Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Тезисы'
Официальная позиция Европейского суда может не совпадать с мнением автора. С полным текстом решений Европейского суда и Европейской комиссии по этой ...полностью>>
'Решение'
Программы вступительных испытаний в Российский государственный социальный университет (далее – «РГСУ») разработаны на основе Федерального государстве...полностью>>
'Документ'
Как я информирован, для большинства из вас это не первое посещение Беларуси. И мы очень высоко ценим ваше внимание к интеграционным процессам и их по...полностью>>
'Программа курса'
ф.-м.н., Марчук И.В. 5. "Современные методы диагностики в теплофизическом эксперименте" д.ф.-м.н., профессор Меледин В.Г. ."Отрывные те...полностью>>

Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению 030300. 68 Психология подготовки магистра

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ -

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

Факультет психологии

Утверждена

Ученым Советом факультета

«13» декабря 2011 г.

и.о. декана факультета

_____________ В.А. Штроо

«13» декабря 2011 г.

ПРОГРАММА

ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 030300.68 ПСИХОЛОГИЯ

подготовки магистра

Магистерская программа «Исследование, консультирование и психология личности»

Москва 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственный междисциплинарный экзамен входит в состав итоговой государственной аттестации по направлению 030300.68 - Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному выполнению разнообразных профессиональных задач, установленных Государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре.

Настоящая Программа в своем содержании отражает основные требования к профессиональной подготовке магистров психологии, соответствует циклам «Дисциплины направления» и «Специальные дисциплины» действовавшего в период обучения выпускников учебного плана, полностью согласуется с Государственным образовательным стандартом и обязательным минимумом содержания Профессиональной образовательной программы по направлению 030300.68 Психология. Программа государственного междисциплинарного экзамена имеет обобщающий характер и ориентирует выпускников на закрепление в их профессиональном сознании комплексного и целостного знания. Это позволяет использовать при подготовке к экзамену те литературные источники, которые уже изучены студентами и на которые они опирались при подготовке к сдаче зачетов и экзаменов в процессе обучения. Структура программы включает в себя: содержание, перечни литературы к каждому разделу и список экзаменационных вопросов.

На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области изученных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов (или индивидуально) и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в аспирантуре. Он должен иметь сформированное научное мировоззрение и продемонстрировать на итоговом государственном экзамене знание и владение:

системой научных понятий;

фактами психологических теорий;

методами и процедурами профессиональной деятельности.

При ответе на экзамене по билету и на дополнительные вопросы студент должен продемонстрировать:

ясную логику изложения материала;

умение анализировать, синтезировать, систематизировать, сравнивать и обобщать изученный им материал;

видение возможностей использования полученных знаний и навыков на практике.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ЧАСТЬ I. Дисциплины направления

Психология как наука и практика: соотношение теоретической, прикладной и практической психологии. Связь психологической науки и практики. Соотношение теоретического, эмпирического и психотехнического знания. Признаки «кризиса» в психологии. Особенности психологии как науки, обусловленные спецификой ее предмета.

Соотношение теории и эмпирики в научном познании. Закономерности развития научных теорий. Научная школа как среда развития научной теории. Роль познавательных, социальных и личностных факторов в развитии науки.

Различные варианты идеала научности и их реализация в научной психологии: позитивизм, постпозитивизм, постнеклассическая наука. Понятие парадигмы и научных революций по Т. Куну. Фальсификационизм К. Поппера. Критика идей К. Поппера и Т. Куна И. Лакатосом. Методологический анархизм П. Фейерабенда.

Общее представление о теоретической психологии. Базисные и метапсихологические категории психологии. Категориальная система как ядро теоретической психологии. Психологические объяснительные принципы: принцип детерминизма, принцип системности, принцип развития. Виды редукционизма в психологии.

Эволюция парадигмы психологии на протяжении XIX-XX веков. Открытый кризис начала XX века и его результаты. Проблема объективного метода. Развитие идеала объективности на протяжении XX века, неклассическое понимание объективности В. П. Зинченко и М. К. Мамардашвили.

