Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
– классический танец, народно-сценический танец, народно-стилизованный танец, бальный танец, спортивный танец, современная хореография, эстрадная хоре...полностью>>
'Документ'
Звезда – небесное тело, по своей природе сходное с Солнцем, вследствие огромной отдалённости видимое с Земли как светящаяся точка на ночном небе. Звё...полностью>>
'Программа'
В посткризисных условиях решительные и всеобъемлющие реформы, направленные на повышение конкурентоспособности экономики, – это единственный путь Укра...полностью>>
'Реферат'
Самая большая в мире база полнотекстовых научных журналов, Academic Search Premier содержит более 3,800 полнотекстовых журналов по всем областям акад...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

И.В.ДУБРОВИНА, Е.Е.ДАНИЛОВА,

A.M. ПРИХОЖАН

ПСИХОЛОГИЯ

Часть первая

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Разде л I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Тема 1

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Что изучает психология.

Предыстория научной психологии.

Возникновение научной психологии.

Основные направления западной психологии.

Развитие отечественной психологии.

Отрасли психологии.

Психология теоретическая и практическая.

/./. Что изучает психология

Слово «психология» образовано из двух греческих:

«psyche» - душа и «logos» - слово, учение. Оно имеет два

значения: психология как наука и психология как совокупность

особенностей характера, внутренний мир человека.

Именно во втором смысле мы говорим о психологии

того или иного человека, группы людей, даже животных,

особенно наших домашних кошек и собак.

Такое понимание легло в основу житейской, «бытовой»

психологии, которая обобщает и закрепляет опыт многих

поколений людей, наш собственный жизненный опыт. Она

лежит в основе нашего представления об окружающих нас

людях, о самих себе, о причинах поступков, мотивах поведения,

успехах и неудачах. Всякий человек, даже никогда

специально не изучавший психологию, постоянно объясняет

свои собственные поступки, слова и поведение других людей.

И эти объяснения основываются на его представлениях

о мотивах поведения, мыслях, чувствах, ощущениях, эмоциях.

Без этого нормальная жизнь людей невозможна.

Житейские представления о психологии находят свое

выражение и в житейской мудрости, и в привычных устойчивых

взглядах, убеждениях. Они отражены во многих

народных пословицах, поговорках: «В тихом омуте черти

водятся», «Доброе слово и кошке приятно», «Скупой платит

дважды», «На сердитых воду возят», «Нравом хорош,

да норовом негож». Очевидно, что эти пословицы отражают

серьезное знание человеческой психологии. Настоящими

знатоками психологии являются, конечно, писатели,

поэты, художники, актеры - люди искусства, открывающие

в своих произведениях невероятные глубины человеческой

души. И житейская психология, и произведения

искусства во многом опережают, во многом помогают, но

в чем-то и отстают от психологии как науки.

Предмет любой науки составляют те вопросы, которые

она ставит по отношению к окружающему миру, человеку.

Научная психология схожа с житейской, но есть между

ними и существенные различия. Они сходны в том, что

ставят перед собой одни и те же вопросы: чем определяется

тот или иной поступок человека? Как мы мыслим? Почему

иногда, рассматривая что-то, мы не видим главного?

Почему один школьник лучше решает задачи, а другой лучше

рисует? Почему у кого-то много друзей, а у когото,

кто вроде бы ничуть не хуже, их совсем нет? Но отвечают

на эти вопросы житейская и научная психология

иногда одинаково, а иногда по-разному. Например, на вопрос,

почему один ученик лучше решает задачи, а другой лучше

рисует, и научная, и житейская психология дают

один ответ: у этих детей разные способности. Но при этом

житейская психология основывается на том, что человек

рождается с теми или иными способностями, все зависит

от «природы»: «Уж таким уродился». Научная психология,

говоря о различиях в способностях людей, не отрицает роли

природных, врожденных задатков. Однако основное значение

в достижении успехов в рисовании, пении, математике,

спорте и т.д. с научной точки зрения имеет сама

деятельность. Именно в самой деятельности развиваются

способности человека. Подробнее об этом вы узнаете, когда

будете изучать тему «Способности». Сейчас нам важно

подчеркнуть, что «бытовое», житейское объяснение осно

вывается на том, что воспринимается непосредственно:

отец и мать хорошо рисуют, значит, и ребенок хорошо

рисует. Но при таком подходе многое не учитывается. В частности,

то, что в доме, где родители рисуют, ребенок

раньше приобщается к этому виду искусства, имеет больше

возможностей видеть рисунки других, больше возможностей

для сравнения и т.п. Научные выводы, основываясь

на тщательных, скрупулезных исследованиях, выявляют

то, что лежит за внешними, непосредственно воспринимаемыми

явлениями, выясняет их глубинные причины.

