Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Беленькая Ленина Ильинична. Дети - читатели художественной литературы : типол. особенности чтения на разных этапах детства / Беленькая Ленина Ильиничн...полностью>>
'Сказка'
(проектная деятельность) День самоуправления День учителя Поездка в Тарусу 9-11 классы День первоклассника Конкурс «Осенний букет»....полностью>>
'Реферат'
5.6. Асимптотический анализ волн типа Стоунли в круговой цилиндрической оболочке и получение приближенных уравнений для частот граничных резонансов 2...полностью>>

Главная > Пояснительная записка

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

«Государственный университет – Высшая школа экономики»

Санкт-Петербургский филиал

Государственного университета – Высшей школы экономики

Кафедра экономики фирмы

Программа учебной дисциплины

«Стратегическое управление затратами»

Для направления 080100.62 «Экономика»

Профиль специальных дисциплин «Экономика фирмы»

Курс IV

Автор: Шляго Н.Н.

Согласовано УМО Одобрено на заседании кафедры

________________________ Зав. кафедрой

__________ / Н.Н. Шляго/

«_31__» _августа__ 2010г.

«___» ____________ 200_г.

Утверждено Советом Факультета

____________________________

Председатель

__________________

«___» ____________ 200_г.

Санкт – Петербург

2010

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка........................................................................................3

1.1. Цель и задачи курса................................................................................3

1. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.................3

1.3. Место курса в системе формируемых квалификаций.........................6

1.4. Формы работы студента.........................................................................6

1.5. Виды контроля........................................................................................6

2.Содержание программы........................................................................................7

2.1. Содержание лекционных занятий..........................................................7

2.2. Тематический план практических занятий.........................................8

2.3. Темы эссе, рефератов, курсовых работ...............................................10

3. Учебно-методическое обеспечение программы..............................................10

4. Тематический план учебной дисциплины........................................................11

5. Приложения.........................................................................................................11

5.1. Приложение1: Методические указания для преподавателей............ 11

5.2. Приложение 2: Методические указания для студентов......................12

  1. Пояснительная записка

Настоящая программа курса составлена в соответствии с требованиями Государственного Образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников бакалавриата по направлению 080100.62 «Экономика», а также минимальными требованиями к образовательным продуктам Государственного университета – Высшая школа экономики. Данный курс относится к категории дисциплин специализации (ДС.03).

Последовательность изучения разделов данной дисциплины позволяет раскрыть содержание предмета и отвечает требованиям научности в данной сфере знаний.

1.1. Цель и задачи курса

Цель изучения курса «Стратегическое управление затратами» - обеспечить соответствующий современным требованиям уровень подготовки студентов в области экономического обоснования решений в ходе внутрифирменного управленческого процесса. Изучение дисциплины призвано вооружить будущего выпускника - экономиста знаниями и навыками науки, обеспечивающей эффективное использование ресурсов компании с учетом выбираемых ею стратегий.

Задачи курса заключаются в:

- формировании у студентов комплекса необходимых профессиональных знаний и умений, необходимых для экономического обоснования стратегических управленческих решений, осуществления контроля за функционированием фирмы и ее структурных элементов в стратегическом аспекте;

- развитии у студентов навыков активного овладения профессиональными знаниями, необходимыми для экономического обоснования стратегических решений;

- расширении кругозора студентов за счет ознакомления их с современными подходами к факторам формирования затрат;

- развитии и закреплении представлений о сущности, роли и взаимодействии таких понятий как ресурсы предприятия, стратегические решения, результаты деятельности компании;

- получении студентами навыков отбора и использования данных, необходимых для проведения расчетов, обеспечивающих оценку соответствующих параметров функционирования фирмы под влиянием стратегических решений на практике;

- приобретении студентами в процессе изучения данной дисциплины прочной основы для освоения и использования на практике различных видов экономического стратегического анализа.

1. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса «Стратегическое управление затратами» студент должен:

иметь представление

- о сущности и видах стратегии как элемента внутрифирменного управленческого процесса,

- о роли стратегических решений в процессе управления современной компанией,

- о современных направлениях практической реализации стратегических решений фирмы;

должен знать:

- основные затратообразующие факторы, принимаемые в расчет при обосновании стратегических внутрифирменных решений,

- особенности поведения затрат, возникающие под воздействием различных структурных затратообразующих факторов,

- особенности поведения затрат, возникающие под воздействием различных функциональных затратообразующих факторов,

- основные особенности влияния стратегического позиционирования на управление затратами и контроль затрат,

- роль и возможности сбалансированной системы показателей как инструмента стратегического внутрифирменного управления,

- отличительные особенности и аналитические возможности цепочки ценности,

- основные концепции стратегического учета затрат,

- особенности и роль установления образцов в процессах стратегического внутрифирменного управления.

должен уметь:

- применять методы поведения затрат в зависимости от выбранного драйвера затрат,

- анализировать поведение затрат в соответствии с кривой кваливикации,

- применять метод определения себестоимости на основе видов деятельности,

- оценивать поведение затрат в процессе управления мощностью предприятия,

- анализировать поведение затрат под влиянием решений по управлению качеством,

- проводить анализ успешности реализации выбранной предприятием стратегии;

должен владеть навыками:

- проведения необходимых расчетов,

- интерпретации результатов проведенных исследований и расчетов,

- визуализации результатов проведенных исследований,

- самостоятельного изучения теоретического материала,

- презентации результатов теоретических и практических исследований.

1.3. Место курса в системе формируемых квалификаций

Курс “Стратегическое управление затратми” предполагает наличие у студентов базовых знаний по таким предметам как “Экономическая теория”, “Основы экономической теории: экономика фирмы”, “Менеджмент”, “Организация производства на предприятии”, “Финансы”, “Бухгалтерский учет”, “Оценка ресурсов и результатов”, “Основы контроллинга”. Материал курса формирует базу для изучения таких дисциплин как, “Планирование на предприятии”, “Ценообразование”, “Инновационные стратегии предприятия”.

1.4. Формы работы студента

В соответствии с учебным планом подготовки студентов специальности по курсу «Стратегическое управление затратами» предусмотрено проведение лекционных и практических занятий.

1.5. Виды контроля

Контроль знаний студентов осуществляется в следующих формах:

- ТК - текущий контроль в процессе проведения практических занятий и проверки выполнения домашних заданий,

- КР - контрольная работа продолжительностью 2 академических часа,

- З – зачет в письменной форме по материалу всего курса.

Оценка знаний осуществляется по 10-ти балльной шкале. Задание, выполненное на:

- 100% , оценивается на 10 баллов,

- 90% - на 9 баллов,

- 80% - на 8 баллов,

- 70% - на 7 баллов,

- 60% - на 6 баллов,

- 50% - на 5 баллов,

- 40% - на 4 балла,

- 30% - на 3 балла,

- 20% - на 2 балла,

- 10% - на 1 балл.

Итоговая оценка (ИО) рассчитывается с учетом посещаемости (П) следующим образом:

ИО = 0,1· П + 0,2 · ТК + 0,2 · КР1 + 0,2 · КР2 + 0,3 · З.

2. Содержание программы

    1. Содержание лекционных занятий

Введение:

Стратегия, три уровня стратегии. Теоретические основы обоснования стратегических решений. Влияние стратегических аспектов функционирования компании на затраты. Структурные и функциональные факторы затрат. Важность качественных факторов. Влияние нескольких факторов на характеристики деятельности предприятия.

Раздел 1: Факторы затрат

Тема 1.1: Структурные факторы затрат

Различные виды структурных факторов затрат: эффект масштаба, вертикальная интеграция, кривая квалификации (кривая опыта), технология, сложность. Проблемы выявления зависимостей между затратами и драйверами затрат. Проблемы разработки системы «АВ-костинг», на основе калькулирования затрат по видам деятельности.

Тема 1.2: Функциональные факторы затрат

Примеры функциональных факторов затрат. Управление мощностью и анализ затрат. «Узкие места» и затраты. Фактор времени. Концепция управления качеством как фактор затрат. Системы планировки предприятий.

Раздел 2: Концепция цепочки ценности

Тема 2.1: Цепочка ценности и затраты

Цепочка ценности: определение, конфигурация. Методология формирования цепочки ценности. Сравнительная характеристика традиционного анализа затрат и анализа с использованием концепции цепочки ценности.

