Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Контрольная работа'
1. Нарисовать индикатрису одноосных положительных и отрицательных кристаллов с нанесением ее главных элементов и охарактеризовать величину двойного л...полностью>>
'Документ'
Приглашаем Вас принять участие в работе I-ой научной конференции «Гуманитарные междисциплинарные исследования и робототехника», которая состоится 20-...полностью>>
'Документ'
Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных о...полностью>>
'Документ'
Эта книга написана американским патриотом. На основании рассекреченных правительственных архивов США, Канады и Великобритании он подвергает жесткой к...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

А.Т. ЗУБ

Стратегический менеджмент

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Рекомендовано Ученым Советом факультета

государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова

в качестве учебного пособия по специальностям

«Менеджмент» и «Государственное управление»

АСПЕКТ ПРЕСС

Москва

2002

УДК 65.0

ББК 65.290-2

3 91

Рецензенты:

кафедра теории и технологии управления

факультета государственного управления

МГУ им. М. В. Ломоносова (зав. кафедрой А. В. Сурин);

зав. кафедрой методологии науки

факультета государственного управления

МГУ им. М. В. Ломоносова,

доктор эконом, наук, проф. А. В. Кезин

Зуб А. Т.

3 91 Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.

ISBN 5-7567-0164-8

В учебном пособии изложены концепции стратегического менеджмента, имеющие широкую сферу применения в управленческой практике. Рассматриваются основные направления, задачи и подходы к проектированию и осуществлению организационных стратегий, анализируются антикризисные стратегии организаций, стратегическое управление и бесприбыльных организациях, основные положения теории стейкхолдеров как важнейшей составляющей организационного окружения, принцип и методы осуществления стратегий. На примере конкретных ситуаций дан анализ стратегических проблем и практических навыков стратегического управления.

Для студентов вузов, обучающихся по управленческим специальностям.

УДК 65.0
ББК 65.290-2

ISBN 5-7567-0164-8 © «Аспект Пресс», 2002

Содержание

1. Становление стратегического менеджмента как самостоятельной исследовательской области и управленческой практики

