Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Программа вступительного испытания составлена на основании Сборника типовой учебно-программной документации для учреждений, обеспечивающих получение ...полностью>>
'Документ'
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее – Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента...полностью>>
'Контрольная работа'
Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало не...полностью>>
'Практическая работа'
Исследование химического состава снежного покрова является обязательной частью изучения процессов загрязнения окружающей среды. В последние годы особ...полностью>>

Главная > Программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тихоокеанский государственный университет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

___________С.В. Шалабанов

«_____»_____________2006 г.

П Р О Г Р А М М А Д И С Ц И П Л И Н Ы

по кафедре социологии, политологии и социальной работы

«СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ЗАЩИТА ОТ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ»

утверждена научно-методическим советом университета для подготовки в области гуманитарных дисциплин

Хабаровск 2006

Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и в соответствии с примерной программой дисциплины, утвержденной департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования с учетом особенностей региона и условий организации учебного процесса Тихоокеанского государственного университета

Программу составил ___________ к.с.н. Кортелева А.В.

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры протокол № ____ от «____» ____________ 2006 г.

Зав. кафедрой ______________ «___» ________ 2006 г. И.Ф. Ярулин

Программа рассмотрена и утверждена на заседании УМК и рекомендована к изданию протокол № ____ от «___» __________ 2006 г.

Председатель УМК _______________ «___» ________ 2006 г. Н.Г. Сушко

Директор института _____________«___» ________ 2006 г А.П. Лончаков

  1. Цели и задачи курса

1. Цель курса:

Целью курса является формирование у студентов знаний об агрессии и насилии и различных его видах, а также навыков и умений социальной работы с семьями, базирующихся на профессиональных ценностях и действующем законодательстве.

.

  1. Задачи курса:

2.1. Формирование у студентов базовых представлений о насилии и различных его видах, в том числе о семейном насилии.

2.2. Дать представление о различных правах человека, их взаимосвязи с проблемой насилия и понятием безопасности, а также о правовых механизмах защиты от насилия в семье и об основных трудностях применения действующего законодательства.

2.3. Обучить диагностическим техникам и приемам профессионального воздействия в работе со случаями семейного насилия.

2.4. Сформировать представление о роли некоммерческого сектора в социальной поддержке населения и о взаимодействии социальных работников и общественности в области защиты от насилия в семье.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В соответствии с квалификационными требованиями специалист должен:

  1. иметь базовые представления о насилии и различных его видах, в том числе о семейном насилии;

  2. обладать навыками диагностики для выявления случаев домашнего (семейного) насилия;

  3. иметь знания о правовых механизмах защиты от насилия в семье и обладать навыками применения действующего законодательства;

  4. владеть теоретико-методологическими основами и основными методиками оказания помощи жертвам домашнего насилия;

  5. иметь представление о взаимодействии социальных работников и общественности в области защиты от насилия в семье.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Наименование

По учебным планам

С максимальной трудоемкостью

Общая трудоемкость дисциплины

По ГОС

По УП

210

196

Изучается в семестрах

9

Вид итогового контроля по семестрам

Экзамен

9

Аудиторные занятия

Всего

В том числе:

Лекции (Л)

Практические занятия (ПЗ)

64

32

32

Самостоятельная работа

Общий объем часов (С2)

В том числе:

На подготовку к лекциям

На подготовку к практическим занятиям

64

64

4. Содержание дисциплины

Тема

Л

ПЗ

ЛР

КП

РГР

ДЗ

РФ

С2

1

Понятие агрессии. Теории агрессивного поведения.

*

2

Индивидуальные различия в проявлении агрессивного поведения.

*

3

Семейное насилие. Виды, причины и механизмы насилия в семье.

*

4

Правовые механизмы защиты от насилия в семье.

*

5

Жестокое обращение с детьми.

*

6

Сексуальное насилие над детьми в семье.

*

7

Последствия сексуального насилия над детьми в семье.

*

8

Насилие и пренебрежительное отношение к пожилым людям в семье.

*

9

Способы предотвращения домашнего насилия.

*

10

Помощь лицам, пережившим насилие в семье.

*

11

Зарубежный опыт по преодолению насилия в семье (на примере США и Канады).

*

12

Понятие агрессии. Теории агрессивного поведения.

*

13

Насилие и агрессия в средствах массовой информации.

