Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Приглашаем Вас принять участие в Межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Международные правоотношения: публичные, частны...полностью>>
'Доклад'
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 108» Ленинского района города Саратова основана в 1964 году, в 2008\2009 учебном году в ней обучалось 698 уч...полностью>>
'Документ'
Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье-это то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разруша...полностью>>
'Документ'
Развитие мирового экономического кризиса поставило перед международным профсоюзным движением вопрос о его роли в решении связанных с кризисом социаль...полностью>>

Главная > Пояснительная записка

Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МОУ – СОШ с.Красное Знамя

_______ /Ерохина В.А../ МОУ – СОШ с.Красное Знамя

Протокол №____от _______ /Кочанова О.Н./ _______ /Воронкина Н.А../

«___» августа 2011 г. «___» августа 2011 г. «___» августа 2011 г.

Рабочая программа педагога
I квалификационной категории

Екатеринушкиной Алевтины Юрьевны

по литературному чтению.

Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

«_____» августа 2011 г.

2011-2012 учебный год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (М.: Вентана-Граф, 2002). Программа рассчитана на 136 часов.

Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно –этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах – помочь ребёнку стать читателем.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла; воссоздавать в своём воображении прочитанное и, наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребёнок стал полноценным читателем. Важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное – организация читательского пространства, подбор материала для чтения.

Следующее условие – овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. Круг минимальных литературоведческих понятий вводится не для того. Чтобы воспитать в начальной школе «минилитературоведов», а для того, чтобы помочь разобраться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.

Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

  2. Система работы над навыком чтения.

  3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

  4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

  5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Данный курс построен с учётом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;

  • в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

  • содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетённость» чтения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения., на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.

Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также нравственно- эстетического воспитания…

Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:

  1. Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.

  2. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учётом его специфической структуры и жанровых особенностей.

  3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.

  4. Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.

  5. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.

  6. Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.

  7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Проверочные и контрольные измерения в 4 классе.

Учебная четверть

Проверочная работа

Итоговая контрольная

Объём измерений по чтению вслух

I

1

1

II

1

1

III

1

1

IY

1

1

85-90 сл./мин

Год

4

4

85-90 сл./мин

Итого за год

4

4

85-90 сл./мин

Литературное чтение

II. Тематическое планирование

п\п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовленности учащихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Домашнее

задание

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Повторение. Произведения фольклора. (6 ч)

Малые жанры фольклора. Русская народная сказка «Марья Моревна»

1

Комбинир-

ный урок

Понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка. Сказки бытовые, волшебные, о животных

Знать понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка.

Уметь самостоятельно оценивать свою начитанность

Текущий. Самостоятельная работа: «Жанры фольклора» (схема)

Сравнение сказки

и былины

Учебная хрестоматия: читать, отвечать на вопросы с.3-7, 11-22

Р. т. с. 5-6, с. 9-10 (по выбору)

2

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

1

Комбинир-

ный урок

Понятия: зачин, присказка, повтор

Уметь выделять части в сказке

текущий

Сказка – жанр фольклора

Учебник, с. 5-16, Р.т. с.6-8

3

Героическая песня, былина, легенда.

Былина «Волх Все-славович». Произведения фольклора. Былины

1

Чтение и анализ нового

произведения

Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине

Знать содержание былины, тему произведения. Уметь анализ-ть содержание, составлять план.

Былина – жанр фольклора

Учебник,
с. 16-20, подробный пересказ отдельных эпизодов.

Р. т. с. 11-12

4

Былины «Вольга Святославович», «Святогор»

1

Слушание и работа с детскими книгами

Образы былинных героев

Знать основное содержание былин, тему произведений. Уметь слушать и выделять основную мысль произведений

Текущий. Пересказ

Выделение особенностей былины: напевность, повторы, устойчивые эпитеты

Хрест. с.23-33 Р. т. с. 13- 1 4 (по выбору)

5

Легенды. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский»

1

Чтение и анализ нового произведения

Народные песни: колыбельные, хороводные, песни-заклички

Знать основное содержание текста, тему произведения. Уметь выделять основную мысль произведения

Понятие о гер-ой песне как жанре устн.нар-го твор-чества. Особен-ности гер-кой песни: историч.герой, его подвиги, напевность, повествовательных характер

Учебник,
с. 21–28, выразительное чтение.

Р. т. с. 15, 18-20 (по выбору)

6

Обобщающий урок по теме: «Произведения фольклора»

1

Обобщающий урок

Фольклор – устное народное творчество. Жанры фольклора

Уметь работать самостоятельно

Тематический.

Самостоятельная работа

Учебник,

с 30-31.

Р.т, с. 21-22

7

Басни. Русские баснописцы.

(5ч.)

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. И. Хемницер «Стрекоза».
Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»

1

Комбинир-ный урок

Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ.
Тема произведения, писатель, автор. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни

Библиографические сведения об авторах басен. Сравнение басен И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма)

Учебник,
с. 32–38, выучить басню наизусть по выбору.

Р. т. с. 23-25

8

И. И. Хемницер «Друзья».

А. Е. Измайлов «Кукушка»

1

Чтение и анализ нового произведения

Герои и их поступки

Уметь понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно

Текущий, чтение наизусть

Особенности басни: мораль, ирония, аллегория

Учебник, с. 38-41, выразительное чтение.

Р. т. с. 25, 27

9

Слушание и работа с книгами басен. И. А. Крылов «Крестьянин в беде»

«Осел и соловей»,

А. Е. Измайлов «Лестница»

1

Слушание и работа с детскими книгами.

