Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Один из ее авторов — Богословский Вячеслав Николаевич (1923—2001), академик РААСН, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, ...полностью>>
'Документ'
7 апреля 2006 года правоохранительными органами России по постановлению Хамовнического районного суда (прилагается) г. Москвы от 05.04.2006 г. Был за...полностью>>
'Документ'
По решению суда пытается спасти предприятие, находящееся в состоянии банкротства. С одной стороны, этот специалист должен ликвидировать задолженность...полностью>>
'Учебно-тематический план'
Взаимосвязь театрального и педагогического мастерства. Принципы системы К....полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Т.к. в 5-6 классах ребята ещё достаточно открыты, можно проводить уроки чтения стихов собственного сочинения, сопровождать творческие работы учащихся иллюстрированием, интересным художественным оформлением.

В старших классах наиболее оправдывают себя уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачёты, литературные гостиные. Уроки-лекции интересны и необходимы в начале изучения темы. Это могут быть лекции по творчеству одного поэта или писателя, или лекции, характеризующие эпоху, литературные течения того или иного времени, лекции по теории литературы.

Уроки-семинары и уроки-зачёты, наоборот, я провожу в заключение темы. Устные журналы или литературные гостиные эффективны при изучении тем, на которые отводится 1-2 учебных часа или при подведении итогов изучения большой монографической темы (например, творчества А.С. Пушкина, Лермонтова, Толстого, «серебряного века», темы Великой Отечественной войны). Подготовка и проведение подобного типа уроков способствует развитию навыков самостоятельной работы учащихся. Ребята самостоятельно изучают дополнительные источники, анализируют. Делают выводы, кроме этого, развивается их творческое мышление. При этом необходимо учитывать и эмоциональную сторону. Атмосфера таких уроков пробуждает у учащихся чувства сострадания, человечности, интереса к чужой судьбе, в свою очередь, также ведёт к становлению гражданской позиции и воспитанию духовности.

3. Расширение кура школьной программы.

Очень часто преподавание литературы в школе сводится к «изучению» и «анализу» произведений, вошедших в школьную программу. Это, в свою очередь, приводит к тому, что дети начинают делить литературные произведения на те, которые надо читать «по программе» и другие – которые не вошли в школьный курс, значит, их не нужно читать вообще. За пределами программы остаётся множество произведений, о которых, я считаю, с ребятами просто необходимо говорить. Цель урока литературы не должна сводиться только к изучению и анализу. Она в том, чтобы подтолкнуть ребёнка к пониманию, видению проблемы, направить его работу мысли так, чтобы, прочитав одну, ему хотелось бы взять в руки другую книгу. Вновь, говоря об этом, необходимо обратиться к мнению Л. Айзермана. Ответ на уроке литературы должен быть на 90% личностным, отражать индивидуальное восприятие текста. Поэтому считаю необходимым изучение на уроках литературы полных текстов, а не их хрестоматийного изложения, и не пересказ критической статьи или статьи учебника. Считаю необходимым в 7-8 классе чтение сказки А. Экзюпери «Маленький принц», в 5-6 классах – отрывок из повести Короленко «В дурном обществе», «Дети подземелья». Для более глубокого осмысления трагического образа М.Ю. Лермонтова, думаю, нужно изучать его поэму «Демон».

Обязательно включение в школьную программу произведений современной литературы. Программа 11-го класса является перенасыщенной, поэтому многие произведения современной литературы можно и нужно изучать, начиная уже с 5-6 класса, чтобы к 11 классу у ребят уже было представление о произведении и оставалось лишь обобщить информацию по той или иной проблеме или о творчестве автора. Кроме того, именно в современной литературе отражены проблемы современного общества, а многие произведения, мягко говоря, устарели и не воспринимаются детьми серьёзно…

4. Изучение литературы в контексте истории и связь произведений и литературных героев с современностью.

