Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Актуальность работы обусловлена возможностью прямого наблюдения внутреннего пространства скважин (стенок и перфорации колонн), что позволяет получать...полностью>>
'Рабочая программа'
- обеспечить выпускникам уровень знаний и практических навыков в области объектно-ориентированного программирования соответствующий квалификационным т...полностью>>
'Закон'
Книга знакомит с ценными и апробированными методами, благодаря которым вы сможете стать авторитетной фигурой как в личной, так и в профессиональной ж...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Назад

"Добрым людям на загляденье". (Изучение народных промыслов в курсе "Технологии")

При изучении географических районов по географии в 9 классе упоминаются народные промыслы, получившие развитие в той или иной местности.

На уроках технологии я продолжаю знакомство с ними и в 9 классе провожу урок “Добрым людям на загляденье”.

Оформление: плакаты, картины, показывающие предметы народных промыслов (хохлама, палех, финифть и др.), выставка работ учащихся, выставка работ местных народных умельцев.

Структура урока

Этапы работы

Содержание

Материально-техническая база

Организационно-подготовительный

Приветствие. Проверка явки учащихся на занятие, их готовность к уроку.

Активизация учащихся.

Постановка учебной задачи.

Экспозиции выставки изделий народного творчества, работы учащихся, иллюстрации, аудиозаписи.

Формирование новых знаний

Выступления учащихся.

Теоретические сведения: история возникновения, виды народных промыслов.

Применение знаний, формирование умений

Самостоятельная, индивидуальная работа учащихся.

Подведение итогов

Выставление оценок.

Информация о дом.задании.

Цели урока:

Развивающий аспект: продолжить развитие образного мышления, художественного вкуса; совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроля; продолжить развивать самостоятельность в получении нужной информации.

Образовательный аспект: продолжить знакомство с географией народных промыслов центральной России и своей местности, историей их создания и художественной ценностью для современных моделей.

Воспитательный аспект: учиться художественному видению окружающего мира, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, расширить кругозор и чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия.

Интеграция: география, история, изобразительное искусство.

Заранее распределяются среди учащихся темы сообщений о народных промыслах, они готовят изделия, по возможности, выставку, ищут материал, стихи, иллюстрации.

Урок начинается со Второго концерта С.Рахманинова (тема: Россия. Любовь к России. Раздолье русское) и вступительное слово учителя:

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.

Для того чтобы любить, нужно все это видеть и знать. Мы не ценим и не бережем то, что не знаем.

Происхождение народных художественных промыслов, как правило, обусловлено историей хозяйственного и культурного развития района, и в большинстве случаев они базируются на местных природных ресурсах. Народные художественные промыслы – важный элемент культуры и быта населения.

Народные художественные промыслы в нашей стране разнообразны по своей продукции, используемому материалу, применяемой технике и технологии. Наиболее распространены: ручное ткачество и роспись тканей, художественная строчка и вышивка, кружевоплетение, ковроделие, резьба по кости, обработка мягкого камня, художественная обработка металла, лаковая миниатюра и др. Эти промыслы развиты в разных районах страны, но каждый из них имеет свой центр, наиболее известный и характеризующийся относительно большими размерами производства и значительным числом занятых в них.

К таким районам можно отнести прежде всего Центральную Россию, где народные промыслы наиболее развиты, тесно связаны с историей района и его географическими условиями. Много центров народных художественных промыслов расположено в Поволжье, в Северной России, на Урале, в Сибири, Центральной России и Северном Кавказе (и некоторые из них мы рассмотрим сегодня на уроке на все виды у нас просто не хватит времени).

Многие народные промыслы возникли как разновидности крестьянского труда, удовлетворяющие бытовые нужды семьи. Крестьяне украшали различными узорами свою одежду, предметы быта. Разнообразная национальная одежда была создана именно домашним ручным ткачеством. В прошлом ручное ткачество было распространено повсеместно, сейчас же оно сохранилось лишь в немногих районах. Наиболее крупный из них Рязанская область, где ткут скатерти, занавеси, тканные ковры и другие изделия.

Ученица: так же как и ручное ткачество, возникла народная вышивка. Ею украшали одежду и предметы домашнего обихода. Особенно это относится к праздничной одежде. В конце XIX века вышивка в Центральной России получила промышленное значение – вышивальщицы стали работать по заказам оптовиков – скупщиков, продававших кустарные изделия в городах. Наибольшее развитие получила вышивка в Ивановской области, где вышивают главным образом белые полотняные изделия из фабричной ткани. Другой центр – в Центральной России – Торжок (Тверская область) который славится вышивкой золотом (по бархату, замше и др. материалах) и расположена единственная в стране художественная школа, готовящая специалистов по вышивке.

