Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Экзаменационные вопросы'
Классификация угроз безопасности. Межбанковские электронные переводы денежных средств в торговых организациях. Надежность автоматизированных банковск...полностью>>
'Диплом'
Тема: сравнительный анализ эффективности реализации программ двойных дипломов на примере сотрудничества университета России ГУ-ВШЭ и университета Гер...полностью>>
'Документ'
1.1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1» муниципального образования города Брат...полностью>>
'Урок'
Образовательная: организовать исследование свойств треугольника, подвести через проблемный диалог к тому, что сумма углов треугольника всегда равна 18...полностью>>

Главная > Книга

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Церковники и сектанты не только приспособляют к совре­менным условиям религиозную идеологию, модернизируют ее, но и совершенствуют методы и формы ее воздействия на массы. Усиливается, например, миссионерско-проповедниче-ская деятельность духовенства. Церковные организации, обма­нывая верующих, инсценируют "явления" икон, "открывают" могилы праведников, "святые целебные" источники, ведут там идеологическую обработку людей и вытягивают у них деньги. "Святые места", о чем уже не раз говорилось в печати, являются очагами бескультурья и безнравственности...

В печати уже приводились факты, когда некоторые религи­озные организации выходят за рамки религиозной деятельно­сти. Так, сектанты сплошь и рядом занимаются проведением художественных вечеров, экскурсий, создают кассы взаимопо­мощи, организуют кружки самодеятельности... Отдельные рели­гиозные организации нарушают советские законы: создают за­прещенные общества и секты. Нередко религиозные организации идут даже на то, что утаивают от обложения свои доходы, занимаются спекуляцией. В монастырях практикуется эксплуатация наемного труда для обработки земли, имеются факты издевательства над личностью.

...Религиозные воззрения о богах, о загробном мире, о бессилии человеческого разума сеют неверие в силы человека, скептическое отношение к науке, безнадежный, пессимистиче­ский взгляд на жизнь, ослабляют творческую активность людей, направлены на то, чтобы отвлечь их от общественных интере­сов, от политической и культурной жизни. Мы уже не говорим о прямом, непосредственном материальном ущербе, который наносится народному хозяйству многочисленными религиозны­ми праздниками с прогулами и пьянками, о вреде для здоровья человека таких обычаев, как... целование икон и крестов, купа­ние младенцев в купелях... и т. д.

...В последнее время церковники и особенно сектанты объ­явили чуть ли не своей монополией право поучать советских людей правилам нравственности. Они всячески выискивают в нашем обществе недостатки, проявления сохранившихся пере­житков прошлого и внушают советским людям мысль о том, что, дескать, причиной их является безбожие, разрыв с религией. Таким образом, получается, что без религии нет морали, что коммунизм безнравствен. Можем ли мы проходить мимо таких фактов, оставлять без ответа клевету на наш строй, на нашу идеологию, на наших советских людей?..

В научно-атеистической пропаганде, как и во всякой другой области идеологической борьбы, есть определенная специфика.

...Здесь нужны кадры со специальными знаниями, и их надо готовить по линии Министерства высшего образования, универ­ситетов, педагогических институтов, Академии общественных наук, институтов Академии наук СССР.

...Религиозные предрассудки и суеверия, несмотря на все победы атеизма, имеют у нас еще довольно широкое распро­странение. Ныне, и это подчеркивает Коммунистическая партия, необходимы новые.усилия, чтобы окончательно преодолеть эти пережитки в сознании советских людей...

Коммунист. 1958. 17. С. 91-98 (неподписанная статья)

160 [Священный Синод отлучает ренегатов. ]

Постановление Патриарха и Священного Синода (30.12.1959)

Священный Синод в своем заседании под председательст­вом Святейшего Патриарха Алексия постановил:

Бывшего протоиерея и бывшего профессора Ленинградской духовной академии Александра Осипова, бывшего протоиерея Николая Спасского, бывшего священника Павла Дарманского и прочих священнослужителей, публично похуливших Имя Божие, считать извергнутыми из священного сана и лишенными всякого церковного общения. "Они вышли от нас, но не были наши" (1 Ин. 2,19).

