Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Приморская вилла в одном из курортных городков южного побережья Англии. Веранда и гостиная залиты ярким солнцем, в окнах виднеется море. Повсюду цвет...полностью>>
'Урок'
Организационный момент (приветствие, тема урока записана на доске (озвучить её ; создание доброжелательной атмосферы на уроке; подчеркнуть важность те...полностью>>
'Викторина'
1. Военный летчик, участник ВОв, автор и составитель книг о кубанцах – Героях Советского Союза. «Звезд волшебное сиянье»- поэтический венок Героям Ку...полностью>>
'Семинар'
Защита состоится 27 мая 2011 года в 17.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.104.04 в Курском государственном университете по адресу: 3...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Литература:

  1. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. №4. C. 17.

  2. Обобщенные материалы по итогам Всероссийского родительского собрания «Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры» // Вестник образования. 2001. №8. С. 23

  3. Подпрограмма Министерства образования РФ государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" // Вестник образования. 2001. № 23. С. 46.

Баркина М.Н., учитель истории МОУ «Лицей №43» го. Саранск

Реализация программы патриотического воспитания в работе классного руководителя и учителя истории

«Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением граждан Российской Федерации к выполнению своего гражданского патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, и отражается в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов», - это основное положение государственной программы по патриотическому воспитанию граждан. Этой программой мы должны руководствоваться и в учебной деятельности и на внеурочных мероприятиях. Конечным результатом должны стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в стране, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе, укрепление экономической стабильности государства, повышение международного авторитета России.

Я, как учитель истории и классный руководитель, вижу этот конечный результат и сама, как могу, пытаюсь улучшить его. Начну с того, чем наполнены уроки истории и обществознания. В старших классах (10-11) обязательны пятиминутки новостей или, как я их называю, политинформации. Это краткое сообщение о том, что происходит сейчас в нашей стране. По некоторым вопросам современности надо давать историческую справку, и тогда возникает интерес к самому вопросу, к решению этого вопроса, уважение или обида на то, что произошло. А в результате дети лучше разбираются в прошлом и понимают создавшуюся ситуацию сегодня. Вот это сопереживание я называю сопатриотизмом.

На уроках обществознания по разным темам (например, международные отношения, политическая деятельность, исторический процесс и т.д.) также поднимаются вопросы проявления гражданских чувств и сохранения верности Родине: гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества, такие как СМИ, общественные организации, учреждения культуры и спорта, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать нам в процессе воспитания учащихся.

Важным считаю то, что многие ученики лицея сегодня добровольно, по велению души стали членами волонтерского движения. Пусть их немного в моем классе, всего 2 человека из 20. Интересно наблюдать, с каким выражением лица слушают одноклассники их рассказы о том, что они делают, куда съездили, провели акцию сбора денег для детей-сирот и т.д. Многие заинтересованно, некоторые с издевкой, а уже радуясь, что они не безразличны. Ведь в наше время тотального эгоизма любая искорка радует.

Следующая форма работы, особенно важная в нашем лицее, это исследовательская работа. Учащиеся берут темы и глубоко их изучают. Так, в этом году одна такая работа заслужила высокий балл в Обнинске на конференции «Интеллект. Наука. Будущее». Багапова Маргарита с работой «Путь одного солдата» заняла I место. Тема военная, о военном пути своего прадеда. Надо было видеть, как по крупицам собиралась информация из архивных фондов Республики Мордовия, Подольского архива, семейного альбома и т.д. А самое главное то, как изменилось отношение у нее ко всем ветеранам. Это произошло, когда она выступала в музее перед ветеранами, как они внимательно ее слушали, а потом благодарили ее. Вот результат моей работы.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается достоинство личности.

Еще одна исследовательская работа «Артефакты Мордовии», где проявилось уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа. Работа о тех символах, которые являются основными в определении титульности нации, отличительности одного народа от другого. Тема во многом спорная, не все с ней согласны, но главное, что ребенок заинтересовался истоками своей малой Родины. А так случилось, он нашел много информации, выделил хронологию, значимость тех или иных персоналий, архитектурных сооружений, событий. Ученик по другому стал относиться к месту.

