Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Осудність та неосудність особи, яка притягується до кримінальної відповідальності, застосування до неосудних осіб примусових заходів медичного характе...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится 25 октября 2011 г. в 1400 часов на заседании диссертационного совета Д 002.251.01 при Институте экологии Волжского бассе...полностью>>
'Документ'
За 2011 год специалистами Западно-Сибирского управления Ростехнадзора проведено 10933 обследований, из них плановых - 3467. Выявлено и предписано к у...полностью>>
'Документ'
ВЕДУЩИЙ: Первое апреля не только веселый праздник — день смеха, но и день рождения писате­ля Николая Васильевича Гоголя. Он очень любил посмеяться и ...полностью>>

Главная > Программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение вузов Республики Беларусь

по естественнонаучному образованию

УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

________________ А.И. Жук

«___» __________2010 г.

Регистрационный № ТД-______/тип.

Сопротивление материалов и основы строительной механики

Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальности

1-31 03 02 Механика (по направлениям)

СОГЛАСОВАНО

Председатель УМО вузов Республики Беларусь по естественнонаучному образованию

_____________ В.В. Самохвал

«___» __________ 2010 г.

СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и среднего специального образования

________________ Ю.И. Миксюк

«___» __________ 2010 г.

Проректор по учебной и воспитательной работе Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»

________________ В.И.Шупляк

«___» __________ 2010 г.

Эксперт-нормоконтролер

________________ С.М. Артемьева

«___» __________ 2010 г.

Минск 2010

СоставителЬ:

Громыко Олег Владимирович, доцент кафедры теоретической и прикладной механики Белорусского государственного университета, кандидат технических наук, доцент.

Рецензенты:

Докукова Наталья Анатольевна, заведующая кафедрой информатизации профессионального образования Учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования», кандидат физико-математических наук, доцент.

Харитончик Сергей Владимирович, директор Республиканского компьютерного Центра машиностроительного профиля Государственного Научного Учреждения «Объединенный институт машиностроения» Национальной академии наук Беларуси, кандидат технических наук, доцент

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой теоретической и прикладной механики Белорусского государственного университета

(протокол № 8 от 05 марта 2009 г.);

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета

(протокол № 2 от 20 марта 2009 г.);

Научно-методическим советом по математике и механике Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по естественнонаучному образованию

(протокол № 3 от 30 марта 2009 г.);

Ответственный за выпуск: Громыко Олег Владимирович

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность изучения учебной дисциплины "Сопротивление материалов и основы строительной механики"

С развитием науки и техники узкоспециальные знания довольно быстро устаревают. Для решения возникающих принципиально новых актуальных задач научные работники и инженеры обязательно должны обладать, помимо необходимой способности к доучиванию и переучиванию, хорошей подготовкой в области фундаментальных наук. Это требует постоянного всестороннего совершенствования вузовского образования. Наиболее перспективный путь лежит именно в повышении значимости общенаучных дисциплин в учебных планах подготовки будущих научных работников и инженеров, в совершенствовании преподавания таких фундаментальных дисциплин, как физика, математика и механика.

Как фундаментальная наука сопротивление материалов и основы строительной механики была и остается не только одной из дисциплин, дающей углубленные знания о природе. Она также служит средством воспитания у будущих специалистов необходимых творческих навыков к построению математических моделей происходящих в природе и технике процессов, к выработке способностей к научным обобщениям и выводам.

Цели и задачи учебной дисциплины

Цель курса "Сопротивление материалов и основы строительной механики" - повышение уровня профессиональной компетентности в решении проблем механики в различных сферах трудовой деятельности.

Программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта специальности 1-31 03 02 «Механика». Курс имеет общенаучную и профессиональную направленность.

Общенаучная направленность состоит в том, что студенты знакомятся с современными методами и приемами решения задач сопротивления материалов и строительной механики.

Задачей курса является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных ставить и решать задачи из различных областей прочности, жесткости, устойчивости и колебаний элементов конструкций.

Учебно-воспитательный процесс при изучении курса сопротивления материалов и основ строительной механики должен быть организован таким образом, чтобы он давал возможность будущему специалисту:

  • сформировать установку на творческую профессиональную деятельность;

  • развить профессиональное мышление, которое обеспечило бы будущему специалисту возможность свободно оперировать профессиональными знаниями, видеть проблемы и пути их решения в самостоятельной практической деятельности, выбирать оптимальные пути их решения и методы их осуществления;

  • воспитать в себе активную профессиональную позицию, умение вырабатывать и обосновывать свой подход в решении задач.

