Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
С целью подготовки преподавателей университета к введению государственных образовательных стандартов третьего поколения и улучшения качества контроля...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс составлен на основании типовой программы дисциплины, разработанной в соответствии с государственным общеобразовательным ...полностью>>
'Доклад'
Дошкольное учреждение расположено в центре города, в его исторической части. Социальное окружение способствует установлению партнерских взаимоотношен...полностью>>
'Решение'
Парк «Утес-Карасан» Малые архитектурные формы: 1) фонтан «Три головы»; 2) фонтан мраморный в античном стиле; 3) фонтан в восточном стиле с изображение...полностью>>

Главная > Пояснительная записка

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Пояснительная записка

Грамматика не учит хорошо говорить, потому что говорить правильно и говорить хорошо – совсем не одно и то же.

В.Г. Белинский

Работа по развитию культуры речи учащихся – это не только работа над правильностью, ведь кроме этого к хорошей речи предъявляется множество требований: простоты, ясности, богатства, разнообразия и интонационной выразительности. Неслучайно кто–то из «великих» сказал: «В шесть лет можно выучиться всем языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному».

В повседневной жизни мы идем не от слова к мысли, а от мысли к слову, от ситуации общения, коммуникативной задачи – к высказыванию, уместному в данном случае. Поэтому, ограничивая работу над связной речью только изложениями и сочинениями с языковым заданием, мы не можем подготовить учащихся к тем естественным ситуациям общения, когда нужно что–то доказать, в чем–то убедить, утешить собеседника, посоветовать и т.д. Человек должен уметь общаться, и этому нужно учить.

Речевые ошибки и недочеты отрицательно сказываются на резуль-тативности общения, так как они свидетельствуют о недостаточном уровне образования, культуры коммуниканта, тем самым вызывая к нему недоверие.

Нам могут возразить: на всех уровнях дети тренируются в умении связно говорить, когда они отвечают на проблемные вопросы учителя, пересказывают текст учебника, выступают с докладами, сообщениями и т.д., но, наверное, многие согласятся с тем, что далеко не всегда учитель бывает удовлетворен как будто неплохим ответом ученика, который в целом усвоил материал, но «ушел от темы», не выделил главного, излагал материал нелогично, «потерял аргументы» и т.д.

И такие недочеты в ответах учеников не случайны, ведь у учеников нет тех необходимых знаний и умений, которые важны для успешного речевого общения.

Мы должны развивать у учеников умение не просто общаться, создавая уместные речевые жанры, но и умение эффективно общаться. Для этого в данном курсе мы попытались раскрыть само понятие общения, его значение в жизни, познакомить учеников с правилами успешного общения. Важно, чтобы будущие выпускники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться в различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с коллегами, партнерами по общению и т.д. Безусловно, необходимо, чтобы они были готовы пополнять свои знания, опираясь на приобретенные обще-учебные знания.

Владение русским языком, речью, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения школьника практически во всех областях жизни, способствуют его адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык и родная речь обеспечивают развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассников, развивают абстрактное мышление, память, воображение, формируют навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Культура речи – речевое мастерство. С элементарными понятиями о культуре речи дети знакомятся дома, в детском саду и начальной школе; правила этикета – экспозиция в системе формирования культуры речевого общения.

Навыки употребления речевых фигур в спонтанной речи способствуют повышению общей культуры речи, умению емкими, лаконичными средствами придать высказыванию дополнительную экспрессию, обогащая синтаксический строй речи школьника, помогая говорящему характеризовать предмет, обращая внимание на его существенные качества и свойства, создавая яркий образ в художественном описании.

Конечно же, немаловажное значение имеет изучение речевого этикета. Этикет как совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям: обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда – составляет часть внешней культуры общества. В него входят те требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения и, конечно же, речевой этикет.

При изучении иностранных языков и в процессе освоения своего собственного, русского, школьники узнают специфику международного общения. И обучать этому необходимо с раннего детства, в семье, в детском саду, в школе да и в вузе, уже профессионально ориентируя в соответствии с тем, какие речевые ситуации окажутся наиболее типичными в трудовой деятельности человека.