2. Определения стратегического менеджмента

3. Модель и методология стратегического менеджмента

4. Школы стратегического менеджмента

Часть I Теория и методы стратегического менеджмента

Глава 1 ВНЕШНЯЯ СРЕДА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

1.1. Понятие внешней среды организации

1.2. Анализ факторов внешней среды

1.З. Анализ неопределенности организационной среды

1.4. Менеджмент в условиях неопределенности внешней среды 20

Глава 2 Принятие решений в стратегическом управлении

2.1. Стратегическая установка — миссия организации 23

2.2. Ключевые цели и задачи организации 24

2.3. Природа стратегических решений 25

2.4. Уровни стратегического управления 28

2.5. Слагаемые стратегического управления 30

2.6. Стратегическое изменение 36

Глава 3 Конкурентное окружение организации и прогнозирование его изменений

3.1. Структурный анализ конкурентного окружения организации 40

3.2. Анализ затрат конкурентов 43

3.3. Стратегический групповой анализ 44

3.4. Общие конкурентные стратегии 45

Глава 4 Анализ ресурсов организации 46

4.1. Компоненты внутреннего анализа ресурсов организации 47

4.2. Стратегическая значимость ключевых элементов организации 48

4.3. Этапы процесса оценки преимуществ и недостатков 52

4.4. Анализ цепочки создания ценности 52

4.5. Использование ресурсов 54

4.6. Оценка наличия внутренних ресурсов 55

Глава 5 Стейкхолдеры и властные отношения в стратегическом процессе

5.1. Определение групп влияния, или стейкхолдеров 58

5.2. Управление стейкхолдерами и сотрудничество с ними 60

5.3. Стратегическое партнерство 70

5.4. Конфликты ожиданий стейкхолдеров 72

5.5. Воздействие стейкхолдеров на процесс стратегического изменения 75

5.6. Сущность и источники власти в стратегическом процессе 76

5.7. Использование власти при принятии стратегических решений 78

Глава 6 Стратегии роста

6.1. Возможные направления роста 82

6.2. Выбор стратегических альтернатив 85

6.3. Рост за счет внутренних средств 86

6.4. Типы стратегий внутреннего роста 87

6.5. Рост за счет внешних средств 91

6.6. Конкретные стратегии внешнего роста 92

6.7. Проблемы при диверсификациии приобретениях 95

Глава 7 Корпоративные стратегии слияния и приобретения корпораций

7.1. Основания (мотивы) для слияний и приобретений 98

7.2. Основания для продажи 101

7.3. Сопротивление приобретению: оборонительная тактика 101

7.4. Разделение компаний 104

Глава 8 Стратегии международного развития корпораций

8.1. Причины выбора международных стратегий 106

8.2. Направления международного стратегического развития 108

8.3. Международные стратегии и финансовое планирование 112

Глава 9. Антикризисные стратегии корпорации

9.1. Объяснение причин спада в отрасли или корпорации 114

9.2. Признаки спада в компании

9.3. Факторы, определяющие выбор стратегии восстановления 116

9.4. Способы увеличения поступления денежных средств 118

9.5. Стратегии сокращения расходов (экономии) 123

9.6. Стратегии поворота 130

9.7. Кризисный бизнес-реинжиниринг 131

9.8. Стратегии выхода 136

Глава 10 Оценка стратегий и их осуществимости

10.1. Сущность оценки стратегии 142

10.2. Критерии оценки 143

10.3. Оценка стратегической логики вариантов 145

10.4. Анализ отдачи от стратегии 150

10.5. Методы выбора подходящей стратегии 151

Глава 11. Стратегии организационных изменений

11.1. Преодоление сопротивления изменениям 153

11.2. Стратегии осуществления изменений 162

11.3. Стратегический континуум 166

Глава 12. Стратегический менеджмент в некоммерческих организациях

12.1. Определение некоммерческих организаций 170

12.2. Финансирование НКО и проблемы разработки стратегии 175

12.3. Структура власти в НКО 177

12.4. Особенности стратегического менеджмента в НКО 179

12.5. Стратегии осуществления муниципальных реформ 183

Часть II АНАЛИЗ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ

1. Техника анализа конкретных ситуаций 187

2. DAEWOO ХОЧЕТ УЙТИ, НО С ДЕНЬГАМИ 197

3. ФОТОАППАРАТЫ И ПРИЦЕЛЫ 198

4. АКУЛЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО БИЗНЕСА 204

5. КАРЬЕРА ЗАВОДА 209

6. АНГЛИЙСКИЙ ПАЦИЕНТ 215

7. АНПО «ХОЛОД» 219

8. СТРАТЕГИЯ АДАПТАЦИИ «VIP» 222

9. ОТСЕЧЕНИЕ ЛИШНЕГО 233

10. СОТОВАЯ СВЯЗЬ РАЗДАВИЛА ПЕЙДЖИНГ 235

11. МОСКОВСКАЯ НЕФТЯНАЯ ВЫХОДИТ НА РЫНОК 236

12. КОФЕЙКУ НЕ ЖЕЛАЕТЕ? 239

13. РАЙОННЫЙ СОВЕТ «БЕНЕРИ» 241

14. ОАО «АМЕТ» 242

Глоссарий 254

Введение

1. Становление стратегического менеджмента

как самостоятельной исследовательской области

и управленческой практики

Понятие «менеджмент» широко известно не только специалистам в области управления. В самом общем смысле менеджмент означает профессионализм или даже искусство в деле эффективного управления организацией. При этом эффективное управление может обозначать разные понятия. Например, неуклонное и последовательное продвижение в направлении установленных целей, или результаты, свидетельствующие о росте прибыли или снижении числа жалоб клиентов. Под этим могут подразумеваться успехи в повышении качества обслуживания, расширении сети филиалов или внедрении новых технологий производства. Ряд примеров подобного рода, показывающих широту понимания менеджмента, можно продолжить. Менеджмент — это эффективное управление, критерии оценки качества которого меняются в зависимости от типа организации, отрасли, в которой он функционирует, его социальной значимости и многих других параметров. Таким образом, менеджмент — широкое понятие с неопределенными границами. Неопределенность возрастает, если сконцентрироваться на аспекте «искусства» управления. Искусство — это всегда присутствие чего-то субъективного, иррационального, интуитивного, выходящего за рамки рациональных схем и правил. Особенно значимо искусство управления в тех случаях, когда главные проблемы организации связаны с поведением и взаимоотношениями людей — самыми сложными проблемами организационной жизни. Интуиция, воля, такт, лидерство — в этих и подобных понятиях проявляется хороший менеджмент по отношению к людям и их группам как внутри организации, так и вне ее, но с которыми организация связана в своей деятельности.

