Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Творчество Гоголя знакомо всем ещё со школы: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Старосветские помещики», «Ревизор», «Мёртвые души»… В...полностью>>
'Документ'
С развитием средств нападения и увеличением дальности их действия стало стираться различие между фронтом и тылом.Уже во второй мировой войне воздейст...полностью>>
'Биография'
февраля мы отмечаем 104 года со дня рождения выдающегося отечественного психолога Даниила Борисовича Эльконина. Ниже перепечатана краткая биография Д....полностью>>
'Основная образовательная программа'
- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том...полностью>>

Жизнь и творчество Лопе де Вега

Главная > Курсовая
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Жизнь и творчество Лопе де Вега.

Художественные особенности творчества

на материале пьесы "Собака на сене"

Курсовая работа

Выполнил:
студент группы

Проверил:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...2

Жизнь Лопе де Вега………………………………………………………….3

Творчество……………………………………………………………………7

Театр………………………………………………………………………….12

Тематика……………………………………………………………………...14

Комедии………………………………………………………………………16

"Собака на сене"……………………………………………………………...20

Заключение…………………………………………………………………...22

Список литературы…………………………………………………………..23

Введение

1 Выбранная мною тема заинтересовала меня своей колоссально-интересной необъятностью особенностей творчества и жизни великого драматурга эпохи возрождения- Лопе де Вега.

Несомненно, мое знакомство с творчеством Лопе показало и доказало мне ту гармонию связи всего жизненного бытия. Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное природой человека, все жизненные процессы- это последовательно идущее, следовавшее "народному голосу".

В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой глубочайший интерес, с жадностью впитывающий в себя творение и наследие Лопе де Вега; смешение комического и трагического как в жизни- так и в литературе.

"Когда мне нужно писать комедию, я запираю все правила на тройной замок и удаляю их"…Своими словами Лопе показывает не умение сочинять, а искусность творить безобидное правдоподобие, сложное в своем строении, и именно эти произведения, захватывающие и манящие, особенно выделяют его творчество.

В его творенье

Нет законов

Есть лишь одно,

Природное начало-

Единство действий!!!

Еще, меня удивляет то, пожалуй главное, что при всей его многосложности жизни, ему удалось достичь невидимых вершин, и все это, я думаю, благодаря его природной натуре, нерушимой и стойкой.

В этой курсовой работе я попытался воссоединить весь изученный мною, довольно редкий материал, величайшего драматурга эпохи Возрождения Лопе де Вега.

Лопе Феликс де Вего Карпью.

2 Годы его жизни 1562-1635.Родился 25 ноября в Мадриде, в семье ремесленика-золотошвея Фелиса де Вега, выходца из астурийских крестьян.

С пяти лет Лопе читал по-испански и по-латыни,с шести, еще не научившись писать, сочинял стихи(за их запись со старшими товарищами приходилось расплачиваться завтраком) а к тринадцати был автором комедии, с успехом поставленной на сцене. Одиннадцати лет он был отдан в иецуитскую школу, где обучался риторике, латинскому и греческому языкам.

С 1576 по 1578 годы Лопе учился в университете Алкала де Анарос, слушал курс математики и астрономии в королевской академии математических наук, служил секретарем у вельможи, а четырнадцати лет вместе с товарищами бежал в Астрогу, чтоб испытать жизнь полную "родвигов и приключений". Найденный и возвращенный домой он ушел добровольцем в армию, отправляющуюся в поход на Азиатские острова, а в 1588 году стал воином "Непобедимой армады" .Затем работает для театральных трупп, возвращается к театральной работе.

Юность Лопе была бурная- под стать того времени. Ведь "Эпоха странствующего рыцарства буржуазии" ,как назвал Возрождение Энгельс, была периодом подлинного открытия мира, развития основанной на опыте науки, дальнейших странствий, приведшим к великим географическим открытиям. Она звала на поиски приключений и новизны.

