Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1.1. Управління охорони здоров’я Чернівецької міської ради (надалі – Управління) є виконавчим органом Чернівецької міської ради. Скорочене найменуван...полностью>>
'Лекции'
Регистрационная форма. Название организации: Город: Контактное лицо: Телефон: E-mail*: Сайт: * - Контактный e-mail указывать обязательно....полностью>>
'Реферат'
Перед вами книга, в которой впервые систематизированы вопросы психологии корпоративной безопасности. В ней рассмотрена человеческая составляющая безо...полностью>>
'Документ'
В целях поддержки малого предпринимательства города Щигры Курской области, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 ...полностью>>

Концепция «Динамического и сегментационного метода анализа». 7 Исторические этапы формирования тнк. 8

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КРИВОРОЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Историко-географические аспекты деятельности транснациональных компаний и их влияние
на формирование системы
мирового хозяйства

студентки
группы ГБ-97-2
Медведевой А.С.

Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук, доцент
Бугрий Е.В.

Консультант:

доктор педагогических наук,

профессор Кондрашова Л.В.

Кривой Рог

2002 г.

Содержание

1

Содержание 2

Введение. 3

Раздел 1. История развития транснационального капитала. 7

1.1. Концепция «Динамического и сегментационного метода анализа». 7

1.2. Исторические этапы формирования ТНК. 8

1.3. Эволюция организационно-экономических форм и моделей деятельности ТНК. 10

Выводы по 1 разделу 15

Раздел 2. Транснационализация – важнейшая доминанта развития мировой экономики. 17

2.1. Место ТНК в системе мирового хозяйства. 17

2.2. Принципы переноса капитала и хозяйственной деятельности за рубеж. 21

2.3. Крупнейшие монополистические организации современного мира. 38

2.4. Типология ТНК. 52

2.5. Деятельность ТНК в Украине 56

Выводы по 2 разделу 59

Раздел 3. Факультатив – как средство формирования профессиональных интересов старшеклассников. 61

3.1. Теоретическое обоснование преимуществ использования факультативных занятий в практике общеобразовательной школы. 62

3.2. Использование факультативов в курсе экономической и социальной географии мира в целях формирования профессиональных интересов старшеклассников. 67

3.3. Программа и ход опытно-экспериментальной проверки результативности факультативных занятий в становлении профессиональных интересов учащихся. 69

3.4. Результаты экспериментально-исследовательской работы. 72

Выводы по 3 разделу. 74

Выводы 76

Литература 81

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90

Введение.

Актуальность: В настоящее время человечество занимают проблемы глобализации, влияющие на все сферы жизни человеческого общества: экономические, социальные, политические, культурные, в том числе на социально-экономическую и политическую географию мира, регионов, отдельных стран и местностей. Процесс глобализации имеет объективный характер, являясь неизбежным результатом эволюции мировой экономики, усиления мирохозяйственных связей. По мере формирования общемирового рынка, мировой системы капитализма и установления господства в ней транснациональных корпораций (ТНК) была выдвинута концепция «отмирания» национальных государств как участников экономического процесса. Согласно этой концепции в условиях роста гигантских корпораций «национальное государство как экономическая единица приближается к своему концу». «Экономическое будущее мира находится в руках крупных корпораций, которые интегрируют мир». Кульминацией такого процесса должна стать «экономическая организация мира под эгидой крупных корпораций». «Глобализирующий эффект» технологических достижений в области коммуникаций и транспорта проявляется в повышении экономической эффективности деятельности транснациональных корпораций. ТНК сочетают торговые операции и вывоз капитала, используют выгоды межцехового разделения труда в глобальных масштабах, размещая производства отдельных комплектующих узлов и деталей в разных странах и сосредотачивая выпуск конечной сложной продукции в одной из них. ТНК – это новые «глобальные субъекты», крупнейшие из которых превосходят по финансово-экономическому и технологическому потенциалу большинство малых и средних государств мира.[19.C.3-7]

В связи с выше сказанным, тема дипломного исследования является современной и актуальной.

