Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Идея праздника – День рождения армии. Праздник Защитника Отечества имеет большое воспитательное значение для детей, он не масштабный, но помогает рас...полностью>>
'Документ'
Данная методическая инструкция подготовлена в помощь всем структурным подразделениям университета по организации и проведению самооценки эффективност...полностью>>
'Сказка'
О чем «Сказка про курочку Рябу»? Представим себе печальную и поучительную историю про золотое яичко как информационное сообщение — набор сухих фактов...полностью>>
'Закон'
Утвердить прилагаемый план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализаци...полностью>>

Главная > Статья

Сохрани ссылку в одной из сетей:

21 ноября 2008 года N 1778-ОД


ЗАКОН

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА

Принят

Волгоградской

областной Думой

30 октября 2008 года

Статья 1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года (далее - Стратегия) (прилагается).

Статья 2. Стратегия обеспечивает новые подходы государственной экономической политики на территории Волгоградской области до 2025 года и является основополагающим документом для корректировки среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического развития Волгоградской области.

Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации

Волгоградской области

Н.К.МАКСЮТА

21 ноября 2008 года

N 1778-ОД

Приложение

к Закону

Волгоградской области

"О Стратегии социально

экономического развития

Волгоградской области

до 2025 года"

СТРАТЕГИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ДО 2025 ГОДА

1. Концепция и структура Стратегии социально-экономического

развития Волгоградской области до 2025 года

1.1. Концепция Стратегии социально-экономического развития

Волгоградской области до 2025 года

Настоящая Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года (далее - Стратегия) должна выступить основой реализации эффективной политики администрации Волгоградской области, направленной на достижение целей долгосрочного социально-экономического развития.

Стратегия сформулирована в соответствии с целями и задачами проекта концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, отраслевых стратегий (транспортного, оборонного, энергетического комплексов и др.), долгосрочных стратегий Российской Федерации, Южного федерального округа, а также близлежащих регионов: Астраханской, Ростовской, Саратовской областей, а также Республики Калмыкия. Стратегия составлена в соответствии с рекомендациями Министерства регионального развития Российской Федерации. При разработке Стратегии использованы материалы, характеризующие социально-экономическое положение Волгоградской области, данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа (ЮФО), федеральная целевая программа "Юг России", опыт разработки стратегий других регионов (Омской, Ростовской, Нижегородской, Астраханской и других областей).

Стратегия включает в себя три основных блока: демографическая и социальная политика, экономический потенциал, экологическая обстановка (см. рис. 1).

┌───────────────────────────────────────┐

┌─────┤ Демографическая и социальная политика │

┌───────────────────┐ │ └───────────────────────────────────────┘

│ │ │ ┌──────────────────────────────────────┐

│ Стратегия ├───────┼─────┤ Экономический потенциал │

│ │ │ └──────────────────────────────────────┘

└───────────────────┘ │ ┌──────────────────────────────────────┐

└─────┤ Экологическая обстановка │

└──────────────────────────────────────┘

Рис. 1. Основные блоки Стратегии

Первый блок включает в себя анализ демографической ситуации, естественного прироста населения, миграционных тенденций, системы расселения, человеческих ресурсов и рынка труда; уровня жизни населения, развития здравоохранения и образования.

Второй блок содержит анализ развития промышленного производства, производства и передачи электроэнергии, агропромышленного комплекса, инновационного потенциала области, инвестиционной деятельности, транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Третий блок включает в себя анализ уровня загрязнения окружающей среды и его воздействия на здоровье населения; оценку рационального использования природных ресурсов.

По этим основным блокам, составляющим основу долгосрочного социально-экономического развития Волгоградской области, строятся сценарии, а также определяются основные приоритетные направления развития. По этим блокам также определяются ожидаемые результаты, формируются индикаторы развития.

Разработка Стратегии производилась в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2007 г. N 14 "Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации". В соответствии с указанным приказом выделены основные цели Стратегии, разработана ее структура, определены стратегические блоки и приоритетные направления. Выбор приоритетных стратегических направлений производился на основании критерия первостепенной значимости круга задач, выполняемых в рамках данного направления. В целом их реализация должна быть направлена на обеспечение безопасности региона (энергетической, продовольственной и др.) и обеспечение его устойчивого развития в долгосрочной перспективе.

