Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В.Гербова «Развитие речи с детьми 4- лет» Г.Я.Затулина «Конспекты занятий по развитию речи» Т.В.Новотворцева «Развитие речи детей» Ю....полностью>>
'Методические рекомендации'
1.1. Методические рекомендации по обеспечению безопасности перевозок детей автобусами (далее по тексту Рекомендации) регламентирует порядок осуществле...полностью>>
'Урок'
голубец – могильный памятник, срубом, с крышей, будкой, домиком; зовут так и всякий памятник, особенно крест с кровелькой; корец – корчик – ковш для ...полностью>>
'Доклад'
1. Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устан...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Карельский государственный педагогический университет»

Историко-филологический факультет

СПРАВКА

о результатах самообследования

историко-филологического факультета КГПУ

по состоянию на 30. 05. 2008 года

Утверждена на заседании совета факультета 11. 09. 2008

Протокол № 1

Декан факультета ___________________

/ Е.А. Калашникова /

Петрозаводск 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. Общие сведения 3

1.1. Краткая историческая справка 3

1.2. Организационно-правовое обеспечение

образовательной деятельности 7

1.3. Сроки и другие условия проведения самоаттестации 9

2. Структура факультета. Управление факультетом.

Кадровое обеспечение учебного процесса 10

  1. Прием студентов 15

4. Контингент студентов 17

  1. Выпуск специалистов 18

  2. Организация учебного процесса. Содержание подготовки

специалистов 24

6.1. Планирование и организация учебного процесса 24

6.2. Структура и содержание образовательных программ по

аттестуемым специальностям. 36

Специальные кафедры

6.3. Организация самостоятельной работы студентов 38

6.4. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса 40

7. Качество подготовки специалистов 44

7.1. Оценка уровня подготовленности выпускников 45

7.2 Уровень знаний студентов по результатам самоаттестации 49

7.3 Создание условий для обеспечения высокого качества подготовки

специалистов 53

8. Научно-исследовательская деятельность 55

9. Воспитательная работа со студентами 74

10. Международное сотрудничество 77

11. Работа со школами и органами образования 78

12. Состояние материально-технической базы 80

13. Устранение недостатков, выявленных предыдущей аттестацией 80

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1. Краткая историческая справка

История факультета начинается с 1933 года, когда Карельский педагогиче­ский институт провел первый набор студентов на отделение языка и литературы.

Как и на других факультетах довоенного института, преподавательский коллектив факультета языка и литературы был невелик. В разные годы в него вхо­дили В.Я.Евсеев (впоследствии доктор филологических наук), Е.С. Шоймен, У.Н. Руханен и др. После окончания института на кафедре языка был оставлен в качестве ассистента известный ныне поэт Я.В.Ругоев.

Первый выпуск институт осуществил в 1937 г. Всего за довоенные годы пе­дагогический и учительский институты подготовили для республики 168 учителей-словесников для средних и семилетних школ.

В 1944 г. подготовка учителей русского языка и литературы возобновилась на базе учительского института. Была создана объединенная кафедра языка и ли­тературы. Заведовала кафедрой заслуженный учитель школы Карелии Р.Н. Миролюбова. Вместе с ней работали А.Г. Бонч-Осмоловская, Г.В.Плотникова, А.Н.Капусткии.

В 1952 г. учительский институт был преобразован в педагогический. С этого года начинается набор на историко-филологический факультет, который к 1965 г. был реорганизован в филологический. С 1965 г. факультет осуществляет подго­товку по специальности "учитель русского языка и литературы".

Создание самостоятельных кафедр русского языка и литературы относится ко времени преобразования учительского института в педагогический.

В 1954 г. кафедру русского языка возглавил Н.А. Мещерский, защитивший в 1958 г. докторскую диссертацию.

При кафедрах начали работать первые научные кружки (руководители Н. А. Мещерский, Ю.Н. Башнин, П.Г Громов). Кружковцы вели переписку с автором повести "Мертвые остаются молодыми» . Поднятые студентами вопросы были столь важными и принципиальными, что журнал "Иностранная литература" (1955, N 5} опубликовал материалы переписки. В 1957 г. вышел первый номер литера­турно-художественного альманаха "Молодость" под руководством Ю.Н. Башнина и И.П.Кохно. Всего было выпущено 8 номеров этого журнала.

В литературно-творческом объединении развивалось художественное даро­вание будущего поэта О. Мишина. Здесь начинали свою журналистскую деятель­ность П. Ларионов, В. Лященко, ставший впоследствии членом Союза журналистов СССР.

