Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В общем, весомый человек и тонкий любитель охоты....полностью>>
'Документ'
1.1. Тарифи встановлюються за банківськими операціями та послугами у національній та іноземній валюті, які надаються клієнтам АТ „СП БАНК” (далі – Ба...полностью>>
'Документ'
Открытие оздоровительных учреждений и заезд детей при наличии санитарно-эпидемиологического заключения на образовательно-оздоровительную деятельность...полностью>>
'Документ'
В докладе рассматриваются основные методы проектирования различных моделей ситуационных центров (СЦ) мониторинга, анализа и принятия решений, начиная...полностью>>

М пособии излагается курс истории мировой культуры, что позволяет понять культуру как сложный общественный феномен, а также ее роль в жизнедеятельности человека

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

I

ВВЕДЕНИЕ

В учебном пособии излагается курс истории мировой культуры, что позволяет понять культуру как сложный общественный феномен, а также ее роль в жизнедеятельности человека. В курсе лекций рассмат­ривается история культуры народов мира, начиная с первобытного об­щества и кончая XX веком. Опыт, накопленный человечеством в ходе его социокультурной истории, оказывает неоценимую помощь в реше­нии проблем культуры на современном этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и демократии в условиях бурного научно-технического прогресса. Необходимо отметить, что проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное, по сущест­ву, ключевое значение, ибо культура выступает мощным фактором со­циального развития. Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности — от основ материального производства и челове­ческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа. Культура играет все большую роль в решении долгосрочных программ­ных целей демократического движения; формирование и укрепление гражданского общества, раскрытие творческих способностей человека, углубление демократии, построение правового государства. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедея­тельности,— трзтг, быт, досуг, область мышления и т.д., на образ жизни общества и личности. Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие личностно-субъективных факторов (установки сознания, духовные потребности, ценности и пр.), влияющих на характер поведения, формы и стиль общения людей, цен­ности, образцы, нормы поведения. Возникая в результате деятельности по освоению, выступают одновременно и в качестве элементов сложно­го механизма регуляции социальной жизни, всех форм жизнедеятель­ности общества. Гуманистический образ жизни, ориентированный не на приспособление к имеющимся условиям, а на их преобразование, предполагает высокий уровень сознания и культуры, повышает их роль как регуляторов поведения людей и образа их мышления.

Социальное влияние культура приобретает прежде всего в качест­ве необходимого аспекта деятельности общественного человека, кото­рая в силу своего характера предполагает организацию совместной деятельности людей, а следовательно, ее регулирование определенны­ми правилами, аккумулированными в знаковых и символических сис­темах, традициях и т.д. Сам ход реформ, целью которой является до­стижение качественно обновленного общества, требует обращения к колоссальному культурному потенциалу, накопленному человечест­вом за время его существования. Освоение духовных сокровищ наро­дов мира, бережное и, вместе с тем, соответствующее современным задачам обращение с культурным богатством предшествующих поко­лений позволяет постичь смысл забытых уроков истории, дает воз­можность выявить живые, развивающиеся культурные ценности, без которых невозможен ни социальный прогресс, ни само совершенство­вание личности.

Так как центром культуры является человек со всеми его потреб­ностями и заботами, то особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения им культурной среды, и проблемы, связанные с до­стижением им высокого качества в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Освоение культурных богатств прошлого вы­полняет интегрирующую функцию в жизнедеятельности каждого об­щества, гармонизирует бытие людей, пробуждает в них потребность в постижении мира как целого. А это имеет огромное значение для поис­ка общих критериев прогресса в условиях неудержимой научно-техни­ческой революции, в ядерный, а затем и постъядерный век.

С предельной остротой эти вопросы поставлены самой жизнью на­шего общества, ориентиры на качественно новое его состояние ведут к крутому перелому в осмыслении традиционалистских и инновацион­ных тенденций социального развития. Они требуют, с одной стороны, глубокого освоения культурного наследия, расширения обмена под­линными культурными ценностями между народами, а с другой — уме­ния выйти за рамки привычных, но уже отживших представлений, преодолеть ряд реакционных традиций, которые складывались и на­саждались веками, постоянно проявляясь в сознании, деятельности и поведении людей. В решении этих вопросов значительную роль играет знание и адекватное современности понимание истории мировой куль­туры.