Евграфа Дулумана и прочих бывших православных мирян, публично похуливших Имя Божие, отлучить от Церкви.

ЖМП. 1960. № 2. С. 27

170 [Патриарх Алексий выступает в защиту Церкви.] Речь Патриарха Алексия на Конференции советской общественности за разоружение (16.2.1960)

Досточтимое собрание!

Моими устами говорит с вами Русская Православная Цер­ковь, объединяющая миллионы православных христиан – граж­дан нашего государства. Примите ее приветствие и благопоже-лания.

Как свидетельствует история, это есть та самая Церковь, которая на заре русской государственности содействовала ус­троению гражданского порядка на Руси, укрепляла христиан­ским назиданием правовые основы семьи, утверждала граждан­скую правоспособность женщины, осуждала ростовщичество и рабовладение', воспитывала в людях чувство ответственности и долга и своим законодательством нередко восполняла пробелы государственного закона.

Это – та самая Церковь, которая создала замечательные памятники, обогатившие русскую культуру и доныне являющи­еся национальной гордостью нашего народа.

Это – та самая Церковь, которая в период удельного раз­дробления Русской земли помогала объединению Руси в одно целое, отстаивая значение Москвы как единственного церков­ного и гражданского средоточия Русской земли.

Это – та самая Церковь, которая в тяжкие времена татар­ского ига умиротворяла ордынских ханов, ограждая русский народ от новых набегов и разорений.

Это она, наша Церковь, укрепляла тогда дух народа верой в грядущее избавление, поддерживая в нем чувство националь­ного достоинства и нравственной бодрости.

Это она служила опорой русскому государству в борьбе против иноземных захватчиков в годы смутного времени и в Отечественную войну 1812 года. И она же оставалась вместе с народом во время последней мировой войны, всеми мерами способствуя нашей победе и достижению мира.

Словом, это – та самая Русская Православная Церковь, которая на протяжении веков служила, прежде всего, нравст­венному становлению нашего народа, а в прошлом – и его государственному устройству.

После второй мировой войны та же самая Церковь наша, вместе с единоверными церквами-сестрами других стран, об­ратилась в 1948 году к христианам всего мира с призывом "стать броней против всяких покушений и действий, направлен­ных к нарушению мира". И она же в лице своего представителя митрополита Николая, начиная с 1949 года, принимала актив­ное участие во всех национальных и всемирных конгрессах сторонников мира.

Всем известно, что в Париже и Стокгольме, Берлине и Варшаве, в Вене и Хельсинки, в Праге и на Цейлоне мировая общественность с особым вниманием прислушивалась к голосу Русской Православной Церкви, позиция которой в главных проблемах современности до сих пор служит примером для других христианских церквей и религиозных объединений...

И теперь мы представляем здесь Русскую Православную Церковь с той целью, чтобы выразить ее всецелую поддержку мирных стремлений нашего народа...

Должен сказать, что в предложении о всеобщем и полном разоружении нас, христиан, особенно радует обращенный ко всем народам земли призыв "перековать мечи на плуги и копья – на серпы". Эти слова, выражающие наше христианское убеждение, принадлежат древнему пророку Исайе, которого мы, христиане, называем ветхозаветным евангелистом за то, что он предсказал рождение Спасителя мира задолго до этого события.

Таким образом, Библия – это собрание священных книг Христианской Церкви – оказывается источником идеи всеоб­щего мира, которую в наше время – ввиду роста самых опасных вооружений – должно признать едва ли не самой важной для человечества.

Правда, несмотря на все это, Церковь Христова, полагаю­щая своей целью благо людей, от людей же испытывает напад­ки и порицания, и тем не менее она выполняет свой долг, призывая людей к миру и любви. Кроме того, в таком положе­нии Церкви есть и много утешительного для верных ее членов, ибо что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, ска­зав, что и врата адова не одолеют Церкви Его.

