Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Публичный доклад о состоянии и результатах деятельности муниципальной системы образования – это первый опыт публичной отчетности на муниципальном уро...полностью>>
'Документ'
Главный редактор — А.Н. Тихонов, директор Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций «Информика...полностью>>
'Документ'
Одним из “догматов” технического анализа является вера в то, что движения всех рыночных графиков подчиняются некоторым стандартным пропорциям. Среди ...полностью>>
'Документ'
На виконання розпорядження головного державного санітарного лікаря м. Києва від 07.10.09 р. № 2 «Про невідкладні заходи щодо впорядкування виготовлен...полностью>>

Главная > Учебное пособие

Сохрани ссылку в одной из сетей:

АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ

О.И. Величко

Прокурорский надзор

за исполнением подразделениями

по делам несовершеннолетних органов внутренних дел законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Учебное пособие

Москва ● 2008

АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ

О.И. Величко

Прокурорский надзор

за исполнением подразделениями

по делам несовершеннолетних

органов внутренних дел законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений Несовершеннолетних

Учебное пособие

Москва ● 2008

УДК 343.851.5

ББК 67.518.8-91

В 27

Рецензент: кандидат юридических наук О.В. Пристанская.

Величко, О.И.

В 27 Прокурорский надзор за исполнением подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: учеб. пособие / О.И. Величко; Акад. Генер. прокуратуры Рос. Федерации. Ин-т повышения квалификации руковод. кадров. – М., 2008. – 83 с.

Пособие содержит комментарий некоторых норм и дефиниций Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которые на практике не находят единообразного толкования. В нем подробно освещено правовое регулирование деятельности ПДН, а также органов внутренних дел и их полномочия, вопросы взаимодействия и координации с другими подразделениями ОВД и иными субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Для работников прокуратуры, органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, слушателей образовательных учреждений, курсов в сфере повышения квалификации по данной проблеме.

УДК 343.851.5

ББК 67.518.8-91

© Академия Генеральной прокуратуры

Российской Федерации, 2008

Введение

Практика прокурорского надзора за исполнением подразделениями по делам несовершеннолетних законодательства о профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних свидетельствует о том, что прокуроры не знают в полном объеме законодательство, регулирующее профилактическую деятельность в целом и деятельность подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее – ПДН). В частности, допускается неверное толкование некоторых норм законов, понятий (дефиниций), используемых в федеральных законах, не только сотрудниками указанного подразделения органов внутренних дел, но и прокурорами, осуществляющими надзор за законностью в их деятельности. Это обстоятельство негативно сказывается на уровне организации прокурорского надзора за исполнением ПДН законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определении приоритетных направлений, объектов и пределов надзора, а также на выборе мер прокурорского реагирования в целях пресечения и предупреждения нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, их родителей или законных представителей.

Цель работы – описание и объяснение понятий, используемых в Федеральном законе от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Федеральный закон от 24.06.1999 г.), применительно к профилактической деятельности ПДН и некоторым другим аспектам их деятельности, что позволит вырабатывать алгоритм действий правоприменителей, единообразное толкование и применение законодательства в этой сфере. Она достигается следующим:

- изложением некоторых аспектов анализа преступности несовершеннолетних, которые необходимо учитывать при организации и осуществлении прокурорского надзора за исполнением ПДН законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- рассмотрением общей характеристики системы правовых норм, регулирующих деятельность ПДН, их компетенции и содержания понятия «индивидуальная профилактическая работа», межведомственного и внутриведомственного взаимодействия в процессе профилактической деятельности, ведомственного и государственного контроля за их деятельностью, а также вопросов, касающихся организации, основных направлений и методики осуществления прокурорского надзора за исполнением ПДН названного законодательства.

Глава 1. Криминологические аспекты преступности

и безнадзорности несовершеннолетних

1.1. Социально-правовая характеристика преступности

Оптимизация прокурорского надзора за исполнением законодательства о профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних зависит не только от знания нормативной правовой базы. Важную роль в этом играют криминологический анализ1 преступности, ее разносторонняя оценка как в ретроспективном, так и в прогностическом аспекте. Для анализа преступности необходимо понимание причин возникновения этого явления. В специальной литературе на основе признанных большинством отечественных и зарубежных криминологов понятий дается такое его определение: «…массовое, исторически изменчивое, социально-правовое явление, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данное время, на данной территории»2.

