Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
С момента своего создания Парламентская Ассамблея Организации Черноморского Экономического Сотрудничества рассматривает вопросы создания надежных пра...полностью>>
'Реферат'
На современном этапе хозяйствования основой экономической политики является повышение эффективности и качества работы всех звеньев производства. Разв...полностью>>
'Сказка'
-Прочитайте «жужжащим чтением», С ускорением, хором громко,тихов паре. Прочитает 1 ученик выразительно. -Что узнали из этих строк? (Как Пушкин слушал ...полностью>>
'Документ'
Представляем Вам ограниченный выпуск Набора декоративной косметики, который является первым совместным проектом давних друзей: Марселя Маронжу и Йонас...полностью>>

Главная > Доклад

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДОКЛАД О ПОЛОЖЕНИИ С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА

В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2002 ГОД

Введение

Составитель доклада

Новосибирская городская общественная организация «Центр правозащитной деятельности и правовой информации» (ЦПДиПИ).

Контактный адрес: 630004, г. Новосибирск, ул. Урицкого, д. 37, к. 98, тел./факс: (383-2) 22-38-46, e-mail: orthanc@risp.ru.

Основные направления деятельности ЦПДиПИ:

  • создание гарантий и обеспечение контроля за соблюдением прав и свобод человека;

  • содействие проведению демократических преобразований в обществе;

  • содействие закреплению прав частной собственности, развитию свободного предпринимательства;

  • оказание помощи лицам, чьи права и свободы незаконно ущемляются;

  • сбор и анализ информации о фактах нарушений прав и свобод человека.

ЦПДиПИ зарегистрирован Управлением юстиции администрации Новосибирской области 24.06.97 г., регистрационный номер - 1065.

Председатель ЦПДиПИ – Я.Е. Савченко.

В подготовке доклада приняли участие сотрудники ЦПДиПИ: Я.Е. Савченко, В.Д. Шапран, А.В. Рудницкий, К.А. Бакулин.

Также при подготовке доклада оказали помощь партнёры ЦПДиПИ: Общественная организация «Новосибирское областное отделение профсоюзных организаций СОЦПРОФ» (председатель - П.Н. Талецкий), Новосибирская городская общественная организация «Центр политических исследований «Общество и власть» (председатель – А.В. Мазур).

Краткая характеристика субъекта Российской Федерации

Официальное наименование субъекта Федерации - Новосибирская область (НСО).

НСО расположена на юге Западной Сибири. Административный центр – г. Новосибирск – одновременно является центром Сибирского федерального округа (СФО).

Общая площадь НСО - 178, 2 тыс. км2.

Численность населения НСО - около 2717 тыс. человек (городское население– около 74 %, сельское – около 26 %).

Постановлением главы администрации НСО от 29.01.03 г. № 44 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Новосибирской области за IV квартал 2002 года»1 величина прожиточного минимума в НСО за IV квартал 2002 г. установлена в расчёте на душу населения в размере - 2086 руб., для трудоспособного населения – 2273 руб., пенсионеров – 1508 руб., детей – 2117 руб.

При этом в I квартале 2002 г. величина прожиточного минимума была установлена в расчёте на душу населения в размере 1886 руб., для трудоспособного населения – 2049 руб., пенсионеров – 1383 руб., детей – 1915 руб.2

Начисленная среднемесячная заработная плата одного работника в мае 2002 г. составила 3426 руб.3, в июне - 3893 руб. (пятое место среди 16 субъектов Федерации, входящих в СФО)4, в июле - 3975 руб., в августе – 3859 руб.5

Среднедушевые номинальные денежные доходы в январе 2002 г. составляли 1582 руб.6, в июле - 2509 руб. (седьмое место среди 16 субъектов Федерации, входящих в СФО7, и сорок первое место по стране8). Фактически эти расчётные цифры ниже реально получаемых средств, так как у большой части населения имеются дополнительные доходы и приработки, не отражаемые статистикой заработков и пенсий.