Динамика культурных ценностей раскрывается при сопоставлении их в прошлом и настоящем. Глубина социального запроса на взаимо­проникновение исторических времен столь велика, что устоявшаяся формула «прошлое — настоящему» легко трансформируется сегодня в иную — «настоящее — прошлому». Именно вращаясь в этой ценност­ной двуединости, современный человек отыскивает свои «горизонты

памяти», свою тропу из суеты в суть. Известно, что история испещрена полосами моды на старину, однако сегодняшний поворот к ценностям культуры прошлого отнюдь не дань моде, а симптом глубоких социаль­ных перемен, происходящих в мире. Он свершается в тот критический момент историко-культурного развития, когда не отдельные страны, а человечество в целом уже ощущает себя на краю атомной бездны и экологической катастрофы. В этих условиях происходит рост общесо­циальной потребности пристально вглядеться в прошлое, чтобы обра­тить его ценный опыт в настоящее и будущее.

Сложившиеся реалии современного мира привели к перелому в сознании человека — его взгляд устремлен ко все более глубокому выходу за пределы своей жизни, не ограничивающейся в сознании индивида датами рождения и смерти. Закономерной тенденцией стано­вится осознание себя в контексте исторического времени, в ориентации как на свои историко-культурные корни, так и на будущее, на социаль­но-культурные идеалы и возможности их реализации в рамках расши­рения международных связей, вовлечения во всемирный культурно-исторический процесс всех стран мира. Значительные социокультур­ные изменения, затрагивающие практически все стороны обществен­ной жизни различных стран и народов, с особой остротой ставят вопрос о межкультурном взаимодействии, о его роли в эволюции локальных этнических культур и развитии общемировой культуры.

В основе учебного пособия по курсу истории мировой культуры лежит концепция взаимосвязи культур мира, их взаимодействие. С этой концепцией связана модель культурной диффузии, т.е. межкуль­турные заимствования осуществляются при помощи следующих меха­низмов: завоевания, когда в менее развитую культуру вносятся сущест­венные элементы более развитой (технология вооружения, элементы стратегии, элементы структуры власти, определенные способы полити­ческой интеграции), мирное заимствование и добровольное подража­ние образцам иной культуры (искусство, урбанизация, профессиональ­ная специализация, организационная дифференциация). Сам же мате­риал курса организован при помощи выработанной в отечественной культурной антропологии модели структуры культуры в ее развитом виде. Согласно этой модели, предложенной З.А. Орловой, в культуре различается обыденный слой и ее специализированные сферы — искус­ство, религия, философия, наука, а также политическая, экономическая и правовая области, которые ориентированы как на поддержание соци­ального порядка, так и обеспечение социальной значимости знания и поведения людей.

Цель учебного пособия — познакомить студентов с фундаменталь­ными достижениями мировой культуры, неотъемлемой частью кото­рой является отечественная культура, раскрыть единство и многообра-



зие культур мира, показать значимость культуры в жизнедеятельности человека и социальных групп, ее роль в творчестве и совершенствова­нии личности, в гуманизации общественных отношений. Курс лекций по истории мировой культуры дает возможность приобщиться к сокро­вищнице мудрости и опыта, созданной человечеством на протяжении тысячелетий. Это имеет немаловажное значение в идеологическом и нравственном, эстетическом воспитании личности, в формировании ее мировоззрения в целом, в выработке установок деятельности, столь необходимой для обновления нашего общества. Учебное пособие по­строено на альтернативной основе, рассчитано прежде всего на студен­тов высших учебных заведений, но может быть использовано всеми, кто интересуется проблемами истории мировой культуры: учащимися школ, лицеев, гимназий, профессионально-технических училищ, лю­бителей старины.

Своеобразие данного учебного пособия заключается в том, что автор наполнил структурную модель культуры З.А. Орловой материа­лом, взятым из указанных в тексте источников.

Лекиия 1

ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Кониепиия культуры в обшествознании. Типология культур. Культура и прирола. Структура и функции культуры. Мировая культура как иелое. Елинство и многообразие социокультурного процесса. Ступени эволюции мировой культуры.

Мы начинаем знакомство с историей мировой культуры, развитие ко­торой рассматривается от возникновения человеческого общества до современности. Сложность исследований в области этой научной дис­циплины и освоения ее результатов состоит в том, что само понятие «культура» весьма многозначно, имеет различное содержание и разный смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках и философ­ских дисциплинах. Впервые в литературе слово «культура» встречает­ся в произведении «Тускуланские диспуты» (45 г. до н.э.) римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона. Этимологически оно восходит к словам латинского языка «возделывать», «обрабатывать». В ходе длительной эволюции от Цицерона («культура ума есть филосо­фия») до немецкого идеолога XVII в. И. Гердера, относившего к куль­туре язык, семейные отношения, искусство, науку, ремесла, государст­венное управление, религию, произошло изменение его содержания.