*

14

Виды, причины и механизмы насилия в семье.

*

15

Правовые механизмы защиты от насилия в семье.

*

16

Насилие над детьми в семье и его последствия.

*

17

Технология оказания помощи детям – жертвам домашнего насилия.

*

18

Организационные аспекты социальной и правовой защиты интересов детей

*

19

Супружеское насилие.

*

20

Насилие и пренебрежительное отношение к пожилым людям в семье.

*

21

Способы предотвращения домашнего насилия.

*

22

Технологии социальной работы с лицами, пережившими насилие в семье.

*


Тема 1. Понятие агрессии. Теории агрессивного поведения.

Насилие в семье как одна из наиболее острых проблем современных российских семей. Роль социальной работы в предотвращении домашнего (семейного) насилия.

Определение понятий «агрессия», «жестокость», «насилие». Измерение агрессии.

Теории агрессивного поведения, основанные на признании врожденного характера агрессии у человека (этологическая теория Лоренца, социобиологическая теория, генетическая теория).

Теории приобретаемого характера агрессивного поведения. Теория Фрейда: агрессия как разрушительный инстинкт. Фрустрационная теория. Социально-когнитивная теория. Теория социального взаимодействия.

Системный подход в изучении агрессивного поведения (теории Л.С.Выготского, Д.Н. Левитова).

Виды агрессивного поведения. Социально оправданная агрессия. Вынужденная агрессия.

Тема 2. Индивидуальные различия в проявлении агрессивного поведения.

Возникновение агрессивного поведения. Возрастные различия агрессии. Факторы, влияющие на усиление агрессии в подростковом возрасте. Личные характеристика индивида и их влияние на проявление агрессивности.

Теории гендерных различий агрессии. Влияние социальных установок на проявление агрессии у мужчин и женщин. Ситуационные факторы агрессии. Ключевые раздражители. Внешние стрессоры.

Тема 3. Семейное насилие. Виды, причины и механизмы насилия в семье.

Насилие как одна из форм проявления агрессии. Специфика домашнего (семейного) насилия. Теории семейного насилия: биологический, психологический, социологический и социокультурный подходы к проблеме насилия. Семейное насилие в теории и практике социальной работы. Факторы риска при семейном насилии.

Виды насилия: физическое, психологическое (эмоциональное), сексуальное, экономическое, медицинское и социальное (институциональное). Манифестные и структурные формы насилия.

Насилие как интерактивный процесс: субъект насилия и жертва насилия. Цикличный характер семейного насилия.

Семейное насилие и «группы риска». Формы контроля за насилием в обществе.

Тема 4. Правовые механизмы защиты от насилия в семье.

Понятие прав человека. Гражданские, политические, социально-экономические и культурные права. Понятие безопасности. Право на неприкосновенность личности и его содержание. Ответственность государства за нарушение прав человека в публичной и частной сферах. Границы публичной и частной сфер при защите от насилия. Социальный работник и осуществление прав человека.

Международное право и современное российское законодательство о насилии в семье. Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских правах. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Конвенция о правах ребенка; Декларация об искоренении насилия в отношении женщин.

Юридическое регулирование пресечения и предотвращения насилия в семье. Виды насилия, выделяемые международным и российским законодательством. Карательное и восстановительное правосудие – разные подходы к насилию.

Модельное законодательство ООН о насилии в семье. Уголовный кодекс РФ о преступлениях, посягающих на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность.

Соорганизация уголовного правосудия и социальной работы: формирование комплексных социально-правовых технологий. Взаимодействие социального работника и представителей органов уголовной юстиции в связи: а) с поддержкой пострадавших в их обращении в милицию по событиям изнасилования, избиения и т. п.; б) с участием на стороне жертвы в процессе предварительного следствия и судебного разбирательства; в) с решением вопроса о применении тех или иных мер воздействия к обвиняемому и вынесении приговора в интересах семьи и детей.

Тема 5. Жестокое обращение с детьми.

Факторы, влияющие на жестокое обращение с ребенком в семье. Виды насилия над ребенком.

Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка как специфический вид насилия.

Физическое насилие как наиболее распространенный вид насилия. Последствия физического насилия над детьми. Межпоколенный характер семейного насилия как одно из последствий пережитого насилия в детстве.

Психологическое (эмоциональное) насилие. Показатели психологического насилия. Нарушения в развитии ребенка в случаях эмоционального насилия.

