Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Настоящий доклад «О положении детей в Красноярском крае в 2004 году» является ежегодным докладом и подготовлен в соответствии со статьей 3 Закона Кра...полностью>>
'Решение'
1.1. Настоящее Положение определяет общий порядок деятельности Комиссии по правовой информации (далее – «Комиссия» или КПИ) ОО «Белорусский республик...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Методичні рекомендації щодо організації мовної підготовки працівників диспетчерських служб територіальних установ органів управління МНС України (дал...полностью>>
'Документ'
Мировую продовольственную проблему называют одной из главных нерешенных проблем XX в. За последние 50 лет в про­изводстве продовольствия достигнут су...полностью>>

Самостоятельная работа учащихся: Работа с текстом учебника. Работа в парах. Работа в группе над проектом «население Африки»

Главная > Самостоятельная работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема. Население Африки.

Урок разработан учителем Николаевой И.Н.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный урок.

Форма проведения: сочетание различных форм занятия.

Цели:

1) образовательная – сформировать представление о народах, населяющих материк Африка, об отличиях представителей каждой расы и принципах размещения населения. Совершенствовать умения работать с текстом учебника.

2) развивающая – способствовать развитию творческих способностей и познавательного интереса.

3) воспитательная – прививать навыки коллективного труда.

Оборудование: экран, мультимедиапроектор, 3 компьютера, Учебное электронное издание «География. Наш дом – Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны», Республиканский мультимедиа центр, 2001г-диск №2; Электронные уроки и тесты «География в школе. Африка», «Просвещение - МЕДИА» - диск №1 , 2006г; программа «Тест-Мастер».

Материалы: атласы, контурные карты, карта народов мира, карточки с терминами, таблица - сектора (1-9), раздаточный материал для учащихся: таблица «народы Африки», материалы для проекта «Население Африки».

Самостоятельная работа учащихся:

  1. Работа с текстом учебника.

  2. Работа в парах.

  3. Работа в группе над проектом «население Африки».

  4. Тестирование на компьютере.

политическая

карта Африки

население Африки.

  1. африка-прародина человека.

  2. народы африки.

  3. размещение населения.

  4. колониальное прошлое материка.

  5. Проверьте свои знания.

Д/з

§30

Оформление доски.

Ход урока.

I. Организация начала урока.

Приветствие.

СЛАЙД №1

СЛАЙД №2

СЛАЙД №3

СЛАЙД №4

II. Сообщение темы и задач урока.

III. Повторение.

  1. повторение о расах

фронтальная беседа

легенда

IY. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя

СЛАЙД №5

2) работа с атласом

Стр.12

Приложение 1

3) просмотр видеофрагмента «Народы Африки»

(диск №2)

СЛАЙД №6

СЛАЙД №7

СЛАЙД №8

4) просмотр танца «Хабиби» в исполнении Полины и Юли

СЛАЙД №9

Объяснение учителя

СЛАЙД №10

СЛАЙД №11

СЛАЙД №12

5) просмотр видеофрагмента «Масаи»

(диск № 1)

СЛАЙД №13

6) рассказ учащегося о пигмеях

СЛАЙД №14

СЛАЙД №15

СЛАЙД №16

СЛАЙД №17

СЛАЙД №18

7) проверка заполнения таблицы

8) игра

«В квадрате Н»

СЛАЙД №19

9) Работа с картой «Плотность населения»

СЛАЙД №20

8) колониальное прошлое материка

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

СЛАЙД №21

СЛАЙД №22

Y. Закрепление изученного на уроке.

СЛАЙД №23

ТЕСТ на компьютере

YI. Итог урока.

YII. Домашнее задание.

СЛАЙД №24

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Тема сегодняшнего урока: население Африки. Запишите тему в тетради.

Рисунок 1

- Давайте, определим цель нашего занятия. Сейчас я покажу некоторые изображения, а вы, глядя на них, попытайтесь догадаться, о чем сегодня на уроке пойдет речь.

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

- Итак, ребята, что на ваш взгляд, мы будем изучать?