Многовековую историю имеет кружевоплетение. Это очень трудоемкий процесс. Главный центр кружевоплетения сейчас – Елецкий район (Липецкая область). Здесь основное производство кружев, значительная часть которых идет на экспорт и открыта художественная школа, готовящая специалистов по кружевоплетению.

Показываются изделия.

Ученица: “Палех”

Плещутся звезды в мерцающих далях,
Светится снег, хоть в ладони бери.
Сказочный Палех, загадочный Палех
Скачет на тройке в отцветах зари.
Ожили краски и в душу запали,
Русским напевом заслушался мир.

Сколько кудесников вырастил Палех
Сколько диковин красою затмил.
Вешнее солнце в шкатулке хранится,
Не увядает старинный секрет.
Кисти взлетают, как крылья Жар-птицы.
Палех рисует России портрет.

П. Синявский.

Широко известны в нашей стране и за рубежом палехские черно-лаковые шкатулки, украшенные миниатюрной живописью (демонстрируются). В селе Палех Ивановской области это уникальное искусство появилось около 80 лет назад (в 1924 г.) на основе древних традиций народного иконописания.

Два косогора, усеянных избушками, между ними полусонная речушка Палешка – вот и все знаменитое еще с XVII в. село Палех. Грандиозными тайнами волшебного искусства владели крестьяне. Икона палехского письма была изумительно нарядна, от мечты о празднике жизни ее несравненное сияние.

А когда отпала нужда в иконах, казалось, захиреет Палех, изгладятся его косогорочки, высохнет Палешка. Но разве отпала нужда в мечте, в празднике, в золотистой и голубой развеселой и умной жизни?!

Богоматери спустились на землю и поменяли святые нимбы на косынки тружениц. И не приспосабливались мастера к новой жизни и новым сюжетам, а просто вымыли свои кисти и гордо пишут красоту бестрепетными мазками.

А за волшебными этими мазками – торжественное и спокойное, земное и дорогое сердцу Отечество. Сегодня в Палехе создают лаковые миниатюры – росписи шкатулок, брошек. Блестящие коробочки, покрытые лаком, играют и переливаются всеми цветами радуги, а черный фон придает краскам еще больше яркости.

Шкатулки для росписи делают так: сначала прессуют листы картона, промазанного клейстером (такой картон называется папье – маше). Затем их пропитывают льняным маслом и “прокаливают” в специальной печи – заготовки становятся легкими и прочными. Потом столяры изготавливают коробочки нужной формы и шлифуют поверхность, пока она не станет абсолютно гладкой, а лакировщики покрывают их несколькими слоями черного лака. Внутреннюю поверхность шкатулки окрашивают в ярко-красный цвет. И, наконец, художник расписывает шкатулку. Живописец работает тонкой кистью, проводя линии не толще волоска – иногда подробности росписи можно рассмотреть только в увеличительное стекло. Фигурки на палехских шкатулках как будто светятся – это потому, что некоторые детали пишутся настоящим золотом, растертым в порошок и смешанным с клеем. Это очень тонкая работа, и любая палехская шкатулка – настоящая драгоценность.

Главные сюжеты палехских росписей сейчас – русские сказки и былины. Особенно любимы мастерами-палешанами сказки Пушкина, ведь здесь есть где разгуляться фантазии художника.

Ученица:

Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?

(Демонстрируются изделия)

Ученица: Финифть – разновидность гжели, дивная по красоте роспись по эмали, зародившаяся в конце XVIII в. в Ростове. В переводе с греческого финифть означает светлый, блестящий камень. И действительно, белоснежные пластинки из стекловидных сплавов, обожженные при высокой температуре, тверды, как камень, а роспись на них драгоценно сияет.

В экспозиции ростовского архитектурного музея-заповедника представлены работы старых мастеров: нагрудные иконки, образки, как называемые дробницы – эмалевые вставки, которыми украшали церковную утварь, здесь же и лучшие изделия современных умельцев промысла – женские украшения с цветочной росписью, миниатюрные портреты и пейзажи на крохотных шкатулках.