Экономическое насилие и его распространенность. Последствия экономического насилия.

Синдром «Мюнгхаузкена» как разновидность медицинского насилия.

Диагностика видов насилия над ребенком в семье.

Тема 6. Сексуальное насилие над детьми в семье.

Определение сексуальной агрессии в отношении ребенка. Инцест и абьюз – виды сексуального насилия над ребенком в семье. Мифологизация сексуального насилия над детьми.

Характерные особенности лиц, склонных к инцестному поведению. Теории выбора ребенка в качестве сексуального объекта.

Виды сексуального насилия. Распространенность сексуального насилия и факторы риска. Диагностика данного вида насилия. Возрастные особенности при диагностировании сексуального насилия.

Тема 7. Последствия сексуального насилия над детьми в семье.

Ближайшие последствия сексуального насилия над детьми: физические травмы; нервно-психические и соматические расстройства; эмоциональные расстройства. Характерные черты посттравматического стрессового расстройства. Сексуализированное поведение (травматическая сексуализация) как последствие инцеста.

Отдаленные последствия сескуального насилия. Нарушения психосексуального развития ребенка вследствие насилия над ним: нарушения в развитии и принятии своей половой роли; расстройства партнерских отношений и снижение сексуальной удовлетворенности; психические расстройства и заболевания. Факторы риска сексуальной виктимизации. Последствия сексуальной виктимизации.

Тема 8. Насилие и пренебрежительное отношение к пожилым людям в семье.

Формы и распространенность жестоко обращения с пожилыми людьми в семье. Факторы риска насилия над пожилыми.

Диагностика жестокого обращения с пожилыми гражданами. Роль специалистов (медицинских и социальных работников) в выявлении и предотвращении насилия над пожилыми.

Последствия домашнего (семейного) насилия над пожилыми.

Тема 9. Способы предотвращения домашнего насилия.

Общие стратегии снижения агрессии. Снижении агрессивности на индивидуальном уровне. Изменение когнитивной и аффективной предрасположенности к агрессивности.

Изменение социального климата и общественного мнения об оправданности применения насильственных действий. Ограничение демонстрации агрессии в средствах массовой информации. Искоренение гендерной дискриминации и гендерного неравенства как основных предпосылок насилия. Использование правовой системы. Ограничение доступности оружия.

Повышение качества подготовки специалистов по вопросам предотвращения насилия. Просветительские программы для учащихся в области риска насилия. Воспитание родительских навыков у молодых родителей. Контроль за семьями с высоким риском насилия. Создание кризисных центров для жертв домашнего (семейного) насилия.

Тема 10. Помощь лицам, пережившим насилие в семье.

Семья как объект социальной работы. Методы диагностики семейного насилия. Методы воздействия. Гуманистический подход и «наделение клиента силой». Принцип участия. Междисциплинарная команда в работе со случаем семейного насилия: организационные принципы.

Основные направления оказания помощи жертвам домашнего насилия. Экстренная помощь: консультирование, дебрифинг, предоставление убежища. «Телефон доверия» как вид экстренной помощи. Недирективная терапия. Клиент-центрированное консультирование.

Длительное сопровождение жертв домашнего насилия. Системная психотерапевтическая работа. Метод «психодрамы». Техника «Семейная дискуссия». Техники, формирующие умения и навыки. Арт-терапия.

Технологии оказания помощи детям–жертвам домашнего насилия. Групповая терапия (организация работ группы детей и их родителей).

Методики оказания помощи женщинам, пережившим семейное насилие: индивидуальные и групповые.

Компетентность как обязательное условие эффективности оказания помощи жертвам насилия.

Государственные и негосударственные социальные службы: организация, финансирование и содержание деятельности.

Тема 11. Зарубежный опыт по преодолению насилия в семье (на примере США и Канады).

Закон о насилии против женщин (the Violence Against Women Act) 1994 г. Социальные службы защиты детей. Закон об обязательном сообщении профессионалами. Федеральный закон о защите «жертв – свидетелей» преступления. Гражданско-правовой охранный ордер и его гарантии. Практика применения срочного временного охранного ордера и временных охранных ордеров. Социальные программы, оказания помощи жертвам домашнего насилия.