Работа «Мордовия в витринах столичного города» показала, насколько дети неравнодушны к тому месту, где живут. Девочка, которая делал работу, провела исследование, как много названий общедоступных мест (кафе, парикмахерских, магазинов и т.д.) на мордовском и на русском языках. Из общего числа 198 мордовских названий всего восемь, тогда как русских и иностранных названий почти поровну. Вывод работы был сформулирован вопросом – как можно воспитать патриота при таком окружении.

К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными и другими наклонностями».

И последнее, что хочу сказать – опять о потрясении детей. Мы собирали информацию о ветеране нашего района, была известна только фамилия и предполагаемое место работы. Пошли с детьми на механический завод. Они увидели запустение, неработающие цеха, разоренные помещения. Но самое главное, что в заводоуправлении на стенде «Они защищали Родину»ни одного портрета, ни одной надписи. Еще интересней, что завком не имеет сведений о кавалере 3 орденов Славы, что приравнивается к званию Героя Советского Союза. Вот жена его в списках есть, а героя нет. Созвонившись с Екатериной Петровной, мы узнали о смерти ее супруга, а она узнала о том, что в его честь будет открыта мемориальная доска на доме, где он жил.

Истинный патриотизм по своей сути гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются как «такое нравственное качество, которое включают в себя потребность преданно служить своей Родине, проявляя к ней любовь и верность, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».

Бирюкова Т.К., учитель истории МОУ «Лямбирская СОШ №1» Лямбирского района, заслуженный учитель РМ

История Великой Отечественной войны как курс воспитательной работы

«Мы знаем всю немыслимую цену

Пути, где стольким выпало упасть

Забыть об этом – совершить измену,

А их, погибших, обокрасть».

Л. Решетников.

А.С. Пушкин писал: «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно». Следование его словам особенно важно в современных условиях, когда вопросы образования и воспитания подрастающего поколения становятся приоритетами развития российского общества и государства. Важнейшей целью воспитания является формирование гражданственности. Гражданское воспитание неотделимо от воспитания патриотического. Патриотизм является одной из форм соподчинения личных и общественных интересов, единения человека и Родины. Патриотизм – это гордость за достижения родной страны, горечь за ее неудачи и поражения, интерес и уважение к ее историческому прошлому, бережное отношение к традициям своего народа. Основой патриотического самосознания учащихся является знание истории Отечества.

Трудно переоценить ту роль, которую играет в процессе патриотического воспитания обращение к тематике Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., явившейся не только тяжелейшим испытанием, но и определившей самосознание народа-победителя.

Интерес к истории Великой Отечественной войны сегодня значительно вырос. Причины этого понятны. Но одно обстоятельство и очень существенное, на мой взгляд, хотелось бы выделить.

В современных условиях, на фоне кризисных явлений в жизни российского общества и появившихся надежд на лучшее будущее, в общественном сознании россиян идет поиск того, что условно можно назвать, «якорями гордости», т.е. таких событий, явлений истории нашей страны, которые воспринимаются как доказательства самостоятельности России и уверенности в ее успехе в будущем.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. - единственное крупное событие истории России XX века, воспринимаемое гражданами, независимо от их политических пристрастий и социального статуса, как особое явление, которое, несмотря на наличие значительного числа противоречий в подходах и раскрытии его отдельных сторон, имен, событий, дает общий положительный вектор отношения к Победе Советского Союза. Перед современным педагогом стоит задача воспитать патриота, то есть человека, который любит Родину. Но любовь - чувство личное и трудно контролируемое. Сколько бы мы - учителя, классные руководители - не проводили мероприятий, мы не может утверждать, что наши воспитанники уже любят Родину. Можно ли вообще воспитывать любовь?

Известный русский религиозный философ И. Ильин писал: «Никто не может указать другому человеку его родину - ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть. Патриотизм есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно в порядке автономии - в личном, но и подлинном и предметном духовном опыте. Всякое извне идущее предписание может только помешать этому опыту или привести к злосчастной ситуации. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке; любовь может возникнуть только «сама» в легкой и естественной предметной радости, побеждающей и умиляющей душу».

