Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Публичный доклад о состоянии и результатах деятельности муниципального образовательного учреждения Великооктябрьская средняя общеобразовательная школ...полностью>>
'Сценарий'
Добрый день, уважаемые гости! Мы приветствуем вас на праздничном концерте, посвящённом 66-летию Победы в Великой Отечественной войне. День Победы - ед...полностью>>
'Реферат'
Институт исполнения обязательств – один из древнейших в гражданском праве, имеет исключительно важное значение в условиях современной рыночной эконом...полностью>>
'Книга'
"Начала" И. Ньютона - одно из величайших произведений в истории естествознания. Это сочинение заложило основы механики, физики и астрономии...полностью>>

Главная > Автореферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Шорникова Марина Евгеньевна

Формирование системы управления персоналом

в ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

(историко-социологический анализ)

Специальность 22.00.08 – социология управления

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Москва – 2007

Работа выполнена на кафедре государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Научный руководитель:

– доктор исторических наук, профессор

Пономаренко Борис Тимофеевич

Официальные оппоненты:

– доктор социологических наук, профессор Анисимов Сергей Алексеевич

– кандидат социологических наук
Захарова Вера Игоревна

Ведущая организация  –  Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, кафедра управления персоналом.

Защита состоится «____» апреля 2007 года в ______ час. на заседании диссертационного совета Д-502.006.19 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, Москва, пр. Вернадского, д. 84, корп. 1, ауд. _________.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Автореферат разослан «____» марта 2007 года

Ученый секретарь

диссертационного совета

Панин И.Н.

    I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Обращение к историческому опыту формирования системы управления персоналом в органах государственной власти России определяется задачами повышения ее эффективности и вытекает из следующих обстоятельств.

  1. Становление и развитие системы управления персоналом связано с решением проблем, обусловленных повышением требований к качеству кадрового обеспечения государственных органов; кардинальными изменениями организации труда и мотивации персонала в организациях; реформированием государственной службы Российской Федерации. Для российской социологической науки и управленческой практики важное значение имеет научная разработка и практическая реализация эффективных механизмов управления персоналом в органах государственной власти, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте.

  2. В Российской Федерации сформированы конституционные основы государственной службы как механизма управления, который отличается от действовавшей в дореволюционный и советский периоды управленческой практики. В условиях кардинальных изменений политических, социальных и экономических отношений актуализировалась проблема совершенствования кадровой деятельности в государственных органах, возросло значение обеспечения эффективности управления персоналом в системе государственной службы.

  3. Освоение эффективных форм и методов управления персоналом в органах государственной власти осуществляется в условиях пересмотра сложившихся представлений об организующем и регулирующем воздействии государства на кадровые процессы и отношения, кардинальных социально-политических преобразований в российском обществе и государстве.

  4. В различных структурах государственной гражданской службы ощущается острый дефицит кадров высокого профессионального уровня (знаний, навыков, умений). Результаты социологических исследований свидетельствуют о сохранении тенденции снижения авторитета и престижа государственной гражданской службы среди населения, низкой эффективности государственного управления.

  5. Социологические исследования показывают, что формирование эффективной системы управления персоналом в органах государственной власти возможно на основе научного анализа, оценки исторического опыта формирования и развития государственного управления, его сопоставления с данными современной социальной практики управления персоналом государственных органов. Значительная часть респондентов (51,4%) отмечают, что государство неэффективно занимается формированием кадрового потенциала, а 49,9% опрошенных гражданских служащих заявляют, что в системе государственной службы они достигли значительно меньше того, на что рассчитывали.

Названными выше обстоятельствами обусловлена актуальность исследования проблем становления и развития системы управления персоналом в государственных органах дореволюционной России, структурах власти советского периода, государственной гражданской службе Российской Федерации.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемам генезиса, становления и развития системы управления персоналом отечественной государственной службы посвящен широкий круг научных публикаций. Важное теоретико-методологическое значение имеют фундаментальные труды Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского и др., которые внесли большой вклад в исследование проблем кадровой деятельности в сфере государственного управления. Позитивные элементы исторического опыта, выделенные в монографиях названных авторов, учтены при выполнении данного диссертационного исследования.