Говоря на уроках литературы о каком-либо произведении, обращаю внимание на эпоху, в которую оно было создано, показываю прежде историческую основу текста. Так, при изучении «Капитанской дочки» А.С. Пушкина необходимо говорить о пугачёвском бунте, о крестьянских волнениях и анализировать, характеризовать героев и их поступки, исходя из той исторической ситуации. Изучая «Кавказского пленника» Л.Н. Толстова, главу «Бэла» из «Героя нашего времени», биографию Грибоедова, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина, необходимо объяснять современные проблемы Кавказа исходя из исторических процессов, происходивших в этом регионе, искать в истории корни и причину тех или иных событий.

Одно из правил, которым пользуюсь на уроках литературы: изучая литературу – изучаю жизнь. Необходимо внушить ребятам мысль о том, что литература является зеркальным отражением жизни, а жизнь не может быть неинтересной. Так, за «Петром 1» стоит петровская эпоха, за «Вишнёвым садом» - смена общественно-экономических формаций: от крепостного права через помещичье землевладение и распад дворянских гнёзд – к зарождающемуся капитализму и стремлению к светлому будущему. (Фирс – Раневская и Гаев – Лопахин – Петя и Аня), за поэмой «12» - неразбериха революционных перемен и т.д. Начинать подобное «сближение» литературы и жизни необходимо ещё с младших классов. Всего несколько фраз, говорящих о жизни рыбачьих посёлков, о трудностях послевоенного детства, подведут ребят к реальному видению жизни. Говоря о «Детях подземелья», можно рассказать о беспризорниках сегодняшнего дня, вынужденных ночевать в подвалах и подземных переходах. Прочитав с одиннадцатиклассниками поэму А. Вознесенского «Ров», можно после прочтения завести разговор о разворованных у памятника Неизвестному солдату цветах, принесённых туда накануне 9-го мая.

5. Параллельное изучение произведений.

Параллельное изучение произведений даёт возможность более глубокого анализа той или иной жизненной проблемы на разных жизненных и временных этапах. Например, в 7-м классе при изучении рассказа А. Платонова «Юшка» я попробовала параллельно с этим рассказом обговорить «Матрёнин двор» А. Солженицына. И хотя это произведение предложено для изучения в 11-м классе, ребята прекрасно поняли основную мысль обоих рассказов: и Матрёна и Юшка являются теми праведниками, без которых не стоит жизнь, а основа жизни – доброта и человечность.

В системе работы Станиславского звучала мысль о том, что любого 5-летнего ребёнка можно водить на взрослые спектакли, т.к. он поймёт то, что может на это время. Эффективно параллельное обсуждение следующих произведений (иногда с возвратом к прошлому изучению). «Преступление и наказание» Достоевского, «Посеянным в огонь» Рустама Гаджиева, «Новая московская философия» В. Пьецуха; «Пётр I» А. Толстого и «Война и мир» Л. Толстого; «Хлебушко» А. Аверченко и «Размышления у парадного подъезда» Н. Некрасова; «Плаха» Ч. Айтматова и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова (библейские главы). Те зёрна толерантности и духовности, отношения к другому человеку, к стране, к своей роли в завтрашнем дне, которые сегодня мы зароним в души наших детей, завтра прорастут и дадут плоды… Какие – зависит от нас и от тех людей, кто сегодня занимается вопросами образования и составляет школьные учебники…

Калямин Ю.П., председатель общественной комиссии по военно-патриотической работе Совета ветеранов Республики Мордовия, полковник в отставке

Борьба с искажениями исторической правды о Великой Отечественной войне советского народа против фашистской Германии 1941-1945 годов.

Великая Отечественная война с фашисткой Германией 1941-1945 годов - это драматический и полный героизма период в истории советского народа. Ценой невероятных потерь Красная армия и народы нашей страны спасли не только Европу, но и весь мир от фашизма. Захватив Европу, бесноватый фюрер мечтал уничтожить СССР, а затем дойти до Индии.