Решая проблему патриотического воспитания, учитель должен ставить перед собой вполне конкретные цели:

  1. Воспитывать интерес к прошлому через изучение культуры, быта, знакомство с судьбами людей разных эпох;

  2. Дать детям возможность увидеть Россию: красоту ее природы, памятники культуры, достопримечательности.

  3. Организовать участие детей в решении общественных проблем;

  4. Воспитывать толерантность, а также формировать гражданскую позицию как понимание связи с людьми, живущими в обществе.

  5. Формировать умение противостоять нетерпимости и ксенофобии.

Современный школьник должен воспитываться в духе сопричастности ко всему тому, что есть наша история, биография Родины.

Изучая тему Великой Отечественной войны и Победы, учитель встречается с рядом проблем. Это, прежде всего, сохраняющиеся устаревшие стереотипы. Из года в год повторяющаяся сцена мероприятий приводит к тому, что дети привыкают к теме, перестают ее осмысливать. Хороший способ привлечь внимание детей, особенно подростков - необычная постановка темы.

Важнейшей темой, с воспитательной точки зрения – это цена Победы для каждого гражданина страны, работа с личными историями участников войны. Важно показать, что цена Победы была очень высокой. Немаловажны и моральные аспекты (лозунг «Мы за ценой не постоим»). Война оказала огромное влияние и на последующее развитие России. Погибли миллионы молодых людей, только вступивших в жизнь, демографические последствия обошлись очень тяжело для российского народа. На уроке-встрече с тружениками тыла, один мальчик обратился с вопросом к одной из участниц встречи, уже пожилой женщине: «А почему Вы не рассказываете о своей семье? Как жилось Вам после войны?» Ответ был очень горестен: «А у меня нет семьи: нет мужа, нет детей». И опять настойчивый школьник спросил: «А почему нет?». Прозвучал ответ: «А убило наших женихов на войне, вот и не за кого было выходить замуж». Подобный диалог, думается, заставил мальчика и других детей, прочувствовать, какие беды принесла война людям, как она повлияла на судьбы людей.

Школьники, все современное молодое поколение россиян, безусловно, должно понимать трагизм Отечественной войны для всего народа. У страны не было выбора, и во имя Победы и будущего России были принесены огромные жертвы. Этого нельзя забывать никогда. Люди, прошедшие войну, помнят события тех лет до мельчайших подробностей. Война навсегда осталась в их жизни. И напрасно утверждают те, кто считает, что лишний раз не нужно приглашать ветеранов войны, бередить их раны. Я считаю, нужно, всем живущим сегодня, взрослым и школьникам; нужно и самим ветеранам войны и тыла. Им хочется поделиться тем, что пережили во время войны, пожелать сегодняшней молодежи делать все, чтобы сберечь мир.

Для молодежи XXI века Великая Отечественная война уже стала историей. Но история должна учить их жить в современном мире и строить свое будущее.

Другая важная тема в воспитательной работе - особо драматические судьбы: люди, пропавшие без вести, бывшие в оккупации, подвергшиеся репрессиям. Нынешние школьники обязаны иметь представление о том, как велико число пропавших без вести бойцов, которые просто не были опознаны на поле боя, а часто и не захоронены. Эта проблема до сих пор не решена и переходит по наследству следующему поколению.

Указанная проблема остается, но сделано немало в поисковой деятельности, в сборе информации от самих участников драматических событий.

Важнейший урок, который нам преподносит история, заключается в следующем: хотите понять историю войны - изучайте историю своей семьи, краеведческий материал.

Очень важно и нужно проводить среди детей анкетирование типа «Война в биографии моей семьи». Чтоб ее заполнить, детям придется о многом расспросить своих дедушек и бабушек - ветеранов войны и труда, узнать о них (если их нет в живых) от своих родителей.

Шаг за шагом ребенок узнает неизвестные ранее факты биографии своей семьи. Конечно, одно такое анкетирование не решает проблемы патриотического воспитания, но в ходе исследовательской и поисковой деятельности детей, мы формируем у школьников высокое и необходимое качество для гражданина - чувство сопричастности к прошлому.

