Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Современные тенденции развития различных взглядов, толкований природы финансов и новых форм развития финансовых институтов в реальном секторе экономи...полностью>>
'Документ'
Управление качеством образования в рамках Государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: Внедрение современной модели обр...полностью>>
'Биография'
В ноябре 2009 года муниципальное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества города Курганинска отметит свой юбилей. Ему и...полностью>>
'Информационный бюллетень'
Сплошное статистическое наблюдение субъектов предпринимательства, которое проводится Росстатом в начале 2011 года, является не только экономически зн...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

для работы с детьми, поскольку позволяет выявить

и устранить причины многих трудностей в обучении и поведении.

Социальная психология занимается психологическими

особенностями, поведением и деятельностью людей, которые

связаны с их принадлежностью к определенным социальным

группам (дружеской, учебной, профессиональной,

национальной, расовой и др.). Отдельно изучаются

детские группы.

Проводятся исследования этих групп, их деятельности

и развития, а также различных видов общения, взаимоотношений

между людьми, которые называют межличностными

отношениями. Социальные психологи изучают психологический

климат того или иного предприятия, учреждения,

его зависимость от отношений между сотрудниками,

начальником и подчиненными, влияние этого климата на

психологическое состояние людей, на успешность их деятельности.

Например, социальные психологи показали, что

отношения между директором школы и учителями влия

ют на отношения между детьми даже в тех случаях, когда

дети, казалось бы, не могут узнать об этом, и определяют

психологический климат школы.

В рамках этой отрасли активно развивается семейная психология,

выявляющая особенности создания семьи, выбора

супруга. Исследуются отношения между супругами, между

родителями и детьми, отношения нескольких поколений в

семье, причины семейных конфликтов и др.

Психодиагностика - отрасль психологии, разрабатывающая

методы и средства выявления и измерения психологических

особенностей человека, изучающая возможности

применения этих средств на практике. Психодиагностика

позволяет выявить и измерить выраженность у

человека определенных индивидуально-психологических

характеристик: уровень развития интеллекта, способности,

свойства личности, интересы. Благодаря психодиагностике

можно выявить скрытые от непосредственного

наблюдения причины поведения, поступков, успешности

и неуспешности в деятельности, в том числе учебной,

в общении.

Для работы в школе особое значение имеют знания из

области возрастной и педагогической психологии.

Возрастная психология, или психология развития, исследует

развитие психики человека и ее особенностей на

протяжении онтогенеза. Онтогенез - процесс индивидуального

развития организма от рождения до смерти. Этот

термин используется не только в психологии, но и в физиологии,

медицине, биологии. Возрастная психология

включает детскую психологию, психологию индивидуального

развития взрослого человека и психологию старости. Она занимается

изучением закономерностей психического развития,

психологических особенностей каждого возраста,

выявляет, как формируются, функционируют и распадаются

различные психологические структуры на разных

возрастных этапах, как взаимодействуют на каждом этапе

различные психологические образования, как происходит

переход от одного возрастного периода к другому.

Педагогическая психология включает в себя психологию

обучения и психологию воспитания. Она изучает влияние

процесса обучения и воспитания на формирование качеств

личности, познавательные возможности человека, развитие

его способностей и интересов, выявляет психологические

закономерности обучения и воспитания, проявление

в них индивидуально-психологических особенностей

человека. Педагогическая психология изучает также особенности

взаимоотношений между педагогом и учащимися,

а также психологию самого учителя.

Среди отраслей психологии особое место занимает парапсихология,

исследующая психические явления, не поддающиеся

объяснениям посредством имеющихся научных

знаний. Поэтому в название этой отрасли психологии входит

греческое слово «пара», означающее - в стороне, рядом.

Это прежде всего восприятие, выходящее за пределы

возможностей органов чувств (экстрасенсорное), а также

методы непосредственного психического воздействия на

физические процессы, в том числе и на болезни людей,

на их самочувствие, на их взаимоотношения с близкими.

Психологическое изучение и объяснение этих явлений одна

из интереснейших задач психологической науки.

