Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Данное Положение разработано в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 13.05.2009 № 516 - р «Вопросы проведения продовольственных я...полностью>>
'Реферат'
Історичний екскурс у минуле економічної думки показує, що люди завжди прагнули теоретично усвідомити економічні умови свого існування, мотиви господар...полностью>>
'Урок'
2. Эпоха Просвещения (XIV–XVI вв.) положила начало новому взгляду на человека как на личность, призванную реализовать свои творческие возможности. (Н...полностью>>
'Документ'
Существует изречение: «Сон для организма – всё равно, что завод для часов». Во сне накапливаются силы для завтрашнего дня, отдыхает нервная система, с...полностью>>

Главная > Рабочая программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

Кафедра геоэкологии и ландшафтного планирования

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

ДИСЦИПЛИНЫ:

АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ УРОВНЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОФЕРЫ, ОКЕАНА И ВОД СУШИ

Специальность: 020804 геоэкология

Саранск

2007

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

Кафедра геоэкологии и ландшафтного планирования

Учебно-методический комплект дисциплины: Анализ и прогноз уровня загрязнения атмосферы, океана и вод суши

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ___________________

"____"______________200_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине Анализ и прогноз уровня загрязнения атмосферы, океана и вод суши

Специальность 020804 геоэкология

Факультет географический

Курс обучения 4

Семестр 8

Всего часов по учебному плану: 96

В том числе по формам обучения: очная /заочная

- лекции 32_____/10_____

- практикум 32_____/8______

- самостоятельная работа 46_____/46_____

Формы итогового контроля знаний:

- экзамен 8 сем.

Саранск

2007

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

Кафедра геоэкологии и ландшафтного планирования

Учебно-методический комплект дисциплины: Анализ и прогноз уровня загрязнения атмосферы, океана и вод суши

АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию дисциплины: классификация видов загрязнения; природу и свойства основных загрязняющих веществ; влияние загрязняющих веществ на здоровье и условия жизни людей; построение карт загрязнения; особенности распространения загрязняющих веществ в различных средах.

2. Цели дисциплины:

  • обучить современным методам анализа и прогноза загрязнения, в том числе, основанным на использовании компьютерной техники. Углубить знания об антропогенном загрязнении природной среды.

3. Задачи дисциплины:

    • ознакомить студента с особенностями распространения загрязняющих примесей в различных средах;

    • ознакомить с различными методами оценки и прогноза качества природной среды;

    • обучить приемам использования компьютерной техники и геоинформационных технологий для решения этих задач;

    • рассмотреть аспект влияния наблюдаемого ухудшения качества среды на здоровье и условия жизни людей.

4. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана специальности:

Курс использует подготовку по дисциплинам "Системная экология", "Математическая статистика", "Основы информатики и применения ЭВМ". Полученная подготовка нацелена на использование при курсовом и дипломном проектировании.

5. Ожидаемые результаты освоения дисциплины:

Студент должен знать: классификацию типов и видов загрязнения; природу и свойства основных загрязняющих веществ; знать методики анализа и прогноза загрязнения окружающей среды; уметь оценить устойчивость различных сред к загрязнению; знать физические основы распространения примесей в атмосфере, в морях и реках. Уметь строить карты содержания загрязняющих веществ и проводить их анализ.

6. Перечень элементов учебно-методического комплекта:

  • рабочая программа дисциплины;

  • учебно-методическое обеспечение дисциплины/модуля/спецкурса по видам занятий:

  • конспект лекций;

  • методические указания к практическим занятиям;

  • методическое обеспечение всех видов контроля знаний студентов:

  • материалы для текущего контроля;

  • экзаменационные билеты;

  • экзаменационный (зачетный) тест;

7. Список авторов элементов УМК: Кустов М.В.

8. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины.

УМК дисциплины «Анализ и прогноз уровня загрязнения атмосферы, океана и вод суши» федерального компонента цикла СД составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности «Геоэкология».

Содержание

1. Общие положения.

2. Требования к уровню освоения дисциплины/модуля/спецкурса.

3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение дисциплины.

4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине:

4.1. Лекционные занятия

4.2. Практикум

4.3. Самостоятельная работа

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы.

6. Литература основная и дополнительная.

7. Перечень учебных наглядных пособий.

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.

1. Общие положения

Цель курса – обучить современным методам анализа и прогноза загрязнения, в том числе, основанным на использовании компьютерной техники. Углубить знания об антропогенном загрязнении природной среды.

Задачи курса:

    • ознакомить студента с особенностями распространения загрязняющих примесей в различных средах;

    • ознакомить с различными методами оценки и прогноза качества природной среды;

    • обучить приемам использования компьютерной техники и геоинформационных технологий для решения этих задач;

    • рассмотреть аспект влияния наблюдаемого ухудшения качества среды на здоровье и условия жизни людей.

Курс использует подготовку по дисциплинам "Системная экология", "Математическая статистика", "Основы информатики и применения ЭВМ". Полученная подготовка нацелена на использование при курсовом и дипломном проектировании.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

Студент должен знать: классификацию типов и видов загрязнения; природу и свойства основных загрязняющих веществ; знать методики анализа и прогноза загрязнения окружающей среды; уметь оценить устойчивость различных сред к загрязнению; знать физические основы распространения примесей в атмосфере, в морях и реках. Уметь строить карты содержания загрязняющих веществ и проводить их анализ.