Чтение и анализ нового произведения

Герои, их характеры, поступки.

Герои басен, их характеры и поступки. Главная мысль басен

Уметь понимать основное содержание басен, сравнивать басни, выразительно их читать

давать характеристику их героям, выделять главную мысль басен

Текущий. выразительное чтение

Особенности басни: мораль, ирония. Аллегория

Мораль, аллегория. Сравнение басен И. А. Крылова,
Л. Е. Измайлова

Учебная хрестоматия, с 112-115, выразительное чтение.

Р. т. с. 26,28

10

И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».

1

Чтение и анализ нового произведения

Герои, их характеры, поступки. Периодика: детские журналы

Знать понятия: олицетворение, сравнение. Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям

Текущий. Выразительное чтение

Квартет.

Учебник,
с. 42–45, выразительное чтение, наизусть по выбору.

Р. т. с. 29-30

11

Слушание и работа с детскими книгами. И. Дмитриев «Муха», «Петух,

кот и мышонок».

Проверь себя №1

1

Слушание и работа с детскими

Книгами.

Обобщающий урок

Герои, их характеры и поступки. Периодика: детские

журналы

Знать героев басен. Уметь понимать основное содержание басен,

характеризовать

героев, выражать свое отношение к их поступкам и характерам

Текущий. Чтение

наизусть

Тематический. С/Р

Особенности басен
И. Дмитриева: ирония,

диалоги героев

Учебник,
с. 45–48, выразительное чтение,

Хрестоматия, с. 109-111.

Р. т. с. 31-33

12

Произведения
В. А. Жуковского. (5ч)

Баллада В. А. Жуковского «Светлана». Дополнительное чтение. Стихи В. А. Жуковского «Песня», «Ночь», «Воспоминание»

1

Чтение и анализ нового произведения

Эпитеты, сравнения, рифма

Знать эпитеты, сравнения, олицетворения.

Уметь слушать баллады, выделять смысловые части баллады, описывать героев

Баллада – стихотворный рассказ

Учебник,
с. 49-52,

Хрестоматия с. 100-109.

Р. т. с. 33-35, 40

13-14

Волшебные сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна».

Стихи «Вечер», «Там небеса и воды ясны», загадки

2

Чтение и анализ нового произведения

Литературная сказка русского автора. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Эпитеты, сравнения. Герои сказок

Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных

Текущий. Выразительное чтение

Сравнение сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина

Учебник,
с. 52-64, выразительное чтение.

Р. т. с. 38.

Хрестоматия с. 72-75.

р. т. 36-37

15-16

Слушание книг
В. А. Жуковского и работа с ними.

В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудростях Марьи-царевны, кощеевой дочери». Обобщение

2

Слушание и анализ

нового произведения

Герои, их поступки, характеры. Составление

плана, пересказ по плану

Уметь слушать сказку, отвечать на вопросы, делить

текст на части, составлять план. Кратко пересказывать по плану

Текущий.

Выразительное чтение

Сравнение сказки В. А. Жуковского

со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (заголовок, сюжет, герои, главная мысль)

Хрестоматия, с 76-99. пересказ по плану.

Р. т. с. 39-41

17

Произведения А. С. Пушкина.(5ч)

Повторение изученных произведений А. С. Пушкина.
А. С. Пушкин «Осень». Дополнительное чтение
Г. Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении)

1

Комбинир-ный урок

Определения: темп, средства художественной выразительностиэпитеты. Сравнения, рифма

Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма.

Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать

Текущий. Пересказ по плану

Понятия: ритм, тон, логические ударения, паузы

Учебник,
с. 65-66, выучить наизусть. Хрестоматия 2, с. 222-225.

Р. т. с. 42

18

А. С. Пушкин
«И. И. Пущину».

И. И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок).
А. С. Пушкин «Зимняя дорога»

1

Чтение и анализ нового произведения

Эпитет, сравнение, рифма. Осознанное правильное чтение

Уметь слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений
А. С. Пушкина
«И. И. Пущину» и «Записки о Пушкине» И. И. Пущина

Текущий. Чтение наизусть

Определение интонационного рисунка

Учебник,
с. 67-71, выучить наизусть.

Р. т. с. 43-45

19

Слушание и работа с детскими книгами.

А. С. Пушкин

«Песнь о Вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине»

1

Слушание и анализ

нового

произведения

Основное содержание текста.
Тема. Герои

Уметь понимать содержание текста, определять главную мысль произведения, сравнивать песни А. С. Пушкина с народными героическими песнями

Текущий. Чтение

наизусть

Атаман Степан Разин

Хрестоматия 1, с. 115-121.

Р.т. с. 46-47

20-21

А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В. И. Даля

2

Комбинир-ный урок

Сюжет, герои, главная мысль

Уметь наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль

Словарь Даля

Хрестоматия 1, с 121-128 выразительное чтение отрывка из сказки.

Р. т. с. 45-46

22

Произведения М. Ю. Лермонтова. (4ч)

Стихи М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус»

1

Чтение и анализ нового произведения

Жанр произведения. Эпитеты, рифма

Уметь выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта)

Метафора.

Учебник, с. 72-74, выучить одно стихотворение наизусть по выбору.

Р. т. с. 47-48

23

Стихи о природе. М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «Утес»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема чтения. Эпитеты, сравнения

Уметь определять тему произв-ния, определять тон и темп чтения, наблюдать за употр-ем знаков препинания, указанием пауз.

