Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
Худолеев Алексей Николаевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Кузбасской государственной педагогической академии (Кем...полностью>>
'Документ'
На кафедре «Связи с общественностью» Воронежского государственного архитектурно-строительного универси­тета важной формой активизации процесса усвоен...полностью>>
'Документ'
Проблема збереження генетичних ресурсів рослинного і тваринного світу, пам‘яток історії, культури та архітектури є однією із глобальних і актуальних ...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

психика человека в норме.

В итоге психоанализ превратился в психологическую

теорию, а затем и в одно из направлений философии. Представление

о том, что поведение человека определяется не

только сознательными, но и бессознательными мотивами,

желаниями, переживаниями, возникшими в результате

либо подавления, вытеснения, либо недопущения в

сознание определенных переживаний, влечений, мотивов,

произвело подлинный переворот в представлениях о человеческой

психике и является в настоящее время общепризнанным.

Характеризуя значение этого переворота, один из биографов

3. Фрейда поясняет: «Коперник переместил человечество

из центра мира на его окраину, Дарвин заставил

признать свое родство с животными, а Фрейд доказал,

что рассудок не является хозяином в собственном доме»1.

Подобную оценку разделяют многие авторы, рассматривавшие

роль психоанализа в развитии не только науки, но

и культуры всего общественного сознания в XX в.

Какие же переживания, желания, мотивы вытесняются?

Почему возникает вытеснение? 3. Фрейд пришел к

выводу, что это происходит потому, что они не соответствуют

существующим тем культурным нормам, представлениям,

которые ценны для самого человека и его окружения.

Прежде всего, считал 3. Фрейд, это относится к

переживаниям и мотивам сексуального характера. Именно

сексуальное содержание, по 3. Фрейду, скрыто в символах

сна, в оговорках и шутках (отсюда известное выражение

«оговорка по 3. Фрейду»).

3. Фрейд исходил из того, что существуют две основные

мотивационные силы, направляющие всю жизнь человеческого

организма. Это инстинкты жизни и инстинкты

смерти. К первому относится сексуальность (или более

широко - эрос). Ко второму - деструктивные, разрушительные

силы, которые могут быть направлены вовне (агрессия,

ненависть) и внутрь себя (мазохизм, самоубийство).

Эти две тенденции управляют психической энергией,

причем источник энергии у каждого инстинкта свой.

Психическая энергия, связанная с инстинктом жизни,

1 Цит. по: Шульц Д.П., Шулъц С.Э. История современной психологии. СПб.,

1998.-С. 419.

17

получила название либидо (от лат. libido - желание, влечение).

Психическая энергия, связанная с инстинктом смерти,

названия не имеет. Инстинкт жизни и инстинкт смерти

находятся в постоянном конфликте, противоборстве.

Представление о связи инстинкта жизни с сексуальными

влечениями привело 3. Фрейда к идее о том, что сексуальность

человека не проявляется после наступления половой

зрелости, он рождается с ней, и именно она является

движущей силой развития человека. При этом 3. Фрейд

не сводил сексуальность к половому акту. Он понимал ее

гораздо шире - как получение удовольствия от различных

частей тела. Человек рождается со стремлением удовлетворить

инстинктивные желания. Он руководствуется принципом,

который 3. Фрейд назвал принципом удовольствия.

Однако в дальнейшем этот принцип вступает в конфликт

с требованиями реальности, включающими в себя адаптацию

к требованиям общества, сознательные стороны психической

жизни. Очень рано ребенок научается сдерживать

свои непосредственные желания и вести себя в соответствии

с требованиями. В процессе развития он постепенно

переходит от принципа удовольствия к принципу

реальности. Вытесняются, таким образом, те желания, те

импульсы, которые не соответствуют принципу реальности

и осуждаются окружающими, т.е. сексуальные.

Психика, с точки зрения 3. Фрейда, состоит из трех

частей: ид, эго и супер-эго, или Оно, Я \\ сверх-Я. «Ид», или

«Оно», - наиболее примитивная и недоступная сознанию

часть психической жизни. Именно здесь находятся инстинкты

(и сексуальный, и агрессивный). 3. Фрейд сравнивает

его с кипящим котлом, в котором заключены мощнейшие

силы: «Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает

морали»1. Поэтому «оно» действует только в соответствии

с принципом наслаждения и не считается с реальностью.

В отличие от ид эго, или «Я», руководствуется принципом

реальности, служа своеобразным посредником между

ид и внешним миром. Эго сдерживает импульсы, идущие

от ид, находит косвенные, окольные пути их удовлетворения.