В универсальной культурно-философской концепции Гердера по­нятие «культура» характеризуется как применимое к роду человечес­кому, всему человечеству. Это следует особо подчеркнуть в плане изло­жения нашего курса «история мировой культуры». Называя становле­ние культуры вторым рождением человека, Гердер писал в своей книге «Идеи к философии истории человечества»: «Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его

культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением, тогда цепь культуры и просвещения протянется до самых краев земли». Идеи, исторически сформулиро­ванные в период от Цицерона до Гердера, образовали теоретическое ядро того гуманистического понимания культуры, которое послужило предпосылкой и исходным пунктом для формирования современного понимания культуры.

Культуру можно исследовать, основываясь на динамике обществен­но-исторического развития, когда происходит смена поколений. Каж­дое поколение осваивает доставшееся ему и продолжает унаследован­ную деятельность; вместе с тем оно изменяет эту деятельность в силу новых условий. В этом плане понятие «культуры» фиксирует челове­чески содержательный аспект общественных отношений, его можно определить через вовлекаемые в процесс общественного производства объекты (предметы, знания, символические системы и т.п.), способы деятельности и взаимодействия людей, механизмы организации и регу­ляции их связей с окружением, критерии оценок окружения и связей с ним. Здесь культура понимается как процесс, результат и поле осу­ществления потенций человека в данное время. /^Понятие «культура» необходимо раскрывать в его дифференциаль­но-динамических аспектах, что требует использования категорий «об­щественная практика» и «деятельность», связывающих между собой категории «общественное бытие» и «общественное сознание», «объек­тивное» и «субъективное» в историческом процесса В современной отечественной философской литературе понятие «деятельность» пред­стает как одна из наиболее фундаментальных характеристик челове­ческого бытия. В самом деле, общеизвестна характеристика человечес­кой истории, а именно: «история — не что иное, как деятельность пре­следующего свои цели человека». Вместе с тем также общепринятым является положение о том, что человек представляет собой «деятельное природное существо», которое само себя утверждает в мире, в своем бытии. Таким образом, можно сказать, что через понятие «деятельнос­ти» выражается специфика социальной формы движения материи.

Предметная деятельность человека является основой, подлинной субстанцией реальной истории человеческого рода: вся совокупность предметной деятельности выступает движущей предпосылкой челове­ческой истории, всей истории культуры. И если деятельность представ­ляет собой способ бытия общественного человека, то культура — спо­соб деятельности человека, технология этой деятельности. Можно ска­зать, что культура является исторически и социально обусловленной формой человеческой деятельности, что она представляет собой исто­рически изменяющуюся и исторически конкретную совокупность тех приемов, процедур и норм, которые характеризуют уровень и направ-

8

ленность человеческой деятельности, всей деятельности, взятой во всех ее измерениях и отношениях. Иными словами, культура — способ регу­ляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни.

Именно в этом ключе в научной философии при рассмотрении про­изводства обществом человека «как возможно более целостного и уни­версального продукта общества» используется термин «культивирова­ние всех свойств общественного человека». Это значит, что человек должен уметь пользоваться множеством «вещей», т.е. предметами внешнего мира, своими чувствами, мыслями.

Иными словами, каждый отдельный индивид лишь тогда может считаться «культурным человеком», когда он владеет способами поль­зования достижениями общества, в котором живет. Ведь общественное производство выступает и как условие, и как предпосылка деятельнос­ти человека, культура же является своего рода принципом связи обще­ства с индивидом, способом его вхождения в социальную жизнь. Разви­тие способности пользоваться тем, что создало и накопило общество, овладение способами этого пользования — вот что характеризует про­цесс культивирования человека.

В таком видении культуры на первый план выходит такая ее черта, как воспроизведение деятельности по исторически заданным основа­ниям — схеме, алгоритму, коду, матрице, канону, парадигме, эталону, стереотипу, норме, традиции и пр. Именно наличие некоторых опреде­ленных схем, идущих от поколения к поколению и предопределяющих содержание и характер деятельности и сознания, позволяет ухватить суть культуры как транслятора деятельности, аккумулятора истори­ческого опыта. Следует иметь в виду, что культура — это система пос­ледовательных правил деятельности, передающихся от прошлого к бу­дущему, от содеянного — к будущим деяниям. Она представляет собой открытую систему, а ее алгоритмы — это открытые алгоритмы, позво­ляющие высвободить практическую энергию действующего общест­венного человека. Схемы деятельности как глубинное сущностное вы­ражение культуры содержат в себе открытый спектр возможностей. Ведь с точки зрения общественной практики культура представляет собой постоянное движение: создание, воспроизводство, переделка и разрушение предметов, идей, привычек, оценок и пр. в процессе инди­видуальной и совместной деятельности людей, общения и обмена между ними. Поэтому ее нужно рассматривать в нескольких планах: и типологии, и отличия от природы, и структуры.