1.7. Психология теоретическая и практическая

Психология, как и все другие науки, делится на два больших

раздела. Одни психологи занимаются теоретическими

исследованиями, другие - применением результатов этих

исследований на практике. Соответственно выделяются теоретическая

и практическая психология. Задачей первой, о

которой мы и говорили до сих пор, является выявление

закономерностей, психологических механизмов, разработка

теории. Задача практической психологии - использование

полученных знаний в различных сферах жизни.

Психологические знания касаются каждого человека.

Они могут быть использованы в профессиональной деятельности

и личной жизни, в отношениях с другими людьми.

Однако настоящее их применение требует участия специалиста-

психолога, обладающего не только знаниями,

но и умением практически использовать их.

Психологи-практики работают в детских садах, школах,

на заводах, в клиниках, больницах, специальных консультациях,

армии, системах управления, в службах помощи

семье и т.п. - почти во всех областях человеческой

деятельности. Их работа связана с ответом на разнообразные

запросы практики.

Психолог, работающий в детских садах, школах, кол

леджах, профессионально-технических училищах, детских

домах и т.п. - психолог образования, или детский практи

ческий психолог, занимается множеством проблем. Он по

могает выявить и развить способности детей, способствует

становлению основных психических процессов - внимания,

памяти, мышления и т.п. Он может определить, почему

ребенок учится ниже своих возможностей, выяснить,

почему дети не усваивают тот или иной учебный материал,

почему ребенок плохо себя ведет, не может дружить с

одноклассниками. И не только определить, но и объяснить.

Психолог располагает средствами, позволяющими ему

предупредить возможные нарушения, отклонения в развитии

ребенка. Эта работа называется психологической профилактикой.

Ведет он работу и по преодолению имеющихся

нарушений. Такая работа называется психологической

коррекцией. Однако сделать все это психолог может

только в тесном сотрудничестве с педагогами. Именно их

постоянное сотрудничество может обеспечить такую работу

школы, когда детям увлекательно и радостно учиться,

а взрослым - интересно работать.

Практический психолог образования решает множество

повседневных вопросов и задач. Но главной целью его деятельности,

целью существования психологической службы

образования в целом является психическое и психологическое

здоровье детей и подростков.

Психическое здоровье - состояние душевного благополучия,

полноценной психологической деятельности человека,

выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии,

его активности. Основу психического здоровья

составляет полноценное психическое развитие на всех

этапах онтогенеза. Одной из важнейших целей психологической

службы образования является создание психологопедагогических

условий, обеспечивающих такое развитие.

Психическое здоровье создает фундамент для более высокого

уровня здоровья - здоровья психологического.

Психологическое здоровье характеризуется высоким уровнем

личностного развития, пониманием себя и других,

наличием представлений о цели и смысле жизни, способностью

к управлению собой (личностной саморегуляции),

умением правильно относиться к другим людям и к себе,

сознанием ответственности за свою судьбу и свое развитие.

Конечно, на каждом этапе развития психологическое

здоровье, как и здоровье психическое, имеет свою ярко

выраженную возрастную специфику.

Каждый практический психолог для того, чтобы полноценно

работать в той или иной сфере практики, должен

разбираться в ней. Медицинский психолог должен знать

основы медицины, психолог, занятый в сфере психоло

гии искусства, - разбираться в нем и понимать его, хорошо

знать эстетику. Спортивный психолог - иметь знания

по различным областям спортивной деятельности. Психолог

образования, или детский практический психолог,

должен знать педагогику, дидактику, иметь представление

о методике. Только в этом случае он сможет хорошо

работать, способствовать развитию детей, помогать детям

и педагогам.

Однако для того, чтобы эта работа была по-настоящему

результативной, необходимо, чтобы и педагог знал психологию.

При этом важно, чтобы каждый из них уважал

знания другого, признавал его профессиональную осведомленность,

профессиональные умения - его профессиональную

компетентность. Это обеспечит их эффективное

профессиональное взаимодействие, позволит каждому из

них работать лучше, приносить больше пользы и получать

от работы больше удовольствия.

Вопросы и задания

1. В чем различие житейской и научной психологии?

2. Приведите примеры различных психических явлений, основываясь

на наблюдениях за собой или окружающими.

3. В чем отличие работы психолога-исследователя от психолога-

практика?

4. Какие отрасли психологии наиболее важны для системы

образования? Почему?

5. Как соотносятся психическое и психологическое здоровье?