Эго («Я») тесно связано с ид («Оно»), оно получает

из него энергию и служит удовлетворению идущих от ид

стремлений, влечений. 3. Фрейд пишет, что «Я» в отношение

к «Оно» «похоже на всадника, который должен обуз

1 Цит. по: ШудьцД.П.. Ш\'лщ С.Э. История современной психологии. СПб.,

1998.-С. 419.

дать превосходящего его по силе коня; разница в том, что

всадник пытается это сделать собственными силами, а „Я" заимствованными.

Если всадник не хочет расстаться с конем,

то ему не остается ничего другого, как вести коня

туда, куда конь хочет; так и „Я" превращает волю „Оно" в

действие, как будто бы это была его собственная воля»1.

Однако для того чтобы лошадь не сбросила и не растоптала

всадника, он должен контролировать и направлять ее

движение. Поэтому эго должно направлять и контролировать

импульсы, идущие от ид.

Супер-эго, или сверх-Я развивается из эго в процессе

усвоения ребенком тех норм поведения и ценностей, которые

воспитывают у него родители. Три основные функции

супер-эго - нравственное сознание, формирование

идеалов и самонаблюдение. После того как супер-эго сформировалось,

функции контроля за поведением ребенка,

которые изначально осуществлялись родителями, начинает

осуществлять ребенок самостоятельно. Предвестники

супер-эго возникают уже на втором году жизни. Однако

окончательное образование супер-эго 3. Фрейд связывал

с преодолением так называемого Эдипова комплекса.

Эдип - герой древнегреческой мифологии, который убивает

отца (не зная, что это его отец) и женится на собственной

матери (не зная, кто это). Фрейд считал, что

каждый мальчик в возрасте между тремя и пятью годами

переживает подобные чувства: у него развивается влечение

к матери и восприятие отца как соперника, вызывающего

ненависть и страх. Боясь наказания со стороны

отца, мальчик начинает отождествлять, идентифицировать

себя с ним и усваивает его нормы поведения. Девочка

также может испытывать враждебность к матери и

влюбленность в отца, однако у нее это происходит гораздо

менее интенсивно. Позже психоаналитик К. Юнг назвал

комплекс переживаний девочек комплексом Электры

по имени героини древнегреческой мифологии, которая,

мстя за отца, убитого матерью, побуждает своего брата

Ореста убить мать.

Ид полностью относится к сфере бессознательного. Эго

и супер-эго частично относятся к сфере сознания, а частично

- к сфере бессознательного. Эго становится своего

рода ареной борьбы между влечениями, идущими от ид,

1 Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. - Км. 1. -Тбилиси, 1991.

С.363.

требованиями совершенства от супер-эго и необходимостью

соответствовать реальности. Когда ситуация становится

чрезмерно напряженной, внутренний конфликт приобретает

травматический характер.

Критика идей 3. Фрейда связана прежде всего с его переоценкой

роли сексуальности в развитии психики и придания

решающего значения ранним детским переживаниям.

На это указывали уже его ближайшие последователи.

Так, К.Г. Юнг (1875-1961) расходился с З.Фрейдом в

понимании сущности либидо. Он считал, что оно характеризует

не только сексуальную энергию (как считал

3. Фрейд), но жизненную энергию в целом, в которой сексуальные

импульсы составляют лишь часть. По-иному, чем

3. Фрейд, К. Юнг понимал и сущность бессознательного.

Он считал, что, помимо «личного бессознательного», описанного

3. Фрейдом, существует и «коллективное бессознательное

». Коллективное бессознательное - часть психики,

содержащая опыт человечества. Оно является общим

для всех людей и передается по наследству. Коллективное

бессознательное существует в виде особых образований архетипов.

Архетипы проявляются в мифах и сказках, общие

темы которых проявляются у разных народов.

Одним из важнейших открытий К.Г. Юнга является выделение

психологических типов людей: экстравертов - направленных

вовне и интровертов - внаправленнных в себя.

Эта типология широко разрабатывается сегодня в рамках

особой науки - соционики.

Другой последователь З.Фрейда, А. Адлер (1870-1937),

центральной движущей силой развития считал стремление

к превосходству и чувство неполноценности. Он утверждал,

что ребенок рождается на свет с определенным чувством

неполноценности и неуверенности в себе, что обусловлено

его беспомощностью и зависимостью от окружения. Это

чувство порождает стремление к превосходству, т.е. к самоутверждению.

