Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Аспекты психолингвистики, рассмотренные в предыдущих главах, выглядят пестрым калейдоскопом картин, если не затронуть сердцевины теории речевой деяте...полностью>>
'Автореферат'
в час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 208.005.01 при ГОУ ВПО АГМА Росздрава (414 , г. Астрахань, ул. Бакинская,...полностью>>
'Программа'
Во исполнение пункта 62.1 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 200...полностью>>
'Документ'
Экономичный отель, открытый в 2009 году и принадлежащий гостиничной цепочке Accor, ориентирован как на деловых путешественников, так и на отдыхающих ...полностью>>

Программа дисциплины Этика Автор Лифинцева Т. П., докт филос наук, профессор кафедры истории философии ф-та философии

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Научно-исследовательский университет - Высшая школа экономики

Факультет прикладной политологии,

Специальность Реклама 012401.65 подготовки бакалавра

Программа дисциплины

Этика

Автор Лифинцева Т.П., докт. филос. наук, профессор кафедры истории философии ф-та философии

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

_____________________________ ________________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.

Москва

Пояснительная записка

Курс рассчитан на бакалавров, готовящихся к практической и преподавательской работе по специальности «Реклама». Реклама как феномен культуры предполагает, что ею должны заниматься люди творческие, широко образованные и способные к авторефлексии. В этом аспекте курс этики (который является, увы, небольшим), ни в коем случае не превращаясь в морализаторство или «проповедь», может помочь им глубже понять поступки собственные и окружающих, осмыслить свою жизнь и деятельность в перспективе целей и средств, идеалов и ценностей (которые у слушателей могут быть весьма разнообразными).

Целью курса также является развитие рациональных исследовательских навыков у студентов, умения работать с материалом по определённой теме, выделять главное; умение соотносить и сравнивать различные этические парадигмы.

Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

1) Посещение лекций и семинарских занятий (обсуждение поставленных вопросов, доклады, выступления) – 50% от итоговой оценки

2) Домашнее эссе (3-4 тыс. знаков) – 10% от итоговой оценки

3) Реферат (15-18 тыс. знаков) – 10% от итоговой оценки

4) Устный экзамен – 30% от итоговой оценки.

Тематический план

Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары и практические занятия

1. Предмет этики. Мораль в жизни человека и общества. Возникновение морали в истории человечества (различные подходы).

6

6

4

2. Табу, обычай, талион, кровная месть.

2

2

2

3. Важнейшие моральные и этические учения. «Учителя человечества»: Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед.

8

6

6

4. Философы-моралисты: Сократ, Диоген, Сенека, Эпикур, Кант, Ницше

8

6

6

5. Общие моральные понятия: идеал, добро и зло, долг, совесть, свобода.

6

4

4

6. Важнейшие этические парадигмы: эгоизм, альтруизм, утилитаризм, гедонизм, ригоризм, цинизм, стоицизм.

6

4

4

7. Любовь и ненависть как моральные парадигмы

4

2

4

Итого:

108

Литература :

Базовый учебник:

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика М.: Гардарика, 1998

Дополнительная дитература:

1. Аристотель Никомахова этика. // Аристотель. Соч. в 4 т. М., 1984. Т. 4. C. 54 – 77.

2. Толстой Л.Н. Религия и нравственность. // Толстой Л.Н. В чём моя вера? Тула, 1989.

С. 330 – 374.

3. Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988. С. 3 -16, 173 – 201.

4. Померанц. Г.С., Миркина З.А. Великие религии мира. М., СПб.: Университетская книга,

1995.

5. Фрейд З. Тотем и табу. СПб.: Изд. С.-Петербургского ун-та, 1995.

6. Фрейд З. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. М.: Мысль, 1993.

7. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: Наука, 1998.

8. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение»,

2000

9. Андросов В.П. Будда Шакьямуни. М.: Восточная литература, 2001.

10. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. СПб.: Изд. С.-Петербургского

ун-та, 1999.

11. Лысенко В.Г. Ранний буддизм: религия и философия. М.: ИФ РАН, 2003.

12. Бонгард-Левин Г.М. Мудрецы и философы древней Индии. М.: Мысль, 1973.

13. Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Восточная литература, 1992.

14. Лао-Цзы Дао-Дэ Цзин. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение, 1989, 1995,

2001.

15. Торчинов Е.А. Даосизм. СПб.: Изд. С.-Петербургского ун-та, 1991.