6. Как изменялось представление о том, чем должна заниматься

психология на протяжении истории развития этой науки?

7. Почему говорят, что психология - и очень старая, и совсем

молодая наука? В чем различия между донаучной и научной психологией?

8. Существует ли связь между представлениями о природе

человека и пониманием предмета психологии?

9. С чем, по вашему мнению, связано существование множества

школ и направлений в психологии?

10. Какие направления в психологии, по вашему мнению,

наиболее полезны для учителя? Почему?

Тема 2

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Наблюдение.

Эксперимент.

Стратегии психологического исследования.

Психодиагностические методы.

Метод анализа продуктов деятельности.

Анкетирование.

Беседа или интервью.

Методы консультационной, развивающей и

психокоррекционной работы.

Как вы уже знаете, психология - это и наука, и практика.

Методы психологии, первоначально разработанные

в научных исследованиях, переходят затем к психологупрактику

и служат целям диагностики, развития и коррекции,

психопрофилактики и т.п. Поэтому психологические

методы, хотя и могут быть подразделены на исследовательские,

психодиагностические, развивающие,

психокоррекционные, психопрофилактические, все же

нередко выступают в нескольких ролях. Например, беседа

может быть и диагностическим, и развивающим, и

психопрофилактическим методом. Диагностический метод

может применяться и для исследований, и для практической

работы.

Как и во всякой науке, в психологии основными способами

сбора данных являются наблюдение и эксперимент.

2.1. Наблюдение

Наблюдение - внешне самый простой метод, но на самом

деле требующий серьезной профессиональной подготовки

и знаний. Суть этого метода в том, чтобы, наблюдая

и фиксируя (с помощью обычной записи или любых технических

средств) особенности поведения, увидеть за ними

проявления той или иной психологической характеристики

в реальном поведении. Другой задачей наблюдения является

выделение особенностей поведения и деятельности,

психических проявлений, которые еще не нашли удовлетворительного

описания в науке.

2 Д\Т>ровина И

Особенностью научного наблюдения в отличие простого,

житейского является его преднамеренность, целенаправленность

(осуществляется в соответствии с заранее поставленной

целью), избирательность (наблюдаются не все, а

определенные особенности поведения и деятельности).

планомерность (проведение в соответствии с определенным

планом) и систематичность. Существенное значение

имеет как можно более полная фиксация наблюдаемого.

Основные сложности наблюдения в том, чтобы выделить

в поведении главное и не подменить реально наблюдаемый

факт собственной интерпретацией. Трудности

применения этого метода связаны с тем, что на восприятие

человека влияют неосознаваемые установки,

взгляды, пристрастия, действие которых он не может

проконтролировать. Например, есть данные о том, что

необъективность наблюдателя возрастает, когда мужчины-

исследователи судят о поведении женщин и наоборот.

Значительные проблемы связаны и с полнотой наблюдаемого.

Так, в одном из экспериментов двое наблюдателей

собирали данные о поведении испытуемых в ходе выполнения

действий с кубиками. Наблюдателям был дан

перечень возможных действий с кубиками, которые надо

было отметить в ходе наблюдения (поменять кубики, бросить

кубик, поставить их один на другой, задать вопрос и

т.п.). В итоге выяснилось, что протоколы наблюдателей существенно

отличались друг от друга. Один из наблюдателей

почти не обращал внимания на словесные реакции

испытуемых, а отмечал только их двигательные реакции.

Таким образом, этот наблюдатель не смог обеспечить полноту

наблюдений.

Однако, несмотря на имеющиеся трудности, наблюдение

- эффективный метод психологического исследования.

Важнейшее его достоинство в том, что он позволяет

увидеть психическое явление в реальном поведении, в реальной

жизни. Поэтому разрабатывается множество специальных

приемов, направленных на повышение качества наблюдения,

уровня надежности его результатов (т.е. соответствия

их реальности).

Научное наблюдение может осуществляться в виде днев

никовых записей. Многие ученые-биологи, начиная с

Ч.Дарвина, психологи вели дневники, наблюдая за раз

витием своих детей и внуков. Эти дневниковые записи по

служили основой для раскрытия многих закономерностей

психического развития.

