Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Президент РБ 22 марта подписал Указ № 119, которым внесены изменения в Указ от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями гражд...полностью>>
'Рабочая программа'
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология» формулируют общие требования к м...полностью>>
'Документ'
В умовах стрімкого розвитку науки і техніки, інформаційних технологій, модернізації та гуманізації освіти особливого значення набуває питання підгото...полностью>>
'Решение'
В химической и энергетической промышленности часто возникают задачи разработки технологий автоматической сварки соединений типа «труба – трубная доска...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рецензия - отзыв на учебно-методический комплекс по музыке

4 класс 12 - летней общеобразовательной школы.

Издательство «Алматыкiтап» 2003

Авторы Ш.Кульманова, Л.Гаук, И.Яковлева

I.Соответствие содержания учебника стандарту и программе.

Учебник красочный, яркий, хороший формат. Отвечает требованиям стандарта и программы. В целом все темы доступны и интересны детям. Наибольший интерес дети проявляют к темам, материал которых построен на народном фольклоре.

1.Соответствие часов программе

Учебник соответствует программе, рассчитанной на 51 час в неделю.

2.Научность содержания

Материал подобран правильно, научно.

3.Доступность

Темы подобраны с учётом возрастных особенностей, от простого к сложному, вызывают интерес и эмоциональный отклик.

4.Развивающие, воспитывающие возможности учебника

В целом учебник способствует музыкальному и эмоциональному развитию детей этого возраста. Соблюдается последовательность понятий, принцип от простого к более сложному.

II. Развивающий уровень методического аппарата (наличие вопросов, заданий, практических работ)

1.Есть ли задания на повторение, закрепление

Да, есть задания на повторение и закрепление пройденного материала.

2.Самостоятельные работы

Есть задания для самостоятельного выполнения: « нарисуй, спой, разгадай ребус, запиши в тетради». Есть дидактические игры, игры народов РК.

3.Помогают ли задания развитию мышления.

Развитию мышления помогает образно–эмоциональный словарь. Задания помогают развивать мышление, умение думать, анализировать, сопоставлять. Задания интересные, развивающие творческое мышление.

4.Есть ли творческие задания

Да, творческие задания есть, ребята с ними справляются самостоятельно.

III. Структура учебника

1.Соответствие содержания программе

Темы подобраны с учётом возрастных особенностей. Они не сложны и доступны для понимания школьников. Песенный материал подобран очень удачно, соблюдена доступность произведений для исполнения, их сезонность. Особый интерес вызывают песни народов РК, где в процесс включены и дети, и их родители!

2. Логическая последовательность содержания

Соблюдается последовательность от простого к сложному.

3. Сколько параграфов, раскрывают ли они главу

Учебник разбит на темы, которые полностью раскрывают содержание.

4. Качество оформления (рисунки, схемы, таблицы и.т.д.)

В учебнике для 4 класса произошли значительные изменения. Стали более качественными репродукции картин художников и портреты композиторов. Но, всё же, есть ещё над чем Замечательно, что к темам подобраны народные орнаменты.

5.Качество пояснений

Пояснения даны хорошо, особенно помогают слова, данные в рамочках (словарь эмоциональных состояний).Прекрасно, что есть дву - язычный словарь!

6.Соответствие возрастным особенностям

В целом содержание соответствует возрастным особенностям, теоретический материал доступный, интересный, познавательный.Темы подобраны грамотно. Материал для слушанья и подобран удачно..

IV Есть ли ошибки (дидактические, технические, методические) укажите страницы

В учебнике нет разбивки материала по урокам. Методических и дидактических ошибок нет. Есть опечатки, но незначительные.

1.Методический комплекс

1.Учебник

2.Методическое пособие

3.Хрестоматия

4.Тетрадь – отсутствует

2.Качество тетрадей .

Качество тетради – хорошее. Есть небольшие опечатки.

3.Помогают ли они ребенку углубить свои знания

Учебник-да!

4.Помогают ли самоконтролю, самооценке

Да.

V.Качество методических пособий.

