Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1.6.4. Для коммуникаций и сооружений внешнего транспорта (железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, трубопроводного и проводного) устана...полностью>>
'Литература'
1. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А.Дробозиной. - М.: ...полностью>>
'Документ'
Как сообщил исполняющий обязанности главного государственного санитарного врача Заводского района В. Решетняк, во время исследования 13 проб воды из ч...полностью>>
'Закон'
Настоящий Закон регулирует отношения в области интеллектуальной собственности, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, л...полностью>>

Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (33)

Главная > Основная образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Сибирский федеральный университет

Утверждаю Ректор

___________ Е.А.Ваганов

"___"________2011 г.

___________________

Основная образовательная программа

высшего профессионального образования

Направление подготовки

230100 Информатика и вычислительная техника

Профиль подготовки

230100.62 Информатика и вычислительная техника

Квалификация (степень)

Бакалавр

Форма обучения – очная

Красноярск 2011

Содержание

1.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы) 3

1.2. Нормативные документы для разработки образовательной программы 4

1.3. Общая характеристика образовательной программы 6

1.4. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения образовательной программы 7

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника образовательной программы 8

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника 8

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника 9

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника 9

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника 9

3. Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения образовательной программы 11

3.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): 11

3.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): 12

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации образовательной программы 13

Приложение 1.
Матрица
соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств 14

4.1. Календарный учебный график 18

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) 26

4.4. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся 91

5. Фактическое ресурсное обеспечение образовательной программы 92

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников 94

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися программы подготовки бакалавра 109

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 110

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся 120

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)

Структура ООП по направлению подготовки 230100 – Информатика и вычислительная техника разработана на основании Федерального закона «О высшем послевузовском образовании», ФГОС ВПО и примерными ООП составленными базовыми вузами разработавшими федеральные стандарты.

Целью основной образовательной программы (ООП) является создание образовательной среды для формирования у выпускника совокупности компетенций (знаний, умений, навыков) в области информатики и вычислительной техники, способного к самостоятельной научно-технической, производственной и управленческой деятельности и поступлению в магистратуру.

Основные задачи ООП:

  • формирование теоретической базы знаний для овладения профессиональными компетенциями;

  • развитие умений применять полученные знания для решения соответствующего класса задач;

  • получение студентами практических навыков решения конкретных профессиональных задач;

  • знакомство с реальными процессами производства, научно-исследовательской и проектной деятельности.

Структура: ООП бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов:

  • гуманитарный, социальный и экономический цикл;

  • математический и естественно-научный цикл;

  • профессиональный цикл;

  • и разделов:

  • физическая культура;

  • учебная и производственная практики;

  • итоговая государственная аттестация в форме подготовки и защиты выпускной работы бакалавра.

Каждый учебный цикл содержит базовую часть, в рамках которой стандартом заданы обязательные учебные дисциплины, и вариативную часть, в рамках которой вводятся учебные дисциплины по решению вуза. Не менее 1/3 вариативной части составляют учебные дисциплины по выбору студентов, что позволяет формировать индивидуальные образовательные траектории.

Комплект документов ООП:

  • учебный план;

  • календарный учебный график;

  • аннотации и рабочие программы учебных дисциплин;

  • программы учебной и производственной практик;

  • фонды оценочных средств для проведения текущего контроля, успеваемости и промежуточной аттестации;

  • методические разработки для выполнения выпускной квалификационной работы.

Ежегодно ООП обновляется с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

В рамках реализации компетентностного подхода предусматривается использование активных и интерактивных (в том числе компьютерных) форм проведения занятий.

1.2. Нормативные документы для разработки образовательной программы

Главным документом, определяющим развитие высшего профессионального образования в России, является Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее ФГОС ВПО).

Федеральным законом «О высшем послевузовском образовании» определены назначение (обеспечение: единства образовательного пространства РФ, качества высшего профессионального образования, объективной оценки деятельности образовательных учреждений, признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании) и состав (требования: к структуре основных образовательных программ (далее ООП), к условиям реализации ООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и другим условиям; к результатам освоения ООП) ФГС ВПО.

Новые стандарты открывают новый путь для интеграции отечественной высшей школы в общеевропейское образовательное пространство и обеспечивают тесную связь системы образования с рынком труда, создают условия для привлечения работодателей в образовательную деятельность. Обозначенный во ФГОС ВПО компетентностный подход дает вузам большую академическую свободу при создании учебных планов и программ дисциплин. Главная задача сформировать у обучающегося определенного набора компетенций. Учебный процесс становится ориентированным на студента и для студента. Также ФГОС ВПО предполагает обязательное использование кредитов (зачетных единиц) как меру трудоемкости образовательной программы. Кредитная система направляет преподавателя на поиск новых более эффективных методов обучения и контроля качества.

Выбор технологии обучения обуславливается необходимостью достижения поставленных целей. Кроме того кредитная система позволяет строить учебный процесс по модульной технологии, а студентам самостоятельно выстраивать свою образовательную траекторию.