Жизнь Лопе де Вега сложилась нелегко, ибо труд писателей и драматургов, как бы талантлив и интересен он ни был, ни обеспечивала им тогда ни почетного положения. ни материального благополучия. У Лопе это была не вопиющая нищета, не было и прочной обеспеченности, позволявшей бы не думать о повседневном заработке и не писать по заказу трехактную комедию за один-два дня. Поэтому популярнейшему драматургу страны, кумиру публики, великому Лопе, чьи портреты висели в домах его многочисленных поклонников на почетном месте, кого показывали иностранцам, как величайшую достопримечательность Мадрида, всю жизнь приходилось служить у знатных грандов: секретарем у герцога Антонио Альба (родича известного наместника и палача Нидерландов) и маркиза Мальпика, быть чуть ли ни слугой у маркиза Саррья, секретарем и доверенным лицом герцога Сесса. Ни это ли и заставило драматурга принять духовный сан и вступить в братство при ордене святого Франциска Ассизского весной 1614 года?

Во-первых, этот сан тогда давал определенное положение и вес в обществе,- поиски этого положения уже принудили Лопе де Вега не совсем законно присвоить дворянскую фамилию Карпью.

Во-вторых, сами церковники, стремясь подчинить своему влиянию первого драматурга страны, славу и гордость испанского театра, безусловно, оказывали на него давление.

Увы! Оказанной церковью "чести" Лопе не оправдал. Жизнерадостный и гуманистичный, во многом крамельный дух его творчества, как и образ его жизни, остался неизменным до конца. В 1620 году Король не случайно отказал Лопе в должности придворного хрониста, не случайно и после посвящения в духовный сан церковная цензура пристально следила за его пьесами, вырезала из них целые сцены, а в 1625 году наложила запрет на их публикацию.

Политический и социальный упадок Испании обнаруживал "все симптомы позорного и продолжительного разложения"

И все же, это тяжкое для страны время является периодом ее наивысшего культурного подъема, периодом создания бессмертных, гениальных произведений, участником которого явился и блестящий национальный драматург Лопе де Вега.

Это был Золотой век испанской культуры, период расцвета испанского возрождения.

В его далеко не радостном пути жизни, со всеми событиями (слепота, безумие и смерть любимой женщины, гибель единственного сына, утонувшего на жемчужинных промыслах, похищение младшей шестнадцатилетней дочери придворным шалопаем из свиты могущественного временщины герцога Оливареса) поражает то, что все пьесы Лопе де Вега брызжут жизнерадостностью, оптимизмом. Не больше радости (чем события жизни) приносила общественно-политическая обстановка, омраченная быстрым, очевидным для всех упадков страны, углублением каталитической реакции.

Хирели и любимые драматургом народные театры, вытесняемые придворными представлениями. И все же Лопе не терял оптимизма, ибо верил в человека и в мужественный испанский народ, для которого создавал он свои произведения.

Как известно, возрождение было широким общественно-культурным движением, зародившимся в Италии и охватившим все страны Европы. Деятели возрождения, называвшие себя гуманистами, стремились к созданию новой светской культуры и были страстными борцами за всестороннее развитие человеческой личности, за освобождение человека от церковного и феодального братства, отстаивали его право на земные радости, счастье, любовь.

Естественно, встает вопрос: кто же был в реакционной, феодально-абсолютистской Испании творцом и носителем культуры этой эпохи?

Если в других странах Европы возрождение было связано с первыми шагами восходящей буржуазии, то в Испании, ввиду отмеченного своеобразия ее исторического развития, национальная буржуазия не представляла собой силы общественно-политической, способной возглавить капиталистическое развитие страны и повести ее на борьбу с феодализмом. Но было бы ошибочно считать всю Испанию страной реакций и мракобесия. На протяжении веков жестокой, распутной и вероломной аристократии и ее оплуту- монархии, противостоял здесь смелый и вольнолюбивый народ, отвоевавший во времена реконкисты у арабских захватчиков родную землю а потом упорно отстаивавший свои, кровью добытые свободы. Ведь в Испании почти не было крепостного права и вплоть до XVI столетия существовали кортесы- собрания представителей сословий, ограничевавшие власть короля. Все попытки уничтожить эти свободы приводили к народным восстаниям, что говорит о существовании в стране оппозиционно-демократического лагеря, вольнолюбивые устремления которого в значительной мере разделяла и выражала испанская интеллигенция, происходившая в основном, из обедневшей демократизированной идальгии и ремесленных кругов. Эти настроения и пытали испанскую литературу Возрождения, они укрепили в ней народное, демократическое начало, противостоящее силам абсолютизма, феодализма и клерикальной реакции. Они и легли в основу творчества Лопе де Вега.