Говоря о теме личной и семейной исторической памяти, преемственности культуры, важно показать, что привычные для нас ритуалы торжественных праздников, героические легенды, образы военной славы не должны заслонить и подменить личное содержание.

Обсуждая тему цены войны, страдания людей и их мужества, невозможность не коснуться темы предотвращения войны - как это происходило в разные эпохи и происходит в наше время. Как удалось избежать новых мировых войн, как ведутся переговоры, как заключаются договора между странами - это тема, неотделимая от темы войны.

В то же время и эта тема должна быть связана с личным опытом детей. С этой связи, очень важно проводить классные часы или внеклассные мероприятия. Например, тема классного часа «Учимся строить отношения», которую можно назвать как продолжение темы по обществознанию в 8 классе «Отношения в обществе». Ставиться цель: добиться понимания учащимися причин конфликта и как можно выйти из него с наименьшими потерями. Чтобы добиться этого понимания, необходимо научить детей моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации. В ходе классного часа можно предложить проблемный вопрос: Что вы думаете? (предлагается ситуация). Составить ситуацию, в которой между двумя сторонами возникает конфликт, и показать два варианта завершения этой ситуации. Выполнение теста «Конфликт без насилия», кроссворд на знание и выполнение основных понятий по теме «Конфликт, насилие, ответственность, правило, соглашение, выбор». Выполнение задания типа «Обсудите с друзьями».

Заключительным аккордом классного часа является написание синквейна «Конфликт», в котором школьники и выразят свое понимание и отношение к проблеме.

С моей точки зрения, в современной школе внеклассные мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне, могут преследовать цель показать детям:

  • бесчеловечность любой войны, уникальность каждой человеческой жизни;

  • примеры сохранения человеческого достоинства в самых нечеловеческих условиях, предмет для гордости и подражания;

  • примеры самопожертвования и того, что есть вещи, которые могут оказаться дороже собственной (но, ни в коем случае, не чужой) жизни.

Лучше всего опираться на биографии конкретных людей. Очень важно на уроках, классных часах, чтоб звучали воспоминания детей войны, взятые из книг, сборников и приглашенных на школьные, классные мероприятия.

Важно, чтобы это был не монолог классного руководителя или подготовленных заранее детей, а беседа, цель которой - помочь детям примерить описываемую ситуацию на себя. Дать возможность детям прочувствовать, что это означает детство военных времен.

Можно предложить детям такие вопросы: Что вы сегодня ели за завтраком? Обобщая ответы школьников, учитель подчеркнет: конечно же, что-то вкусненькое, что приготовила мама.

- А что ели ваши сверстники во время Великой Отечественной войны?

В продолжении диалога, учитель – Все вы пришли в школу с полным портфелем принадлежностей: красивые книги, тетради, пеналы, краски. Все что потребуется дополнительно для занятий в школе - купят родители. А во время войны школьники писали между строк газет, потому что не было бумаги, и купить ее было трудно, да и не на что.

В конце рабочего дня вся ваша семья, соберется вечером, вместе. Во время войны женщины и дети каждую минуту помнили: неизвестно живы ли еще те, кто им дорог…

Очень важно чтоб наши воспитанники сравнили собственные ответы с теми фактами, которые они услышали из воспоминаний детей войны, можно записать их на видеокассетах или чтобы дети вслух прочитали мемуары детей военных лет.

И опять красной нитью проходит важнейшая проблема патриотического воспитания - сопричастность детей к судьбам детей другой эпохи, жестокой, военной.

Сложность воспитательных мероприятий в том, что современный подросток с иронией отнесется к любому чрезмерному пафосу и попытке получить от него какие-либо заранее заданные чувства. Поэтому - меньше громких слов. Надо стараться говорить о войне с ребятами деликатно, но очень честно.

