Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
С 11 по 13 мая 2011 года в ГО Саранск на территории «Мордовэкспоцентра» проводилась IX Межрегиональная специализированная выставка «Здоровая нация - ...полностью>>
'Закон'
Перевод посвящается Виктору Рафаэловичу Дольнику – талантливому популяризатору эволюционно психологических идей в России, мужественному первопроходцу,...полностью>>
'Документ'
Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 – 1-й пол. 19 вв. Это эстет...полностью>>
'Программа дисциплины'
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности ...полностью>>

Главная > Автореферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ МИД РОССИИ

На правах рукописи

БРАТКОВСКИЙ Кирилл Васильевич

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

РОССИЯ - ЕС

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Специальность: 23.00.04 - политические проблемы

международных отношений,

глобального и регионального развития

МОСКВА

2010

Работа выполнена в Центре евроатлантических исследований Дипломатической академии МИД России.

Научный руководитель: СИДОРОВА

Надежда Павловна

кандидат политических наук

Научный консультант: ДЕНИСЕНКО

Валерий Семенович

кандидат исторических наук,

профессор

Официальные оппоненты: РУДОВ

Георгий Алексеевич

доктор политических наук

СЕМЕНОВ

Степан Германович

кандидат политических наук

Ведущая организация: Российский университет дружбы народов

Защита состоится «____» ____________2010 г. в____час. на заседании диссертационного совета по адресу: Москва, Большой Козловский пер., д.4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дипломатической академии МИД России.

Автореферат разослан «____» ______________________ 2010 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета,

доктор политической наук Жильцов С.С.

Актуальность темы исследования. Одним из важных аспектов сотрудничества между Россией и Европейским союзом (ЕС) в последнее время является сотрудничество в сфере энергетики. Страны-члены ЕС – крупнейшие импортеры российских энергоресурсов, поставки российской нефти и газа составляют более 25% от общего потребления энергоресурсов в странах Евросоюза и существует потенциал их роста. Сотрудничество России и ЕС в энергетической сфере имеет особое значение, поскольку спрос на энергоресурсы в странах-членах ЕС и в России увеличивается, причем добыча углеводородов в Евросоюзе сокращается, а в России растет. Несмотря на диверсификацию энергопоставок между ЕС и Россией, доля российских углеводородов и продуктов их переработки на европейском рынке по прежнему останется высокой в ближайшие 20-25 лет. Учитывая географическую близость России и ЕС, существующую транспортную инфраструктуру, а также традиционное успешное сотрудничество в области энергетики, осуществляемое с 1960 г., ЕС серьезно заинтересован в сохранении роли России как поставщика нефти и природного газа.

Решение о начале энергетического диалога с целью создания широкого и стабильного партнерства в этой области и повышения надежности энергетических поставок, как в ЕС, так и в Россию стало одним из главных результатов саммита Россия- ЕС в Париже в октябре 2000 г. На нем была одобрена инициатива председателя Европейской Комиссии Р.Проди, предложившего вести с Россией диалог о существенном увеличении поставок российских энергоносителей в Европейский союз в обмен на инвестиции и технологии. На последующих саммитах ЕС - Россия были определены важные принципы практической реализации стратегического партнерства сторон, в том числе путем усиления энергетического диалога. Цель диалога состоит в развитии долгосрочного энергетического партнерства между ЕС и Россией в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Диалог сосредоточен на нефти и природном газе, сотрудничестве по объединению электросетей ЕС и России и торговле ядерными материалами. Энергетический диалог является важным аспектом сотрудничества, включая в себя поставки российских энергоносителей странам Центральной и Западной Европы, с параллельным привлечением инвестиций европейского капитала в развитие энергетического сектора России.

Вопросы, связанные с обеспечением долгосрочной надежности и безопасности как спроса на энергоносители, так и их поставок, приобретают первостепенное значение в рамках Энергодиалога Россия – ЕС, который с российской стороны возглавляет Министр промышленности и энергетики Российской Федерации, а со стороны Евросоюза - Генеральный директор Генерального директората по энергетике и транспорту Европейской комиссии. Диалог ведется через структуры, установленные Соглашением о партнерстве и сотрудничестве.