Естественно-научная и гуманитарная парадигма в психологии: основные отличия и примеры реализации в психологических теориях и эмпирических методах. Проблема измерения в психологии. Количественные и качественные методы в психологии: их виды, возможности, ограничения и применимые к ним критерии валидности. Возможные проблемы, связанные с применением эмпирических методов психодиагностики в психологической практике.

Соотношение научного и психотехнического познания и знания о человеке. Идеал научно обоснованной психотерапии или психотерапевтическая концепция как психотехнический миф: возможности и опасности. Место ценностей в научной, прикладной и практической психологии: различные точки зрения на проблему.

Основные тенденции в развитии психологии на протяжении XX века. Неклассическая психология в узком и в широком смысле. Неклассические черты и понятия культурно-деятельностной парадигмы. Экзистенциальный подход, диалогический подход, нарративный подход, социальный конструкционизм.

Позитивная психология как новое направление психологии: предмет и задачи, объекты изучения. Исследования позитивных эмоций, теория Б. Фредериксон. Гедонистический и эвдемонический подходы к проблеме психологического благополучия. Интервенции позитивной психологии. Критика позитивной психологии.

Задачи преподавания психологии в высшей школе. Схема эффективного преподавания. Основное противоречие: «учим понимать, рассуждать, воспроизводить знания, а жизнь требует выявлять, анализировать и решать проблемы». Обучение действованию. Вузовское обучение как технология. Психологические условия эффективного обучения, ведущего к успешному решению проблем: адекватная мотивация, полноценная ориентировка, процесс интериоризации. Условия, обеспечивающие готовность усвоенного знания к практическому применению. Психологические особенности обучения взрослых.

Психологические фазы модуля учебного процесса. Предварительная ориентация: значение проблемы; значение ситуации; прошлый опыт; потребности. Основная ориентация: цели; содержание; условия решения проблемы. Усвоение: полнота понимания; практическое применение; самостоятельность применения; широта сферы применения. Контроль: внешний контроль; самоконтроль. Оценка: внешняя оценка; самооценка. Итоговая ориентация; рефлексия.

Проектирование занятия по курсу «Психология» в высшей школе. Критерии оценки качества занятия по психологии в высшей школе: структура занятия; качество организации; ясность формулировок; внятность изложения; динамичность ведения занятия; эмоциональность; контакт с аудиторией; индивидуальная манера ведения занятия.

Основная литература

  1. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М. : Владос, 2002. 208 с.

  2. Бонивелл И. Ключи к благополучию: что может позитивная психология. М.: Время, 2009.

  3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

  4. Герасимова В. С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. М. : Ось-89, 2004. 112 с.

  5. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии. 1977, № 7.

  6. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. СПб. : Питер, 2005. 249 с.

  7. Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. СПб. : Питер 2008. 316 с.

  8. Леонтьев А.А. Деятельный ум. М.: Смысл, 2001.

  9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл, 2004. 345с.

  10. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М. : ИНФРА-М, 1998. 525 с.

  11. Прогресс психологии: критерии и признаки / под ред. А. Л. Журавлева, И. Н. Семенова, А. В. Юревича. М. : Ин-т психологии РАН, 2009. 334 с.

  12. Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. М.: АСТ, Астрель, 2009.

  13. Розин В.М. Психология: наука и практика. М.: РГГУ, Омега-Л, 2005.

  14. Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Бытие и сознание. Человек и мир. СПб. : Питер, 2003. 508 с.

  15. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования. М. : Академия, 2007. 393 с.

  16. Юревич А.В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии, 2001.

Дополнительная литература

  1. Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб: Питер, 2003.

  2. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии. М. : Владос, 2001. 302 с.

  3. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: Смысл, 2003. 240 с.

  4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб, 2000.

  5. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек Развивающийся. Очерки Российской психологии. М.: 1994.

  6. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: 1999.

  7. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. М. МГУ, 1980. 85 с.

  8. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб. : Евразия, 1997. 430 с.