По данным Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по НСО за 2002 г. численность безработных составила 39,1 тыс. человек. На 01.01.03 г. по НСО были зарегистрированы 18,3 тыс. безработных граждан, из которых 72,4 % составляли женщины, 29,7 % - молодёжь в возрасте от 16 до 29 лет, 17,4 % - лица предпенсионного возраста, 7,0 % - инвалиды, 75,4 % - городские жители, практически каждый шестой имеел высшее образование. Уровень зарегистрированной безработицы по НСО на конец декабря 2002 г. составил 1,39 % от экономически активного населения, 1,13 % - от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте9.

По мнению специалистов по рынку труда, чтобы определить фактическое число безработных, необходимо увеличить число зарегистрированных безработных в 10-12 раз10.

Постоянно действующий высший и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти НСО - Новосибирский областной Совет депутатов, состоящий из 49 депутатов. Председатель – В.В. Леонов.

Руководителем исполнительной власти НСО является глава администрации НСО. С января 2000 г. этот пост занимает В.А. Толоконский.

Председателем Новосибирского областного суда (верховной судебной инстанции НСО) является В.П. Литвинский.

Общеполитическую ориентацию избирателей определить сложно, поскольку на последних выборах в органы местного самоуправления и в Новосибирский областной Совет депутатов в подавляющем большинстве победу одерживали кандидаты, никак не проявляющие свою политическую принадлежность. По-прежнему серьёзной политической силой в НСО является КПРФ: 10 из 25 депутатов городского Совета г. Новосибирска, 15 из 49 депутатов областного Совета.

Общая характеристика ситуации с правами человека

В целом положение с правами человека в НСО следует признать неблагополучным. Оно в большей степени определяется традициями бесправия граждан, бесконтрольности и произвола чиновников, низкой правовой культурой населения.

Провозглашённые Конституцией РФ и международными документами права и свободы человека и гражданина в НСО нарушаются в значительных масштабах. Особенно нетерпимый и опасный характер приобрели нарушения социально-экономических и имущественных прав:

  • несоблюдение сроков выплаты заработной платы;

  • условия найма и увольнения работников;

  • отсутствие контроля за условиями труда;

  • невыплата детских пособий;

  • нарушения жилищного законодательства;

  • превышение полномочий работниками внутренних дел, прокуратуры, судебных органов;

  • нетерпимое положение в пенитенциарной системе;

  • игнорирование прав детей, инвалидов и других уязвимых групп населения;

  • постоянное нарушение прав граждан на доступ к информации.

Правоохранительные органы НСО зачастую не столько защищают права и свободы граждан, сколько нарушают их. Это же можно сказать о большинстве государственных структур и чиновниках всех рангов. Как правило, нарушаются права рядовых граждан, не имеющих высокого положения и связей.

НСО - один из немногих субъектов РФ, где, в нарушение Указа Президента РФ, не была создана комиссия по правам человека при главе администрации. До сих пор отсутствует институт Уполномоченного по правам человека. Правозащитное движение слабо, немногочисленно, правозащитные организации разрозненны, имеют слабую материальную базу и недостаточно подготовленный кадровый состав.

Трудно сравнивать ситуацию с соблюдением прав человека в НСО с положением в других регионах. На наш взгляд, НСО на фоне других субъектов РФ не выделяется особо ни в лучшую, ни в худшую сторону.

В 2002 году общая ситуация с соблюдением прав человека в НСО существенным образом не изменилась.

Остаётся тревожной и криминальная ситуация в НСО. Проблема преступности является одной из причин социальной напряжённости, она формирует морально-психологический климат в обществе, влияет на основные права и свободы граждан.

Общая характеристика региональной нормативной базы

В целом нормативная законодательная база НСО соответствует российским и международным стандартам, но требует совершенствования, особенно по вопросам местного самоуправления.

Однако по-прежнему имеют место факты, когда в областных, местных и локальных нормативных актах права человека, российские и международные законы приносятся в жертву политической и экономической «целесообразности».

По нашему мнению, изменение нормативных правовых актов под контролем общественности возможно лишь при широком участии политических партий, объединений, движений, общественных организаций. Однако, политическая жизнь, как правило, активизируется только в преддверие выборов, а общественные организации предпочитают оказывать конкретную помощь нуждающимся, а не стремиться изменить законодательство.