2.2. Эксперимент

Основным методом исследовательской работы психолога

является эксперимент. Известный отечественный психолог

С.Л.Рубинштейн (1889-1960) выделял следующие

качества эксперимента, обусловливающие его значение для

получения научных фактов: «1) В эксперименте исследователь

сам вызывает изучаемое им явление, вместо того чтобы

ждать, как при объективном наблюдении, пока случайный

поток явлений доставит ему возможность его наблюдать.

2) Имея возможность вызывать изучаемое явление,

экспериментатор может варьировать, изменять условия,

при которых протекает явление, вместо того чтобы, как

при простом наблюдении, брать их такими, каким ему их

доставляет случай. 3) Изолируя отдельные условия и изменяя

одно из них при сохранении неизменными остальных,

эксперимент тем самым выявляет значение этих отдельных

условий и устанавливает закономерные связи, определяющие

изучаемый им процесс. Эксперимент, таким

образом, очень мощное методическое средство для выявления

закономерностей. 4) Выявляя закономерные связи

между явлениями, эксперимент часто может варьировать

не только самые условия в смысле их наличия или отсутствия,

но и их количественные соотношения. В результате

эксперимент устанавливает допускающие математическую

формулировку количественные закономерности»1.

Различаются три основных вида эксперимента: лабораторный,

естественный и формирующий.

Лабораторный эксперимент проводится в помещении,

специально приспособленном для точного проведения опыта,

контроля всех воздействий на испытуемого и регистрации

его ответов и действий. Психологическая лаборатория

оснащена специальным оборудованием, которое может быть

и очень сложным - специально разработанные установки,

аппаратура, подключенные к компьютеру, - и очень простым.

Иногда для проведения опыта достаточно бумаги, карандаша

и секундомера. Важно, чтобы оборудование обеспечивало

реализацию основных качеств эксперимента.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - С.37.

Приведем в качестве примера классический эксперимент

по изучению влияния на суждение одного человека

мнения других людей. Проведен этот эксперимент американским

психологом М. Шерифом. Проводился опыт в темной

лаборатории, была лишь одна светящаяся, мерцающая

точка. Испытуемым предлагалось определить, в каком

направлении движется точка и на каком расстоянии от

них она находится. На самом деле точка была неподвижна,

однако в полной темноте она казалась движущейся, и ее

видели каждый раз в новом месте. Пока испытуемые выполняли

задание по одному, их ответы были различными.

Но когда они объединялись в группу, ответы становились

очень похожими. Этот эксперимент демонстрирует, во-первых,

как человек осознает явления окружающего мира, и,

во-вторых, как на это осознание влияют особенности восприятия

объекта (неподвижная мерцающая точка света в

полной темноте кажется движущейся) и мнения других

людей.

Естественный эксперимент, предложенный русским

психологом А.Ф. Лазурским (1874-1917), предполагает проведение

исследования под контролем экспериментатора,

но в естественных условиях. Например, для выяснения того,

какие факторы способствуют снижению страха перед экзаменами,

американский психолог И. Сарасон провел несколько

серий опытов непосредственно перед экзаменами.

Испытуемых разделили на три группы, в каждой были студенты,

боящиеся экзаменов, и относящиеся к ним спокойно.

В первой группе экспериментатор признавался, что

сам боится экзаменов, описывал свои переживания, мешающие

ему сосредоточиться на ответе. Во второй - он

прибавлял к этому, что умеет преодолевать свой страх, и

предлагал некоторые конкретные способы и приемы. Наконец,

в третьей - говорил, что никогда не боялся экзаменов.

Критерием являлась успешность испытуемых на экзамене.

Выяснилось, что студенты, которые боялись экзаменов,

хуже всего выполняли задания в первом случае,

когда экспериментатор лишь сообщал им, что тоже боится

экзаменов. Наилучших результатов они достигали тогда,

когда им предлагались способы преодоления страха. В

этом случае они даже опередили студентов, не испытывавших

никакого беспокойства по поводу экзаменов.

Естественный эксперимент широко применяется, например,

в социальной, педагогической психологии, психологии

управления.

И лабораторный, и естественный эксперименты могут

быть констатирующими и формирующими.

Констатирующий эксперимент выявляет факты, закономерности,

сложившиеся в ходе развития человека. Приведенные

выше примеры относятся к констатирующим

экспериментам.

