Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
У нас ровно 1 год на подготовку к этому широкомасштабному проекту, реализующему новую модель развития российской школы, в соответствии с нацональной ...полностью>>
'Документ'
Конкретний капітал. Для здійснення господарської діяльності підприємству необхідні засоби праці (устаткування, будівлі, споруди тощо); предмети праці...полностью>>
'Документ'
Кафедра імунології і мікробіології є однією із наймолодших в університеті і об’єднує в собі викладання кількох досить молодих наукових дисциплін, які...полностью>>
'Документ'
1. Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, судебным палатам и Правительствующему сенату - в качестве верх...полностью>>

Учебное пособие для студентов волгоград 2001 Введение

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

Волгоградская медицинская академия

Кафедра истории и культурологии

Скворцов Ю.Е.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Учебное пособие для студентов

ВОЛГОГРАД 2001

Введение.

В современном мире, особенно в науке, растет интерес к проблемам гуманитарным, в центре которых сам человек. В целом, если первая половина XX века прошла под знаком развития технических наук и физики, если во второй половине столетия на 1-й план стали выдвигаться науки о живом мире и прежде всего биология, то век наступающий станет веком наук о Человеке.

Объективно это обусловлено вступлением природы и человека в конце XX века в качественно новый этап существования, когда от человечества будет зависеть не только его собственная судьба, но и судьба всей биосферы, всего живого.

Среди гуманитарных наук особое место занимает история. Как наука она изучает протекающую во времени деятельность человека, преследующего свои цели, предстающего как существо биосоциальное, принадлежащее своему народу и человечеству в целом.

Человеческое общежитие - такая же часть мирового бытия, как и жизнь окружающей нас природы. Закономерно, что его научное познание такая же неустранимая потребность, как и изучение жизни природы. В этом заключается познавательная функция наук о человеке, в том числе и истории. Конкретно нас будут интересовать закономерности и специфика исторического развития нашего Отечества как части мирового сообщества. Таков предмет курса отечественной истории.

Помимо познавательной, в процессе изучения истории осуществляется и мировоззренческая функция.

Под мировоззрением мы понимаем систему наиболее обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

Мировоззрение имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные устремления, интересы, труд и быт людей.

Мировоззрение будет научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность - это исторические факты. Понятно поэтому, что история, ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором только и может строиться научное мировоззрение. С другой стороны, история это не только бухгалтерский учет фактов. Выявляя факты, их взаимосвязь, история осмысливает сущностные процессы, происходящие в обществе в виде закономерностей исторического развития. Познание же существа исторического процесса, его закономерностей на примерах прошлых поколений позволяет создать подлинную картину жизни современного общества. Тем самым познание истории играет и самостоятельную роль в формировании объективного представления об обществе.

Наконец, 3-й аспект мировоззренческой функции изучения истории заключается в том, что она позволяет видеть общество в развитии, изменении.

Познав прошлое, оценив по отношению к нему явления современной действительности, человечество с определенной степенью вероятности может определить общий вектор (направление) последующего развития.

Наконец, в процессе изучения истории, реализуется и третья функция - социально-практическая. Каждое новое поколение стремится радикально существующие общественные порядки в соответствии с меняющимися условиями жизни и потребностями. Сделать это можно только опираясь на историческое наследие, на духовный и материальный потенциал, который достался от предшествующих эпох. Отсюда актуальность задачи, стоящей перед каждым человеком: адекватной оценки исторического наследия и его рационального использования в своей деятельности.

Нет необходимости убеждать кого-либо в том, что в наши дни, в нашей стране актуальность этой задачи достигла своего предела.

Наибольшая глубина и объективность исторического знания достигается тогда, когда удается раскрыть закономерности функционирования и развития общества на базе осмысления исторических явлений и процессов. Конечно, закономерность - это прежде всего повторяемость. Но особенностью общественного развития является индивидуальность конкретных исторических ситуаций и связанной с ними деятельности людей, а значит в том виде, как они совершались, не воспроизводимы.

Понятно, что может сложиться мнение о невозможности теоретического осмысления истории.

Но, надо учитывать следующее. Во-первых, есть сферы, где аналогичная деятельность в прошлом повторяется в новых условиях.