16. Библия (Ветхий и Новый Завет) М.: Изд. Московской Патриархии, 1991, 1995, 2006, …

17. Христианство. Энциклопедия. В 3 т. М.: Изд.: «Большая Российская Энциклопедия»,

1995-1997.

18. Коран (Перевод И.Ю. Крачковского). Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

19. Рукайя Максуд. Ислам. М.: Гранд, 2006.

20. Платон «Апология Сократа», «Критий», «Протагор» // Соч. в 3 т. М., 1970. Т. 1.

21. Эпикур Письмо к Менекаю. // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях

Знаменитых философов. М., 1979. С. 432 – 436.

22. Кант И. Основоположения к метафизике нравов // Кант И. Соч., М., 1997. Т. III.

С. 39 – 275.

23. Этика Канта и современность. Рига, 1989.

24. Ницше Ф. К генеалогии морали. Соч. в 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 407 – 555.

25. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

26. Сенека О счастливой жизни. // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

М., 1995. С. 167 – 192.

27. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд З. Психология

Бессознательного: Сб. произведений. М., 1989. С. 382 – 424.

28. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

29. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. // Ницше Ф. Соч. в 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 119 – 126.

30. Льюис К.С. Любовь // Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда. М., 1992.

С. 208 – 261.

Содержание курса:

1. Предмет этики. Мораль в жизни человека и общества. Возникновение морали

в истории человечества (различные подходы).

Обыденные представления о морали. Научное определение морали как понятия, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются такие обычаи, законы, поступки, которые выражают высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, самосознательное и свободное существо, которые обеспечивают правильное поведение, «порядок в нравах», а также определяют условия и пределы соизволения человека. Основные теории происхождения морали: теологическая и мифологическая, натуралистическая, социологическая.

2. Табу, обычай, талион, кровная месть.

Табу и обычай как формы «протоморали». Возникновение представлений о человеке как моральном субъекте. Этика воздаяния «равным за равное».

3. Важнейшие моральные и этические учения. «Учителя человечества»: Конфуций,

Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед.

Этика Конфуция как этика ритуала. Человеколюбие, добродетель и счастье по Конфуцию. «Золотое правило нравственности».

Внутреннее отрешение от мира и преодоление желаний как суть учения Будды. «Серединный путь».

Моисей как законодатель и учитель еврейского народа, основатель религии иудаизма. Учение о том, что путь к человеческому благополучию и согласию лежит через справедливое общественное устройство, верховенство Божественного закона.

Этика Иисуса Христа как этика любви. Противопоставление реально практикуемому людьми порядку нового порядка ценностей: «Царствие моё не от мира сего».

Мухаммед как основатель мусульманской религии и цивилизации. Этика ислама – этика покорности Богу.

4. Философы-моралисты: Сократ, Диоген, Сенека, Эпикур, Кант, Ницше

Путь к счастью через познающий разум в учении Сократа. Добродетель как знание.

Этика нигилизма и свободы в учении Диогена Синопского.

«Этика долга» стоиков. Учение о преодолении страстей. Автаркия.

«Этика счастья» Эпикура. Счастье как отсутствие страданий и высший идеал.

Кантовское утверждение всеобщности морального закона и внутреннего достоинства личности.

Ницшеанский моральный нигилизм и учение о переоценке ценностей.

5. Общие моральные понятия: идеал, добро и зло, долг, совесть, свобода.

Моральный идеал как вершина шкалы ценностей, как высшая степень ценного или наилучшего, завершённое состояние бытия человека или общества

Понятие долга. Природа морального долженствования. Учение И. Канта о категорическом императиве.

Совесть и стыд. Различные представления о природе совести. Негативная и позитивная трактовка совести.

Добро и зло как категории этики и морального сознания, выражающие морально отрицательное и положительное значение явлений. Различные нормативно-ценностные определения добра и зла, в соответствии с различными трактовками идеала.

Различные представления о свободе: «свобода от…» и «свобода для…». Свобода и ответственность.

6. Важнейшие этические парадигмы: эгоизм, альтруизм, утилитаризм, гедонизм,

ригоризм, цинизм, стоицизм.

Типология этических учений (по содержанию полагаемых в их основание высших ценностей): этика удовольствия (гедонизм); этика счастья (эвдемонизм); этика разумного эгоизма; этика пользы (утилитаризм); этика совершенства (перфекционизм); этика долга; этика добродетели; этика любви; этика ненасилия; этика потребления (консьюмеризм) и т.д.

