Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Февральская революция по своему историческому значению — это важнейшее событие в политической истории России ХХ в. Февральская революция важна, прежде...полностью>>
'Доклад'
В современном мире, а в последнее десятилетие и в России, масштабы наркоугрозы вышли на один уровень с такими глобальными проблемами как международны...полностью>>
'Анкета'
Кожного кварталу Ви і надалі отримуватимете аналітичний звіт попереднього опитування та бланк анкети, який необхідно заповнити і швидко повернути до ...полностью>>
'Элективный курс'
Элективный курс «Имидж и стиль» направлен на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, дает возможность ученикам оценить свой потенциа...полностью>>

Урок 45. Псалтирь

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Уроки 45 - 49

Урок 45. Псалтирь

Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена…

Псалтирь.116,1

У. Псалтирь - книга особая. Пожалуй, ни одна книга Библии не играет столь важной роли в религиозной жизни евреев и христиан, как Псалтирь. На Руси не одно столетие по Псалтири учили читать.

Само слово «псалтирь» в переводе означает «хвалебная песнь». Псалтирь состоит из таких песен, называемых «псалмами». «Псалом» в переводе с греческого означает «трогать пальцем струны», «псалмос» - струнный инструмент. Текст псалма делился на сольные партии и партии хора. Пелись они под аккомпанемент струнного инструмента. Большинство псалмов было создано до вавилонского плена разными авторами. Согласно богословской традиции, автором большинства псалмов является Давид. Авторство псалма 89 приписывается Моисею.

Книга «Псалтирь» состоит из 150 псалмов и еще одного, которого нет на еврейском языке и который переведен с греческого.

Если псалом – «хвалебная песнь», то, к какому роду литературы относится данный жанр?

Д. К лирике, если эта песня выражает не событие, как в народных эпических песнях «Илиады» и «Одиссеи», а мысль-чувство – хвалу.

У. Только надо помнить, что это особая лирика – религиозная. Как и гимны древнего Египта, хвалебные песни древних евреев - религиозные песни. И лирический герой в них – человек верующий.

Почитаем некоторые псалмы и попробуем выявить ведущие мотивы псалмов-хвалений, а также настроения, выраженные в них.

Псалом 1

Псалом Давида.

1 Блажен1 муж, который не ходит на совет нечестивых2 и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

2 Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

4 Не так — нечестивые, [не так]: но они — как прах, возметаемый ветром [с лица земли].

5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных3, а путь нечестивых погибнет.

У. Псалом как хвалебная песнь должен кого-то хвалить. Так хвалит ли кого-то верующий в этом псалме?

Д. Он говорит «блажен муж».

У. «Муж» в значении «мужчина». И этот муж «блажен», то есть…

Д. …счастлив.

У. В псалме отсутствуют слова «хвала тебе». «слава тебе», но совершенно ясно, что утверждение «блажен муж» несет в себе похвалу такому мужу. И чем же счастлив этот муж?

Д. (по очереди). Он «не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей» (1). Он чтит закон Бога. Он праведный человек.

У. И когда наступит суд Божий, «нечестивые» (не уважающие святыни), в отличие от «праведных» (безгрешных) «не устоят».

Итак, «блажен», счастлив праведный, безгрешный человек, чтущий закон Божий. В псалме раскрываются главные качества идеального верующего. А есть ли в этом псалме «хвала Господу»?

Д. Нет. Но утверждается, что «Господь знает путь праведных».

У. На самом же деле большинство псалмов представляют собой именно хваление Бога. А псалмов, хвалящих человека, очень мало. И тем не менее составители Псалтири первым поместили псалом, посвященный не хвале Богу, а хвале человеку – идеальному верующемУ. Наверное, они это сделали не случайно. Как вы думаете, почему?

Д.

У. Видимо, это подчеркивает самое важное для верующего: не просто хвалить Бога, а искренне Ему верить, о законе Его размышлять день и ночь (2).

Псалом 6

1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида

2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.

3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;

4 И душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?

5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,

6 Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?

7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою.

8 Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.

9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,

10 Услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.

11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.

У. Псалом начинается с обращения верующего к Господу. О чем он просит?

Д. Он просит милости, исцеления от печали. Хочет, чтобы Бог поразил его врагов.