(народы Африки, занятия населения)

Правильно, мы должны рассмотреть, к каким основным расам относится современное население Африки, какие внешние различия существуют между народами той или иной расы, какие территории Африки заселены больше, чем другие. А в конце урока вас ждет работа, которая покажет, насколько внимательны вы были. Работать будем по плану, записанному на доске.

  1. африка-прародина человека.

  2. народы африки.

  3. размещение населения.

  4. колониальное прошлое материка.

  5. Проверьте свои знания.

-Что вы понимаете под термином расы?

(Расы - это исторически сложившиеся группы людей, выделяемые учеными на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем сходстве (цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, длина тела и т. д.)).

- На какие основные расы делится население Земли?

(Европеоидная, монголоидная, негроидная)

Существует легенда о происхождении основных рас. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок - это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.

Но это только легенда, а как ученые объясняют происхождение рас?

(Отдельные группы людей, находясь в очень разных природных условиях, приобретали отличия во внешнем облике и другие биологические особенности.

-Чем отличаются представители каждой расы друг от друга?

(Внешние различия: цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, длина тела и т. д.)

Многие ученые считают Африку прародиной современного человека.

Наиболее древние останки предков человека и орудия его труда най­дены в породах, имеющих возраст 27 млн. лет, в Танзании, Кении и Эфиопии.

Рисунок 5

- Пользуясь картой атласа на стр.12 или картой на слайде определите, к каким расам относится население Африки. (Современное население Африки отно­сится к: европеоидной, экваториаль­ной, монголоидной, промежуточной расе).

- А представителей, какой расы на материке Африка больше?

(негроидной)

Рисунок 2

В настоящее время народы Африки состоят из коренно­го и пришлого населения.

- Ребята, а вы знаете, пришлое или коренное население составляет основную часть жителей материка, и какова численность населения Африки?

Ответить на эти вопросы сможете, внимательно прослушав, звукозапись. Слушаем.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В настоящее время народы Африки состоят из коренно­го и пришлого населения. Основную часть жителей материка составляет коренное население, относящееся к предста­вителям двух больших рас: европеоидной и негроидной. В настоящее время численность населения Африки составляет 600 000 000 человек. Темпы роста населения выше, чем на других материках.

-Какова численность населения Африки?

(600 000 000 человек)

-Итак, ребята, коренное или пришлое население составляет основную часть жителей материка?

(Основную часть жителей материка составляет коренное население, относящееся к предста­вителям двух больших рас: европеоидной и негроидной)

Таким образом, основную часть жителей материка составляет коренное, т.е. исконное, постоянное, население.

Африку населяют сотни больших и малых народов, многие из них проживают в нескольких странах. Этнический состав Африки чрезвычайно сложен. По приблизительным подсчетам, на континенте живет примерно 50 наций и народностей и 3 тысячи различных племен, говорящих на тысяче языках.

На основании природных и этнических особенностей, а также сложившихся экономических и культурных связей, Африку условно подразделяют на несколько крупных регионов Северная Африка, Западная и Центральная Африка (границу между ними провести трудно), Восточная Африка и Южная Африка.

Пользуясь информацией на этом слайде, приведите примеры народов из разных регионов Африки.

(арабские народы, народы банту, пигмеи, сомали, амхара, тубу, беужа, динка, канури, моси, туареги, бушмены, готтентоты)

Да ребята, правильно. Давайте охарактеризуем некоторые из народов Африки и заполним таблицу, которая лежит у каждого из вас на столе. Саша, прочитай названия колонок таблицы.

Рисунок 6

(Название расы, народы, место проживания, характерные черты.)

Заполнять таблицу вы будете по ходу урока. А помогать вам будет учебник, откройте его на стр.132.

На севере Африки живут в основном представители европеоидной ра­сы. Это арабские народы (алжирцы, марокканцы, египтяне), которые говорят на арабском языке, а также берберы, говорящие на берберском языке.

Рисунок 7

-Запишите названия народов европеоидной расы в соответствующий столбец.