В Ростове создана фабрика “Ростовская финифть”. Одно время появились у ростовских мастеров опасение, что мода на финифть пройдет, что наскучат цветочные росписи. Но это не произошло. Ценится они в нашей стране и за рубежом. И открываются центры в других городах.

А очарования они своего оттого не теряют, что живописные традиции веками накоплены. В этом вы можете убедится сами.

(Демонстрируются украшения)

А сейчас мы послушаем ростовские колокольные звоны, подобный звонницы нигде нет.

(Звучит пластинка “Колокольные звоны”)

Ученица: особое место в художественных промыслах Центральной России занимает изготовление игрушек. Еще в XVII в. изготовлением игрушек занимались художественные мастерские при Троицко-Сергиевской лавре, где работали резчики, лепщики, столяры. Позже в этом районе возник кустарный промысел по изготовлению игрушек (коней. Троек, барынь). Центр этот и сейчас сохраняет за собой ведущее место по производству таких игрушек.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично.

В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах
Сияйте охра с суриком.
По всей земле в домах.
От дымковской игрушки
Идет тепло и свет.

Ученица: богат Подмосковный край народными традициями, разнообразными народными промыслами. Известнейший среди них – Жостово – это прославленный центр художественных промыслов, славу которому создали расписные лаковые подносы.

Первая мастерская по изготовлению лаковых изделий в Подмосковье возникла в 1795 г. в селах Федоскине, Жостове и принадлежала купцу П.И.Коробову. Работавший у него возчиком крестьянин Ф.И.Вишняков, получив вольную в 1825 г., открыл свою мастерскую в селе Осташково по изготовлению изделий из папье-маше (шкатулки, подносы, пудреницы, табакерки и мн. др.). Изделия украшались декоративной росписью, сам же материал скрывался под многочисленными слоями грунта и лака.

В России первые лакированные подносы из металла изготовили на Урале в начале XVIIIв.. В 1830г. в Жостове было основано производство подносов из железа, которые имели повышенный спрос.

Главная особенность традиционного народного прикладного искусства – культура ручного труда. Изделия народных промыслов – ручное производство, ибо только ручное изделие хранит секрет уникальности.

Выкованные металлические изделия грунтуют, шлифуют, лакируют, затем расписывают масляными красками и покрывают лаком.

“Жостовские кисти”

На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.

Багрянец поздних листьев.
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.

П.Синявский.

(Демонстрируются изделия)

Учитель: и завершим знакомство с народными промыслами мы с “золотой хохломы”.

Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!

В.Боков.

(Выходят в русских народных костюмах несколько учеников, в руках у них хохломские изделия)

– Встречайте мастеровой торговый люд! Мы попросим их рассказать о творениях хохломских умельцев.

– Откуда появилось это удивительное хохломское искусство?

Ученик: разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг Птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой.

– Это, конечно, легенда, сказка. Но сказка – ложь, да в ней намек… Не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота? А как же на самом деле?

Ученица рассказывает историю Хохломы:

Почему деревянные изделия называют хохломскими? Издавна делали и расписывали ее в лесных заволжских деревеньках Новопокровское, Куличино, Семеново, Хрящи. И зовут ее не кулигинской, не новопокровской, а хохломской. И вот катят свои подводы мужики вдоль извилистых берегов малой речки Узолы. Стук-бряк! – громыхает деревянный товар. Везут его в большое торговое село Хохлома новопокровские и кулигинские мастера. Оттуда разлеталась жар-птицами чашки да ложки по земле.

Кричат зазывалы на ярмарке:

– Кому посуда для кашки-окрошки?

– Чудо блюдо да чашки-ложки?

– Откуда посуда?

– К вам, приехала сама золотая Хохлома!

Так и повелось: хохлома да хохлома. Вот и по сей день расписную посуду хохломской зовут. Странное и веселое слово Хохлома. В ней и смех, и восхищенное Ах!, и восторженное Ох! Слышится!

– Какие изделия у хохломских художников наиболее распространены?

Ученик рассказывает и показывает:

Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Интереснейшее изделие – братина. Своим названием она обязана древнему обычаю, который называется братчиной.

Когда нужно обсудить какое-либо важное дело, собирались в одной избе люди, связанные родственными узами. Они чинно рассаживались за одним столом, обсуждали волнующие их дела. К концу их разговора и подавались щи и каша в особый горшок до 50 см. в диаметре. Иногда по одной стороне братины изображался росписью большой алый цветок. По древнему преданию, это был цветок счастья. Но цвел он только 1 раз в год в Иванов день. Тот, кто сумел увидеть этот цветок, становился счастливым на всю жизнь.

