Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Семинар'
Промышленная энергетика; атомная энергетика; гидро-, тепло-, электроэнергетика; нетрадиционная и малая энергетика; оборудование и технологии для нефт...полностью>>
'Курсовая'
Термин экономико-математические методы понимается как обобщающее название комплекса экономических и математических научных дисциплин, объединенных дл...полностью>>
'Документ'
11:40 - 12:30 - м/ф «Рождественские приключения зверей», США/Канада, 2001, реж. Дейл Секстон, 50 мин, рождественская сказка для детей - DVD – (бесплат...полностью>>
'Документ'
Цель курса – изучить философско-правового дискурс в исследованиях проблематики интеллектуальной собственности; проанализировать философский аспект пр...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Потенциал уроков и внеурочной деятельности в

патриотическом воспитании учащихся

В 2010 году исполняется 65 лет с тех пор, как прогремели последние залпы в честь Великой Победы советского народа над фашистской Германией. Подвиги советских воинов на фронтах Великой Отечественной, героика партизанской борьбы - богатейший источник воспитания подрастающего поколения в духе любви к своей Родине. Именно сейчас, в год 65-летия Великой Победы необходимо, чтобы поколение, которое не испытывало тягот войны, умом и сердцем понимало какой ценой, какой кровью завоевано их счастье.

В период подготовки и празднования этого знаменательного события в жизни нашего народа и всего человечества гражданско-патриотическое воспитание молодежи приобретает особую актуальность. Необходимо организовать работу так, чтобы приближающийся праздник оставил неизгладимое впечатление в сознании молодых людей, осознание того, что как через шестьдесят пять, так и через сто лет мы будем помнить наших дедов и отцов, их подвиг во имя Отчизны.

Основными нормативно-правовыми документами, определяющими воспитательную работу с молодежью в этом направлении, логически назвать:

Указ Президента Российской Федерации от 16.04.2007 года №486 «О проведении Дней воинской славы России в ознаменование 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»;

Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2009 года №549 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России».

Министерством образования и науки также разработан и утвержден план мероприятий по празднованию 65-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Мы, учителя, просто обязаны использовать в своей работе по подготовке и празднованию Дня Победы все уровни организации воспитательного процесса: учебную деятельность, возможности информационно-пропагандистской работы, включение учащихся в различные виды практической деятельности…

Первый уровень – получение учащимися «готовых» знаний со слов учителя и из учебных пособий. Педагогически значимой при подготовке празднованию годовщины Победы является опора на воспитательный потенциал школьного курса истории.

Содержание исторического образования – проблема огромной важности. Крайне необходимо строить это направление работы с учетом возрастных особенностей детей. Нельзя не согласиться с тем, что в начальной школе важная роль отводится игровым приемам работы (конкурсы, викторины, заочные путешествия и т.д.). Особое место в учебной работе в основной и средней школе стоит отвести разным формам исследовательской деятельности (от записи воспоминаний участников событий до написания исследовательских работ по проблемным страницам Великой Отечественной войны).

Нельзя забывать и о связи между историческими событиями прошлого, ставшими определяющими в российской истории, и периодом Великой Отечественной Войны. Подчеркивание их взаимосвязи способствует воспитанию чувства гордости и любви к Родине, привитию чувства гордости за героическое прошлое своего народа.

Второй уровень самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе исследовательской деятельности делают для себя открытия, то есть фактически переоткрывают для себя уже известные факты и события.)

В период подготовки к празднованию годовщины Победы этот уровень становится едва ли не самым главным для личной идентификации ребенка. Среди источников получения таких знаний на первое место выходят телепередачи и телепроекты. Это вполне естественно. Возможности телевидения в формировании национального достоинства, толерантного социума, воспитании чувства гордости и любви к Родине, уважения к заслугам перед Родиной старшего поколения трудно переоценить. Телепроекты «Освободители», «Великая война», «В этот день» и другие имеют серьезное влияние на формирование мировоззрения учащихся.

Ресурсы Интернета, публикации в центральной и местной периодической печати, научно-популярная литература, мультимедийные изучения открывают широчайшие возможности для развития интереса к изучению истории нашей Родины, имеют воспитательную и познавательную ценность.

В любом случае учащиеся должны учиться интерпретировать и систематизировать получаемую информацию, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы.