Отличие научной психологии от житейской - в том,

как, на основе чего делаются заключения и выводы. В житейской

психологии они строятся на наблюдениях, стереотипных

(шаблонных, трафаретных), взглядах, убеждениях.

Из-за этого они часто отрывочны, случайны, достаточно

косны, нередко противоречат друг другу. Научная

психология базируется на строгих, полученных в ходе специальных

исследований и неоднократно проверенных фактах,

которые логически систематизируются и объясняются

в специальных научных теориях.

Используя суждения житейской психологии, мы обычно

легко примиряемся с противоречиями, а часто и не

замечаем их. Для ученого выявившееся противоречие между

фактами или между тем или иным фактом и теорией важный

вопрос для дальнейшего исследования. Теория

позволяет выдвигать предположения, строить гипотезы о

все более сложных, все более скрытых от непосредственного

наблюдения фактах и тем самым все глубже познавать

психику человека и животных.

Психика - способность мозга получать информацию об

окружающей действительности, создавать образ объективного

мира и регулировать на этой основе собственное поведение

и деятельность. Работа психики осуществляется

только в процессе активной деятельности человека, животного.

Активная деятельность - важнейшее условие развития

психики, т.е. ее совершенствования, усложнения,

углубления.

Активное отражение действительности - важнейшее

свойство дифференцированного, обладающего многоуровневыми

связями между различными отделами - высокоорганизованного

мозга. Оно присуще и животным, и человеку.

Чем сложнее, чем сформированней мозг, тем большими

способностями обладает психика, тем более она развита.

Наиболее высокого, полного уровня развития психика

достигает у человека.

Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает,

думает, помнит, чувствует, все его привычки,

его индивидуальность, то, как, с помощью каких

средств, каких, по выражению психологов, механизмов он

это делает.

Психика дает возможность не только достаточно точно

отражать особенности окружающего мира, она позволяет

предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем.

Такая опережающая функция психической деятельности,

конечно, в наибольшей степени характерна для человека.

Благодаря этому мы можем представить то, что случится

через некоторое время, можем строить планы, ставить

цели, мечтать. Она позволяет нам, например, заранее подготовиться

к какому-либо сложному событию. Например,

если вам не хочется делать уроки или готовиться к экзамену,

очень полезно представить себе свое будущее эмоциональное

состояние. Что вы будете чувствовать, когда вас

вызовут, а вы не сможете сказать ни слова. Что будете испытывать,

когда вас будут спрашивать о результатах экзамена.

Такое «эмоциональное предвосхищение», как правило,

позволяет преодолеть лень и начать заниматься.

Психика имеет индивидуальный характер. Психические

особенности образуют индивидуальность, и все воздействия

преломляются через индивидуальные особенности.

Вы сами, наверное, неоднократно наблюдали, как одно и

то же событие одного человека волнует, а другого оставляет

безразличным. Видели, как при нападении на хозяина

одна собака начинает его защищать, а другая - прячется

за него.

Изучение сущности и закономерностей развития психики

человека и животных и составляет предмет научной психологии.

В этом учебном курсе мы будем говорить о психологии

человека. Исследованием психики животных занимается

специальная отрасль психологии - зоопсихология.

Психология изучает психические явления: психические

процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы описывают три основные сторо

ны душевной жизни человека: познание, чувство и волю.

Соответственно в психических процессах выделяются по

знавательные процессы, чувства и воля. К познаватель

ным процессам относятся ощущение, восприятие, память,

мышление, воображение, с помощью которых мы узнаем,

постигаем мир и самого себя. Особое место среди познавательных

процессов занимает внимание, которое присутствует

во всех процессах и позволяет сконцентрироваться,

сосредоточиться на чем-либо.

Чувства, эмоции отражают переживание человеком своего

отношения к явлениям окружающего мира, событиям

своей внутренней жизни, определяют то, насколько они

важны именно для него, для его жизни, т.е. устанавливают

личностную значимость того или иного события.

Воля, произвольность обеспечивает сознательную регуляцию

поведения, возможность действовать по сознательно

поставленной цели, принятому намерению.

