Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Про районну програму підтримки сільськогосподарських підприємств та фермерських господарств в обсязі збільшення обсягів виробництва зерна гречки та о...полностью>>
'Документ'
В соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС, учебный материал курса по математике нацелен на создание условий для формирования личностных и ун...полностью>>
'Доклад'
начальника отдела по контролю на потребительском рынке комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензи...полностью>>
'Закон'
В этом году отмечается годовщина подписания Всемирной Декларации Прав Человека (1948) и принятия Закона о свободе вероисповедания в странах мира. Ста...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Воспитание деятельной любви к Родине

Представление человека о своей Родине неотделимо от дорогого сердцу вида той местности, где он рос, от материнского очага... Со всего этого и начинается Родина. В человеке всегда живет воспоминание о родных местах, о тех до боли знакомых с детства трех березах, которые «при жизни никому нельзя отдать». Что может сравниться с живыми, сильными, воспитывающими душу впечатлениями, которые связаны с родной природой? Вспомним слова Л.Н. Толстого о том, что без Ясной Поляны он вряд ли смог бы до пристрастия любить свое отечество.

Небо, усеянное звездами, вечно шумящее, бесконечное море, заоблачные вершины гор, чуткая тишина лесов и необозримость степей... Все это наша родная природа. Дайте ребенку побыть наедине с нею, не вторгайтесь с разговорами и пояснениями, когда в его душе рождается изумление перед ней. Ребенок переживает возвышающее душу чувство красоты. А тому, кто умеет чувствовать красоту, писал А.М. Горький, виднее, где величественное, он в жизни будет стремиться избрать горение, а не гниение. Без умения остро ощущать красоту родной земли, красоту человеческого поступка нет гражданственности.

В.А. Сухомлинский советовал взрослым особенно тщательно и осмотрительно готовить ребенка к тому моменту, когда тот впервые услышит слова о нашей стране. Он говорил, что прежде надо засеять семенами красоты поле детского сознания — научить школьников чувствовать красоту родной земли, красоту человека, поступка. Любовь к Родине вбирает в себя любовь к родной природе, к семье, школе, любовь к друзьям, к книгам и полотнам художников, любовь к своему делу, ко всему прекрасному и великому, чем живет наш народ.

В воспитании патриотизма нет ничего несущественного. Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к людям, окружающим ребенка,— к сверстникам и взрослым. Умеет ли ребенок близко к сердцу принимать радости и тревоги, непосредственно не имеющие отношения к его личной жизни? Есть ли у него очень дорогие ему люди, ради которых он способен жертвовать своими интересами? Или же все внимание ребенка сосредоточено на удовлетворении собственных прихотей и желаний? Все это очень важно в воспитании патриотизма.

Любовь и преданность Родине начинаются с признательности матери, окружающим людям, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживания красоты родных мест. Вот как выпускник средней школы Виктор Полушко объясняет свое решение поступить в военное училище: «Кому-то надо защищать и речку нашего детства, и лес, и отчий дом, вес то дорогое и близкое, что уместилось в коротком и волнующем слове Родина... Всегда земле нашей были нужны солдаты, потому что землю нашу надо беречь».

Возникнув еще в раннем детстве как любовь к родной природе, отчему дому, месту, где родился и рос, патриотизм растущего человека постепенно наполняется идейным, гражданским содержанием, становится качеством не только нравственным, но и нравственно-политическим. Ребенок учится любить не только свою «малую Родину»— край, где родился, но и свою большую Родину - Россию. Взрослые открывают ребенку, как красив их город с только что выросшими светлыми кварталами домов, с башенными кранами новостроек. Они показывают ему, как хороши окрестности города. Отец и мать рассказывают ребенку о предприятиях, на которых они трудятся, об их успехах. Гордость за свой город, за свою школу — одно из важных слагаемых великого чувства гражданственности.

Родители, дедушки и бабушки школьников рассказывают им, как изменился город. Вот что пишет о своей улице четвероклассница. «Я люблю свой город, в котором прожила все свои 10 лет. И люблю свою улицу. Меняется облик моего города и моей улицы. Растет с каждым годом мой любимый город, меняется моя улица. Расту и я, растет и моя любовь к городу, где я родилась!»