  9. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии: в 2х т. Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

  10. Подольский А. И. Нет ничего практичней… // Национальный психологический журнал. 2006. № 1. С. 21–30.

  11. Предмет и метод психологии. Антология / под ред. Е. Б. Старовойтенко. М. : Акад. проект: Гаудеамус, 2005. 512 с.

  12. Психология индивидуальности: новые модели и концепции / под ред. Е. Б. Старовойтенко, В. Д. Шадрикова. М. : НОУ ВПО МПСИ, 2009. 384 с.

  13. Пузырей А.А. Новые идеалы научности и путь практической психологии личности // Психология, психотехника, психагогика. М.: Смысл, 2005.

  14. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию, становление человека. М. : Прогресс, 1994. 478 с.

  15. Хъел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. : Питер, 1999. 608 с.

  16. Шмелев А.Г. Тест как оружие // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004, Т. 1 № 2, С. 40-53.

  17. Handbook of Positive Psychology / Ed. By C.R. Snyder, S.J. Lopez. Oxford University Press, 2002

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ИТОГОВОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ

ЭКЗАМЕНУ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 030300.68 ПСИХОЛОГИЯ

(дисциплины направления)

  1. Психология как фундаментальная наука, прикладная наука и практика: сходства и противоречия.

  2. Научная теория в структуре научного знания. Виды теорий. Место научной теории в процессе научного познания и в практике.

  3. Научная школа как среда развития научной теории. Роль социального и личностного факторов в развитии психологии как науки и практики.

  4. Развитие парадигмы психологии в XIX-XX веке и в наши дни.

  5. Теоретическое и категориальное в системе науки. Базисные и метапсихологические категории психологии.

  6. Объяснительные принципы психологии: принцип детерминизма, принцип системности, принцип развития; их реализация в научных теориях.

  7. Признаки «кризиса» в психологии. Особенности психологии как науки, обусловленные спецификой её предмета.

  8. Развитие идеала научности на протяжении XX века. Идеи К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда.

  9. Развитие идеала научности в психологии: отражение позитивизма, постпозитивизма и постнеклассической науки в психологических теориях.

  10. Естественно-научная парадигма в психологии: характеристики, примеры реализации.

  11. Гуманитарная парадигма в психологии: характеристики, примеры реализации.

  12. Развитие идеала объективности в психологии: классический и неклассический подход. Проблема объективного метода.

  13. Возможности и ограничения количественных и качественных методов эмпирического исследования в психологии; применимые критерии валидности.

  14. Критерии выбора психодиагностических инструментов. Возможности и опасности, связанные с их применением.

  15. Проблема критериев психического, психологического, личностного здоровья.

  16. Роль ценностей в психологической науке и практике.

  17. Особенности психотехнического познания и знания: научная теория и психотехнический миф.

  18. Понятие неклассической психологии. Неклассические тенденции в развитии психологических подходов на протяжении XX века.

  19. Культурно-деятельностная парадигма как вариант неклассической психологии.

  20. Неклассические идеи деятельностного подхода: образ мира, понятие смысла.

  21. Экзистенциальный подход как вариант неклассической психологии.

  22. Позитивная психология: предмет и задачи. Критика позитивной психологии.

  23. Теории внутренней мотивации в позитивной психологии: теория самодетерминации и теория потока.

  24. Исследования эмоций в позитивной психологии. Проблема психологического благополучия: гедонистический и эвдемонический подходы.

  25. Задачи преподавания психологии в высшей школе.

  26. Основное противоречие вузовского обучения.

  27. Вузовское обучение как технология.

  28. Критерии эффективного преподавания психологии в высшей школе.

  29. Психологические условия эффективного обучения, ведущего к успешному решению проблем.

  30. Психологические условия, обеспечивающие готовность усвоенного знания к практическому применению.

  31. Система психологических условий качественного усвоения изучаемого материала в высшей школе.

  32. Психологические особенности обучения в зрелом возрасте.

  33. Проектирование занятия по дисциплине «Психология» в высшей школе.

  34. Критерии оценки качества занятия по психологии в высшей школе.

  35. Специфика преподавания психологии как учебной дисциплины.