То, что именно СССР внес решающий вклад в разгром фашизма, не нравится нашим противникам. Вот почему, до сих пор продолжаются фальсификации и нападки на героическое прошлое наших отцов и дедов. Поливаются грязью имя Верховного Главнокомандующего (И.В. Сталина) и его славных полководцев. И в этом участвуют не только западные, но и некоторые российские авторы. Прочитав книгу Соколова Бориса Владимировича «Георгий Жуков: триумфы и падения», вижу сплошные измышления, фальсификацию фактов и полное незнание военной оперативной обстановки при изложении событий. Кстати, в последнее время, имя великого полководца подвергается самым яростным атакам, для того чтобы принизить значимость и полководческое мастерство Г.К. Жукова, которого достойно оценил весь мир. Сегодня, накануне 65-летия Великой Победы молодому поколению, необходима правда о войне. А правда такова. Наше правительство знало об истинных намерениях Гитлера, знало о неизбежности войны и делало все необходимое, чтобы подготовить страну к защите. Но катастрофически не хватало времени, поэтому вся дипломатия СССР строилась на том, чтобы выиграть время. Этим и объясняются некоторые ошибочные действия И.В. Сталина, в частности, в определении конкретного времени нападения. Стратегические расчеты Сталина были верны:

- Начало войны оттянул.

- Армию перевооружил (пусть не до конца).

- Промышленность перевел на военные рельсы.

- Идейно народ подготовил.

И все же 22 июня 1941 года для нас стало неожиданным то, что без объявления войны 5,5-миллионная хорошо вооруженная и имеющая опыт войны армия обрушилась на нашу страну. В исторической литературе много измышлений о начальном периоде войны. Часто его преподносят как период паники, неразберихи, сплошного бегства. И ответственность за запоздалое решение о приведение войск в боевую готовность возлагают опять на «Верховного», хотя таковым он в тот период не был. Поэтому справедливы его упреки в адрес военных. «У них есть определенные обязанности, они должны их выполнять, не дожидаясь распоряжений, не дожидаясь директив должны отражать врага, на то она и армия». Высокую ответственность и распорядительность накануне войны проявило командование Киевского Особого военного округа, особенно Начальник штаба округа, генерал-лейтенант М.А. Пуркаев. Предчувствуя угрозу, войска округа были приведены в повышенную боевую готовность и находились в движении на заданные позиции.

В субботу 21 июня руководство уже на командном пункте в Тернополе отслеживало ситуацию и информировало Москву, принимая конкретные меры. Почти все танковые части были на марше. Другой пример. Командующий Белорусским военным округом Д.Г. Павлов, в субботу вечером, слушал оперетту «Свадьба в Малиновке». Когда ему доложили, что к границе выдвигаются немецкие танки, то последовала гневная реакция, что его отвлекают. К чему привела эта беспечность известно. 22-го июня почти 800 самолетов уничтожены на аэродромах, большие потери в живой силе и технике в местах базирования. По иному сложилась обстановка на Юго-Западном фронте. Именно в этот период проявился твердый характер, железная воля НШ КВО М.А. Пуркаева. При его прямом участии войска КВО 21 июня 1941 года приведены в боевую готовность. Об этом свидетельствует тот факт, что 22 июня почти все механизированные соединения, поднятые по тревоге, были на марше, а 8-й механизированный корпус генерала Д.И. Рябышева занял исходные позиции. Он в резкой форме протестовал против директивы №3, которую Юго-Западный фронт не в состоянии был выполнить в сложившейся оперативной обстановке.

Обращаю ваше внимание на тот факт, что протестует не Командующий фронтом М.П. Кирпонос, а Начальник штаба М.А. Пуркаев. Какая это была ответственность и, какую нужно иметь волю и мужество в той драматической ситуации. На его счастье 22 июня вечером на КП в Тернополе прибыл Начальник Генерального Штаба Красной Армии Г.К. Жуков, который детально изучил обстановку и поддержал начальника штаба.

Вот так описывает Георгий Константинович этот эпизод в своих воспоминаниях.