7. Любовь и ненависть как моральные парадигмы

Подходы к пониманию соотношения любви ненависти в философии: взаимоисключение любви и ненависти; ненависть в любви; вторичность ненависти по отношению к любви.

Идея любви как центростремительной и соединяющей силы в европейской мысли. Моральные и внеморальные значения понятия любви. Любовь-eros, любовь-philia и любовь-agape. Отношение к другому как к целостности и целостное отношение к другому в любви. Нормативность и наднормативность в любви.

Идея вражды-ненависти как разъединяющей и разрушающей силы. Проявления ненависти в человеческих отношениях (геноцид, расизм, ксенофобия). Ненависть и зложелательство. Избирательность и тотальность ненависти в отношении к другому.

Тематика рефератов и эссе.

1. Ф. Ницше об исторических источниках совести (работа «К генеалогии морали»).


2. Нравственный смысл консерватизма конфуцианского образа жизни.

3. Проблема переоценки ценностей и морального нигилизма в философии Ницше.

4. Проблема выбора и ответственности в философии Ж.-П. Сартра.

5. Соотношение цели и средств в этико-политическом учении Никколо Макиавелли.

6. «Зло во благо»: практические и теоретические аспекты проблемы.

7. Альтруизм в соотношении с принципами уважения и справедливости.

8. Эгоизм и себялюбие; забота о собственном благе; стремление к частному интересу.

Виды эгоизма (индивидуальный, корпоративный, экономический).

9. Нравственный смысл эвтаназии.

10. «Талион» и «кровная месть» как исторические формы воздаяния «равного за равное».

11. Теория «разумного эгоизма». Её основные принципы и представители.

12. Идея нравственного совершенства в произведениях Ф.М. Достоевского.

13. «Категорический императив» Канта и его нравственный смысл.

14. Этический смысл различения З. Фрейдом «принципа удовольствия» и «принципа

реальности».

15. Гедонизм в этике и его основные принципы и представители.

16. Этика римского стиоцизма (Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет).

17. Идеалы индивидуализма и коллективизма в этике.

18. Различные трактовки понятия «совесть» в этике.

19. Заповедь «непротивления злу» Л. Толстого.

20. Этическое учение киренаиков.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:

1. Что такое «мораль» и «нравственность»? Почему они являются специфическими

свойствами личности?

2. Что такое «гедонизм»?

3. В чём смысл этического рационализма Сократа?

4. Что такое «золотое правило нравственности»?

5. В чём нравственный смысл «Декалога» (десяти заповедей Моисея)?

6. Что такое «альтруизм» как этическая доктрина?

7. Почему в конфуцианском нравственном идеале «благородный муж» становится

сановником?

8. Что означает «заповедь любви» в христианстве?

9. Каковы важнейшие нормативно-ценностные определения добра и зла в истории этики?

10. В чём нравственный смысл фразы Ивана Карамазова «Бога нет. Всё дозволено.»?

11. Каковы четыре основные истины, составившие завет Будды?

12. Как можно интерпретировать фразу Ницше «сколько крови и ужаса заложено в основе

всех «хороших вещей»!»?

13. Что такое «эвдемонизм» в этике? Какие возможны представления человека о счастье?

14. В чём состоит этический смысл проблемы целей и средств?

15. Что такое «серединный путь» Будды?

16. В чём смысл фразы «Благими намерениями вымощена дорога в ад»?

17. Как соотносятся между собой Нагорная проповедь Иисуса Христа и Десятисловие

Моисея?

18. В чём заключается этико-культурный смысл идеи божественного происхождения

моральных принципов?

19. Что такое прагматизм в этике?

20. Охарактеризуйте этику киников. Что для них означала свобода?

Автор программы: _____________________________/ Ф.И.О./

Подпись обязательна.

Т.П. Лифинцева, д.ф.н., профессор кафедры истории

философии факультета философии НИУ - ВШЭ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Алмазова Анна Алексеевна, к п. н., доц

    Документ
    «Материалы для организации и проведения самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии по дисциплинам предметной подготовки (ДПП)»
  2. Материалы ii-й международной научно-практической конференции

    Документ
    Концептуальным основанием ФГОС ВПО нового поколения избран компетентностный подход. При этом компетенция трактуется как система ценностей и личностных качеств, знаний, умений, навыков и способностей человека, обеспечивающая его готовность

Другие похожие документы..