Текущий. Чтение наизусть

Сравнение стихотворений

Учебник,
с. 75-76, наизусть.

Р. т. с. 49-50

24-25

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (восточная сказка)

2

Чтение и анализ нового произведения

Авторская сказка. Герои положительные и отрицательные. Главная мысль сказки

Знать понятие авторская сказка. Уметь выделять главную мысль сказки, выявлять положительных и отрицательных героев, давать им характеристику

Текущий. Чтение наизусть

Особенности восточной сказки: имена героев, описание одежды, названия населенных пунктов

Хрестоматия 1, с. 133-146. выразительное чтение, ответы на вопросы.

Р.т. с. 50-51

25

Слушание и работа с книгами М. Ю. Лермонтова. Книги-справочники о М. Ю. Лермонтове. М. Ю. Леромнтов «Три пальмы» (восточное сказание), «Казачья колыбельная песня»

Комбинир-ный урок

Содержание текста. Эпитеты. Словари-справочники

Уметь работать с книгами-справочниками, выразительно читать стихи

Текущий.
Выразительное чтение

М. Ю. Лермонтов (справка о поэте). Легенды, баллады

Учебная хрестоматия,
1, с. 129-133. выразительное чтение.

Р. т. с. 51-52

26-28

Произведения П. П. Ершова. (4ч)

Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок»

3

Чтение и анализ нового произведения

Сказки народные и литературные. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Главная мысль сказки

Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки

П. П. Ершов (справка об авторе)

Учебник,
с. 77-86, ответы на вопросы, выразительное чтение. Заучивание отрывков наизусть по выбору.

Р. т. с. 52-55

29

П. П. Ершов «Кто он?».

Обобщение

1

Чтение и анализ нового произведения

Сравнение. Осознанное правильное чтение. Ритм, тон и темп чтения

Уметь наблюдать над особенностью стихотворных строк, выразительно читать

Текущий. Чтение наизусть

Чтение наизусть отрывков.

Учебник, с. 86-90, выразительное чтение, наизусть отрывки (по желанию).

Р.т. с. 56

30-31

Произведения
В. М. Гаршина.(7ч)

В. М. Гаршин «Сказка о гордом Агее». Пересказ старинной легенды

2

Чтение и анализ нового произведения

Понятие леген-да. Особенности легенды, главная мысль

Знать понятие легенда. Уметь выделять особенности легенды, определять главную мысль, рассказывать отдельные эпизоды

Текущий. Выразительное чтение

Рассказывание отдельных эпизодов

Хрестоматии я 1, с. 156-170. выразительное чтение, рассказывание отдельных эпизодов (по выбору).

Р.т. с. 59-60

32

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

1

Чтение и анализ нового

произведения

Авторская (литературная сказка). Главная

мысль сказки. Образ лягушки. План

Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану

Текущий.

Выразительное чтение

Учебник,
с. 91-97, пересказ по плану, пересказ по плану от имени лягушки (по выбору).

Р.т, с. 56-57

33-34

Слушание и работа с книгами.
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», «Пленница»

2

Слушание и анализ нового произведения

Содержание текста, главная мысль

Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, самостоятельно читать стихотворение

Текущий. Пересказ по плану

Учебная хрестоматия 1,
с. 146-156,

С. 170-171. выразительное чтение.

Р.т, с. 57-58.

35

В. М. Гаршин «Attalea Princeps»

1

Чтение и анализ нового произведения

Сюжеты, поступки героев, главные мысли. Рас-сказывание по плану

Уметь анализировать произведение, составлять план, рассказывать по плану

Сравнение произведений «Пленница» и «Attalea Princeps»

Хрестоматия 1, с. 172-182. пересказ по плану.

Р.т, с 58

36

Проверь себя.Итоговая контр. работа за I четверть.

1

Обобщающий урок.

Тематический. Инсценирование отрывка сказки

Р.т, с 60-62

IIч 37-38

Произведения русских писателей о детях. (7ч)

Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец» (главы из повести «Детство Темы»)

2

Чтение и анализ нового произведения

Повесть, главы повести. Герой-персонаж, его характер, поступки

Уметь хар-вать образ Темы (внешний вид, поступки, отно-шение к Жучке), выделять кульми-нац. момент и выраз-но читать этот эпизод.Опре-делять авторскую позицию, выра-жать свое отноше-ние.

Эпизод

Учебник,
с. 98-106, пересказ эпизода «Спасение души» Р.т. с.63-65

39–

41

42-43

Слушание и работа с книгами русских писателей о детях. К. М. Станюкович «Максимка».


Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел»

3

2

Слушание и анализ нового произведения

Образы детей-
героев в произведениях русских писателей

Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста

Текущий. Пересказ

Учебная хрестоматия1,
с. 183–204, выразительное чтениеР.т. с65-66

Хрест.2, с.64-87 р.т.66-67

44-45

Произведения зарубежных писателей. (11ч)

В. Гюго «Козетта» (отдельные главы)

2

Чтение и анализ нового произведения

Основная мысль произведения. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать некоторые произведения зарубежных авторов. Уметь слушать, работать с текстом каждой главы

Образ Козетты

Хрестоматия 1, с. 225-239. чтение, ответы на вопросы, пересказ по плану.

Р.т, с. 70-72

46-47

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

2

Чтение и анализ нового произведения

Приключенческая повесть, юмор, герой-ребенок, особенность языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. Образ главного героя

Знать струк-турные единицы произведения.

