Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебное пособие'
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области коммерции, маркетинга и рекламы в качестве учебного пособия для студентов, об...полностью>>
'Документ'
Инструментальный комплекс, включающий математическое, методологическое и программное обеспечения и предназначенный для заполнения знаниями пользовател...полностью>>
'Темы рефератов'
Графики функций и , как иллюстрации I и II замечательных пределов. Метод математической индукции. Суммы . Оптимальная форма емкости цилиндрической фо...полностью>>
'Закон'
Гражданскому праву, его предмету, методу и системе, посвящено значительное число ярких исследований. Вместе с тем изучение указанной области не будет ...полностью>>

Главная > Планирование курса

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Поурочное планирование курса русского языка в 11 классе

Примерное планирование по русскому языку для 11 класса
общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля
на 2002/2003 учебный год
(на основе учебника А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой
“Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи”)

(102 часа)

Синтаксис и пунктуация (33 ч.)

Уроки 1, 2. Обобщающее повторение по вопросам учебника (с. 102). Выполняются упражнения, позволяющие закрепить следующие умения учащихся: а) выделять грамматическую основу предложения (вводится понятие предикативности); б) находить элементы, осложняющие простое предложение (однородные члены, обращение, вводные слова, обособленные обороты); в) различать типы простых и сложных предложений, определять их структуру. Одновременно закрепляются навыки постановки знаков препинания.

Урок 3. Нормативное построение словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетания по следующему плану.
Выделите все словосочетания из предложения.
В каждом из них укажите главное слово (или слова, поставьте от него вопрос к зависимому слову.
Определите словосочетания по морфологической принадлежности главного слова (именное, глагольное, наречное), по способу связи между словами (согласование, управление, примыкание).
Определите грамматическое значение словосочетаний.

Урок 4. Прямой и обратный порядок слов в предложении, его влияние на смысловые оттенки высказывания и текстообразующая роль; данное и новое при прямом и обратном порядке слов. Логическое ударение в предложениях с прямым и обратным порядком слов, с частицами, передающими смысловые и эмоциональные оттенки.

Уроки 5, 6. Эллиптические предложения (с опущенным глагольным сказуемым). Парцелляция (расчленение предложения). Слова-предложения. Наблюдение, использование в речи.

Урок 7. Предложения с вводными словами, группы вводных слов по значению. Предложения со вставными конструкциями.

Урок 8. Предложения с союзами как – так; не только – но и; хотя – но; если – то. Использование их при построении текста.

Урок 9. Синтаксический разбор простого предложения по следующему плану.
Найдите в тексте простое предложение, выделите в нем грамматическую основу.
Определите его тип по цели высказывания, по интонации, по наличию-отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное).
Полное или неполное оно?
Определите его тип по характеру грамматической основы (двусоставное или односоставное; если односоставное, то назывное или определенно-личное, неопределенно-личное, безличное).
Разберите его по членам предложения: чем выражено подлежащее, определите тип сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное), чем оно выражено; назовите второстепенные члены, чем они выражены.
Чем осложнено предложение (однородными членами, обращением, вводным словом, обособленным оборотом)?
Объясните постановку знаков препинания, какую ни выполняют функцию?

Урок 10. Бессоюзное сложное предложение, смысловые отношения и знаки препинания между его частями.

Урок 11. Сложноподчиненные предложения с однородным, неоднородным и последовательным подчинением придаточных.

Урок 12. Сложные предложения с разными видами связи (союзной и бессоюзной, сочинительной и подчинительной), смысловые отношения между их частями.
Синтаксический разбор сложного предложения по следующему плану.
Найдите в тексте сложное предложение, определите его тип по цели высказывания, по интонации, по средствам связи между его частями.
Выделите грамматические основы, определите структурные типы простых предложений (двусоставное, назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, безличное) в составе сложного, полное или неполное каждое из них, чем они осложнены.
Чем соединены части сложного предложения? Каковы смысловые отношения между его частями?
Если предложение сложноподчиненное, назовите главное и придаточное, какое слово или слова поясняет придаточное, к какому типу по значению оно относится.
Если в предложении несколько придаточных, определите связь между ними (последовательное, однородное, неоднородное подчинение).
Объясните постановку знаков препинания, назовите их функцию.