В это же время на факультете организуются первые диалектологические и фольклорные экспедиции.

С 1962 г. факультет приступил к подготовке кадров высшей квалификации из числа своих выпускников. В 1963 г. успешно заканчивают ленинградскую аспи­рантуру и защищают диссертации Ф.С. Шапиро, Л.А. .Воронова, Н.А. Черкасова. К концу 60-х гг. состав кафедр становится стабильным. Сформировавшийся препо­давательский коллектив факультета вел большую научную работу. Над доктор­скими диссертациями трудятся З.К. Тарланов и В.П. Крылов. Защищают кандидат­ские диссертации С.М. Лойтер, К.В. .Зенкова, Ю.Н. Башнин, В.В. Лузгин. Серьезнее становятся студенческие курсовые работы, выполняются первые дипломные сочи­нения. С результатами своих исследований студенты выступают на научных кон­ференциях.

В 70-е гг. на кафедрах разрабатываются новые учебные курсы, складывает­ся система спецкурсов и спецсеминаров. Интересной формой углубления знаний студентов становятся научно-практические конференции, проводимые кафедрами по проблемам методики ("Критическая статья на уроках литературы в старших классах", "Урок русского языка в национальной школе"), по творчеству писателей и крупных ученых (Л. Леонова, М. Шолохова, С. Есенина, лингво-методическому наследию КД. Ушииского, научному творчеству В.В. Виноградова). Тесные контак­ты устанавливаются с ЛГПИ им. Герцена, Пушкинским домом, ЛГУ им. Жданова. Кафедрами подготовлены и изданы межвузовские научные сборники "Очерки по лексикологии" (1974), "Вопросы историзма и художественного мастерства" (1976).

Кафедра русского языка существует с 1931 года.

Участвует в подготовке студентов по специальностям «Русский язык и литература» (очная и заочная форма обучения), «Русский язык как иностранный» (очная форма обучения, с 2000 г.).

Является также общефакультетской кафедрой, участвуя через преподавание дисциплины «Русский язык и культура речи» в подготовке специалистов по другим направлениям, реализуемым в рамках деятельности университета.

На кафедре функционирует комиссия по приему в аспирантуру по специальности "Русский язык".

При кафедре в 2003 году была открыта Лаборатория лингвокраеведения и лингвоэкологии.

Зав. кафедрой русского языка – канд. филол. наук, доцент И.А. Кюршунова.

Кафедра литературы основана в 1931 году.

В разные годы кафедрой заведовали М.А. Яковлев; Н.Н. Попов; д. ф. н., проф. В. Г. Базанов; Р.Н. Миролюбова, к. ф. н., доц. С. Г. Капленко; д. ф. н., проф. В.П. Крылов; д. ф. н., проф. В.В. Дудкин; к. ф. н., доц. Т.В. Иванова; с 01 сентября 2003 года кафедру возглавляет д. ф. н., проф. А. В. Пигин.

В разное время на кафедре работали и сотрудничали с ней выдающиеся ученые:

  • Василий Григорьевич Базанов, д.ф.н., член-корр. АН СССР, директор ИРЛИ (Пушкинский Дом);

  • Кирилл Васильевич Чистов, доктор исторических наук, член-корр. АН СССР, зав. восточно-славянским сектором НИИ этнографии АН СССР;

  • Алексей Сергеевич Бушмин, д.ф.н., член-корр. АН СССР, ИРЛИ (Пушкинский Дом);

  • Иван Федорович Гончаров, доктор пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики РГПУ (г. Санкт-Петербург);

  • Владимир Григорьевич Маранцман, д.ф.н., профессор РГПУ;

  • Борис Федорович Егоров, д.ф.н., профессор (г. Санкт-Петербург);

  • Владимир Вениаминович Агеносов, д.ф.н., профессор МГПУ (г. Москва).

4 преподавателя кафедры имеют почетные звания:

●Иванова Т.В.- Заслуженный работник образования Республики Карелия;

●Крылов В.П. - Заслуженный деятель науки Республики Карелия, Заслуженный работник высшей школы РФ;

●Лойтер С.М. - Заслуженный деятель науки Республики Карелия;

●Тюриков И.П. - Заслуженный работник культуры Республики Карелия.

Впервые прием на историческое отделение в Карельском государственном педагогическом институте был открыт в 1933 году. Позднее историческое отделение было преобразовано в исторический факультет, просуществовавший до 1958 года. Но обучение учителей истории в пединституте продолжалось еще до 1965 года. Вновь подготовка студентов-историков была возобновлена на филологическом факультете только в 1995 году по дополнительной специальности «история». А с 2000 года была получена лицензия на обучение учителей-историков по основной специальности «032600-История».