Важнейшим ответвлением психоанализа является неофрейдизм.

Неофрейдисты отрицали исключительную роль

сексуальных факторов в развитии, придавая существенное

значение социальным факторам: особенностям общения

ребенка со взрослыми, прежде всего в первые годы жизни

[К.Хорни, (1885-1953), Г.С. Салливен (1892-1949)], характеристикам

социальной среды, ее ценностям [Э. Фромм

(1900-1980)].

Среди психоаналитиков, занимавшихся проблемами

развития, особая роль принадлежит американскому психологу

Э. Эриксону (1902-1994). Он разработал оригинальную

концепцию развития личности человека от рождения

до смерти. С точки зрения Э. Эриксона, в основе этого процесса

- обретение идентичности, т.е. представления о собственной

полноценности, тождественности самому себе

во времени, способности управлять своим «Я» в различных

ситуациях, чувствовать себя способным к решению

тех задач, которые ставит перед ним жизнь.

Психоанализ бурно развивался и развивается. Он не только

оказал влияние на множество направлений современной

психологии, чрезвычайно велико его воздействие на

философию, культуру, искусство, общественное сознание

нашего времени.

Гештальтпсихология. Гештальтпсихология возникла в

начале нашего века в Германии. Ее основателями являлись

М. Вертгеймер (1880-1943), К. Коффка (1886-1967), В. Келер

(1887-1967). Название этого направления происходит

от слова «гештальт» (нем. Gestalt - форма, образ, структура).

Психика, считали представители этого направления,

должна изучаться с точки зрения целостных структур (гештальтов).

Центральным для них явилось представление о том,

что основные свойства гештальта нельзя понять путем

суммирования свойств отдельных его частей. Целое принципиально

не сводимо к сумме отдельных его частей,

более того, целое - это совсем другое, чем сумма его

частей. Именно свойства целого определяют свойства

отдельных его частей. Так, музыкальная мелодия не может

быть сведена к последовательности различных музыкальных

звуков.

Применительно к психологии личности идеи гештальтпсихологии

разрабатывались немецким, а затем американским

психологом К.Левиным (1890-1947).

Генетическая психология Ж. Пиаже. Швейцарский психолог

Ж.Пиаже (1896-1960) разработал теорию развития

интеллекта. Его интересовало, как ребенок учится познавать

и понимать окружающий мир, как в этом процессе

формируется его мышление.

Ж. Пиаже рассматривал развитие в процессе адаптации

ребенка к окружающему миру. Центральным звеном этой

адаптации, считал он, является умственное развитие, поскольку

только оно может дать правильное представление

о мире и понимание его. Адаптация - активный процесс

взаимодействия ребенка с окружением. Развиваясь, ребенок

постоянно сталкивается с новыми ситуациями, задачами,

проблемами. Их решение нарушает некоторый имеющийся

у ребенка баланс, поэтому для того, чтобы вернуть

чувство «уравновешенности», он начинает искать

новые ответы на эти проблемы.

Развитие мышления ребенка проходит ряд стадий, каждая

из которых качественно отличается от другой. Оно обеспечивается

созреванием нервной системы, формированием

опыта общения с разными людьми и овладения предметами,

объектами окружающего мира.

Теория Ж. Пиаже оказала громадное влияние на дальнейшее

развитие психологии, прежде всего детской.

Когнитивная психология. Название этого направления

восходит к латинскому слову cognitio - знание, познание.

Его возникновение и развитие связаны с бурным становлением

компьютерной техники и развитием кибернетики

как науки об общих закономерностях процесса управления

и передачи информации. Когнитивная психология рассматривает

зависимость поведения человека от имеющихся

у него познавательных схем (когнитивных карт), которые

позволяют ему воспринимать окружающий мир и

выбирать способы правильного поведения в нем. Это направление

в настоящее время бурно развивается, и у него

нет какого-либо признанного лидера.

Критика когнитивной психологии связана прежде всего

с тем, что проводимые в ней исследования отождествляют

мозг человека с машиной, существенно упрощая тем самым

сложный, многообразный внутренний мир человека, рассматривая

его как относительно упрощенные схемы и модели.

Гуманистическая психология. Гуманистическая психология

возникла в 60-е годы нашего столетия в американской

психологии. Это направление провозгласило в качестве

основной идеи новый взгляд на развитие человека. Оно

основано на оптимистическом подходе к пониманию

природы человека: вере в творческие возможности, творческие

силы каждого человека, в то, что он способен сознательно

выбирать свою судьбу и строить свою жизнь.