Мы, христиане, знаем, как должны мы жить для служения людям, и наша любовь к людям не может умалиться ни при каких обстоятельствах. Поэтому все люди доброй воли, без различия их верований и убеждений, могут быть уверены в том, что в борьбе за всеобщее и полное разоружение Русская Православная Церковь является самым верным их союзником, равно как и во всех патриотических начинаниях нашей страны...

ЖМП. 1960. № 3. С. 33-35

171 [Назначение нового председателя Совета по делам Русской Православной Церкви] (21.2.1960)

Хроника

Совет Министров СССР назначил т. Куроедова Владимира Алексеевича председателем Совета по делам русской право­славной церкви и освободил от этой должности т. Карпова Георгия Григорьевича.

Известия. 21.2.1960

172 [Освобождение митрополита Николая от должности Председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии] (21.6.1960)

Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Алексия в заседании 21 июня 1960 года постановил:

1. Удовлетворить просьбу Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Николая об освобождении его от должности Председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии.

2. Назначить на эту должность Заместителя Председателя Отдела внешних церковных сношений архимандрита Никодима (Ротова) с возведением в сан епископа Подольского.

3. Удовлетворяя просьбу митрополита Николая, святейший Патриарх и Священный Синод выразили ему .глубокую благо­дарность за его многолетние труды по церковным сношениям с заграницей – труды, хорошо известные не только нам, но и повсюду за границей по его многочисленным посещениям как православных, так и инославных Церквей и учреждений и горя­чим всюду выступлениям.

ЖМП. 1960. №7. С. 6

173 [Освобождение митрополита Николая от должности митрополита Крутицкого и Коломенского] (19. 9. 1960)

Священный Синод под председательством Святейшего Пат­риарха Алексия в заседании 19 сентября 1960 года постановил:

1. Освободить митрополита Крутицкого и Коломенского Ни­колая, согласно его прошению от 15 сентября сего года, от должности митрополита Крутицкого и Коломенского;

2. назначить митрополитом Крутицким и Коломенским мит­рополита Ленинградского Питирима;

3. назначить митрополитом Ленинградским и Ладожским, постоянным членом Священного Синода митрополита Минского Гурия;

4. поручить временное управление Минской епархией епи­скопу Бобруйскому Леонтию.

ЖМП. 1960. № 10. С. 4

174 [Из нового Уголовного Кодекса РСФСР] (27.10.1960)

Статья 142. Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви.

Нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви наказывается исправительными работами на срок до одного года или штрафом до пятидесяти рублей.

Статья 143. Воспрепятствование совершению религиозных обрядов.

Воспрепятствование совершению религиозных обрядов, по­скольку они не нарушают общественного порядка и не сопро­вождаются посягательством на права граждан, наказываются исправительными работами на срок до шести месяцев или общественным порицанием.

Уголовный Кодекс РСФСР. С. 61

13. Установление экуменических связей с одновременным гонением на веру при Хрущеве (1960-1964)

Из сопоставления обоснований отказа РПЦ в 1948 году от сотрудничества в экуменическом движении и согласия сотрудничать в нем, данного в 1961 году (Док. 175), становится ясно, что богословских и каких-либо сущест­венных причин для изменения позиции РПЦ почти не было. В обоих случаях Патриарх был вынужден следовать внецерковным директивам. Решение Хрущева допустить РПЦ к работе во Всемирном Совете Церквей преследовало, по всей видимости, две цели – во-первых, чтобы советская внешняя политика была представлена и интерпретирована на более высоком международном уровне, во-вторых, чтобы отвлекать внимание от гонений на Церковь в СССР присутствием русских епископов на виду у мировой общественности и их опровержениями наличия гонений.