Массовость преступности, как отмечает профессор Э.И.  Петров, заключается: во-первых, в арифметическом исчислении совершенных уголовно наказуемых деяний; во-вторых, в связи преступности с другими социальными явлениями и процессами, в ее тенденциях и закономерностях, проявляющихся при совершении достаточно большого числа отдельных преступлений. Данное свойство преступности необходимо учитывать при ее анализе, при организации профилактической деятельности, а также при осуществлении прокурорского надзора. Оно предполагает, что позитивных результатов по сдерживанию уголовно наказуемых деяний, их профилактике можно добиться лишь при системном воздействии на это негативное явление, усилении социально-правового контроля над криминализацией общественных отношений.

Наше общество не в полной мере готово обеспечить реализацию такого воздействия. В первую очередь нужно отметить разрушение существовавшей ранее системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также отставание социально-правового контроля от криминализации поведения несовершеннолетних. Меры, предпринимаемые органами власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, недостаточны. Не случайно ведущие криминологи в качестве доминирующих тенденций в динамике и структуре преступности отмечали и отмечают негативные явления1. Темпы роста преступности несовершеннолетних выше этих же показателей преступности взрослого населения.

Негативные тенденции наблюдаются и в таком социальном явлении, как беспризорность, безнадзорность несовершеннолетних. Растет социальное сиротство. В течение последних десяти лет увеличилось число родителей, лишенных родительских прав.

По мнению криминологов, при анализе преступности важно учитывать историческую изменчивость преступности. Это позволит более точно определить причины негативной или позитивной динамики в ее структуре.

Историческая изменчивость преступности отражает прямую связь изменений в преступности с меняющимся характером общественных отношений, с трансформацией социальных ценностей, которые защищаются уголовным законом. Как отмечают криминологи, данное свойство четко прослеживалось в советский период. Вначале отличался стремительный рост преступности, затем в период стабилизации общественных отношений произошло «выравнивание криминологической кривой» практически по всем показателям. Аналогичные закономерности прослеживались и в состоянии беспризорности, безнадзорности несовершеннолетних. В связи с этим важно отметить еще одно обстоятельство, так или иначе оказавшее позитивное воздействие на преступность и безнадзорность несовершеннолетних в период социализма, – активное участие населения в реализации идеи фронтального наступления на преступность, безнадзорность. Справедливости ради отметим, что участие граждан в различных правоохранительных организациях носило зачастую формальный характер. Однако имели место факты (и довольно распространенные) активной, добросовестной работы общественных организаций в реализации своей воспитательной функции. Это, например, работа общественных воспитателей, добровольных народных дружин, комсомольских педагогических отрядов, товарищеских судов, комиссий содействия семье и школе, профсоюзных организаций и др. Деятельность этих и других общественных организаций была основана на нормативном правовом регулировании. Конец ХХ столетия и начало нового тысячелетия характеризуются не только политическими, социально-экономическими изменениями – принципиально изменилось законодательство во всех отраслях права.

Деятельность по предупреждению преступлений, беспризорности, безнадзорности несовершеннолетних реализуется в конкретной среде. В настоящее время социальная среда, ее основные параметры неблагоприятны. Наряду с социальными, экономическими огромную криминогенную роль играют культурные факторы, уровень образования. Они остаются достаточно низкими. Несмотря на положение Конституции РФ (ст. 43) о том, что основное общее образование обязательно и общедоступно, отмечается достаточно высокий уровень неграмотных несовершеннолетних правонарушителей среди доставленных в органы внутренних дел, а также помещенных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, их доля составляет 1,5 – 2 процента. Грубость, пьянство, цинизм – обыденная повседневность. В социальной структуре общества высока доля ранее судимых лиц (различна по территориям). Естественно, и влияние ее на преступность в территориях различно.