Ведущее место по развитию речи занимает словесное творчество учащихся. Наиболее подходящим видом литературных произведений будут письма и небольшие рассказы, сказки, детективы, стихотворные послания, сатира и т.д. Работа не только над содержанием, но и над оформлением сочинений придется по душе ребятам и станет достойной мотивацией к их дальнейшей творческой деятельности.

Надеемся, что знания, которые школьники почерпнут в ходе изучения материала, представленного в данном элективном курсе, будут им интересны и помогут в дальнейшем найти свое место в жизни, адаптироваться к ее быстро изменяющимся условиям и, следовательно, быть социально активными личностями. Именно в решении задач современного общения видится актуальность данного элективного курса, создающего базу для объединения усилий разных учебных дисциплин по формированию коммуникативных умений школьников.

Цель курса:

– Развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

– Освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения.

– Овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения.

– Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры.

В результате изучения учащиеся должны знать/понимать:

  • Связь языка и истории, речевой культуры русского и других народов.

  • Смысл понятий: общение, язык, речевое общение (официальное и неофициальное, публичное и непубличное, непосредственное и опосредованное, диалогическое и монологическое, их особенности), речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства), литературный язык, языковая норма, культура речи, вербальные и невербальные средства общения.

  • Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.

Уметь:

  • Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

  • Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

  • Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания.

  • Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

  • Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

  • Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

  • Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учебно – тематическое планирование

Раздел/тема

Кол – во часов

Планируемый результат

Раздел 1.

Общение, язык, речь

17 часов

1.1

Вводный урок. Умеете ли вы общаться?

3

Знать: смысл понятий: общение, язык, речевое общение, речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.

1.2

Язык – орудие культуры.

1

Задачи: осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

Знать: смысл понятия «язык – средство общения», связь языка и истории, речевой культуры русского и других народов.

1.3

Словарное и фразеологическое богатство русского языка.

3

Задачи: расширение словарного запаса и используемых языковых и речевых средств; совершенствование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Уметь: применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

1.4

Слово – меткий выстрел (урок–сообщение).

3

Задачи: активизация познавательной деятельности, формирование учебной компетенции, формирование общенаучных и коммуникационных навыков.

Уметь: работать с различными источниками, анализировать и систематизировать материал, формулировать самостоятельные выводы, ярко представлять слушателям свое сообщение.

1.5

Виды и функции речи. Культура речи.

2

Задачи: сформировать у учащихся представление о культуре речи. Дать понятие видов и функций речи.

Знать: смысл понятий «литературный язык», «языковая норма», «культура речи», «вербальные» и «невербальные» средства общения.

Уметь: создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

1.6

Ораторское мастерство.

3

Знать: функциональные задачи оратора, особенности публичного выступления и методы взаимодействия с аудиторией.

Уметь: самостоятельно строить публичное выступление, устанавливать контакт с аудиторией слушателей непосредственно в процессе выступления.

1.7

Комплексная контрольная работа по культуре речи.

2

Задачи: закрепление полученных знаний, проверка умений и навыков, их практическое применение в спонтанной речи.

Раздел 2.

Этикет

17 часов

2.1

Вводный. Что за странное слово?

2

Знать: понятие «этикет», историю возникновения и развития, основные требования этичного общения и поведения в обществе.

2.2

История этикета.

2

2.3

Международный этикет. Творческая работа (проект).

3

Задачи: активизация познавательной деятельности,

формирование учебной компетенции, формирование общенаучных и коммуникативных навыков (дискуссии, совместная работа, преодоление конфликтных ситуаций), инициирование самостоятельных выводов.

2.4

Речевой этикет.

2

Задачи: определить социальные сущностные признаки речевого этикета, убедить в необходимости исполнения неписаных требований общества, соответствующих ритуалов поведения и общения.

Задачи: познакомить с системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта.

Уметь: соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

2.5

Этикетные формулы.

2

Задачи: совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию.

