформления списка использованных источников 92

Приложение М Образец оформления отзыва руководителя 94

Приложение Н Образец оформления рецензии 95

Введение

Процесс разработки и защиты выпускных квалификационных работ является неотъемлемым, заключительным этапом всего периода подготовки педагогов профессиональной школы. Подготовка и защита дипломных работ и проектов обеспе­чивают студентам углубление и расширение теоретических знаний и практиче­ских умений, позволяют совершенствовать навыки самостоятельной работы, формировать творческий подход к решению конкретных задач в облас­ти профессионально-педагогической деятельности, техники и технологии.

Выпускную квалификационную работу необходимо рассматривать как финишную, комплексную работу студента в рамках предложенной тематики, выполненную индивидуально под руководством преподавателя от выпускающей кафедры и консультантов по отдельным, специальным вопросам. Результатом этого про­цесса должна быть конкретная научно-дидактическая, методическая или техно­логическая разработка, которая, как правило, носит реальный, практический характер.

В зависимости от рассматриваемых вопросов в выделяют два вида выпускных квалификационных работ.

1. Дипломный проект - самостоятельная технико-технологическая разработка, отвечающая современным требованиям создания, совершенствова­ния, модернизации и технологии изготовления различных механизмов и машин, приборов и оборудования, систем и элементов, а также их эксплуатации, тех­нического обслуживания, ремонта и контроля. Дипломный проект состоит из расчетно-пояснительной записки и графической части.

2. Дипломная работа - самостоятельное научное исследование, свя­занное с конкретной педагогической или технической проблемой, включающее в себя информационный поиск по теме исследования, теоретический и экспе­риментальный разделы, сопоставительный анализ результатов исследования и выводы. Дипломная работа состоит из текстовой части и для наглядности мо­жет содержать демонстрационную часть или раздаточный материал.

По окончании дипломного проектирования все студенты защищают свои дипломные работы (проекты) на открытом заседании государственной экзаме­национной комиссии (ГЭК). В ходе защиты члены ГЭК осуществляют проверку научно-теоретической и практической подготовки выпускаемых специалистов и решают вопрос о присвоении им соответствующей квалификации с после­дующей выдачей дипломов установленного образца. Наиболее успешных вы­пускников ГЭК может рекомендовать к поступлению в аспирантуру, реализуя тем самым принцип непрерывности образования.

Настоящие методические указания знакомят студентов с ха­рактером требований, предъявляемых к дипломной работе (проекту), поряд­ком работы над ВКР. Их изучение поможет избежать ошибок, внести планомерность в работу и будет способствовать качеству ди­пломного проектирования.

1. Особенности подготовки выпускных квалификационных
работ студентами специальности 050501.65 – Профессиональное
обучение (по отраслям)

1.1. Содержание итоговой государственной аттестации педагога
профессионального обучения

Итоговую аттестацию вы­пускников выступает важнейшим этапом установления уровня зна­ний, сформированности навыков и умений.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности педагога профессионального обучения к выполнению им профессиональных задач, установленных государ­ственным образовательным стандартом. Аттестационные испытания, вхо­дящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, полностью соответствуют основной образовательной программе высшего профессиональ­ного образования, которую студент освоил за время своего обучения.

Итоговая государственная аттестация выпускника вуза по профессионально-педагогической специальности состоит из следующих аттестационных испытаний:

- квалификационный экзамен по профессиональной подготовке по рабо­чей профессии. Порядок присвоения квалификации рабочим определяется Положением о порядке аттестации лиц, прошедших обучение профессиям рабочих в условиях непрерывного профессионального обучения, и присвоения им квалификации;

- междисциплинарный государственный экзамен по психолого-педагогической подготовке. Порядок проведения и программа государственного экзамена определяются вузом на основании методических рекомендации и соответ­ствующей примерной программы, разработанных Учебно-методическим объе­динением по профессионально-педагогическому образованию, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведе­ний, утвержденного Минобрнауки России, и Государственным образователь­ным стандартом по специальности 050501.65 Профессиональное обучение (по отраслям);

- защита выпускной квалификационной работы (в форме дипломной работы или дипломного проекта). Требования к содержанию, объему и структуре ВКР определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведе­ний, утвержденного Минобрнауки России, и Государственного образовательного стандарта по специальности 050501.65 Профессиональное обучение (по отраслям), а также методических рекомендаций Учебно-методического объединения по профессионально-педаго­гическому образованию.

Государственная аттестационная комиссия руководствуется в своей дея­тельности Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, введенным в дейст­вие с 25 мая 1994 г., и научно-методической документацией, разрабатываемой высшими учебными заведениями на основе Государственного образовательно­го стандарта высшего профессионального образования в части государствен­ных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлениям и специальностям.