Какие внешние черты присущи этим народам. Найдите в учебнике и запишите в таблицу.

(Для них характерны смуглая кожа, темные волосы и глаза, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо.)

Рисунок 8

На народы северной Африки оказала влияние арабо-мусульманская культура, которая самобытна.

И сейчас девочки исполнят небольшой танец арабских народов.

-Ребята, сегодня мы определили, что представителей негроидной расы на материке больше, познакомимся подробнее с народами этой расы.

Рисунок 9

Большую часть материка южнее Сахары населяют не­гроиды. Их темная кожа и темные глаза содержат большое количество пигмента, который защищает их от обжигающих солнечных лучей. Плотно прилегающие к голове жесткие курчавые волосы предохраняют голову от солнца. Но и среди негроидов имеются значительные различия в цвете кожи, росте, в чертах лица, в форме головы.

Рисунок 10

Есть на материке и «синие люди пустыни». Так называют туарегов. Их праздничная одежда синего цвета под яркими лучами солнца отбрасывает синие отсветы на смуглую кожу, а нестойкая краска впитывается в нее.

Самые высокие народы Африки тутси, нилоты, масаи.

- В какой части материка они живут?

Их средний рост 180200 см. Они удивительно стройны и грациозны.

Рисунок 11

Самыми высокими народами на планете являются племена карамоджонгов, относящиеся к группе нилотов. Средний рост женщин, которые гораздо ниже мужчин, достигает 190 см. Эти африканские гулливеры являются и самыми темнокожими. Эти племена живут изолированно на границе Уганды и Судана.

Рисунок 12

Одним из самых известных племён Восточной Африки являются масаи - полукочевой африканский народ, живущий в саванне на юге Кении и на севере Танзании.

Несмотря на развитие современной цивилизации, они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, хотя это и становится труднее с каждым годом. Они свободно перемещаются по саванне с места на место, из страны в страну, невзирая на таможенные правила и государственные границы. Говорят на масайском языке.
Масаи считают себя высшим народом Африки.
Они живут за счет домашнего скота. Они не знают земледелия или ремесел, зато уверены, что Верховный Бог Энгай даровал им всех животных на свете. А потому кражи скота у других племен для масаев - обычное дело.

На временных стоянках они строят жилища, обмазывая округлый каркас из веток навозом. В их хижинах нет окон, а очаг располагается внутри, рядом с постелями из шкур животных. Эти дома строят в основном женщины. Они же во время переходов, когда не хватает вьючных животных, несут на спинах каркасы хижин.
Вокруг деревни, в которой живут обычно пять-семь семей, масаи строят забор из шестов или колючего кустарника, чтобы защититься от нападений львов, леопардов или гиен. Питаются масаи молоком или кровью животных. Мясом - в исключительных случаях. В голодное время они протыкают сонную артерию коров короткой стрелой и пьют еще теплую кровь. После чего замазывают рану свежим навозом, чтобы использовать животное снова.
Начиная с 3 лет их дети пасут скот, а в возрасте 7-8 лет им протыкают мочки ушей осколком рога. Потом дырку расширяют кусочками дерева. Со временем тяжелые украшения из бусин или бисера оттягивают мочки до плеч. И чем больше у масая оттянуты мочки ушей, тем он более красив и уважаем.

У масаи женщины занимают важное место в культуре и жизни племени. Их легко отличить по выбритой голове, ярким одеждам и бусам.
У мужчин масаи существует большое количество традиций и церемоний. Одной из самых знаменитых является «танец прыжков», который исполняют юные воины, высоко подпрыгивая на одном месте, чтобы показать свою силу и ловкость. До недавних пор, чтобы получить право стать воином (мораном) молодой масай должен был убить льва.

Посмотрим церемонию подготовки к празднику одного из высокорослых народов Африки - масаев. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Кроме высокорослых народов на материке живут и малорослые народы. К ним относят пигмеев.

Рисунок 13

-А подробнее о пигмеях нам расскажет Алексей, а вы по ходу его рассказа, сделайте записи о пигмеях.