Интересны статистические данные, представленные РПЦ Всемирному Совету Церквей (Док. 175), – они значи­тельно отличаются от данных, опубликованных Русской Церковью в 1958 году. При сравнении двух документов сразу видны масштабы проведенных антицерковных мероп­риятий.

Сближение РПЦ с Римско-Католической Церковью при митрополите Крутицком и Коломенским Никодиме (Рого­ве), председателе Отдела внешних церковных сношений, нашедшее свое отражение в присутствии представителей (как наблюдателей) РПЦ на Втором Ватиканском Соборе и в прочувствованных выражениях соболезнования в адрес Ватикана по случаю кончины Папы Иоанна XXIII, сулило принести большой успех (Док. 180, 194, 195), однако смерть митрополита Никодима в Ватикане в 1978 году буквально на руках у Папы символизировала начало конца интенсивных отношениий между Московской Патриархией и Римской Церковью.

Одновременно с деятельностью, направленной вовне, осуществлялось давление на религию, прежде всего на Русскую Православную Церковь, с небывалой с 30-х годов силой. Еще 11. 11. 1954 года новый генсек ЦК КПСС выпустил постановление (Док. 164) с требованием акти­визации антирелигиозной деятельности. В 1960 году власть Хрущева была настолько прочна, что он смог начать проведение массовых антицерковных мероприятий, в ре­зультате которых Русская Церковь в период с 1959 по 1964 год потеряла около двух третей своего организаци­онного состава.

Но не только организационному составу РПЦ был нанесен чувствительный дар – также и внутренняя ее структура была приспособлена к внешним условиям. В 1961 году созываются епископы РПЦ, собрание которых было декларировано в качестве Собора архипастырей Русской Православной Церкви. Этот Собор подтвердил проект, согласно которому священники были отстранены от приходского управления: священник больше не мог быть ни председателем исполнительного органа (приходского совета), ни даже его членом, то есть деятельность священника должна была в категорической форме ограни­чиваться духовным руководством приходом и богослуже­нием (Док. 177). Еще недавно, в 1945 году, было установлено, что священник – глава прихода, ответствен­ный за все области приходской жизни, потому что только такой "приход благоустроен, там и церковная жизнь идет правильно, течет по православному руслу" (см.: Док. 138). Основанием для изменений в "Положении об управлении Русской Православной Церкви" якобы послужили споры о компетентности между священниками и мирянами. Соглас­но этим изменениям, священник становился "служителем культа", нанятым исполнительным органом; следовательно, он может быть уволен по усмотрению этого органа. Далее следует четкое разграничение между Церковью (Патриар­хия [Церковное Управление] – епископ – священник) как институцией и приходами, которые в лице своего исполнительного органа после отстранения священника подчинены и подотчетны только государственному регистрационному ведомству. В таком виде архиепископ Туль­ский, Пимен (Извеков – будущий Патриарх) изложил новую редакцию "Положения" (Док. 178).

Устав и программа КПСС от октября 1961 года снова подчеркивают несовместимость религиозных убеждений с членством в партии (Док. 182, 183).

175 [Заявление Патриарха Алексия о вступлении РПЦ в члены Всемирного Совета Церквей] (11.4.1961)

Уважаемый г-н Генеральный Секретарь120!

От имени Священного Синода Русской Православной Церкви я обращаюсь с настоящим заявлением о вступлении нашей Церкви в члены Всемирного Совета Церквей.

Мы изъявляем наше согласие с базисом, изложенным в статье 1-й Конституции Всемирного Совета Церквей.

Мы заявляем, что Русская Православная Церковь отвечает всем критериям автокефалии, стабильности, размера и требо­ваниям взаимоотношений с другими Церквами, которые необхо­димы в соответствии с Уставом Всемирного Совета Церквей. Некоторые статистические данные о жизни нашей Церкви при­водятся в прилагаемом меморандуме.