Хорошее. Методичка очень подробная! Хрестоматия дана хорошо, но пропущены некоторые песни.

VI.Дидактические материалы

1.Не повторяются ли вопросы-задания в учебнике

Нет, дублирования нет, а если и есть, то как закрепление пройденного материала.

2.Учтены ли интересы, потребности детей.

Учебник очень интересный!!! Приятно работать по нему, он составлен грамотно, не сложен, доступен, и вместе с тем даёт учащимся представление об искусстве народов РК.
Учебник интегрирован с историей, литературой, ИЗО, ДПИ. Детям учебник очень понравился, работают они по нему с удовольствием.
Учитель музыки ГУСШ № 55 г.Алматы Колесникова И.Е.

Рецензия - отзыв на учебно-методический комплекс по музыке

для 4 класса 12 - летней общеобразовательной школы.

Издательство «Алматыкiтап» 2006

Авторы Ш.Кульманова, Л.Гаук, И.Яковлева

1.Учебник

2.Методическое пособие

3.Хрестоматия

4.Тетрадь

Положительные стороны

Отрицательные стороны

1.Учебник красочный, яркий,

В целом все картинки яркие, интересные детям, удобное расположение материала в учебнике.

2. Дизайн обложек учебника и тетради яркий, привлекает внимание.

3.Хорошо выполнены народные орнаменты

4.Красивые рисунки в национальном стиле

1.Формат учебника, начиная со 2 класса изменился. Всё же удобнее для учащихся не книжный, а альбомный вариант. Он удобнее для чтения, весь учебный материал урока может уложиться в один лист, что так же очень удобно.

2.Переплёты так же плохие, страницами очень тяжело пользоваться, при более сильном нажиме на переплёты страницы рассыпаются, уже к декабрю половина учебников «лопнули» в переплёте. Тоже самое и с Хрестоматией для учителя. А ведь она, в отличие от учебников учащимся, учителю даётся на несколько лет, а переплёт мягкий!

3.Все недочёты в учебнике связаны с набором и вёрсткой. Есть грамматические ошибки, опечатки, не высветлены многие картины и фотографии. Например: с.7 опечатка «хан Кончак» написано с маленькой буквы, плохо нарисованы гусли с.15, дети не узнают их, опечатки в тексте песни «Елiм –ай» написано ей, а «надо ай, елiм-ай».Есть так же опечатка в литературном переводе, вместо месяца январь написан декабрь!

4. «Нотная песенка» с.10 отсутствует в хрестоматии для учителя, в некоторых песнях недопечатаны слова, должно быть 3 куплета, а напечатано всего 2. /Например, песня «Если бы предки»/. Этот недостаток связывают с финансированием, дороговизной бумаги и т.д.

Безобразно разбросаны изображения людей в национальных костюмах на карте Казахстана, нет учёта их проживания на территории Казахстана./с.66-67/

Это недостатки издателей!

2.Темы подобраны с учётом возрастных особенностей. Они не сложны, приближены к условиям нашей республики и очень интересны!

Особенно ребятам понравились темы: «Рыцарский турнир», «Соловей, летучая мышь и Каракурт», «Виртуоз большой скрипки» и др.

Дети с удовольствием смотрели картины художников, рассматривали народные орнаменты, участвовали в ролевых играх. За творческие находки и большой кропотливый труд -авторам огромное спасибо!!!

Вопросы к пройденным темам в основном удачные и занимательные, учащимся нравится отвечать на них.

Появились песни на разных языках народов РК, что тоже положительно.

1.Несмотря на интерес детей к учебнику остаётся одна проблема: слишком много заданий для одного урока.

2.Не успели из-за большого объёма пропеть все песни народов Казахстана, а очень хотелось!!! И опять же это замечание не к авторам, а количеству уроков в неделю.

Учебник планировался на 51 час, а в итоге 34 урока!