Пигмеи (от древнегреческого pigme – кулак – «люди величиной с кулак»)- группа низкорослых негроидных народов, обитающих в лесах тропической Африки.

Рост пигмеев от 144 до 150 см для взрослых мужчин, кожа светло-коричневая, волосы курчавые, тёмные, губы сравнительно тонкие, крупное туловище, руки и ноги короткие. Возможная численность пигмеев может составлять от 40 до 200 тысяч человек.

Рисунок 14

Они занимаются охотой, собирательством и рыболовством. Оружие - лук со стрелами, часто отравленными, с железным наконечником (железо выменивают у соседей), иногда - небольшое копье. Широко используют западни и ловушки. Развито прикладное искусство. Сохраняют многие черты родоплеменной структуры, кочуют группами из 2-4 семей.

Пигмеи питаются только тем, что найдут, поймают или убьют в джунглях. Они великолепные охотники и их любимое мясо – слоновье, но чаще им удается добыть не очень крупных животных или рыбу. У пигмеев существует особая техника ловли рыбы. Метод, который они применяют, основан на отравлении рыбы растительными ядами. Рыба засыпает и всплывает на поверхность, после чего её можно собирать просто руками. Пигмеи живут в гармонии с природой и берут ровно столько рыбы, сколько понадобится. Невостребованная рыба просыпается спустя полчаса без каких-либо повреждений.

Посмотрим по карте, какие территории заселяют пигмеи.

Рисунок 2

Пигмеи-народы зоны экваториальных лесов.

-Ребята, назовите народы, живущие на юге Африки.

Да, в полупустынях и пустынях Южной Африки живут бушмены и готтентоты.

Рисунок 15

Для них характерны желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо, что прида­ет им сходство с монголоидами. Бушмены, как и пигмеи, низкорослы, но сложены пропорционально.

Численность этого народа около 75 тыс. человек. Отличаются от негроидов, поскольку имеют более светлую кожу, тонкие губы.

У бушменов нет вождей, как в других африканских племенах. Находясь в условиях постоянного полуголодного бродяжничества по пустыне, они не могли разрешить себе такую роскошь, как существование вождей, колдунов и знахарей, живущих за счет общества. Вместо вождей у бушменов старейшины. Их выбирают из числа наиболее авторитетных, умных, опытных членов рода, и они не пользуются никакими материальными преимуществами.
В настоящее время немногие бушмены сохраняют традиционный образ жизни, большинство является рабочими на фермерских хозяйствах.
Особенность национальной кухни заключается в употреблении в еду «бушменского риса» — личинок муравьев.
Бушмены - великолепные рассказчики и сказители. Они неподражаемы в музыке, пантомиме и танце. В настоящее время многие пытаются снимать на пленку и записывать песни, ритуалы и сказы Бушменов, чтобы сохранить для потомков эту древнюю африканскую культуру.

Промежуточ­ную расу составляют эфиопы и малагасийцы.

Определите по карте, в каком регионе Африки живут эти народы.

(В Восточной Африке)

-Каковы же внешние отличия представителей промежуточной расы от других народов?

Рисунок 16

Эфиопы отличаются более светлой, но с красноватым оттенком окраской кожи. По своему внешнему виду, эфиопы ближе к южной ветви европеоидной расы. Малагасийцы (жители Мадагаскара) произошли от смешения представителей монголоидной и негроидной рас. Численность малагасийцев до 20 млн. человек. Говорят на малагасийском языке.

-Итак, ребята, мы познакомились с некоторыми представителями коренных народов Африки, проверим, как вы заполнили таблицу.

- Саша, прочитай, какие народы ты записал к европеоидной расе. Назови их характерные черты.

-Юля, назови народы Африки, живущие в саваннах северной части материка и их характерные черты.

-Полина, какие народы живут в зоне экваториальных лесов, чем они отличаются от других народов?

-Ребята, какие народы относятся к промежуточной расе?