У. Он не просто просит, он умоляет – «помилуй меня», «спаси меня». Ведущий мотив – молитва. И какое чувство выражает здесь верующий?

Д. Печаль.

Псалом 8

1 Начальнику хора На Гефском орудии. Псалом Давида.

2 Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!

3 Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.

4 Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,

5 То что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?

6 Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его;

7 Поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его:

8 Овец и волов всех, и также полевых зверей,

9 Птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.

10 Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!

У. А в этом псалме какой мотив преобладает?

Д. Хвала Господу. Слава.

У. За что же славит Бога верующий в этом псалме?

Д. За дела его. За то, что Бог создал небеса, луну, звезды, зверей. Что славой и честью увенчал человека: «Не много Ты умалил его пред Ангелами» (6).

У. Бог – создатель всего сущего. Величие Бога славит и хвалит человек.

Псалом 11

1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.

2 Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.

3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.

4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,

5 Тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин?»

6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.

7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.

8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего вовек.

9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.

У. Какова главная мысль этого псалма?

Д. Верующий просит о спасении. О спасении от лжи, об истреблении льстивых. Он надеется на то, что Бог восстанет "ради страдания нищих и воздыхания бедных".

У. А хвала Господу есть в этом псалме?

Д. Есть восхваление слов Господа. Его слова – чистые, как серебро.

Псалом 18

1 Начальнику хора. Псалом Давида.

2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.

3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.

4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.

5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,

6 И оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:

7 От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.

8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.

9 Повеление Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.

10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;

11 Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;

12 И раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.

13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня

14 И от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.

15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!

У. А здесь о чем идет речь?

Д. Главное здесь – славить Бога. Бог - твердыня и «Избавитель». Сначала его верующий славит как создавшего «жилище солнцу». Потом восхваляется совершенство закона Божьего, который «укрепляет душу». «Повеление Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи» (9).

У. Далее идет речь о страхе. Но страшно ли?

Д. Нет, «Страх Господень чист».

У. Потому что суд Божий – «истина». Но только ли хвала Богу в этом псалме?

Д. Нет, есть и просьбы: «очисти», «удержи».

У. Во многих псалмах сочетается хвала Богу и просьбы-молитвы. Так какое же настроение у верующего?

Д. Светлое: «Веселит сердце», «заповедь Господа светла». «Страх Господень чист».

Псалом 46

1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом.

2 Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости;

3 Ибо Господь Всевышний страшен, — великий Царь над всею землею;

4 Покорил нам народы и племена под ноги наши;

5 Избрал нам наследие наше, красу Иакова, которого возлюбил.

6 Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном.

7 Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте,

8 Ибо Бог— Царь всей земли: пойте все разумно.

9 Бог воцарился над народами, Бог воссел на святом престоле Своем;

10 Князья народов собрались к народу Бога Авраамова, ибо щиты земли — Божий; Он превознесен над ними.

У. К чему призывает верующий в этом псалме?

Д. «Воскликните Богу гласом радости» (2).

У. И чему же надо радоваться?

Д. Тому, что Бог страшен для врагов. Все народы и племена он покорил народу Авраамову.

Псалом 57

1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида.

2 Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие?

3 Беззаконие составляете в сердце, кладете на весы злодеяния рук ваших на земле.

4 С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь.

5 Яд у них — как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои

6 И не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях.

7 Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов!

8 Да исчезнут, как вода протекающая; когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные.

9 Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины.

10 Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий терн, и свежее и обгоревшее да разнесет вихрь.

11 Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого.

12 И скажет человек: «подлинно есть плод праведнику! Итак есть Бог, судящий на земле!»

У.С чего начинается этот псалом?

Д. Верующий обращается к судьям и обвиняет их в том, что они не справедливо судят.

У. А затем?

Д. А затем верующий обращается с просьбой к Господу об отмщении нечестивым.

У. И тогда "возрадуется праведник, когда увидит отмщение". (11)

Псалом 75

1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Асафа. Песнь.

2 Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.

3 И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.

4 Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань.

5 Ты славен, могущественнее гор хищнических.

6 Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих.

7 От прощения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь.

8 Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего?

9 С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла.

10 Когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли.

11 И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь.

12 Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все которые вокруг Него, да принесут дары Страшному:

13 Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных.