Вопросы развития организационной структуры функционирования государственного аппарата, формирования системы управления персоналом организаций раскрыты в работах А.Д. Градовского, В.М. Грибовского, В.А. Евреинова, П.В.Журавлева, Н.Л.Захарова, И.М. Катаева, Н.М. Коркунова, Н.К. Нелидова, Ю.Г.Одегова, П.А. Рубакина, В.Н. Строева и др.. Различные кадровые аспекты и проблемы совершенствования форм и методов управления аппаратом российского государства в дореволюционной России анализировались Н.Ф. Демидовой, Б.Б. Дубенцовым, Н.П. Ерошкиным, П.А. Зайончковским, В.А. Ивановым, В.П.Мельниковым, Т.П. Павленко, Т.П. Коржихиной, С.В. Куликовым, Н.И. Павленко, А.С. Сениным, С.М. Троицким, Л.Е. Шепелевым и др.. Специфика управления в аппарате органов советской власти исследована в трудах Е.Н. Городецкого, Е.Г. Гимпельсона, В.А. Воробьева, В.П. Манохина, Б.М. Лазарева, Б.М. Морозова, Д.М. Овсянко, Ю.Н. Пахомова и др..

Вопросам формирования кадрового потенциала органов государственного управления в советский и постсоветский период посвящены работы Г.В. Атаманчука, Н.И. Глазуновой, Н.Л. Захарова, Н.М. Казанцева, А.Я. Кибанова, А.Ф. Ноздрачева, Д.Н. Овсянко, Е.В. Охотского, В.Л.Романова, В.Б. Слатинова, В.Ф. Уколова и др. На основе конкретно-исторического и социологического анализа кадровой деятельности органов государственной власти Российской Федерации учеными сделаны выводы о направлениях совершенствования форм и методов управления персоналом в государственной службе, путях улучшения организации и функционировании аппарата органов государственной власти. В научных публикациях содержатся конструктивные предложения по совершенствованию организации управления персоналом государственной службы. Однако с социологических позиций механизмы повышения эффективности управления персоналом государственной службы остаются недостаточно разработанными.

В 90-е и последующие годы значительный вклад в разработку теории и практики управления персоналом государственной службы вносят ученые Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации: С.А.Анисимов, В.М.Анисимов, Н.А.Волгин, А.И. Горбачев, В.Д.Граждан, Т.С. Иларионова, В.И. Лукьяненко, Б.В. Лытов, Е.А. Литвинцева, К.О. Магомедов, В.П. Мельников, В.С. Нечипоренко, В.М. Соколов, В.А. Сулемов, Б.Т. Пономаренко, А.И. Турчинов и др. Высоко оценивая степень разработанности исследуемой проблематики, автор в процессе подготовки диссертации отмечает, что целостный историко-социологический анализ становления системы управления персоналом государственной гражданской службы не проводился. В большинстве научных работ раскрыты либо отдельные аспекты исторического опыта управления персоналом, либо констатируется состояние освоения определенной модели управления персоналом с краткой экспертной оценкой и возможными предложениями по ее усовершенствованию. Таким образом, остается актуальной потребность комплексного, разнопланового и системного исследования отечественного опыта управления персоналом государственной службы как самостоятельной проблемы историко-социологического анализа.

Объект диссертационного исследования – органы государственной власти России.

Предмет исследования – формирование системы управления персоналом в органах государственной власти.

Цель исследования состоит в выявлении исторических и социальных аспектов формирования и развития системы управления персоналом в органах государственной власти в дореволюционной, советской и современной России, обосновании направлений повышения эффективности управления персоналом в современной государственной гражданской службе в условиях ее реформирования.