Основными функциями государственной аттестационной комиссии явля­ются:

- комплексная оценка уровня подготовки выпускника и ее соответствия
требованиям государственного образовательного стандарта;

- решение вопроса о присвоении квалификации выпускникам по соответствующей специальности на основании результатов итоговой государственной
аттестации и выдаче диплома о высшем образовании;

- разработка рекомендаций по совершенствованию подготовки выпускников на основании результатов работы комиссий.

1.2. Общая характеристика междисциплинарного государственного экзамена по психолого-педагогической подготовке

В процессе подготовки и сдачи междисциплинарного государственного экзамена по циклу психолого-педагогических дисциплин выпускник решает следующие образовательные задачи:

- систематизация специальных теоретических знаний, навыков и умений;

- осмысление существующей (к моменту сдачи экзамена) практики начального профессионального образования с точки зрения полученных теоретических знаний;

- анализ и корректировка собственных педагогических взглядов и отношений;

- демонстрация достигнутого педагогического мышления, знания проблем
теории и практики профессиональной педагогики, возрастной физиологии и психологии, а также общей и частной методик профессионального обучения.

Содержание итогового междисциплинарного государственного экзамена определяется изучаемыми в вузе дисциплинами психолого-педагогического цикла, содержанием педагогических практик и той части квалификационных и технологических практик, которые касаются организации и методики внутри­фирменной подготовки рабочих. В экзаменационные билеты включен наиболее значимый учебный материал, который охватывает все основные разделы общей и профессиональной педагогики, методики профес­сионального обучения, возрастной физиологии и психофизиологии, общей психологии и психологии профессионального образования.

Экзаменационный билет состоит из двух вопросов и практического зада­ния. Первый из них - теоретический, из общей и профессиональной педагогики, возрастной физиологии и психофизиологии, общей психологии и психологии профессионального образования. Второй вопрос - из области методики профессионального обучения, требующий изложения обра­зовательных технологий на примерах подготовки рабочих по конкретным про­фессиям, родственным специализации студента. Практическое задание может иметь самое разнообразное содержание: это может быть разработка педагогического проекта, сценария воспитательного мероприятия, решение типичной или усложненной педагогической задачи, критический анализ педагогического опыта, подготовка рецензии, отзыва, написание статьи и т.д. Отличительной особенностью практического задания является то, что оно имеет продук­тивный, творческий характер и касается решения частных методических задач или частных вопросов педагогической науки. Его разработка может быть про­должена при выполнении дипломной работы (проекта), которая является за­ключительным видом аттестационных испытаний.

Положительные результаты квалификационных испытаний для присвое­ния разряда по рабочей профессии и междисциплинарного государственного экзамена являются необходимым условием для допуска студента к дипломному проектированию.

1.3. Общая характеристика выпускных квалификационных работ

Выполнение выпускных квалификационных работ (в форме дипломной работы или дипломного проекта) является завершающим этапом обучения в вузе и формой итогового контроля знаний и умений студента. Подготовка и защита дипломных работ (проектов) дает возможность студентам значительно повысить собственные теоретические знания и практические умения, приобрести навыки самостоятельной научной работы, изучения и обобщение передового опыта. Уровень выполнения студентом дипломной работы (проекта) и оценка, выстав­ленная комиссией в ходе защиты, могут рассматриваться как окончательный ре­зультат всего периода обучения. Поэтому качество дипломной работы (проекта), степень ее самостоятельности и аргументированности, а также собственно защи­та имеют очень большое значение. Наиболее способные студенты могут пред­ставить в ГЭК для защиты собственные разработки и исследования, оформлен­ные в виде как дипломной работы, так и дипломного проекта.

По тематике дипломные работы (проекты) в системе высшего профессио­нально-педагогического образования могут быть направлены: на разработку и совершенствование технологий, инструмента и оснастки для материального во­площения и технического контроля проектируемых объектов; на разработку новых форм и методов в системе профессионального образования, способов внедрения прогрессивных методов обучения; на разработку технологий проек­тирования учебной среды; на проведение научных исследований в различных областях техники и профессионального образования.