  36. Профессионально-личностная подготовка преподавателя психологии.

ЧАСТЬ 2. Дисциплины специализации

Основы гуманистической психотерапии. Содержание понятий: психологическое консультирование и психотерапия; их соотношение. Психологическая и медицинская модели консультирования и психотерапии, их сравнительный анализ (ролевая позиция терапевта, отношение к проблеме (симптому) клиента, конечная цель терапии, ролевая позиция клиента, методы). Представления о формировании личности в гуманистическом подходе. Представление о личности в теории К. Роджерса. Полноценно функционирующая личность. Самоактуализация. Актуализирующая тенденция. Я-концепция и особенности ее формирования. Символизация опыта и ее особенности.

Профессиональные умения и навыки: триада К. Роджерса. Эмпатия, ее психологическое содержание, отличие от сочувствия и симпатии, ее реализация через умения эмпатического слушания, и ее влияние на психотерапевтическую результативность. Виды и характеристики эмпатического слушания («пассивное» слушание, слушание с реакцией подтверждения, «открывание дверей», активное слушание и его формы). Уровни эмпатического понимания переживания клиента. Принятие, его психологическая характеристика как безусловного отношения, его функции и способы реализации в терапевтическом процессе. Конгруентность, ее психологическое содержание, способы реализации, психологическое влияние на терапевтическую результативность. Полимодальность символизации чувственно переживаемого смысла. Психотерапевтическая работа с образами, фантазиями, снами, рисунками, телодвижением, метафорами, звуками.

Необходимые и достаточные условия психотерапии (по К. Роджерсу). Структура терапевтического процесса. Когнитивная и эмоциональная части процесса. Типичные стадии терапевтического процесса. Особенности и характеристики первой встречи с клиентом. Терапевтический контакт: его установление, развитие и углубление, завершение. Проблемы и важные характеристики завершения контакта. Результативность психотерапии. Критерии результативности терапевтического процесса. Изменение личности как следствие терапевтического взаимодействия. Психологическое содержание понятия «изменение личности» в терапевтическом процессе. Стадии психотерапевтических изменений (по К. Роджерсу).

Общая психотерапия. Плюрализм психотерапевтического знания. Основные вехи становления психотерапии в истории (Античность, Средние века, Новое время). Отщепление психотерапии от религии и медицины. Психоанализ как первая форма вневрачебной психотерапии. Эволюция психоанализа. Проблемы интеграции психотерапии и медицины, психотерапии и психологии. Научный статус современной психотерапии. Дореволюционная отечественная психотерапия. Советская психотерапия. Современная отечественная психотерапия. Монизм и плюрализм в современной отечественной психотерапии. Интеграционные и дезинтеграционные тенденции в современной психотерапии. Социальные и психологические факторы, стимулирующие развитие психотерапии. Социальный запрос в психотерапии и степень его удовлетворения. Сфера парапсихотерапевтических услуг. Психотерапия как сфера деятельности. Социальное развитие и психотерапия.

Динамика роста числа психотерапевтических форм. Теоретико-методологический фундамент современной психотерапии. Основные психотерапевтические направления. Основания для классификаций психотерапевтических форм. Факторы многообразия психотерапевтической реальности. Индивидуальный стиль психотерапевтической деятельности.

Основные эпохи исследований эффективности психотерапии. Парадокс эквивалентности. Эволюция методов исследования эффективности психотерапии (изучение отдельных клинических случаев, изучение катамнестических данных, изучение связи между процессом и результатами психотерапии, метаанализ отдельных исследований). Менингерский, Пенсильванский и Шеффилдский проекты исследования эффективности психотерапии.

Особенности личности пациента / клиента. Особенности личности терапевта. Особенности психотерапевтического отношения, альянса, сеттинга. Проблематика психогенных заболеваний. Эффект плацебо. Фактор времени (долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный и сверхкраткосрочный временные форматы в психотерапии). Специфические и неспецифические факторы эффективности психотерапии. Нравственные, моральные и юридические аспекты регуляции психотерапевтической деятельности. Профессиональные этические кодексы. Внутренняя психотерапевтическая этика. Этические коллизии в деятельности психотерапевта. Основные этические принципы психотерапевтической этики (анонимность, конфиденциальность, оплачиваемость, клиентоцентрированность, безоценочность, делегирование ответственности пациенту / клиенту и проч.). Этичность и эффективность психотерапии. Психологический статус этических принципов.