Энергетический диалог также внесет свой вклад в разработку совместно с заинтересованными финансовыми институтами механизма гарантий для содействия долгосрочному финансированию проектов, представляющих взаимный интерес. В рамках диалога идет работа по созданию скоординированной системы мониторинга нефтегазовых рынков и инфраструктуры. Более того, в настоящее время российские и европейские эксперты изучают технико-экономические возможности объединения электросетей ЕС и России. Так, 6 февраля 2009 г. при обсуждении нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве президент России Д.А.Медведев призвал руководство Еврокомиссии рассмотреть вопрос о создании полноценного международно-правового механизма энергобезопасности. Говоря о последнем газовом кризисе, он заявил, что «нужно подумать о том, чтобы создать полноценную международно-правовую систему защиты от подобных инцидентов, потому что нынешняя система не срабатывает». «Я имею в виду, в том числе, и Энергетическую хартию», - сказал Медведев. Со своей стороны председатель ЕК Ж.М. Баррозу поддержал мнение российского президента о необходимости обеспечить энергетическую безопасность Европы1.

Россия и Европейский союз стремятся к обеспечению стабильности энергетических рынков и надежного импорта и экспорта растущих объемов энергоносителей, а также признают насущную потребность в модернизации российского энергетического сектора. Общая цель Энергетического диалога заключается в усилении энергетической безопасности Европейского континента посредством установления более тесных взаимоотношений между Россией и ЕС по всем вопросам, представляющим взаимный интерес в энергетическом секторе.

Объектом диссертационной работы является современная внешняя политика России в Европе в энергетической сфере.

Предмет диссертации – российская энергетическая политика, направленная на закрепление ведущих позиций России на европейском направлении.

Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть основные положения мировой энергетической политики в целом, уделив при этом основное внимание развитию диалога России и Европейского союза, показав возрастающую значимость энергетической составляющей в этих отношениях.

Это предопределяет следующие задачи исследования:

  • выявление основных тенденций и проблем развития мировой энергетики в условиях глобализации и их значимости для России;

  • анализ общего состояния топливно-энергетического комплекса Российской Федерации под углом зрения ее внешних экономических и политических интересов;

  • состояние и перспективы энергообеспечения Европейского Союза с точки зрения взаимодополняющего сотрудничества стран-членов ЕС с Российской Федерацией;

  • определение основных этапов формирования и приоритетных направлений реализации внешней энергетической политики Европейского Союза;

  • изучение конкретных аспектов энергетического диалога Россия-ЕС;

  • исследование перспективных инвестиционных проектов ЕС как фактора дальнейшего развития топливно-энергетического комплекса России;

  • анализ политических и экономических проблем и рисков в области функционирования и формирования энерготранзита Россия-ЕС и перспективы объединения энергетических систем.

Степень научной разработанности проблемы. Мировая энергетическая проблематика в настоящем времени прочно заняла одно из ведущих мест среди научных исследований. В отечественной и зарубежной научной литературе имеется достаточно работ, изучающих топливно-энергетические комплексы Евросоюза и России по отдельности.

В России наиболее авторитетными среди них представляются труды академиков Н.П. Лаверова, Ю.Г. Леонова, Н.А. Платэ, О.Н. Фаворского и В.Е. Фортова, исследования С.Д. Варфоломеева, Н.И. Воропая, А.М. Голицына, А.А. Макарова, И.И. Моисеева. Энергетика Евросоюза подробно характеризовалась в работах Ю.А. Борко, Л.М. Григорьева, Р.С. Гринберга, И.Д. Иванова, И.В. Королёва, Н.П. Шмелёва и др., а среди зарубежных авторов – С. Грина, Дж. Гэвина, У. Дюрана, Ж. Лавло, Ж. Массе, М. Муссавар-Рахмана, У. Уоллеса, У. Хогана и в публикациях МЭА и Комиссии ЕС.

Однако энергетический диалог России и ЕС пока еще не в полной мере стал предметом комплексного научного анализа. Здесь можно отметить лишь работы участников энергетических переговоров России и ЕС – Ю.А. Ершова, С.З. Жизнина, В.И. Фейгина, А.Б. Яновского, а из иностранных авторов – Р. Грабхема, Дж. Штерна и М. Эмерсона. Этот пробел призвана сузить данная диссертационная работа.

Среди литературы по проблемам российской и мировой энергетики необходимо выделить работу С.З.Жизнина «Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика»1. В этой книге раскрываются, в частности, геополитические и экономические основы формирования российской энергетической дипломатии, особенности международной деятельности ведущих российских и зарубежных нефтегазовых компаний. Кроме того, автор дает оценку позиций России на международных энергетических рынках.