Этот человек был действительно подлинным чудом природы. Принадлежа к великой фаланге титанов Возрождения и живя интересами своего времени, он сумел охватить все важнейшие проблемы-политические, нравственные и бытовые. В центре исторических драм он с поразительной смелостью поставил вопрос о необходимости разумной и гуманной власти, заботящейся о нуждах простого народа и провозгласил право этого народа бороться за такую власть и свои человеческие права с оружием в руках. Он показал силу величия восставшего народа, его ум и неподдельное благородство, талантливость и жизнерадостность. В комедиях "плаща и шпаги" Лопе де Вега раскрыл богатство внутреннего мира человека, прославил силу настоящей любви, защищал право молодого поколения бороться за эту любовь с предрассудками и косностью средневековья. И он создал богатейшую галерею художественных образов- ярких, незыблемых, прошедших испытание временем и поныне оставшимися живыми.

Освященное верой в человека, в народ и его будущее, творчество Лопе де Вега по праву вошло в золотой фонд мировой культуры.

За свою бурную и на редкость неустроенную жизнь Лопе де Вега испытал многое Несчастных дней он видел несравненно больше, чем счастливых. Только редкостное жизнелюбие и фанатическая преданность искусству позволяли ему, наперекор невзгодам, создать новую "театральную империю" и стать, по выражению Сервантеса, его "самодержавцем".

27 августа 1635 года Лопе де Вега умирает, и его смерть превращается во всенародный траур. Он умер, ещё не успев в полной мере ощутить некоторых неизбежных последствий, заложенных в самой его теории.

В последние дни августа 1635 года улицы Мадрида запрудили толпы народа. Везде служили панихиды, поэты писали скорбные стихи, знаменитейшие проповедники выступали с надгробными речами, и к церкви святого Себастьяна двигалась огромная похоронная процессия. Мадрид - нет, не только Мадрид - весь испанский народ хоронил своего любимца, "чудо природы", "феникса среди писателей", величайшего национоального драматурга Лопэ дэ Вега. В этой огромной манифестации любви и скорби не принимали участие лишь высшая знать и король. Не принимали потому, что 2000 пьес и 21 том произведений Лопе, исполненных жизнерадостности и любви к человеку, были поражены неверноподданическими чувствами, а верами в свой народ, в его силу и будущее. Да и что, кроме этой веры, могло поддержать оптимизм художника, творившего на рубеже XVI - XVII веков в стране, которую Маркс вполне обоснованными "испанской гробнице" ? В стране, которую замедленный рост капитализма и небывалая стойкость феодальных реформ сделанных подобием худших форм азиатских деспотий.

Вообще, сведения о жизни и личности Лопе де Вега довольно скудны и противоречивы. Многие факты искажены, многие изложены тенденционно. До 70-х годов позапрошлого века, пожалуй, единственным источником служила посмертная биография - панегирик, сочинённая учеником , другом и горячим почетателем драматурга Хуаном Пересом де Монтальваном. Биографию эту можно было бы назвать "агиографической", уж настолько иконописным предстает из нее Лопе. Монтальван не жалел красок, чтобы изобразить благостность, аскетизм и глубочайшую религиозность своего учителя. Публикация в 70-х годах XIX века писем Лопе де Вега к его покровителю герцогу де Сесса внесли существенные поправки в монтальванское "житие". Дальнейшие разыскания и тщательный анализ художественных произведений Лопе, содержавших автобиографические признания, помогли ученым восстановить более правдоподобный его облик. Но это не имеет для нас особого значения, ибо подлинное лицо великого драматурга запечатлено в его бессмертных творениях. Ведь основным в его жизни было творчество, мощный поток которого не иссякал с самых юных, почти детских лет, и до смертного часа.

3….борьба за свободный от произвольно установленных правил и доступный народному зрителю театр в Испании, не была легкой. Сторонники охранительных позиций из среды придворных гуманистов не гнушались писать меморандумы на высочайшее имя с просьбой запретить "порчу вкусов и нравов". Вопрос стоял так:"Театр для избранных или театр для всех"?….