Хохломские изделия считались хорошим подарком. Чаши всегда с удовольствием принимали в подарок. Хоть все они и имели одинаковое название, но отличались друг от друга и формой и росписью.

В отличие от чаш и братин ставец считался индивидуальной посудой. Состоял он из двух равновеликих чаш, одна из которых накрывала другую. Распространены ставцы были в монастырях. Оттуда и пошла пословица: “Всяк старец имей свой ставец!”

В больших количествах изготовляли ложки – ложка у каждого была своя. Ложки и ковши использовались в качестве подарков. Ложки использовались и используются и как музыкальные инструменты.

(Выступает школьный ансамбль лошкарей)

Ученица: расписывали тысячи изделий, каждое из которых по своему привлекало глаз и поражало своей неповторимостью. Правду говорят, что хохлома, как и любой другой вид народного искусства, словно старинная песня: слова ее неизменны, однако каждый человек и каждое новое поколение поет ее по-своему. И хочется не только есть и пить из этих чаш и ковшей, но и поставить их на стол и радоваться заключенному в них какому-то совершенно особому поэтическому образу России.

– Что писали художники на своих изделиях?

Ученица: художники любят рисовать на поверхностях своих изделий землянику, малину, крыжовник, черную смородину, рябину и никогда не повторяют их одинаково: чуть-чуть изменят очертания листа, по-другому изогнут веточку, разбросают листья. В этом проявляется богатство творческого воображения мастера в растительном орнаменте. Самый любимый и стародавний – травяной орнамент. Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по 3, по 5 и больше – кустиком. Основные цвета: красный и черный. Самые затейливые узоры называются кудрины. Травки превращаются в крупные кудри – завитки. Они всегда золотые. Словно перья сказочной жар-птицы загораются они на черном или красном фоне. Пожеланием добра, благополучия с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.

Красный символизирует огонь, любовь, преданность. Золотистый – свет, солнца; на черном фоне великолепно смотрятся все яркие цвета, он символизирует торжественность.

(Демонстрируются изделия)

“Хохломская роспись”

Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи – перелески,
Шелковые всплески.
Солнечно – медовый
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.

Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд…
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней
Наша хохлома.

П.Синявский.

Учитель: Приузолье – северо-запад Нижегородской области. Заволжская тайга! Великий лесной край, где зеленое вечно живое море простирается до самого горизонта. Кажется, сама природа порождает легенды о бездонных здешних озерах в неезженых дорогах, сказочных существах, обитающих в глухомани. Здесь родина двух изумительных народных промыслов – хохломского и городецкого. Хотя и не сравнится городецкая роспись по известности с хохломской, но и она немало знаменита. Давайте послушаем историю городецкого народного промысла.

Ученица: стояли по берегам Узолы дубравы, величественные дубы гляделись в черное зеркало воды, время и волны точили берег, и валились деревья в омуты. Дуб лежал в воде, морился, становился черным и тяжелым. И однажды какой-то крестьянин попробовал украсить прялочное донце резной фигуркой из мореной дубовой древесины. Постепенно городецкое донце стало непременным атрибутом нехитрого крестьянского хозяйства. Делать их начали из осины или липы. Белые донца, вытесанные из мягкой древесины, сами просились под резец или кисть, и вот крестьяне приузольских деревень, стали разукрашивать их конями да птицами.

В 1870 г. в деревню Курцево приехал иконописец Николай Иванович Огуречников править роспись местной церковке. Он и надоумил курцевских умельцев делать донце не резные, а крашеные, показал, как варить олифу, снабдил масляными красками, кистью работать резвей да веселей, и разлетелась вскоре чудо-красота по всей Руси.

Чего только не было изображено на донцах мужицкой рукой. Тут и сцены чинных чаепитий, и пестрые цыганские хоры, и разудалые народные гулянья, кавалеры, барышни, кошки, петухи, смоляно-черные кони и диковинное: павлины, пышные розаны. Впрочем, павлины уж больно на индюшек, которых в каждом крестьянском дворе было не по одной, похожи.

Зародившись в 30 км от Хохломы, городецкая роспись сразу нашла свое русло. Там, где у хохломы дела вершили 4 цвета, городецкие краски пылали всей палитрой.