Формирующий эксперимент выявляет закономерности,

условия, психологические механизмы развития определенных

качеств, способностей, свойств путем активного их

формирования. Например, известный отечественный психолог

П.Я. Гальперин, изучая внимание, выдвинул гипотезу,

что внимание можно понимать как деятельность психического

контроля и сформировать его можно через развитие

у человека умения контролировать себя, свои действия.

Критерием правильности гипотезы являлось то, что

сформированное таким образом умение соответствовало

бы признакам внимания.

Для проверки этой гипотезы П.Я. Гальперин и его сотрудники

провели специальный эксперимент. Вот как описывает

его сам автор. «Для эксперимента были взяты школьники

вторых и третьих классов, выдающиеся по своей невнимательности.

У них мы сначала постарались выяснить

причину их невнимательности и обнаружили, что такой

причиной служит ориентация этих детей на общий смысл

текста, слова или арифметического выражения, - дети

схватывают этот смысл и, довольствуясь им, „пренебрегают

частностями" (как мы порой не замечаем корректорские

ошибки в тексте).

Это наметило ближайшую задачу: преодолеть это глобальное

восприятие, сформировать контроль за текстом,

научить читать с учетом элементов на фоне смысла целого.

Детям предлагали: прочесть отдельное слово (чтобы установить

его смысл), затем разделить его на слоги и, читая

каждый слог, отдельно проверить, соответствует ли он

слову в целом.

Подбирались самые разные слова (и трудные, и легкие,

и средние по трудности). Вначале слоги разделялись

вертикальной чертой, затем черточки не ставились, но

слоги произносились с четким разделением (голосом) и

последовательно проверялись. Звуковое разделение слогов

становилось все короче и вскоре сводилось к ударению на

отдельных слогах. После этого слово прочитывалось и проверялось

по слогам про себя („первый - правильно, второй

- нет, здесь пропущено... переставлено..."). Лишь на

последнем этапе мы переходили к тому, что ребенок прочитывал

все слово про себя и давал ему общую оценку

(правильно - неправильно и если неправильно, то разъяснял

почему). После этого переход к прочтению всей фразы

с ее оценкой не составлял особого труда. ...Наряду с

„контролем по написанию" проводилась отработка „контроля

по смыслу" (соответствия отдельных слов общему

смыслу предложения), а в последующем - контроля правильности

картинок, узоров, наборов букв или цифр... Формирование

этих разновидностей контроля проходило гораздо

быстрее и сокращенным путем.

Таким путем мы получили устойчивое и широко обобщенное

внимание у детей, которые прежде отличались

такой же устойчивой и яркой невнимательностью»1.

2.3. Стратегии психологического исследования

В ходе психологического исследования могут изучаться

одни и те же люди и только один раз. Такой способ называется

методом срезов. Однако, когда исследователи хотят

понять, как развивается та или иная способность, как изменяются

те или иные качества, свойства людей с возрастом,

они изучают одних и тех же людей в течение нескольких

лет. Такой метод называется лонгитюдным исследованием

(от англ. longitude - долгота), или лонгитюдом.

Лонгитюдное исследование может проводиться в течение

двух, трех, пяти лет. Самое длительное лонгитюдное исследование

в истории психологии - Калифорнийский лонгитюд,

прослеживавший развитие более 1000 одаренных детей,

продолжался более сорока лет. Обе стратегии могут

использоваться в рамках одного исследования.

2.4. Психодиагностические методы

Психодиагностические методы выявляют и измеряют

индивидуальные психологические особенности человека,

позволяют определить различия между людьми.

Особенностью методов, используемых в психодиагностике

(как в научных, так и в практических целях), является

то, что они позволяют соотнести полученные данные с

1 Гапьперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологи-ческого

исследования// Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные

проблемы возрастной психологии. - М., 1978. - Ч. III. - С. 97-98.

38

определенными показателями, выступающими в качестве

критерия наличия или выраженности какого-либо признака.

Например, с помощью таких показателей можно выяснить,

соответствует ли уровень умственного, интеллектуального

развития школьника возрастной норме, или он

существенно выше этой нормы, или, напротив, ребенок

сильно отстает в развитии.