В Конституции провозглашено: «Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей - долг и обязанность граждан». Да, нам нужно сохранять их ради нас самих и ради наших детей. Чтобы, видя эти памятники, школьники помнили, что они живут в городе славных трудовых, ратных и революционных традиций, что в их городе творили лучшие советские писатели, поэты, художники. В последние годы в нашей стране проявляется много заботы о том, чтобы сохранить архитектурный и природный ландшафт местности, чтобы каждый город, каждое село сохраняли свой неповторимый облик. И это тоже имеет важное значение в воспитании любви к родным местам.

— Я очень люблю нашу улицу,— говорит Олег, четвероклассник, —Я люблю идти по ней утром в школу и люблю гулять по ней с ребятами после уроков. А еще наша улица мне очень нравится в сумерки, когда в окнах зажигаются огни. Она очень спокойная и тихая.

Часто рассказываю детям о героях Великой Отечественной войны, о тех, кто возрождал народное хозяйство после войны, о наших современниках — людях самоотверженного труда. Пусть поймут школьники, что, сознавая себя полноправными хозяевами своего государства, ответственными за его судьбу, люди в периоды тяжелых испытаний для Родины всегда проявляли массовый героизм. И на полях битв, и на трудовом фронте их поступками всегда двигало и движет высокое чувство патриотизма, гражданственности.

Как много значат для подрастающего поколения рассказы отцов и матерей о событиях тех далеких огненных лет, вовремя показанная фотография, документ, вырезка из газеты. Причем очень важно, как родители поведут рассказ о подвиге. Рассказ может остаться в памяти ребят просто как увлекательная история. А надо показать суть героизма, объяснить, что вело дедов и прадедов на подвиг, добиться, чтобы дети поняли: подвиг - это проявление высокого сознания и высоких чувств.

Как, с какими чувствами отправлялись советские люди на битву с врагом? Какими словами напутствовали их матери? Все это очень важно знать школьникам.

Взрослые рассказывают детям о героической истории страны. Это особенно важно в процессе становления юного гражданина: узнавая о подвигах старших поколений, он понимает, что Родина в жизни человека — самое великое, самое священное. Он узнает, как ради ее процветания многие поколения трудились не покладая рук, а в лихую годину отдавали за нее жизнь.

В сочинениях «Моя Родина», школьники писали:

«Маленьким зеленым переулком, цветущей, как молоко, старой яблоней в саду и зеленой скамейкой под ней начинается любовь к Родине. Но зрелой она становится тогда, когда Родиной назовешь не село и не город, а всю большую страну».

«Как мне понятно чувство, с которым рвались в бой люди в сорок первом и платили жизнью за каждую пять земли,— пишут в своих сочинениях ребята. - «Мы погибли, нам не хотелось погибать, но так надо было. Не плачьте на наших могилах: мы погибли за вас, за счастье ваше!» — слова скорби и печали звучат в ушах. Вечный огонь братских могил требует ответа у нас, хотя мы не знали войны».

Думая о том, что значит любить Родину, школьники не могут не прикоснуться памятью сердца к годам войны. Почему и сегодня, через 65 лет после того, как отгремели ее последние залпы, так велик интерес молодежи к этому событию в жизни нашей Родины? Потому что каждому человеку свойственно в своем совершенствовании равняться на вершины нравственного восхождения. Подвиг народа в Великой Отечественной войне как раз и является такой вершиной, нравственным компасом, образцом для самовоспитания новых и новых поколений.

Светла и прекрасна наша память о людях, которых потеряла наша страна в годы Великой Отечественной войны. Безгранична наша скорбь о тех миллионах жизней, которые были отданы за Победу. Самым никчемным считают в нашем народе человека, не испытывающего чувства признательности к тем, кому он обязан жизнью.

Но очень важно, чтобы воспоминания о войне не были у ребят лишь воспоминаниями о миллионах смертей, чтобы воспитание на примере героев не велось лишь вокруг памятников и братских могил. Война была величайшей трагедией в жизни нашего народа, но трагедией оптимистической, потому что люди шли в бой за наше лучшее будущее, за лучшее будущее всех народов мира. Важно донести до школьников этот жизнеутверждающий пафос. Вспоминайте нас живыми, не скорбите о нас — в скольких письмах с фронта содержались такие строки.