Мы надеемся, что Вы поставите в известность об этом нашем заявлении Церкви – члены Всемирного Совета Церквей с тем, чтобы их делегаты на предстоящем заседании Центрального Комитета и на Третьей Генеральной Ассамблее в Нью-Дели в ноябре 1961 года были готовы принять соответствующие реше­ния.

Русская Православная Церковь всегда придавала первосте­пенное значение вопросам всехристианского сближения, росту взаимопонимания в среде разобщенных до сих пор христиан и укреплению на евангельской основе всеобщего братства, любви и мира между народами.

Мы учитываем при этом стремление Всемирного Совета Церквей усилить дух экуменического братства и контакты с Русской Православной Церковью.

Веруя во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Цер­ковь и являясь интегральной Ее частью, Русская Православная Церковь не только всегда молилась и молится "о благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех", но и полна реши­мости внести свой вклад в великое дело христианского един­ства по линии бывших движений "Веры и Устройства", "Жизни и Деятельности" и "Международной Дружбы посредством Цер­квей", как они нашли теперь свое объединенное выражение во всех тех формах и аспектах деятельности нынешнего Всемир­ного Совета Церквей, которые направлены на осуществление вышеуказанных целей.

С любовью во Христе

Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Москва, 11 апреля 1961 г.

Приложение. Меморандум с некоторыми статистическими данными о Русской Православной Церкви.

1. Русская Православная Церковь в настоящее время состо­ит из:

а) 73 епархий в пределах СССР,

б) 22 учреждений Русской Православной Церкви за пределами СССР, в том числе...

в) 20 000 приходов (в пределах СССР)121,

г) 40 монастырей (мужских и женских)122,

д) 8 духовно-учебных заведений (2 академии и 6 семинарий).

2. Русская Православная Церковь в настоящее время имеет:

а) 73 архиерея,

б) 30 000 священнослужителей123.

Управляющий делами Московской Патриархии архиепископ Тульский и Белевский Пимен.

11 апреля 1961 г., Москва.

Церковная жизнь. 1961. № 5-7. С. 95-96

[Московская Патриархия определяет свою позицию ввиду предстоящего II Ватиканского Собора] (май 1961)

...Такое отношение к предстоящему Собору Московская Пат­риархия высказала в силу своего убеждения в том, что Римский престол, провозглашающий себя средоточием кафолической истины и церковного единства, до сих пор не обнаруживал желания отказаться от тех притязаний, которые в 1869 году заставили восточных патриархов отвергнуть приглашение папы Пия IX на Ватиканский Собор. А тогда их участие в Соборе было обусловлено безоговорочным признанием главенства папы. По­этому и в теперешних разговорах католических деятелей о христианском единстве приходится усматривать не что иное, как стремление распространить власть Рима на Православную Церковь. ...Выразив удовлетворение по поводу его назначения на этот пост [пост председателе секретариата по вопросам христианского единства], кардинал Беа сказал о желательности установления таких же связей [а именно: между секретариатом по вопросам христианского единства и Англиканской Церковью] с другими отдельными Церквами. "Возможно, – сказал он далее, – что православные епископы смогут прислать на Собор своих наблюдателей, – тогда они будут иметь доступ к работе некоторых организаций Собора. Если Патриарх Московский пожелает прислать на Собор своего наблюдателя, то он будет охотно принят", – добавил кардинал, давая таким образом понять, что приглашения не будет, но если патриарх проявит собственную инициативу в этом отношении, то Рим охотно пойдет ей навстречу.

Московская Патриархия уже высказала свое отношение к католическому Собору как к мероприятию, касающемуся иск­лючительно Католической Церкви. А высказывание кардинала Беа свидетельствуют о притязании Римского престола на абсо­лютную власть в христианском мире, действием которой были измышлены и новые догматы, отделившие Римскую Церковь от Церкви Вселенской.