Широко распространены в психодиагностике психологические

тесты (от англ. /fert- испытание). Тесты - стандартизированные

методы, т.е. предлагаемые в них задания, оценка,

условия проведения строго регламентированы и единообразны,

унифицированы. Их результаты ни в коей мере не

должны зависеть от того, кто проводит тест и обрабатывает

результаты. Прежде чем стать тестом, методика должна пройти

длительную и многостороннюю проверку. Именно благодаря

этому результаты, полученные по тому или иному

тесту, являются надежными и позволяют сделать вывод о

том, что человек обладает определенными интеллектуальными

или личностными особенностями, т.е. сформулировать

определенный психологический диагноз.

В тестах умственного развития, или интеллектуальных

тестах, испытуемому предлагается ряд заданий. Эти задания

могут быть даны в словесной или числовой форме и в

форме практических заданий - например, сложить кубики

по определенному образцу, выбрать из предлагаемого набора

элементов один, который пропущен в сложном узоре

или фигуре, сложить фигуру из отдельных элементов и т.п.

За правильное выполнение каждого задания испытуемый

получает определенный балл. Сумма полученных испытуемым

баллов может быть сопоставлена с возрастными нормами,

имеющимися для данного теста. В этом случае определяется,

каков уровень интеллектуального развития испытуемого

по сравнению с другими детьми его возраста. В других

интеллектуальных тестах результаты испытуемого анализируются

с точки зрения наличия у него определенных знаний,

умений, сформированное™ умственных действий

операций, необходимых для выполнения определенных заданий,

решений конкретного класса задач. Такие тесты называютсякритериально-

ориентированными.

Сегодня в школах широко распространенны тесты

проверки знаний и умений, т.е. результатов специально

организованного обучения. Они называются тестами достижений.

Интеллектуальные тесты в отличие от тестов

достижений выявляют общие умственные способности ин

дивида, непосредственно с обучением не связанные. В тех

и других тестах, таким образом, решающим является правильность

ответа испытуемого.

По-другому обстоит дело в тестах, направленных на

выявление творческих возможностей, творческих способностей.

В этих случаях оценивается оригинальность ответов,

умение находить новые, нетрадиционные способы

решения задач, порождать новые идеи.

Тесты личности позволяют выявить особенности мотивации,

потребностей, эмоций, интересов, воли, определить

характеристики отношения к себе и т.д. Задания этих

тестов могут быть представлены в разных формах. Если они

представлены в виде вопросов, тесты называются опросниками.

При обработке таких тестов ответы испытуемого соотносятся

с определенными категориями ответов, которые

получены при стандартизации теста. Так построено

большинство хорошо известных всем любительских «психологических

» тестов, широко публикуемых в популярных

изданиях. Отличие последних от настоящих личностных

тестов - в научной обоснованности получаемых результатов,



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №4 «Сказка» зато г. Заозерска Мурманской области

    Образовательная программа
    Образовательная программа – это нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ №4 «Сказка».
  2. Центр реализует программы дошкольного, начального общего, основного общего образования, учитывающего особенности психофизического развития и индивидуальные возможности воспитанников.

    Доклад
    Государственное образовательное учреждение города Москвы Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Логотон» является учреждением для детей с нарушением слуха и речи, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
  3. История психологии история психологии

    Закон
    Веками рождались и сменяли друг друга представления о душе, сознании, поведении. История психологии воссоздает картину этой смены, выявляет от чего она зависела.
  4. Ганзен В. А. Системные описания в психологии

    Книга
    Подробно рассматриваются различные методы и формы системных описаний объектов общей и дифференциальной психологии. Книга предназначена для психологов, аспирантов и студентов факультета психологии, а также для специалистов смежных
  5. Главная редакция социально-экономической литературы платонов К. К. П37

    Документ
    С позиций ленинской теории отражения в книге дана стройная система основных понятий и категорий психологической науки. Некоторые вопросы ставятся в дискуссионном порядке.
  6. Психологии «psycom» г. Москвы 2002-2012 Методические материалы комплект №4

    Реферат
    В. «Между двух стульев» Джозеф О Конер «Введение в НЛП» Джон Гриндер «Из лягушек в принцы» Роберт Дилтс «Изменение убеждений с помощью НЛП» Стивен Волинский «Квантовое сознание» Ричард Бендлер «Рефрейминг» Бил Кволтс-Ридлер «Пойми

Другие похожие документы..