Во-вторых, есть общественные задачи, требующие долговременного решения.

В-третьих, есть принципы и методы решения тех или иных задач, которые могут быть применены в различных условиях.

Все это позволяет утверждать, что выявление и познание закономерностей функционирования и развития общества возможно.

Общественно-историческое развитие прошло существенно отличные временные стадии.

Выделить их позволяют следующие исходные принципы и конкретно-содержательные критерии.

Основной принцип периодизации исторического развития вытекает из того, что содержанием этого развития является деятельность преследующего свои цели человека. Следовательно, основой при выделении исторических эпох, а, следовательно, и типов исторического развития должен быть человеческий метод, т.е. учет того, каково было положение человека в основных сферах его деятельности в то или иное время.

Сферы человеческой деятельности и связанные с ней отношения в самом обобщенном виде зависят от следующих факторов:

- материальная, энергетическая и информационная вооруженность общества, т.е. уровень материального производства, с одной стороны, знаний и навыков - с другой;

- характер социальных и политических отношений;

- культурно-идейный и нравственно-психологический облик человека.

Исходя из вышесказанных факторов, выступающих как критерии, истории цивилизации, выделяются две основных эпохи.

I. Первобытное общество ( 40 - примерно середина 1 тысячелетия до н. э.) В нем в свою очередь выделяются следующие периоды:

а) предыстория человеческого общества (доисторический период ) - период дикости (40 - 4 тыс. лет. до н. э.)

б) период варварства ( рубеж 4-3 тыс. лет до н. э. – около V в. до н. э.)

II. Эпоха собственно цивилизации (приблизительно с середины

1 тысячелетия до н.э. до нашего времени).

В этой эпохе выделяются периоды доиндустриальной или аграрной (время существования рабовладельческого, а затем феодального общества ) и индустриальной цивилизаций. Первый охватывает приблизительно6 в. до н. э. - рубеж XV-XVI в.в. н. э., второй начинается с XVI в. и продолжается до сих пор.

В научной исторической традиции сложилась определенная периодизация всемирной истории.

История Древнего мира. Хронологические рамки этого периода 40 тыс. лет - приблизительно середина 1 тыс. н. э. Это время существования первобытного и рабовладельческого общества.

История средних веков охватывает середину 1 тыс. н. э. - XV в. Это время становления и господства феодализма, традиционного общества.

История Нового времени охватывает рубеж XV-XVI в.в. - 1914 г. и представляет собой время генезиса, становления и развития индустриальной цивилизации, время существования капиталистического строя и буржуазного общества.

Новейшая история. Началом этого, продолжающегося еще и сегодня, периода стала 1 мировая война 1914-1918 г.г. и Великая Октябрьская социалистическая революция в России. Это период, когда индустриальное общество, пройдя через системные трудности и кризисы, вступило после II мировой войны в фазу реконструкции и трансформации, социальных перемен и научно-технических прорывов. Важнейшим фактором развития цивилизации в этот период было существование СССР, где была предпринята попытка реализации социалистического варианта развития. С середины XX в. человечество вступает в стадию постиндустриального развития.

ГЛАВА I: От дикости к цивилизации.

I. На заре человеческой истории. Становление и развитие первобытного общества.

Развитие человечества во время существования первобытного общества, охватывающего огромный промежуток времени ( 40 тыс. - середина 1 тыс. до н. э.), прошло две стадии: дикость и варварство.

Дикость (каменный век) охватывает период времени с 40 тыс. до рубежа 4-3 тыс. до н. э. Однако, некоторые ученые относят появление homo sapiens и, соответственно, начало периода до 200-300 тыс. лет. В период дикости человечество в своем развитии прошло 3 ступени: низшую (палеолит - ранний каменный век), среднюю (мезолит) и высшую (неолит).

На низшей ступени дикости люди находились на завершающей стадии переходного состояния от животного к homo sapiens. Это было время детства человечества. Пищей служили растения, ягоды, коренья, добываемые с помощью природных вспомогательных орудий, бывших как бы продолжением руки: обломков камня, костей животных, палок и т.п. Определенным шагом вперед в развитии производительных сил стал в это время постепенный переход к грубой обработке камней и, таким образом, использование их уже в качестве подобия топора, ножа, скребка. Главное достижение этого периода - возникновение членораздельной речи.