Уметь хар-вать главного героя (внешний вид, поступки, отно-шение к др. геро-ям повести, речь)

Текущий. Пересказ

Учебник,
с. 109-118, чтение, ответы на вопросы.

Р. т. с. 68-69

48-49

Слушание и работа с книгами зарубежных писателей. Работа с книгой

М. Твена «Приключения Гекльбери Финна»

2

Слушание и анализ нового произведения

Жанры произведений: сказки, повести, стихи

Знать зарубежных писателей.

Уметь работать с их книгами, выделять произведения разных жанров о детях

Русские писатели-переводчики (К. И. Чуковский. А. А. Ахматова). Роман

Хрестоматия 1, с. 241-252.

Р.т, с. 69-70

50

Сказка Х. К. Андерсена «Самое невероятное»

1

Комбинированный урок

Литературная (авторская) сказка. Сюжет сказки, главная мысль

Знать изученные произведения
Х. К. Андерсена и уметь их называть

Книги-справочники (значение слов, имен, картин)

Хрестоматия 1, с. 213-218. выраз. чтение.

Р.т, с. 76

51

Стихотворение
Х. К. Андерсена «Дети года»

1

Чтение и анализ нового произведения

Рифма. Сравнение

Знать о новом жанре произведения
Х. К. Андерсена. Уметь выразительно читать

Строфа (двустишие)

Учебник.
с. 134-135, выучить наизусть.

Р.т, с. 77

52

Слушание и работа с книгами Х. К. Андерсена. Х. К. Андерсен «Девочка со спичками».

1

Комбинир. урок

Библиографические сведения об Андерсене. Произведения зарубежных писателей на страницах детских журналов и газет

Уметь работать с книгами, аннотировать самостоятельно прочитанную книгу

Текущий. Чтение наизусть

Хрестоматия 1, с. 219-224.

Р. т. с. 78

53-54

Х.К. Андерсен «Дикие лебеди». Проверь себя №2

2

обобщение изученного

Итоговый. Урок-конкурс «Книгочей класса»

Учебник, с. 119-134.

Р.т, с. 73-75

55

Мифы народов мира (6ч)

Древнегреческий миф «Арион»

1

Чтение и анализ нового произведения

Понятие о мифе. Герои мифа

Знать основное содержание мифа. Уметь понимать основное содержание текста.

Текущий. Пересказ

Особенности древнегреческих мифов.

Учебник, с. 138-140.

Р.т, с. 82

56

Древнегреческий миф «Дедал и Икар»

1

Чтение и анализ нового произведения

Миф. Образы героев мифа. Рассказывание отдельных эпизодов.

Уметь составлять план, анализировать произведение.

Текущий.

Особенности древнегреческих мифов.

Учебник,

с. 141-144.

Р.т. с. 82-84

57

Славянский миф «Ярило – Солнце». Древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи»

1

Чтение и анализ нового произведения

Выделение отдельных эпизодов. Герои древнеиндийских мифов. Выделение пословиц.

Уметь работать с текстом, выделять нужные эпизоды.

Текущий.

Сравнение мифа «Ярило – Солнце» и мифа «Творение»

Учебник,

с. 145-148.

Хрестоматия 1, с. 63.

Р.т, с. 84-87

58-59

Слушание и работа с детскими книгами. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И»

2

Чтение и анализ нового произведения

Китайский миф. Герой, его характер, поступки

Уметь понимать основной смысл содержания текста, анализировать произведение

Книги с мифами народов мира

Учебная хрестоматия 1, с. 53-63, выразительное чтение.

60

Обобщение по разделу «Мифы народов мира». Итоговая контр.

работа за II четверть

1

Урок-отчет

Миф, герои мифов, особенности мифов. Книги с мифами народов мира

Знать мифы народов мира.

Уметь работать самостоятельно в рабочих тетрадях

Тематический. Проверочная работа

Р.т. с. 89-90

61

Книги Древней Руси.(4ч)

Отрывок из «Повести временных лет», «О князе Владимире», «Деятельность Ярослава» (похвала книгам)

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер

Знать о житие как жанре древнерусской литературы. Уметь понимать основное содержание текста

Текущий. Пересказ

Первые книги древней Руси – памятники культуры. Словарь древнерусских слов

Учебник,

с. 149-153, выразительное чтение.

Р. т. с. 90-92

62

Отрывки из «Повести временных лет», «Повести о Никите Кожемяке», «О Кирилле и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого славянам».

1

Комбинированный урок

Тема и герой произведения. Периодика: детские журналы

Уметь понимать основное содержание текстов, самостоятельно работать с периодикой

Летопись, летописцы, житие. Кирилл и Мефодий – просветители. Первый русский алфавит

Учебная хрестоматия 1, с. 63-69, выразительное чтение.

Р. т. с. 92-93

63

Отрывок из «Повести временных лет», «Поучение Владимира Мономаха»

1

Чтение и анализ нового

произведения

Поучение – жанр древнерусской литературы.

Выборочное чтение

Уметь понимать основное содержание текста.

Знать героя произведения и уметь оценивать его поступки

Текущий.

Выразительное чтение

Сравнение «Поучений Владимира Мономаха»

и «наставлений Ярослава Мудрого»

Учебник,
с. 154-155, выразительное чтение.