Психотерапия и личностный рост. Диагноз в психотерапии. Эмоциональная поддержка и эмпатическое понимание клиента. Уникальность терапевтического отношения. Асимметричные аспекты терапевтического отношения. Принцип «здесь-и-сейчас». Концентрация на содержании vs. концентрация на процессе. Принцип «здесь-и-сейчас» как психотерапевтическая константа. Терапевтическая обратная связь. Самонаблюдение, самовыражение, самоисследование и самораскрытие в психотерапии. Интерпретация и свидетельствование. Изменения в терапии и изменения в жизни. Психотерапевтическое и внетерапевтическое контактирование. Психотерапевтическая работа со снами.

Экзистенциальные темы в психотерапии. Утрата и обретение. Экзистенциальный вакуум. Нахождение и обретение смысла в опыте клиента. Свобода и тревога. Бегство от свободы. Безответственная и ответственная позиции клиента. Делегирование и присвоение ответственности в психотерапии. Иллюзия безответственности. Принятие решения клиентом. Причины избегания принятия решения. Решение, совет и рекомендация в психотерапии. Проблемы терапевта.

Мастерство психологического консультирования. Общее представление о мастерстве психологического консультирования. Связь мастерства теоретической платформой консультанта, ситуацией консультирования, особенностями клиента и самого консультанта.

Присутствие и его компоненты. Коммуникативные уровни в консультировании и повседневном общении. Шкала межличностного давления в консультировании.

Понятие «параллелирования» применительно к консультированию. Тематическое параллелирование. Параллелирование чувств. Параллелирование рамок. Параллелирование локуса.  

Обращение с континуумом: «объективация» клиентом себя и собственных состояний-открытость собственной «субъективности». Базовый подход к сопротивлению клиента.

Забота: источник силы и направления. Интенциональность и воодушевленность.

Сходство и различие консультативных подходов. Интеграция или эклектическое соединение.

Личностные характеристики эффективных консультантов. Ценности и философия жизни. Выживание в профессии: проблема эмоционального выгорания. Пути профилактики и преодоления.

Тревога и совладание с ней. Адекватное и неадекватное самораскрытие. Перфекционизм. Честность относительно собственных ограничений. Понимание молчания. Обращение с требовательными и немотивированными клиентами. Принятие медленных результатов. Самообман. Потеря себя в клиенте. Постановка реалистических целей. Советы клиенту. Развитие собственного консультативного стиля.

Основная литература

  1. Айви А.Е.  Айви  М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. М.: Психотерапевтический колледж, 2000.

  2. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. С.- Петербург: Питер, 2001.

  3. Карл Роджерс и его последователи. Психотерапия на пороге ХХI века. М. : Когито-Центр, 2005.

  4. Основные направления современной психотерапии. М. : Когито-Центр, 2000.

  5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека, М. : Смысл, 1993.

  6. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М.: Академия, 2002.

  7. Хайгл-Эверс А., Хайгл Ф, Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии. СПб. : Восточно-Европейский Институт психоанализа; Речь, 2001.

  8. Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М., 1995.

  9. Эволюция психотерапии. Т. 1,2,3,4. М. : Класс, 1998.

  10. Ялом И. Дар психотерапии. М. : Эксмо, 2007.

Дополнительная литература

  1. Алешина Ю.Б. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Класс, 1999.

  2. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. М.: Класс, 1998.

  3. Василюк Ф. Е. Режиссерская постановка симптома (психотерапевтическая методика) // Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 2.

  4. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984.

  5. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: Смысл, 2003.

  6. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 161-167.

  7. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. С.-Петербург. Питер, 2000.

  8. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М. : Академия, 1995.