Испанцы создали "театр для всех". Его создание и утверждение в правах справедливо связывается с именем Лопе де Вега. Именно его титаническая фигура стоит у начала оригинальной испанской драмы. Новое драматургическое искусство и Лопе де Вега- почти синонимы.

В своих панегириках на смерть Лопе де Вега итальянские поэты не даром называли его "Колумбом поэтических Индий". Он сумел сделать то, чего не сделали его итальянские предшественники. Из двойственности культуры Возрождения, примирив, так сказать, Кастильоне и Аретино, Лопе де Вега сумел извлечь новый, полный жизненной силы эффект. Он суммировал идеал и реальность, подражание природе и следование высоким образам. Потому-то, по справедливому замечанию одного ученого, в творчестве Лопе де Вега, даже в наиболее народных его произведениях, "никогда не отсутствуют черты ученой ренессанской культуры".

"Колумбу поэтических Индий", "чуду природы", "океану поэзии", как восторженно именовали Лопе его благодарные соотечественники, принадлежит поистине необозримое количество произведений. По подсчетам лорда Голланда, одного из первых серьезных биографов Лопе де Вега, из под пера Лопе вышло около двадцати миллионов стихотворных строк, не считая внушительное количество прозы и писем. Этого хватило бы на целое поколение писателей. Шутка сказать, за неполных семьдесят три года жизни, Лопе создал целую литературу!!! Если считать, что он начал профессионально писать с двенадцати лет, то, следовательно, на протяжение шестидесяти лет работы он должен был в среднем создавать по тридцать четыре тысячи стихотворных строк в год или чуть меньше ста строк ежедневно. При этом Лопе де Вега отнюдь не был ни графоманом, ни кабинетным червем. Событий в его жизни хватило бы на добрый десяток увлекательных авантюрных жизнеописаний.Он знал годы нищеты и безвестности, взлеты беспримерной славы, разочарование в друзьях, искреннюю преданность, самую пылкую любовь и жестокие измены, дуэли, похищения, тюрьмы, участия в военных походах, раскаяния и новые прегрешения. Имя его еще при жизни было окутано легендами. Тем удивительнее кажется его плодовитость.

Как в количественном , так и в качественном отношении (вовсе не сбрасывая со счетов эпические поэмы, сонеты, прекрасные романсы и прозу) наиболее интересную часть наследия Лопе для последующих времен составляет все же его драматургия. До нас дошли 474 пьесы из общего числа 1500 (или по другим сведениям 1800-2200), из которых 426 комедий и 48 аутос, им написанных. Известны так же названия еще 260 пьес, безусловно принадлежавших его перу.

Его сонеты содержат 24 тысячи стихов, эпические поэмы-50 тысяч, что же касается комедий, то сам Лопе пишет в "Эклоге к Каудильо", что если распределить его работу, как драматурга, по дням жизни, то на каждый день падает по пять страниц. Его современник Хуан де Пинья в 1627 году говорил:" Я сам был не раз свидетелем того, как он писал по восемнадцать листов каждые шесть часов, и так восемнадцать часов подряд". В этой же эклоге Лопе утверждает , что свыше ста его комедий "в течение суток переходили от муз прямо на театральные подмостки".

Многое из дошедшего носит следы всевозможных "доработок", изменений, вставок, сделанных как издателями, так и актерами.

Для приведения в порядок этого гигантского наследства потребовались усилия многих поколений ученых. Нои теперь невозможно утверждать, что существует действительно научное, надежно прокомментированное издание всех его драматургических произведений. И в хронологии и в текстах белых пятен сколько угодно.

Лопе де Вега создал новую "театральную империю", и стал, по выражению Сервантеса, "ее самодержавцем". Империя создавалась с трудом и не сразу. Лопе опирался на опыт предшественников, искал, импровизировал. Первые решения бывали нередко компромиссными, привычное литературное сознание сталкивалось с живым ощущением. Мало было являться сторонником традиционной народной поэзии, культивировать романсы и исповедовать платоновские идеи о природе. "Привнесение" их в драматургию механически еще не решало дела. Были, например, случаи, когда некоторые современники Лопе дюжинами вводили романсы в текст пьесы, но от этого сам принцип классицистской драматургии не менялся. Или брались сюжеты из отечественных преданий и романсов, знакомых широкой публике, а античные котурны и самый дух оставался прежним, "ученым". Становилось все очевиднее, что обновление может быть лишь целостным, от построения сюжета до языковых и стихотворных средств. Надо было подвергнуть коренному пересмотру как цели, так и средства драматургического искусства. К концу XVI века Лопе практически уже доказал преимущество и историческую правоту своей реформы, но с теоретическим ее обоснованием не спешил. Отчасти, может быть, не желая "дразнить гусей" - ученых теоретиков, отчасти- за недосугом. Он предпочитал отшучиваться и делать свое дело. Но то, что уже к тому времени смысл новой школы был им точно сформулирован, -сомнению не подлежит.