Именно с этим связано название этого направления,

происходящее от латинского слова humanus- человечный.

Наиболее известными представителями этого направления

являются К. Роджерс (1902-1987) и А. Маслоу (1908-1970).

1.5. Развитие отечественной психологии

Развитие отечественной психологии, так же как и мировой,

первоначально осуществлялось в русле двух основных

направлений - философско-религиозного и естественно-

научного. Первое направление восходит к идеям выдающегося

отечественного философа В. Соловьева (1853-1900).

Представители этого направления - Н.Я. Грот (1852-1899),

Г.И. Челпанов (1862-1936), Л.М.Лопатин (1855-1920),

Н.О.Лосский (1870-1965) и др. - считали, что основным

предметом психологии является душа, ее действие, а в

качестве основного метода выделяли интроспекцию.

Второе связано с идеями объективно-экспериментального

исследования человеческой психики. Его представители

- выдающиеся отечественные физиологи И.М. Сеченов

(1829-1905), В.М.Бехтерев (1857-1927), И.П.Павлов

(1849-1936), А.А. Ухтомский (1875-1942). Их идеи легли в

основу рефлексологии - научного направления, основоположником

которого был В.М. Бехтерев. В качестве предмета

психологии в этом направлении стали рассматриваться

рефлексы, протекающие с участием коры головного мозга

в соотношении с теми внешними раздражителями, которые

запускали их действие. Психическая деятельность

изучалась в связи с протеканием нервных процессов, а

для объяснения психических явлений использовались теории

физиологии высшей нервной деятельности.

Вместе с тем развивались и другие подходы, представители

которых стремились найти иные способы изучения

психических явлений, которые, будучи строго научными,

позволяли понять целостную картину развития человека.

В 1911 г. А.Ф. Лазурский (1874-1917) предложил схему естественного

эксперимента (см. тему «Методы психологии»).

Эти идеи нашли продолжение в трудах М.Я. Басова (1892—

1931), посвященных развитию метода наблюдения как ведущего

при изучении психического развития детей.

После Октябрьской революции отечественная психология

продолжала бурно развиваться. Возникло множество

школ и направлений. Однако постепенно, особенно

в 30-50-е годы, отечественная психология, как и другие

отрасли науки и культуры, все более и более оказывается

под идеологическим давлением, все более внедряется управление

наукой с помощью административных методов.

Запрещаются все направления так называемой идеалистической

психологии, т.е. психологии как науки о душе.

Ее основатели изгоняются из институтов и университетов.

В качестве единой философско-методологической базы советской

психологии выдвигается марксизм.

Максимально усиливается значение физиологических

объяснений, которые начинают рассматриваться не просто

как необходимое, но как центральное звено при исследовании

любых психологических явлений.

Большой урон психологическая наука понесла в связи

с Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях

в системе Наркомпросов» (1936) и решением Объединенной

научной сессии Академии наук СССР и Академии

медицинских наук СССР, провозглашавшими учение

И.П. Павлова единственно верным и возможным, в

том числе и для развития психологии (1950).

Однако психология продолжала развиваться вопреки

идеологическому диктату. Она, как уже было сказано, основывалась

на единой методологической базе - марксистско-

ленинском учении об общественно-исторической и

социальной сущности человека и деятельности как основы

его существования. Но на этой общей основе развивались

различные школы и направления, формировались

различные отрасли психологии, внесшие существенный

вклад в мировую психологию.

Культурно-историческая концепция. Основателем этой

концепции был Л.С. Выготский (1896-1934). Согласно этой

концепции психика человека имеет культурно-исторический

характер. В процессе истории человечество выработало

определенные средства, с помощью которых человек строит

свои отношения с миром, с окружающими людьми, с

самим собой. Эти средства воплощены во всем, что составляет

человеческую культуру, начиная от способов действия

с различными предметами (например, пользование

ложкой), более сложных способов человеческой деятельности

до высших образцов науки, произведений искусства.

Поэтому высшие формы психики - опосредствованные

формы.

Ребенок, считал Л.С. Выготский, может стать человеком

только в совместной деятельности со взрослым. Психическое

развитие ребенка - это прежде всего процесс его

культурного развития, овладения, присвоения культурно

заданных средств действия с предметами и овладения собой,

своей психической деятельностью, в результате чего

развиваются собственно человеческие, высшие психические

функции и формируется личность.