Уроки 13, 14. Способы оформления чужой речи: предложения с прямой речью (звучащей и внутренней), с косвенной речью и несобственно-прямой. Трудные случаи замены прямой речи косвенной.

Урок 15. Диалогическая речь: диалогические реплики, их смысловое единство: вопрос – ответ, сообщение – возражение, согласие. Оценка; авторские реплики (комментарии); типы предложений в репликах и ремарках. Формулы речевого этикета, их интонирование, сопровождающие их мимика, жесты, позы.
Монологическая речь, анализ ее структуры, сопоставление ее с речью диалогической, выявление в ней элементов диалогозирования. Внутренний монолог.

Урок 16. Цитирование прозаического и стихотворного текста, знаки препинания при цитировании.

Урок 17. Составление текстов с прямой речью, диалогом, цитированием.

Урок 18. Синтаксические разбор предложений с прямой речью по следующему плану.
Выделите из текста предложение с прямой речью.
Укажите слова автора и прямую речь.
Объясните постановку знаков препинания.
Можно ли содержание предложения с прямой речью передать другим способ (предложением с косвенной речью, с дополнением вместо прямой речи, с вводными словами вместо слов автора и т.д.)? Если можно, выполните это действие.

Уроки 19, 20. Принципы и функции русской пунктуации (упр. 225). Обобщение правил пунктуации, соответствующих грамматическому (синтаксическому) принципу; одновременно учащиеся указывают на смысловую роль знаков препинания.

Обобщение правил пунктуации проводится также на основе изучения функций знаков препинания, после чего. Выполняя, например, упражнение 266, учащиеся определяют функцию каждого из употребленных знаков препинания. Выявляются примеры авторского употребления знаков препинания. Раскрывается роль пунктуации в письменном общении. Даются понятия о факультативных и альтернативных знаках препинания (на конкретных примерах при выполнении упражнений).

Урок 21. Знаки препинания на стыке двух союзов. Сочетания знаков препинания.

Урок 22. Изобразительные возможности синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов, стилистически значимая инверсия.

Урок 23. Активные и пассивные конструкции, их использование в речи.

Уроки 24, 25. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Использование упражнений учебника для тренировки в перестройке сложных предложений в простые осложненные и наоборот; сопоставление их, выявление смысловых оттенков. Перестраивание предложений в лингвистическом или в литературоведческом тексте (письменно0, сопоставление значения, формы, смысловых и стилистических оттенков идентичных вариантов, их благозвучия. Письмо под диктовку.

Уроки 26, 27, 28. Наблюдение над стилистической ролью синтаксических структур:
В “Записках охотника” И.Тургенева, в рассказе “Ермолай и мельничиха” (как союзы и частицы а, и, же, то, да оживляют и окрашивают текст);
В романе Л.Толстого “Война и мир” (обилие сложных предложений, отражающих тенденцию автора к объединению образов, мыслей, к раскрытию их тесной взаимосвязи);
В рассказе А.Чехова “Моя жизнь” (роль противительных союзов а, но, несмотря ни на что, подчеркивающих сутолоку мыслей);
В романе А.Пушкина “Евгений Онегин”, в строфах УШ-ХП второй главы (взаимодействие авторской речи и речи персонажей, “проникновение” речи Ленского в авторскую речь);

Уроки 29, 30. Интонационное богатство русской речи. Практика интонирования обиходно-бытового, официально-делового, научного, ораторского высказывания. “Чтение” знаков препинания в классическом и современном тексте, в стихотворениях разных авторов: поиск нужной интонации (пауз, ритма, мелодики, силы голоса, его тембра).

Уроки 31, 32. Письмо под диктовку, упражнения в преобразовании текста (письменно), авторское письмо учащихся (составление ими собственных текстов с использованием грамматических форм и струтур на темы изучаемых литературных произведений и окружающей действительности).