Знать: общеупотребительные этикетные формулы и ситуации их уместного применения.

Уметь: использовать в повседневном общении и учебной деятельности этикетные формулы в соответствии с речевой ситуацией.

2.6

Светский этикет.

2

Задачи: показать и привить необходимость соблюдения правил общения и поведения в обществе.

Знать: общепринятые правила поведения, манеры общения в высоком обществе,

требования светского этикета, предъявляемые к одежде, переписке и т.д.

Уметь: соблюдать в практике письма орфографические и пунк-туационные нормы современ-ного русского литературного языка, использовать этикетные нормы в повседневном общении и учебной деятельности.

2.7

Человек в обществе.

1

2.8

Исследовательская работа или проект.

3

Задачи: приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование специфических навыков и умений посредством системной организации проблемно – ориентированного поиска. Непосредственное вовлечение в активный познавательный про-цесс, самостоятельное форму-лирование проблемы, осу-ществление сбора необходимой информации, планирование возможных вариантов решения проблемы, анализ своей деятельности, получение нового знания и приобретение нового учебного и жизненного опыта.

Уметь: использовать основные приемы информационной пере-работки устного и письменного текста; анализировать, при-водить примеры, моделировать ситуации, формулировать обоснованные выводы. Использовать различные формы представления презентации.

Итого:

34 часа

Раздел 1.Общение, язык, речь

Урок 1.1 Вводный. Умеете ли вы общаться?

Цель: дать школьникам общие представления о понятии «общение», о его значимости в различных сферах жизни человека, рассмотреть общение как процесс коммуникации, в зависимости от разных критериев классифицировать сами коммуникативные акты по их видам и типам.

Форма проведения: лекция, беседа, тест.

Ход урока

Умеете ли вы общаться? Конечно, все с уверенностью скажут: «Да, несомненно!» Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего, это просто разговор, обмен информацией. В то же время, всем известно, что понятие общение много обширнее, чем наше обычное: «Привет!» – «Пока».

Если заглянуть в прошлое, то нам, считающим себя людьми современными, станет просто стыдно. Ведь люди уже начиная с XVI–XVII веков, общались на таком высоком уровне, что нам и не снилось. Сейчас мы оправдываемся перед самими собой, мол «бешеный век, нам и присесть некогда, не то, что поговорить». И, утешая себя этой мыслью, продолжаем общаться на том же низком уровне.

Предполагая, что «умею общаться» означает «умею правильно общаться», а только так и надо понимать поставленный вопрос, то ответ на него можно посчитать, как недостаточно скромный. Хотя речь играет огромную роль в общении людей, но ведь все прекрасно знают, что люди, например, любящие, не нуждаются в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли. Им вполне достаточно видеть друг друга. Этот факт имеет свое подтверждение в романе Л. Толстого «Анна Каренина» в сцене объяснения Кити и Левина, когда они, не произнося ни слова, пишут мелком на зеленом сукне столика для карточных игр лишь начальные буквы слов, составляющих весьма сложные по синтаксису и содержанию предложения.

Так же огромное значение в общении между людьми имеет мимика собеседников. Не приходилось ли Вам самим общаться с кем-нибудь при помощи взглядов, жестов? Конечно, приходилось! Но если Вы понимали друг друга, значит, это понимание явилось результатом весьма сложной работы.

Нужно не только говорить с собеседником (жестикулировать, произносить слова, писать начальные буквы слов), но и понимать его жесты, взгляды. Если у Вас и это получилось, то Вам осталась самая малость, чтобы собеседник понимал Вас. Казалось бы, если отвечает – значит понимает. При всей простоте это не всегда так. Когда ученые пытаются объяснить какое–то явление или факт, они раскладывают его на составляющие части, а затем подробно описывают каждую из них. Получается довольно подробное описание, разложенное «по полочкам». Так и мы попробуем разложить общение на части и, разобравшись, описать их.