Различие долгосрочной стратегии от средне- и краткосрочных стратегий состоит в том, что она направлена на решение проблем, которые не могут быть решены в краткосрочном или среднесрочном периодах. В то же время от решения этих проблем зависит дальнейшее развитие региона, самосохранение его человеческого, культурного и хозяйственного потенциалов. Например, решение демографической проблемы, восстановление животноводства и обеспечение продовольственной безопасности региона являются прерогативами долгосрочных мер.

Приоритетные направления являются базовыми для развития других сфер жизнедеятельности в области. В частности, развитие энергетики и транспортной инфраструктуры становится основой развития малого бизнеса, торговли, туризма и др.

1.2. Структура Стратегии социально-экономического развития

Волгоградской области до 2025 года

Структура Стратегии формируется на основании концепции, опыта разработки стратегий других регионов, рекомендаций Министерства регионального развития Российской Федерации. Как показано на рис. 2, в структуру Стратегии входят цели и задачи, анализ внешних условий и стратегических региональных тенденций, возможности и угрозы, ключевые сценарии и индикаторы развития, приоритетные направления развития и механизмы реализации. Структура обеспечивает логическую взаимосвязь аналитического блока и блока основных направлений и мероприятий. Основные направления аналитического блока отражаются в сценариях развития и определении приоритетных направлений.

┌────────────────┐

│ Цели и задачи │

└───────┬────────┘

┌──────────────────────┴────────────────────────┐

┌──────┴────────┐ ┌────────────┴─────────┐

│ Анализ │ │Анализ стратегических │

│внешних условий│ │региональных тенденций│

└──────┬────────┘ └────────────┬─────────┘

└──────────────────────┬────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┐

│ ┌──────────────────────┼────────────────────────┐ │

│ ┌──────┴────────┐ ┌────────┴─────┐ ┌──────────────┴─────────┐ │

│ │ Возможности │ │ Ключевые │ │ Индикаторы │ │

│ │ и угрозы │ │ сценарии │ │стратегического развития│ │

│ └──────┬────────┘ └────────┬─────┘ └──────────────┬─────────┘ │

│ └──────────────────────┼────────────────────────┘ │

│ ┌────────────┴─────────────┐ │

│ │ Приоритетные направления │ │

│ │ стратегического развития │ │

│ └────────────┬─────────────┘ │

│ │ Ядро стратегии │

└──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┘

┌────────────┴─────────────┐

│ Механизмы реализации │

│ стратегии │

└──────────────────────────┘

Рис. 2. Структура Стратегии

2. Цель и задачи Стратегии социально-экономического

развития Волгоградской области до 2025 года

Главной целью Стратегии является создание условий для увеличения продолжительности жизни людей, прироста населения за счет повышения его благосостояния, уменьшения бедности (рост денежных доходов населения, сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума) на основе динамичного и устойчивого экономического роста.

Достижение данной цели возможно посредством решения следующих задач:

улучшение демографической ситуации, преодоление тенденции депопуляции населения, рост уровня рождаемости и снижение уровня смертности;

повышение уровня жизни населения, увеличение доходов, развитие социальной инфраструктуры, улучшение систем здравоохранения и образования, обеспечение населения доступным жильем (реализация соответствующих приоритетных национальных проектов);

увеличение экономического потенциала области, развитие промышленного производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности; развитие агропромышленного и строительного комплексов; обеспечение экономического роста;

развитие энергетики, обеспечение энергетической безопасности региона;

расширение транспортной инфраструктуры: строительство крупных объектов и дорог с твердым покрытием;

снижение уровня загрязнения окружающей среды, обеспечение экологической безопасности региона.