На сегодняшний день в Японии 5 уроков музыки в неделю, а в России увеличивают количество уроков - два в неделю и до 11 класса!!! Может стоит добиться хоть 51 часовой нагрузки. Уроков музыки много не бывает. Кроме того, наши дети соприкасаются с уроками искусства в общеобразовательной школе всего до 6 класса, а седьмой и восьмой класс-самый трудный подростковый возраст 13-14 лет у них нет этих предметов и только в 9 классе появляются предметы «Искусство» и черчение, кроме того «Искусство» только в профильных школах! Налицо пробел в творческом развитии и в эстетическом воспитании! Почему, например, никому не придёт в голову сократить до 1 часа в неделю физкультуру, а наоборот, её количество увеличилось до 3-х часов, и это правильно. Но кто сказал, что физическое здоровье нации важнее духовного развития нации?

3.Соблюдается последовательность изучения понятий: тембр голоса, характер, настроение, выразительность, изобразительность, фольклор, наигрыш, народные инструменты. Даны понятия: концерт, опера, балет. Идёт знакомство с народными инструментами народов РК. Продолжается работа по музыкальной грамоте. Закрепляются понятия темп, динамика, ритм, фраза, регистр, жанр. Продолжается знакомство с музыкой композиторов – классиков, композиторов Казахстана, с классическими музыкальными инструментами, инструментами разных народов.

Словарь музыкальных терминов и эмоциональных состояний - большой плюс учебнику, но всё же переход со страницы, используемой на уроке к концу учебника сопровождается недоразумениями, отнимает время на уроке, приходится делать закладки, что тоже неудобно. Может, есть необходимость в начальной школе всё же печатать необходимую информацию сразу, на странице, не вынося её в конец учебника?

4.Песенный материал подобран удачно. Материала более удачный, по сравнению со 2 и 3 классами и распределение песен по темам тоже.

Особенно удачно подобран национальный материал, народный фольклор! Соблюдена доступность произведений для исполнения, их сезонность, художественная ценность.

Включены народные песни народов и композиторов Казахстана, мировая классическая музыка. Есть песня о школе на английском языке. Многие произведения доставили детям большое удовольствие!

Кроме фольклора разных народов /казахский, украинский, русский и т.д./ широко представлено ДПИ.

Много песен, посвящённых народным обычаям, традициям и праздникам.

1.В то же время песенный материал ещё требует доработки. Но песен таких, по сравнению с учебниками 1-3 классов, уже очень мало, например песня «Астана» - мелодически сложная.

2.Для более пристального изучения народного фольклора можно дать и по 2-3 песни народов Казахстана.

5.Материал для слушанья подобран удачно, есть произведения композиторов разных стран, разных стилей, о временах года. Особенно понравились детям произведения «Голос Азии» Бестыбаева, «Элизе» Бетховена, Скрипичный концерт Хачатуряна

и другие.

Замечаний нет!

С каждым учебником авторы «растут»

6.Есть дидактические, народные игры, ребусы, кроссворды, творческие, логические задания. Понравилось детям разгадывать ребусы, играть в народные игры! Хорошо, что основные понятия выделены в цветные «рамочки», что привлекает внимание детей.

1.Ребусы порой трудно разгадывать из-за плохих, не выразительных рисунков. /с.19,107/

7.Есть элементы сказки, загадки, пословицы, народные былины, сказания, поговорки, эпиграфы к темам.

Есть темы на повторение /Народная музыка с.102 /

Можно использовать больше примеров фольклора разных народов РК.

8.Есть элементы ритмики, нарисована «ритмическая строка».

Часто выполнение задания требует наличия музыкальных или шумовых инструментов, а материальная база не позволяет обеспечить всех детей инструментами. Всё это надо учесть создавая материально-техническую базу к урокам.

9. Наконец-то изменились репродукции, есть фамилии авторов, названия картин. Все замечания прошлых рецензий учтены.

Да и сами картинки в учебнике стали намного лучше.

Хорошо нарисованы народные костюмы.

По-прежнему портреты композиторов выполнены плохо!

Не всегда совпадает с оригиналом цветовая гамма. Надо высветить отдельные рисунки!

Хочется, чтобы портреты и картины были покрупнее! Надо напомнить издателям о «Здоровье сберегающих технологиях»!