Раздел 3: Стратегическое позиционирование и затраты

Тема 3.1: Сбалансированная система показателей – метод управления стратегией

Концепция стратегических карт. Сбалансированная система показателей: определение, задачи. Характеристика основных блоков сбалансированной системы показателей. Построение сбалансированной системы показателей критические факторы успеха, ключевые показатели, целевые значения показателей, инициативы.

Тема 3.2: Cтратегическое позиционирование и анализ прибыли

Влияние различных стратегических линий на процесс управленческого контроля. Стратегический курс: наращивать, поддерживать, пользоваться достижениями. Преимущество в конкуренции: низкая себестоимость, дифференциация. Особенности систем контроля для предприятий с различными стратегиями. Оценка успешности реализации стратегии: стратегический анализ прибыли.

Раздел 4: Оценка исполнения

Тема 4.1: Управленческие системы учета и контроля для стратегических целей

Калькуляция затрат полного жизненного цикла продукта. Целевой учет затрат. Непрерывное снижение затрат. АВВ. Экологические затраты.

Тема 4.2: Установление образцов

Бенчмаркинг: понятие, цель, виды. Основные этапы процесса бенчмаркинга. Методы сбора информации.

    1. Тематический план практических занятий

Раздел, тема курса

Темы практических занятий

Часы

Раздел 1: Факторы затрат

1

Тема 1.1: Структурные факторы затрат

Выявления зависимостей между затратами и драйверами затрат

2

Кривая квалификации

2

АВМ

2

2

Тема 1.2: Функциональные факторы затрат

Управление мощностью

2

Теория ограничений

2

Стоимость времени

2

Управление качеством

2

Раздел 3: Стратегическое позиционирование и затраты

Тема 3.1: Сбалансированная система показателей – метод управления стратегией

Построение сбалансированной системы показателей

2

4

Тема 3.2: Влияние стратегического позиционирования на затраты

Стратегический анализ прибыли

4

Раздел 4: Оценка исполнения

6

Тема 4.1: Управленческие системы учета и контроля для стратегических целей

Калькуляция затрат полного жизненного цикла продукта.

2

Целевой учет затрат

2

Тема 4.2: Установление образцов

Бенчмаркинг

2

Итого

26

2.3. Темы эссе, рефератов, курсовых работ

Учебным планом проведения занятий по курсу «Стратегическое управление затратами» выполнение эссе, рефератов, курсовых работ не предусмотрено.

3. Учебно-методическое обеспечение программы

Основная литература:

1. Аткинсон Э.А., Банкер Р.Д., Каплан, Р.С., Янг М.С. Управленческий учет, 3-е издание.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2007. – 880 с.

2. Хорнгрен Ч., Фостер Дж., Датар Ш. Управленческий учет, 10-е изд./ Пер. с англ. – СПб.; Питер, 2007. – 1008 с.

3. Шанк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами / Пер. с англ. СПб.: ЗАО «Бизнес Микро», 1999. – 299 с.

Дополнительная литература:

4. Гершун А., Горский М. Технологии сбалансированного управления. – 2-е изд., перераб. М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2006. – 416 с.

5. Друри К. Управленческий и производственный учет: Пре. с англ.: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 1071 с.

6. Ольве, Н –Г., Рой Ж., Ветер М. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей; Пер. с англ. – М.: Издательский дои «Вильямс», 2004. – 304 с.

7. Руус Й., Пайк С., Фернстрём Л. Интеллектуальный капитал: практика управления / Пер. с англ. Под ред. В.К. Дерманова; Высшая школа менеджмента СПбГУ. – 3-е изд., - СПб.: Изд-во «Высшая школа менджмента», 2010 – хii + 436 с.

8. Сио К.К. Управленческая экономика: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 671 с.

9. Томпсон А., Формби Д. Экономика фирмы / Пер. с англ. – М.: ЗАО “Издательство БИНОМ”, 1998, стр. 152-156, 218-219.

10. Управление знаниями: Хрестоматия. 2-е изд./ Пер с англ. Под ред Т.Е. Андреевой, Т.Ю. Гутниковой; Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб.: Изд-во «Высшая школа менджмента», 2010 – хii + 514 с.