Р. т. с. 93-94

64

Обобщающий урок по теме «Книги Древней Руси»

1

Урок-отчет

Жанры древнерусской литературы – житие, поучение. Герои произведений

Уметь высказывать свое мнение о про-читанном, давать оценку героям, работать самост-но в тетрадях и с кни-гами доп-го чтения

Тематический.

Учебник,

с. 156-157.

Р.т, с. 95

III ч

65

Произведения
Л. Н. Толстого. (9ч)

Повторение произведений Л. Н. Толстого. Дополнительное чтение «Воспоминания Л. Н. Толстого»

1

Комбинированный урок

Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль)

Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого

Справочный материал о писателе

Хрестоматия 2, с. 241-244.

Р.т, с. 5-7

66–

69

Быль

Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

4

Чтение и анализ нового произведения

Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет

Уметь работать по содержанию, определять главную мысль, позицию автора; высказывать свою точку зрения о героях и произведении

Понятие быль (рас-сказ о реальных событиях)

Хрестоматия 2, с 3-37.

Р.т, с. 14-15

70

71

72

Слушание рассказа

Л. Н. Толстого

«Акула»

«Два брата», «Мужик и водяной».

«Черепаха», «Русак»

1

1

1

Слушание и

анализ нового произведения

Главная мысль. Герои, их

характеры, поступки, сюжет

Уметь понимать основное

содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев

Текущий.

Пересказ

Книги-

справочники

Учебник,

с. 4-7.

Р.т, с. 6-7

Учебник,

с. 7-13.

Р.т, с. 7-9

Учебник,

с. 13-18.

Р.т, с. 10-12

73

Л. Н. Толстой, былина «Святогор – богатырь». Обобщение

1

Обобщающий урок

Самост. работа

Учебник,

с. 18-22.

Р.т, с. 12-13

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

74

Стихи

А. А. Блока.(3ч)

Стихи о Родине.
А. А. Блок «Россия»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема, тон, темп, ритм

Уметьопределять тему, комменти-ровать заглавие, определять тон, темп, ритм; выраз-но читать

Олицетворение

Учебник,
с. 23-25, выразительное чтение наизусть.

Р.т, с. 15-16

75

А. А. Блок «Рождество»

1

Чтение и анализ нового произведения

Заголовок. Позиция поэта. Интонационный рисунок

Уметь комментировать заголовок, определять позицию поэта, выразительно читать наизусть или с листа

Текущий. Выразительное чтение

Учебник,
с. 25-27, выразительное чтение или наизусть (по выбору).

Р.т, с. 16-17

76

А. А. Блок «На поле Куликовом»

1

Слушание и работа с детскими книгами

Тема произведения

Уметь слушать и работать с книгами стихов русских поэтов (группировка по темам: о Родине, о природе)

Текущий. Выразительное чтение

Учебная хрестоматия 2,
с. 99-101, выразительное чтение.

Р. т. с. 17-18

77

Стихи
К. Д. Бальмонта (4ч)

Стихи о Родине, о природе. К. Д. Бальмонт «Россия»,
«К зиме»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема стихов. Рифма, строка, строфа, эпитет

Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть

Сравнение стихов

А. А. Блока и К. Д. Бальмонта

Учебник,
с. 28-31, выразительное чтение наизусть (по выбору).

Р.т, с. 18-20

78

Стихи о природе К. Д. Бальмонта «Снежинка», «Камыши»

1

Чтение и анализ нового произведения

Эпитеты, сравнение, олицетворение

Уметь выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения

Текущий. Выразительное чтение

Метафора, художественный прием

Учебник,
с. 31-33, наизусть по выбору.

Р.т, с. 20-22

79

Сказочные стихи К. Д. Бальмонта «У чудищ», «Как я пишу стихи»

1

Чтение и анализ нового произведения

Сказочные стихи

Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора

Текущий. Выразительное чтение

Особенность сказочных стихов

Учебник,

с 33-34, выразительное чтение.

Р.т, с. 22

80

Слушание и работа с детскими книгами. К. Д. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка»

1

Слушание и работа с детскими книгами

Книги стихов русских поэтов

Уметь понимать основное содержание текста

Учебная хрестоматия 2,
с. 117-121, выразительное чтение.

Р. т. с. 23-25

81-83

Произведения А. И. Куприна (5ч)

А. И. Куприн «Скворцы»

3

Чтение и анализ нового произведения

Герои произведения, их поступки, характер

Уметь определять позицию автора (рассказчик, рассказчик-герой)

Текущий. Выразительное чтение

Особенность повествования

Учебник,
с. 35-46, ответы на вопросы.

Р.т, с. 26-27

84

А. И. Куприн «Четверо нищих»

1

Чтение и анализ нового произведения

Понятия: сказ-ка, народная сказка, литературная сказка

Уметь работать над произведением коллективно

Текущий. Творческая работа «Дорогами сказок»

Значение сказки. Очерк

Хрестоматия 2, с. 101-107 выразительное чтение.

Р.т, с. 28-29

85

А. И. Куприн «Воспоминание об А. П. Чехове»

1

Слушание и анализ нового произведения

Любимая книга сказок

Уметь понимать основное содержание текста

Текущий. Выразительное чтение

Особенности итальянской сказки

Учебная хрестоматия 2,
с. 235-239 , читать.

Р. т. с. 29

86-87

Стихи
И. А. Бунина. (8ч)

И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Шире, грудь, распахнись для принятия…», «Детство»

2

Чтение и анализ нового произведения

Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм

Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм

Сравнение стихотворений. Библиографические сведения о Бунине

Учебник,
с. 47-51. выразительное чтение;

наизусть одно стихотворение по выбору.