В качестве основной проблемы правоприменительной практики в сфере соблюдения прав и свобод человека можно назвать неэффективную структуру и организацию властных институтов: элементы дублирования полномочий разными органами власти, отсутствие реального механизма ответственности чиновника за действие (бездействие), нарушающее права граждан. Актуальна проблема правовой грамотности и безусловного выполнения сотрудниками правоохранительных органов, должностными лицами в структурах исполнительной власти прав и свобод человека.

Раздел 1. Уважение неприкосновенности личности

Политические и другие убийства, совершённые агентами властей

Всего в 2002 г. на территории НСО было совершено 531 убийство, 399 из которых раскрыты. Убийств, имеющих заказной характер, совершено около 1011.

26.08.02 г. был убит депутат городского Совета г. Новосибирска А.В. Карпунин. Убийство носило явные признаки заказного. Правоохранительные органы считают, что убийство, скорее всего, связано с коммерческой деятельностью депутата, который был совладельцем и учредителем нескольких коммерческих структур12. Кроме того, А.В. Карпунин активно участвовал в реформировании крупнейшего вещевого рынка в сибирском регионе – ОАО «Гусинобродское».

Исчезновение людей

В среднем каждый день в НСО фиксируется около 8 заявлений об исчезновении людей. Только за 9 месяцев 2002 г. в органы внутренних дел поступило 2209 заявлений о без вести пропавших. Ненайденными остаются около 250 человек. Эта цифра почти не меняется год от года13.

Однако, случаев исчезновения людей, в отношении которых есть основания полагать заинтересованность властей, нами зафиксировано не было.

Свобода от рабства, запрет на принудительный и подневольный труд

В НСО имеют место случаи лишения людей свободы по уголовным мотивам. Прежде всего, это похищения людей с целью возврата долга.

Имеют место случаи использования принудительного труда бомжей.

Широкое распространение, особенно в Новосибирске, имеет принудительный детский труд. Взрослые заставляют детей попрошайничать на улицах, в метрополитене, в общественном транспорте, в магазинах.

По данным Генеральной прокуратуры РФ, в Новосибирске зарегистрировано самое большое количество детей, занимающихся проституцией. По словам оперативного работника отдела по борьбе с организованной преступностью при УВД г. Новосибирска, порой в неделю прикрывается по несколько притонов, но «они растут как грибы».14.

В армии процветает практика использования принудительного труда военнослужащих срочной службы. Военнослужащие широко используются при строительстве и ремонте домов, дач, работают в подсобных хозяйствах, на огородах военачальников. Кроме того, известны случаи, когда солдаты работают на гражданских объектах, а военачальники получают за это плату.

Пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания со стороны правоохранительных органов, произвольные аресты, задержания

Существует огромный поток жалоб граждан на милицейский произвол: грубость, унижения и насилие при аресте, задержании; при проведении следственных действий органами дознания.

Задержанные и арестованные подвергаются избиениям резиновыми палками за то, что отказываются давать показания против себя, ходатайствуют о допуске избранного адвоката, апеллируют к закону.

23.03.02 г.была задержана и доставлена в дежурную часть Управления внутренних дел (УВД) Октябрьского района г. Новосибирска Э.Т. Мироненко. В ходе обыска и составления протокола Э.Т. Мироненко была избита сотрудниками УВД Евдокимовым и Самойловым, что было подтверждено судмед-экспертизой, отнесшей травмы, полученные пострадавшей, к категории средней тяжести.

В ответ на заявление Э.Т. Мироненко о неправомерных действиях сотрудников УВД Октябрьского района г. Новосибирска начальник Управления собственной безопасности Главного управления внутренних дел (ГУВД) НСО Е. Тючкалов сообщил, что проведена служебная проверка, по результатам которой начальником ГУВД принято решение о привлечении командира взвода роты патрульно-постовой службы И.А. Чупахина за дачу необоснованного указания о задержании и привлечении Э.Т. Мироненко в дежурную часть УВД к строгой дисциплинарной ответственности.