Из определения содержания понятия преступности, указанного ранее, следует, что это – социально-правовое явление. Сущность преступности как правового явления раскрывается при анализе ее основных количественных и качественных показателей: состояния, динамики, структуры, уровня (коэффициента на 100 тыс. населения для субъекта Российской Федерации или на 10 тыс. либо 1 тыс. населения в возрасте 14–17 лет для небольших муниципальных территорий), характера, латентности. Оценка латентной преступности в настоящее время имеет большой разброс мнений, в пределах от 1:3 до 1:5. Желательно по аналогичным показателям проводить анализ общественно опасных деяний, совершенных подростками до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Это позволит с большей долей вероятности прогнозировать тенденции преступности, планировать надзорную деятельность на ближайшую и отдаленную перспективу. По мнению специалистов, серьезную угрозу для будущего России представляют неблагоприятные тенденции преступности несовершеннолетних и молодежи, а также рецидивной преступности1. Темпы роста преступности несовершеннолетних значительно опережают увеличение численности несовершеннолетнего населения2.

Причинный комплекс преступности несовершеннолетних включает множество факторов, которые имеют социально обусловленный характер. Этот причинный комплекс учитывался при разработке и принятии федеральных законов, касающихся основных прав и гарантий несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних3. Концепция Федерального закона от 24.06.1999 г. исходит из важнейшего положения, согласно которому предупреждение преступлений, иных правонарушений несовершеннолетних необходимо сочетать с предупреждением их беспризорности, безнадзорности. В силу этого оптимизация надзора за исполнением подразделениями по делам несовершеннолетних законодательства, направленного на борьбу с беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних, приобретает особую актуальность и остроту.

1.2. Виды профилактики беспризорности, безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних

В специальной литературе предупреждение беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рассматривается, как правило, в двух аспектах: общесоциальном широком и специально узком криминологическом смысле. К общесоциальному предупреждению (профилактике) относятся любые полезные обществу меры и действия, функционирование всех позитивных социальных институтов в экономической, политической, нравственной и иных сферах. Превентивный потенциал перечисленных и иных сфер жизнедеятельности реализуется опосредованно, путем их совершенствования.

Общесоциальная профилактика служит фундаментом специально-криминологического предупреждения (специальной профилактики), т.е. состоит из мер, непосредственно направленных на недопущение преступлений, общественно опасных деяний, иных правонарушений и антиобщественных действий. По мнению криминологов, чем совершеннее общесоциальная профилактика, тем ýже «поле деятельности» специальной профилактики.

Специальная профилактика реализуется на общегосударственном, региональном и индивидуальном уровнях. Для общегосударственного уровня примером может служить предупредительное влияние законодательных и иных правовых актов, направленных на борьбу с преступностью, беспризорностью, безнадзорностью несовершеннолетних. К ним относятся не только УК РФ, УПК РФ, УИК РФ, но и другие законы. Среди них особо следует выделить федеральные законы от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 13.03.2002 № 154 «О дополнительных мерах по предупреждению беспризорности, безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год». На региональном уровне реализуются законы субъектов Российской Федерации, различные программы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на определенный период. К мерам относятся решения органов власти, направленные на предупреждение преступности, беспризорности, безнадзорности, а также специальные акции правоохранительных органов либо непосредственно органов внутренних дел, такие как «Подросток», «Семья».

Специальная профилактика на индивидуальном уровне – это, прежде всего, деятельность подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по осуществлению воздействия на конкретное лицо и его окружение в целях недопущения этим лицом совершения правонарушения либо иных антиобщественных действий.

Такое деление профилактики имеет практическое, прикладное значение. Суть его состоит в том, чтобы на практике избежать смешения и дублирования функций различных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также неоправданного параллелизма в их работе. Если учесть современный уровень разделения полномочий в социальной и правовой сферах, то эти проявления особенно нежелательны. Есть мнение, что органы внутренних дел ответственны за выполнение всего объема предупредительных, профилактических функций. Причем среди не только населения, но и в ряде случаев руководителей властных структур. Однако это не так. Объективно эффективность предупредительной, профилактической деятельности зависит от совокупных усилий всех ее субъектов – государственных, муниципальных и негосударственных органов. В ряде случаев органы внутренних дел могут устранить причины правонарушений. Но постоянная результативность профилактической деятельности может зависеть лишь от тесного взаимодействия субъектов этой деятельности при должной активности каждого из них.