Рисунок 17

- А сейчас поиграем и проверим, как вы запомнили основные народы Африки. Игра называется «В квадрате». Условия игры вы знаете, напомню их. Я буду зачитывать характеристику народа, имеющую тот же номер, что и названный сектор. А вам необходимо назвать народ, соответствующий данной характеристике. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Пожалуйста, кто первым желает выбрать номер сектора квадрата?

1

2

3

4

5

6

7

8

9


  1. Это низкорослый негроидный народ, обитающий в зоне экваториальных лесов. (пигмеи)

  2. Это народ европеоидной расы, живущий на севере Африки в государстве Алжир. (алжирцы)

  3. Этот народ имеет традиционный танец под названием «Танец прыжков». (масаи)

  4. Особенность национальной кухни этого народа заключается в употреблении в еду личинок муравьев. (бушмены)

  5. Это народ относится к промежуточной расе, отличается более светлой, но с красноватым оттенком окраской кожи. (эфиопы)

  6. Этот народ живет на острове Мадагаскар. (малагасийцы)

  7. Этот народ говорит на берберском языке. (берберы)

  8. Представителей этого народа называют «синие люди пустыни». (туареги)

  9. Представители этого народа относятся к группе нилотов и являются самыми высокими людьми планеты. (карамоджонги)

Пришлое население европейского происхождения живет главным образом в местах с лучшими климатическими условиями и составляет незначительную часть населения материка. На севере материка вдоль побережья Средиземного моря проживают французы, а на самом юге материка — африканеры (потомки переселенцев из Нидерландов), англичане и др. Поэтому на материке государственными языками кроме арабского являются английский, французский и португальский.

Не все территории Африки заселены.

Рисунок 18

-Как изображаются на карте незаселенные территории?

-Где на мате­рике плотность более 100 человек на 1 км2?

-Где плотность менее 1 челове­ка на 1 км2?

-Какая плотность преобладает в бассейне реки Конго?

Из анализа карты видно, что сравнительно густо заселе­ны побережья Средиземного моря, Гвинейского залива и юго-восточное побережье материка. Высока плотность на­селения в дельте Нила, где на 1 км приходится 1000 чело­век. В пустыне Сахара, занимающей почти 1/4 материка, живет менее 1% всего населения, а в отдельных областях оно вообще отсутствует.

Таким образом, учитывая огромную территорию материка, Аф­рика имеет относительно редкое население, которое крайне неравномерно разме­щается по территории материка. На размещение населения влияют не только природные условия, но и исторические причины, в первую очередь последствия работорговли и ко­лониального господства.

-Ребята, а что вы понимаете под словосочетанием колониальное господство?

Рисунок 19

Рассмотрим этот вопрос подробнее. Работать будете в паре. Ответьте на вопросы, записанные на карточке, пользуясь текстом учебника на стр.134-135.

  1. Что такое колония?

  2. Что делали колонизаторы с коренным населением?

  3. К чему привело длительное господство колониальных держав?

  4. Что привело к распаду колониальной системы в Африке?

-Итак, ребята, что такое колония?

-Что делали колонизаторы с коренным населением?

-К чему привело длительное господство колониальных держав?

-Что привело к распаду колониальной системы в Африке?

Рисунок 20

Этническое разнообразие, характерное для Африки приводит к напряженной политической ситуации в африканских странах. Гражданские войны, племенные конфликты - обычные явления. Войны сказываются на экономике стран Африки и соответственно на условии жизни людей. Многие люди живут за чертой бедности.

Хотя многие страны Африки имеют древнейшую культуру (Египет, Эфиопия, Гана, Судан).

Рисунок 21

В них процветали ремесла, торговля, строительное дело. Народы Африки, пройдя длительный путь развития, внесли значительный вклад в историю мировой культуры. Сохранились замеча­тельные памятники искусства: египетские пирамиды — чу­до древней строительной техники, резьба по слоновой кос­ти и дереву, скульптуры из бронзы. Некоторые ученые считают, что первыми успехами в развитии культуры чело­вечество обязано главным образом Африке. После освобож­дения большинства стран от колониального порабощения африканская культура испытывает новый подъем в своем развитии.