В понятии «психические процессы» подчеркиваются

прежде всего динамичность, пластичность, изменчивость,

непрерывность психической деятельности.

Психические состояния - относительно устойчивые психические

явления. К психическим состояниям относятся

бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др.

Хотя психические состояния, как и другие явления психики,

отражают воздействие на человека определенных

событий внешней и внутренней жизни, он, как правило,

осознает лишь само это состояние, а то, что его вызвало,

либо вообше не представляет, либо представляет неотчетливо.

Психические свойства - наиболее устойчивые и существенные

особенности, отличающие человека или группу

людей от других. К психическим свойствам относятся особенности

личности человека, его направленность, качества

личности, черты характера, темперамент, способности.

Психические процессы, психические состояния и психические

свойства не существуют отдельно друг от друга,

они взаимодействуют и могут переходить друг в друга. Например,

любопытство как выражение познавательного

процесса, может переходить в состояние интереса и закрепляться

в таком качестве личности, как любознательность.

Единство всех сторон психической жизни человека служит

основанием для его активности. Активность - общее

свойство живых организмов, основное условие их существования.

Жить - значит быть активным, действовать.

Именно активность позволяет живому существу поддерживать

жизненно важные для него связи со средой, она

служит основой развития и саморазвития.

Активность обеспечивает поведение человека - его взаимодействие

с окружающей средой, обусловливаемое внешними

(среда) и внутренними (потребности, мотивы)

условиями. Поведение может быть в разной степени осознано

человеком, определяться сознательно поставленными

целями или осуществляться по непосредственному

желанию, чувству, т.е. быть импульсивным.

Важнейшей формой человеческой активности является

деятельность. Деятельность - сознательно регулируемая

активность, направленная на познание и преобразование

внешнего мира и самого человека. Основные виды деятельности

человека - игра, учение, труд, творчество. Именно

в деятельности формируются основные свойства личности,

развиваются ее способности. Изучая психику человека,

психология уделяет особое внимание различным

видам человеческой деятельности, тому, как в ней проявляется,

формируется и развивается человек.

Итак, психология - наука, которая изучает психику. Психика

человека обеспечивает внутреннюю регуляцию его активности,

выражающуюся в его поведении и деятельности.

1.2. Предыстория научной психологии

Когда говорят о научной психологии, всегда отмечают,

что она имеет короткую историю и длительное, богатое

прошлое. Официальную историю научной психологии принято

отсчитывать с 70-х годов XIX в. Однако вопросы о

природе человека, о том, что отличает его от других живых

существ, волновали людей с самого начала истории

человечества.

Первоначально возникло представление о том, что в

теле человека существует нечто, позволяющее ему понимать

то, что он видит и слышит, дает ему возможность

думать и чувствовать, добиваться намеченной цели, владеть

собой. Так возникло представление о душе, которую

часто изображали в виде крылатого существа. Душа независима

от тела, она может жить собственной жизнью,

например, пока человек спит. Душу связывали с дыханием,

которое исчезало у мертвого человека. Считалось, что

душа покидает человека вместе с последним дыханием. Это

представление отразилось в мифах разных народов и во

взглядах древних философов.

Древнегреческие философы представляли душу как не

что, похожее на пламя или движение воздуха. Душа от

дельного человека лишь слабый отпечаток мировой души Космоса.

Душа - основа идей древнегреческих философов

Гераклита (ок. 544-483 до н.э.), Демокрита (ок. 460 - ок. 371

до н.э.), Платона (428-348 до н.э.), Аристотеля (384-322 до

н.э.) и др.

Психология возникла как наука о душе, и в дальнейшем

в течение многих веков психологическое знание накапливалось

в рамках философской мысли. Одним из главных

вопросов, который волновал философов, размышлявших

над сущностью человеческой, была проблема связи

души и тела. Очень долго господствовала точка зрения,

что природа души и тела совершенно различна, а их взаимоотношения

подобны связям между кукловодом (душой)

и куклой (телом), т.е. считалось, что душа может оказывать

влияние на тело, но не наоборот.

Французский философ Р.Декарт (1596-1650) также

считал, что душа и тело имеют разную природу и действуют

по разным законам. Тело, по мнению Декарта, материально

и действует по законам механики. Душа же нематериальна,

и ее главное свойство - способность мыслить,

помнить и чувствовать. Однако не только душа может влиять

на тело, но и тело может воздействовать на душу.

