Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Образовательный стандарт'
1.1. Специальность 0317 Педагогика дополнительного образования утверждена приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Фед...полностью>>
'Документ'
Город расположен на восточном склоне Уральских гор, в 20—25 км от условной границы Европы и Азии на высоте 200 м над уровнем моря. Площадь Нижнего Та...полностью>>
'Документ'
В своей надзорной деятельности Старорусская межрайонная прокуратура руководствуется требованиями приказа Генерального прокурора РФ от 02.10.2007 № 15...полностью>>
'Документ'
1.1. Мета і завдання вивчення дисципліни. Пропедевтичний навчальний курс „Вступ до спеціальності” передбачений проектом державного стандарту спеціаль...полностью>>

Рабочая программа дисциплины (3)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рабочая программа дисциплины

составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования

направления (профиля) 080200 менеджмент

Программу составили: д.и.н., проф. Г.Ф. Доброноженко

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ИПС

«______» _________________ 201___ г. протокол № _____________

Заведующий кафедрой ИПС Г.Ф. Доброноженко

Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ

«______» __________________ 201___ г. протокол № ___________

Председатель НМСИ О.И. Зезегова

СОДЕРЖАНИЕ

I. Цели и задачи изучения дисциплины

1.1. Цель преподавания дисциплины

1.2 Задачи изучения дисциплины

II. Общекультурные компетенции (ОК)

III Структура учебной дисциплины

IV Содержание дисциплины

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)

4.2. Содержание разделов. Темы лекций и семинарских занятий

V Литература по курсу «История»

5.1. Учебная и справочная литература, основные издания обобщающего характера

5.2. Дополнительная литература по основным разделам дисциплины

5.3. Ресурсы INTERNET по дисциплине

VI Планы семинарских занятий

VII Самостоятельная работа студентов Приложение: Тестовые задания для самоконтроля знаний и подготовки к контрольным работам

VIII Формы текущего и итогового контроля

8.1. Контрольная работа тестового типа

8.2. Экзаменационные вопросы по дисциплине

I. Цели и задачи изучения дисциплины

1.1. Цель преподавания дисциплины

Цель преподавания дисциплины – сформировать у студентов представления об историческом прошлом России в контексте общемировых тенденций развития; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, обучить приемам поиска и работы с исторической информацией.

Цель изучения дисциплины, соответствует целям и задачам ООП, в том числе имеющие междисциплинарный характер и связанные с формированием таких социально-личностных компетенций как:

– способность и готовность к межличностной коммуникации;

– способность и готовность работать в коллективе;

– способность и готовность проявлять гражданскую позицию;

– обладание навыками самостоятельной работы, умение планировать свое время и организовывать деятельность;

– способность воспринимать этнические особенности, различия традиций и культур, осваивать мировое и национальное культурное наследие.

1.2 Задачи изучения дисциплины

Задачи изучения дисциплины заключаются в развитии у студентов следующих знаний, умений и навыков:

– формирование гражданской идентичности, развитие интереса и воспитание уважения к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению;

– знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

– воспитание нравственности, морали, толерантности;

– понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

– понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

– способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

– навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

– умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

– развитие творческого мышления, самостоятельности суждений, способности находить нестандартные подходы к решению научных и производственных задач, адекватно действовать в ситуациях неопределенности.

II. Общекультурные компетенции (ОК):

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

– способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);

– умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);

– умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

III Структура учебной дисциплины

Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)

Общая трудоемкость дисциплины

3 (108)

Аудиторные занятия:

1,5 (54)

лекции

1 (36)

семинарские занятия (СЗ)

0,5 (18)

промежуточный контроль

-

Самостоятельная работа:

1,34 (49)

изучение теоретического курса (ТО)

0,5 (18)

подготовка к СЗ

0,5 (18)

контрольные (тестовые) задания

0,33 (6)

другие виды самостоятельной работы

0,29 (7)

Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)

экзамен

IV Содержание дисциплины

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)

п/п

Модули и разделы дисциплины

Лекции

(часов)

ПЗ (или СЗ)

(часов)

Самост.

работа

(часов)

Реализуемые компетенции

1.

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки.

(2)

-

3

ОК-3, ОК-4, ОК-6

2.

Первобытная эпоха человека. Особенности становления государственности в России и мире. Древнерусское государство

6

(2)

2

5

ОК-3, ОК-4, ОК-6

3.

Европейское средневековье и русские земли в XIII–XV веках. Образование Московского государства

6

2

5

ОК-3, ОК-4, ОК-6

4.

Россия в XVI–XVII веках в контексте развития европейской цивилизации

4

4

6

ОК-3, ОК-4, ОК-6

5.

Российская империя и мир

в XVIII – начале XX вв.: попытки модернизации и промышленный переворот

10

4

14

ОК-3, ОК-4, ОК-6

6.

Россия и мир в ХХ – ХХI вв.

8

6

14

ОК-3, ОК-4, ОК-6

Итого

36 (+4)

18

49

4.2. Содержание разделов. Темы лекций

и семинарских занятий

1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки.

Место истории в системе наук. Предмет «истории» как науки; научные категории. Теория и методология исторической науки: принципы и методы исторического исследования. Понятие «исторический процесс». Сущность, формы, функции исторического знания. Классификации концепций исторического процесса. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Отечественная историография: многозначность понятия, этапы развития. Отрасли исторической науки. Исторические источники: понятие и классификация.

Хронологические рамки, периодизация и основные задачи курса «История».

ЛЕКЦИЯ. Предмет курса «История» и его место в системе научных знаний. Основы методологии исторической науки (электронный текст лекции)

2. Первобытная эпоха человека. Особенности становления государственности в России и мире. Древнерусское государство

Первобытная эпоха человека. Антропогенез. Этногенез индоевропейских народов: общая характеристика. Этническая революция 1 тыс. н.э. Проблема этногенеза восточных славян в исторической науке. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Восточные славяне в древности. Этническая карта Восточной Европы во второй половине 1 тыс.