У. Какое качество Бога подчеркивает верующий в этом псалме?

Д. Бог могущественен. Он страшен для врагов народа.

Псалом 89

1 Молитва Моисея, человека Божия.

2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.

3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.

4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!»

5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.

6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;

7 Ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.

8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.

9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.

10 Дней лет наших—семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.

11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?

12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.

13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.

14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.

15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за дни, в которые мы видели бедствие.

16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;

17 И да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй1 нам, в деле рук наших спопешествуй.

У. Чего просит в своей молитве Моисей?

Д. Просит быть милосердным. Научить мудрости.

У. Ибо знает Моисей, каков Бог в гневе и ярости, просит милосердия за перенесенные страдания; он размышляет о человеческой слабости и кратковременности жизни, сокращаемой грехом.

Псалом 116

[Аллилуия2

1 Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена;

2 Ибо велика милость Его к нам, и истина Господня [пребывает] вовек. Аллилуйя.

У. За что призывает верующий хвалить Господа?

Д. За милость и истину.

Псалом 121

Песнь восхождения. Давида.

1 Возрадовался , когда сказали мне: «пойдем в дом Господень».

2 Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, —

3 Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно,

4 Куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне.

5 Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова.

6 Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!

7 Да будет мир в стенах твоих, благоденствие — в чертогах твоих!

8 Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «мир тебе!» Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе.

У. Чему радуется верующий и чего просит?

Д. Радуется, что пойдет в храм, просит мира и благоденствия.

Псалом 136

[Давида]

1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;

2 На вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.

3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских».

4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой?

5 Если я забуду тебя, Иерусалим, —забудь меня десница моя;

6 Прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.

7 Припомни Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».

8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!

9 Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!

У. Вы, наверное, поняли, что этот псалом написан от имени евреев во времена их Вавилонского пленения, поэтому он явно не мог быть сочинен Давидом. О каких качествах еврейского народа позволяет судить текст этого псалма?

Д. О любви к родине. Люди плачут и не могут веселиться вдали от родины. Они хотят мстить.

У. Они взывают об отмщении. В то время еще имело силу ветхозаветное предписание: «Око за око и зуб за зуб».

Итак, вы познакомились с особым литературным жанром. Многие псалмы представляют собой хвалебные песни, гимны, восхваляющие, славящие Бога. Но не только. В них содержится и хвала праведным людям, и осуждение неправедных, нечестивых и просьбы-молитвы.

Псалмы - религиозная лирика, поэтому главное в них - передать настроение верующего. Какие же настроения передают псалмы?

Д. Самые разные: уныние, смирение, надежду, радость, веселье…

У. Да. Псалмы выражают разные состояния души верующих евреев. Понятны ли вам чувства этих людей? Согласны ли вы с ними?

Д. Чувства в основном понятны. Но кое в чем мы не можем согласиться с этими людьми. Например, они слишком часто призывают к мести, причем к очень жестокой.

У. В псалмах отразились вечные нравственные ценности - осуждение лжецов, неправедных судей, восхищение добрыми, справедливыми людьми, любовь к родине. Но есть в них и ценности, обусловленные определенными особенностями жизни и ветхозаветным законодательством, с которыми нравственное чувство современного человека согласиться не может. А каким предстает Бог в псалмах?

Д. Разным: он и страшный, и гневный, и разъяренный, но он же и справедливый, и милостивый.

У. Но с точки зрения авторов псалмов, Бог всегда справедлив, а его гнев и ярость обрушиваются только на неправедных.

Задание на дом. Выучить наизусть один из псалмов (по выбору).

Урок 46. Библейские отзвуки в русской лирике

ТЕКСТЫ К УРОКУ

Псалом 136.

(«При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе…»)

Ф.Глинка «Плач плененных иудеев».

(«Когда влекомы в плен, мы стали / От стегн сионских далеки…»)

Книга пророка Исаии. Глава 6.

(«В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм»).

А. Пушкин «Пророк».

А. Пушкин «Демон».

И.Бунин «Змея».

(«Зашелестела тонкая трава, /Струею темной побежала…»))

Сиона песни — глас свободы!

Те песни слава нам дала!

В них тайны мы поем природы

И Бога дивного дела!

Ф.Глинка

Тема урока заранее не сообщается.