«Директива поступила Командующему Юго-Западным фронтом около 24 часов. Как я и ожидал, она вызвала резкое возражение НШ. М.А. Пуркаева. Он считал, что у фронта нет сил и средств на ее выполнение. Сложившееся положение было детально обсуждено на Военном совете фронта». Далее события развивались, так как и предлагал М.А. Пуркаев. Войска Юго-Западного фронта наносят неожиданный контрудар моторизованных войск по фашистам. 24 июня 1941 года 8-й механизированный корпус генерала. Д.И. Рябышева нанес сокрушительный удар по врагу, его поддержали другие части. Полностью уничтожена 57-я пехотная дивизия. Тяжелая обстановка сложилась для 48-го механизированного корпуса противника. Гитлеровцы для его спасения бросили всю свою авиацию, что спасло группировку от разгрома. Таким образом, вражеская группировка, которая рвалась к Киеву, была остановлена и сильно ослаблена.

Вот что пишет Г.К. Жуков о поведении Максима Алексеевича в тот момент. «Надо отметить большую собранность и великолепные организаторские способности НШ фронта М.А. Пуркаева и Начальника оперативного отдела И.Х. Баграмяна, проявленные ими в этой очень сложной обстановке первого дня войны». Обращаю Ваше внимание, он пишет не о Командующем, которому не хватало решительности, а о М.А. Пуркаеве, наиболее деятельном и хладнокровном в этой ситуации. На мой взгляд, в первые дни войны, наиболее ярко проявилась несовместимость в руководстве Юго-Западного Фронта. Поэтому по распоряжению НКО от 23.07.1941 года М.А. Пуркаев, был отозван в распоряжение Ставки. Несколько месяцев он преподает в Академии Генерального Штаба Красной Армии, затем формирует 3-ю ударную армию и командует ею в боях.

Многие авторы подходят дилетантски, оценивая итоги контрударов механизированных корпусов. Говоря о нашем численном превосходстве в танках, забывают, что большинство наших танков были устаревших типов БТ-26, но и они яростно сражались, несмотря на большие потери. В военной исторической литературе не получили должной оценки контрудары, проведенные под руководством нашего земляка И.В. Болдина, который находясь в окруженной группировке войск под Белостоком, нанес ощутимый удар по фашистам, пусть он не был победным, но фашисты поняли силу нашего оружия. Кончились боеприпасы и горючие. Иван Васильевич, собрав остатки оружия и бойцов, целый месяц прорывался и вывел целую дивизию из окружения. Вот яркий пример выполнения воинского долга. Его опыт организации боевых действий в окружении пригодился под Вязьмой, где он командовал оперативной группой. Таким образом, события начального периода отрезвили фашистов, и дало им понять, что блицкрига не получится. Та «незначительная задержка», как пишут некоторые авторы, немецких войск на Юго-Западном направлении, позволило советскому командованию перебросить армию И.С. Конева, на западное направление и организовать стратегическую оборону на новых рубежах, провести эвакуацию промышленных предприятий и населения на Восток, отмобилизовать и перевести страну на военные рельсы. Более 1500 заводов были переправлены с запада на восток, которые высаживались в открытое поле, и сразу начинали производить военную продукцию, порою, не имея крыши над головой. Лозунг «Все для фронта, все для Победы» звал на самоотверженный труд в тылу, где остались женщины, старики и дети. Это и стало основой будущих побед.

В освещении многих событий Великой Отечественной войны наблюдается однобокость и отсутствие всестороннего анализа, как успешных военных операций, так и поражений. Возвеличивание одних полководцев и умалчивание других. В качестве примера назову контрнаступление и разгром фашистов под Москвой, которое началось 5-6 декабря 1941 года. Никто не оспаривает величайших заслуг в этом Г.К. Жукова. Но почему очень скромно говорят о том, что войска С.К. Тимошенко в это время освободили город Ростов, Волховский фронт успешно громил немцев под Тихвином.