Высшие психические функции (логическая память,

понятийное мышление, произвольное внимание) отличаются

от простых, элементарных, «натуральных», по терминологии

Л.С. Выготского, форм. Высшие психические

функции первоначально возникают во внешней предметной

деятельности, общении между людьми и опосредуются

знаками, т.е. теми средствами и способами, которые

были созданы культурой. Универсальной формой знака является

слово. И только затем она переходит во внутренний,

психический план, становясь содержанием психического

развития. Этот закон развития высших психических

функций Л.С. Выготский сформулировал следующим

образом: «Каждая высшая психическая функция проявляется

в процессе развития поведения дважды: сначала как

функция коллективного поведения, как форма сотрудничества

или взаимодействия, как средство социального приспособления,

т.е. как категория интерпсихологическая, а

затем вторично как способ индивидуального поведения

ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний

процесс поведения, т.е. как категория интрапсихологическая

»1.

Такой подход во многом решал проблему «неподвластности

» субъективных психологических явлений объективному

изучению. Он внес свой вклад во многие направления

отечественной психологии.

Одним из важнейших направлений развития этой теории

явилась разработанная А.Н. Леонтьевым (1903-1979) теория

деятельности. Деятельность рассматривалась А.Н. Леонтьевым

как активное взаимодействие с окружающей действительностью,

выражающее отношение человека к миру и способствующее

удовлетворению его потребностей. Психическое

развитие человека во многом составляет процесс развития

его деятельности.

А.Н. Леонтьевым разработана теория ведущей деятельности

как такой, которая становится центральной, основной

на различных этапах развития и оказывает наибольшее

влияние на формирование сознания, личности ребенка на

этом этапе. Такой деятельностью для дошкольников является

игра, а для младших школьников - учение.

В русле этого направления работали такие отечественные

психологи, как П.Я.Гальперин (1902-1988), А.Р.Лурия

(1902-1977), Д.Б. Эльконин (1904-1984), А.В. Запоро

1 Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. - Т.5. - С. 197.

жец (1905-1981), Л.И. Божович (1908-1981), В.В. Давыдов

(1930-1998) и др.

Единство сознания и деятельности. Как уже неоднократно

отмечалось, одним из важнейших вопросов, которые волновали

психологию с самого ее основания, был вопрос о

недоступности явлений сознания объективному исследованию.

Отечественный философ и психолог С.Л. Рубинштейн

(1899-1960) подошел к решению этого вопроса сформулировал

в качестве основного объяснительного принципа психолога

принцип единства сознания и деятельности. Деятельность

для С.Л. Рубинштейна - это прежде всего труд по преобразованию

окружающего мира. В труде человек создает

всю «очеловеченную» среду, культуру, свою собственную

психику, изменяет и окружающий мир, и самого себя. Тем

самым для изучения сознания необходимо не описывать те

или иные его стороны, доступные лишь самосозерцанию, а

анализировать, как в процессе конкретной деятельности

происходят изменения в объектах. Этот метод психологического

исследования С.Л. Рубинштейн назвал методом единства

воздействия и изучения.

С.Л. Рубинштейн дал свой ответ и на вопрос о том,

что определяет психические явления - влияние среды или

внутренние факторы. Он возражал против абсолютизации

роли среды, которая была в то время едва ли не господствующей

идеологической установкой, охватывавшей не

только психологию, но и все естественные науки (вспомним

теорию Т.Д. Лысенко). В противовес этому он выдвинул

принцип, согласно которому внешние причины воздействуют

на объект, в том числе и человеческую психику,

через внутренние условия.

Психология индивидуальных различий. Это направление

в отечественной психологии связано с такими именами,

как Б.М. Теплов (1896-1965), В.Д. Небылицын (1930-1972),

В.С.Мерлин (1892-1982). В этом направлении получила

содержательную психологическую разработку теория И.П.

Павлова о типах высшей нервной деятельности. На ее

основе была разработана психология индивидуально-психологических

различий, или дифференциальная психология.

В русле этой теории получила новую разработку теория

типов темперамента. Получила новую разработку и теория

способностей. Было показано, что в основе способностей

лежат врожденные особенности - задатки. Однако реальное

развитие способностей осуществляется только в дея

тельности, создающей возможность для реализации и формирования

этих способностей.