Возникновение раннесредневековой государственности в Европе. Образование Древнерусского государства: внутренние предпосылки и внешние факторы. Этнокультурные и социально-политические процессы становления государственности. Основные этапы становления государственности. Проблема образования Древнерусского государства и происхождения этнонима «русь» в исторической литературе.

Теория двух центров: борьба Севера и Юга. Объединение восточнославянских племен под властью киевских князей. «Русская земля» и ее политическое устройство, характер центральной и местной власти. Властные структуры Древнерусского государства. Экономические и социальные процессы: зарождение раннефеодальных отношений. «Русская Правда». Принятие христианства в форме православия в качестве государственной религии Киевской Руси.

Древняя Русь и средневековые государства Европы и Азии: общее и особенное в типах и темпах развития; проблемы взаимовлияния.

Кризис государственности и распад Древнерусского государства.

ЛЕКЦИЯ 1. Первобытная эпоха человека. Этногенез индоевропейцев и восточных славян.

ЛЕКЦИЯ 2. Особенности становления государственности: Киевская Русть и западная Европа.

ЛЕКЦИЯ. Властные структуры Древнерусского государства (электронный текст лекции).

Семинар 1. Древнерусское государство

3. Европейское средневековье и русские земли в XIII–XV веках. Образование Московского государства

Образование новых государственных центров и своеобразие их развития. Социально-политические изменения в русских землях в XIII–XV вв. Владимиро-Суздальские земли: особенности взаимоотношения власти и общества. Социально-политическое развитие Северо-Западной Руси. Великий Новгород: особенности политического строя. Галицко-Волынское княжество – политический центр Южной и Юго-Западной Руси.

Образование монгольской державы. Причины и направления монгольской экспансии. Завоевание монголами Северо-Восточной и Южной Руси. Оборона северо-западных русских земель от агрессии со стороны католического Запада: дискуссии в исторической литературе. Две линии в политике русских князей в отношении завоевателей и проблема цивилизационного выбора.

Русь и Орда: проблемы взаимоотношений. Проблема влияния татарского ига на властные отношения, взаимоотношение власти и общества и ментальность народа в исторической литературе. Дискуссия о роли монголов в становлении Русского государства.

Литва как второй центр объединения русских земель. Русские земли в составе Русско-Литовского, Польско-Литовского государств

Формирование национальных государств в Европе и России: общее и особенное. Объединение русских земель под властью Москвы. Альтернативы объединения русских земель и образования государства в исторической литературе. Причины возвышения Москвы: точки зрения историков. Взаимоотношения Москвы и Орды. Рост территории Московского княжества. Присоединение Новгорода и Твери. Основные этапы и специфика объединения русских земель.

Процесс централизации в законодательном оформлении. Судебник 1497 г. Формирование дворянства как опоры центральной власти.

ЛЕКЦИЯ 3. Русские земли между Западом и Востоком (XIII–XV вв.) 4 часа

ЛЕКЦИЯ 4. Объединение русских земель и образование Московского государства: этапы и особенности.

Семинар 2. Русские земли в период политической раздробленности

5. Россия в XVI–XVII веках в контексте развития европейской цивилизации

XVI-XVII вв. в мировой истории. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе. Эпоха Возрождения. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины. Развитие капиталистических отношений.

Иван Грозный: борьба альтернативных путей социально-политического развития Руси.

Кризис российской государственности в период Смуты. Династический кризис. Борис Годунов – первый избранный царь. Эскалация Смуты как всеобъемлющего кризиса, ее основные этапы. Самозванство. Земский собор 1613 г. и начало династии Романовых.

Политическое мировоззрение московских царей. Российское общество: формирование сословной организации общества и система государственного закрепощения. Соборное Уложение 1649 г. XVII в.: новые явления в экономике России. Дискуссии историков о начале зарождения в России капиталистических отношений.

Культура и быт Московской Руси: основные черты и тенденции. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. Начало проникновения западного влияния. Церковь и государство. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия.

Дискуссии историков о форме правления в Московском государстве.

ЛЕКЦИЯ 4. Власть и общество в Московском государстве (4 часа)

Семинар 3. Иван Грозный: борьба альтернативных путей социально-политического развития Руси. Кризис российской государственности в период Смуты.

Семинар 4. Московия, век XVII



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа дисциплины «Инженерная графика»

    Рабочая программа
    Рабочая программа учебной дисциплины "Инженерная графика" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по техническим специальностям среднего профессионального
  2. Рабочая программа дисциплины компьютерные методы обработки экономической информации цели и задачи изучения дисциплины

    Рабочая программа
    Основные цели дисциплины – формирование теоретической базы для исследования компьютерных методов и систем обработки и защиты экономической информации, которое способствует формированию информационного мировоззрения, инновационной,
  3. Рабочая программа дисциплины ф тпу 1 21/01 Рабочая программа учебной ф тпу 1-21/01

    Рабочая программа
    Рабочая программа для направления 130100 – Геология и разведка полезных ископаемых специализации – Геофизические методы поисков и разведки полезных ископаемых; Геофизические методы исследования скважин
  4. Рабочая программа дисциплины «стратегическое планирование»

    Рабочая программа
    Дисциплина «Стратегическое планирование» является составной частью блока специальных дисциплин учебного плана, разработанного в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
  5. Рабочая программа дисциплины для специальности 080111 «Маркетинг» цикла дс для специалистов (2)

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины «Финансовый маркетинг» цикла СД составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 080 «Маркетинг».

Другие похожие документы..