Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Специфика указанного курса в том, что в нем предпринята попытка преодолеть ограниченность отдельных подходов к развитию креативности, ориентированных...полностью>>
'Документ'
Авторські права на текст програми “Трудове навчання, 5—12 кл.” належать Міністерству освіти і науки України та авторам програми. Авторське право на в...полностью>>
'Документ'
В известных сегодня музыковедческих источниках рассматриваются вопросы функционирования необычного творческого объединения молодых композиторов и муз...полностью>>
'Документ'
Из этой главы вы узнаете, почему трубочисты болеют чаще других, какие паразиты мешают нам жить, всегда ли доброкачественное значит хорошее, и, главное...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Редакционная коллегия:

Чиндяйкин Ю.Г. (ответственный редактор), Карташов А.В.,

Самсонова Т.В., Кочеваткина О.В.

Войны священные страницы навеки в памяти людской: материалы VI респ. науч.-практ. конференции, посвящ. Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. / МО РМ, МРИО. – Саранск, 2010.

Настоящий сборник содержит доклады, выступления и тезисы выступлений, сделанных 5 мая 2010 года на VI научно-практической конференции, посвященной 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.

Сборник рекомендуется специалистам системы образования, а также всем, интересующимся методическими проблемами изучения истории Второй мировой и Великой Отечественной войны.

Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом Мордовского республиканского института образования

© Мордовский республиканский институт образования, 2010

Братские могилы

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают.

К ним кто-то приносит букеты цветов

И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче – гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы –

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне – видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата

У братских могил нет заплаканных вдов –

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов…

Но разве от этого легче?!

В.С. Высоцкий

  1. Формирование гражданственности и духовности средствами уроков гуманитарного цикла

Азикова Л.Н., учитель истории и обществознания МОУ «Поводимовская СОШ» Дубенского района

Формирование патриотического сознания на уроках истории

Во все времена, начиная с Древней Руси, основой духовного единства государства был и остается патриотизм. Великий русский писатель Н.Г. Чернышевский подчеркивал, что историческое значение каждого человека измеряется его заслугами перед Родиной, а человеческое достоинство – силою его патриотизма.

Что же такое «патриотизм»? И какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее значение: «Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».

В наши дни, когда на государственном уровне происходит поворот к духовности, тема патриотического воспитания заново приобретает актуальность и важный социально-культурный смысл. Одной из основных задач современной государственной политики является воспитание чувств патриотизма, который должен пониматься как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества государства.

В современных условиях нет задачи важнее и сложнее, чем задача формирования патриотизма. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.

Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой – через ее историю, третий – через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей – столько путей.

В молодежной среде часто заметна неуверенность в завтрашнем дне, утрата интереса к учению, труду, агрессивность, антипатриотические настроения. Изменение в мотивации поведения, выборе ценностных ориентаций – показатель ухудшения нравственного, психического и физического здоровья российского общества.

Современное общество требует от школы обеспечения прочных знаний и умений учащихся практически применять эти знания, чтобы активно участвовать в строительстве современного информационного общества. Школа призвана готовить достойную смену молодых строителей современной России, хорошо знающих свой край. В этих целях в нашей школе разработан проект по патриотическому воспитанию – «Я – гражданин России».

Сегодня воспитание вновь становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Одним из факторов патриотического воспитания в школе является изучение истории, так как педагог-историк на основе мощного воспитательного потенциала истории России имеет уникальную возможность активно воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и преданности Родине.

Наблюдается проблема, когда при изучении истории у части учеников за период учебы в школе складывается стереотип: история – это даты, события и деятели. На своем опыте я убедилась, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают жгучий интерес, и решила через изучение истории родного края, близкого и понятного детям, изучать историю России, проводя между ними параллели.

История как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и оправдано.

Школьными программами по истории России в VI – XI классах предусмотрено изучение истории края с древнейших времен и до наших дней. Местный материал стал неотъемлемой и обязательной частью изучения отечественной истории. Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет школьного курса, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Основные особенности школьного краеведения на современном этапе – высокая идейность, общественно-полезная направленность, его поисково-исследовательский характер.