Другой факт, при освещении коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны берется контрнаступление советских войск под Сталинградом 19-20 ноября 1942 года. Очень скромно говорят о Великолукской операции, которая проводилась по единому замыслу и, в эти же сроки. Её блестяще провел наш земляк, Командующий Калининским фронтом М.А. Пуркаев.

Гитлер не смог снять с центрального направления и послать под Сталинград ни одного танка. Наоборот, несколько свежих танковых дивизий из Франции, он приказал направить против войск генерал-полковника М.А. Пуркаева.

Только узкому кругу специалистов известно, что, в период Сталинградского сражения, союзные войска развернули мощное сражение против немцев в Северной Африке. При освещении роли наших союзников, их помощи в годы Великой Отечественной войны, слишком много политики. А историческая правда такова: шла II Мировая война, которая охватила Европу, Азию, Африку, Индокитай. Морские сражения велись в Атлантике, Тихом и Индийском океанах. Но особенно они были жестоки в водах Северного Ледовитого океана и северной части Атлантики, где шли караваны с военными грузами по «Ленд-лизу». Почему-то принижается роль материальной помощи от союзников, а она была значительной и, самое главное, своевременной.

Таким образом, отмечая 65-летие Великой Победы, подчеркивая решающую роль советского солдата в победе над фашизмом, необходимо говорить слова благодарности народам, которые помогали нам и, особенно тем, кто с оружием в руках шли в бой с нашей армией.

А.В. Лютов, учитель истории МОУ «Краснослободская СОШ №1» Краснослободского района, заслуженный учитель РМ

Великая Отечественная война и ее современная интерпретация на постсоветском пространстве

Крутые переломы истории, подобные тем, что развернули государственное движение России на закате XXI века, неизбежно влекут за собой пересмотр многих устоявшихся представлений о прошлом. Процесс вполне объективный, основанный, во-первых, на освобождении общественного сознания от прежних идейно-политических мифов и догм, а во-вторых, на высвобождении из-под запретов и цензурных спудов неведомых доселе фактов, порой в корне меняющих очертания некоторых исторических событий.

Поэтому неудивительно, что именно просторы великой русской истории ещё в переломные годы стали ареной ожесточённой схватки. Ни у кого в Российской Федерации не вызывает сомнения громаднейший вклад народов Советского Союза в победу во второй мировой войне. Однако в последнее время постоянно приходиться обсуждать тему защиты великой победы, решающего вклада нашего народа в разгром фашизма не только в Великой Отечественной, но и второй мировой войне.

Одной из причин использования истории как идеологического оружия является появление государств на месте разрушенного Советского Союза и создание некоторыми из них «новой» истории. Эта, как я полагаю, «новая» история, усвоенная массами, - мощное средство для сплочения. Доктор философских наук, профессор И.Б. Орлова (работающая над проблемой формирования нового исторического сознания у граждан постсоветских государств) считает, что «помимо осознания своей «особенности», заслуг, побед, нацию сплачивает наличие общего врага. Враг, разумеется, Россия».

Я полагаю, что поскольку новые государства получили независимость без борьбы, как вообще никогда не бывало в истории, - потребовались мифы о том, что они вырвали свободу у притеснявшей их России. Они замахиваются на одну из наших Святынь – Победу нашего народа в Великой Отечественной войне. Исследователь Т. Гузенкова приводит мнения некоторых украинских учёных о том, что новая концепция истории Украины уже создана. Во второй половине 90-х годов XX века в учебниках в учебниках появились специальные разделы под названием «Русификация».

Учебники истории объясняют детям, что Украинская армия под руководством Степана Бандеры к 1943 году «освободила от немцев большинство городов»1. С горечью приходиться констатировать, что к концу 90-х годов XX века в братском украинском историческом сознании произошли концептуальные трансформации, содержанием которых стал радикальный национализм и отвержение прежнего интеллектуального багажа. В Молдавских школах изучают не собственную историю, а историю румын. Поскольку о румынах можно говорить только хорошее, то, например, маршал Антонеску, которого Гитлер лично благодарил «за радикальное решение еврейского вопроса», оказывается в учебниках большим либералом и демократом. События Второй мировой войны в учебнике «История румын» представлены следующим образом – Россия трактуется как страна оккупантов, молдаване из Трансниссии (так называют Приднестровье в Кишинёве) подвергалась гнёту русских.