Р.т, с. 33-36

88

И. А. Бунин «Листопад»

1

Чтение и анализ нового произведения

Эпитет, сравнение, олицетворение, рифма

Уметь выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения

Текущий. Чтение наизусть

Учебник,
с. 51-53, выучить наизусть отрывок.

Р.т, с. 36-38

89

90

Слушание и работа с детскими книгами стихов русских

поэтов. Н. А. Некрасов «Генерал Топтыгин».

К. И. Чуковский «Н. А. Некрасов»

1

1

Слушание и работа с детскими книгами

Главная мысль

Уметь слушать стихотворения, выделять их главную мысль

Текущий. Чтение

наизусть

Сравнение стихотворений. Очерк

Учебная хрестоматия 1,
с. 209-213, выразительное чтение.

Р. т. с. 38-39

Хрестоматия 2, с. 227-230.

Р.т, с. 39-41

91

92

Э. Сетон-Томпсон «Виннипегский волк».

В. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона»

1

1

Слушание и работа с детскими книгами

Библиографические сведения о книге (автор, титульный лист, оглавление, аннотация)

Уметь слушать и работать с детскими книгами

Текущий. Выразительное чтение

Очерк. Творческая работа: отзыв о прочитанном произведении о животном

Учебная хрестоматия 2,
с. 122-139, перечитать.

Р.т, с. 30

Хрестоматия 2, с 244-249.

Р.т, с. 30-31

93

Проверочная

работа №3 «Страничка книгочея»

1

Обобщающий урок

Тематический. Самостоятельная работа

Учебник, с. 53-55.

Р.т, с. 31-33

94

Произведения
С. Я. Маршака. (10ч)

С. Я. Маршак «Словарь», «Загадки», «Зеленая застава»

1

Чтение и анализ нового произведения

Жанры произведений С. Я. Маршака: загадка, стихи, сказки

Знать жанры произведений С. Я. Маршака.

Уметь работать со стихотворением

Тематический. Самостоятельное составление словаря

Учебная хрестоматия 2, с. 139-140, выразительное чтение.

Учебник,

с. 56-57.

Р.т, с. 42-43

95–

98

С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины)

4

Чтение и анализ нового произведения

Пьеса-сказка, диалог, действующие лица

Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины

Текущий. Инсценирование сказки

Картина, реплика, ремарка

Учебник,
с. 57-84, выразительное чтение; чтение по ролям.

Р.т, с. 43-45

99

Слушание и работа с детскими книгами С. Я. Маршака «Сказка про козла»

1

Слушание и работа с детскими книгами

Пьеса-сказка, диалог, действующие лица

Уметь читать в лицах

Текущий. Выразительное чтение

Инсценирование сказки

Хрестоматия 2, с. 152-163.

Р.т, с. 45-46

100

С. Я. Маршак – переводчик.

Р. Бернс «В горах мое сердце…»

1

Чтение и анализ нового произведения

Переводчик. Чтение, беседа

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради

Справка об авторе (работа со справочной литературой)

Учебник, с. 85-86, наизусть (по желанию).

Р.т, с. 46-47

101-102

С. Я. Маршак «Ледяной остров»

2

Слушание и работа с детскими книгами

Знать книги С. Я. Маршака.

Тематический.

Творческая работа «Остров Буян»

Хрестоматия 2, с. 141-152.

Р.т, с. 47-48

103

Проверочная работа за III ч

1

Обобщающий урок

Тематический. Проверочная работа

Р.т, с. 57-58

104

Стихи Н,А, Заболоцкого (3ч)

Н. А. Заболоцкий «Детство»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема, главная мысль, сравнения. Рифма

Уметь выразительно читать стихи

Текущий. Выразительное чтение

Сравнение стихотворений Н. А. Заболоцкого «Детство» и И. Сурикова «Детство»

Учебник,
с. 87-88, выразительное чтение.

Р.т, с. 48-49

IVч 105

Стихи
Н. А. Заболоцкого.

Н. А. Заболоцкий «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке»

1

Чтение и анализ нового произведения

Жанр. Тема, главная мысль. Выразительное чтение: паузы, логические ударения

Уметь выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения

Сравнение стихотворений, строф, тем

Учебник,
с. 89-90,

Хрестоматия 2, с. 193-194.

Р.т, с. 49-50

106

Слушание и работа с детскими книгами. Стихи о Родине и родной природе

1

Библиотечный урок

Выразительное чтение, пауза, логическое ударение

Уметь работать с книгами стихов (по группам): отбор стихов по темам, по авторам

Составление списка фамилий русских поэтов

Книги по выбору

107–

109

Произведения о детях войны.(4ч)

В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы)

3

Чтение и анализ нового произведения

Повесть. Герой-ребенок: внешний вид, поступки. Главная мысль, отношение автора к

герою

Знать героя повести Ваню Солнцева. Уметь выделять главную мысль произведения, отношения автора к

герою

Портрет героя. Персонаж

Хрестоматия 2, с. 195-211.

Р.т, с. 51-52

110

Слушание стихотворения К. М. Симонова «Сын артиллериста»

1

Слушание и анализ нового произведения

Тема, герои, их поступки

Уметь рассказать о любимом литературном герое (ребенке)

Тематический. Оформление книжки «Герои любимых книг»

Хрестоматия 2, с. 163-170.