Урок 33. Выдающиеся ученые-русисты: А.А.Шахматов (его труды по истории русского языка, по синтаксису), А.М.Пешковский (труды по синтаксису и стилистике).

Публицистический стиль речи (21 ч.)

Уроки 34, 35. Особенности публицистического стиля, используемые в нем средства эмоциональной выразительности (на основе содержащейся в учебнике информации). Анализ публицистического текста, использованного в качестве дидактического материала в одном из упражнений: выявление лексических, грамматических, композиционных признаков стиля, языковых средств эмоционального воздействия на читателя (письменно).

Уроки 36, 37. Газетные жанры. Очерк (теория и практика). Путевой очерк.

Уроки 38, 39. Портретный очерк.

Уроки 40, 41. Проблемный очерк.

Уроки 42, 43. Эссе.

Урок 44. Устное выступление (на основе материалов учебника).

Уроки 45, 46. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к ее участникам; выбор темы; подготовка альтернативных тезисов и аргументов; сбор материала из окружающей действительности, литературы, средств массовой информации (убедительных фактов, наглядных примеров, веских аргументов, авторитетных высказываний); проведение дискуссии: руководство дискуссионным обсуждением, ведение протокола, выработку компромиссного заключения, выводов берут на себя учащиеся.

Уроки 47, 48. Притча как речевой жанр. Притчевая манера выражения полемических суждений. Сопоставление притчи со сказкой и басней. Евангельские притчи. Составление притчи на равственно-этическую тему.

Урок 49. Самохарактеристика. Обсуждение – только с разрешения автора.

Уроки 50, 51, 52. Реферат. Подготовка и защита рефератов на лингвистические, литературоведческие и нравственно-этические темы.

Уроки 53, 54. Реферативные сообщения об отдельных номерах литературно-художественных журналов.

Художественный стиль речи (22 ч.)

Урок 55. Общая характеристика художественного стиля речи: образность (широкое использование изобразительно-выразительных средств), эмоциональность (окрашенность чувствами), индивидуализированность (неповторимость слога, запечатление в нем личности автора), обработанность (правильность, образцовость, нормативность) языка, искусство воссоздания качеств чужой речи. В художественном стиле выражается эстетическая функция русского национального языка. В нем используются языковые средства других стилей.

Целесообразно проиллюстрировать силами учащихся каждую из названных особенностей художественного стиля, используя изучаемые в 10-11 классах произведения русской литературы.

Урок 56. Понятие эстетического. Выявление в анализируемом произведении языковых средств, создающих поэтическую форму и передающих эстетическое содержание.

Средства выражения эстетического содержания в произведениях других видов искусства; приведение конкретных примеров учащимися, проявляющими склонность к искусству – к живописи, музыке, театру, балету, прикладным видам искусства.

Уроки 57, 58. Язык как первоэлемент художественной литературы, его место среди других компонентов структуры художественного произведения (жанр, сюжет, композиция, система образов-персонажей, идейное содержание).

Анализ жанровых языковых особенностей изучаемого литературного произведения, выявление в нем языковых формул, предающих основной замысел автора, наблюдение над лексикой, отражающей время и место действия, отражающей композиционное развертывание тематического содержания произведения.

Уроки 59, 60. Основные виды тропов, использование их мастерами русского слова: перифраза, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, аллегория, ирония. Практикум по выявлению тропов в изучаемом произведении, устанавливается их связь: а) с характеристикой персонажей, б) с идейным содержанием произведения, в) с мировидением, мировосприятием автора, своеобразием его личности. Используется информация учебника.

Уроки 61, 62, 63. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса: инверсия, градация, антитеза, эллипс, риторический вопрос, риторическое обращение, многосоюзие, бессоюзие, анафора, эпифора и другие. Практикум по выявлению стилистических фигур и выявлению их стилистической роли (в изученных и изучаемых художественных произведениях), по их использованию в собственных текстах.