Объект исследования: транснациональные компании.

Предмет исследования: историко-географические особенности деятельности монополистических групп в системе мирового хозяйства.

Цель: рассмотреть причины возникновения ТНК и условия их деятельности в современном мировом хозяйстве.

Задачи:

  1. выделить этапы развития транснационального капитала;

  2. рассмотреть организационно-экономические формы и модели деятельности ТНК;

  3. провести типологию монополистических групп;

  4. определить различия функционирования ТНК в странах разного уровня;

  5. выделить положительные и отрицательные моменты деятельности ТНК;

  6. выявить возможности создания монополий в условиях Украины;

  7. составить карты размещения ТНК и сферы их деятельности. Составить карту размещения ТНК на территории Украины.

Для достижения поставленных целей и задач дипломного исследования мы использовали следующие методологии и методы:

  • Теоретический анализ географической и экономической литературы;

  • Исторический;

  • Картографический;

  • Причинно-объяснительный;

  • Геосистемный;

  • Геокомпонентный;

  • Поисковый.

Проблемой деятельности ТНК и влияние корпоративных гигантов на мировую систему хозяйства занимались такие географы и экономисты как Башинская, Деримов, Мовсесян, Огнивцев, Мясникова, Лупаций, Чернышева, Саликова и другие.

Новизна:

  • Теоретическая: выделение этапов эволюции ТНК, основные центры и сферы деятельности транснационального капитала, разработка типологии ТНК (в том числе в условиях Украины).

  • Практическая: составление карт размещения ТНК и области их интересов. Карта размещения ТНК на территории Украины. Карта-диаграмма «Сферы интересов ТНК по основным регионам».

  • Методическая: в разработке методических рекомендаций в помощь учителю, в составлении программы факультативных занятий по теме дипломного исследования.

Раздел 1. История развития транснационального капитала.

Транснациональные корпорации (ТНК) – это монополистические объединения (концерны или международные корпорации), в рамках которых объединяются многочисленные предприятия одной или нескольких отраслей мирового хозяйства, которые занимаются производственной и торговой деятельностью, которая выходит за рамки национальных стран.

1.1. Концепция «Динамического и сегментационного метода анализа».

С целью преодоления недостатков прежних теорий А.Скотт, М.Столпер и Р.Уолкер предложили в конце 80-х годов новую концепцию.

Авторы обращали основное внимание не на внешние условия и факторы размещения, как это принято в «штандортных» и родственных им теориях, а на активную роли самих промышленных фирм и предприятий в создании условий для своего развития, особенности их возникновения и развития, стратегия в организации производства и сбыта (Stolper M. The limitation to globalization technologic district and international trade // Electronic Geography, USA, 1992, № 1).

В соответствии с этой концепцией, основную роль в создании региональных промышленных структур играют не свойства территории, а сами промышленные фирмы, которые устанавливают региональные взаимосвязи и тем самым создают свое региональное хозяйственное окружение, которое приспосабливается к специфическим местным условиям и ведет к возникновению процессов региональной концентрации производства со своей собственной динамикой. Главную роль играют выгоды агломерации (скопления) функционально связанных предприятий.

При оценке воздействия промышленности на территорию предлагается различать четыре этапа:

  1. «локализации» (размещения новых промышленных предприятий на новых территориях);

  2. «селективной субурбанизации» (при длительном сохранении конкурентоспособности размещенных на ней предприятий и наращивания их мощности);

  3. «дисперсии» (продвижения промышленности дальше на периферию;

  4. «перемещения центров тяжести в размещении» под воздействием обновления промышленной структуры *например, на основе технологических нововведений, из-за изменений структуры спроса, эволюции старых отраслей и производств).

Фирмы-носители процессов обновления нередко размещаются вне ранее возникших крупных промышленных центров, что возвращает процесс на стадию «локализации».[29.C.57]

1.2. Исторические этапы формирования ТНК.