В контексте энергетических интересов России в Каспийском регионе представляет интерес монография И.С.Зонна и С.С. Жильцова «Новый Каспий. География, экономика, политика»2 в которой особый акцент делается на субъектах, непосредственно выходящих на берега Каспия, а также рассматриваются основные проблемы региона – политическое и экономическое развитие, международно-правовой статус, конфликтогенность, экология и сотрудничество. Также интересно другое исследование этих авторов - «США в погоне за Каспием»3 в котором раскрывается эволюция стратегии администрации США в каспийском регионе начиная с 90-х годов XX века, после образования новых независимых государств. Авторами отмечается, что выгодное географическое положение региона, значительные запасы углеводородного сырья, пересечение транспортных коммуникаций определили повышенный интерес к Каспийскому региону западных государственных и частных структур, а США, объявив этот регион жизненно важным для своих интересов, начали реализовывать свои геостратегические и геоэкономические цели.

В настоящий момент актуальной задачей является разработка, утверждение и воплощение в жизнь государственной политики России в области взаимоотношений с Европейским союзом, в том числе и в сфере энергетики, в контексте процессов глобализации на ближайшие 10–15 лет. Для такой работы сложились теоретические основы в политологии, социологии, экономике, философии. Они представлены, в частности, в работах Э.А.Азроянца, Ю.А.Воробьева, Р.Г.Гостева, А.С.Капто, В.В.Кедриной, В.П.Колесова, В.Б.Кувалдина, В.Н.Кузнецова, В.Е.Петровского, В.Л.Цымбурского и др.1 В науке о международных отношениях отдельно следует отметить публикации и работы профессорско-преподавательского состава Дипломатической Академии МИД России – Т.Г. Авдеевой, В.М. Алчинова, Е.П. Бажанова, С.С.Жильцова, А.Г. Задохина, Т.А. Закаурцевой, К.Н.Кулматова, В.Ф. Ли, В.Н. Матяша, Т.Н.Мозель, А.В. Митрофановой, О.Г. Пересыпкина, Г.А. Рудова, В.В. Штоля, А.Д. Шутова, Г.С.Яскиной и др.2

Основными источниками, использованными в работе, являются: нормативно-правовые акты России и Европейского союза и их изменения в ходе новейшей истории; законы; законопроекты и поправки к ним; указы Президента и распоряжения правительств отдельных стран; выступления президентов стран региона, а также текущая пресса, аудиовизуальные средства массовой информации и сети Интернет.

Решение поставленных в работе научных задач потребовало привлечения широкого круга источников и проведения их тщательного анализа. Источники, которые использовались для раскрытия темы диссертации, объединены в следующие группы.

Первую группу источников составляют официальные документы России и Европейского союза, непосредственно относящиеся к их внешней политике в области энергетики1.

Вторую группу источников составляют интервью и выступления государственных деятелей Российской Федерации и Европейского союза.

Третья группа источников – официальные документы: декларации, договора и соглашения России и Евросоюза в области энергетического сотрудничества.

К четвертой группе источников относятся материалы российских и зарубежных средств массовой информации – газет и журналов, освещающих энергетические вопросы внешней политики России и Евросоюза, таких как: «Ведомости», «Интерфакс-Нефть», «Мировая энергетическая политика», «Нефтегазовая вертикаль», «Нефть России», «Нефтяная вертикаль», «Российский нефтяной бюллетень», «Коммерсантъ», « НГ-Энергетика» (приложение к «Независимой газете»), «The Financial Times», «Business Week», «OilGas Journal», «Petroleum Economist» и др.

Пятую группу источников представляют материалы компьютерной сети Интернет, официальных сайтов Президента России, российских министерств и ведомств, отечественных и зарубежных нефтегазовых компаний. Важные сведения получены с сайтов Международного энергетического агентства, Управления энергетической информации при Министерстве энергетики США, Европейского cоюза и из других источников.

Методологической основной исследования является системный и структурно-функциональный подходы, а также ивент-анализ.

Научная новизна исследования заключаются в следующем:

- выявлена взаимосвязь между политикой российского государства в области транспортировки энергетических ресурсов в страны Европы, стратегией внешнеэкономической деятельности крупных российских нефтегазовых компаний на европейском энергетическом рынке и состоянием отношений России с Евросоюзом;

- сделан анализ политических усилий России в сфере энергетики на европейском направлении;

- обосновано положение о том, что Россия при помощи своей активной энергетической политики сохранит лидирующие позиции на энергетическом рынке Европы;

- показано, что стремление России закрепить за собой статус ведущего энергетического партнера ЕС вызывает в Евросоюзе опасения, что Россия использует поставки энергоносителей в политических целях и побуждает часть политических кругов Евросоюза (особенно из «стран-новичков» ЕС) препятствовать реализации некоторых российских энергетических проектов, путем попыток сдерживания расширения российского влияния на энергорынках Европы.