Эта проблема нахождения методов и форм эффективного менеджмента осознавалась уже классиками дисциплины. Известно, например, сколько интеллектуальных усилий затратили А. Файоль или Ф. Тейлор при разработке теории эффективного менеджмента и выделения принципов и правил результативного управления. Однако решение этой проблемы лежало не на пути уточнения дефиниций, а в расширении сферы управленческих исследований и совершенствовании их методологии и техники. Так возникли школы и направления в менеджменте, которые делали акценты, например, на мотивации и взаимоотношениях людей в процессе труда (школа человеческих отношений и психологическая школа), совершенствовании организационных структур (системный анализ, структурно-функциональный подход), оптимизации трудовых процессов (научная организация труда), организационной культуре, коммуникациях и т.д.

Важно отметить, что возникновение различных школ и направлений теории менеджмента всякий раз определялось новыми реалиями, с которыми сталкивались организации, работающие, прежде всего, в сфере бизнеса. Так, например, в первой четверти XX в., когда бурно развивалась тяжелая индустрия, требовалось большое количество низкоквалифицированных рабочих, которые были обеспокоены главным образом тем, как подороже продать свой труд. В свою очередь, собственники и управляющие предприятиями были заинтересованы в том, чтобы получить за оговоренную оплату труда максимальную трудовую отдачу от нанятых работников. Ответить на вопрос, как выполнить эти требования, и было призвано сложившееся первым направление в дисциплине — школа научного менеджмента (Ф. Тейлор, Г. Гантт, X. Эмерсон и др.).

В 30—50-е годы в США требования к рабочей силе изменились: возник дефицит высококвалифицированных рабочих, выполняющих сложную работу на дорогостоящем оборудовании. Управление таким персоналом требовало развитой системы мотивации, учета разнообразия ожиданий от работы, роста затрат на переподготовку и повышение квалификации кадров. Отклик на эти новые потребности бизнеса со стороны теории менеджмента выразился в появлении психологической школы, которая сконцентрировала внимание на проблемах человеческого фактора на производстве. Подобные примеры связи изменений условий ведения бизнеса и соответствующих теоретических разработок, предлагающих новые условия организации труда и управления, можно привести еще. Не является исключением из этого ряда и возникновение теории стратегического менеджмента. Ограничиваясь пока самым общим представлением, согласно которому стратегический менеджмент есть процесс планирования, определения и осуществления деятельности организации в долговременной перспективе, отметим, что его возникновение как самостоятельной научной дисциплины также было связано с новыми условиями деятельности корпораций, прежде всего в США, сложившимися к началу 1960-х годов. Эти условия определялись, во-первых, технологическими взрывами, вызванными научно-технической революцией, требующими прогнозирования новых производственно-технологических прорывов, возможных в будущем; во-вторых, насыщением рынка товаров и услуг в развитых странах, что приводило к усилению конкуренции; в-третьих, началом процесса глобализации рынков, возникновением транснациональных корпораций, что усиливало неопределенность и сложность среды существования бизнеса. Корпорации уже не могли ограничиваться в своей деятельности оперативным планированием и функциональным менеджментом. Возникла необходимость в долгосрочном планировании и управлении, нацеленном на будущее. Она была реализована в стратегическом менеджменте.