Исторически развитие ТНК прошло ряд этапов. С периода зарождения первых ТНК (конец XIX в.) они претерпели весьма существенную трансформацию. Деятельность ТНК первого поколения в значительной мере была связана с разработкой сырьевых ресурсов бывших колоний, что дает основание определить их как «национально-сырьевые ТНК». По своей организационно-экономической форме и механизмам функционирования это были картели, синдикаты и первые тресты. Затем на мировой арене появляются ТНК трестового типа, связанные с производством военно-технической продукции.

Начав свою деятельность в период между двумя мировыми войнами, некоторые из этих ТНК второго поколения сохранили свои позиции в мировой экономике и после второй мировой войны. Производили вооружение, боеприпасы, амуниции.

В 60-е годы все более заметную роль начали играть ТНК третьего поколения, которые широко использовали достижения научно-технической революции. Это технико-потребительские компании. Они выступали в организационно-экономической форме концернов и конгломератов.

В 60 – 80-е годы в деятельности ТНК органично соединялись элементы национального и зарубежного производства: реализации товаров, управления и организации работы персонала, научно-исследовательских работ маркетинга и послепродажного обслуживания. Основные элементы воспроизводственного процесса переводились на общие для соответствующих стран стандарты и принципы. ТНК третьего поколения способствовали распространению достижений НТР в периферийные зоны мирового хозяйства и, самое главное, закладывали экономические предпосылки для появления международного производства с единым рыночным и информационным пространством, международным рынком капитала и рабочей силы, научно-технических услуг. Их целями являлось завоевание рынков сбыта, источников сырья, сфер приложения капиталов.

В начале 60-х годов постепенно появились и утвердились глобальные ТНК четвертого поколения. Их отличительными чертами являются:

  • планетарное видение рынков и осуществление конкуренции в мировом масштабе,

  • раздел мировых рынков с немногими такими же глобальными ТНК,

  • координация действий своих филиалов на основе новых информационных технологий,

  • гибкая организация каждого отдельного производственного узла, адаптивность структуры корпорации, единообразная организация бухгалтерского учета и аудита,

  • объединение своих филиалов, заводов и совместных предприятий в единую международную сеть управления, которая, в свою очередь, интегрирована с другими сетями ТНК,

  • осуществление экономического и политического влияния на государства, в которых действуют ТНК.

Таким образом, стратегия их характеризуется инновационной агрессивностью и динамизмом, отходом от одноотраслевой структуры, постоянным совершенствованием внутрикорпоративной структуры, нацеленностью на завоевание уже не отдельных сегментов рынка, а ключевых мирохозяйственных позиций в производстве и реализации продукции.

К настоящему времени уже в основном сложилась такая система мироустройства, при которых ТНК контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, а также примерно 415 патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85% рынка меди и бокситов, 80% - чая и олова, 75% - бананов, натурального каучука и сырой нефти.

Половина экспортных операций США осуществляется американскими и иностранными ТНК. В Великобритании их доля достигает 80%, а в Сингапуре – 90%. Большая часть платежей, связанных с трансфертом новых технологий, осуществляется внутри ТНК: в США их доля составляет 80%, а в Великобритании – 90%. [22.C.275-290]

Что касается использования в экономической литературе термина «глобальные корпорации», т.е. ведущие свою деятельность в масштабах всего мира. Однако на практике не существует таких корпораций, которые имели бы филиалы во всех странах мира, и, в большей или меньшей степени, такими являются «Эксон» (имеет филиалы в 100 странах мира), «Кока‑Кола» (филиалы в 190 странах).

1.3. Эволюция организационно-экономических форм и моделей деятельности ТНК.

Организационно-экономические формы и модели ТНК также разнообразны, и это обусловлено ходом истории или особенностями экономического уклада той или иной страны. Эти модели ТНК сменяли друг друга или существовали одновременно в разных странах.

Проследим, каким образом эволюционировали формы и модели ТНК:

40 – 50-е годы - по своей организационно-экономической форме и механизмам функционирования это были картели, синдикаты и первые тресты.