Р.т, с. 52-53

111

Стихи
Н. М. Руб-цова.(6ч)

Стихи о родной природе. Н. М. Рубцов «Березы»

1

Чтение и анализ нового произведения

Строфы, рифма, описание березы. Выразительное чтение: определение тона, темпа

Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора

Учебник,
с. 91-92, выразительное чтение наизусть (по желанию).

Р.т, с. 53-54

112

Стихи о Родине.
Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина»

1

Чтение и анализ нового произведения

Главная мысль. Эпитеты, сравнения

Уметь определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения

Текущий. Выразительное чтение

Сравнение стихотворений Н. М. Рубцова и И. Никитина «Русь»

Учебник,
с. 92-93, выразительно читать.

Р. т. с. 54

113

Стихи о животных. Н. М. Рубцов «Ласточка»

1

Чтение и анализ нового

произведения

Основная мысль

Уметь определять главную мысль стихотворения,

выразительно читать

Текущий.

Выразительное чтение

Сравнение стихотворения

Н. Рубцова «Ласточка» и рассказа И. С. Тургенева «Перепелка»

(3 кл)

Хрестоматия 2, с. 211 выразительное

чтение.

Р. т. с. 55

114-115

Слушание и работа с детскими книгами. А. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»

2

Слушание и работа с детскими книгами

Сказка-быль

Уметь рассматривать книги, слушать сказки

Текущий. Выразительное чтение

Хрестоматия 2, с. 171-187.

Р.т, с. 55-56

116

Проверочная работа №4 «Страничка книгочея». Детские журналы и газеты

1

Обобщающий урок

Стихи, рассказы и сказки современных писателей на страницах детских газет и журналов

Тематический. Проверочная работа

Учебник, с. 94.

Р.т, с. 57-58

117

Произведения
С. В. Михалкова.

(4ч)

Стихи С. В. Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома»

1

Чтение и анализ нового произведения

Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста

Уметь выразительно читать стихотворения

Знакомство с книгой
Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

Учебник,
с. 95-100, выучить наизусть одно стихотворение по выбору.

Р.т, с. 59-61

118–

119

Басни С. В. Михалкова «Любитель книг», «Чужая беда», «Зеркало»

2

Чтение и анализ нового произведения

Понятия басня, вступление, рассказ (развитие действий), мораль, олицетворение

Знать понятие басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение. Уметь читать басни, находить и комментировать части текста

Текущий. Чтение наизусть

Сравнение басен

И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна» и С. Михалкова «Зеркало»

Хрестоматия 2, с. 214-217.

Р.т, с. 64-65. Учебник,
с. 100-102, выучить одну басню наизусть по выбору.

Р.т, с. 63

120

Слушание и работа с детскими книгами С. В. Михалкова. Сказка «Как старик корову продавал»

1

Слушание и работа с детскими книгами

Тема и жанр произведений. Основное содержание текста

Уметь слушать, работать с книгами для дополнительного чтения

Текущий. Самостоятельная работа

Сравнение сказки Михалкова с русской народной сказкой «Как старик корову продавал»

Хрестоматия 2, с. 212-213.

Р. т. с. 65-66

121

Юмористические произведения.

(3ч)

Юмористические рассказы о детях и для детей. Н. Н. Носов «Федина задача»

1

Чтение и анализ нового произведения

Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог

Учебник,
с. 103-107.

Р. т. с. 66-67

122

И. Гамазкова «Страдания»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема произведения, герой-персонаж, его характер, поступки

Уметь выразительно читать стихотворение

Сравнение произведений А. Л. Барто и Н. Н. Носова

Учебник,
с. 107-108, выразительное чтение.

Р.т, с. 67-68

123

Слушание и работа с юмористическими произведениями для детей:

В. Драгунский «Тайное становится явным»

1

Слушание и работа с детскими

книгами

Юмористические произведения на страницах газет и

журналов

Знать детские газеты и журналы. Уметь работать с дополнительной

литературой

Текущий.

Выразительное чтение

Хрестоматия 2, с. 218-221.

Р. т. с. 68-69

124

125

Очерки.

(8ч)

Очерки о Родине. И. С. Соколов-Микитов «Родина»,

М. А. Шолохов «Любимая Мать-Отчизна».

А.И. Куприн «Сказки Пушкина»

1

1

Чтение и анализ нового

произведения

Тема произведения и авторская позиция

Уметь определять тему произведения и авторскую

позицию

Понятия очерк, герой очерка, тема

очерка

Учебник,
с. 109-110, выразительное

чтение, хрестоматия 2, с. 252

Р. т. с. 70-71

Учебник,

с. 110-113.

Р.т, с. 72-74

126

Н. Шер «Картины сказки».

Ю. Яковлев «Право на жизнь»

1

Чтение и анализ нового произведения

Основное содержание текста

Уметь понимать основное содержание текста

Текущий. Выразительное чтение

Особенности очерка (герой, описание, выражение точки зрения)

Учебник.
с. 113-118, выразительное чтение.

Хрестоматия 2, с. 253

Р. т. с. 74-77

127

Слушание и работа с книгами. Очерк Р. Сефа «О стихах Джона Чиарди». Детские газеты и журналы

Проверь себя. «Страничка книгочея»

1

Слушание и работа с книгами

Обобщающий урок

Основное содержание текста

Основное содержание изученных произведений

Уметь понимать основное содержание текста

Знать авторов книг, их произведения, жанры текстов. Основное содержание

Тематический. Творческая работа.