Прокуратура Октябрьского района г. Новосибирска расценила действия Евдокимова и Самойлова как превышение полномочий в соответствии с ч. 3 ст. 286 Уголовного кодекса РФ (УК РФ)15.

По словам родственников З.В. Асютиной, обвиняемой в убийстве директора шоколадной фабрики «Новосибирская» В. Копасовой и содержащейся в СИЗО с весны 2001 г., З.В. Асютина тяжело больна: у неё рак щитовидной железы, и ей необходима срочная операция. По мнению родственников, следователи пользовались тяжёлым состоянием здоровья З.В. Асютиной: специально держали её в маленькой камере (1 м2), не давали принимать лекарства, требуя подписать признательные показания16.

Проблема осложняется тем, что доказать факты милицейского произвола почти невозможно. Пострадавшие чаще всего не обращаются за защитой в соответствующие учреждения. Значительная часть населения испытывает недоверие к правоохранительным органам и боится контактов с ними. Кроме того, при разбирательстве таких случаев серьёзно противодействуют сами работники милиции, оберегая «честь мундира».

В случаях избиений на следствии до сих пор отсутствует действенный механизм правовой защиты. Заявления потерпевших не рассматриваются и дела не заводятся.

Имеют место случаи неправомерных действий сотрудников правоохранительных органов не при исполнении ими служебных обязанностей. В сентябре 2002 г. в Новосибирском областном суде начался процесс, в котором в качестве обвиняемых выступают старшие оперуполномоченные уголовного розыска УВД Кировского района г. Новосибирска. Согласно обвинительному заключению А. Абакумов вместе с сотрудниками УВД А. Севериным и Е. Тарасовым привязали в лесу к дереву племянника А. Абакумова А. Нефедьева с целью отучить последнего от пристрастия к наркотикам. В результате «воспитательной работы» А. Абакумов и А. Северин задушили потерпевшего. А. Абакумову и А. Северину было предъявлено обвинение в убийстве и похищении человека, а Е. Тарасову – в похищении и укрывательстве преступления17.

В сентябре 2002 г. был приговорён к 5 годам лишения свободы в колонии строгого режима за посягательство на незаконное лишение свободы и превышение должностных полномочий старший оперуполномоченный оперативно-розыскного бюро Главного управления Министерства внутренних дел РФ по СФО В. Толстых. В апреле 2002 г. В. Толстых и С. Сазонов похитили работника частного охранного предприятия «Алекс» И. Шестакова, заковали его в наручники и вывезли за город. Похитить И. Шестакова и привезти в условленное место С. Сазонова попросили неизвестные лица18.

В октябре 2002 г. в Новосибирском областном суде начался процесс над сотрудником Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД НСО Виктором Ч. Его обвинили в получении взятки, а также в превышении должностных полномочий и уничтожении вещественных доказательств. Виктор Ч. вымогал деньги у В. Попова, занимавшегося изготовлением золотых украшений19.

Много поступает жалоб на несвоевременное получение юридической помощи в лице адвоката. Согласно ч. 2 ст. 48 Конституции РФ, каждый задержанный, заключённый под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Однако, между фактическим и процессуальным задержанием может быть довольно продолжительный промежуток времени. Постановление о задержании составляется по прибытии в отдел милиции, само же задержание происходит раньше. До составления протокола защитник не предоставляется, хотя часто именно в это время сотрудники милиции осуществляют физическое и психологическое воздействие на задержанного. Но даже по прибытии в отдел милиции на требование предоставить адвоката задержанные и арестованные часто получают отказ.

Недостаточная численность адвокатских учреждений, высокая стоимость юридических услуг фактически ограничивают право на защиту. Право на бесплатную помощь адвоката остаётся необеспеченным, на практике она предоставляется только в судебных заседаниях, но не на досудебных стадиях процесса.