У. Прочтите эпиграф, взгляните на тексты к уроку и попробуйте догадаться: какая у нас сегодня будет тема?

Таня. Отзвуки древнееврейской культуры в поэзии.

У. А точнее? Посмотрите на фамилии - Глинка, Пушкин, Бунин...

Дима. Отзвуки древнееврейской культуры в русской поэзии.

У. А еще точнее?

Маня. В лирике.

У. Верно, ведь и эпос иногда пишется стихами. Итак, тема урока: «Библейские отзвуки в русской лирике». Были ли у вас когда-нибудь подобные уроки?

Данила. Был урок про отзвуки древнегреческой культуры в русской поэзии.

У. И какие же типы отзвуков вы выявили? Кто отзывается первым?

Аня. Переводчики. Они переводили стихи с древнегреческого на русский язык.

У. В чем особенность стихотворного перевода?

Миша. Стихи переводить точно невозможно, поэтому перевод всегда «вольный». Он может быть ближе к подлиннику или дальше. Мы читали переводы стихотворения Анакреонта "К цикаде", сделанные Ломоносовым и Гнедичем.

У. Какие же типы отзвуков древнегреческой культуры в русской поэзии вы для себя открыли?

Д. (по очереди). Пушкин использовал форму греческих двустиший, когда сочинял свой отклик «На перевод Илиады». Диалог двух поэтов - Ломоносова и Анакреонта: Ломоносов перевел оду Анакреонта и дал свой ответ. Мандельштам в стихотворении «Бессонница. Гомер, Тугие паруса…» вступил в диалог с Гомером. Еще Пушкин использовал мотивы анакреонтической лирики в своей «Вакхической песне». А Тютчев в «Весенней грозе» использовал миф о Гебе, чтобы подчеркнуть, какое настроение у него вызывает гроза.

У. Молодцы, помните. И, конечно, вы понимаете, что тогда вы только прикоснулись к неисчерпаемому морю этих отзвуков, так как древнегреческая культура – одна из основ, на которых базируется русская культура.

Другая основа русской культуры – Библия. В России далекая культура древних евреев не умирает прежде всего потому, что Русь приняла христианство и каждый православный верующий с детства знал Библию. И естественно, что эта культура жила и живет в русской лирике. Она, наряду с древнегреческой культурой, является основой русской культуры.

Вы уже познакомились с рядом стихотворений-отзвуков русских поэтов, выполняя в тетрадях задания по литературе. Какие это были отзвуки?

Д. (по очереди). Стихотворения, посвященные главным героям Библии. Стихотворение Гумилева «Адам», стихотворение «Царь Саул» великого князя Константина Романова, он писал под псевдонимом «К.Р».

У. Исчерпать все отзвуки невозможно. Поэтому ничего удивительного нет в том, что можно посвятить не один урок чтению стихотворений-отзвуков.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Псалтирь в святоотеческом изъяснении

    Документ
    Переводчики божественного Писания, какие в древности нашли у евреев надписания, те и переложили на греческий язык. И ненадписанные псалмы оставили они без надписания, не осмеливаясь к словам Духа приложить что-либо от себя.
  2. Псалтирь или

    Документ
    Псалом просвещение душ, освящение тел. Псалом – привлечение Ангельской помощи, оружие против страха ненужного, упокоение от дневных трудов, безопасность младенцев, украшение пожилым, утешение старцам.
  3. Урок-конференція, усний журнал, урок узагальнення

    Урок
    Це пошук нестандарт- них форм, спрямованих на зацікавлену співпрацю вчи- телів, учнів, батьків. Новий підхід у вивченні народознавства — актуальна потреба сучасної дидактики, органічна потреба духовно- го відродження віками гнобленої української нації.
  4. Уроки батюшки Артемия. Небесные светила. Звезды (тк спас 2008-08-05). avi

    Урок
    Видеотека -> Общий архив -> =География православия= -> =Святая Русь= -> -=Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра=- -> Тайны Киево-Печерской Лавры ->
  5. Урок 1 триединый бог 3

    Урок
    Когда смотришь на фотографии, сделанные космическим телескопом Хаббл, невозможно не восхититься величественной красотой и безграничностью Вселенной. Как то один из писателей, вдохновленный прекрасным снимком галактики Сомбреро, сказал:

Другие похожие документы..