Реализация указанной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

  • обоснование теоретико-методологических подходов к исследованию проблем формирования системы управления персоналом в органах государственной власти на различных исторических этапах развития российской государственности;

  • раскрытие генезиса и эволюции формирования кадрового корпуса органов государственной власти в дореволюционной России;

  • исторический анализ социально – организационных аспектов становления кадровой деятельности в государственной службе дореволюционной России;

  • исследование институциональных факторов формирования и проблем, относящихся к сущности и содержанию регулирования кадровых процессов в советском государственном аппарате;

  • историко-социологический анализ опыта кадровой деятельности и кадровых технологий, которые использовались в советской государственной службе;

  • социологический анализ концептуальных основ становления системы управления персоналом в органах государственной власти современной России;

  • выбор и обоснование путей повышения эффективности управления персоналом в государственной гражданской службе Российской Федерации.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляет совокупность идей, относящихся к диалектико-материалистическому пониманию исторических и социальных аспектов формирования системы государственного управления, сочетание принципов историзма, системности, социализации, а также использование возможностей историко-сравнительного, социологического, структурно-функционального методов анализа социальных процессов.

В вопросах методологии историко-социологического исследования автор придерживается мнения ученых, получивших признание в исторической и социологической науке. Формирование системы управления персоналом в государственных органах рассматривается в широком историческом диапазоне, во взаимосвязи и взаимообусловленности с развитием органов государственной власти, кардинальными изменениями в российском социуме. Теоретические положения социологии управления и социологии организаций послужили основой для рассмотрения специфики формирования современной системы управления персоналом государственной гражданской службы.

В качестве источниковой и нормативной базы диссертационного исследования приняты законодательные и нормативные правовые акты, постановления федеральных и региональных органов власти по вопросам кадровой политики, которыми регламентируются процессы формирования кадрового состава гражданской службы, ее прохождения, организации кадровой работы. Автором проанализированы материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) по кадровому составу аппарата органов государственного управления; полное собрание законов Российской Империи; собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР (1917–1927 гг.); собрание законов рабоче-крестьянского правительства СССР (1929–1939 гг.); материалы Верховного Совета СССР; Совета Министров СССР (1950–1990 гг.). Изучены научные публикации (1920–1990 гг.) о кадровой деятельности органов власти, а также материалы изданий (1918–2006 гг.) по вопросам кадровой работы и управления персоналом в различных типах организациях.

Эмпирической базой исследования являются данные официальной статистики, а также результаты социологических исследований, проведенных учеными кафедры государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в том числе с участием автора:

  • «Актуальные проблемы государственной службы и кадровой политики в оценках госслужащих» (октябрь 2003 г.). Всего опрошено 964 человека. Выборка репрезентативна по возрасту, полу, роду деятельности. Научный руководитель исследования – д.с.н., профессор Турчинов А.И. Индекс в диссертации: АПГСКП-03.

  • «Актуальные проблемы функционирования и развития государственной службы Российской Федерации» (ноябрь-декабрь 2003 г.). Опрошено 1 180 государственных служащих. Выборка репрезентативна по возрасту, полу, роду деятельности. Руководитель исследования – д.с.н., профессор Магомедов К.О. Индекс: АПГС-03.

  • «Проблемы функционирования и развития государственной гражданской службы Российской Федерации» (март 2006 г.). Опрос проведен в 17 субъектах Российской Федерации. Опрошено 1 102 человека. Выборка репрезентативна по возрасту, полу, роду деятельности. Руководитель исследования – д.с.н., профессор Турчинов А.И. Индекс: ПФРГС-06.