Коалиция против насилия в отношении женщин (1969г.). Министерство по делам женщин (1976 г.). Государственные кризисные центры и приюты для женщин, переживших насилие. Обязательное просвещение школьников по вопросам домашнего насилия. Система немедленного реагирования на проявления домашнего насилия (Domestic Violence Emergency Response System (DVERS)).

  1. Тематический план семинарских занятий.

№ лекционного занятия

Тема

1.

1

Понятие агрессии. Теории агрессивного поведения.

2.

1,2

Насилие и агрессия в средствах массовой информации.

3.

3

Виды, причины и механизмы насилия в семье.

4.

4

Правовые механизмы защиты от насилия в семье.

5.

5,6,7

Насилие над детьми в семье и его последствия.

6.

10

Технология оказания помощи детям – жертвам домашнего насилия.

7.

4, 10

Организационные аспекты социальной и правовой защиты интересов детей

8.

3

Супружеское насилие.

9.

8

Насилие и пренебрежительное отношение к пожилым людям в семье.

10.

9

Способы предотвращения домашнего насилия.

11.

10

Технологии социальной работы с лицами, пережившими насилие в семье.

Занятие № 1. Понятие агрессии. Теории агрессивного поведения.

План занятия.

  1. Определение понятий «агрессия», «жестокость», «насилие».

  2. Измерение агрессии.

  3. Теории агрессивного поведения.

  4. Виды агрессивного поведения.

Занятие № 2. Насилие и агрессия в средствах массовой информации.

План занятия.

  1. Краткосрочное воздействие медиа-насилия.

  2. Долгосрочное влияние изображения насилия в масс-медиа.

  3. Объяснение взаимосвязи агрессии и медиа-насилия.

  4. Смягчающие факторы неблагоприятных воздействий медиа-насилия.

Занятие № 3. Виды, причины и механизмы насилия в семье.

План занятия.

  1. Специфика домашнего (семейного) насилия.

  2. Теории семейного насилия.

  3. Виды семейного насилия.

  4. Насилие как интерактивный процесс: субъект насилия и жертва насилия.

  5. Цикличный характер семейного насилия.

  6. Формы общественного контроля за насилием в семье.

Занятие № 4. Правовые механизмы защиты от насилия в семье.

План занятия.

  1. Виды насилия, выделяемые международным и российским законодательством.

  2. Модельное законодательство ООН о насилии в семье.

  3. Уголовный кодекс РФ о преступлениях, посягающих на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность.

  4. Взаимодействие социального работника и представителей органов уголовной юстиции в связи.

Занятие № 5. Насилие над детьми в семье и его последствия.

План занятия.

  1. Виды насилия над ребенком в семье.

  2. Диагностика жестокого обращения с ребенком.

  3. Сексуальное насилие как самый травмирующий вид насилия над ребенком в семье.

  4. Последствия жестокого обращения с ребенком в семье.

  5. Межпоколенное насилие.

Занятие № 6. Технология оказания помощи детям – жертвам домашнего насилия.

План занятия.

  1. Первичная беседа.

  2. Групповая терапия.

  3. Предварительная подготовка детей к групповой работе.

  4. Подготовка взрослых к групповой работе.

  5. Арт-терапевтические технологии работы с детьми, пострадавшими от внутрисемейной агрессии.

Занятие № 7. Организационные аспекты социальной и правовой защиты интересов детей

План занятия.

  1. Социальная и правовая защита детей.

  2. Структура социально-правовой защиты детей.

  3. Организационные проблемы в системе социально-правовой защиты детей.

  4. Федеральные нормативно-правовые акты.

Занятие № 8. Супружеское насилие.

План занятия.

  1. Понятие и виды супружеского насилия.

  2. Теории супружеской агрессии.

  3. Распространенность насильственных действий в отношении брачного партнера.

  4. Последствия супружеского насилия.

Занятие № 9. Насилие и пренебрежительное отношение к пожилым людям в семье.

План занятия.

  1. Формы и распространенность жестоко обращения с пожилыми людьми в семье.

  2. Роль специалистов (медицинских и социальных работников) в выявлении и предотвращении насилия над пожилыми.

  3. Последствия домашнего (семейного) насилия над пожилыми гражданами.

Занятие № 10. Способы предотвращения домашнего насилия.

План занятия.

  1. Применение «социальной рекламы» при влиянии на общественное мнение об оправданности применения насильственных действий.