Наблюдение над морфологическими формами, синтаксическими конструкциями, порядком слов, выполняющими изобразительно-выразительную функцию, выступающими элементами художественной формы, передающими своеобразные оттенки мысли. Ключевые, ударные слова в художественном тексте. Использование фразеологических оборотов, просторечия, жаргонизмов. Каламбур как художественное средство. Звуковая инструментовка художественной речи – стихотворной и прозаической.

Уроки 64, 65. Анализ художественного текста (отрывка из произведений А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Тургенева, Ф.Достоевского, Л.Толстого, А.Чехова, М.Булгакова) на основе следующего плана.
Определите название произведения, из которого взят анализируемый отрывок, его автора, место отрывка в произведении.
Раскройте связь данного отрывка с идейно-образным содержанием произведения.
Выявите признаки функционального стиля, индивидуально-авторского стиля, жанровые особенности.
Укажите изобразительно-выразительные средства, художественные детали. Каков их идейно-художественный смысл?
Как отражаются в тексте авторская позиция, образ автора?

Урок 66. Коллективный анализ стихотворения А.Блока “В ресторане”. В центре внимания - четверостишие:

Ты рванулась движеньем испуганной птицы.
Ты прошла, словно сон мой, легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Анализ сравнений, метафор, ритма. Предметность, бытовая реалистичность образа (отход автора от символистской поэтики) и лирическое, “субъективное” содержание произведения.

Уроки 67, 68. Параллельный анализ нескольких лирических стихотворений (групповые задания с последующим обсуждением результатов анализа) по плану.
Передайте чувства, мысли лирического героя, его отношение к жизни, к людям, к самому себе.
Охарактеризуйте художественное, языковое своеобразие лирического текста (использование эпитетов, метафор, сравнений, стилистических фигур; их эмоционально-эстетическое содержание).
Прокомментируйте особенности построения стихотворения во взаимосвязи с идейным, эмоционально-образным, эстетическим содержанием его.
Особенности ритма, интонации, рифм. Звуковая инструментовка.
Выявите единство, взаимосвязь разных компонентов произведения.
Выразительно прочитайте его, дайте обоснование интонационным особенностям своего чтения.

Уроки 69, 70. Уроки-практикумы по анализу лирических стихотворений поэтов “серебряного века”. Анализ словесных и звуковых средств художественной выразительности.

Уроки 71, 72. Индивидуально-языковой стиль писателя: своеобразие в использовании лексики, синтаксиса, ритмов, интонаций, словесных образов в их связи с идейно-тематическим и эмоционально-образным содержанием произведения в целом; роль лексических средств и словесных образов в композиционной организации произведения.

Особенности использования языковых средств в произведениях:
а) Н.Гоголя (на примере одной из глав “Мертвых душ”);
б) Н.Некрасова (на примере отрывков из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”);
в) М.Салтыкова-Щедрина (анализ языковых средств сатирического изображения в одной из его сказок);
г) Л.Толстого (на примере отрывков из романа “Война и мир”; анализ художественно-языковых средств, отражающих внутренний мир персонажей);
д) М.Шолохова (анализ одного из его рассказов или отрывка из “Тихого Дона”, “Поднятой целины”);
е) М.Горького (анализ отрывка из рассказа “Старуха Изергиль” или пьесы “На дне”);
ж) В.Маяковского (“Во весь голос”).

Уроки 73, 74,75, 76. Дифференцированные задания по языку конкретных произведений, например: а) звучание слова в стихотворном произведении (“Медный всадник” А.Пушкина: звучание слов, ритмы, интонация как средства изображения Петра и Евгения); б) фразеологизмы в художественном тексте (А.Блок, “Возмездие”: выражение в использованных фразеологизмах авторской позиции, авторского мировидения, связь их с общей художественной тканью поэмы); в) значение слова в стихотворной речи (“Необычайное приключение…” В.Маяковского)

Использование произведений А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина, А.Ахматовой, М.Цветаевой, М.Булгакова, М.Шолохова, А.Твардовского и других писателей и поэтов (по рекомендации учителя и выбору учащихся) с последующим обсуждением результатов наблюдений и анализа.