Мне, как и всем моим землякам, небезразлична судьба родного края. Мне хочется, чтобы судьба Поводимова перешла в надежные руки будущих поколений, которые мы должны воспитать, опираясь на краеведческий материал. Краеведческий материал, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. И наоборот, знания, полученные на уроках истории России, поднимают научный уровень местного материала. Сбором материала по местной истории, его классификацией в школьном музее я преследую педагогические цели. Собранный материал может быть тем больше и лучше использован, чем он подробнее изучен, методически обработан. Поэтому использованию материала всегда предшествует тщательная работа по подготовке его к уроку. Я заранее даю опережающее домашнее задание учащимся и слежу за его выполнением, провожу необходимые консультации и рекомендую различные приемы донесения материала до слушателей.

Местный материал, с одной стороны, - средство активизации познавательной деятельности учащихся и конкретизации общеисторических событий, а с другой – часть системы знаний по отечественной истории. Моя практика показывает, что использование краеведческого материала на уроках не только не вызывает перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории России, делает знания учащихся более прочными и глубокими.

Объем краеведческого материала в учебном процессе зависит от значимости местных исторических памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий развития края, его изученности. Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, я определяю его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края я рассчитываю время его изучения. Например, в 9 и 11 классах во время изучения тем, посвященных Великой Отечественной войне, целесообразно применять краеведческий материал в ходе изучения нового материала. Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть схематичного, упрощенного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна.

Ученики нашей школы активно участвуют во всех мероприятиях, посвященных празднованию 65-летия Победы, и занимают призовые места: Суханкина Ольга – ученица 11 класса победила в районной краеведческой олимпиаде с исследовательской работой «Сурский рубеж», она же заняла второе место на Республиканской краеведческой олимпиаде. Ученица 10 класса Маркова Татьяна с исследовательской работой «Уроки скромного юбилея: к 70-летию советско-финской войны» заняла 2 место на районной краеведческой олимпиаде.

Ученики старших классов выбирают следующие тему рефератов: «Блокада Ленинграда», «Партизанское движение под Москвой», «Тыл в годы Великой Отечественной войны». Темы выбираются вполне осознанно. Например, ученица 11 класса Суханкина Ольга пишет: «Я выбрала тему «Ленинград в годы Великой Отечественной войны» потому, что мои близкие родственники пережили все ужасы блокады. Они выдержали это страшное испытание. Жертвенность ленинградцев питала Победу, она была неизбежна». Ученики стремятся осмыслить подвиг советского народа, поставить себя на место молодого человека, который сразу после школы ушел на фронт. «Смогу ли я выдержать все испытания, которые легли на плечи наших дедов и прадедов?» - задают себе вопрос старшеклассники. Благодаря краеведению мне удалось внести в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания. Это достигается путем исторических экскурсий (например, в Саранск, Болдино, Тарханы, Ульяновск), встреч с участниками Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане, Чечне. Ученики погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью и, когда на уроке истории они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложится на уже подготовленную базу знаний.

Для учащихся 7-11 классов организована работа краеведческого кружка. Основные направления его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, села, в сборе информации об истории села, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого уголка, районная газета «Новая жизнь», краеведческая литература.

Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние два года ребята выполнили работы: «Востребованные профессии Дубенского района», «Человек чести и достоинства». Работы были направлены на районный и республиканский конкурс исследовательских работ, где заняли призовые места.

Широко в преподавании истории можно использовать краеведческий материал школьного музея. Работая над сбором экспонатов, ученики проявляли элементы творческого поиска, что дало импульс к изучению родного края. Местный материал, экспонаты музея вносят элемент новизны в изучение истории. Для расширения базовых знаний учащихся организовываются экскурсии в районный краеведческий и республиканские музеи. Оригинальность этой работы состоит в том, что меняется обстановка, люди, излагаются новые материалы, ученики видят другой мир. Во время экскурсий школьники учатся мыслить, оценивать и применять на практике полученные знания.

Хотя результаты патриотического воспитания может показать только жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. Главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экскурсию по родному краю. И тогда малая родина откроет массу тайн, массу таких фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей деревне, селу, городу.

Историческое и культурное прошлое страны неразрывно связано с подрастающим поколением, непосредственно влияет на его жизнь, помогает ему формировать собственную жизненную позицию. Уроки истории, организованные целенаправленно, с учетом вышеперечисленных подходов, играют важнейшую роль в формировании патриотического сознания школьников, переходящее в убеждения и становящееся качеством личности.