Становление стратегического менеджмента как самостоятельной области исследования и управленческой практики прошло четыре этапа:

1. Бюджетирование и контроль. Эти управленческие функции активно разрабатывались и совершенствовались уже в первой четверти. XX в. Значительный вклад в их развитие внесла школа научного менеджмента. Так, например, диаграммы Г. Гантта (полосовые диаграммы) и в паши дни являются одним из самых распространенных методов планирования. Основная посылка бюджетирования и контроля — представление о стабильной среде организации, как внутренней, так и внешней: существующие условия деятельности фирмы (например, технологии, конкуренция, степень доступности ресурсов, уровень квалификации персонала и т.п.) в будущем существенно не изменятся. Перемена начальных условий рассматривается как препятствие, преодолимое на основе прошлого опыта. Бюджетирование и контроль по-прежнему являются важнейшими методами управления, однако в настоящее время более точно определена область их успешного применения — это гак называемые «жесткие» проблемы, которые характеризуются определенностью задач, средств для их решения, необходимого количества ресурсов; применением известных методов достижения целей и определенными временными рамками. Позже, в 70-е годы, в методологии менеджмента широкое распространение получил взгляд, согласно которому «жесткие» проблемы не исчерпывают все проблемное поле менеджмента и должны быть дополнены «мягкими» проблемами, которые характеризуются неустранимыми (по крайней мере, без использования специальных процедур) неопределенностями в исходных параметрах ситуаций, рассматриваемых как управленческие задачи.

2. Долгосрочное планирование. Этот метод сформировался в 1950-е годы. Он основывается на выявлении текущих изменений определенных экономических показателей деятельности организации и экстраполяции выявленных тенденций (или трендов) в будущее. Этот подход оказался наиболее полезным для планирования использования ресурсов в долгосрочной перспективе с учетом как потенциального роста компании, так и запланированного сокращения производства того или иного вида продукции или услуг.

3. Стратегическое планирование. Его широкое применение в практике бизнеса начинается с конца 1960-х — начала 1970-х годов. Этот подход основывается на выявлении трендов не только экономического развития корпорации, но и среды ее существования. Среда понимается как сложная, структурированная система факторов, воздействующая на организацию и ее конкурентов. Нестабильность среды при этом рассматривается как решающий фактор планирования. Такое планирование с учетом существующих тенденций в изменении конкурентного окружения опирается на выявленные сильные и слабые стороны организации, благоприятные возможности, предоставляемые переменами в окружении и угрозами со стороны конкурентов и социальных, политических, технологических и экономических факторов окружения.

4. Стратегический менеджмент. Как самостоятельная дисциплина он появляется в середине 1970-х годов. Подобно стратегическому планированию, стратегический менеджмент основывается на изучении изменений во внешней среде организации. Однако этот подход не сводится к восприятию окружения как фактора, ограничивающего процесс организационного планирования, но предполагает установление ясно определенных целей и разработку путей их достижения на основе использования сильных сторон организации и благоприятных возможностей среды, а также компенсации слабых сторон и методов избежания угроз.

2. Определения стратегического менеджмента

В научной и методической литературе представлено достаточное количество вариантов определений стратегического менеджмента, которые акцентируют внимание на тех или иных аспектах этого сложного управленческого процесса. Однако все они сводятся к одному из трех подходов (или их комбинации):

анализ окружения, акцентирующий внимание на параметрах организационного окружения;

цели и средства, основывающиеся на определении долгосрочных целей организации и путей их достижения;

деятельностный подход, ставящий во главу угла деятельность по реализации стратегии.

Рассмотрим более подробно их содержание.

1. Анализ окружения. Примером такого подхода может служить определение, предложенное А. Роувом с соавторами, согласно которому стратегический менеджмент является «процессом принятия решений, который объединяет внутренние организационные возможности с угрозами и благоприятными возможностями, предоставляемыми внешней средой». Подобным образом определяют стратегический менеджмент также и Д. Шендел, и К. Хаттен, рассматривая его как «процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с этим окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям».

Этот подход тесно связан с методами стратегического планирования, привлекателен своей простотой в понимании последовательности действий менеджеров — разработчиков стратегии, а также ясными и относительно несложными методологическими установками. Однако при его использовании зачастую внутренние возможности организации остаются незадействованными, хотя во многих случаях они могли бы успешно нейтрализовать угрозы, исходящие из внешней среды.