Период мезолита (XI-VIII тыс. лет до н.э.) начался с освоения рыбной ловли и применения огня, добываемого трением, что было взаимосвязано, т.к. только благодаря огню рыба и другие животные, добываемые в воде, полностью пригодны к употреблению.

Новое занятие позволило человеку начать расселение на значительные территории, двигаясь по рекам и берегам морей и таким образом стать более независимым от климата и местности. Добавочной пищей от случая к случаю стала добываемая с помощью появившегося оружия (дубина, копье) дичь.

Мезолит знаменовался изобретением лука и стрелы, благодаря чему выделяется самостоятельная отрасль труда - охота. Вместе с тем, изобретение нового оружия, довольно сложного в изготовлении, уже предполагало наличие у человека долго накапливаемого опыта и более развитых умственных способностей.

В это время человек начинает поселяться группами, заниматься производством деревянных сосудов и утвари, ручным ткачеством, плетением, тонкой обработкой каменных орудий (шлифованием), постройкой жилищ и т.д.

Вступление человечества в поздний каменный век (VII-IV тыс. до н. э.) ознаменовалось началом качественных изменений в жизни человека в ходе так называемой неолитической революции. Ее главное содержание: начало приручения животных и возделывание съедобных растений при помощи орошения. Таким образом, было положено начало перехода к воспроизводящей экономике. Усложнение орудий труда, увеличение их многообразия, потребовали, в свою очередь, специализации труда по их производству. Начинается выделение в отдельный вид деятельности ремесла. Однако, в целом, период дикости - это время преимущественно присвоения готовых продуктов природы.

Что же собой представляло первобытное сообщество в период дикости?

Первоначально люди жили сообществами, подобно животным. Вместе с тем, внутри них целые группы мужчин и женщин принадлежали друг другу, что оставляло мало места для ревности и это в большей степени восполняло недостаток отдельной особи к самозащите, чем у животных. Однако очень рано из этих неупорядоченных отношений (групповой брак) развивалась кровнородственная семья, когда супружеские отношения, права и

обязанности исключались только между предками и потомками, т.е. между родителями и детьми. Братья и сестры всех степеней родства считались мужьями и женами друг друга. Постепенно такая семья уступала место пуналуальной семье, в которой исключались связи между сестрами и братьями. Тем самым, было ограничено кровосмешение.

С исключением братьев и сестер из брачных отношений община разделяется на ряд родов сестер и братьев, образующих ядра новых общин. Формируется, таким образом, общественное устройство большинства народов мира, просуществовавшее вплоть до эпохи цивилизации - род в виде определенного круга кровных родственников первоначально по материнской линии, т.к. мать детей была известна всегда в отличие от отца.

На высшей ступени дикости, когда был воспрещен брак между всеми родственниками, что запутывало брачными запретами групповые браки, начинает возникать парная семья (муж и жена). Таким образом, шел постоянный процесс исключения кровных родственников из брачного союза, в чем проявилось действие естественного отбора. Это создавало более благоприятные возможности умственного и физического развития людей. Но все же парная семья стала характерной уже в следующий период - период варварства.

Как же был организован род?

Род вел коммунальное хозяйство. Имущество принадлежало всем его членам. Характерной чертой была взаимопомощь членов рода. Выбирался старейшина (для мирного времени) и вождь (военный предводитель). В выборах участвовали все мужчины и женщины. Власть старейшины была чисто морального порядка, опиралась на его авторитет. Род мог смещать выбранных. Браки внутри рода были запрещены. Все были равны и свободны. Рабов еще не существовало.

Рост числа родов, связанных кровным родством, вел к образованию племени, т.е. объединения с собственной территорией и именем. Вожди и старейшины племен утверждались и смещались созданными советами племен из вождей и старейшин родов. Они же решали гласно все общие дела племен.

Многие качественные изменения в первобытном обществе, начавшиеся в ходе неолитической революции, получили развитие и завершились уже в период варварства (III тыс. - начало 1 тыс. до н.э.).