По словам президента Адвокатской палаты НСО В.П. Хромова, «катастрофически не хватает» адвокатов в сельских районах НСО, где около 90 % дел ведётся по назначению. При этом задолженность государства перед адвокатами НСО составляет более 3 млн. руб.20

По-прежнему в НСО имеются нарушения при помещении граждан в вытрезвители. Жители г. Новосибирска свидетельствуют о том, что сотрудники милиции единолично определяют степень опьянения (хотя в наряде милиции должен находиться медицинский работник). В самих вытрезвителях является постоянной практикой избиение, унижение людей, изымание у них денег и вещей.

В феврале 2002 г. были осуждены сотрудники медицинского вытрезвителя Советского района г. Новосибирска. Следствию удалось доказать 3 преступных эпизода, где речь идёт о кражах крупных сумм денег. Четверо сотрудников получили от 2,5 до 3,5 лет условного наказания. Прокуратура Советского района г. Новосибирска не согласилась с мнением суда. Государственный обвинитель А. Сабельфельд заявил, что обвинение считает этих людей общественно опасными и будет добиваться пересмотра приговора в Новосибирском областном суде. Кроме того, двое из подсудимых – капитан милиции В. Шевченко и фельдшер С. Понедельченко не только не раскаялись, но даже не признали своей вины21.

Совершенно очевидно, что насилие в органах внутренних дел провоцируется системой показателей, по которой у нас судят об эффективности работы милиции. Например, раскрытым считается преступление, если есть конкретное лицо, которому предъявлено обвинение. В условиях отсутствия контроля со стороны общества и государства сотрудники милиции идут на любые действия, чтобы «выбить» из задержанного признания. В статистику и отчётные показатели все эти случаи попадают как раскрытое преступление. Поэтому сотрудникам милиции достаточно схватить первого попавшегося и добиться его признаний.

Отказ в проведении справедливого публичного судебного разбирательства, нарушение принципа независимости судов

Престиж судебной власти в глазах населения низок, люди неохотно обращаются в суды за защитой своих прав, особенно если они нарушены государством. Повсеместно в деятельности судов отмечается их прямая или косвенная зависимость от местных органов исполнительной власти, отдельных должностных лиц.

Есть случаи отказов принимать исковые заявления, что является грубейшим нарушением требований ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей судебную защиту прав и свобод граждан РФ. Исковые заявления не принимаются под различными предлогами: отсутствие финансирования, отпуск судей, загруженность судов. Причём отказы происходят в устной форме.

Крупным недостатком в деятельности судов является то, что не ведётся стенограмма или аудиозапись судебного процесса. Причём довольно часто судьи запрещают делать это участникам процесса.

Самым распространённым недостатком в работе судов является нарушение права на рассмотрение дел в разумные сроки и без неоправданной задержки.

Можно привести массу примеров следственных ошибок и нарушений. Так, основанием для обвинения Е.И. Полухина в убийстве А. Осадчева послужили показания Р. Бикмухаметова, являющегося братом вдовы А. Осадчева. Следователи не принимали во внимание, что показания Р. Бикмухаметова противоречивы и часто менялись, проигнорировали заключение судебно-медицинской экспертизы и признание в убийстве В. Павлова. Сотрудник прокуратуры Кировского района г. Новосибирска, производивший первоначальные следственные действия на месте убийства, не допросил врачей скорой помощи, которые первыми видели труп22.

Очень острой остаётся проблема финансирования органов судебной власти. Так, в октябре 2002 г. в Новосибирском областном Совете депутатов прошли депутатские слушания «О развитии института мировых судей». Мировые судьи в НСО рассматривают 29 % от общего количества уголовных дел и 66 % - от гражданских. Но развитие этого института тормозится финансовыми трудностями. В 2002 г. оказались непрофинансированы расходы на аренду помещений, отопление, расходные материалы. В ряде районов НСО у мировых судей отключались за неуплату телефоны. Зачастую мировые судьи сталкиваются с отсутствием сейфов, охраны, пожарной сигнализации и даже залов для судебных заседаний и совещательных комнат23.

По-прежнему вызывает очень много вопросов деятельность института судебных приставов. К сожалению, очень часто сотрудники этой службы, формируемой в большинстве случаев из бывших сотрудников правоохранительных органов, в своих действиях руководствуются не законами, а иными соображениями. Имеют место факты нарушения сроков возбуждения исполнительного производства, отсутствия понятых при совершении исполнительных действий, несоблюдения порядка обращения взыскания на имущество и денежные средства должников, хищений.