Критерии оценки знаний студентов

Оценка «отлично» выставляется студенту, который: 1) глубоко, осмысленно усвоил программный материал в полном объеме, излагал его на семинарских занятиях и экзамене на высоком научном уровне, изучил основную и дополнительную рекомендуемую литературу, умело применяет при ответе и решении практических заданий статистические и картографические источники; 2) верно понимает цели и задачи курса, свободно устанавливает межпредметные связи; 3) владеет методологией анализа и прогноза уровня загрязнения атмосферы, океана и вод суши, свободно раскрывает важнейшие понятия; 4) способен к самостоятельному пополнению знаний в ходе дальнейшей профессиональной деятельности на основе использования информационно-библиотечных, справочных, периодических и других материалов; 5) отчитался по всем изученным лекционным темам и темам лабораторных работ; 6) подготовил реферат по одному из вопросов, изученных на лекционных занятиях.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, который: 1) достаточно полно раскрыл содержание учебного материала по вопросам экзаменационного билета, изучил обязательную литературу; 2) усвоил основную терминологию, излагает материал грамотно и последовательно; 3) владеет методологией анализа и прогноза уровня загрязнения атмосферы, океана и вод суши; 4) при ответе допускал отдельные неточности в освещении второстепенных вопросов, не искажающие его содержания, но легко устранял их после замечания преподавателя; 5) отчитался по всем изученным лекционным темам и темам лабораторных работ; 6) подготовил реферат по одному из вопросов, изученных на лекционных занятиях.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который: 1) владеет программным материалом в объеме учебника, знает основные теоретические положения; 2) имеет достаточные для продолжения обучения и предстоящей профессиональной деятельности знания; 3) отчитался по всем изученным темам на лекционных занятиях; 4) подготовил реферат по одному из вопросов, изученных на лекциях; 5) при ответе допустил отдельные ошибки и неточности, слабо аргументировал те или иные теоретические положения.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который: 1) не обнаружил вышеперечисленных знаний и умений; 2) имеет существенные пробелы в знании учебного материала, не может раскрыть содержание основных теоретических положений и понятий; 3) не отчитался по всем изученным лекционным темам и темам лабораторных работ; 4) не подготовил реферат по одному из вопросов курса.

Текущий контроль знаний проводится преподавателем на семинарских занятиях в форме короткого письменного и индивидуального устного опроса студентов. Каждый ответ оценивается по 5-ти балльной системе.

Оценка за межсессионный зачет складывается из оценок текущего контроля на семинарских занятиях и письменной контрольной работы, проводимой во время этого зачета.

3. Распределение часов дисциплины по видам учебной деятельности в соответствии с учебным планом

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр

в неделю

в год

в год

Лекции

34

34

2

Лабораторные занятия

-

Практические занятия

34

34

2

Самостоятельная работа

46

46

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по разделам дисциплины

4.1. Лекционные занятия

№ п/п

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Проблема контроля качества и регулирования состояния природной среды.

2

1

2

Природа и свойства загрязняющих природную среду веществ.

4

2

3

Антропогенные изменения климата городов.

2

2

4

Закономерности распространения загрязняющих веществ в турбулентной среде.

2

1

5

Уравнение переноса примесей в турбулентной атмосфере. Анализ отдельных членов уравнения.

2

6

Потенциал самоочищения атмосферы.

2

7

Основные методы анализа веществ, загрязняющих атмосферу.

2

8

Интегральная оценка качества поверхностных водотоков, атмосферного воздуха, почвы

2

9

Анализ и прогноз качества водных ресурсов. Система наблюдения и контроля качества поверхностных вод.

2

1

10

Эколого-геохимический анализ загрязнения городских ландшафтов

2

1

11

Использование методов природной индикации для оценки состояния окружающей среды

2

1

12

Картографирование загрязнения окружающей среды

4

1

13

Источники и виды загрязнения океана.

4

14

Геоинформационные системы как инструмент для комплексной оценки состояния окружающей среды.

2

Всего

34

10

4.2. Практикум

4.2.1. Лабораторные занятия.

№ п/п

Наименование занятия

Номер

темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Построение карт загрязнения снежного покрова с помощью геоинформационных технологий.

2

2

2

Оценка и анализ загрязнения атмосферы города Саранска с помощью ГИС ArcView 3.0A

4

3

Построение карты сопряженного анализа загрязнения снежного и почвенного покрова с помощью ГИС-технологий

4

2

4

Оценка качества поверхностных водотоков с помощью программы "Гидрохимия".

4

2

5

Прогноз загрязнения поверхностных водотоков с помощью программы "Река".

4

6

Ландшафтно-геохимический анализ загрязнения почв города с помощью ГИС-технологий.

4

7

Выявление причинно-следственных связей в системе «Среда – Здоровье» с помощью ГИС-технологий

4

2

8

Расчет нормативов на размещение отходов с помощью программы «Сталкер»

4

9

Расчет шумового загрязнения с помощью программы «ШУМ»

4

Всего

34

8



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению (специальности) 020804. 65 Геоэкология (код) (наименование направления, специальность)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа высшего профессионального образования по специальности 020804.65 «Геоэкология» разработана на кафедре экологии и естествознания факультета информационных технологий НФИ КемГУ на основании Государственного
  2. Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (30)

    Лекции
    1. Минимальные требования к содержанию дисциплины: Основные принципы, законы и закономерности пространственно-временной организации геосистем локального и регионального уровней, основные типологии и классификации ландшафтов, природно-антропогенные
  3. Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (19)

    Документ
    Знать процессы формирования климата, структуру водных объектов, роль почвенного покрова, основные принципы, закономерности и законы пространственно-временной организации геосистем локального и регионального уровней;
  4. Комитет Правительства Чеченской Республики по экологии Государственный доклад

    Доклад
    Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чеченской Республике;
  5. Государственный Доклад о состоянии окружающей среды Чеченской Республики в 2010 году Грозный

    Доклад
    - Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чеченской Республике;

Другие похожие документы..