Это обусловлено важнейшим сдвигом в развитии производительных сил общества, начавшимся в середине периода варварства, когда начинается плавка руд и обработка металлов: меди, олова и выплавлявшейся из них бронзы ("бронзовый век"). На высшей ступени варварства человек переходит к плавке железной руды ("железный век"). Это эпоха железного топора, плуга и меча. Стало возможным земледелие в крупных размерах - полеводство путем расширения пашни за счет вырубки лесов, вспашки целины плугом. Завершается первое крупное общественное разделение труда: разделение земледелия и скотоводства.

Железо дало ремесленнику орудия труда, перед которыми не мог устоять ни один материал. Растет многообразие отдельных видов ремесел. Увеличилось разнообразие ремесленных изделий, возросла их сложность. Многообразная деятельность уже не могла выполняться теми же, кто занимался полеводством или скотоводством. Завершается второе крупное общественное разделение труда: ремесло отделилось от земледелия. Занятие земледелием, ремеслом привело к оседлости населения и появлению больших населенных пунктов, а затем и городов.

В целом можно констатировать, что варварство - это период овладения методами увеличения производства продуктов природы посредством человеческой деятельности.

Специализация общественного производства приводила к необходимости регулярного обмена продуктами труда, а вместе с этим к появлению товарного производства - производства для обмена продукцией и торговли.

Рост производства всех видов, производительности труда повышали ценность рабочей силы, создавали возможность и требовали ее увеличения. Существенной частью общественной системы, как источник рабочей силы, становится рабство.

С другой стороны, растут различия между богатыми и бедными. Имущественные различия между отдельными главами семей начинают разрушать родовую общину. Начинает исчезать совместная обработка земли. Пахотные земли предоставляются в пользование отдельным семьям.

По мере возрастания плотности населения, требуется все большее сплочение как внутри, так и по отношению к внешнему миру. Идет процесс слияния племен, их территорий в одну общую территорию - территорию народа. Обособление народов и их территорий все больше приводит к тому, что война в защиту от соседей и для захвата добычи у них становится постоянным занятием. В этих условиях происходят изменения в общественном устройстве. Военный вождь становится постоянным должностным лицом. Появляется народное собрание. Вождь, создаваемый им военный совет и народное собрание образуют органы родового строя, развивающегося в военную демократию. Военную, потому что война и организация жизни для войны становятся регулярными функциями жизни сообществ.

В этих условиях усиливается власть верховного военачальника и его приближенных. Она все чаще переходит в наследственную. Органы народного самоуправления все больше отрываются от народа и возрастает их самостоятельность и влияние.

Наконец, характеризуя положение и место отдельной личности в период дикости и варварства, можно констатировать следующее: она оставалась, безусловно, подчиненной в своих чувствах, мыслях и поступках роду, племени. Они являлись для человека высшей властью, данной от природы.

II. На пороге цивилизации. Древнейшие цивилизации.

Вслед за отделением ремесла от земледелия, произошедшего на высшей ступени варварства, зарождением товарного производства и превращением обмена между отдельными производителями в жизненную необходимость для общества происходит третье крупное общественное разделение труда - выделение торговли в самостоятельную отрасль деятельности. Соответственно, в обществе появляется и категория людей, занимающихся не производством, а обменом продуктов - купцов. Вместе с ними появляются и металлические деньги. Наряду с богатством, заключавшимся в товарах и рабах, появляется и богатство денежное.

В условиях совершенствования орудий труда, появления отдельных производителей и утверждения парной семьи, в том числе и как хозяйственной единицы, на смену общественной собственности на землю приходит семейная, т.е. по сути частная собственность. Таким образом, и земля, соответственно, становится товаром, так как ее можно продать и заложить. Со временем это обусловило потерю значительной частью собственников земли, с одной стороны, и сосредоточение ее в руках немногих семей - с другой. Появляется земельное богатство. Происходит достаточно быстрая концентрация и централизация богатств и средств производства в руках немногочисленного строя и рост обнищания большинства общества. Новые богатеи окончательно оттесняли старую родовую знать, если не являлись выходцами из нее.