Не лучшим образом освещаются события Великой Отечественной войны и в Латвии. Со времени восстановления независимости Латвии было издано несколько учебников по истории. И в них Россия рассматривается в контексте мировой истории. Период с 1940 по 1991 год называется в книге «оккупационным», а легионеры СС объявлены «борцами за свободу своей страны». Аналогичные процессы идут и в Эстонии.

Несколько иную позицию занимает Белоруссия. В ней нет никакой войны с памятниками и могилами советских военнослужащих. В отношении советской эпохи преобладают взвешенные оценки с признанием для Белоруссии существенных приобретений, в том числе и территориальных. В целом лицо современной Белоруссии определяет умеренность критического настроя, компромиссность в оценках проблемных ситуаций и самодостаточность белорусского этнического самосознания, не нуждающаяся для самоутверждения в поиске врага.

Таким образом, всё это отражает «болезнь роста» новых государств, которые не в состоянии самоутвердиться и консолидировать свои общества иными способами. Формирование идентичности у них строится на отрицании целого пласта общей истории. Целенаправленно формируется общественное мнение призвать к ответу «эту ужасную Россию». Так правительство Латвии готовится выставить счёт за «годы оккупации» 60 – 100 млрд. долларов.

Претензии других прибалтийских республик гораздо скромнее: Литва требует от Российской Федерации 20 млрд. долларов, Эстония ограничивается 4 млрд. В очередь за компенсацией встал и Азербайджан. Местных парламентариев поддерживают и политологи: они требуют от России 1 млрд. долларов, которые Россия должна заплатить за бакинскую нефть, «благодаря которой СССР выиграл Великую Отечественную войну»2.

В связи с этим, наша страна просто вынуждена давать отпор фальсификаторам всех мастей. Под эгидой МГИМО в свет вышел сборник статей, направленный против фальсификаторов отечественной истории. В числе авторов сборника Председатель Совета Федерации С. Миронов, министр иностранных дел С. Лавров, глава Администрации Президента С. Нарышкин. К читателям сборника обратился Президент Р.Ф. Д.А. Медведев, отметивший в своём обращении: «Уроки Второй мировой войны не имеют срока давности. Мы должны их знать и жёстко реагировать на попытки исказить историю: оболгать героев, обелить преступников… В этом году мы будем отмечать 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. В преддверии этого юбилея противодействие намеренному переписыванию прошлого находит в мире всё более широкую поддержку».