В XVII-XVIII вв. благодаря бурному развитию естественных

наук вместо понятия «душа» в науке появилось понятие

«сознание». Психология стала наукой о сознании. Сознание

включало мысли человека, его чувства, потребности,

желания - все то, что человек находит, думая о себе,

обращая взгляд внутрь себя.

Отсюда возник очень важный вопрос, как, под влиянием

чего формируется сознание человека. Предполагалось, что

все, существующее во внешнем мире, воздействует на органы

чувств, благодаря чему возникают ощущения. Ощущения

могут сочетаться между собой с помощью цепочки

ассоциаций. Это направление получило название ассоцианизма.

Соответственно понималось и развитие человека. Известный

английский философ Дж. Локк (1632-1704), считавший,

что «в сознании нет ничего, чего не было бы в ощущениях

», рассматривал сознание ребенка при рождении

как tabula rasa - чистую доску, на которой жизнь оставляет

свои письмена. Эта идея Дж. Локка получила значительное

отражение в разнообразных психологических и педагогических

теориях, основывающихся на представлении о

ведущей роли внешних воздействий, воздействий среды

для развития и воспитания человека. Поэтому Дж. Локк

придавал большое значение воспитанию, в том числе формированию

положительного отношения к хорошим поступкам

и отрицательного - к плохим.

1.3. Возникновение научной психологии

В течение тысячелетий философская мысль ставила и

решала психологические проблемы, давала свои ответы на

вопросы о сущности человека, о его мышлении, чувствах.

Однако эти ответы были чисто теоретическими. В XIX в. развитие

научной мысли во многих отраслях привело к пониманию

ценности знания, полученного экспериментальным,

опытным путем. Так развивались, например, физика,

химия. Наибольшее значение для возникновения

психологии как экспериментальной науки имело развитие

физиологии.

Историю научной психологии принято считать с 1879 г. года

открытия немецким физиологом В. Вундтом (1832—

1920) в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической

лаборатории. Психология стала экспериментальной

наукой.

В. Вундт, Э. Титченер (1867-1927) и др. считали, что

для изучения сознания необходимо расчленить это сложное

явление на отдельные элементы - ощущения, образы

и чувства и выявлять структурные отношения между ними.

Теория, разрабатываемая ими, получила поэтому названиеструктурализма.

Представителей другого направления -функционализма

- интересовал прежде всего вопрос, как действует,

как функционирует психика. Наиболее яркими представителями

этого направления были Ф. Гальтон (1822-1911),

У.Джеймс (1842-1911), Д.Дьюи (1859-1952). Функционалисты

основывались на эволюционной теории

Ч. Дарвина и считали, что роль сознания - в приспособлении

человека к окружающему миру. Поэтому главное для

психологов - понять функцию сознания, то, как оно помогает

человеку приспосабливаться к окружающему миру,

решать жизненные задачи. Функционалисты много внимания

уделяли практическому применению психологии,

в том числе и в практике обучения. Они стали писать книги

специально для педагогов.

Так, У. Джеймса очень интересовали привычки, он считал,

что они имеют большое значение для развития. В сво

ей книге для учителей он подчеркивал, что вся наша жизнь

слагается из конкретных привычек - практических, эмоциональных,

умственных. А потому главные усилия учителя

должны быть направлены на то, чтобы выработать у

ребенка именно те привычки, которые в дальнейшей жизни

принесут ему наибольшую пользу. Люди воспитываются

для действия, материалом же, из которого действия состоят,

служат привычки1.

Огромный вклад У.Джеймс внес в психологию эмоций,

ему принадлежат также первые исследования самосознания

и самооценки, в частности, знаменитая формула

самоуважения как отношения успеха, которого достигает

человек, к его притязаниям.

Успех

Самоуважение =

Притязания

Для учителей, воспитателей писали свои книги и другие

представители функционализма. Так, американский

психолог Д. Дьюи (1859-1952) посвятил свою книгу проблемам

развития мышления. В предисловии к ней отмечал,

что школы обременены множеством предметов, из

которых каждый, в свою очередь, представляет массу материалов

и принципов. Задача преподавателей усложнилась

благодаря тому, что они убедились в необходимости

иметь дело с индивидуальностью каждого ученика, а не

с их массой.

И структурализм и функционализм занимались изучением

явлений, доступных осознанию.