Базаева В.В., учитель истории МОУ «Кадошкинская СОШ» Кадошкинского района

Развитие гражданственности и духовности средствами истории

Проблема целей, как и проблема ценностей в воспитании, всегда является актуальной. От того, на чем акцентирует внимание педагог, какие ценности для него приоритетны и особо значимы зависит, в каком направлении будет выстраиваться и осуществляться процесс воспитания.

Ценности в педагогике за последнее столетие претерпели очень сильные изменения. Как справедливо заметил В.П. Зинченко: «XX век должен быть признан рекордсменом по утратам общечеловеческих ценностей и смыслов, по идиотизму сконструированных взамен, по варварству в их навязывании и бесплодности поисков новых смыслов. Начавшийся в 90-е годы XX столетия процесс разгосударствления охватил не только экономику, но и духовную жизнь России. Из-под государственной опеки выходит духовная жизнь нации и процесс целенаправленного воспитания национального самосознания.

Самые серьезные изменения переживает в это время и система образования. Ослабление и трансформация многих ранее доминирующих культурных стереотипов и ценностей привели к существенным изменениям содержания образования и структуры воспитательного процесса. Была разрушена система военно-патриотического воспитания и начальной военной подготовки в школе, из произведений литературы и искусства практически исчез образ защитника Отечества.

Изменения, происходящие в духовной жизни общества, особенно сильно отразились на молодежи: в стране выросло целое поколение, сформировавшееся в условиях идеологической пустоты. Общество столкнулось с феноменом размывания у молодого поколения представления о своей стране как о субъекте мирового характера.

С такими умонастроениями в обществе достигнуть стабильности прак­тически невозможно. Страна сильна, когда она духовно едина. Школа и образование должны выстроить перед подрастающим поколением тот спектр ценностей, который был бы достоин человека XXI века.

В последние годы наблюдается изменение отношения государства и общественных организаций к проблемам духовной жизни общества и образования. Так, в декабре 2000 года было проведено Всероссийское родительское собрание «Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры», целью которого был поиск новых путей взаимодействия системы образования с различными социальными институтами, ответственными за воспитание детей и молодежи. На собрании были обсуждены некоторые проблемы образования и сформулированы основные ценности, на которые должен ориентироваться процесс воспитания подрастающего поколения. Участники собрания высказали мнение о необходимости формирования государственной политики в области гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания, защиты историко-культурного и нравственно-эстетического наследия нашего народа, более широкого использования этого наследия в процессе воспитания детей.

В 2002 году разработана «Концепция гражданского образования в об­щеобразовательных учреждениях», в которой, в частности, указывается на то, что «образовательные учреждения как наиболее стабильные социальные институты могут внести значительный вклад в создание условий для воспи­тания социально активного, нравственно полноценного и физически здорового подрастающего поколения». Один из путей достижения этой цели авторы концепции видят в развитии системы гражданского образования.

Таким образом, постепенно начинают определяться приоритетные духовные ценности, на который должен быть сориентирован процесс образования и воспитания подрастающего поколения. Государственные организации, общественность, педагоги и психологи особое внимание обращают на такие ценности, как гражданственность, патриотизм, здоровый образ жизни.

Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотических чувств у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, мы не сможем уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свой духовно-нравственный стержень - Любовь к своей Родине.

Патриотизм как нравственный принцип выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему. Патриотизм включает в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, гордость за нашу многовековую историю и культуру, веру в реальную и потенциальные возможности нашей Родины, чувство интернациональности, чувство долга перед Родиной, бережное отношение к историческому прошлому Родины (историческим традициям и памятникам), активный труд на благо Родины, деятельное участие в решении российских проблем, готовность и умение защищать Родину.

Как же можно усилить целенаправленное влияние на процесс социали­зации ребенка, в ходе которого и происходит формирование ценностных ориентаций. Учитывая, что основными субъектами социализации являются семья, система образования, СМИ, сверстники и другие социальные институты и отдельные личности, следует отметить, что главную роль в этом процессе играет именно семья. Из семьи исходят первые представления ребенка о нравственных качествах, правилах поведения. Вторым по силе воздействия агентом социализации являются сверстники, и только на третьем месте находится школа. Однако именно образовательные учреждения считаются наиболее стабильными социальными институтами в воспитании подрастающего поколения: они имеют возможность организовать активную, целенаправленную, комплексную воспитательную работу по формированию у подрастающего поколения нравственных ценностей, соответствующих требованиям времени. Поэтому система образования, и в частности школа, призвана сыграть важную роль в деле патриотического воспитания молодежи.