«Я любил жизнь и вступил в бой за неё. Я любил вас, люди, и был счастлив, когда вы отвечали мне тем же, и страдал, когда вы меня не понимали. Пусть мое имя ни в ком не вызывает печали... Если слезы помогут вам смыть с глаз пелену тоски, поплачьте немного. Но не жалейте. Я жил ради радостной жизни, умираю за нее, и было бы несправедливо поставить на моей могиле ангела скорби» — так говорил, обращаясь к нам, чешский коммунист Юлиус Фучик.

Это очень и очень важно, чтобы в памяти наших ребят герои оставались живыми. Французский писатель А. Моруа говорил: «Мертвые уже не мертвые, если живые благоговейно воскрешают их».

Сегодняшним юношам и девушкам герои Великой Отечественной войны кажутся людьми особыми, словно высеченными из гранита, людьми из легенды. И это понятно, потому что легендарны их подвиги. Но это были простые люди, которые мечтали о будущем, скучали по дому, радовались солнцу, весело отзывались на шутку, любили. Им бесконечно дорога была их жизнь, их очень многое связывало с нею, их ждали дома матери и невесты. Но они закрывали грудью дышащие смертью амбразуры дзотов, чтобы заставить захлебнуться вражеский пулемет, кидались с гранатами под гусеницы вражеских танков, шли на таран. Это были люди, которые жили так, как только и может жить настоящий человек. Люди, которые щедро вложили свою долю забот об идущих им вслед поколениях и передали эту эстафету великой ответственности за Родину сегодняшней молодежи.

Как жил юный герой до войны, что его увлекало, с кем он дружил, как относился к людям, что побудило его к борьбе с врагом,— только получив ответ на все эти вопросы, школьник сможет воспитывать себя на примере героя. Именно для того, чтобы как можно больше узнать о герое, о его внутреннем мире, его мыслях и мечтах, и отправляются школьники в походы по местам, где жил и где воевал герой.

Подвиг только тогда станет образцом для самовоспитания, когда дети глубоко поймут, что побуждало к нему людей, какие мотивы двигали их поступками.

Надо рассказывать детям о себе, о своем отношении к делу, об успехах товарищей по работе. Иначе у них будет одностороннее знание о своих близких, они не увидят, каково их общественное лицо, а значит, не будет использован очень важный резерв воспитания. Учителя рассказывают: дети часто не знают, что герои — их дедушка, сосед по подъезду, друг отца.

Чувство любви к Родине и сознание высокого долга перед ней укрепляется у детей постепенно. Оно формируется на основе наблюдений, умозаключений, приходит из книг и жизни. Когда сын или дочь читают художественное произведение, самое главное — чтобы им передавалось состояние души автора; когда дети вместе с родителями обсуждают это произведение, важно, чтобы им передалось волнение взрослого. В воспитании определяющим становится не количество прочитанного, а то, как прочитанное отзовется в душе, какими переживаниями ее наполнит.

Общение с искусством обогащает и возвышает мир идей и чувств, дарит школьнику возможность близкого знакомства с героями, чья жизнь являет собой образец подлинно патриотического поведения. Мысли и чувства героя воспринимаются растущим человеком как собственные. То, что раньше он чувствовал смутно, теперь становится ему до конца ясным. Он утверждается в том, что зрело в его душе.

Хорошая, добрая книга поднимает переживание ребенка на новую высоту ту, которая задана писателем. Мир становится для него богаче, переживания - острее и благороднее. Под влиянием книги из воспоминаний предыдущей жизни отбираются и закрепляются в памяти самые светлые и возвышенные, и с этой способности, прервав цепь повседневных забот, обратиться к лучшему в самом себе как раз и начинается настоящий человек, патриот и гражданин, с его любовью к жизни и людям, к родной земле, с готовностью сделать что-то очень нужное Родине.

Большое значение в гражданском становлении юношества имеют книги о Зое Космодемьянской, Олеге Кошевом, генерале Д. И. Карбышеве, Александре Матросове и других героях Великой Отечественной войны, проявивших беспримерное мужество в боях за Родину. Школьникам особенно важно из книг, кинофильмов узнать о жизни и подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны.