Одновременно в конце XIX - начале XX в. было предпринято

множество попыток создать физиологическую

психологию, изучить психологические явления физиологическими

методами. Однако эти попытки во многом оказались

неудачными, поскольку точные, однозначные,

объективные физиологические показатели трудно было

соотнести с субъективными, психологическими -расплывчатыми,

изменчивыми, противоречивыми. Это заставило

многих ученых сомневаться в возможности научного изучения

психологических явлений.

В результате психология разделилась на два направления.

Одно с помощью точных научных методов пыталось изучить

такие относительно простые психологические про

1 См.: Джеймс. У. Беседы с учителями о психологии. - М., 1998. С.

60-61.

13

цессы, как ощущение и восприятие. Второе рассматривало

высшие психические процессы - память, мышление,

которые такими способами изучены быть не могли. Для

этих целей был создан особый метод исследования -интроспекция

(от лат. introspectare - смотреть внутрь), т.е. наблюдения

человека за тем, как действует его психика и

субъективное описание этого.

Подобная ситуация привела к кризису психологии как

науки. В начале XX в. возникли два направления, совершившие

переворот в психологической науке. Одно из этих

направлений - бихевиоризм - обратилось к изучению внешнего

поведения, другое - психоанализ - к изучению бессознательных

процессов.

1.4. Основные направления западной психологии

Бихевиоризм. Название этого направления происходит

от английского слова behavior - поведение. Его разрабатывали

американские психологи Э.Л. Торндайк (1874—

1949), Дж. Уотсон (1878-1958) и др. На развитие бихевиоризма

громадное влияние оказало учение русских ученых

И.П. Павлова и В.М. Бехтерева о природе рефлексов.

Ученые-бихевиористы считали, что сознание человека,

его мысли, чувства, переживания - слишком субъективны

и не могут быть зарегистрированы объективными

средствами, потому они не подлежат исследованию. Изучать

можно лишь то, что можно точно наблюдать в поведении

и фиксировать. Психология стала пониматься ими

как наука о поведении.

Основная схема поведения была описана бихевиористами

в символах «S-R: стимул - реакция». Под стимулом

понимается любое воздействие на организм, под реакцией

- любое ответное действие. Чаще всего поведение определяется

сложной совокупностью стимулов, которые

определяются как окружающая среда, или ситуация. Реакция

также может быть простой (например, отдергивание

руки от огня) и сложной. К сложным реакциям относятся

все формы человеческой деятельности, которые содержат

какое-либо действие (например, прием пищи, написание

текста, игра). Речь человека, как внешняя (вслух), так и

внутренняя (про себя), также относилась ими к реакциям.

Такой подход исключал принципиальную разницу меж

ду психологией животных и человека. Недаром в работах

психологов этого направления до настоящего времени дан

ные, полученные на животных, непосредственно переносятся

на человека.

В дальнейшем исследователи, развивавшие идеи бихевиоризма,

признали, что формула «S-R: стимул - реакция»

не может полностью описать поведение и деятельность, причем

не только у человека, но и у животных. Существует

множество факторов, влияющих на них. Между стимулом и

реакцией, считают современные психологи-бихевиористы,

у человека имеется промежуточный механизм - познавательные

процессы: мышление, память, воображение. Эти

идеи легли в основу необихевиоризма, основными представителями

которого являются Э. Толмен (1886-1959),

К.Халл (1884-1953), Б. Скиниер (1904-1990) и др.

Центральными для психологии бихевиоризма и необихевиоризма

на протяжении всей его истории были вопросы

научения, т.е. того, каков процесс приобретения индивидуального

опыта и каковы условия достижения наилучших

результатов. Недаром одно из современных течений

бихевиоризма так и называется - теория социального научения.

Его основатель А. Бандура (р. 1925) считает, что

научение у человека может происходить двумя основными

путями: 1) прямым; непосредственным подкреплением;

2) подкреплением косвенного, когда он наблюдает за поведением

других людей и того, к чему может вести такое

поведение.

Бихевиоризму и школе социального научения психология

обязана наличием множества четких, проверяемых

фактов, тонкими экспериментальными приемами. Во многом

благодаря этим направлениям психология стала объективной

наукой, использующей точные методы выявления

и измерения изучаемых явлений.

Критика бихевиоризма связана с механистическим

взглядом его представителей на человеческую психику,

игнорированием собственно психических явлений - воли,

эмоций, потребностей человека, его активности и вытекающими

отсюда представлениями о жесткой детерминированности,

обусловленности поведения и развития человека

внешними обстоятельствами.