Хронологические рамки исследования. Основное внимание в работе уделено внешней политике России в области энергетики на европейском направлении в 2000-2010 гг. Этот период характеризуется усилением активности в рамках энергетического диалога между Россией и ЕС, а также возрастающим вниманием российского руководства к укреплению положения страны в мировой энергетической сфере.

Практическая значимость диссертации. Исследование может представлять практический интерес для специалистов российских государственных структур, прежде всего Министерства иностранных дел и Министерства энергетики Российской Федерации. Основные положения и выводы могут быть использованы в работе соответствующих подразделений органов государственной власти, представленные в ней результаты анализа и выводы автора могут быть использованы при разработке методических пособий, в процессе преподавания курсов, спецкурсов и спецсеминаров по политологии.

Апробация исследования. Основные тезисы диссертации были использованы автором в своих выступлениях на научно-практических конференциях молодых ученых Дипломатической академии МИД России и изложены в авторских научных публикациях общим объемом 3 п.л. и аналитических материалах по профилю работы.

Структура работы определена целью, задачами и общей логикой работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.

В Главе I «Основные геополитические факторы развития мировой энергетики» автором рассматриваются тенденции развития мировой энергетики в условиях глобализации, а также проблемы развития мировой энергетики и роль России в этих процессах.

При этом автор отмечает, что в конце XX – XXI вв. энергетический фактор стал играть в мировой политике не меньшую роль, чем военный, что привело к формированию энергетической политики и энергетической дипломатии ряда влиятельных государств как значительного элемента их внешней политики и дипломатической деятельности. Важной особенностью современной энергетической дипломатии является тесное взаимодействие внешнеполитических ведомств и компаний, а также активная роль самих компаний на международной арене в качестве самостоятельных «игроков».

Основы энергетической политики у промышленно развитых государств – потребителей энергии закреплены сотрудничеством в рамках Международного энергетического агентства (МЭА), а у ведущих нефтедобывающих стран - в рамках Организации стран–экспортеров нефти (ОПЕК) и группы независимых экспортеров нефти (ИПЕК). Таким образом, энергетическая проблематика может рассматриваться в ключе двуполярного подхода.

Энергетическая проблематика традиционно обсуждается на всех крупнейших экономических и политических форумах, включая ООН. Наблюдается активизация международного энергетического сотрудничества на региональном уровне. Ощутимое воздействие на международную энергетическую политику в глобальном и региональном плане оказывают крупные компании энергетического профиля.

Россия объективно является великой энергетической державой и играет заметную роль в мировой энергетической политике. Наша страна обладает крупными запасами энергоресурсов и солидной промышленной базой, необходимой для развития энергетики. В середине 1990-х годов в России началось формирование энергетического направления внешней политики и дипломатии, что должно было содействовать ее выдвижению в число наиболее влиятельных, динамичных и авторитетных участников международного энергетического сотрудничества на глобальном и региональном уровнях. Происходит также становление российских компаний как субъектов мирового энергетического рынка.

Утвержденная Указом Президента России Д.А.Медведева от 12 июля 2008 г. Концепция внешней политики Российской Федерации гласит: "Главным приоритетом политики Российской Федерации в сфере международных экономических отношений является содействие развитию национальной экономики в условиях глобализации посредством обеспечения равноправных позиций страны и российского бизнеса в системе мирохозяйственных связей". Для достижения этого Россия, в числе прочего, "продолжает наращивание потенциала и модернизацию топливно-энергетического комплекса, подтверждая репутацию ответственного партнера на рынках энергоресурсов, обеспечивая устойчивое развитие своей экономики и способствуя сбалансированности мировых энергорынков" и "укрепляет стратегическое партнерство с ведущими производителями энергетических ресурсов, активно развивает диалог со странами-потребителями и странами транзита, основываясь на принципах обеспечения энергобезопасности, зафиксированных в итоговых документах Санкт-Петербургского саммита «восьмерки» 2006 г., и исходя из того, что меры, гарантирующие надежность поставок энергоресурсов, должны последовательно подкрепляться встречными мероприятиями по обеспечению стабильности спроса и надежности транзита"1.