Литература:

1. Кузнецова Л.В. Истоки гражданственности.- 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1986. – 160 с. – (Педагогика – родителям)

  1. Нравственное развитие личности во внеклассной работе в учреждениях образования

Антонова Л.В., педагог-психолог МОУ «СОШ №8» мо. Рузаевка

Преемственность поколений – шаг в будущее

Связующей нитью между поколениями является чувство исторической памяти. «Память противостоит уничтожающей силе времени. Благодаря ей, прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы угадывается настоящим, соединенным с прошлым», - верно и точно определил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев взаимосвязь времен посредством исторической памяти.

Преемственность имеет особый механизм "памяти общества", который осуществляет накопление и хранение культурной информации прошлого, на основе которой создаются новые ценности. Она обозначает также всю совокупность действия традиций, воспроизводящих нормы социального поведения, характерные для исторически прошедшей общественной реальности. При этом следует различать наследование подлинных ценностей культуры и сохранение пережитков прошлого.

Связующей нитью между поколениями является чувство исторической памяти и духовной общности со своим Отечеством, готовность служить ему и защищать его. Меняется время, жизнь, но понятие «патриотизм», «гражданственность» остаются актуальными, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственность поколений.

Сегодня мы заново осмысливаем значение патриотизма для России и ее граждан начала нового века и тысячелетия. Спасение и возрождение Отечества требует пересмотра ряда сложившихся за последние десятилетия понятий в структуре отечественного общественного сознания как на обыденном, житейском, так и на идеологическом уровнях. Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Его мощный потенциал должен быть направлен на консолидацию российского общества.

Именно поэтому развитие духовности личности, ее готовности к служению своему народу, выполнению патриотического долга по защите интересов Отечества должно рассматриваться как необходимое условие патриотического воспитания школьников. Патриотизм, был и остается нравственным принципом, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданности ему, в гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защищать. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств. Без сомнения, необходимо обращение к патриотической идее.

Существующую проблему формирования патриотизма у подрастающего поколения можно решать различными способами: проводить мероприятия воспитательной направленности, беседы, встречи с интересными людьми. К таким мероприятиям относятся и экскурсии в музеи краеведческой направленности[1], что воспитывает любовь и патриотическое отношение к истории родного края. В каждом таком музее есть экспозиции, посвященные событиям Великой Отечественной войны, людям, участвовавшим в этих событиях. Но, собирая материал о патриотическом воспитании учащихся, я обратила внимание на то, что в нашей республике, в частности в нашем городе, нет Музеев Боевой Славы (кроме города Саранск). Крайне мало таких Музеев в школах Республики. Именно поэтому в своей работе я решила раскрыть воспитательный потенциал школьного Музея Боевой Славы.

Молодость — это возраст, когда перед человеком впервые встают вечные вопросы: «Кто я?», «Зачем живу?», «Что нужно сделать, чтобы мир стал лучше?». В поисках правды и ответов на жгучие вопросы жизни они обращаются туда, где чувствуют заинтересованность в себе, где ощущают присутствие истины и находят вкус духовной подлинности.

Вот почему так важно предложить молодым целостный мировоззренческий инструмент, с помощью которого они могли бы разобраться в окружающей действительности. Таким инструментом можно считать сохранение преемственности с предыдущими поколениями.

На вопрос: «Как же понимают преемственность поколений современные школьники?» были получены следующие ответы: сохранять память о событиях и людях прошлого; уважать подвиг дедов; следовать традициям предыдущих поколений. Были и другие ответы. Но в целом можно сделать вывод, что старшеклассники воспринимают преемственность поколений как социальную память общества.

Меня также интересовал вопрос, какие события прошлых лет наиболее значимы для современной молодежи? Преобладали следующие ответы: распад СССР; рост терроризма; войны современности; события Великой Отечественной войны. Вопрос содержал пояснение: «О каких из обозначенных событий вам известно меньше всего?». Ответы были единодушны – о события Великой Отечественной войны.

Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Школьники в настоящее время очень мало знают о подвигах героев Великой Отечественной войны. Возникает постоянная необходимость приблизить немеркнущие подвиги Советского народа, примеры гражданского долга к сознанию, чувствам ребят, приобщить их к истокам героизма дедов, укрепить живую связь времен и поколений.

Никто не забыт, ничто не забыто... Но чтобы не забыть, надо помнить, а чтобы помнить, надо знать. Война – человеческая трагедия с древнейших времен. Вся история человеческой цивилизации сопровождалась войнами. Если бы люди не забывали все беды, страдания, ужас и горе, принесенные человечеству войнами, то на Земле давно бы не звучали больше выстрелы.[2]

События последнего времени оказали негативное влияние на общественное сознание большинства подростков. Стала более заметной постепенная утрата подростками традиционно российского патриотического воспитания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству.