Психоанализ. Основателем этого направления стал австрийский

психиатр и психолог 3. Фрейд (1856-1939).

3. Фрейд был врачом, и первоначально психоанализ возник

как метод лечения неврозов. 3. Фрейд обратил внимание,

что невротические болезни взрослых часто вызваны

психическими травмами, полученными в детском возрас

те и связанными с реальными или воображаемыми сексуальными

домогательствами со стороны близких взрослых

противоположного пола (например, отца, брата, дяди).

Подобные травмы вызывали у своих носителей тяжелые

переживания, осознание которых могло оказаться невыносимым

для ребенка. Поэтому травмирующие воспоминания

изгоняются, вытесняются из сознания, причем

происходит это без какого-либо участия сознания человека,

бессознательно. Однако они не исчезают, а продолжают

существовать, но существовать неосознанно. Более того,

они становятся активной силой, влияющей на поведение,

мотивирующей его. Наличие таких неосознанных переживаний

и мотивов вызывало, считал 3. Фрейд, невротические

симптомы заболеваний во взрослом возрасте. 3. Фрейд

и его коллеги заметили, что симптомы заболеваний исчезают,

когда пациент отреагирует это воспоминание, т.е.

вспомнит и как бы вновь переживет травмирующее событие.

Обращение к детскому опыту для понимания переживаний

взрослого человека было важнейшим открытием

3. Фрейда.

Для лечения заболеваний такого типа 3. Фрейд и его

коллеги использовали разные методы, например гипноз.

Однако наиболее эффективным оказался изобретенный

3. Фрейдом метод свободных ассоциаций. При использовании

этого метода пациент лежит на кушетке, а врач

побуждает говорить все, что тому придет в голову, не думая

о том, насколько это глупо, мелко или неприлично,

как он может выглядеть в глазах врача. Поскольку причина

невротических симптомов скрыта в сфере бессознательного,

и сам пациент даже не подозревает, что именно вытеснено,

то врач должен уметь распознавать в словах пациента

эти скрытые симптомы и помочь отреагировать

вытесненные переживания. При этом вытесненный материал

осознается с трудом. Такое осознание может сопровождаться

резким сопротивлением со стороны пациента.

Именно этот метод и получил название психоанализа.

В дальнейшем к нему присоединилось также толкование

сновидений, содержание которых, по мнению 3. Фрейда,

позволяет открыть неосознанные проблемы человека, а в

дальнейшем - все то, что он назвал «психопатологией обыденной

жизни» - всевозможные ошибки, оговорки, забывание

того, что надо было сделать или взять с собой, а

также шутки. Все это, считал 3. Фрейд, не случайность, а

проявление бессознательного. Влияние бессознательного

проявляется и в творчестве человека. Так психоанализ был

перенесен из медицины на понимание того, как работает



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №4 «Сказка» зато г. Заозерска Мурманской области

    Образовательная программа
    Образовательная программа – это нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ №4 «Сказка».
  2. Центр реализует программы дошкольного, начального общего, основного общего образования, учитывающего особенности психофизического развития и индивидуальные возможности воспитанников.

    Доклад
    Государственное образовательное учреждение города Москвы Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Логотон» является учреждением для детей с нарушением слуха и речи, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
  3. История психологии история психологии

    Закон
    Веками рождались и сменяли друг друга представления о душе, сознании, поведении. История психологии воссоздает картину этой смены, выявляет от чего она зависела.
  4. Ганзен В. А. Системные описания в психологии

    Книга
    Подробно рассматриваются различные методы и формы системных описаний объектов общей и дифференциальной психологии. Книга предназначена для психологов, аспирантов и студентов факультета психологии, а также для специалистов смежных
  5. Главная редакция социально-экономической литературы платонов К. К. П37

    Документ
    С позиций ленинской теории отражения в книге дана стройная система основных понятий и категорий психологической науки. Некоторые вопросы ставятся в дискуссионном порядке.
  6. Психологии «psycom» г. Москвы 2002-2012 Методические материалы комплект №4

    Реферат
    В. «Между двух стульев» Джозеф О Конер «Введение в НЛП» Джон Гриндер «Из лягушек в принцы» Роберт Дилтс «Изменение убеждений с помощью НЛП» Стивен Волинский «Квантовое сознание» Ричард Бендлер «Рефрейминг» Бил Кволтс-Ридлер «Пойми

Другие похожие документы..