11.Журнал “Управленческий учет”,

12. Журнал “Менеджмент в России и за рубежом”

13. /management/.

14. /cma/21177.

15. /index.html.

  1. Тематический план учебной дисциплины

тем

Наименование

разделов и тем

Всего

(часов)

Аудиторные занятия

(час)

Самостоятельная работа

в том числе

Лекции

Практ.занят.

1

2

3

4

5

6

1

Введение

4

2

2

2

Раздел 1: Факторы затрат

3

Тема 1.1: Структурные факторы затрат

24

6

6

12

4

Тема 1.2: Функциональные факторы затрат

30

8

8

14

5

Раздел 2: Концепция цепочки ценности

6

Тема 2.1: Цепочка ценности и затраты

6

2

4

7

Раздел 3: Стратегическое позиционирование и затраты

8

Тема 3.1: Сбалансированная система показателей – метод управления стратегией

8

2

2

4

9

Тема 3.2: Cтратегическое позиционирование и анализ прибыли

14

2

4

8

10

Разде4: Оценка исполнения

11

Тема 4.1: Управленческие системы учета и контроля для стратегических целей

14

4

4

6

12

Тема 4.2: Установление образцов

8

2

2

4

Итого

108

28

26

54

5. Приложения

5.1. Приложение1: Методические указания для преподавателей

При проведении лекционных занятий преподавателю целесообразно начинать каждую лекцию с краткого обзора основных положений предыдущего занятия, а затем сообщить студентам план предстоящей лекции, установив таким образом связь с материалом предыдущего занятия.

При проведении практических занятий необходимо строго соблюдать последовательность тем и требование “наращивания” сложности предлагаемых студентам заданий.

Прежде чем переходить к новому материалу, преподавателю необходимо убедиться, что студенты усвоили материал предыдущего занятия. Это можно осуществить путем проверки домашних заданий, а также с помощью проведения мини-тестов.

5.2. Приложение 2: Методические указания для студентов

Самостоятельная работа студентов

согласно тематическому плану дисциплины

Раздел, тема курса

Самостоятельная работа студентов

Час.

1

Введение

Самостоятельное изучение материалов по теме лекции.

Лит-ра: [1], [3], [10], [12].

2

2

Раздел 1: Факторы затрат

3

Тема 1.1: Структурные факторы затрат

Самостоятельное изучение материалов по теме лекции и подготовка домашних заданий по теме практического занятия:

- «Выявления зависимостей между затратами и драйверами затрат»

Лит-ра: [2], [5], [8], [9].

4

Самостоятельное изучение материалов по теме лекции и подготовка домашних заданий по теме практического занятия:

- «Кривая квалификации»

Лит-ра: [2], [5], [9].

4

Самостоятельное изучение материалов по теме лекции и подготовка домашних заданий по теме практического занятия:

- «АВМ»

Лит-ра: [3], [5].

4

4

Тема 1.2: Функциональные факторы затрат

Самостоятельное изучение материалов по теме лекции и подготовка домашних заданий по теме практического занятия:

- «Управление мощностью»

Лит-ра: [1], [2], [5].

4

3

Самостоятельное изучение материалов по теме лекции и подготовка домашних заданий по теме практического занятия:

- «Стоимость времени»

Лит-ра: [1], [2], [5].

3

Самостоятельное изучение материалов по теме лекции и подготовка домашних заданий по теме практического занятия:

- «Управление качеством»

Лит-ра: [1], [2], [5].

4

5

Раздел 2: Концепция цепочки ценности

6

Тема 2.1: Цепочка ценности и затраты

Самостоятельное изучение материалов по теме лекции

Лит-ра: [1], [2], [3], [4], [5] .

4

7

Раздел 3: Стратегическое позиционирование и затраты

8

Тема 3.1: Сбалансированная система показателей – метод управления стратегией

Самостоятельное изучение материалов по теме лекции и подготовка домашних заданий по теме практического занятия:

- «Построение сбалансированной системы показателей»

Лит-ра: [1], [2], [4], [5], [6], [7].

4

9

Тема 3.2: Cтратегическое позиционирование и анализ прибыли

Самостоятельное изучение материалов по теме лекции и подготовка домашних заданий по теме практического занятия:

- «Стратегический анализ прибыли»

Лит-ра: [2], [3].