10.Хорошо, что есть значки, обозначающие действие на уроке или домашнее задание.

(! - запомни,? - задания, тетрадь)

Задания составлены грамотно, имеют разностороннюю направленность, но их иногда многовато для одного урока./Если всего 34 часа/

11.Замечательно, что есть «Хрестоматия» к учебнику.

Желательно иметь и фонохрестоматию, иллюстрации картин, портреты композиторов и фонограммы к песням!

12. Хорошо, что есть образно–эмоциональный словарь на двух языках, словарь средств музыкальной выразительности, правила взяты в рамочку.

13.Замечательно, что к отдельным темам подобраны народные стихи, орнаменты, народные костюмы, эпиграфы, высказывания выдающихся людей» использовать на уроке.

14.Прекрасно, что есть тетрадь.

15.В конце учебника есть словарь на русском и казахском языке, что значительно расширяет разговорный багаж учеников, способствует лучшему усвоению казахского языка

В заключении: Учебник очень содержательный, интересный и для учащихся и для учителя, но жаль, что часы предмета «Музыка» сократили до 1 часа в неделю. На этот учебник и 1,5 часа было мало! Учебник составлен грамотно, уроки по нему можно проводить интересно и увлечённо!!!

На базе нашей школы 4 ноября 2006 года проводился Республиканский семинар, на котором присутствовали преподаватели музыки со всей Республики. После знакомства с учебниками, они особо отмечали их художественную ценность, изложение и подачу материала. Учебники для 6-леток очень понравились всем присутствующим /22 человека/. Многим хотелось начать учебный год с новыми учебниками, спрашивали, где их приобрести. Из сказанного выше понятно, что авторы создают новый, интересный учебник.

Тетрадь

Положительные стороны

Отрицательные стороны

1.Тетрадь более содержательна по сравнению с 3-классом

2.Формат хороший.

3.Полиграфия удовлетворительная.

4.Ошибок уже значительно меньше.

В целом всем учащимся нравится работать в тетради.

5.Обложка стала более жёсткой, что говорит о том, что к нашим замечаниям прислушиваются.

Теперь что касается содержания тетради.

1.Дети уже более-менее привыкли к обозначениям в тетради, но всё же пока это не лучший выход!

2.В задании У-15 предлагается нарисовать слишком много музыкальных тем. Пожалуй, при одном часе в неделю, хватит 1- 2-х рисунков. /Вступление убрать!/

3.Для индивидуальной работы учителя предлагаю в конце каждой тетради оставлять 2-3 листа для творческих работ детей, например рисунков или сочинений.

4. Можно добавить /У-25/ раскраски орнаментов

5.У-34 есть ошибка в слове «меняется» написана буква «и».

6.Желательно оставить место для оценки в виде какого-нибудь нотного знака.

7.У-64 ошибка в названии песни .Надо исправить на «У ёлки»

8.У-73 с.45 «Портрет двух нот»-сделать крупнее

9.Можно увеличить формат тетради до альбомного!

Методическое пособие.

Методичка для 4 класса не имеет никаких замечаний! Всё расписано подробно, что даёт учителю не только общие понятия, но и конкретные темы для беседы на уроке. Дана тема четверти, отдельные темы. Но опять же не указано, сколько конкретно часов отводиться на каждую тему. Необходимо, если есть возможность, привлечь учителей-практиков для написания не только календарных планов, но и поурочных разработок! Ещё раз предлагаю один урок четверти оставлять на проведение Урока-концерта.

Методическое пособие составлено грамотно, в нём почти нет ошибок, что очень приятно.

Срочно необходима фонохрестоматия, ко всем классам. Тем более что в учебнике 4 класса использована музыка народов КР. Можно привлечь к этой работе национальные культурные центры г.Алматы, которые ,надеюсь помогут.

Вот такие основные замечания и предложения по предмету «Музыка» издательства «Алматыкiтап» на начало 2007-2008 учебного года.Только вот есть одна «горькая нотка» в проведении эксперимента, - это отношение к пятиклассникам, о которых либо никак не позаботились, либо отнеслись очень халатно!