  2. Искоренение гендерной дискриминации и гендерного неравенства как основных предпосылок насилия.

  3. Использование правовой системы.

  4. Повышение качества подготовки специалистов по вопросам предотвращения насилия.

Занятие № 10. Технологии социальной работы с лицами, пережившими насилие в семье.

План занятия.

  1. Семья как клиент. Консультативный прием семьи.

  2. Типы семейной дезорганизации и насилие.

  3. Методы диагностики семейной ситуации. Индивидуальное и циркулярное интервью.

  4. Составление генограммы при сборе данных о семейной ситуации.

  5. Насилие как «семейный секрет» и работа с сопротивляющейся семьей/клиентом.

  6. Территориальные центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты для детей, кризисные центры.

  7. Создание и организация работы социальных убежищ, приютов и кризисных центров: зарубежный и отечественный опыт.

6. Контроль знаний студентов.

6.1. Вопросы входного контроля.

1.Дайте определение понятиям «агрессия», «жестокость», «принуждение».

2. Перечислите методы изучения агрессии.

3. Как агрессию рассматривают теории биологического подхода?

4. Охарактеризуйте агрессию с точки зрения системного подхода.

6.2. Текущий контроль

– контрольные работы по пройденным темам.

6.3. Вопросы выходного контроля.

  1. В чем заключается специфика домашнего (семейного) насилия?

  2. Как насилие рассматривается в теории и практике социальной работы?

  3. Перечислите основные виды семейного насилия.

  4. Укажите основные фазы (этапы) домашнего насилия.

  5. Назовите основные формы контроля за домашним насилием.

  6. Дайте определение понятием «права человека» и «безопасность».

  7. Какие документы международного права регулируют вопросы предотвращения насилия в семье?

  8. Укажите основные законодательные акты Российской Федерации направленные на предотвращение насилия в семье.

  9. Какие формы жестокого обращения с ребенком в семье Вы знаете?

  10. Укажите факторы, влияющие на насилие по отношению ребенка в семье.

  11. Какие методы диагностики семейного насилия в отношении детей Вы знаете?

  12. Какие виды сексуального насилия над детьми различают.

13. Что такое «синдром Мюнхгаузена»?

  1. Назовите ближайшие и отдаленные последствия семейного насилия над детьми.

  2. В чем заключается сложность выявления домашнего насилия в отношении пожилых членов семьи?

  3. Назовите факторы семейного насилия над пожилыми людьми.

  4. Назовите основные направления для предотвращения семейного насилия в обществе.

  5. Какие мероприятия необходимо реализовать для изменения социального климата в отношении семейного насилия?

  6. Перечислите основные технологии в оказании помощи жертвам домашнего насилия.

  7. Роль «социальной рекламы» в пресечении домашнего насилия.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

  1. Акоста Варгас Г., Бисли М., Джайма Ш. Насилие в семье: Как бороться с ним государству: Нынешний статус и необходимые улучшения / Пер. с англ. – М.: Глас, 1999.

  2. Алексеева Л.С.; Кошелева А.Д.; Соколова Е.Т.; Шапиро Б.Ю. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. – М., Дашков и Ко», 2000.

  3. Антонян Ю.М., Горшков И.Д., Зулкарнеев Р.М.. Проблемы внутрисемейной агрессии. – СПб., «Речь», 2004.

  4. Антонян Ю.М. Механизмы человеческой агрессии. – М.: «Дашков и Ко», 2000.

  5. Барнз Дж. Г. Социальная работа с семьями в Англии. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.

  6. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2001.

  7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштенйна. – М.: Воронеж, 2001.

  8. Бойченко Л. Женская преступность, вопросы преодоления домашнего насилия, преступления против женщин в Республике Карелия // Права женщин в России. Законодательство и практика. 2000. № 4-5.

  9. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития ребенка / Диагностическая и практическая работа школьного психолога. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Воронеж, 2000.

  10. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., «Питер», 20001.

  11. Вахмянина Т.А. Социальная защита семьи, женщин и детей в Нижегородской области. Из опыта работы комитета по делам семьи, женщин и детей. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.

  12. Догадина М.А., Пережогин Л.О. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших. – М.: Академический проект, 2004.

  13. Забелина Т. Ю., Исраелян Е.В.Кризисный центр для женщин: Опыт создания и работы. – М.: Преображение, 2001.