Компетенции, кредиты, модули образуют единую кредито-рейтинговую систему подготовки специалистов. В ней четко обозначено, какие дисциплины (модули) обеспечивают формирование тех или иных компетенций.

Внедрение ФГОС ВПО сопровождается разработкой принципиально нового нормативно-методического обеспечения, в том числе данной ООП ВПО.

Статья 5, п. 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определяет следующую структуру ООП вуза:

«…5 Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии…»».

ООП вуза, как система документов, самостоятельно разработана и утверждена СФУ и регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, а также оценку качества подготовки обучающихся и выпускников.

ООП по направлению подготовки 230100 – Информатика и вычислительная техника разработана выпускающей кафедрой "Вычислительная техника", которая и реализует данную образовательную программу, с привлечением кафедр ведущих дисциплины программы и работодателей.

При подготовке данных методических указаний использованы разработки МГТУ им. Н.Э.Баумана, Московского государственного горного университета и МГУ им. М.В. Ломоносова.

ООП разработана с учётом следующих нормативных документов:

Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ) с дополнениями и изменениями;

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее – Типовое положение о вузе);

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки 230100 – Информатика и вычислительная техника высшего профессионального образования (ВПО) (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2009 г. №553;

Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки 230100 – Информатика и вычислительная техника, разработанная в МГТУ им. Н.Э.Баумана и утвержденная приказом Минобразования России от 17 сентября 2009 г. №337 (носит рекомендательный характер);

Устав СФУ.

Другие внешние и внутренние документы касающиеся ООП.

Стандарты системы менеджмента качества СФУ;

Приказы по СФУ;

Другие внешние и внутренние документы касающиеся, ООП.

1.3. Общая характеристика образовательной программы

1.3.1. ООП бакалавриата имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 230100 – Информатика и вычислительная техника.

Цель (миссия) ООП бакалавриата по направлению 230100 - Информатика и вычислительная техника заключается в получении студентами современного образование в области информатики и вычислительной техники путём формирования у обучающихся определенного набора компетенций необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности, для проведения исследований, разработки программных и аппаратных продуктов жизненно необходимых для российского общества, государства и бизнеса; обеспечение работоспособности и бесперебойного функционирования вычислительных машин, комплексов, систем, сетей; автоматизированных систем обработки информации и управления; систем автоматизированного проектирования и информационной поддержки жизненного цикла промышленных изделий; программного обеспечения средств вычислительной техники и автоматизированных систем; математического, информационного, технического, лингвистического, программного, эргономического, организационного и правового обеспечения вычислительных и информационных систем.

1.3.2. Нормативный срок освоения ООП бакалавра (включая последипломный отпуск) по направлению подготовки 230100 – Информатика и вычислительная техника для очной формы обучения составляет 4 года.

1.3.3. Трудоемкость освоения студентом ООП указанная в зачетных единицах за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 230100 – Информатика и вычислительная техника, включающая все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики, и время отводимое на контроль качества по очной форме обучения составляет 240 зачётных единиц (трудоёмкость ООП за учебный год равна 60 зачётным единицам), включая 218 зачётных единиц для изучения учебных дисциплин, 2 зачётные единицы для физической культуры, 8 зачётных единиц для учебной и производственной практик, 12 зачётных единиц для выполнения выпускной квалификационной работы.

1.4. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения образовательной программы

Зачисление на данную образовательную программу осуществляется в соответствии с "Правилами приёма граждан в ФГАОУ ВПО СФУ".

При поступлении на первый курс уровень подготовки абитуриентов, необходимый для освоения образовательной программы по направлению 230100 Информатика и вычислительная техника должен быть подтверждён:

  • документом государственного образца о среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании или документом государственного образца о начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования;

  • свидетельством о результатах ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки, на которое осуществляется прием, если иное не предусмотрено законодательством РФ в области образования.

При поступлении на второй и последующие курсы уровень подготовки необходимый для освоения образовательной программы по направлению 230100 Информатика и вычислительная техника должен быть подтверждён:

  • дипломом государственного образца о неполном высшем профессио-нальном образовании;

  • дипломом о среднем профессиональном образовании;

  • дипломом о среднем (полном) общем образовании, полученном в образовательных учреждениях иностранных государств;

  • дипломом о высшем профессиональном образовании;

  • академической справкой установленного образца или документом государственного образца о высшем профессиональном образовании.

Для успешного освоения данной образовательной программы подготовки бакалавра абитуриент должен обладать соответствующими компетенциями в области математики, физики и (или) информатики в объёме государственных образовательных стандартов среднего общего или среднего профессионального образования.