2. Цели и средства. Такое понимание природы стратегического менеджмента представлено, например, в определении У. Глука и Л. Джауха, согласно которому стратегический менеджмент — это «направление в теории принятия решений, которое нацелено на развитие эффективной стратегии (или стратегий) для оказания содействия в достижении корпоративных целей». В данном случае использование слова «направление» в связи с теорией принятия решений показывает, что стратегический менеджмент ставит своей целью разработку серии решений разного уровня, между которыми существует взаимосвязь и которые организованы в соответствии с определенным образом полагаемой иерархией их важности для достижения организационных целей. К этому подходу можно отнести и определение А. Томпсона и А. Стрикленда, определяющих стратегический менеджмент как «план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей», а также Дж. Пирса и Р. Робертсона, представляющих стратегический менеджмент как «набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь целей организации». Такое понимание схватывает очень важные черты стратегического менеджмента, которые мы рассмотрим на протяжении ряда глав данной книги.

3. Деятельностный подход. Он акцентирует внимание на последовательности действий для осуществления стратегического управления и поэтому объединяет два предшествующих. Так, например, Г. Джонсон и К. Скулз выделяют следующую последовательность действий стратегического менеджмента:

• анализ текущего положения организации в конкурентной среде;

• выбор, который предполагает разработку и оценку альтернатив стратегического направления деятельности организации;

• имплементация — процесс реализации, осуществления выбранной стратегии.

Анализ в этой модели соответствует подходу с позиций оценки организационного окружения, так как на этом этапе деятельность руководителей направлена на выяснение переменных среды, которые важны для разработки стратегии. Этап стратегического выбора соответствует логическому анализу ситуации при принятии решений. Здесь действия означают разработку средств для осуществления стратегии. Действия на этом этапе предполагают осуществление контроля, на основании которого определяются необходимые корректировки.

Предложенные к пониманию стратегического менеджмента подходы допускают различные комбинации и добавления новых акцентов, позволяющие расширить всесторонность охвата в понятии этой сложной дисциплины. Так, например, О. С. Виханский в своем определении объединяет второй и третий подходы, подчеркивая значение человеческих ресурсов в стратегическом управлении: «Стратегическое управление — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе». Наконец отметим, что, при всей важности формальных родо-видовых определений, раскрыть суть стратегического менеджмента лучше всего удается через содержательное операционное определение, которое описывает стратегический менеджмент как структурированный определенным образом процесс действий для достижения некоторых, заранее определенных целей и опирающийся на известные методологические принципы.

Наконец, более глубокое понимание природы и целей стратегического менеджмента можно получить при сравнении его с оперативным менеджментом. Такое сравнение может осуществляться по следующим параметрам:

• организационный уровень разработки и принятия решений;

• непрерывность процесса планирования и осуществления;

• преобладание «жестких» или «мягких» проблем и решений;

• количество рассматриваемых альтернатив решения;

• объем и тип необходимой управленческой информации;

• временные интервалы планирования, осуществления и контроля управленческих действий;

• приоритетность решений;

• детализированность разработок;

• используемые человеческие ресурсы управления;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Русский Гуманитарный Интернет Университет Библиотека Учебной и научной литературы (1)

    Документ
    В учебном пособии изложены концепции стратегического менеджмента, имеющие широкую сферу применения в управленческой практике. Рас­сматриваются основные направления, задачи и подходы к проектированию и осуществлению организационных
  2. Русский Гуманитарный Интернет Университет Библиотека Учебной и научной литературы (14)

    Документ
    В учебном пособии изложены концепции стратегического менеджмента, имеющие широкую сферу применения в управленческой практике. Рас­сматриваются основные направления, задачи и подходы к проектированию и осуществлению организационных
  3. Н. Д. Кондратьева Институт экономики ран экономический факультет мгу им. М. В. Ломоносова чЕловеческий капитал: мировые тенденции и российская специфика Доклад

    Доклад
    Е-86. XVI Кондратьевские чтения «Человеческий капитал: мировые тенденции и российская специфика». Тезисы докладов и выступлений участников чтений. М.: Международный фонд Н.
  4. Соколова Марина Валентиновна История туризма учебное пособие

    Учебное пособие
    Рассмотрены основные этапы зарождения и развития туризма. Приведен анализ причин и предпосылок миграционных процессов эпохи первобытнообщинного строя, появления индустрии туризма на Древнем Востоке.
  5. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по специальности 030301. 65 «Психология» n п/п

    Методическая разработка
    Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная/дополнительная), направление подготовки, специальность, профессия, наименование предмета,

Другие похожие документы..