Таким образом идет разделение свободных на классы в соответствии с имущественным положением. Наряду с этим происходило резкое увеличение числа рабов, принудительный труд которых в конечном счете становится основанием, на котором возвышается все общество - общество рабовладельческое.

Что же происходило с родовым строем?

По мере общественного разделения труда, развития торговой деятельности, смены рода занятий, потери земельной собственности, все большее число людей объединяли не кровные узы, а род занятий, имущественное положение. Этому способствовали и происходившая частая смена места жительства, и увеличение числа чужестранцев и рабов, живущих среди свободных граждан.

В конечном счете сказывается новая система организации общины, опирающаяся не на кровное родство - соседская община, в которой значительную часть членов объединяло простое соседство.

Наряду с этим, шел раскол общества на противоположные классы, что неизбежно вело к непримиримым противоречиям между свободными и рабами, в среде самих свободных. Возникает потребность в силе, стоящей как бы над борющимися классами и способной предотвратить или подавить их открытое столкновение, а также обеспечить взаимоотношения в общине на новых основаниях.

Такой силой становится государство, пришедшее на смену родовому устройству.

Его характерные черты:

1) разделение подданных не по родам, а по территориям (граждане), т.к. связь личности с родом перестала быть необходимой;

2) утверждение общественной (публичной) власти, которая не совпадает непосредственно с населением, осуществлявшим ранее самоуправление;

3) наличие органов подавления и принуждения (полиция, тюрьмы, армия), т.к. морального авторитета, на основе которого управлялось родовое общество, было недостаточно. Наличие армии, как части государства, вызывалось также и усилением конкуренции между различными государствами.

Именно с появлением государства человечество окончательно вступает в эпоху цивилизации. (Сам термин от лат. civilis - гражданский, государственный).

Основные черты этой ступени общественного развития следующие:

I. В экономическом отношении: 1) полное общественное разделение труда и расцвет вытекающего из этого обмена товаров между отдельными лицами, а также объединяющее эти два процесса частное товарное производство; 2) на место коллективного присвоения продуктов приходит возможность присвоения их отдельными частными лицами и возникновение в конечном счете частной собственности; 3) совершенствование средств производства, позволяющее производить больше, чем потреблять, с одной стороны, и наличие растущего числа членов общества, лишившихся средств к существованию, а также пленных чужеземцев - с другой, обусловили возможность эксплуатации человека человеком. На первом этапе существования цивилизации господствующей формой такой эксплуатации стала эксплуатация рабского труда. Именно он был господствующей формой производства;

4) безраздельное господство ручного труда.

II. В социально-политическом плане: 1) на место родового строя

приходит общество, расколотое на классы; 2) у подавляющей части населения отсутствует личная свободы (рабы); 3) связующей силой цивилизованного общества служит государство как сила, ставящая себя над обществом и призванная регулировать общественные процессы, но реально защищающая интересы в первую очередь экономически господствующего класса. Широкие массы общества оказывали влияние на политику государства через классовую борьбу в форме стихийных выступлений и восстаний.

III. В нравственно-психологическом плане принуждение и насилие выступают как основные методы решения общественных задач и возникавших противоречий. Индивидуальная личность не воспринималась как высшая человеческая ценность. Низкая вооруженность человека в процессе производства обусловила определяющую роль природы в сфере взаимодействия человека с ней.

Таковы основные моменты, характеризующие вступление человечества в эпоху цивилизации на поздних ступенях варварства.

Общественно-историческое развитие как целостность на каждом отдельном историческом этапе складывается из различных пространственно-локальных цивилизаций.

Первые рабовладельческие государства ("древнейшие цивилизации") существовали в IV-II тыс. до н. э. Это прежде всего шумеро-вавилонская цивилизация и Древний Египет (IV-I тыс. до н. э.), доассирийская цивилизация в долине Инда (III тыс. до н. э.), Древний Китай (II тыс. до н. э.), цивилизации майя и ацтеков на территории Мексики и Перу в Латинской Америке (I тыс. до н. э.).

Возникновение и развитие древнейших цивилизаций связано, как правило, с наличием особых благоприятных условий для зарождения ирригационного земледелия в долинах крупных рек. Еще одним фактором раннего складывания их государственности стала необходимость создания и поддержания в порядке ирригационных систем.