Важно научить учащихся отличать факты от мнений, субъективную информацию от объективной, достоверное от сомнительного; распознавать основные приемы, используемые при фальсификации истории: необоснованные обобщения, превращение отдельных фактов в тенденции; замалчивание важных событий, выдача следствий тех или иных событий за их причины и наоборот; культивирование распространенных стереотипов и штампов; выдача гипотез и легенд за достоверные факты; смешивание фактов и мнений. Огромную роль, безусловно, по-прежнему играет учитель, его трактовка и интерпретация материала.

Третий уровень изучение учащимися материала в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. Этот пласт до конца еще «не поднят», хотя есть и определенные результаты. Это участие учащихся в различных конкурсах, конференциях, чтениях, организация исследовательской работы на основе обработки социологических опросов. Например, Всероссийский конкурс «Человек в истории. Россия – XX век», городской конкурс «Школьники - науке XXI века», Всероссийский – «Юность. Наука. Культура. Первые шаги в науку», Мордовская республиканская олимпиада по краеведению, Всероссийские конкурсы фоторабот и рисунков в рамках программы «Дети – будущее России» и многие другие. Отметим, что все они в текущем учебном году посвящены юбилею Победы.

Четвертый уровень – активное включение учащихся в практическую деятельность. Общечеловеческие ценности вечны. Они имеют непреходящее значение и передаются из поколения в поколение.

Подготовка к празднованию Победы открывает все более широкие возможности для работы в этом направлении. Забота о ветеранах войны всегда была важной составляющей воспитательного процесса. Но проявление внимания к людям, прошедшим через войну, сейчас приобрела особый смысл.

Проведение благотворительных акций, шефство над ветеранами, организация для ветеранов концертов, поздравление с Днем Победы и вручение юбилейных медалей – возможность еще раз подчеркнуть искреннее уважение к боевым и трудовым заслугам ветеранов и их близких.

Важную роль в процессе включения учащихся в практическую деятельность играют возможности, связанные с туристско-краеведческой и поисковой работой. Это сбор сведений о своих земляках, которые прославились, защищая Родину; пополнение экспозиции школьного музея; участие в работе патриотических клубов и кружков; экскурсии на места боевой славы…

Большими воспитательными возможностями располагает музейная педагогика. Музеи и мемориальные комплексы представляют возможность ознакомления с уникальными экспонатами и событиями времен Великой Отечественной войны, проведения учебных занятий и торжественных мероприятий в обстановке военного времени. Так в работе по воспитанию учащихся могут применяться и возможности школьных уроков и уроков-экскурсий, и самостоятельное получение знаний из различных источников, и исследовательский труд, дающий возможность не просто прикоснуться, а глубоко проникнуть в суть проблемы, и практическая деятельность учащихся.

Главное, всегда помнить, что «патриотизм-это не значит только одна любовь к Родине. Это гораздо большее. Это – сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней» (А.Н. Толстой).

Педагогическими и методическими условиями успешной работы в этом направлении патриотического воспитания, в первую очередь, можно считать показ Победы как результат героических усилий единого многонационального народа, раскрытие значимости побед, формирование коммуникативной культуры общения со сверстниками и старшими поколениями, воспитание гуманистических качеств личности, уважения к другим народам и бережного отношения к историческому прошлому и традициям своего народа.

Малясов С.Н. учитель истории МОУ «Дубенская СОШ» Дубенского района

Командир подземного гарнизона

(110-летию полковника П.М. Ягунова посвящается)

Земля Дубёнская - древняя и молодая. В разные эпохи она прославлена своими достойными сыновьями и дочерьми, которые вошли не только в летопись района, но и в историю нашей республики и страны своими трудовыми и боевыми подвигами. В преддверии празднования дня Великой Победы мы должны еще раз вспомнить тех людей, которым мы обязаны своим прошлым, настоящим и будущем. Это герои минувшей войны. Одним из таких людей стал командир подземного Аджимушкайского гарнизона, полковник П.М. Ягунов, чье 110-летие мы отмечаем в этом году.

Павел Максимович Ягунов (1900-1942) родился в бедной крестьянской семье села Чеберчино Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Дубенский район РМ). После окончания местной семилетней школы уехал к родственникам в Среднюю Азию, где продолжил учёбу и начал трудовую жизнь. В юности был разносчиком писем и документов при волостном правлении. В Красную Армию вступил добровольцем в июле 1919 года. Служил в отдельном Туркестанском коммунистическом батальоне, участвовал в боях с войсками генерала А. Деникина, белоказачьими формированиями под Актюбинском. В сентябре 1919 г. вступил в партию. В течение многих лет служил в Средней Азии, в составе частей Закаспийского фронта, участвовал в ликвидации басмаческого движения Энвер-паши и Джунаид-хана. Окончил Ташкентское военное училище имени В.И. Ленина (1923 г.), курсы «Выстрел» (1930 г.). В 1923-1938 годах Ягунов - командир взвода, роты, 65–го стрелкового полка 22-й Краснодарской дивизии, в звании полковника. Характеризовался как волевой, грамотный в военном отношении командир.