В последние годы особое значение приобрели вопросы энергетической безопасности, и этот термин прочно вошел во все национальные и международные документы, касающиеся данной тематики. Причем можно в определенном смысле отметить, что рост внимания к этой проблематике на протяжении десятилетий происходил неравномерно. В одном из докладов Парламентской Ассамблеи НАТО в 2006 г. отмечалось: "Энергетическая политика в значительной степени оказалась в центре современных дебатов о стратегии. В 1970-е годы это было обиходное выражение, особенно после арабского нефтяного эмбарго 1973 г. и последовавшего за ним скачка мировых цен на нефть. В дальнейшем, в эпоху дешевого бензина, этот термин несколько подзабыли"1. Как известно, позднее, уже в новом столетии вновь произошел резкий рост цен на энергоносители, особенно на углеводородные, но затем, в 2008 г., в условиях глобального финансового и экономического кризиса эти цены вновь весьма ощутимо упали.

Такая нестабильность, с одной стороны, и зависимость и поставщиков, и потребителей энергоресурсов от ситуации на мировых рынках, диктует необходимость четкой расстановки приоритетов в этой области, выявления взаимосвязей с другими сферами, важными для успешного и безопасного развития государства. Что касается места энергетической политики и дипломатии, энергетической стратегии и энергетической безопасности (это тесно связанные между собой термины все же отнюдь не являются синонимами), то в утвержденной Президентом России Д.А.Медведевым 12 мая 2009 г. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., указано: "Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является энергетическая безопасность. Необходимыми условиями обеспечения национальной и глобальной энергетической безопасности являются многостороннее взаимодействие в интересах формирования отвечающих принципам Всемирной торговой организации рынков энергоресурсов, разработка и международный обмен перспективными энергосберегающими технологиями, а также использование экологически чистых, альтернативных источников энергии". При этом "основным содержанием энергетической безопасности являются устойчивое обеспечение спроса достаточным количеством энергоносителей стандартного качества, эффективное использование энергоресурсов путем повышения конкурентоспособности отечественных производителей, предотвращение возможного дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива, резервных мощностей и комплектующего оборудования, обеспечение стабильности функционирования систем энерго- и теплоснабжения"1.

На заседании Правительства РФ 27 августа 2009 г. был одобрен проект Энергетической стратегии на период до 2030 года (ЭС-2030)2. Стратегия задает приоритеты долгосрочного стратегического развития российского топливно-энергетического комплекса. Она не просто раздвигает временные рамки предыдущей стратегии, а формирует новые стратегические ориентиры развития энергетического сектора в рамках перехода российской экономики на инновационный путь развития, заявленный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (КДР).

Основной целью внешней энергетической политики России является содействие вовлечению страны в равноправное международное энергетическое сотрудничество и укреплению позиций российских компаний на мировых энергетических рынках, содействие обеспечению национальной энергетической безопасности с учетом внешнеэкономических и геополитических интересов страны3. Это предполагает содействие доступу российских компаний на мировые рынки и обеспечение безопасности международных энерготранспортных путей4.

На региональном уровне приоритетным для России остается развитие двустороннего и многостороннего энергетического сотрудничества со странами СНГ, Каспийского, Азиатско-Тихоокеанского, Черноморского, Центральноазиатского регионов и Центральной и Восточной Европы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Итоги Всероссийской переписи населения 11 Слияние регионов 12 Развитие ситуации в Северо-Западном федеральном округе 12

    Документ
    В ноябре 2003 года высшее политическое руководство Российской Федерации продолжило работу по укреплению и развитию международного сотрудничества. В частности, в определенной степени положительные результаты дали рабочие поездки В.
  2. Центральный федеральный округ (далее макрорегион) базовый макрорегион страны фактически олицетворяющий Россию перед остальным миром

    Реферат
    Центральный федеральный округ (далее – макрорегион) базовый макрорегион страны фактически олицетворяющий Россию перед остальным миром. Связи субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа (далее – регионы Центрального
  3. Самостоятельная работа Основные тренды развития современного мира и Россия 2

    Самостоятельная работа
    Курс «Современный мир: актуальные геополитические, экономические тенденции» предназначен для обучения инструкторов Всероссийского молодежного образовательного форума «Селигер-2011».
  4. Взаимодействие турции и россии в сфере энергетической политики: опыт, перспективы, влияние на региональную политическую стабильность

    Автореферат
    Защита состоится « » 2010 г. в часов на заседании диссертационного совета Д.501.001.47 по политическим наукам при Московском государственном университете им.
  5. Эволюция энергетической политики фрг в условиях европейской интеграции 08. 00. 14 Мировая экономика

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «17» ноября 2011 г. в 15-30 на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 505.001.01 при ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» по адресу: 125993, г.

Другие похожие документы..