Психология отношений. Основателем этой теории был

отечественный психолог, психоневролог и психотерапевт

В.Н. Мясищев (1892-1973). Он исходил из представления о

том, что всякий человек с самого рождения включен в

систему общественных отношений. Эти отношения формируют

его субъективные отношения к окружающему

миру, другим людям и самому себе. Формирующаяся таким

образом внутренняя система отношений составляет

ядро личности человека. Именно она, а не характер, способности

или темперамент, определяет особенности личности

человека. Истинные отношения человека, подчеркивал

он, до определенного момента могут не проявляться,

они существуют лишь потенциально и раскрываются

лишь тогда, когда человек действует в очень значимой для

него ситуации.

При этом личность В.Н. Мясищев рассматривал не как

застывшее, раз и навсегда сформировавшееся психическое

образование. Он подчеркивал ее динамичность, изменчивость

под влиянием внешних, в первую очередь социальных

воздействий.

Человекознание как комплексная дисциплина. Это направление

получило свою разработку в исследованиях

Б.Г.Ананьева (1907-1972). Он исходил из представления

о том, что полноценное изучение человека может осуществляться

в русле особой комплексной дисциплины - человекознания,

объединяющего весь комплекс наук о человеке,

в его единстве с историей человечества и развитием

Вселенной.

/. 6. Отрасли психологии

Структуру большинства современных наук можно представить

себе в виде дерева. Ствол составляют знания, раскрывающие

основные понятия этой науки и выявляемые

ею закономерности, а множество ответвлений - отдельные

ее разделы, применительно к отдельным вопросам,

отдельным областям деятельности и т.п.

Дерево современной психологии очень разветвлено.

Стволом ее является общая психология. Этот раздел психологии

изучает и описывает наиболее общие психологические

закономерности, основные понятия психологии,

обосновывает и определяет ее методический аппарат. 06

щая психология - фундамент всех остальных ее отраслей.

Сегодня этих отраслей очень много. Мы не будем перечислять

их все. Укажем лишь некоторые.

Дифференциальная психология изучает индивидуальнопсихологические

различия между людьми. Исследуются

различия как между конкретными индивидами, так и между

определенными группами (например, между мужчинами

и женщинами, представителями разных профессий, разных

социальных, национальных, этнических групп). Выявляются

предпосылки и причины этих различий. На основе

наиболее часто встречающихся признаков строятся определенные

типологии. Знания, получаемые в этой отрасли,

важны для многих областей практики, в том числе и для

школьного обучения.

Медицинская психология изучает психологические закономерности,

связанные с возникновением и течением

болезни, исследует влияние заболеваний на психику человека,

психических факторов на физическое, соматическое

состояние человека. Известно, например, что многие

болезни (инфаркт, язва, астма) нередко вызываются чисто

психологическими причинами.

Нейропсихология исследует влияние изменений структуры

и функционирования мозга, его повреждений, возрастного

недоразвития на психическую деятельность и

поведение человека. Нейропсихология имеет большое значение



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №4 «Сказка» зато г. Заозерска Мурманской области

    Образовательная программа
    Образовательная программа – это нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ №4 «Сказка».
  2. Центр реализует программы дошкольного, начального общего, основного общего образования, учитывающего особенности психофизического развития и индивидуальные возможности воспитанников.

    Доклад
    Государственное образовательное учреждение города Москвы Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Логотон» является учреждением для детей с нарушением слуха и речи, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
  3. История психологии история психологии

    Закон
    Веками рождались и сменяли друг друга представления о душе, сознании, поведении. История психологии воссоздает картину этой смены, выявляет от чего она зависела.
  4. Ганзен В. А. Системные описания в психологии

    Книга
    Подробно рассматриваются различные методы и формы системных описаний объектов общей и дифференциальной психологии. Книга предназначена для психологов, аспирантов и студентов факультета психологии, а также для специалистов смежных
  5. Главная редакция социально-экономической литературы платонов К. К. П37

    Документ
    С позиций ленинской теории отражения в книге дана стройная система основных понятий и категорий психологической науки. Некоторые вопросы ставятся в дискуссионном порядке.
  6. Психологии «psycom» г. Москвы 2002-2012 Методические материалы комплект №4

    Реферат
    В. «Между двух стульев» Джозеф О Конер «Введение в НЛП» Джон Гриндер «Из лягушек в принцы» Роберт Дилтс «Изменение убеждений с помощью НЛП» Стивен Волинский «Квантовое сознание» Ричард Бендлер «Рефрейминг» Бил Кволтс-Ридлер «Пойми

Другие похожие документы..