8

10

Разде4: Оценка исполнения

Калькуляция затрат полного жизненного цикла продукта.

11

Тема 4.1: Управленческие системы учета и контроля для стратегических целей

Самостоятельное изучение материалов по теме лекции и подготовка домашних заданий по теме практического занятия:

- «Калькуляция затрат полного жизненного цикла продукта.»

Лит-ра: [2], [5].

6

12

Тема 4.2: Установление образцов

Самостоятельное изучение материалов по теме лекции и подготовка домашних заданий по теме практического занятия:

- «Целевое калькулирование »

Лит-ра: [1], [2], [5].

4

Итого

54

Самостоятельная работа студентов осуществляется в связи с подготовкой к практическим и семинарским занятиям, тематика которых определяется программой курса.

Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Практические занятия предусматривают выполнение упражнений, решение задач, кейсов, а также выполнение домашних заданий.

Приступая к выполнению домашнего задания, студент должен изучить материалы лекции и практических аудиторных занятий по данной теме. Если какие-то вопросы, необходимые для выполнения домашнего задания, после этого остаются непонятными, следует воспользоваться рекомендованной преподавателем литературой или справочниками. Для освоения материала полезно разобрать решение, рассмотренных в рекомендованной литературе примеров.

При оформлении решения домашних заданий, следует четко разграничивать каждое из предпринимаемых в процессе решения действий. Если заданная работа требует выполнения расчетов, сначала необходимо написать формулу, по которой этот расчет будет производиться, детально описав все используемые в формуле обозначения, а затем подставлять соответствующие значения используемых величин. Желательно также записи сопровождать пояснениями, раскрывающими порядок получения используемых величин.

Если решение задач сопровождается построением графиков, они должны быть выполнены аккуратно, с выбором соответствующего масштаба и указанием единиц измерения параметров, которые будут откладываться на осях координат.

В том случае, когда задание предполагает освоение определенной схемы расчетов, необходимо строго соблюдать порядок и форму проведения расчетов (например, нельзя заменять вертикальное расположение цифр горизонтальным, произвольно изменять последовательность проводимых расчетов и т.п.). При вертикальном расположении расчетов полезно размещать записи таким образом, чтобы в числах порядки находились под соответствующими порядками.

При выполнении задания необходимо четко оформить полученный результат, то есть написать: “Ответ: ……..”.

Работа должна быть оформлена аккуратно и сдана в установленный преподавателем срок.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Утверждено Советом Факультета Председатель 200 г. Санкт-Петербург 2010 содержание пояснительная записка

    Пояснительная записка
    В и В ведущих странах мира инновационная деятельность обеспечивает непрерывный устойчивый рост ВВП на душу населения за счет использования новейших достижений, полученных во всех сферах человеческой деятельности.
  2. Утверждено Советом Факультета Председатель 200 г. Санкт Петербург 2010 I. пояснительная записка (2)

    Пояснительная записка
    Курс «Политическая культура как ресурс и барьер инновационного развития» предназначен для подготовки в рамках магистерской программы «Политические институты и инновации».
  3. Утверждено Советом Факультета Председатель 200 г. Санкт Петербург 2010 I. пояснительная записка (3)

    Пояснительная записка
    Курс «Политическая философия» предназначен для подготовки бакалавров специальности «Политология». Данная программа включает в себя: содержание дисциплины, перечень основной и дополнительной литературы, рекомендуемой студентам к самостоятельному
  4. Утверждено Советом Факультета Председатель 200 г. Санкт Петербург 2010 содержание пояснительная записка (1)

    Пояснительная записка
    Настоящая программа курса составлена в соответствии с РУП подготовки выпускников бакалавриата по направлению 080100.62 «Экономика», а также минимальными требованиями к образовательным продуктам Государственного университета – Высшая школа экономики.
  5. Утверждено Советом Факультета Председатель 200 г. Санкт Петербург 2010 содержание пояснительная записка (3)

    Пояснительная записка
    Настоящая программа курса составлена в соответствии с РУП подготовки выпускников бакалавриата по направлению 080100.62 «Экономика», а также минимальными требованиями к образовательным продуктам Государственного университета – Высшая школа экономики.

Другие похожие документы..