Так как патриотизм носит деятельный характер, его воспитание осуществляется в процессе разнообразной познавательной и практической деятельности. В организационном плане элементами (звеньями) системы патриотического воспитания являются: учебный процесс, внеклассная воспитательная работа, внешкольная работа.

Приоритетной формой патриотической работы считается внеклассная и внешкольная работа. Тем не менее, урок был и остается важнейшим звеном в системе воспитательной работы с учащимися. На уроках закладывается фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения ребенка. Практика показывает, что никакой, пусть интересно поставленной, внеклассной и внешкольной воспитательной работой никогда не удается компенсировать пробелы, допущенные в деле воспитания на уроке. Таким образом, начинать патриотическое воспитание следует на уроке.

Каждый общеобразовательный предмет (и гуманитарного и естественно-математического циклов) объективно располагает немалым патриотическим потенциалом. Однако бесспорным является факт, что приоритет в решении проблем патриотического воспитания принадлежит урокам истории. Не зная истории Родины, ее традиций и обычаев, невозможно по достоинству оценить и полюбить свою страну. Не будет настоящего специалиста ни в одной из областей, если он не состоялся как гражданин, как патриот, как верный сын Отечества.

На уроке усилия педагога должны быть направлены на обогащение учащихся знаниями, относящимися к осмыслению различных сторон патриотизма. Какие же вопросы имеют здесь наибольшее значение?

Прежде всего, учащиеся должны овладеть содержанием понятий, без которых невозможен процесс патриотического воспитания, такими как «малая Родина», «долг», «мужество», «патриотические традиции российского народа».

Любовь к Родине начинается с познания своей семьи, родных мест, где человек родился, вырос. Затем представления о родных местах расширяются и углубляются за счет знаний о своей стране в целом. Существенной стороной развития патриотического сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины. В системе обучения большое место должно занимать также формирование у школьников представлений о вкладе нашей страны в мировую культуру.

Патриотическое воспитание, как главная воспитательная задача, проходит через весь пропедевтический курс.

Чувство любви к своей Родине начинается с уважения к своему краю, родному городу, с чувства гордости за свою семью. Поэтому на уроках истории в 5-6 классах мы по возможности используем краеведческий материал и стараемся вызвать у учеников заинтересованность в изучении истории своей семьи.

Анкетирование учащихся, проведенное перед началом изучения этих тем, показало, что уровень осведомленности учеников 5-х классов о своих семьях довольно низкий. Назвать родителей по имени к отчеству смогли 73% учеников, а указать их профессии – 58% опрошенных. Такие же сведения о бабушках и дедушках смогли сообщить соответственно 38% и 27% учеников. Приблизительно на таком же уровне они владеют и фактами из истории разных поколений своей семьи. Причины такого явления самые разные, а следствие одно: незнание истории своей семьи не может быть базой для возникновения чувства гордости за нее. Поэтому патриотическое воспитание на уроках истории начинаем с изучения родословной. К этому вопросу мы обращается и в теме «Топонимика». Так, в процессе изучения антропонимики проводится практическая работа «Имена в моей семье». Ученикам предлагается сделать самостоятельное мини-исследование: записать имена близких и дальних родственников, проведя опрос родителей и других членов семьи; определить типы имен; по возможности объяснить их значение.

После знакомства с историй возникновения отчества (уникальной русской традиции полного наименования человека) ученики выполняют два практических задания, которые требуют знания своей семьи. Первое задание - записать свое отчество и отчества своих родителей тремя способами. Второе задание называется «Моя семья», его выполнение предполагает составление родословной, т.е. необходимо записать фамилии, имена и отчества родственников по линии отца и матери.

В результате поэтапного выполнения задания ученики узнают много новых важных и интересных для них фактов об участии нескольких поколений родственников в военных действиях, о боевых наградах, хранящихся в семье, о выносливости и душевной силе бабушек, которые вырастили в одиночку детей во время войны, о трудовых достижениях родственников, о династических профессиях, о долголетии членов семьи, о спортивных достижениях родителей. Когда ученики заканчивают свои работы словами: «Я горжусь своей семьей и буду стараться быть достойным ее», - мы считаем, что помогли пробуждению чувства уважения к своей семье и чувства собственного достоинства.