Автором проведен вторичный анализ социологических исследований:

  • «Становление и перспективы развития кадрового корпуса государственной службы Российской Федерации» (сентябрь–октябрь 2000 г.). Опрошено 1 210 государственных служащих в 12-ти субъектах Российской Федерации. Руководитель исследования – д.с.н., профессор Романов В.Л. Индекс: СПРКК – 2000;

  • «Оценка состояния теоретических основ государственной кадровой политики и формирование кадрового корпуса государственных служащих в федеральных органах исполнительной власти» (май 2001 г.). Опрошено 2 707 человек, в т.ч. 1 183 государственных служащих федеральных органов исполнительной власти и 90 экспертов. Руководитель исследования – д.с.н., профессор Турчинов А.И. Индекс: ГКПИВ-01.

Основные результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна состоят в следующем:

    1. Данная диссертация – одна из первых работ, в которой выполнен комплексный историко-социологический анализ формирования, функционирования и развития системы управления персоналом государственных органов на различных этапах отечественной истории: дореволюционном, советском, современном. Уточнено содержание понятий «кадры», «персонал», «кадровая деятельность», «кадровая работа», «система управления персоналом», суть которых состоит в обосновании возможности их использования при исследовании кадровых процессов в органах государственной власти. На материалах историко-социологического анализа показана возможность учета отечественного опыта кадровой деятельности государственных органов (стратегия комплектования кадрового корпуса, гибкость и конкурсные начала в отборе персонала на государственную службу, оптимизация методов кадровой деятельности и кадровой работы, управление профессиональным развитием персонала, карьерная стратегия субъектов кадровой политики, управленческие подходы к стимулированию эффективной гражданской службы и др.) в практике управления персоналом в органах государственной власти современной России.

    2. Выявлены тенденции в формировании системы управления персоналом органов государственной власти: роста профессионального уровня государственных служащих; конкурсного отбора в органы государственной власти, повышения внимания субъектов кадровой политики к профессиональному развитию кадров, роли оценки персонала, освоения эффективных технологий кадровой работы, использования зарубежного опыта управления персоналом и др. На основе историко-социологического анализа установлены социальные закономерности развития управления персоналом в органах государственной власти: обусловленность профессионального развития управления персоналом потребностями государственных органов в воспроизводстве, развитии и восстребованности кадров; преемственность исторического опыта кадровой деятельности и кадровой работы; взаимодействие и взаимосвязанность элементов системы управления персоналом; актуализация потребностей органов государственной власти в изучении и освоении отечественного и зарубежного опыта управления персоналом государственной службы; целенаправленное воздействие, реализуемое в кадровых отношениях между субъектами и объектами государственной кадровой политики и др.

    3. Раскрыта зависимость особенностей формирования системы управления персоналом государственных органов от конкретных исторических условий, приверженности к этатизму, сохранения роли государства в развитии кадровых процессов и отношений. Охарактеризована взаимосвязь политического развития российского государства с административными реформами, что проявилось на различных этапах отечественной истории в реструктуризации органов государственного управления, укреплении уровней власти в горизонтальном или вертикальном направлениях. Представлена зависимость достижения эффективности государственного управления в значительной мере от авторитета и престижа органов власти, в частности – государственной гражданской службы.

    4. Доказано, что кадровое обеспечение органов государственной власти зависит от таких социальных индикаторов как нормативно-правовое регулирование деятельности персонала, моральное и материальное стимулирование, социальная защита, престижность профессии государственных служащих. Раскрыты принципы и условия, способствующие регулированию воспроизводства кадрового потенциала гражданской службы, включая целенаправленность, открытость, научную обоснованность, технологизацию управления персоналом.

    5. Охарактеризованы с позиций социологии управления различные аспекты и факторы управления персоналом государственной службы Российской Федерации: авторитет гражданских служащих, их профессиональный уровень, социальная значимость деятельности в интересах общества и государства. Раскрыта система взаимодействия между субъектом управления и персоналом по поводу их профессиональной деятельности, включающая: профессиональное обучение, квалификационную оценку, мотивацию и карьерный рост гражданских служащих. Обоснованы приоритетные направления развития системы управления персоналом в органах государственной власти на основе преемственности, учета позитивного и негативного отечественного и зарубежного опыта, а также различных социальных факторов.