В современной культурологии и социологии понятие культуры стоит в ряду фундаментальных понятий этих дисциплин. Оно считает­ся столь же важным для анализа социальной жизни и деятельности индивида, как понятие «гравитация» для физики или понятие «эволю-

ция» для биологии. Резко проявившийся интерес к исследованию культуры вызвал лавинообразный рост числа определений культуры: что ни автор, то своя дефиниция, число которых сейчас превышает 500. «Что ни город, то норов», — такими словами можно охарактеризовать сложившуюся ситуацию в культурологии. Такое многообразие опреде­лений свидетельствует о полифункциональности, емкости и сложнос­ти понятия культуры и вместе с тем влечет за собой многообразие типологий культуры. Одни исследователи исходят из того, что сущест­вуют религиозная и светская культуры (А. Новицкий, В. Шевчук и др.), другие выделяют женские (дальневосточные и пр.) и мужские (европейская, мусульманская и т.д.) культуры (В. Санги, К. Шилин и др.). В свете концепции материалистического понимания истории основой типологии культуры, как правило, считают типологию обще­ственного воспроизводства (это не значит, что типологии другого рода следует отбросить, напротив, они тоже представляют интерес и их ис­пользование позволяет под необычным углом зрения анализировать многообразие локальных культур).

Роль и место культуры в деятельности человека весьма четко можно понять на основе представлений о том, что деятельность людей носит, в конечном счете, воспроизводственный характер. Общественное вос­производство включает воспроизводство личности, всей системы об­щественных отношений, в том числе технологических и организацион­ных, а также культуру сущностью, главным содержанием и назначени­ем сферы культуры является процесс общественного воспроизводства и развития самого человека как субъекта разносторонней социальной деятельности и общественных отношений. Культура, взятая как необ­ходимый элемент общественного воспроизводства и одновременно как важнейшая характеристика субъекта деятельности, развивается в единстве с воспроизводственным процессом в целом во всей его исто­рической конкретности. Поэтому понятно, что с каждым типом обще­ственного воспроизводства (простой, интенсивный и деструктивный) связан свой тип культуры, выражающий место и значение культуры в жизнедеятельности общества.

Простое воспроизводство соотносится с культурой, сложившейся в. условиях господства домашинного производства и аграрного труда. В этой культуре субъект воспроизводства нацелен на неизменность масшта­бов воспроизводства, на максимальную адаптацию к природным ритмам, которые диктуют условия доурбанизированного земледелия. Для этой культуры характерно представление об окружающей среде как о заданной человеку внешними силами, убеждение, что она не может быть изменена человеком, так как не им создана. В культурах, сложившихся в этих усло­виях, даже активность самого человека рассматривается как результат действий внечеловеческих (однако часто антропоморфных) сил.

10

С интенсивным типом воспроизводства связан качественно иной тип культуры. В отличие от субъекта простого воспроизводства, ориен­тированного на адаптацию к заданным природным ритмам, на систему неизменных смыслов, субъект динамичного типа культуры нацелен на совершенствование самого себя в единстве с совершенствованием че­ловеческого мира, уже сформированного, созданного всей предшест­вующей человеческой активностью. Человек в таком типе культуры занят организацией ранее организованного, переосмыслением уже ранее осмысленного, перестройкой самих ритмов окружающего его мира. Тем самым субъект интенсивного типа воспроизводства должен быть способен сконцентрировать для решения соответствующей про­блемы все необходимое богатство накопленной культуры, преобразо­вать ее, осмыслить и переосмыслить, постоянно углублять сложившие­ся понятия, формировать новые идеи, культурные инновации. Мир уже не рассматривается как заданный, но выступает результатом ответст­венной, напряженной воспроизводственной деятельности человека.