Кафедра истории является правопреемницей кафедры отечественной истории, созданной в КГПУ в 1991 году вместо кафедры политической истории. С 1995 года коллектив кафедры обеспечивал учебный процесс по дополнительной специальности «история». Когда же в 2000 году был проведен первый набор студентов по основной специальности «032600-История», кафедра сумела успешно обеспечить выполнение учебного плана. В 2005 году состоялся первый выпуск по основной специальности «032600-история». В 2002 году изменился статус кафедры: из общеуниверситетской кафедра была реорганизована в специальную при филологическом факультете (с 2006 года – историко-филологическом факультете).

За период подготовки в университете учителей-историков кафедра истории осуществила уже восемь выпусков специалистов, которые защищали дипломы по истории и работают учителями средних школ в районах Республики Карелия и в г. Петрозаводске, а также в других образовательных учреждениях региона и органах муниципального и государственного управления. На сегодняшний день по кафедре специализируются 176 студентов историко-филологического факультета.

Ядро коллектива кафедры истории составляют опытные преподаватели, много лет работающие в КГПУ и имеющие большой педагогический, научный и методический потенциал. Это доценты Крылова Р.И., Чумаков Г.В., Юсупова Л.Н, ст. преподаватель Егорова Т.Б. Необходимо отметить, что в предшествующие годы на тогда еще общеинститутской кафедре истории работали известные в республике и за ее пределами исследователи. Среди них крупный специалист по истории политических партий в нашей стране доцент Спиридонов М.В., возглавлявший кафедру в течение 30 лет, доцент Гардин Е.С., занимавшийся историей гражданской войны в Карелии и доцент Шпак А.А., монография которой «Подвиг юности» известна широкому кругу обществоведов республики. Благодаря им на кафедре сформировались здоровый творческий микроклимат и положительные традиции. Вместе с тем за последние годы коллектив кафедры истории значительно обновился и пополнился рядом молодых и перспективных преподавателей. Это ст. преподаватели Адамович И.В., Лис Т.В., Репухова О.Ю. Такое соединение опыта и молодой энергии открывает перед кафедрой истории хорошие перспективы развития.

Следует так же указать еще на один источник кадрового потенциала кафедры. На протяжении уже ряда лет к работе на кафедре привлекаются на основе штатного совместительства некоторые опытные преподаватели Петрозаводского государственного университета, в их числе зав. кафедрой дореволюционной истории, доцент Пашков А.М., зав. кафедрой всеобщей истории, доцент Юсупов А.Ф., доценты Филимончик С.В., Дорохова И.А., Дианова Е.В. В связи с введением дополнительной специализации «Историческое краеведение и музееведение» в штаты кафедры был принят по совместительству директор Карельского краеведческого музея, кандидат педагогических наук Гольденберг М.Л.

В 2005 году факультет был переименован в историко-филологический.

Историко-филологический факультет (ИФФ) – старейший гуманитарный факультет и один из самых известных образовательных и культурных центров в Республике Карелия и на Северо-западе Российской Федерации.

История факультета начинается с 1933 года, когда Карельский педагогический институт объявил набор студентов на отделение языка и литературы. Первый выпуск состоялся в 1937 г., а всего за довоенные годы институт подготовил 168 учителей-словесников для средних и семилетних школ. В 1944 г. была создана объединенная кафедра языка и литературы, которую возглавил заслуженный учитель школы Карелии Р.Н. Миролюбова. В разные годы в преподавательский коллектив входили В.Я. Евсеев, Е.С. Шоймен, У.Н. Руханен, Я. В. Ругоев, А.Г. Бонч-Осмоловская, Г.В. Плотникова, А.Н. Капусткин. Создание самостоятельных кафедр русского языка, литературы и истории относится к 1952 г. С 1965 г. факультет стал готовить учителей только по специальности «Русский язык и литература». В 2005 году филологический факультет был переименован в историко-филологический и с перерывом в 40 лет осуществил выпуск по специальности «История».

В разные годы на факультете работали крупнейшие филологи XX в: В.Г. Базанов, Н.А. Мещерский, К.В. Чистов, З.К. Тарланов, заложившие плодотворные традиции отечественного гуманитарного образования и вырастившие плеяду ученых-филологов. Сегодня коллектив факультета сохраняет традиции классического филологического образования, сформировавшиеся в предшествующую эпоху, и сочетает их с приоритетными научными направлениями деятельности трех специальных кафедр, а также внедряет перспективные образовательные инновации.