Чтобы у человека что-либо хорошо получилось, он должен много и усердно трудиться. В патриотическом воспитании все наоборот: если хочешь, чтобы получилось, не надо слишком стараться делать это хорошо. Любовь к Родине, человеку, Богу - очень интимная тема, чтобы действовать напрямик. Воспоминательными компаниями таких «дров наломать» можно, и все из лучших побуждений. И самые высокие идеалы могут вызвать справедливый протест у наших воспитанников.

Васюнина И.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Краснослободская СОШ №1» Краснослободского района

Формирование гражданственности, духовности и толерантности на уроках русского языка и литературы

Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, воспитание толерантности, ведь любой, самый высокоинтеллектуальный человек живет в социуме, он является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества. Школа сегодня обязана не только учить, но и воспитывать, а где, как не на уроках русского языка и литературы, мы имеем возможность донести до наших детей самые важные общечеловеческие ценности.

В последнее время чтение книг становится немодным. Книгу вытесняет из нашей жизни телевидение, кино, видеоматериалы и компьютер. Казалось бы, в этом нет ничего страшного, меняются времена, меняются запросы и потребности, видоизменяются и средства их реализации. Но нельзя забывать, что во время чтения человек не только развивает зрительную память и пополняет свой словарный запас, но и, оставшись наедине с книгой, получает возможность более интимно, откровенно осмыслить и прочувствовать прочитанное. Кроме того, читающий человек обязательно «додумывает» сказанное автором, зрительно представляет события, а это приводит к развитию более глубокого логического и образного мышления, развивает эмоциональные и чувственные способности человека. Я. Ивашкевич в работе «О книгах и читателях» писал следующее: «Безмолвие книги… это чаша, которую мы можем наполнить собственными эмоциями, собственным воображением. Кино, телевидение навязывают нам свой образ, не позволяя представить его по-своему. Книга же утверждает нашу индивидуальность, оберегает нашу личность». А Джон Голсуорси в статье «Литература и жизнь» замечал, что «театры, кинематограф, радио, даже лекции… не могут и не должны заменить чтения, потому что, читая, мы можем остановиться и подумать». Расширение границ и многообразие форм современного урока позволяют нам активизировать мыслительную деятельность учащихся, формирует их умение осознавать себя полноправным (а значит, имеющим и права и обязанности) членом общества. Девиз школы сегодня: «Обучая – развиваем, развивая - воспитываем, воспитывая – формируем личность».

Структуру системы развивающего обучения я строю по следующим направлениям:

1. Интегрированные уроки.

2. Нестандартные уроки.

3.Расширение курса школьной программы.

4.Изучение литературных произведений в контексте истории и связь их с современностью.

5. Параллельное изучение произведений.

1. Интегрированные уроки.

Интересно проходят уроки, в которых присутствуют одновременно элементы следующих дисциплин: литература и музыка; литература и живопись; литература, музыка и живопись; литература и история; литература и география, экология, биология.

Например, в 5 классе при изучении «Времён года» целесообразно включить в урок музыкальные композиции из «Времён года» Чайковского, картины русских художников: Левитана, Шишкина и т.д. с изображением русской природы. После разговоров о звуках, красках, художественных языковых средствах интересным будет для ребят сочинение-миниатюра «Какая осень (зима, весна, лето) на вкус?» При изучении русских народных сказок уместно поговорить о творчестве Ивана Билибина, рассмотреть его иллюстрации к сказкам.

В 6-м классе, во время изучения рассказа Р. Брэдбери «Улыбка» сопровождением урока будет «Мона Лиза» Леонардо да Винчи и запись мелодии «Ave Maria».

При изучении творчества Н.А. Некрасова («Кому на Руси жить хорошо?») можно использовать записи русских народных песен («Коробейники»), при изучении «Повестей Белкина» А.С. Пушкина – музыки Свиридова, при изучении «Снегурочки» Островского – «Снегурочки» Римского-Корсакова и портретов работы Васнецова; при изучении творчества М. Лермонтова – лермонтовских акварелей, пейзажей кавказских гор, архитектурных зарисовок Грузии и Армении, «Демона» Врубеля.