Специалисты-историки уже давно бьют тревогу в связи с тем, что освещение событий российской истории во многих средствах массовой информации на Западе ведутся предвзято, крайне идеологизированно, с нарочитым пренебрежением к фактам и документам. Обычный упор делается на новейшей истории России и событиях связанных со второй мировой войной. Вот как оценивает ситуацию известный историк Юрий Рубцов: «Сегодня нас понуждают полностью сдать свои позиции, которые всегда считались незыблемыми, потому, что отражали объективную реальность… А именно: усвоить, что всё в нашей истории было либо неправильным, либо преступным; признать агрессором не фашистскую Германию, а Советский Союз. Согласится с тем, что не фашистская военная машина Гитлера, а кремлёвское руководство планомерно уничтожало советский народ; …что наши полководцы – бездари, способные побеждать только ценой большой крови»3. Западных политологов где-то можно и понять ведь у них довольно непопулярна тема помощи Гитлеру почти всей Европы. А она была очень широкой и всесторонней. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории РАН Юрий Жуков утверждает, что «…помощь осуществлялась не только со стороны Европы. Из нейтральной Швеции в рейх поступала не только высококачественная сталь, но и закупленные в Латинской Америке хром, никель, и другие материалы необходимые для войны»4. В исторической науке выработаны методы критики исторических свидетельств и исторических источников. Однако, что касается фальсификаторов, то предполагаемые ими интерпретации чаще всего основаны на использовании источников крайне сомнительных, либо это просто подложных. Один из примеров – приписывание советско-германскому договору о ненападении от 23 августа 1939 года решающего значения с точки зрения обстоятельств развязывания Второй мировой войны изолированно от Мюнхенского соглашения 1938 года. Произвольно разрывая ткань исторического повествования, непосредственное изложение обстоятельств развязывания Второй мировой войны начинают с 1939 года, а события предшествующего периода, в первую очередь Мюнхенский сговор опускаются. Следующий способ фальсификации – введение без должного научного обоснования новых понятий. Так в современной исторической литературе происходит постепенное утверждение термина «Ржевская битва» для обозначения сражений 1942 – 1943 годов. В последнее время рядом российских и западных историков придаётся самостоятельность значения Ржевского выступа, предпринимается попытка отделить «Ржевскую битву от Московской и Сталинградской. Внедрение термина «Ржевская битва» происходит без обсуждения на военно-теоретическом уровне. В данном случае решаются идеологические задачи: навязать общественному сознанию образ «Ржевской мясорубки» как символ бездарности советского командования, его пренебрежение к сбережению жизни солдат, единственной битвы Великой Отечественной войны, в которой Красная Армия якобы не смогла одержать решительной победы. Примером негативной интерпретации служит манипуляции вокруг отдельных событий и личностей. Пример: судьба генерала Власова, который, вопреки своей реальной роли марионетки спецслужб Третьего рейха, усилиями западных историков сегодня превращён чуть ли не в ведущего деятеля российской истории XX века. Например, материалы о Власове представлены среди биографий "людей, внесших заметный вклад в историю своей страны"5. В учебном пособии М. Черновой «Люди и судьбы России. Россия – XX век» история Великой Отечественной войны представлена всего двумя биографиями – Г.К. Жукова и Власова. При этом история Власова и его армии подаётся как метод борьбы со сталинизмом.

Нельзя не упомянуть о ведущейся с конца 1980 годов идеологической компании по демифологизации истории, целью которой является подрыв социальной памяти. Примером может служить попытка поставить под сомнение достоверность ряда хрестоматийных фактов связанных с подвигами Н. Гастелло, З. Космодемьянской, 28 героями-панфиловцами, подвигом А. Матросова и других. Сохраняя в своей памяти подвиг Н. Гастелло и его экипажа, мы чтим в его лице десятки, сотни подлинных героев войны, чьи имена нам, быть может, и неизвестны. Ещё пример: «горькая правда», которая перекочевала из западных СМИ – рассказы о «зверствах» советских военнослужащих в Германии. Мы постоянно сталкиваемся со стремлением ряда авторов к изобличению воинов Красной Армии, благодаря чему создаётся впечатление у ряда зарубежных обывателей, что бесчинства в отношении мирных жителей – чуть ли не характерная черта поведения советских военнослужащих, объяснить которую можно лишь ссылками на искалеченные «сталинским тоталитаризмом» души или особое «азиатское варварство». Именно так подаётся эта проблема в книге Британского историка Э. Бивора. Справедливости ради заметим, что в западных зонах оккупации командованию американской армии приходилось прилагать усилия для предотвращения и пресечения бесчинств своих военнослужащих в отношении мирных жителей.