В июле 1938 года был снят с должности и арестован в связи с арестом его бывшей супруги Юлии Александровны (у той, в свою очередь, по обвинению в шпионаже был арестован брат). В конце августа 1938 г. был приговорен к 10 годам лишения свободы за то, что не содействовал властям в «разоблачении своей бывшей жены, пособницы шпиона». В июне 1939 г. реабилитирован и восстановлен в партии. А вскоре был назначен начальником кафедры тактики, заместителем начальника Бакинского пехотного училища имени С. Орджоникидзе.

В воспоминаниях дочери, Клары Павловны Ягуновой, мы читаем: « Он не терпел, когда ему оказывали особые знаки внимания. Однажды завмаг прислал нам на дом корзину с отборными фруктами. Дома никого не было, и я приняла её. Папа страшно рассердился и потребовал, чтобы забрали корзину и никогда этого не делали. Помню наш приезд на Дальний Восток. Отец командовал полком. По его распоряжению сначала были отремонтированы дома и квартиры для подчинённых, а потом, в самую последнюю очередь, с наступлением холодов — для нас. В Баку, будучи старшим начальником, он при распределении квартир в последнюю очередь и далеко не лучшую оставил себе». В сентябре 1941 года полковник П. Ягунов был назначен командиром 138-й стрелковой дивизии, которая с середины января 1942 г. в составе 51-й армии воевала на Керченском полуострове. В это время дивизия провела ряд успешных боёв, понеся при этом значительные потери. С марта 1942 г. П. Ягунов - начальник отдела боевой подготовки Крымского фронта (в ранге второго заместителя начальника штаба фронта). 14 мая 1942 года, после прорыва немецкими войсками линии обороны Крымского фронта, он был назначен командиром сводного отряда, оставленного для прикрытия эвакуации сил фронта через Керченский пролив. В состав отряда вошел резерв командного и политического состава фронта (несколько сот человек), курсанты авиационных школ, 1-й запасной полк Крымского фронта, 65-й отдельный железнодорожно-восстановительный батальон и др. К отряду присоединялись и некоторые отступавшие части Крымского фронта. Ожесточённые бои, проходившие 15-17 мая в районе Аджимушкая задержали и отвлекли немецкие войска и позволили значительной части подразделений фронта произвести эвакуацию (так, только 16 и 17 мая с трёх пристаней были перевезены на таманский берег 41 тысяча человек). 17 мая район Аджимушкайских каменоломен, в котором находился отряд Ягунова, был полностью окружён немцами. Позднее бывший командующий Крымским фронтом генерал Д.Т. Козлов вспоминал: «Полковник Ягунов честно выполнил приказ, обороняя посёлок Аджимушкай».

После окружения отряд Ягунова занял оборону в Центральных Аджимушкайских каменоломнях — подземных выработках для добычи известняка. Ягунов создал систему управления «подземным гарнизоном», сформировал штаб, разделил личный состав на три батальона, создал разведывательные и противотанковые подразделения, медицинскую службу, установил строгую воинскую дисциплину. Среди его ближайших соратников были комиссар гарнизона, старший батальонный комиссар И.П. Парахин, заместитель командира полковник Ф.А. Верушкин, заместитель командира по тылу интендант II ранга С.Т. Колесников, начальник штаба гарнизона старший лейтенант П.Е. Сидоров, начальник политического отдела батальонный комиссар Ф.И. Храмов, начальник продовольственного отдела интендант II ранга А.И. Пирогов, командиры батальонов подполковник Г.М. Бурмин, майор А.П. Панов, капитан В.М. Левицкий и др. Гарнизон подземной крепости, составлявший несколько тысяч человек, с первых дней столкнулся с недостатком боеприпасов, пищи, а, главное, воды. Вместе с комиссаром Парахиным Ягунов почти каждый день посещал госпиталь, следя, чтобы до раненых полностью доходил положенный им паёк. Против совершавших вылазки аджимушкайцев немцы применяли артиллерию и танки, а также газы. В момент первой газовой атаки приказал передать в эфир радиограмму: «Всем народам Советского Союза! Мы, защитники обороны города Керчи, задыхаемся от газа, умираем, но в плен не сдаёмся». Ценой огромных потерь бойцы, запертые в подземелье, научились защищаться от газовых атак.