Требования к уровню усвоения содержания учебной дисциплины

Требования к уровню усвоения содержания учебной дисциплины определены образовательным стандартом высшего образования по механике

Выпускник должен

знать:

  • основные законы, постулаты и аксиомы сопротивления материалов и механики деформируемого твердого тела

  • растяжение-сжатие брусьев, расчетная модель детали или элемента конструкции

  • расчет простейших плоских стержневых систем

  • статически неопределимые системы

  • механические свойства материалов, допустимые напряжения, коэффициент запаса прочности

  • напряжения и деформации при плоском напряженном состоянии

  • деформации сдвига, практические расчеты на сдвиг

  • напряжения и деформации при кручении бруса круглого сечения

  • кручение брусьев некруглого сечения

  • геометрические характеристики плоских фигур

  • изгиб прямого бруса

  • напряжения при поперечном изгибе

  • дифференциальные уравнения упругой линии бруса при изгибе

  • общий случай напряженного состояния упругого твердого тела

  • практические случаи возникновения сложного напряженного состояния

  • проверка прочности при объемном напряженном состоянии, теория прочности

  • стержневые конструкции: фермы и рамы

  • расчет статически неопределимых систем по методу сил, канонические уравнения метода сил

  • интеграл Максвелла-Мора, правило Верещагина, закон Гука

  • косой изгиб. внецентренное растяжение

  • совместное действие изгиба и кручения

  • прочность при переменных напряжениях

  • практические методы расчета на прочность с учетом усталости

  • основы теории колебаний упругих систем

  • собственные колебания с затуханием и вынужденные колебания системы с одной степенью свободы

  • напряжения при ударе

  • устойчивость упругих систем

уметь:

  • составлять расчетную модель детали или элемента конструкции

  • выполнять расчет напряженно-деформированного состояния при растяжении-сжатии брусьев и при сдвиге

  • выполнять расчет сил и перемещений простейших плоских стержневых систем и статически неопределимых систем

  • определять допустимые напряжения и коэффициенты запаса прочности

  • вычислять напряжения и деформации при плоском напряженном состоянии

  • определять напряжения и деформации при кручении бруса круглого сечения и при поперечном изгибе

  • вычислять геометрические характеристики плоских фигур

  • использовать дифференциальное уравнение упругой линии бруса при расчете прогибов при изгибе

  • осуществлять проверку прочности при объемном напряженном состоянии по основным теориям прочности

  • определять перемещения в стержневых конструкциях, фермах и рамах с использованием метода Максвелла-Мора и способа Верещагина

  • выполнять расчет статически неопределимых систем по методу сил

  • оценивать прочность при переменных напряжениях и при ударе

  • оценивать устойчивость упругих систем.

Структура содержания учебной дисциплины

Данная программа является основным документом, который определяет объем и содержание дисциплины для специальности «Механика» и предусматривает последовательность ее изложения.

В процессе реализации программы особое место должна занимать организация учебно-исследовательской работы студентов. Эта работа должна органично включаться в учебный процесс в сочетании со всеми видами учебных занятий.

Самостоятельная работа студентов

Каждая тема позволяет организовать творческую самостоятельную работу студентов, которая будет способствовать становлению специалиста, обладающего значительным творческим потенциалом. Содержание и формы контролируемой самостоятельной работы студентов должны соответствовать целям и задачам подготовки специалистов.

Особое внимание следует обращать на организацию индивидуальной работы студентов под руководством преподавателя. Рекомендуется предусмотреть разработку системы индивидуальных заданий для каждой из основных тем курса.

Диагностика компетенций студента

По всем разделам программы рекомендуется провести коллоквиумы.

С целью текущего контроля рекомендуется проведение двух контрольных работ в каждом семестре.

Рекомендуется разработать систему индивидуальных домашних заданий.

Для контроля и самоконтроля знаний и умений студента по отдельным темам или разделам представляется целесообразным использование тестовых технологий. Пример теста приведен в приложении 1.

На изучение дисциплины «Сопротивление материалов и основы строительной механики» типовой программой отводится всего 222 часа, из них аудиторных - 120 часов, из них по видам занятий: лекции – 58 часов, практические занятия -36 часов, семинарские - 26 часов.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование темы

Количество аудиторных часов

Лекции

Практические и семинарские

занятия

Введение в курс "Сопротивление материалов"

2

0

Растяжение или сжатие брусьев. Расчетная модель детали или элемента конструкции

2

2

Расчет простейших плоских стержневых систем

2

4

Напряжения и деформации при плоском напряженном состоянии

2

2

Деформации сдвига. Практические расчеты на сдвиг.