У факультета тесные, полнокровные связи с учебными и научными центрами страны: СПбГУ, МГПУ, Гос. институтом русского языка им. А.С. Пушкина, РГПУ им. А.И. Герцена, Институтом русской литературы (Пушкинским Домом), Институтом языка, литературы и истории КНЦ РАН. Кроме того, факультет поддерживает и развивает международные связи с США, Францией, Англией, Польшей, Болгарией посредством заграничных стажировок, совместного участия в конференциях, обучения студентов по образовательным программам (в США, Финляндии).

На факультете в очной и заочной формах обучается 400 студентов по специальностям «Русский язык и литература», «История» с присвоением квалификации «Учитель русского языка и литературы», «Учитель истории», ведется также подготовка историков и филологов по двум дополнительным специализациям: «Русский язык как иностранный», «Историческое краеведение и музееведение». Подготовку специалистов ведут 49 преподавателей, в том числе, 4 доктора наук, профессора и 33 кандидата наук.

На факультете функционируют три специальные кафедры – русского языка, литературы и истории, а в перспективе планируется открытие кафедры «Межкультурной коммуникации» и филиала кафедры ЮНЕСКО. В планах создание на базе ИФФ гуманитарного центра по изучению, сбережению и распространению отечественной культуры – истории, русской классической и современной литературы, русской речевой культуры. Пропаганда гуманитарного знания и национальной культуры на радио, телевидении, в печатных СМИ – общественный долг нашего факультета! В Год русского языка (2007 г.) русисты инициировали создание республиканского справочно-аналитического центра «Экологическая служба русского языка», призванного всемерно популяризировать образцовую русскую речь, обсуждать проблемы владения русским языком, давать оценку сложившейся языковой ситуации, освещать государственную языковую политику, обеспечивать информационно-аналитический мониторинг состояния речевой культуры СМИ.

Ежегодно по трем специальностям осуществляется прием в аспирантуру, позволяющий обеспечить кадровую преемственность и сохранение сложившихся научных школ.

Весомый вклад в научную и учебную деятельность факультета внесло открытие в 2003 и 2007 г.г. учебных и научно-исследовательских лабораторий языковой экологии и лингвокраеведения (на кафедре русского языка) и русского фольклора (на кафедре литературы).

На факультете проходят представительные Международные и Всероссийские научные конференции, издаются сборники научных трудов, в частности, сборники научных работ студентов, аспирантов и молодых ученых.

ИФФ осуществляет тесное сотрудничество со средними и средне-специальными учебными заведениями Петрозаводска и РК, преподаватели работают с учителями и учащимися городских и сельских школ, поддерживают постоянные контакты с научными центрами Петрозаводска, С-Петербурга, Москвы, Кирова, Архангельска, Великого Новгорода, Пскова, Вологды и др. городов России, Ближнего и Дальнего зарубежья.

Выпускники ИФФ востребованы и реализуют себя в самых разных областях деятельности: образовательной, культурно-просвещенческой, информационной, социальной, политической и т.д.

Адрес факультета: 185000, Республика Карелия, Петрозаводск,

пр. Ленина, д. 29, ауд. 301. E-mail: iff@

1.2. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности

Деятельность факультета определяется законами Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации», КЗОТом, нормативными правовыми актами Министерства образования РФ, Уставом КГПУ, решениями Ученого совета КГПУ и Совета историко-филологического факультета. Подготовка специалистов на факультете ведется по двум специальностям:

032900 – Русский язык и литература (квалификация: учитель русского языка и литературы);

032600 – История (квалификация: учитель истории).

Подготовка специалистов осуществляется в полном соответствии с Гос­стандартом высшего профессионального образования. С 2005 года факультет перешел на Государственный образовательный стан­дарт в соответствии с профессионально-образовательными программами. По учебным планам, составленным в соответствии с Государственным образова­тельным стандартом, в настоящее время обучаются студенты 1-4 курсов.

Профессионально-образовательная программа включает 4 основных блока дисциплин, национально-региональный компонент, курсы по выбору.

В соответствии с требованиями ГОС профессиональная деятельность спе­циалиста направлена на обучение и воспитание учащихся средствами русского языка, литературы и истории. Подготовка ориентирует специалиста на работу в общеобразовательных учреждениях. Учебные программы по дисциплинам блоков разрабатывались в соот­ветствии с ГОС.

Базовые учебные программы утверждены на заседаниях кафедр. В зависи­мости от общего количества часов, выделенных на дисциплину в рамках факуль­тетских учебных планов, вносятся изменения в рабочие программы, преподаватели корректируют объем самостоятельной работы студентов.