К тому же нельзя не учитывать, что предстоящий Собор, созываемый в сложных условиях мирового раскола и гонки вооружений, едва ли окажется в состоянии настолько возвы­ситься над противоречиями эпохи, чтобы сказать нужное чело­вечеству слово примирения. Более того, есть много оснований – исторических, политических и психологических – предвидеть такое направление деятельности Собора, которое может пре­вратить его в орудие для достижения политических целей, несовместимых с духом христианства...

Поэтому для нас основа христианского единства представ­ляется несовместимой ни с принципом монархической центра­лизации церковной власти, ни с враждой к инакомыслящим. Не власть, а любовь должна объединить христиан. И в силу этого убеждения, исключающего какое бы то ни было участие наше в деяниях нового Concilium Vaticanum, Московская Патриархия отвечает кардиналу Беа: "Non possupus!"

Имеется в виду заявление Московской Патриархии (опубли­кованное в "Известиях" от 21.6.1959 года и в "ЖМП" 1959 года, № 7), в котором говорилось, что она "рассматривает предсто­ящий католический собор как чисто римско-католический акт и, со своей стороны, не имеет никаких оснований, тем более намерений, вмешиваться в это дело".

ЖМП. 1961. № 5. Non possupus! (Статья без подписи).

177 [Архиерейский Собор РПЦ. Вступительное слово Патриарха Алексия] (18.7.1961)

... Мы давно, без малого почти семнадцать лет, не собира­лись для соборного обсуждения и решения церковных дел...

Итак, мы собрались, чтобы в духе любви и полного едине­ния, имея в виду исключительно церковную пользу, решить или, вернее, утвердить состоявшееся решение Священного Синода назревших вопросов текущей церковной жизни.

Одной из главнейших забот наших является упорядочение в приходах нашей Церкви приходской жизни, во многих местах наших епархий расстроенной и вызывающей бесконечные жа­лобы.

Год тому назад Священный Синод своим постановлением обращал внимание епархиальных архиереев на нарушение со­ветских законов, касающихся религиозных объединений, и да­вал указания к урегулированию создавшегося положения, но, несмотря на это, жалобы продолжали поступать. Это свиде­тельствовало о том, что в данном случае требовались не пал­лиативные, а решительные меры, и, в частности, строгое раз­граничение прав и обязанностей членов клира и приходских исполнительных органов.

В апреле этого года Совет по делам Русской Православной Церкви известил нас о том, что Совет Министров Союза ССР вновь обратил внимание на многочисленные случаи нарушений со стороны духовенства советского законодательства о культах и указал на необходимость внести надлежащий порядок в жизнь приходов, и именно в вопросе восстановления прав исполни­тельных органов церковных общин в части финансово-хозяйст­венной деятельности, в соответствии с законодательством о культах...

18 апреля сего года состоялось Постановление Священного Синода, которым разграничивались обязанности клира приход­ского, в частности настоятелей, и исполнительных органов, причем настоятелям вменялось в обязанность всецело сосре­доточить свои заботы на духовном руководстве приходом и на богослужебной стороне, с освобождением их от участия в хозяйственно-финансовой деятельности общины, каковая деятельность возлагалась только на исполнительный орган верую­щих, несущий по закону ответственность перед Гражданской властью за сохранность здания и имущества храма...

Несколько странно было получить на это решение – правда, всего от трех епископов – отзыв с мнением, что этим якобы "отменяется" постановление "Положения об управлении Рус­ской Православной Церкви" о правах настоятелей, между тем как в данном случае была не отмена, а только поправка и уточнение настоятельских прав и обязанностей, причем в сто­рону более церковную и духовную. У меня есть известные сведения от многих Преосвященных, что это постановление наше не вызывает существенных опасений. Умный настоятель, благоговейный совершитель богослужений и, что весьма важно, человек безукоризненной жизни всегда сумеет сохранить свой авторитет в приходе. И будут прислушиваться к его мнению, а он будет спокоен, что заботы хозяйственные уже не лежат на нем и что он может всецело отдаться духовному руководству своих пасомых...