Изучая «Реквием» А. Ахматовой, включаю в урок звучание «Вокализа» Рахманинова; творчество С. Есенина – романсы на его стихи; песню А. Розенбаума «Вещая судьба» при изучении есенинского «Чёрного человека»; при изучении темы тоталитаризма - песни В. Высоцкого «Банька», «Баллада о моём рождении», картины художников-современников (например, И. Новикова «Призраки над Москвой»), песни А. Розенбаума «Анафема», «Дорога на Ваганьково». Песни этих авторов уместны и при изучении темы Великой Отечественной войны. Знакомя ребят с сюрреалистической повестью М. Булгакова «Собачье сердце», даю понятие сюрреализма в живописи (работы Сальвадора Дали).

Изучая произведения, где говорится о событиях, происходящих в той или иной местности, мы говорим об особенностях пейзажа, природы, географического положения и, следовательно, условиях жизни, обычаях, народных традициях. А это хорошая возможность воспитывать у детей уважение к чужой культуре, а через культуру – к другому народу. Говоря об исторических явлениях и исторических деятелях, необходимо рассмотреть, как тот или иной герой, то или иное явление представлены в истории. Это даёт возможность охарактеризовать и оценить и творчество писателя и его мастерство и в то же время помогает детям ощутить взаимообусловленность явлений, взаимосвязь людей разных вероисповеданий и национальностей.

2. Нестандартные формы урока.

К нестандартным формам уроков я отношу уроки-экскурсии, уроки-лекции, спектакли, кино-уроки, устные журналы, литературные гостиные, викторины, семинары, соревнования и т.д. В средних классах (5-7-х) особый интерес вызывают у ребят уроки-викторины, КВН, т.е. любые типы уроков, основанные на соревнованиях. Так, в 5 классе ежегодно провожу викторину по сказке Г-Х Андерсена «Снежная королева». В 7 классе - викторину по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина, в 6-м - урок – брейн-ринг по «Повестям Белкина» А.С. Пушкина, по рассказам Чехова. В 7-8 классах интересны уроки «Я работаю учителем». Во время таких уроков ребятам предлагается составить план урока, составить проблемные вопросы и задать их своим товарищам. Такого типа уроки хорошо удаются по рассказам А. Платонова, В. Астафьева, В. Распутина. В 5-7 классах ребятам также нравятся уроки – конкурсы: урок-конкурс выразительного чтения стихов, «Лучший рассказчик» (пересказ эпизода, художественный пересказ от лица героя). В 7-8 классе можно проводить уроки-конкурсы «Лучшая характеристика литературного героя», «Лучший анализ стихотворения». Интересны для ребят уроки-экскурсии. Их эффективно проводить в момент изучения произведений о природе, чтобы усилить эмоциональное впечатление. Можно проводить их перед творческими работами: написанием сочинений, попыткой стихотворчества и т.д.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Редакционная коллегия (3)

    Документ
    В конце декабря вдруг грянула весна. Сначала пошёл дождь, потом с обрушившегося, как крыша, неба хлынул ливень. А потом из-за небесных обломков выглянуло тёплое-тёплое солнце.
  2. Редакционная коллегия (2)

    Документ
    Белик К.Д., Губарев В.В. Методы моделирования при измерении импеданса и оценке глубины расположения объекта в среде с известной электрической проводимостью 17
  3. Редакционная коллегия: завьялов е. А (1)

    Документ
    В Ваших руках, дорогой читатель, необычная книга. Она рассказывает о трагических страницах нашей истории, о людях, чьи судьбы были искалечены политическими репрессиями.
  4. Редакционная коллегия: завьялов е. А (2)

    Документ
    Настоящее издание – второй том Книги Памяти жертв политических репрессий Владимирской области “Боль и память”. Как известно, первый том вышел из печати в 2001 году и вместил официальные документы и материалы, послужившие основанием
  5. Редакционная коллегия серии сборников документов Великая Отечественная война 1941 -1945 гг

    Документ
    ЗОЛОТАРЕВ В. А. (председатель), ЗИМОНИН В. П. (первый заместитель председателя), СОКО­ЛОВ А. М. (заместитель председателя), БАРСУКОВ А. И., БОБЫЯЕВ П.

Другие похожие документы..