Остаётся острой проблема неисполнения судебных решений по вопросам возврата задержанной заработной платы, выплаты детских пособий. Неисполнение судебных решений, в конечном счёте, обесценивает право на судебную защиту нарушенных прав.

В десяти районах НСО, как выявлено проверками прокуратуры НСО, около 20 % приставов не соответствуют требованиям, которые предъявляются к ним законодательством, в частности, по образованию и опыту. Даже старшие судебные приставы не везде имеют высшее юридическое образование24.

Отказ в получении гарантированной внесудебной защиты

Состояние законности при разрешении заявлений и сообщений о совершённых или готовящихся преступлениях в органах внутренних дел вызывает беспокойство и требует серьёзного вмешательства прокуратуры.

Особенно много нареканий на отказ органов внутренних дел и прокуратуры принимать заявления о регистрации фактов преступлений и возбуждении уголовных дел. Предварительных проверок, как правило, не проводится, ответы даются неубедительные. Самым распространённым мотивом отказа является ссылка на малозначительность общественной опасности деяния.

Большинство новосибирских чиновников успешно пользуется правовой неграмотностью граждан, незнанием порядка подачи обращений и сроков их рассмотрения. Имеют место отписки различных государственных служащих, не содержащие ответы по существу поставленных вопросов. Отсутствует реальная ответственность чиновников за ненадлежащую работу с обращениями граждан.

Произвольное вмешательство в частную жизнь, семью, жилище, корреспонденцию

Право на неприкосновенность частной жизни закреплено в Конституции РФ. Однако, отсутствие в законодательстве конкретных гарантий и механизмов его защиты не только создаёт атмосферу, благоприятствующую вторжению в частную жизнь со стороны государственных структур, коммерческих и криминальных организаций, но в большинстве случаев препятствует возможности обнаружения таких нарушений.

В марте 2002 г. сотрудники Управления ФСБ по НСО пресекли деятельность группы, причастной к незаконному использованию и обороту специальных технических средств. При проведении обысков по месту жительства фигурантов было изъято большое количество спецсредств, а также аудио- и видеоматериалов, полученных ими незаконно25.

Имеются факты нарушения тайны почтовой корреспонденции. Письма и пакеты приходят вскрытыми, а почта в ответ на жалобы отвечает, что послания поступают в таком виде.

Распространение недостоверной информации, порочащей честь и достоинство граждан, широко используется как орудие борьбы с конкурентами во время предвыборных кампаний.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад о положении с правами человека в республике татарстан в 2009 году введение Составитель доклада

    Доклад
    Татарстанское региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека». Создано в сентябре 1997 года. До регистрации в сентябре 2001 года действовало без образования юридического лица.
  2. Манасыпов Фарит Сабитович. Основные направления деятельности Татарстанского отделения оод "За права человека":  мониторинг соблюдения закон

    Закон
    Татарстанское отделение общероссийского общественного движения “За права человека”. Контактный адрес: Россия, 420066, Республика Татарстан, г. Казань-66, а/я 29, тел.
  3. Доклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Амурской области и деятельности уполномоченного по правам человека в Амурской области в 2008 году

    Доклад
    Взаимодействие уполномоченного с органами государственной власти и местного самоуправления Амурской области, федеральными органами власти, правоохранительными и правоприменительными органами,
  4. Доклад о соблюдении прав человека в Российской Федерации в 2004 году (1)

    Доклад
    Обязательства государств, в том числе России, в области обеспечения и защиты прав ребенка закреплены во многих международных документах, включая Международный пакт о гражданских и политических правах1, Международный пакт об экономических,
  5. Председателю Правительства Свердловской области, а также Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации отчет

    Публичный отчет
    Отчет подготовлен в соответствии со статьей 14 Областного закона «Об Уполномоченном по правам человека Свердловской области» и направляется в Законодательное Собрание Свердловской области, Губернатору Свердловской области, Председателю

Другие похожие документы..