Это было время великих изобретений и открытий. В Шумере примерно в 3300 г. до н. э. появился первый вид письменности (клинопись), в Египте родилось иероглифическое письмо. Около 2000 г. до н. э. появились буквы, а 800 лет до н. э. финикийцы изобрели алфавит. Там берут начало многие науки. В частности и сам символ медицины родился в Шумере.

Вместе с тем, несмотря на огромный вклад во всемирную историю древнейших цивилизаций, они имели достаточно локальное влияние на последующее развитие цивилизации в целом, прежде всего в силу географической изолированности и специфики природно-климатических условий.

III. Античность и ее место в истории цивилизации.

Завершающий этап вступления человечества в эпоху цивилизации, становление и утверждение ее генотипа связано с античной цивилизацией. Ее хронологические рамки приблизительно V в. до н. э. - V в. н. э. Период античности ("античность" - древность) назван так в эпоху Возрождения (XIV-XVI в.в.), когда еще не знали о существовании древнейших цивилизаций.

Расцвет рабовладельческого строя и решающее влияние на дальнейшую историю всего человечества, но прежде всего европейцев, связаны с Древней Грецией (середина I тыс. до н. э. - до II в. до н. э.) и Древним Римом (II в. до н. э. - середина I тыс. н. э.).

Основные достижения античной цивилизации:

- в экономике: сложилось хозяйство, в значительной мере ориентированное на рынок; наряду с хозяйствами независимых крестьян, ремесленников существовали крупные рабовладельческие латифундии и мануфактурное производство с разделением технологического процесса на отдельные операции; появление банков;

- в социально-политической сфере: возникла демократия как строй общественно-политических отношений, отвечавший требованиям самоуправления сообщества свободных людей, несмотря на ее ограниченность, т.к. она не относилась к рабам, женщинам, молодежи, чужестранцам; отработан механизм государственного устройства, который в различных модификациях существует до сих пор. Государственная власть могла принимать различные формы: демократии, тирании, аристократии, олигархии и т.д. Но всегда строго соблюдался принцип равноправия и свободы граждан данного государства, считавшимися таковыми от природы и не допускавшими над собой какого-либо господства. Но при этом нельзя не видеть, что свобода граждан в значительной степени достигалась за счет рабов и иностранцев. Материальной основой свободы и равенства граждан являлась частная собственность.

Главнейший итог античности - расцвет человеческой личности, ее раскрепощение, хотя далеко не каждой. Именно в эпоху античности происходит отделение умственного труда от физического и утверждается приоритет духовной жизни, рождаются первосистемы абстрактных наук, сложилась система образования, специализированного обучения молодого поколения, расцветает искусство.

Античность стала временем активного стремления человека познать окружающий мир, найти первооснову сущего, природу вещей, с одной стороны, стремление к самопознанию самого себя, к поиску смысла жизни человека - с другой. Человек выделяет "Я" и "МЫ". Он становится мерой вещей. Возрастает интерес к познанию внутреннего мира человека.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие для студентов юридических специальностей Москва, 2010

    Учебное пособие
    § 2. Различные концепции объекта правоотношений – а) общефилософская; b) специально-юридическая; c) психологическая. Монистические и плюралистические теории объекта.
  2. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Махачкала 2008

    Учебное пособие
    Вагабов М.В. – руководитель Центра исламских исследований при Дагестанском государственном университете, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Дагестан.
  3. Учебное пособие а. В. Демин рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов,

    Учебное пособие
    В настоящем пособии рассматриваются основные институты налогового права России. Большое внимание уделено теоретическому анализу основных налогово-правовых категорий, таких, как налоги и сборы, нормы и источники налогового права, принципы
  4. Учебное пособие для студентов 6 курса лечебного факультета и врачей-интернов Волгоград, 2003 г

    Учебное пособие
    Заболевания органов дыхания по частоте встречаемости, заболеваемости, времен­ной и постоянной нетрудоспособности, смертности относятся к одной из наиболее важных проблем клинической медицины.
  5. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540200 (050200) «Физико-математическое образование»

    Учебное пособие
    Кандидат педагогических наук, доцент Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Е. В.

Другие похожие документы..