Я предполагаю, что формирование и дальнейшее развитие у подростков чувства глубоко уважения и благодарности к подвигу участников военных действий выведет современное поколение из нравственного кризиса.

Вот почему необходимы такие мероприятия, которые могли бы затронуть сокровенные чувства в сердцах сверстников, высветлить в их душевном мире гуманистическое отношение к святым понятиям: патриотизм, любовь к Родине, своему городу, семье. Так что же необходимо для того, чтобы новое поколение не утратило в памяти ни один подвиг, ни одно имя героя, которые отстояли мир и оставили потомкам ясное небо над головой?

Учащимся предложили ответить на вопрос: «Каким образом они получают сведения об этом историческом периоде?»

Мы получили следующие ответы: на уроках истории; из средств массовой информации; из литературных источников; из бесед с очевидцами событий; посещения музеев.

Однако было отмечено, что максимальное количество ответов все-таки касались встреч и бесед с участниками Великой Отечественной войны. Также молодые люди отметили, что в ближайшее время эта возможность будет сведена к нулю, в силу объективных обстоятельств. Самым продуктивными источниками информации, по их мнению, остаются музеи боевой славы. Но таковых на территории нашего города нет. А вот материалов о боевой славе наших земляков больше, чем достаточно.

Мы уже не один год исследуем данную проблему. В 2006 году ученик нашей школы Карпушин Дмитрий - победитель конкурса «Ученик года» -предложил «Проект возрождения краеведческого музея Рузаевки», который получил высокую оценку. Идеи этого проекта были взяты за основу для создания комнаты «Боевой славы» в школе под руководством учителя географии Парамоновой Нины Петровны. Но со временем стало понятно, что накопленного материала, созданных экспозиций больше, чем достаточно. Поэтому возникла идея создания музея Боевой Славы «Память». Началась кропотливая, но очень интересная работа. Был разработан план нового проекта, создан актив музея, поисковые отряды.

Решаемая проблема. Не допустить в умах современного поколения искажённого представления о событиях Великой Отечественной войны.

Почему эту проблему важно обсуждать и решать. Прошло 65 лет со дня победы в Великой Отечественной войне. За это время родились и выросли несколько поколений россиян. Правду о тех временах можно узнать сейчас только из книг, фильмов и учебников. Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 80 лет. Их становится с каждым днём всё меньше. Существует угроза утраты исторической памяти о великом подвиге нашей Родины.

Идея проекта. На примере подвигов детей-героев, героев-земляков и родных в семье каждого ученика показать учащимся силу духа русского народа в тяжёлые годы войны.

Цель проекта. Формирование у участников исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о событиях и героях Великой Отечественной войны.

План реализации проекта.

1. Формирование команд, распределение обязанностей.

2. Поиск, сбор и обработка информации.

3. Размещение материалов по теме в экспозициях, в средствах массовой информации, на стенде «Новости из музея», на школьном сайте: ruzsh8.ucoz.ru.

4. Создание копилки активных ссылок на информационные ресурсы Интернет, используемых в проекте.

5. Подготовка внеклассных мероприятия в музее.

6. Организация и проведение выставки рисунков (в школе и на школьном сайте).

7. Создание виртуального музея [3].

8. Подведение итогов.

В жизни нашего образовательного учреждения школьный музей Боевой Славы играет большую роль. Музей Боевой Славы обеспечивает становление духовного мира учащихся, формирование у школьников активной гражданской позиции, воспитание патриотического отношения к своей Родине. Работа в музее Боевой Славы обеспечивает активизацию учащихся на их самостоятельную научно-исследовательскую деятельность.