Итак, процесс общения, коммуникации. Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, сообщение характеризуется каким-то содержанием, какой-то формой и каким-то смыслом. Это – не одно и то же. Допустим, что некто (скажем, молодой человек) преподносит кому-то (скажем, знакомой девушке) букет желтых тюльпанов. И делает он это необычно: без улыбки, с отчужденным выражением лица. По форме (допустим, что произносится: «Возьми, пожалуйста, цветы от меня») здесь все стилистически, грамматически и по этикету корректно. Содержание – «передача или подношение цветов» – ясно и вполне может быть в общем оценено положительно. Но смысл особый: «юноша расстается с девушкой». Вспомните, что лицо его было серьезным, а тюльпаны были желтые (издавна желтый цвет – символ расставания, разлуки). Разумеется, истинный смысл реального коммуникативного акта такого рода может быть и иным, если юноша смог достать только желтые тюльпаны или вообще не знал, что желтый цвет – это символ. Неприветливое выражение лица может определяться обстоятельствами, не имеющими никакого отношения к свиданию. Важно было только привести пример возможного вообще в этой ситуации смысла, показать, чем смысл может отличаться и от содержания, и от формы конкретного коммуникативного акта.

Необходимо далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще – о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие – способ передачи дружеского приветствия по кинетико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) нам никто ничего не сообщал.

В качестве важного компонента коммуникативного акта выступают мотивы участников общения, т.е. их цели и намерения. Преподаватель, допустим, хочет в лекции сообщить нечто студентам, чтобы они это нечто усвоили. Бывает, что кое-кто из студентов не хочет в это же время усваивать это нечто. Тогда говорят о «ножницах в интенциях» (намерениях). Общение в таких случаях либо затрудняется, либо приходит к нулевому результату. Наконец, всем хорошо известно, что человек во время акта коммуникации может говорить одно, а думать другое, т.е. лжет или просто о чем-то умалчивает из каких-то (не обязательно плохих) побуждений.

В целом ряде случаев (а с помощью научных методов – всегда) можно обнаружить рассогласование формы и содержания сообщения. Криминалисты, например, хорошо знают, как важно наблюдать во время дачи показаний за выражением лица и внешним видом допрашиваемого. Да и мы с вами, не будучи специалистами, часто говорим что-нибудь вроде: «по глазам вижу, что неправда», «говорит о веселом, а сам все ходит, места себе не находит – что-то его тревожит. Спросишь – «все в порядке», а на деле...»

Следовательно, если мы хотим, чтобы нас поняли правильно, надо, чтобы и форма, и содержание гармонично сливались бы друг с другом, не внося элементов рассогласования. И каналы связи при этом должны быть свободны от «шума» (так специалисты называют любые, не только звуковые, помехи). Разговаривая, нехорошо отворачиваться, заниматься посторонними делами (например, листать книгу), нельзя, одним словом, «зашумлять» канал связи. Естественно, что надо выбрать оптимальную громкость голоса – говорить достаточно громко, но не оглушать, оптимальную дистанцию общения (об этом даже есть специальные интересные исследования).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. I. пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования

    Пояснительная записка
    1.Основная образовательная программа начального общего образования разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов МОУ СОШ № 2 г. Никольска в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного
  2. Пояснительная записка по умк «перспективная начальная школа» (2)

    Пояснительная записка
    Рабочая программа для 1-4 классов составлена на основе Примерной программы начального общего образования, Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторских программ образовательной системы
  3. Пояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 6

    Пояснительная записка
    1.3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования….8
  4. Пояснительная записка Программа составлена на основе авторской программы

    Пояснительная записка
    Программа составлена на основе авторской программы под редакцией О.Л.Романовой «Полезные привычки» и направлена на предупреждение приобщения учащихся к употреблению табака и алкоголя (в перспективе – предупреждение приобщения к наркотикам)
  5. Пояснительная записка (101)

    Пояснительная записка
    Авторы: Н. О. Березина, канд. мед. наук; И. А. Бурлакова, канд. псих. наук; Е. Н. Герасимова, доктор пед. наук, А. Г. Гогоберидзе, доктор пед. наук; Т.

Другие похожие документы..