Очерк «Мой любимый писатель»

Тематический.

Самостоятельная работа

Хрестоматия 2, с. 250-252. Р. т. с. 78-79

128–

129

Н. П. Вагнер «Береза», «Фея фантаста»

2

Чтение и анализ нового произведения

Тема произведения, основная мысль, эпитеты, сравнения

Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения

Сравнение сказки Х. К. Андерсена «Ель» и Н. П. Вагнера «Береза»

Учебник,
с. 119-126, выразительное чтение одног эпизода.

Р.т, с. 80-81.

Учебник,
с. 127-134, выразительное чтение.

Р. т. с. 82-84

130–

131

Слушание и работа с детскими книгами. Слушание сказки Н. П. Вагнера «Сказка». Самостоятельное чтение сказки Н. П. Вагнера «Руф и Руфина»

2

Слушание и работа с детскими книгами

Основное содержание текста. Тема произведения. Основная мысль

Знать книги
Н. П. Вагнера уметь понимать основное содержание текста, слушать и работать с книгами для дополнительного чтения

Текущий. Выразительное чтение

Сравнение сказки Ц. Топелиуса «Зимняя сказка» и сказки Н. П. Вагнера «Руф и Руфина»

Хрестоматия 2, с. 37-54.

Р. т. с. 84-85.

Хрестоматия 2, с. 155-164.

Р.т, с. 85-86

132–

134

Путешествия, приключения,

фантастика.

(5ч)

Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

3

Чтение и анализ нового

произведения

Основное содержание текста. Образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям)

Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать

произведение

Учебник,
с. 135-153,

читать.

отвечать на вопросы.

Р.т, с. 86-88

135

Итоговая контрольная работа за IV четверть

1

Контрольный урок

Итоговый. Проверочная работа

136

Библиотечный урок «В мире книг».
Летнее чтение

1

Библиотечный урок

Знать книги и произведения писателей из круга чтения
(1–4 кл.)

Итоговый. Конкурс «Книгочей класса»

Задание на лето. Список литературы

III. Содержание тем курса

п/п

Содержание (разделы, темы)

К-во часов

Практическая часть выполнения программы

1

Произведения фольклора.

6 часов

Проверочная работа №1.

Контрольная работа №1 за I четверть.

2

Басни.

5 часов

3

Произведения В.А. Жуковского.

5 часов

4

Произведения А.С. Пушкина.

5 часов

5

Произведения М.Ю. Лермонтова.

4 часа

6

Произведения П.П. Ершова.

4 часа

7

Произведения В.М. Гаршина.

7 часов

8

Произведения русских писателей о детях.

7 часов

9

Произведения зарубежных писателей.

11 часов

Проверочная работа №2.

10

Мифы народов мира.

Итоговая контрольная работа №2 за 1 полугодие

11

Книги Древней Руси.

12

Произведения Л.Н. Толстого.

Текущая самостоятельная работа.

13

Стихи А.А. Блока.

14

Произведения К.Д. Бальмонта.

15

Произведения А.И. Куприна.

16

Стихи И.А. Бунина.

Проверочная работа №3.

17

Произведения С.Я. Маршака.

10ч

Контрольная работа за III четверть.

18

Стихи Н.А. Заболоцкого.

19

Произведения о детях войны.

20

Стихи о родной природе.

Проверочная работа №4.

21

Произведения С.В. Михалкова.

22

Юмористические произведения.

23

Очерки.

Текущая самостоятельная работа.

24

Путешествия.

25

Итоговое повторение.

Итоговая контрольная работа №4 за 2 полугодие.

26

Итого:

136ч

IY.Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

  • Называть, приводить примеры: сказок, стихов и рассказов из круга детского чтения, детского игрового фольклора

*Различать, сравнивать: произведения фольклора, жанры детской художественной литературы, сказки народные и литературные, словари и справочники, элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление), виды пересказа (подробный, краткий, выборочный).

* Устанавливать связи, объяснять: определять тему; развитие событий в тексте, структуру текста, главную мысль произведения и соотнесение ее с заглавием; соотнесение основного содержания текста с иллюстрациями; устанавливать связи внутри событий.

* Кратко характеризовать, описывать: основную мысль художественного произведения; героев произведения (их поступки и характеры);свое отношение к прочитанному произведению.

Решать практические задачи:

* - читать осознанно, правильно, целыми словами вслух не менее 85-90 слов в минуту и про себя – 115-120 слов в минуту;

* - выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты (20 стих-й, 6 отрывков из прозы)

* -ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;

* - делить текст на смысловые части и составлять простой план;

* - пересказывать и рассказывать произведение по плану;

* - определять тему и жанр незнакомой книги;

* - работать со справочной литературой.

V. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

– Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 4 класс. 2 части. – М.: Вентана-Граф, 2008.

– Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 3 класс. 2 части. – М.: Вентана-Граф, 2008.

– Ефросинина Л.А. Тетради №1, №2 «Литературное чтение». 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008

В авторскую программу изменения не внесены.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - 3-е издание, доработанное и дополненное – М.: Вентана-Граф, 2008.

  2. Развернутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная программа «Начальная школа XXI века» / автор – составитель Т. Н. Бровкина. – Волгоград: учитель 2008.

3. – Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 4 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Екатеринушкиной Алевтины Юрьевны по русскому языку. Принято на заседании педагогического совета протокол №1 от августа 2011 г. 2011-2012 учебный год I. пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.

Другие похожие документы..