Картель – ассоциация независимых промышленных предприятий, производящих однотипную продукцию, организованная для достижения монополистического контроля определенного рынка. Членство в такой ассоциации имеет добровольный характер. Члены сохраняют организационную и финансовую независимость, но договариваются о политике цен и масштабах производства. Картели классифицируются по четырем основным категориям:

  1. ассоциация с попыткой контролировать условия продаж,

  2. ассоциация с попыткой устанавливать цены,

  3. ассоциация с целью распространения производственной деятельности, территории продаж и потребителей между членами картеля,

  4. ассоциация с целью установить фиксированную долю в той или иной области бизнеса.

Картель представляет собой объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся преимущественно совместной коммерческой деятельности – регулирование сбыта. На практике картели обычно выходят за рамки коммерческой деятельности, определяя ассортимент товаров, размеры их производства. Для картеля характерно наличие следующих признаков: договорной характер объединения, сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность; совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться, хоть и в ограниченной степени, на производство данного товара. Соглашение об образовании картеля не всегда бывает оформлено договором. Часто картели существуют негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме «джентльменских соглашений». В странах Западной Европы, где действует специальное законодательство, делящее картели на «желательные» и «вредные», насчитываются сотни официально зарегистрированных картелей, не считая тех, которые существуют без регистрации. В США картели запрещены законом. Их функции выполняют торгово-промышленные ассоциации (союзы предпринимателей), осуществляющие монополистическое регулирование рынка в масштабах отрасли. В международной практике нет правовых положений, ограничивающих картелизацию. Наиболее яркий пример международного картеля – ОПЭК (организация стран-экспортеров нефти).

Синдикат – это разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с организацией ограниченной ответственности. Функции централизованного сбыта продукции участников синдиката могут быть также поручены одному из его участников. В зависимости от условий соглашения через единый сбытовой орган может сбываться не вся, а только определенная часть продукции участников синдиката. Участники синдиката сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатом, сбытовой конторой или обществом. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической. Сбытовая контора или сбытовое общество довольно часто осуществляет также закупки сырья для участников синдиката.

Трест – монополистическое объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единые производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. В тресте соединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятия, а не одна какая-либо сторона, как в картеле или синдикате. Трест отличается от других видов монополистических объединений сравнительной производственной однородностью деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции. Форма треста очень удобна для организации комбинированного производства, то есть объединение в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, и представляющих собой либо последовательные ступени обработки сырья либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой. Все входящие в трест предприятия подчиняются одной главной компании, осуществляющей единое оперативное руководство, как всем производственным комплексом, так и связанными с ним обслуживающими и торговыми предприятиями. Различают два способа объединения разнородных предприятий в трест: непосредственное слияние активов отдельных компаний с активами головной компании и приобретение головной компанией треста долей акционерного капитала предприятий. В результате в составе треста могут быть предприятия, которыми трест управляет при помощи системы участий через свои дочерние предприятия. Такие предприятия, хотя и являются формально самостоятельными, фактически лишены самостоятельности и управляются из одного центра. Таким центром может быть общество – холдинг, которое держит в своих руках все или почти все акции, и на деле распоряжается производственной, коммерческой и финансовой деятельностью предприятий.

Концерны и конгломераты существовали в 60-х годах и сохранились до нашего времени.

Концерн – объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участий, договоров об общности интересов, персональных уний, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества. Объединяемые в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерного общества или иного торгового товарищества. Однако от крупных капиталовладельцев идут нити, часто невидимые, к разнообразным компаниям, входящим в концерн, посредством которых концерн полностью контролирует деятельность входящих в него компаний.

Концерны обычно являются объединениями производственного характера предприятий разных отраслей. Различают концерны, носящие характер «вертикальных» и «горизонтальных» объединений. Вертикальные объединения охватывают предприятия разных отраслей промышленности, производственный процесс которых взаимосвязан (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные). Горизонтальные объединения охватывают предприятия разных отраслей производства, несвязанных или малосвязанных меду собой.