    6. Дано социологическое обоснование направлений и механизмов повышения эффективности управления персоналом в государственных органах, нацеленных на усиление исполнительской дисциплины, повышение ответственности служащих, использование современных кадровых технологий, обеспечивающих повышение эффективности и социальной значимости государственной гражданской службы. Предложены меры по совершенствованию деятельности кадровых служб органов государственной власти, которые включают: обоснование кадровых потребностей аппарата государственного управления, прогнозирование и планирование потребностей в профессионально подготовленных кадрах, эффективное применение современных кадровых технологий в органах государственной власти.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в определении теоретико-методологических подходов к анализу системы управления персоналом в органах государственной власти на различных исторических этапах ее развития, социологической оценке эффективности управления персоналом государственной гражданской службы современной России. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы:

    • для получения дополнительной эмпирической информации об историческом опыте формирования и развития системы управления персоналом в государственной гражданской службе;

    • при разработке нормативной правовой базы, регламентирующей кадровую деятельность и кадровую работу в органах власти на федеральном и региональном уровнях;

    • для сравнительного анализа форм, методов и технологий кадровой работы в аппарате государственных органов.

Материалы выполненного историко-социологического исследования, а также анализируемые модели и механизмы управления персоналом были использованы в управленческой практике Федерального агентства Российской Федерации по атомной энергии, а также при разработке пакета руководящих документов, включающих должностные регламенты, конкурсную документацию, программы профессионального обучения, методики квалификационной оценки и аттестации работников федерального органа исполнительной власти.

Достоверность основных положений и обоснованность результатов работы определяются избранной методологической базой историко-социологического анализа, сочетанием научных принципов, подходов и методов исследования с результатами формирования и развития системы управления персоналом, логикой изучения источниковой базы и научной литературы по теме диссертации, социологической проверкой принятых теоретических положений.

Апробация основных положений и выводов диссертации осуществлена путем представления концептуальных подходов и результатов, полученных автором в научных докладах и тематических сообщениях на:

      • Международной научно-практической конференции «Инноватика государственного управления: прорыв в будущее», г.Москва, ноябрь 2006 г.;

      • V-й межвузовской научно-практической конференции молодых ученых «Российская наука управления и управленческие кадры: история и современность», г.Москва, март 2005 г.;

    • VI-й межвузовской научно-практической конференции молодых ученых «Советский период развития социологии и современность», г.Москва, март 2006 г.;

    • отраслевой научно-практической конференции Росатома «Кадры и образование», декабрь 2005 г.;

      • методологических семинарах кафедры государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (2005–2006 гг.).

По теме диссертации опубликовано семь статей в научных журналах и сборниках общим объемом 3,4 п.л., в которых изложены основные положения настоящей работы, в т.ч. 1,8 п.л. в изданиях, соответствующих требованиям Высшей аттестационной комиссии.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования тольяттинский государственный университет

    Книга
    Технологии организации образовательной деятельности в инновационном вузе [Текст] / С.Ф. Жилкин [и др.]; авт.-ред. А.В. Князева; Тольяттинский гос. ун-т.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление персоналом Направление подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Персонал предприятия как объект управления. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Принципы управления персоналом. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление персоналом Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Персонал предприятия как объект управления. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Принципы управления персоналом. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом.
  4. Становление и развитие системы подготовки офицерских кадров для Вооруженных сил России (историко-социологический аспект)

    Книга
    В 1909 г. на прилавках книжных магазинов Санкт-Петербурга появилась книга известного русского военного теоретика П.А. Режепо «Офицерский вопрос». Свой анализ командного состава армии один их тех, чье имя сегодня неизменно упоминается
  5. Рабочая программа создается на основе примерной или авторской программы. Разработка примерных программ компетенция Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти

    Рабочая программа
    В соответствии с п.2 ст.32 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

Другие похожие документы..