  14. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. – М.: ИГП РАН, 2001.

  15. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: Состояние, тенденции, перспективы. – М.: Флинта - МПСИ, 2003.

  16. Крейхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб.: «Питер», 2003

  17. Маерс Д. Социальная психология. – СПб, «Речь», 1999.

  18. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. – М.: Класс, 2000.

  19. Можгинский Ю. Агрессия подростков. Эмоциональный и кризисный механизм. – СПб., «Питер», 2000.

  20. Насилие в семье. Как бороться с ним государству. – М.:2000.

  21. Насилие в семье: особенности психологической и социальной реабилитации: Учебное пособие / Под ред. М.Н.Платоновой, Ю.П. Платонова. – СПб.: Речь, 2004.

  22. Нет насилию в семье: Общественная экспертиза законопроекта "Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье"/ Авт.-сост. М.И. Либоракина, Т.А. Сидоренкова // Вестник проекта "Новые возможности для женщин". 1997.

  23. Программа реабилитации детей, потерпевших сексуальных злоупотребленияй, округ Санта Клара, Калифорния, США / Пер. Н.Н. Коноваловой. – СПб.: Изд-во С.–Петер. ун-та, 2001.

  24. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство. – СПб.: Институт психотерапии, 2000.

  25. Роден М., Абарнэл Г. Как это бывает. – М.: Сестры, 1996.

  26. Романова Л.В. Оказание медицинской помощи жертвам насилия. – М.: Сестры, 2004.

  27. Руководство по предупреждению насилия над детьми / Под ред. Н.К. Асановой. – М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 2001.

  28. Смагина Л., Карнейчик А., Петрикевич А., Царик И. Сто уроков по правам ребенка. – Минск, 1999.

  29. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: Генезис, 2000.

  30. Соонетс Р., Локо Я., Локо Т. и др. Недостойное обращение с детьми. – Екатеринбург, Деловая книга, 2000.

  31. Социальная работа с женщинами, подвергшимися насилию // Теория и методика социальной работы/ Под ред. В.И. Жукова и др.: В 2 т. Т.2. – М.: «Дашков и Ко», 2004.

  32. Социальная работа с семьей / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.; «Дашков и Ко», 2005.

  33. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей. / Сост. Л.Б. Шнейдер: В 2 ч. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004.

  34. Социология семьи / Под ред.проф. А.И. Антонова. – М.: ИНФРА–М, 2005.

  35. Сулимова Т.С. Насилие // Российская энциклопедия социальной работы/ Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой: В 2 т. Т. 2. – М.: Институт социальной работы, 1999.

  36. Технологии и приемы профессиональной воздействия в социальной работе со случаем семейного насилия: Методические рекомендации / Под ред. И.В. Матвенок. – М.: Региональная общественная организация «АННА», 2001.

  37. Технологии социальной работы с детьми и подростками. / Под ред. В.Н. Келасьева. – СПб.: Изд-во С.–Петер. ун-та, 2001.

  38. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: «Дашков и Ко», 2004.

  39. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. М.: «Дашков и Ко», 2004.

  40. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. – М.: Акдамеческий проект, 2003.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

На основании программы кафедрой разрабатываются учебные рабочие программы с учетом фактического числа часов, отведенных на ее изучение. В рабочих программах предусматривается изучение тех научных знаний о семье, которые определяются Госстандартом подготовки каждого направления и дипломированных специалистов. В рабочей программе отдельные разделы программы могут быть либо усилены, либо сокращены, либо опущены.

Самостоятельная работа студентов должна обеспечить выработку навыков самостоятельного творческого подхода к решению научно-исследовательских задач, дополнительную проработку основных положений дисциплины, приобретение навыков работы с научной литературой.

Знания и навыки, полученные при изучении данного курса «Социальная работа и защита от насилия в семье» широко применяются студентами при изучении курсов по специальным технологиям и другим дисциплинам. Базовыми для нее являются курсы теории и технологии социальной работы, семьеведения.

Программа рассчитана на 196 час.

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки в области гуманитарных наук.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программадисциплины по кафедре социологии, политологии и социальной работы «Социальная педагогика» утверждена научно-методическим советом университета для подготовки в области гуманитарных дисциплин Хабаровск 2006

    Программа
    Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и в соответствии с примерной программой дисциплины,

Другие похожие документы..