На фронтисписе издания 1602 года своих "рифм" Лопе де Вега помещает девиз- "Добродетель и Благородство, Искусство и Природа". Этот девиз проницательно расшифровал замечательный испанский филолог Рамон Мендендес Пидаль:"Природа выше искусства, благородство выше добродетели, так как благородство есть природное душевное влечение. Добродетеле же достигается усилием воли, это есть верность моральным предписаниям". В этом девизе, пусть несколько загадочно- афористичном, "Лопе де Вега,- продолжает Мендес Пидаль,- выразил тесную взаимосвязь между тем, что есть в жизни, и тем, что есть в литературе: моральные предписания, порой, могут быть попраны властью любви ( Лопе де Вега делал в царстве воли исключение для любви), и тогда добродетель может найти убежище в природном благородстве души; строгие правила искусства могут и должны быть нарушены в драматургии для того, чтобы она была в состоянии достичь самых высоких вершин поэзии, чего требует от драматурга великая мать-природа".

"Новое руководство к сочинению комедий в наше время", которое Лопе де Вега написал через семь лет после этого девиза, как раз и посвящено обоснованию новых принципов. Суть его сводится к нескольким основным положениям. Прежде всего нужно отказаться от преклонения перед авторитетом Аристотеля. Аристотель был прав для своего времени. Применять выведенные им законы сегодня- нелепо. Законодателем должен быть простой люд (то есть основной зритель). Необходимы новые законы, соответствующие важнейшему из них: доставлять наслаждение читателю, зрителю.

К слову сказать, через много лет другой гениальный драматург, мольер, почти дословно воспроизведет слова Лопе де Вега. В критике «Урока женам» Мольер скажет: "На мой взгляд, самое важное правило- нравиться. Пьеса, которая достигла этой цели, - хорошая пьеса. Вся публика не может ошибаться…ибо если пьесы, написанные по всем правилам, никому не нравятся, а нравятся именно такие, которяе написаны не по правилам, значит, эти правила неладно составлены". Замечательно, что и величайший трагик Расин с полным сочувствием повторяет эти слова! Значит, время приспело, но первым их произносит Лопе де Вега.

Останавливаясь на пресловутых трех единствах, законе, выведенном учеными теоретиками Возрождения из Аристотеля, Лопе оставляет как безусловное только одно: единство действия. Заметим, что сам лопе и, особенно, его ученики и последователи довели этот закон до такого абсолюта, что он порой превращался в обузу не меньшую, чем единство места и времени у классицистов. Что касается двух других единств, то тут испанские драматурги действительно поступали с новой свободой. Хотя во многих комедиях единства места, в сущности, охранялось, что вызывалось частичной техникой сцены, частично- чрезмерным соблюдением единства действия, то есть предельным его концентрированием. Вообще надо сказать, что как во времена Лопе де Вега, так и в полемике романтиков с классицистами вопрос о "законе трех единств" приобретал чуть ли не первостепенное значение в теоретических спорах, но практически с ним считались только изходя из конкретных нужд того и ли другого произведения.

Говорит в своем "Руководстве" Лопе и о принципиальном смешении комического и трагического. Как в жизни- так и в литературе. Ратуя за смешения, Лопе, таким образом, задним числом обосновывает уже сложившийся и утвердившийся в правах тот вид драматургического сочинения, который получил название "комедии". Дело в том, что Лопе и его соратники все свои трехактные стихотворные пьесы называли "комедиями", независимо от их содержания. В эпоху молодого Лопе термин "комедия" имел боевое, полемическое значение. Им обозначались пьесы построенные на принципиальном смешении трагического и комического во имя большего жизненного правдоподобия. Такое понимание "комедии" пионерами национальной школы было резко противопоставлено чисто формальному пониманию "комедии" как специфического жанра (противоположному трагедии) приверженцами учено-классицистской системы, основанной на поэтике Аристотеля и практике римского театра Сенеки и Теренция. Появились некоторые виды драматических сочинений, промежуточных между комедией и трагедией в классицистком понимании. Возмущенные хранители ученых традиций называли эти новые виды "чудовищным гермафродитом", а подшучивавший над их возмущением Лопе де Вега- более изящным и классичным словом" - минотавр".