  9. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии, 1995. № 1.

  10. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер. 1998.

  11. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1991.

  12. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Смысл, 1990.

  13. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.

  14. Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта. М.: МГППУ, 2004.

  15. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. С.-Петербург:Питер, 2000

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ИТОГОВОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ

ЭКЗАМЕНУ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 030300.68 ПСИХОЛОГИЯ

(дисциплины специализации)

  1. Психологическое консультирование и психотерапия: общее и различное.

  2. Психотерапия и психодиагностика.

  3. Специфика гуманистической психотерапии.

  4. Теории личности А. Маслоу и К. Роджерса.

  5. Полноценно функционирующая личность (по К. Роджерсу).

  6. Я-концепция и особенности ее формирования. Символизация опыта и ее особенности.

  7. Виды эмпатического слушания.

  8. Условия, стадии и эффекты психотерапии (по К. Роджерсу).

  9. Полимодальность символизации клиентского опыта.

  10. Динамика психотерапевтического контакта.

  11. Результативность гуманистической психотерапии. Критерии результативности терапевтического процесса.

  12. Изменение личности как следствие терапевтического взаимодействия.

  13. Психотерапевтический процесс.

  14. Супервизия в гуманистической психотерапии.

  15. Медицинская и психологическая модели психотерапии: общее и различное.

  16. Психотерапия и личностное развитие: общее и отличное.

  17. «Паритет» и «непаритет» в психотерапии.

  18. Парадоксальность эмоциональной поддержки и эмпатического понимания клиента.

  19. Принцип «здесь-и-сейчас» в психотерапии: преимущества и ограничения.

  20. Обратная связь в контексте консультативного процесса.

  21. Формы отношений в психотерапии.

  22. Работа с экзистенциальной проблематикой в психологическом консультировании и психотерапии.

  23. Особенности работы со сновидениями в различных направлениях психотерапии.

  24. Совет, рекомендация, решение в психотерапии.

  25. Самонаблюдение и самоисследование клиента в процессе психотерапии.

  26. Самораскрытие клиента в психотерапии: формы и содержание.

  27. Формы и методы делегирования клиенту ответственности в психологическом консультировании.

  28. Интерпретация и понимание в психологическом консультировании и психотерапии.

  29. Психотерапевтический контакт: уровни и феномены.

  30. Перспективы и проблемы становления общей психотерапии.

  31. Типичные этические проблемы, возникающие в работе психотерапевта.

  32. Понятия присутствия, паралеллирования, открытости, сопротивления в консультировании.

  33. Интеграция и эклектика в психологическом консультировании.

  34. Личность психолога-консультанта.

  35. Психологическое выгорание консультанта.

  36. Типичные трудности в работе начинающего психолога-консультанта.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар «Методология исследований в персонологии»

    Программа дисциплины
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар «Методология исследований в персонологии» для направления 030300.
  2. М. А. Шолохова Утверждаю: Ректор мггу им. М. А. Шолохова Нечаев В. Д. 20 г. Основная образовательная программа (3)

    Основная образовательная программа
    Социальной ролью (миссией) данной ООП является подготовка высококвалифицированного специалиста - магистра по специальности 030300 «Психология», способного решать задачи, соответствующие его квалификации.
  3. В отделении психологии и возрастной физиологии к декабрю 2008 г состоят 28 действительных членов рао и 29 членов-корреспондентов рао

    Документ
    В Отделении психологии и возрастной физиологии к декабрю 2008 г. состоят 28 действительных членов РАО и 29 членов-корреспондентов РАО. До конца марта деятельностью Отделения руководило бюро в составе: Фельдштейн Д.
  4. Правила проведения вступительных (аттестационных) испытаний, проводимых вузом самостоятельно в фгбоу впо «пглу» (письменно) в 2012 году Вступительные испытания в фгбоу впо «пглу» организуются для лиц

    Документ
    - имеющих среднее профессиональное образование при приеме для обучения по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста соответствующего профиля;
  5. Программы Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК)

    Документ
    пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма,

Другие похожие документы..