Направление анализа стилевых особенностей могут быть использованы тексты упражнений 280, 284, 292, 299, 303, 313, 335, 427, 494.

Общие сведения о языке. (14 ч.)

Урок 77. Язык как система. Основные уровни русского языка. Выполнение заданий по тексту Л.И.Скворцова о “динамических тенденциях” русского языка (упр. 270). Характеристика самими учащимися четырех уровней языковой системы: а) как они понимают каждый из названных уровней; б) что входит фонемный, морфемный, лексический и синтаксический уровни; в) какие разделы науке о языке (русистики) изучают эти уровни; г) раскрытие связей между уровнями; д) каке единицы языка (и речи) не составляют особого уровня (имеется в виду текст) и почему (не имеет ряда противопоставленных языковых единиц, из которых могла бы создаваться речевая последовательность).

Работа с текстом из книги Скворцова и последующая беседа сопровождаются краткими записями.

Уроки 78,79. Русский литературный язык, его основные признаки. Современный русский литературный язык, его нормы, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, справочниках, учебных пособиях.

Урок 80. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Урок. 81. Акцентологические нормы.

Урок 82. Лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные нормы.

Урок 83. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковой нормы.

Урок 84. Роль средств массовой информации в становлении и развитии языковой нормы.

Урок 85. Роль школы в становлении языковой нормы.

Урок 86. Упражнения по орфоэпиии, акцентологии с учетом типичных недостатков в речевой подготовке учащихся класса.

Уроки 87,88, 89. Упражнения по использованию лексико-фразеологических, грамматических, стилистических средств с учетом типичных недостатков в речевой подготовке учащихся.

Урок 90. Выдающиеся ученые-русисты: Л.В.Щерба.

Повторение (12ч.)

Уроки 91, 92. Систематизация знаний и умений по русскому языку. Связные устные высказывания учащихся.

Уроки 93, 94. Лингвистический разбор звуков речи, слова, предложения,научно-популярного, художественного (в том числе стихотворного) текста.

Уроки 95, 96, 97, 98. Сочинения.

Уроки 99, 100, 101, 102. Подготовка и защита рефератов по вопросам русского языка и литературы, о выдающихся ученых-русистах, на социально-этнические темы.

Практическая часть итогового повторения может проводиться как в конце учебного года, так и рассредоточенно.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Публичный отчет Государственного образовательного учреждения Центр образования №1409

    Публичный отчет
    - Распоряжения Правительства Москвы от 16 июня 2005 года № 1071-РП «О создании государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы»;
  2. План учебно-воспитательной работы моу гимназии №88 г. Краснодара на 2010-2011 учебный год Утвержден на заседании педагогического совета гимназии

    Документ
    Завершился первый учебный год после реорганизации МОУ СОШ № 56 и МОУ гимназии № 88. Основные параметры вновь образованного коллектива гимназии приведены ниже в статистической таблице
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку» для специальности 05303 «Иностранный язык» Утвержден на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования. Возможности учебного предмета “Иностранный язык” для развития личности учащегося, его способностей к самопознанию и самообучению.
  4. "гимназия №56 в 2006 году"

    Доклад
    Гимназия №56 – по-прежнему остается крупнейшим не только в Санкт-Петербурге, но и во всем Северо-Западном регионе образовательное учреждение полного общего образования.
  5. Программа развития государственного общеобразовательного учреждения гимназии №56

    Программа
    Государственное общеобразовательное учреждение Гимназия № 56 Петроградского района Санкт-Петербурга представляет в рамках Публичного отчета о реализации программы развития,
  6. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ (1)

    Программа
    И. В. Дубровина, докт. психол. наук, профессор: от редактора; ч. I, ч. Ill; заключение А. Д. Андреева, канд. психол. наук — ч. II разд. 1 Н. И. Гуткина, канд.

Другие похожие документы..