Глава 2. Правовые основы регулирования

деятельности ПДН

2.1. Характеристика системы правовых норм,

регулирующих деятельность ПДН

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ все субъекты, осуществляющие деятельность по предупреждению беспризорности, безнадзорности и преступлений несовершеннолетних, в том числе ПДН, обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые являются составной частью ее правовой системы. Указанные конституционные положения предопределяют правовую упорядоченность и законность их профилактической деятельности. Статья 2 Конституции РФ прямо провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и обязывает государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Согласно ст. 18 Конституции РФ эти высшие ценности определяют смысл и содержание всей деятельности государства. Положения указанных статей Конституции РФ предполагают не только признание профилактической деятельности ПДН социально значимой, но и обязанность осуществлять эту деятельность, цель которой – защита прав и свобод несовершеннолетних от преступных посягательств. Глава 2 Конституции РФ, определяющая права и свободы человека и гражданина и устанавливающая гарантии их существования, приобретает особую значимость в профилактической деятельности. Следует особо выделить ст. 21–25 Конституции РФ, устанавливающие правовой статус личности и, соответственно, пределы возможного вмешательства инспекторов ПДН при осуществлении профилактических мероприятий, а также ст. 45, 46, 48, гарантирующие конституционную защиту несовершеннолетних. Содержание указанных норм Конституции РФ обязывает ПДН активно действовать в интересах защиты несовершеннолетних от преступных посягательств и возможных злоупотреблений властью. И наконец,
ст. 52 и 53 Конституции РФ предусматривают право на возмещение причиненного преступлением вреда, что имеет значение для виктимологической профилактики, осуществляемой как органами внутренних дел в целом, так и ПДН в частности.

В системе правовых актов, регулирующих предупредительную, профилактическую деятельность подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, важную роль играют признанные Россией такие международные документы, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. В названных документах содержатся принципиальные положения, касающиеся установления не только неотъемлемых прав человека, но и обязанности каждого гражданина, каждого органа государства обеспечивать эти права путем всеобщего признания, просвещения, образования, содействия, осуществления прогрессивных национальных и международных мероприятий. Кроме того, эти принципиальные положения следует учитывать при разработке законодательства, в процессе планирования, контроля и осуществления конкретных практических мер в области предупреждения правонарушений. В числе международных есть специальные акты, касающиеся непосредственно несовершеннолетних. К ним относятся: Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.); Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила (1985 г.); Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы (1990 г.); Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. С содержанием этих документов должны быть ознакомлены родители, педагоги образовательных учреждений, медицинский персонал, сотрудники правоохранительных органов, адвокаты, судьи, социальные работники, парламентарии, руководители администраций всех уровней и сами дети.

Из содержания указанных документов следует, что политика обращения с несовершеннолетними, совершившими правонарушения, включает: профилактические меры; социальную реинтеграцию; обеспечение гарантий соблюдения прав человека в отношении несовершеннолетних правонарушителей; применение мер, альтернативных лишению свободы.

Согласно Конвенции о правах ребенка (1989 г.) государство обязано обеспечить осуществление всех этих мер законодательными, административными и другими способами, а также должно привести свое законодательство и практику в соответствие с этими стандартами. Большинство из названных стандартов инкорпорировано в наше законодательство. В любом случае указанные стандарты могут осуществляться в рамках существующего законодательства. Для этого все лица, имеющие отношение к детям, должны добросовестно толковать и применять принцип Конвенции о правах ребенка, сформулированный в ч. 1 ст. 3: «Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются ли они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка».

Как нам представляется, следует остановиться на некоторых положениях этих документов, поскольку они касаются деятельности подразделений по делам несовершеннолетних как органа, главной функцией которого является специальная профилактика на индивидуальном уровне с несовершеннолетними, их родителями, иными законными представителями.

Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (1990 г.) рекомендуют ряд принципиальных положений, которые следует учитывать в сфере как общей профилактической деятельности, так и специальной профилактики. В частности, система образования должна отвечать разнообразным потребностям детей и их развитию, особенно детей в зоне социального риска или нуждающихся в специальной заботе и защите. Официальное вмешательство в поведение ребенка должно осуществляться, прежде всего, в его интересах. Необходимо учитывать особенности подросткового поведения, которое с возрастом изменяется. Нужно активнее использовать общественность для предотвращения правонарушений подростков, а к официальным репрессивным мерам прибегать только в качестве самой крайней меры. Средства массовой информации должны ответственно подходить к содержанию материалов, которые могут негативно повлиять на поведение подростка.

Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.), рекомендуют, что задержание должно использоваться только в качестве крайней меры; милиция и другой персонал правоохранительных органов, имеющий дело с детьми, должны постоянно получать специализированную подготовку; необходимо в максимально возможной степени избегать помещения подростка в место лишения свободы1.

Применение перечисленных правил и российских законов должно находиться в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, в которой все положения взаимосвязаны, поэтому они должны применяться и в отношении детей, находящихся в конфликте с законом.

Составной частью системы правовых норм, регулирующих профилактическую деятельность ПДН, являются законы и другие правовые акты, непосредственно направленные на борьбу с преступностью, беспризорностью, безнадзорностью несовершеннолетних, совершенствование правоприменительной и правоохранительной практики, в том числе деятельности органов внутренних дел. К числу основных таких актов относятся, например, Закон РСФСР от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», Федеральный закон от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Указ Президента РФ от 12.02.1993 № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 13.03.2002 № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год», от 07.12.2000 № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности» и др. В указанных актах закреплены права и обязанности ИДН в области профилактической деятельности. Названы субъекты и объекты предупредительной и профилактической деятельности. Определен порядок взаимодействия. Решены и иные вопросы, более частного характера. В соответствии со ст. 9 Закона РСФСР «О милиции» определена структура милиции общественной безопасности, в которую вошли подразделения по делам несовершеннолетних, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, участковые уполномоченные милиции, дознание и т.д. Согласно ч. 4 ст. 9 Закона РСФСР «О милиции» милиция общественной безопасности частично финансируется из бюджета местного самоуправления. Помимо этого согласно ч. 8 ст. 9 данного Закона органы местного самоуправления имеют право за счет средств собственных бюджетов устанавливать дополнительную численность подразделений милиции общественной безопасности, в том числе ПДН, особенно если нормативы, установленные Указом Президента РФ от 12.02.1993 № 209, не выдерживаются. Такой норматив предусматривает одного инспектора ПДН на 4 – 5 тыс. несовершеннолетнего населения. При этом органы местного самоуправления лишь взаимодействуют с милицией общественной безопасности. Однако в правовом направлении формы взаимодействия органов местного самоуправления и милиции общественной безопасности не отрегулированы. Разрешение данного вопроса в правовом плане способствовало бы повышению эффективности взаимодействия в профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Как представляется, при решении названного вопроса на законодательном уровне в регионе необходимо учитывать специфику профилактики правонарушений несовершеннолетних, в частности, деятельность участковых уполномоченных милиции общественной безопасности, которые работают непосредственно с населением.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Спадщина А. С. Макаренка І педагогічні пріоритети сучасності: 1991   2008 рр. (до 120-річчя від дня народження) біобібліографічний покажчик київ 2008

    Документ
    С 71 Спадщина А. С. Макаренка і педагогічні пріоритети сучасності: 1991 – 2008 рр. : до 120-річчя від дня народж. : біобібліогр. покажч. / Акад. пед. наук України, Держ.
  2. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Гигиена с основами экологии, ВГ для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело». Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.
  3. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Гигиена с основами экологии, ВГ для студентов, обучающихся по специальности 060105 «Стоматология». Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.
  4. Библиографический указатель декабря 2007 г декабрь 2008 г

    Библиографический указатель
    Рекомендательный указатель «Международные отношения» издается один раз в год Справочно-библиографическим отделом научной библиотеки имени И.Г. Тюлина МГИМО (У) МИД России.
  5. Кировской области Осостоянии окружающей среды Кировской области в 2009 году Региональный доклад Киров 2010 ббк 28. 081. 4(2Рос-4Кир)

    Доклад
    Г.В. Акпарисова, Т.Я. Ашихмина, Н.И. Бояршина, В.И. Бузмаков, А.Л. Бурков, Е.С. Вылегжанина, Л.Н. Гонцова, П.А. Горченко, Г.Н. Грухина, Т.А. Дёмшина, Е.

Другие похожие документы..