Всем, кто создаёт учебники по всем предметам, желаю больших творческих успехов, счастья и здоровья. Надеюсь, что они не остановятся на достигнутом и создадут действительно «учебники будущего» отвечающие всем требованиям современности. Удачи вам в новом учебном году, вы делаете большое дело!!!

С уважением учитель музыки ГУСШ № 55 Колесникова Ирина Евгеньевна.

2007-2008 учебный год

Что исправлено:

Начиная с 2003 -2004 уч. года наша ГУ СШ № 55 г. Алматы вступила в работу по эксперименту. На сегодняшний день наши дети учатся в 5-м классе!

Для апробации по предмету «Музыка» в 2003 – 2004 уч. году были предложены две программы. Досконально проработав оба учебника для 1 класса, я для себя сочла более интересным учебник издательства «Алмапыкiтап». На оба учебника были написаны рецензии. Авторы учебников издательства «Алмапыкiтап» сразу же нашли время, и пришли на беседу со мной, а авторы учебников издательства «Атамура» даже не интересовались, почему я выбрала другой учебник, отзыва на рецензию не последовало. Хотя, не хочу скрывать, меня пытались силовыми методами заставить работать именно по этой программе! Кроме того, авторам учебников издательства «Атамура» было поручено разработать учебник для 5 класса на 2007-2008 уч. год. На сегодняшний день нет ни учебников для детей, ни хрестоматии для учителя,/хотя это может быть и недочёты издательства!/ но «Методическое руководство» /только оно, и есть/ подчёркивает степень некомпетентности авторов. Снова учебник копирует учебник для 4 класса «Нового поколения», хоть и изменены формулировки тем. А песенный репертуар - особый разговор!

Нам, например, предлагают с детьми исполнять «Песенку мамонтёнка» /уровень детского сада/ или «Дорогу добра» /уровень 2-3 класса/. Как после этого искать в себе позитивное отношение к авторам? Что же касается авторов учебников издательства «Алмапыкiтап», то здесь иное, заинтересованное отношение, чувствуется, что авторы переживают за наше общее дело и им не безразличен уровень образования наших детей и качество учебников.

За это время мною были написаны рецензии на учебники для 1-4 классов /см. приложение/

Авторы учебников реагируют на замечания позитивно, исправляют ошибки

1.Имена композиторов во вступительных статьях стали писать полностью

2.Учебник для 1 класса уже полностью отредактирован.

3.После рецензирования учебников, авторами был пересмотрен и переосмыслен песенный материал учебников, что радует!

4.Так же пересмотрены задания в учебнике

5.Переделаны задания в тетрадях.

6.Создана /по рекомендации рецензии/ тетрадь для 1 класса.

На основании всего вышесказанного рецензенты рекомендуют:

Ходатайствовать перед Министерством Образования РК о том, чтобы:

1.Утвердить данную Программу для 12-летнего образования.

2.Предложить данным авторам сделать учебники для 5 и 6 классов /по примеру учебников по программе Д. Кабалевского, когда одна творческая лаборатория сделала учебники для1-8 классов/

3.Ходотайствовать об увеличении учебных часов до 51 часа в год, а занятий музыкой в общеобразовательной школе для 6-леток до 7, а в идеале до 8 класса!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин профессиональной подготовки студентов-филологов.
  2. Учебно методический комплекс по дисциплине «Введение в специальность» Специальность 050114 «История»

    Документ
    Рабочая программ дисциплины составлена профессо­ром кафедры истории Казах­стана, доктором ис­торических наук Аманжолом Кузембай­улы на основании государствен­ного общеобязательного стан­дарта образования РК по специальности 050114
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02 Педагогика (современные средства оценивания результатов обучения) для специальности

    Учебно-методический комплекс
    Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и современные средства оценки (рейтинг; мониторинг; накопительная оценка («портфолио»).
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (63)

    Учебно-методический комплекс
    В Возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (39)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.

Другие похожие документы..