Второй вопрос касается увеличения числа постоянных чле­нов Священного Синода. Эта необходимость вызывается сооб­ражениями практического порядка. Теперь все чаще возникают вопросы, требующие срочного решения, и спешный созыв по­стоянных членов Синода, из которых митрополит Киевский живет в Киеве, а митрополит Ленинградский в Ленинграде, бывает в таких случаях затруднительным. Поэтому представля­ется целесообразным иметь в самой Москве трех постоянных членов Священного Синода, правомочных решать текущие срочные дела. Такими членами, кроме митрополита Крутицкого, естественно быть Управляющему делами Московской Патриар­хии и Председателю Отдела внешних церковных сношений, каковые должности впредь будут замещаться только лицами в епископском сане, о чем и следует внести соответствующую поправку в "Положение об управлении Русской Православной Церкви" для последующего утверждения Поместным Собором.

Наконец нам желательно также ознакомить настоящий Собор с отношением Русской Православной Церкви к Экуменическому движению. Всем известно, что в 1948 году мы, совместно с предстоятелями других братских православных Церквей, отка­зались от участия в этом движении.

Протестантский характер Всемирного Совета Церквей и пол­итическая направленность его деятельности послужили тогда основанием нашего отказа, и мы откровенно сказали об этом экуменическим лидерам. Однако это наше решение не воздви­гало между нами средостения. С момента основания в 1948 году Всемирного Совета Церквей мы не переставали внима­тельно и глубоко изучать характер и направление его деятель­ности. За истекшие годы мы имели многочисленные встречи с деятелями Экуменического движения, а с 1958 года приступили к официальным с ними контактам. Мы с удовлетворением констатируем, что наше отношение к Экуменическому движению в 1948 году послужило к изменению этого направления во Всемирном Совете Церквей, и оно во многом стало на путь стремления к более церковному, духовному строю деятельно­сти, а в практических вопросах более объективно подходит к событиям, происходящим в мире.

И мы изменили в настоящее время нашу позицию по отно­шению к Всемирному Совету Церквей. Впрочем, и раньше у нас, православных, не было холодного и тем более пренебрежитель­ного отношения к западным христианам. Напротив, мы всегда охотно шли навстречу их духовным исканиям и запросам, желая соединения всех под Главою Христом в лоне Его Святой Церк­ви. Теперь же, когда отпавшие от Церкви сами ищут единства с ней, нам необходимо пойти им навстречу, чтобы облегчить их искания свидетельством об истине.Православия.

Взаимоотношения, какие сложились у нашей Церкви с Все­мирным Советом Церквей в результате имевших место на протяжении последних лет углубленных взаимоконтактов, при­вели ныне к известному решению нашего Священного Синода от 30 марта сего года о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей...

В обстоятельствах настоящего времени мы не можем не видеть указания на необходимость поддержать чувство христи­анской общности и связать христиан Востока и Запада узами любви и мира.

Наша миссия в данных условиях – явить западным христи­анам Свет Православия. В этом направлении мы придаем большое значение нашему сотрудничеству в Пражском мирном христианском движении. В июне текущего года делегация Рус­ской Православной Церкви участвовала в Первом Всемирном общехристианском конгрессе в защиту мира в Праге...

Я не сомневаюсь, что Собор архипастырей Русской Право­славной Церкви одобрит позицию нашего Священного Синода и в отношении Пражской Мирной Христианской Конференции и примет решения по дальнейшему усилению вклада нашей Цер­кви в святое дело примирения человечества.

ЖМП. 1961. N9 8. С. 5-8



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Храме Христа Спасителя, на которое Владыка привез Благодатный Огонь из Иерусалима. Ипередал его в московские храмы, как священную эстафету… Однако, как это ни странно, большинству ревнителей его памяти биография

    Биография
    4 ноября 2008 года минуло пять лет со дня смерти митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), с именем которого связана целая эпоха в жизни Русской Православной Церкви.

Другие похожие документы..