В конце июня — начале июля гарнизон совершил несколько вылазок, в ходе одной из которых были захвачены трофеи — немецкое оружие и боеприпасы. При их осмотре Ягунов погиб, обезвреживая неразорвавшуюся гранату. Он был единственным участником обороны, которого похоронили в гробу, сделанном из досок кузова грузовика. Один из участников обороны, А.И. Лодыгин, вспоминал: «При Ягунове у всех находившихся в каменоломнях была уверенность в выходе из создавшегося положения. После гибели его многие, как говорится, повесили голову…. Но после продолжительной разъяснительной работы вновь появилась уверенность». Новым командиром стал подполковник Г.М. Бурмин. Лишь в октябре 1942 года оставшиеся в живых воины гарнизона были захвачены в состоянии полного истощения. Но и позднее каменоломни становились базой для партизан из местных жителей и военнопленных…

В 1987 году во время поисковых работ в Аджимушкайских каменоломнях были найдены останки командира и ещё 30-ти воинов, имена которых пока неизвестны. Они с воинскими почестями были перезахоронены в центральном сквере поселка Аджимушкай с надписью на мемориальной плите «Полковник Павел Максимович Ягунов – командир Аджимушкайского гарнизона и 30 неизвестных солдат 1942 года». В январе 2010 года в Дубенском районе был торжественно отмечен 110-летний юбилей полковника П.М. Ягунова. На его Родине прошел вечер Памяти, а для учащихся образовательных учреждений была проведена районная викторина «Служение Родине».

И сегодняшнее выступление мне бы хотелось завершить словами поэта Ильи Сельвинского:

…Кто всхлипывает тут!

Слеза мужская

здесь может прозвучать

кощунством. Встать!

Страна велит нам почести воздать

защитникам Аджимушкая!

Литература:

  1. Абрамов В.В. Керченская катастрофа 1942 года. М., 2006.

  2. Абрамов В.В. Героическая оборона Аджимушкайских каменоломен. – М., 1983.

  3. Тарунов А. Командир подземного гарнизона // Вокруг света. – 1987. - № 12.

  1. Патриотическое воспитание и гражданское образование

в ДОУ и начальной школе

Абрамова В.В., учитель начальных классов МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск

Актуальные вопросы воспитания патриотизма и гражданственности у учащихся начальной школы

Гражданско-патриотическое воспитание школьника является неотъемлемой частью становления личности каждого гражданина Российской Федерации. Что же такое «патриотизм» и кого можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Советский энциклопедический словарь трактует патриотизм «как любовь к Родине». Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. В наше сложное время, когда подрастающим поколением начинают овладевать ежеминутные желания, потребности, незыблемым остаётся понятие родной дом, семья, Родина.

Первостепенная задача семьи — научить ребенка жить среди людей, жить по нормам и принципам нашего большого и дружного социалистического общежития, тем самым нормам, которые юридически закреплены в Кон­ституции Российской Федерации. В.А. Сухомлинский утверждал: «Важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть наш гражданин, — это человеческие взаимоотношения». Сегодня общение ребенка ограничено кругом его семьи, по мере его роста оно будет все более и более расширяться. Какие традиции отношений с людьми перенесет ребенок из семьи в школу, а затем в наше общество в целом? В.А. Сухомлинский говорил: «Я сразу вижу ребенка, родители которого по-настоящему любят друг друга: у него мир и покой в душе, вера в добро, красоту человека, в слово воспитателя».

В начальной школе особое внимание уделяется формированию гражданственности и духовности на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира и во внеклассной работе.

С 1 класса на уроках по предмету «Окружающий мир» у ребят формируются общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Тема урока «С малой Родины моей начинается Россия» перекликается с гражданско-патриотическим воспитанием. К патриотизму нельзя призвать. Нужно медленно и серьезно воспитывать духовное начало в ученике. Вопрос о патриотизме, гражданско-патриотическом воспитании становится сегодня особенно актуальным, ибо без них вообще не может быть никакого духовного становления личности. Человек вне патриотизма, вне гражданственности - это и человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек, лишенный человеческих свойств. Значит, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека, недочеловека. Чтобы этого не произошло, мы с ребятами изучаем историю родного края, обычаи, традиции, историю национального костюма.