2

4

Напряжения и деформации при кручении бруса круглого сечения

2

2

Кручение брусьев некруглого сечения

2

4

Геометрические характеристики плоских фигур

4

2

Изгиб прямого бруса

2

4

Напряжения при поперечном изгибе

2

4

Дифференциальное уравнение упругой линии бруса при изгибе

2

2

Общий случай напряженного состояния упругого твердого тела

2

4

Практические случаи возникновения сложного напряженного состояния

2

0

Проверка прочности при объемном напряженном состоянии. Теории прочности.

2

4

Определение перемещений по методу Максвелла-Мора

2

4

Стержневые конструкции: фермы и рамы

2

4

Расчет статически неопределимых систем по методу сил

2

2

Особенности расчета симметричных статически неопределимых систем

2

4

Косой изгиб. Внецентренное растяжение.

2

2

Совместное действие изгиба и кручения

2

2

Прочность при переменных напряжениях

2

2

Влияние конструкционных, технологических и эксплуатационных факторов на выносливость деталей

2

0

Практические методы расчета на прочность с учетом усталости

2

2

Основы теории колебаний упругих систем

2

0

Собственные колебания с затуханием и вынужденные колебания системы с одной степенью свободы

2

0

Напряжения при ударе

2

0

Устойчивость упругих систем

4

2

Всего аудиторных часов

58

62

Итого

120

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ В КУРС "СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ"

Основные понятия: прочность, жесткость, устойчивость. Определение бруса. Ось бруса. Виды брусьев. Типы связей и их условные обозначения. Реакции, создаваемые каждой из этих связей. Классификация нагрузок по способу их приложения к телу. Сосредоточенная сила. Возникновение нагрузки моментами. Примеры нагружения распределенными и сосредоточенными силами и моментами. Принцип Сен-Венана. Классификация нагрузок в зависимости от скорости нагружения. Характеристика отдельных видов деформации: растяжения (сжатия), изгиба, кручения, сдвига, сжатия. Внутренние силы и внутренние усилия. Метод сечения и цель его применения. Полное напряжение в данной точке сечения. Его связь с нормальными и с касательными напряжениями.

РАСТЯЖЕНИЕ ИЛИ СЖАТИЕ БРУСЬЕВ. РАСЧЕТНАЯ МОДЕЛЬ ДЕТАЛИ ИЛИ ЭЛЕМЕНТА КОНСТРУКЦИИ

Упрощающие предположения относительно свойств материала при переходе от реальной детали к расчетной модели. Принципы первоначальных размеров и независимости действия сил. Продольная сила. Закон Гука для абсолютных и относительных деформаций. Модуль продольной упругости. Упругие перемещения при растяжении стержня. Коэффициент Пуассона. Примерные величины для некоторых материалов. Особенности расчета ступенчатого стержня по сравнению с гладким. Эпюры напряжений и перемещений стержня под действием сил собственного веса. Относительное и абсолютное удлинения стержня при изменении его температуры.

РАСЧЕТ ПРОСТЕЙШИХ ПЛОСКИХ СТЕРЖНЕВЫХ СИСТЕМ

Плоская стержневая система. Статически определимые системы. Мгновенно изменяемая система. Принцип возможных перемещений. Случаи применимости к упругим системам. Общая формула для вычисления перемещений. Формула для перемещений в случае нагрева ненагруженной конструкции. Влияние на перемещение точек системы начальных отклонений от номинальных размеров. Смысл отрицательного перемещения. Различие в определении угла поворота и линейного перемещения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-31 03 02 Механика (по направлениям) (2)

    Программа
    Громыко Олег Владимирович, доцент кафедры теоретической и прикладной механики Белорусского государственного университета, кандидат технических наук, доцент.
  2. Годовой отчет Открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Ленэнерго»

    Публичный отчет
    Такие слова как: «планирует», «будет», «ожидается», «наступит», «рассчитывает», «составит», «произойдет» и т.п. носят прогнозный характер и несут риск их возможного не осуществления.
  3. Учебная программа для высших учебных заведений по специальности I 39 01 04 Радиоэлектронная защита информации Cогласована с Учебно-методическим управлением бгуир

    Программа
    Э.М. Карпушкин, доцент кафедры радиотехнических систем Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»,
  4. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по направлению специальности 1-31 03 01-02 Математика

    Программа
    Галина Алексеевна Расолько, доцент кафедры численных методов и программирования Белорусского государственного университета, кандидат физико-математических наук,
  5. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: 1-31 05 01 Химия (по направлениям)

    Программа
    И.В. Боднарь, заведующий кафедрой химии Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», доктор химических наук, профессор.

Другие похожие документы..