Хохломские краски калили, подвергали термической обработке. Городецкая же роспись – холодная. А сам рисунок? Ягоды, листья, цветы – у хохломы, сюжетные картины “мещанского быта” – у городецкой росписи. Так с прялочных донец и покатилась слава приузольских резчиков и живописцев по России. После возрождения промыслов роспись перенесли с прялок на новые формы: солонки, разделочные доски, игрушки, детскую мебель и т.д.

(Все это демонстрируется)

Учитель: старые народные промыслы не забываются и многие из них возрождаются в моделях современных модельеров.

(Демонстрируется коллекция одежды основанная на образце русского народного костюма с использованием традиционных видов рукоделия)

Берется обычная в чем-то ткань и с помощью привычных и всем хорошо знакомых видов рукоделия преображается вдруг так, что глаз не оторвешь. Эта представленная коллекция еще раз доказывает, что осваивая рукоделие, мы получаем возможность всегда быть одетой красиво, нарядно и не так, как все.

Вся представленная коллекция сочетает в себе фольклорный стиль и современность.

(Урок заканчивается русской народной песней. Выступает школьный ансамбль)

Литература:

  1. Жегалов С.К. Русская народная живопись.: Кн. для уч-ся ст. классов. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.: ил.

  2. Линднер Г. Из дерева – своими руками. – М.: лесная пром-сть, 1985. – 56 с.

  3. Мусина Р.Р. Искусство Гжели. – М.: Знание, 1985. – 48 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Искусство. № 10).

  4. Народные художественные промыслы/ Попова О.С., Королева Н.С., Чирков Д.А. и др.; Под общ. ред. О.С. Поповой. – М.:Легкая и пищевая про-сть, 1984. – 193 с.: ил.

  5. Прекрасное своими руками: Нар. худож. ремесла/ сост. С.Газарян. – М.:дет. лит., 1987. – 156 с.

  6. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту.: Из практики нар. худож. ремесел.: кн. для уч-ся ст. классов. – М.:Просвещение, 1985. – 255 с.:ил.

  7. Хохломская роспись// Искусство в школе. – 1992. - №3-4 – с.19-21.

  8. Золотые цветы и травы хохломы// Барадулин В.А.: художественная обработка дерева. – М.:Легпромбытиздат, 1986. – с.185-198.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Народные промыслы Подмосковья

Название
промысла

Время
возникновения

Наименование выпускаемых изделии

Сырье, используемое для изготовления

Примечание

1

Лаковые подносы Жостова

1830 г.

Лаковые подносы из металла

Металл для подноса, краски для живописной росписи

Все изделия – ручная работа, неповторимы по рисунку; многослойное нанесение рисунка

2

Федоскинская лаковая миниатюра

1795 г.

Шкатулки

Папье-маше

3

Павлово-посадские платки

Кустарные мастерские в XVIII в.; фабрика – в 1812 г.

Платки, шали

Шерсть

Набивка рисунка на ткань проходит в несколько этапов

4

Бело-голубая Гжель

XVIII в.

Посуда и керамические изделия

Местная белая глина

Продукция народных промыслов, вывозится за границу

5

Сергиево-посадские матрешки

XV в.

Матрешки

Местная древесина

6

Богородская резьба

XVII в.

Игрушки, резьба по дереву

Местная древесина

Назад



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  2. "Уроки начинаются" 134

    Урок
    1-й ведущий. И сегодня мы вам с радостью отвечаем, что наконец-то нас допустили на территорию школы г. Волгограда, где мы можем взять интервью из первых уст, услышать интересную информацию, мы можем заглянуть в кабинеты школы! Получить
  3. Знак Почета" краевая универсальная библиотека имени А. М. Горького" (2)

    Бюллетень
    Бюллетень новых поступлений: для специалистов сферы культуры, искусства, образования / ПГКУБ им. А.М. Горького, Информационный центр "Культура" cост.
  4. А. И. Герцена Научно-методический отдел Духовно-нравственное воспитание: из опыта работы библиотек Кировской области Киров 2009

    Документ
    Сборник содержит материалы из опыта работы библиотек Кировской области по духовно-нравственному воспитанию. В 2007 г. приоритетным направлением в этой работе стала тема 350-летия Вятской епархии.
  5. Авторские права на роман "Крик в ночи" принадлежат Владимиру Ридигеру

    Документ
    В мои 16-17 лет, когда эпоха сталинизма медленно уходила в историю, я много общался с отцом. Его воспоминания сталинских времен носили печать гнетущих воспоминаний о шпиономании, всеобщей подозрительности и страхе.

Другие похожие документы..