Таким образом, мы видим, что знание истории своей семьи способствует утверждению в сознании ученика гордости за своих предков, за дела старших поколений, уважения к старшим, ответственности за свои поступки.

Логической составной частью патриотического воспитания является воспитание уважения и любви к родным местам. Для этого на уроках истории проводится работа по формированию понятия «малая родина» и по изучению отдельных страниц истории родного края.

Краеведческий материал используется как в качестве основного иллюстративного материала при изучении новых тем, так и для проведения тренировочных работ, направленных на практическое применение учениками полученных знаний.

На уроке-экскурсии ученики узнают основные способы образования го­родских топонимов на примере названий соседних со школой улиц и площадей. Прежде всего, им объясняют старое и новое названия улицы, на которой расположена их школа. Урок на тему "Их именами названы улицы" посвящен военному прошлому и знакомит учеников с героизмом воинов-участников. Урок проводится в форме экскурсии по школьному Уголку Боевой Славы.

В результате активного использования краеведческого материала на уроках истории школьники овладевают понятием «малая родина» (правильно начинают использовать этот термин до 94% учеников), у них возникает чувство гордости за свой край, желание стать продолжателями славных традиций предыдущих поколений и внести свой посильный вклад в развитие родного края, что является важным элементом процесса формирования чувства патриотизма и гражданственности.

Важной особенностью пропедевтического курса является его интегративный характер. В нем прослеживаются широкие интегративные связи различных курсов истории (всеобщей, истории Отечества, региональной) и отдельные элементы интеграции с другими учебными дисциплинами (географией, литературой, русским языком, музыкой и др.). Хотя отдельные вопросы курса рассматриваются только на материале всеобщей истории, например, виды письменности (рисунчатое письмо, клинопись, иероглифы, кипу), первые виды денег, возникновение монеты, все-таки большая часть тем базируется на фактах из истории Отечества, так как именно они позволяют младшим школьникам получить первые яркие представления о прошлом своей Родины.

Для осмысления учащимися различных сторон патриотизма необходимо знание конкретного фактического материала о воинской славе русского народа, о вкладе нашей страны в мировую культуру. Поэтому большое внимание уделяется героическим страницам истории нашего государства.

Так, при изучении темы «Вторая жизнь топонимов» ученики знакомятся с деятельностью Александра Невского и Дмитрия Донского - великих русских полководцев, и с блестящими победами русских ратей в Невской битве и на Куликовом поле.

В заключение следует отметить, что патриотическое воспитание на уроках истории будет эффективно лишь при условии сочетания учебной деятельности с внеклассной и внешкольной воспитательной работой. Только комплексный подход к воспитанию патриотизма, позволит провести последовательную работу от формирования нравственных понятий к убеждениям и от них - к потребности в активной деятельности на благо Родины.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Редакционная коллегия (3)

    Документ
    В конце декабря вдруг грянула весна. Сначала пошёл дождь, потом с обрушившегося, как крыша, неба хлынул ливень. А потом из-за небесных обломков выглянуло тёплое-тёплое солнце.
  2. Редакционная коллегия (2)

    Документ
    Белик К.Д., Губарев В.В. Методы моделирования при измерении импеданса и оценке глубины расположения объекта в среде с известной электрической проводимостью 17
  3. Редакционная коллегия: завьялов е. А (1)

    Документ
    В Ваших руках, дорогой читатель, необычная книга. Она рассказывает о трагических страницах нашей истории, о людях, чьи судьбы были искалечены политическими репрессиями.
  4. Редакционная коллегия: завьялов е. А (2)

    Документ
    Настоящее издание – второй том Книги Памяти жертв политических репрессий Владимирской области “Боль и память”. Как известно, первый том вышел из печати в 2001 году и вместил официальные документы и материалы, послужившие основанием
  5. Редакционная коллегия серии сборников документов Великая Отечественная война 1941 -1945 гг

    Документ
    ЗОЛОТАРЕВ В. А. (председатель), ЗИМОНИН В. П. (первый заместитель председателя), СОКО­ЛОВ А. М. (заместитель председателя), БАРСУКОВ А. И., БОБЫЯЕВ П.

Другие похожие документы..