Государственная экзаменационная комиссия, оценивая дипломную рабо­ту (проект) студента, предъявляет к ней ряд требований, важнейшими из кото­рых являются:

- актуальность тематики и ее соответствие состоянию и перспективам развития определенной отрасли науки, а также практическим задачам и общим целям дипломного проектирования;

- степень научной или технической новизны дипломной работы (проек­та). При этом учитывается, что студенческие дипломные работы (проекты) как правило, не претендуют на фундаментальные научные открытия. Однако перед дипломниками всегда ставится условие четкого представления об уровне достижений современной науки и техники, направлениях ее дальнейшего развития i той или иной области, что необходимо для проведения некоторого научного поиска, а не повторения общеизвестных истин;

- практическая значимость дипломной работы (проекта), которая подразумевает возможность реализации выполненных разработок на конкретном предприятии или в условиях образовательного учреждения. С этих позиций до­полнительный бонус получает разработка, выполняемая по заказу сторонней организации или собственно учебного структурного подразделения вуза и предполагающая реальное внедрение в установленном порядке;

- обоснованность выводов и обобщений, логичность изложения материалa, конкретность использования научной отечественной и зарубежной литературы.

Приступая к дипломному проектированию, студент должен внести свои предложения, обеспечивающие актуальность разработки, ее новизну и значи­мость, уделяя при этом особое внимание достижению достаточно значительно­го условного или реального педагогического, экономического или социального эффекта, т.е. эти предложения должны удовлетворять требованиям полезности и разумности затрат, предполагаемых для проведения всех планируемых работ.

Чтобы обосновать свои притязания на актуальность и новизну разработ­ки, дипломник обязан познакомиться с передовым отечественным и зарубеж­ным опытом в сфере производства или образования по существу выбранной тематики. Таким образом, в процессе дипломирования студент должен проде­монстрировать следующие способности:

- самостоятельно поставить творческую задачу, оценить ее актуальность и социальную значимость;

- выдвинуть научную (рабочую) гипотезу;

- собрать и отобрать информацию по теме дипломирования;

- изучить и критически проанализировать полученный материал;

- глубоко и всесторонне исследовать выявленную проблему;

- выбрать, описать и профессионально аргументировать свой вариант решения рассматриваемой проблемы (свою творческую позицию);

- дать четкую характеристику предмета, целей и методов исследования:

- сформулировать логически обоснованные выводы, предложения, реко­мендации по внедрению полученных результатов.

Студент в своей деятельности не должен ограничиваться реферированием только лишь литературных источников или простым описанием опыта решения той или иной проблемы, а обязан постоянно продуцировать творческую работу на основе глубокого изучения теории и истории вопроса, практики, исходя из результатов проведенных им наблюдений, педаго­гических, лабораторных или производственных экспериментов.

Из требований, выдвигаемых к студенту-дипломнику в процессе выпол­нения дипломной работы (проекта), ясно, что научно-исследовательская дея­тельность является необходимой составляющей его работы во время дипломи­рования. В основе любой исследовательской деятельности лежит научное ис­следование, которое определяется как сфера человеческой деятельности, функ­цией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

В процессе дипломирования научно-исследовательская деятельность сту­дентов выступает в виде научно-исследовательской работы. Научно-исследовательская работа студентов представляет собой наиболее эффективный ме­тод подготовки качественно новых специалистов в высшей школе. Она макси­мально развивает творческое мышление, научную интуицию, индивидуальные способности и навыки студентов, позволяет осуществлять подготовку инициа­тивных специалистов, способных качественно и профессионально грамотно решать организационные, технические и прикладные задачи и научные про­блемы.

В системе подготовки высококвалифицированных специалистов важную роль играет сочетание творческой, научной и практической подготовки студен­тов, что положительно сказывается и на качестве дипломных работ (проектов). Как правило, высоким качеством исполнения и глубиной проработки характе­ризуются дипломные работы (проекты), которые являются логическим продол­жением курсовых работ (проектов), выполненных студентами в предшествую­щие годы обучения. В этом случае между содержанием курсовой и дипломной работ (курсового и дипломного проектов) должна существовать органическая связь, которая позволит реализовать идеи и выводы курсовой работы на более высоком теоретическом и практическом уровне, обогащая их новыми фактами, результатами дополнительных наблюдений и опытом. При таком подходе кур­совая работа (проект) может быть использована в качестве главы или раздела дипломной работы (проекта).

Прежде чем приступить к дипломированию, студент проходит подготови­тельный этап - преддипломную практику. Организация преддипломной прак­тики должна обеспечивать будущим педагогам профессионального обучения овладение опытом в сфере отраслевых и педагогических технологий на стадии перехода к самостоятельной трудовой деятельности. Перед началом предди­пломной практики издается приказ по вузу о направлении студентов на практи­ку, утверждении тем и руководителей дипломного проектирования. После это­го изменение наименования темы и смена руководителя могут производиться только в особых случаях новым приказом по университету.