В учебные планы по трем специальностям включены курсы по выбору, отражающие гуманитарную проблематику и способствующие в целом гуманитаризации филологического и исторического об­разования, а также подготовке учителя-словесника, учителя-историка общеобразовательных школ.

Работа над научными проблемами в рамках спецсеминаров и курсов по выбору становится в большинстве случаев основой для научно-исследовательской работы и подготовки ВКР.

Для осуществления текущего контроля на факультете, кроме предусмотренных учебным планом зачетов, экзаменов и защит курсовых работ, проводятся кон­трольные работы, проверочные диктанты, коллоквиумы, две межсессионные аттеста­ции, тестирование, предлагаются индивидуально-творческие задания.

Для организации самостоятельной работы студентов преподаватели кафедр используют такие формы, как написание и защита рефератов, выступление с докладами, реферирование, аннотирование и конспекти­рование научной литературы.

Учебный процесс на факультете организован в соответствии с учебным планом. Объем обязательных аудиторных занятий студента при очной форме обучения не превышает за период теоретического обучения в среднем 27 часов в неделю (в этот объем не входят факультативы и обязательные практические занятия по физической культуре). Общий объем каникулярного времени в учебном году составляет 10 недель, в том числе 2 недели в зимний период.

Итоговая государственная аттестация выпускников осуществляется согласно Положению об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации.

На обязательные аудиторные занятия учебным планом предусмотрено примерно 50% часов от общего объема часов по каждой дисциплине.

Теоретическое обучение на факультете составляет 156 недель. Учебная практика 4 (8)недели

Педагогическая практика 16 (12) недель

Экзаменационная сессия 27 недель

Каникулы 49 недель

Итоговая государственная аттестация 8 недель

Общий бюджет времени 260 недель

12.1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности кафедры русского языка.

Кафедра участвует в подготовке студентов по специальности «Русский язык и литература» (очная и заочная форма обучения).

Является также общефакультетской кафедрой, участвуя через преподавание дисциплины «Русский язык и культура речи» в подготовке специалистов по другим направлениям, реализуемым в рамках деятельности университета.

На кафедре функционирует комиссия по приему в аспирантуру по специальности "Русский язык".

При кафедре в 2003 году была открыта Лаборатория лингвокраеведения и лингвоэкологии.

Зав. кафедрой русского языка – канд. филол. наук, доцент И.А. Кюршунова.

Подготовка кадров ведется по специальности «032900 – Русский язык и литература» (по ОКСО 050301) в соответствии с действующим законодательством, государственными образовательными стандартами 2000 и 2005 гг., учебным планом по специальности «Русский язык и литература», «Русский язык как иностранный» (специализация).

В системе работы осуществляется ориентация на федеральную и региональную потребность в специалистах.

1.2.2. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности кафедры литературы.

Кафедру возглавляет заведующий кафедрой, который осуществляет управление кафедрой в соответствии с Уставом КГПУ (с 01.09 2003 г. – д.ф.н., профессор А.В.Пигин).

Кафедра литературы – кафедра историко-филологического факультета.

Кафедра литературы обслуживает следующие специальности:

  1. русский язык и литература – формы очная и заочная;

  2. русский язык и литература с дополнительной специализацией «русский язык как иностранный» - форма очная;

  3. на ФНО - «Педагогика и методика начального образования» - формы очная и заочная.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное агентство по образованию (20)

    Реферат
    В соответствии с Графиком работы экспертных комиссий по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на второе полугодие 2008
  2. Отчет о результатах самообследования Федерального государственного образовательного

    Публичный отчет
    Самообследование Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточная государственная академия физической культуры» (далее – ДВГАФК) проведено в соответствии с решением Ученого
  3. Отчет орезультатах самообследования Факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии по состоянию на 12. 09. 2008 года Утвержден Советом факультета 12. 09. 2008 года (Протокол №1)

    Публичный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии, проводившегося в течение 2007-2008 учебного года.
  4. Отчет орезультатах самообследования По специальности 032015 (050717) Специальная дошкольная педагогика и психология По состоянию на 09. 2008 года

    Публичный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования на факультете дошкольной и социальной педагогики и психологии проводившегося в течение 2007-2008 учебного года.
  5. Отчет о результатах самообследования специальности 030601. 65

    Публичный отчет
    Приложение 2. Соответствие основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста требованиям ГОС ВПО по специальности 030601.65 «Журналистика»

Другие похожие документы..