Встречи с ветеранами, документы, реликвии, вещи военной поры делают учащихся сопричастными к подвигу дедов. Ребята приходят в музей на экскурсии, беседы, уроки мужества. И каждый раз испытывают трепетное чувство сопричастности к миру, в котором жили, сражались, героически побеждали удивительные люди. Посещение музея дает школьникам волнующее сознание беспримерного мужества, оставленного нам в наследство этими обыкновенными людьми с необыкновенной биографией. Рассказы ветеранов о годах военной молодости, пожелтевшие письма и документы фронтовых лет, очерки в газетах 40-х годов, осколки снарядов в музейных витринах, земля, привезенная с мест боев – все это помогает ребятам ощутить не только разумом, но и сердцем, грозное дыхание войны. Рассматривая фотографии, военные документы, учащиеся приходят к выводу, что подвиги совершаются не чудо-богатырями, их совершают обыкновенные люди. Но эти люди стали героями, т.к. жизнь их была освещена высокой целью. Школьникам нужны героические образы, ибо с детства в их сознание должны входить высокие понятия: долг, ответственность, верность, подвиг, патриотизм. Задачу донести до умов и сердец юных ребят героические образы, высокие понятия, великие события отечественной истории выполняет воспитательная работа на базе нашего школьного Музея Боевой Славы.

Активное участие в проведении бесед по материалам школьного музея принимают не только ребята, но и учителя истории. Тематика таких бесед связана с Днями Воинской Славы. Экскурсионная работа ведется широко и разнообразно. Темы экскурсий зависят от возраста детей. Кроме этого, на классные часы и уроки мужества приглашаются ребята, которые узнали много нового из жизни героев. В Дни Воинской Славы почетными гостями являются ветераны Великой Отечественной войны. Радостно читать отзывы о работе наших ребят. Одна из записей в книге отзывов звучит так: «Очень хорошо, что дети рассказывают о годах войны. Значит, связь поколений будет воспитывать замечательных людей, настоящих граждан России».

В 2009-2010 учебном году были собраны документы в РСЮН, дающие возможность присвоения нашему музею статуса «Школьный музей боевой славы».

Возросшее внимание государства и общества к патриотическому воспитанию, а, следовательно, и к деятельности музеев, открывает новые перспективы, создает новые возможности для их развития, вселяет в нас надежду на то, что патриотизм, став основой всего нравственного и духовного воспитания, станет и основой возрождения России [4].

Музей - это конгломерат памяти. Мне хотелось бы, чтобы не был забыт ни один герой, ни один человек. Мы должны сохранить то немногое, что о нем сохранилось: воспоминания родственников и сослуживцев, архивные материалы, газетные и журнальные публикации. Страницы далекой истории должны стать близкими современному поколению. Память о людях, победивших 65 лет назад в Великой Отечественной войне, объединит многие поколения людей.

Меняется время, жизнь, но понятие «патриотизм», «гражданственность» остаются актуальными, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственность поколений.

Библиографический список:

  1. Юренева Т.Ю. Музееведение. – М.: Владос, 2000.

  2. Итоги и уроки Великой Отечественной войны. – М.: Мысль, 2000.

  3. http://www.prof.museum/ru/mat/

  4. Россия и мир. Ч. 2. – М.: Владос, 2004.

Кудашкина В.К., учитель МОУ «Семилейская СОШ» Кочкуровского района.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Редакционная коллегия (3)

    Документ
    В конце декабря вдруг грянула весна. Сначала пошёл дождь, потом с обрушившегося, как крыша, неба хлынул ливень. А потом из-за небесных обломков выглянуло тёплое-тёплое солнце.
  2. Редакционная коллегия (2)

    Документ
    Белик К.Д., Губарев В.В. Методы моделирования при измерении импеданса и оценке глубины расположения объекта в среде с известной электрической проводимостью 17
  3. Редакционная коллегия: завьялов е. А (1)

    Документ
    В Ваших руках, дорогой читатель, необычная книга. Она рассказывает о трагических страницах нашей истории, о людях, чьи судьбы были искалечены политическими репрессиями.
  4. Редакционная коллегия: завьялов е. А (2)

    Документ
    Настоящее издание – второй том Книги Памяти жертв политических репрессий Владимирской области “Боль и память”. Как известно, первый том вышел из печати в 2001 году и вместил официальные документы и материалы, послужившие основанием
  5. Редакционная коллегия серии сборников документов Великая Отечественная война 1941 -1945 гг

    Документ
    ЗОЛОТАРЕВ В. А. (председатель), ЗИМОНИН В. П. (первый заместитель председателя), СОКО­ЛОВ А. М. (заместитель председателя), БАРСУКОВ А. И., БОБЫЯЕВ П.

Другие похожие документы..