Задача воспитания патриотизма и гражданственности стоит перед каждым, кто любит свой народ, кто любит свою Родину. Мы должны преодолеть антипатриотические тенденции, которые все еще существуют в нашем образовании, иногда под предлогами самыми благовидными. Мы должны вести национальную просветительскую работу, которая поможет нам выйти из тяжелого антипатриотического затмения, достаточно распространенного ныне среди школьников.

В своей работе я закладываю основные моральные ценности, нормы поведения, начинаю формирование личности, осознающей себя частью Общества и гражданином своего Отечества, развиваю коммуникативные способности ребенка, где каждый ученик запоминает свои права и обязанности. Решение одной из главных задач начального образования я вижу – в развитии творческого потенциала младшего школьника – это помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

На уроке «С малой Родины начинается Россия» мы с ребятами говорим о нашей Родине. От учеников принимаются любые ответы: республика, район, город, село, страна. Чем с большими понятиями ассоциируют учащиеся родину, тем лучше, тем полнее и многограннее их знания. Мы говорим и о малой нашей Родине, которая находится в России и является её частью - это республика Мордовия. Много внимания уделяется изучению карты Российской Федерации. Все республики живут в мире и согласии между собой.

Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины. Помимо уроков русского языка, литературного чтения, окружающего мира, а так же уроков истории, провожу различные утренники, литературные вечера посвященные Дню Победы, 23 февраля. Нельзя забывать так же об интеллектуальных и развивающих играх, конкурсах песен и стихов, выступлениях перед ветеранами и участниками войн, о тесном общении с ними.

Во внеклассной работе применяю разнообразные виды и формы работ: День Знаний; изучаем символику Мордовии, России, классный час «День народного единства», праздник «А ну-ка мальчики, а ну-ка девочки», литературный вечер «Его имя – Гагарин», «Урок памяти», знакомлю с историческим прошлым России и Мордовии.

В своей работе я использую экскурсии на природу, конкурсы рисунков «Край, в котором я живу» и проектов на тему «Мой край», «Мордовский национальный костюм», «История одной из улиц Саранска», различные викторины и лектории, мини-сочинения «Портрет ветерана», «Моя школа», «Мой Саранск». Это позволяет школьникам не только получить новые знания об истории родного края, но и на основе своего жизненного опыта и эмоциональных переживаний делиться ими с другими.

Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых морей. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими специфическими средствами и возможностями. Любовь к Родине, патриотизм, гражданственность появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней».

Я уверена в том, что нельзя останавливать процесс гражданско-патриотическое воспитание. Только дети любящие Родину могут стать активными гражданами своей Родины.

Литература:

  1. Выгодский Л.С. Нравственное воспитание / Пед. психология. – М.,1991.

  2. Зубайраев А.Л. Патриотическое воспитание школьников: духовная сфера, опыт // Советская педагогика. 1990. № 5.

  3. Мищенко Л.И. Патриотическое воспитание социально активной личности в младшем школьном возрасте. М.: Прометей, 1989.

  4. Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Граждановедение. – М., 1991.

  5. Политология. Энциклопедический словарь / под ред. Аверьянова Ю.И., М., 1993.

  6. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1979.

Великанова Е.А., учитель начальных классов МОУ «Луховский лицей» го. Саранск



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Редакционная коллегия (3)

    Документ
    В конце декабря вдруг грянула весна. Сначала пошёл дождь, потом с обрушившегося, как крыша, неба хлынул ливень. А потом из-за небесных обломков выглянуло тёплое-тёплое солнце.
  2. Редакционная коллегия (2)

    Документ
    Белик К.Д., Губарев В.В. Методы моделирования при измерении импеданса и оценке глубины расположения объекта в среде с известной электрической проводимостью 17
  3. Редакционная коллегия: завьялов е. А (1)

    Документ
    В Ваших руках, дорогой читатель, необычная книга. Она рассказывает о трагических страницах нашей истории, о людях, чьи судьбы были искалечены политическими репрессиями.
  4. Редакционная коллегия: завьялов е. А (2)

    Документ
    Настоящее издание – второй том Книги Памяти жертв политических репрессий Владимирской области “Боль и память”. Как известно, первый том вышел из печати в 2001 году и вместил официальные документы и материалы, послужившие основанием
  5. Редакционная коллегия серии сборников документов Великая Отечественная война 1941 -1945 гг

    Документ
    ЗОЛОТАРЕВ В. А. (председатель), ЗИМОНИН В. П. (первый заместитель председателя), СОКО­ЛОВ А. М. (заместитель председателя), БАРСУКОВ А. И., БОБЫЯЕВ П.

Другие похожие документы..