Лопе де Вега умер, еще не успев в полной мере ощутить некоторых последствий, заложенных в самой его теории. Исходя из безспорного положения, что только современный зритель- судия, он сформулировал некоторые правила в отмену одряхлевшим. Рекомендуя, к примеру, пользоваться тем или другим стихотворным размером (для изъяснения любовных чувств- одним, для рассказа- другим) он поставил это в зависимость не от конкретного персонажа и не от конкретной ситуации, а исходя из абстрактного вообще. При чуткости Лопе де Вега эти рекомендации для него самого отрицательного значения иметь не могли (не говоря уж о том, что он вывел их из собственной прошлой практики. Его ухо было поразительно восприимчево к малейшим колебаниям настроения зрителя. Рикардо дель Турио, современник Лопе, рассказывает, что, "присутствуя на представлениях как своих, так и чужих пьес, Лопе де Вега имел обыкновение брать на заметку приемы, которые вызывали восторги публики и рукоплескания…чтобы потом включить их в свои новые пьесы". Но на других авторов некоторые наставления Лопе оказали отрицательное влияние. Опыт они приняли за обязательную регламентацию, гениальную интуицию за стабильный учебник и стали действовать "по системе" Лопе, тогда как истинный смысл ее заключался в понимании своевременности и непрерывности движения. В конце концов наступил момент, когда живая практика Лопе окостенела, превратилась в катехизис. И когда подул из за Пиренеев ветер модного Французского классицизма, - очнулся от спячки траченный молью классицизм отечественный. При жизни Лопе, вопрос еще так не стоял, и "театральная империя" казалась столь же незыблемой, как казалась незыблемой сама испанская монархия.

Какие же идеи и настроения водили пером этого подлинного "чуда природы, одного из тех титанов Возрождения, о которых писал Энгельс? В лучших своих произведениях Лопе де Вега воплотил самые прогрессивные устремления национального испанского Возрождения, органически соединив передовые гуманисти­ческие идеи с традициями испанской народной культуры. Этот синтез нашел отражение и в его эстетических положениях, неразрывно связанных с требованиями массового демократического зри­теля, ибо Лопе писал, как правило, для публичного театра, поль­зовавшегося на его родине огромной популярностью.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 3. Законы творчества Лопе де Вега в театральных пьесах

    Закон
    Жизнь Лопе де Вега, одного из величайших драматургов эпохи Ренессанса, чрезвычайно интересна и полна ярких событий, что, несомненно, наложило свой отпечаток на все его творчество.
  2. Курс, 3 семестр лопе де вега фуэнте овехуна звезда севильи собака на сене педро кальдерон

    Документ
    Контрольная работа выполняется письменно (внеаудиторная работа). Студенты дневного отделения должны написать реферат по журналистской деятельности следующих авторов:
  3. Вега Карпио Лопе Феликс де (1562 – 1635) Лопе Феликс де Вега Карпио

    Документ
    Лопе Феликс де Вега Карпио великий испанский драматург, поэт и прозаик Золотого века, реформатор испанского театра, создавший принципиальной новый тип сценического представления – так называемую «новую комедюи».
  4. Научно-популярное приложение «Большой взрыв» Выпуск 6 Содержание

    Документ
    В конце мая 2006 года в Москве прошел IV Российский философский конгресс «Философия и будущее цивилизации». В Московском Государственном Университете собрались сотни ученых – российских и зарубежных (впрочем, зарубежные приехали,
  5. Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» (XVII-XVIII веков) специальность 050301 Русский язык и литература с доп спец

    Рабочая программа
    Цель преподавания курса – сформировать у студентов систему ориентирующих знаний о европейской литературе XVII-XVIII вв., о специфике литературных направлений и особенностях национальных литератур.

Другие похожие документы..