Ещё одна из тем истории Великой Отечественной войны: американская помощь по ленд-лизу. Справедливости ради заметим, что всего поставки по ленд-лизу составили около 4% использованных в СССР объёмов. "Но что касается наиболее ценных компонентов и материалов, то, по некоторым из них доля поставок составила 20-30%"6. При этом, например, танки, кроме «Шермана», не соответствовали условиям современной войны и, как признаёт английский историк А. Кларк, в большинстве своём распределялись на спокойных участках фронта. Другое дело – знаменитые американские автомобили «студебекеры», «виллисы», «шевроле». Из общей суммы около 43 млрд. долларов, потраченных США на помощь по ленд-лизу, Советский Союз, разгромивший три четверти вооружённых сил Германии, получил 9119 млн. долларов. Почти поголовная уверенность, что мы получили эту сумму как некий дар, ошибочна. В ходе войны в качестве обратного ленд-лиза мы поставили Америке марганцевую, хромовую руду, платину и др. Так на одном лишь британском крейсере «Эдинбург» было отправлено пять с половиной тонн золота. Из 772 млн. долларов остаточного долга СССР выплатил 42 млн. Остальное предстоит вернуть до 2030 года. Иначе говоря, заплатив жизнями за спасение мира, наши деды и отцы ещё и должны остались перед Америкой. И нам живущим сегодня, передали этот долг.

Однако не все в современном мире так негативно относятся к освещению истории Второй Мировой и Великой Отечественной войны. Всему миру известно высказывание президента Израиля Шимона Переса: «Мы никогда не забудем тот вклад, который Россия внесла в победу над фашизмом. Если бы не Россия, то вряд ли мир победил бы эту угрозу»7.

Несмотря на довольно негативное отношение к Российской истории (истории Великой Отечественной войны) для нас – россиян - этот подвиг наших дедов и отцов, этот праздник Победы будет всегда консолидировать наше многонациональное российское общество. Сегодня «бои за историю» - это бои за будущее нашей страны и её народов.

Примечания:

1. Орлова И.Б. Кто и зачем перекраивает прошлое // Российская Федерация сегодня. 2009, 17 сентября. С. 16.

2. Гузенкова Т. Новая концепция история Украины. М., 2009. С. 15.

3. Орлова И.Б. Кто и зачем перекраивает прошлое // Российская Федерация сегодня. 2009, 17 сентября. С. 18 – 19.

4. Орлова И.Б. Кто и зачем перекраивает прошлое // Российская Федерация сегодня. 2009, 17 сентября. С. 21.

5. Юрий Никифоров. Фальсификация: как это делается // Российская Федерация сегодня. 2009, 17 сентября. С. 22.

6. Руслан Линёв. В чём была сила нашего тыла // Российская Федерация сегодня. 2005, № 5. С. 63.

7. Юрий Жуков. Правота моей страны // Российская Федерация сегодня. 2005, № 5. С. 17.

Копылова В.И., учитель истории МОУ «Лицей №4» го. Саранск



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Редакционная коллегия (3)

    Документ
    В конце декабря вдруг грянула весна. Сначала пошёл дождь, потом с обрушившегося, как крыша, неба хлынул ливень. А потом из-за небесных обломков выглянуло тёплое-тёплое солнце.
  2. Редакционная коллегия (2)

    Документ
    Белик К.Д., Губарев В.В. Методы моделирования при измерении импеданса и оценке глубины расположения объекта в среде с известной электрической проводимостью 17
  3. Редакционная коллегия: завьялов е. А (1)

    Документ
    В Ваших руках, дорогой читатель, необычная книга. Она рассказывает о трагических страницах нашей истории, о людях, чьи судьбы были искалечены политическими репрессиями.
  4. Редакционная коллегия: завьялов е. А (2)

    Документ
    Настоящее издание – второй том Книги Памяти жертв политических репрессий Владимирской области “Боль и память”. Как известно, первый том вышел из печати в 2001 году и вместил официальные документы и материалы, послужившие основанием
  5. Редакционная коллегия серии сборников документов Великая Отечественная война 1941 -1945 гг

    Документ
    ЗОЛОТАРЕВ В. А. (председатель), ЗИМОНИН В. П. (первый заместитель председателя), СОКО­ЛОВ А. М. (заместитель председателя), БАРСУКОВ А. И., БОБЫЯЕВ П.

Другие похожие документы..