Широкое распространение получило создание промышленных холдингов, которые сами не занимаются производственной деятельностью, а только осуществляют путем «системы участий» контроль за деятельностью входящих в них предприятий. Компании, входящие в холдинг, обладают юридической и хозяйственной самостоятельностью и заключают внешнеторговые сделки от своего имени. Однако, решение основных вопросов, относящихся к их деятельности, приносящие доход и принадлежащие холдинговой компании.

Конгломерат – сверхкрупное объединение институтов и предприятий, принимающее участие в контроле производства и обращения одновременно во многих отраслях хозяйства во всемирном масштабе. Это группа технически не связанных между собой предприятий. Которые принадлежат одной фирме и выпускают на одной или больше стадиях производства разнородные неконкурирующие товары или оперируют на сегментах рынка, которые не пересекаются. Конгломераты получили наибольшее распространение в США и Японии: конгломератное объединение – американский ТНК «ИТТ» (Интернешнл телефоун энд телеграф), которое производит телекоммуникационное оборудование, комплектующие детали для автомобилей.[4.C.421-480]

Две модели действия транснациональных компаний:

  1. традиционная модель поведения ТНК:
    предполагает создание товаров в стране происхождения, а затем их экспорт за рубеж. Эта модель поведения ТНК более дорогостоящая и нерациональная,

  2. современная модель поведения ТНК:
    более рациональное, территориальное размещение производств, с переносом разработок в страны, где лучшие условия их проведения и внедрения, и где производство будет обходиться дешевле. [22.C.360]

Выводы по 1 разделу

ТНК – это монополистические объединения (концерны или международные корпорации), в рамках которых объединяются многочисленные предприятия одной или нескольких отраслей мирового хозяйства, которые занимаются производственной и торговой деятельностью, которая выходит за рамки национальных стран.

В истории развития ТНК можно выделить следующие этапы:

  1. Конец 19 века – зарождение ТНК (колониальный тип)

  2. С начала 40-х гг. 20 века – становление ТНК (ЭРС)

  3. 60 – 80 гг. 20 века – развитие транснационального капитала

  4. 80-е гг. 20 века – господство корпоративных гигантов (весь мир)

Каждому этапу эволюции соответствует определенная организационная форма ТНК:

  • ТНК первого поколения – колониально-сырьевые, в виде картелей, синдикатов и первых трестов;

  • ТНК второго поколения – военно-технические, трестового типа;

  • ТНК третьего поколения – технико-потребительские, в форме концернов и конгломератов;

  • ТНК четвертого поколения – глобальные ТНК.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Маркетинг» специальность: 080116 «Математические методы в экономике»

    Учебно-методический комплекс
    Область профессиональной деятельности: анализ и моделирование экономических процессов и объектов на микро, макро и глобальном уровнях; мониторинг экономико-математических моделей; прогнозирование, программирование и оптимизация экономических систем.
  2. Цель программы «Мастер делового администрирования»

    Программа
    на оказание услуг по обучению руководителей и специалистов предприятий,относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства города Москвы, по программе «Мастер делового администрирования»со специализацией «Маркетинг и управление
  3. Методические указания по подготовке к итоговому междисциплинарному экзамену для студентов специальности 080111 «Маркетинг» 2010/11 учебный год

    Методические указания
    К итоговому междисциплинарному экзамену допускаются лица, завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по данной специальности.
  4. Учебная программа на оказание услуг по организации дополнительного профессионального обучения кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы на 2010-2011 годы

    Программа
    на оказание услуг по организации дополнительного профессионального обучения кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы на 2010-2011 годы
  5. Учебная программа на оказание услуг по обучению руководителей и специалистов предприятий, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства города Москвы,

    Программа
    на оказание услуг по обучению руководителей и специалистов предприятий,относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства города Москвы,по направлению «Маркетинг и управление продажами» (504 часа)

Другие похожие документы..