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника образовательной программы

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

  • Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению 230100 – Информатика и вычислительная техника включает:

  • ЭВМ, системы и сети;

  • автоматизированные системы обработки информации и управления;

  • системы автоматизированного проектирования и информационной поддержки изделий;

  • программное обеспечение автоматизированных систем.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению 230100 – Информатика и вычислительная техника являются:

вычислительные машины, комплексы, системы и сети;

автоматизированные системы обработки информации и управления;

системы автоматизированного проектирования и информационной поддержки жизненного цикла промышленных изделий;

программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем (программы, программные комплексы и системы);

математическое, информационное, техническое, лингвистическое, программное, эргономическое, организационное и правовое обеспечение перечисленных систем.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 230100 – Информатика и вычислительная техника готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • проектно-конструкторская деятельность;

  • проектно-технологическая деятельность;

  • научно-исследовательская деятельность;

  • научно-педагогическая деятельность;

  • сервисно-эксплуатационная деятельность;

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 230100 – Информатика и вычислительная техника должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

Проектно-конструкторская деятельность

Сбор и анализ данных для проектирования.

Проектирование программных и аппаратных средств (систем, устройств, деталей, программ, баз данных и т.п.) в соответствии с техническим заданием с использованием средств автоматизации проектирования.

Разработка и оформление проектной и рабочей технической документации.

Контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам.

Проведение предварительного технико-экономического обоснования проектных расчётов.

Проектно-технологическая деятельность

Применение современных инструментальных средств при разработке программного обеспечения.

Применение Web-технологий при реализации удалённого доступа в системах клиент/сервер и распределённых вычислений.

Использование стандартов и типовых методов контроля и оценки качества программной продукции.

Участие в работах по автоматизации технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции.

Освоение и применение современных программно-методических комплексов исследования и автоматизированного проектирования объектов профессиональной деятельности.

Научно-исследовательская деятельность

Изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования.

Математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований.

Проведение экспериментов по заданной методике и анализ результатов.

Проведение измерений и наблюдений, составление описания проводимых исследований, подготовка данных для составления обзоров, отчётов и научных публикаций.

Составление отчёта по выполненному заданию, участие во внедрении результатов исследований и разработок.

Научно-педагогическая деятельность

Обучение персонала предприятий применению современных программно-методических комплексов исследования и автоматизированного проектирования.

Монтажно-наладочная деятельность

Наладка, настройка, регулировка и опытная проверка ЭВМ, периферийного оборудования и программных средств.

Сопряжение устройств и узлов вычислительного оборудования, монтаж, наладка, испытание и сдача в эксплуатацию вычислительных сетей.

Сервисно-эксплуатационная деятельность

Инсталляция программ и программных систем, настройка и эксплуатационное обслуживание аппаратно-программных средств.

Проверка технического состояния и остаточного ресурса вычислительного оборудования, организация профилактических осмотров и текущего ремонта.

Приёмка и освоение вводимого оборудования.

Составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на ремонт.

Составление инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний.

3. Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения образовательной программы

3.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
(ОК-1);

умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков
(ОК-7);

осознаёт социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

способен анализировань социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

использует основные законы естественнонаусных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

осознаёт сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-11);

имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);

владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16);

3.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

проектно-конструкторская деятельность:

разрабатывать бизнес-планы и технические задания на оснащение отделов, лабораторий, офисов компьютерным и сетевым оборудованием
(ПК-1);

осваивать методики использования программных средств для решения практических задач (ПК-2);

разрабатывать интерфейсы "человек – электронно-вычислительная машина" (ПК-3);

разрабатывать модели компонентов информационных систем, включая модели баз данных (ПК-4);

проектно-технологическая деятельность:

разрабатывать компоненты программных комплексов и баз данных, использованть современные инструментальные средства и технологии программирования (ПК-5);

научно-исследовательская деятельность:

обосновывать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности (ПК-6);

готовить презентации, научно-технические отчёты по результатам выполненной работы, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях (ПК-7);

научно-педагогическая деятельность:

готовить конспекты и проводить занятия по обучению сотрудников применению программно-методических комплексов, используемых на предприятии (ПК-8);

монтажно-наладочная деятельность:

участвовать в настройке и наладке программно-аппаратных комплексов (ПК-9);

сопрягать аппаратные и программные средства в составе информационных и автоматизированных систем (ПК-10);

сервисно-эксплуатационная деятельность:

инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем (ПК-11);



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (52)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа по направлению подготовки 031300 Журналистика по профилю подготовки Магистр разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 031300 «Журналистика»

    Основная образовательная программа
    Результатом освоения основной образовательной программы по направлению «Журналистика» является овладение студентами авторской, редакторской, проектно-аналитической,
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (5)

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПООП ВПО) по направлению подготовки 400 «Водные биоресурсы и аквакультура» является системой учебно-методических документов,
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (6)

    Основная образовательная программа
    способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями,
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (7)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 010200 «Математика и компьютерные науки» и профилям подготовки «Фундаментальная и компьютерная алгебра», «Геометрическое моделирование»,
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (8)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 270100 «Архитектура» и профилю подготовки «Дизайн архитектурной среды».

Другие похожие документы..