Для деструктивного типа воспроизводства характерна недостаточ­ная способность субъекта в силу тех или иных причин преодолевать внутренние и внешние противоречия, ограничивать поток деструктив­ных инноваций, обеспечивать необходимые инновации, сохранять параметры простого общественного воспроизводства, удерживать на минимальном для данного общества уровне эффективность производ­ства и воспроизводства. Он характеризуется упадком культуры, недо­статочной способностью находить эффективные средства и цели, ста­билизирующие ситуацию. Этот тип воспроизводства отличается от других тем, что он никогда не является позитивной ценностью, и сама возможность сползания к нему выступает в качестве стимула для по­вышения активности субъекта, его стремления предотвратить этот про­цесс, а, возможно, и перейти к более прогрессивному типу и уровню воспроизводства, к соответствующему типу и уровню культуры. Ука­занная ситуация может складываться тогда, когда технология, органи­зация производства рассчитана на тип культуры, нацеленный на разви­тие, а реальный работник ориентирован на простое воспроизводство, на адаптацию в меру своих «естественных» возможностей к сложившему­ся уровню техники и организации. Вот почему при анализе культурных предпосылок научно-технического прогресса необходим учет истори­ческих культурных традиций, воспроизводимых до определенной сте­пени в культуре в силу ее устойчивости даже тогда, когда изменены многие экономические и социальные условия, породившие традицион­ные нормы, обычаи, ценностные представления, образы и стили жизни.

Типы воспроизводства и культуры — понятия, призванные рас­крыть философскую основу, дать теоретико-методологическое обосно­вание внутреннего расчленения культуры. В том случае, когда возника-

11

ет необходимость в эмпирическом изучении процессов культурной дифференциации, культурных различий в обществе, ученые обраща­ются к более конкретным понятиям, с помощью которых становится доступным изучение реальностей культурного процесса; На этом пути все шире используется понятие «субкультура». И хотя единства в при­менении этого понятия учеными разных специальностей пока не до­стигнуто, в большинстве случаев имеется в виду внутренняя диффе-ренцированность культуры, находящая выражение в налимий специ­фических для социальных групп культурных признаков. Последние можно обобщить в категориях «образ» и «стиль» жизниготличающих друг от друга социальные группы. Они дают возможность отделить социально приемлемые формы социокультурной дифференциации (профессиональные, этнические и пр.) от форм, чреватых угрозой дру­гим группам (например, преступность, тунеядство).

Тип воспроизводства, тип культуры и субкультура могут быть ос­мыслены как последовательно конкретизирующийся ряд понятий, призванных установить иерархию в изучении культурных общностей, начиная глобальными расчленениями истории мировой культуры и кончая эмпирическими исследованиями локальных процессов в куль­туре. Роль субкультур в культуре определяется необходимостью каж­дой культуры осваивать и «пропускать» через себя многообразие мира, субкультура — накопитель своеобразия в культуре, она позволяет культивировать неосвоенное, выступая в качестве «лаборатории буду­щего», культура и общество не могут позволить себе двигаться, не «прощупав» пути. Такими естественными и необходимыми экспери­ментами на пути движения культуры и являются субкультуры, апроби­рующие те или иные инновации.

Характеристика феномена культуры является неполной без выяс­нения соотнесенности природного и культурного. Аналитические ис­следования культурологов показывают, что культура внебиологична, надприродна, ее нельзя свести к природному, однако и культурное не из чего вывести и построить кроме как из природного1. И это касается и внешней природы, и внутренней, той, которая включена в жизненные проявления человеческого организма. Таким образом, имеется единст­во^ различие природного и культурного.

] Культура есть нечто противоположное природе, существующей вечно и развивающейся без участия человеческой деятельности, и в этом правы старые культурологи. Возможности бытия культуры зада­ны естественно-природно. Возникновение культуры как надприродно-го способа деятельности не исключает ее единства с природой и не

1 «Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать». (Пенн Уоррен Р. Вся королевская рать. Кишинев, 1978. С. 331.)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лекции по культурологии. М.: «Гардарика»

    Лекции
    Курс лекций знакомит читателя с фундаментальными достижениями мировой культуры, демонстрирует различия и единство всемирного культурного наследия, показывает роль и значение культуры в жизни.
  2. Учебный курс культурология для студентов, обучающихся на дневной форме обучения (СО) специальность 03. 05. 01 юриспруденция

    Учебный курс
    Учебно методический комплекс содержит программу курса «Культурология», планы практических занятий, список основной и дополнительной литературы в соответствии с изучаемыми темами.
  3. М. А. Полетаева тезаурус основных понятий культурологии учебное пособие

    Учебное пособие
    Учебное пособие в форме тезауруса (словаря, составленного не по алфа­­витному, а по иерархическому принципу) предназначено для студентов-куль­турологов и вводит их в основной понятийно-категориальный аппарат, которым пользуется наука о культуре.
  4. С. В. Лапина Культурология Курс лекций

    Курс лекций
    Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
  5. Учебное пособие Москва, 2008 удк 34 ббк 66. 0

    Учебное пособие
    . Понятие объекта предмета и аксиом теории государства и права 10 §1.3. Методология теории государства и права 1 §1.

Другие похожие документы..