Целью преддипломной практики является сбор материалов по определен­ной проблеме. Для студентов, выполняющих дипломный проект, предди­пломная практика осуществляется на производственном предприятии, оснащен­ном современной техникой, применяющем новейшие технологии и имеющим пе­редовую и современную организацию труда. Студенты, выполняющие диплом­ные работы, проходят преддипломную практику в учреждениях начального, среднего или высшего профессионального образования. За время преддипломной практики студент должен полностью вникнуть в проблему, к которой тематически относится ди­пломная работа (проект), определить круг своих задач и пути их решения.

Перед началом преддипломной практики студент вместе с руководителем составляют задание на дипломирование, в котором должны быть представлены все необходимые исходные данные и оговорены объем и содержание конкрет­ной работы. Задание оформляется на стандартном бланке вуза, подписывается руководителем и автором, после чего утверждается заведующим выпускающей кафедрой.

В течение преддипломной практики при разработке дипломного проекта студенты должны получить задания по экономической части, технике безопас­ности, охране окружающей среды и безопасности жизнедеятельности (БЖД) у назначенных соответствующими кафедрами консультантов. При написании ди­пломных работ данные разделы не являются обязательными и могут отсутствовать в текстовом документе. Бланк задания на ВКР на выполнение дипломной работы (проекта) заполняется в двух экземплярах. Образец задания на дипломную работу и дипломный проект представлены в приложениях А,Б.

Для руководства дипломными работами (проектами) назначаются квали­фицированные специалисты выпускающих кафедр из числа профессорско-преподавательского состава. В ряде случаев, если отдельные разделы ВКР имеют самостоятельное или узкоспециальное значение, допускается после предварительного согласования с заведующим выпускающей кафедры иметь консультантов из числа специалистов соответствующего профиля, работающих на предприятиях, в научно-исследовательских и проектных организациях, но при непосредственном руководстве представителя выпускающей кафедры.

Руководитель дипломной работы (проекта) фактически является единст­венным лицом, контролирующим процесс написания ВКР. Руководитель ди­пломной работы (проекта) помогает разработать задание по теме дипломной работы (проекта), рекомендует основную литературу и другие материалы по теме разработки (исследования); составляет календарный график работы; осу­ществляет научное руководство выполненных работ (проектов); рекомендует по необходимости консультанта; контролирует работу над пояснительной за­пиской, чертежами, демонстрационными материалами и их соответствие разде­лам задания; оказывает помощь дипломнику в организации и проведении экс­перимента; проверяет правильность всех разделов конструкторских разработок; составляет объективный отзыв.

Часто дипломник выбирает тему, которая входит в сферу научных интере­сов руководителя. Это облегчает совместную работу, делает ее более производи­тельной, причем в случае добросовестной и инициативной работы студента руководитель делает его соисполнителем определенных научных исследований, а также соавтором собственных публикаций. Такой подход позволяет повы­сить мотивацию у студента и выполнить ВКР на более высоком научном уровне.

Весьма интересны комплексные темы дипломных работ (проектов), раз­рабатываемые группой студентов. В этом случае каждый студент работает над отдельной частью комплексной темы, направленной на решение самостоятель­ных педагогических, технико-технологических или методических задач. Все эти части в совокупности составляют комплексное решение одной большой проблемы. Руководство комплексной выпускной квалификационной работой осуществляет, как правило, один преподаватель.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие для студентов всех форм

    Учебно-методическое пособие
    П-30 Петров А.Ю., Гончаренко Т.В., Гущин А.В. Итоговая аттестация по психолого-педагогической подготовке (государственный экзамен) для студентов всех форм обучения и специализаций специальности 050501.
  2. Выполнение лицензионных нормативов

    Документ
    Принят решением конференции научно-педагогических работников и обучающихся ТГУ 28.06.200 г.; утвержден Министерством образования Российской Федерации 19.
  3. Отчет о результатах самообследования Укрупненной группы специальностей (угс) (2)

    Публичный отчет
    Специальность 230102.65 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления» открыта в МГУП в 1995/96 учебном году приказом Минобразования России № 404 от 22.
  4. Методика профессионального обучения Учебно-методический комплекс дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    Д Методика профессионального обучения [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.В. Довыдова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  5. А. В. Гущин > Т. В. Гончаренко > А. Ю. Клыбин Итоговая аттестация диплом

    Диплом
    Г 98 Гущин А.В., Гончаренко Т.В., Клыбин А.Ю. Итоговая аттестация (дипломное проектирование) для студентов всех форм обучения и для всех специализаций специальности 050501.

Другие похожие документы..