-А сейчас на этой карте вы распределите иллюстрации типов жилищ африканцев. Приклейте эти иллюстрации на участки карты, которые соответствуют расположению народа, обитающего в подобных жилищах.

Рисунок 22

Выполнение коллективного проекта «типы жилищ в Африке»

Итак

1. Какие народы населяют изучаемую территорию?

2. Какие части материка или другой территории населены особенно плотно? Чему равна средняя плотность населе­ния?

3. В каких местах население редкое? Чему равна наимень­шая плотность?

А сейчас проверим насколько вы были внимательны на сегодняшнем уроке.

-Ребята, займите места у компьютеров и запустите тест «Население Африки» в программе тест-мастер.

ТЕСТ (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

1. ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ АФРИКИ

  1. 600 МЛН. ЧЕЛОВЕК;

  2. 1МЛР.ЧЕЛОВЕК;

  3. 100 МЛН. ЧЕЛОВЕК.

2. НАСЕЛЕНИЕ АФРИКИ ОТНОСИТСЯ К РАСАМ:

1) ЕВРОПЕОИДНОЙ И МОНГОЛОИДНОЙ;

2) ЕВРОПЕОИДНОЙ, МОНГОЛОИДНОЙ, НЕГРОИДНОЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ; 3) НЕГРОИДНОЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ.

3. КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ ОТНОСИТСЯ К РАСЕ:

1) МОНГОЛОИДНОЙ; 2) НЕГРОИДНОЙ; 3)ЕВРОПЕОИДНОЙ.

4. АЛЖИРЦЫ ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАСЫ:

1) МОНГОЛОИДНОЙ; 2) ЕВРОПЕОИДНОЙ; 3)НЕГРОИДНОЙ.

5. САМЫМИ ВЫСОКИМИ НАРОДАМИ АФРИКИ ЯВЛЯЮТСЯ:

1) КАРАМОДЖОНГИ; 2) ЭФИОПЫ; 3) ЕГИПТЯНЕ.

6. МАЛОРОСЛЫЕ НАРОДЫ АФРИКИ:

1) БУШМЕНЫ; 2) МАЛАГАСИЙЦЫ; 3) ПИГМЕИ.

7. В ПОЛУПУСТЫНЯХ И ПУСТЫНЯХ ЮЖНОЙ АФРИКИ ЖИВУТ:

1) АЛЖИРЦЫ; 2)ТУТСИ; 3)БУШМЕНЫ И ГОТЕНТОТЫ.

8. К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ РАСЕ ОТНОСЯТСЯ НАРОДЫ:

1) ЭФИОПЫ И МАЛАГАСИЙЦЫ; 2) МАСАИ; 3) НИЛОТЫ.

9. КАКИЕ НАРОДЫ ЗАСЕЛЯЮТ ОСТРОВ МАДАГАСКАР?

1) ПИГМЕИ; 2) МАЛАГАСИЙЦЫ; 3) ГОТТЕНТОТЫ.

10. "СИНИЕ ЛЮДИ ПУСТЫНИ":

1) ТУАРЕГИ; 2) НИЛОТЫ.

-Назовите, какие оценки вы получили.

Итак, ребята, у нас неплохие результаты, но чтобы еще лучше освоить материал вы дома прочитаете §30, и в контурной карте укажите районы проживания основных рас Африки, запишите домашнее задание

РиСУНОК 23





Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проект примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре
  2. Учебник (4)

    Учебник
    Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа»
  3. Проекта (гранта) (7)

    Конкурс
    При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам III Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии
  4. Группа энтузиастов

    Реферат
    В этом сборнике соединены в одно целое четыре статьи, которые имеют целью осветить общее отношение психологии народов к историческим наукам о духе. Такая цель здесь достигается путём анализа некоторых проблем языковедения и философии
  5. Моу средняя общеобразовательная школа №3. Обобщение опыта работы по теме

    Урок
    География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к

Другие похожие документы..