3. Анализ текущей социально-экономической ситуации

в Волгоградской области в разрезе основных стратегических

приоритетов

3.1. Анализ демографических и миграционных тенденций,

системы расселения, уровня жизни населения,

человеческих ресурсов и рынка труда

3.1.1. Анализ демографической ситуации

и миграционных тенденций

Демографическая ситуация. Численность населения Волгоградской области по переписи (на 9 октября 2002 года) составила 2699,2 тыс. человек. Численность населения по наиболее крупным городам области: Волгоград - 1044356 человек; Волжский - 324224 человека; Камышин - 127891 человек; Михайловка - 60034 человека; Урюпинск - 41960 человек; Фролово - 41132 человека. Численность населения области в трудоспособном возрасте (мужчины 16 - 59 лет, женщины 16 - 54 лет) составила 1620,8 тыс. человек (или 60 процентов общей численности населения), моложе трудоспособного - 473 тыс. человек (17,5 процента), старше трудоспособного возраста - 605,4 тыс. человек (22,4 процента). Общий процент численности мужского населения незначительно колеблется по годам - около 46,6 - 46,5 процента. При этом доля мужчин составляет примерно половину в молодой и средней возрастных группах, а в старшей группе она снижается до 27,3 процента в 1989 году и 32,3 процента в 2002 году.

Распределение населения по муниципальным районам области позволяет произвести группировку по численности и выделить три группы районов: с численностью населения (а) - более 40 тыс. человек, (б) - от 20 до 40 тыс. человек, (в) - менее 20 тыс. человек.

В первую группу (а) попадают следующие муниципальные районы: Городищенский, Жирновский, Калачевский, Камышинский, Новоаннинский, Палласовский, Среднеахтубинский.

Ко второй группе (б) относятся Быковский, Дубовский, Еланский, Иловлинский, Котельниковский, Котовский, Кумылженский, Ленинский, Михайловский, Николаевский, Новониколаевский, Октябрьский, Светлоярский, Серафимовичский, Старополтавский, Суровикинский, Урюпинский муниципальные районы.

В третью группу (в) включаются Алексеевский, Даниловский, Киквидзенский, Клетский, Нехаевский, Ольховский, Руднянский, Фроловский, Чернышковский муниципальные районы.

Во всех районах области число женщин превышает количество мужчин в среднем на 5,7 процента. Максимальное количество населения проживает в Калачевском районе, минимальное - во Фроловском районе.

Данные переписей населения с 1959 по 2002 годы (таблица 1) позволяют отметить:

1. Общая численность населения Волгоградской области за 43 года увеличилась на 844862 человека, что составляет ежегодный прирост народонаселения на 19648 человек в среднем.

2. Отмечается снижение сельского (-179411) и рост городского (+1024273) населения.

Таблица 1

Изменение численности населения Волгоградской области

┌─────────────────────┬──────────┬────────────────────┬───────────────────┐

│ Годы │Городское │ в том числе │В общей численности│

│ │ и │ │ населения, │

│ │ сельское │ │ процентов │

│ │население,├──────────┬─────────┼─────────┬─────────┤

│ │ человек │городское │сельское │городское│сельское │

│ │ │население │население│население│население│

├─────────────────────┼──────────┼──────────┼─────────┼─────────┼─────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │

└─────────────────────┴──────────┴──────────┴─────────┴─────────┴─────────┘

1959 (по переписи 1854361,0 1005512,0 848849,0 54,2 45,8

на 15 января)

1970 (по переписи 2321149,0 1518799,0 802350,0 65,4 34,6

на 15 января)

1979 (по переписи 2477953,0 1765634,0 712319,0 71,3 28,7

на 17 января)

1989 (по переписи 2592910,0 1962266,0 630644,0 75,7 24,3

на 12 января)

2002 (по переписи 2699223,0 2029785,0 669438,0 75,2 24,8

на 9 октября)

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Со времени проведения переписи в 1989 году в Волгоградской области численность населения моложе трудоспособного возраста уменьшилась на 132,5 тыс. человек (5,8 процента), в трудоспособном возрасте - увеличилась на 159,3 тыс. человек (3,7 процента), старше трудоспособного возраста - увеличилась на 76,7 тыс. человек (2 процента) (таблица 2).

Таблица 2

Возрастной состав населения в муниципальных районах

Волгоградской области по данным переписи населения 2002 года

(человек)

┌─────────────────┬──────────────────────────────────────────────┐

│ Муниципальные │ Возраст │

│ районы ├───────────────┬──────────────┬───────────────┤

│ │ моложе │трудоспособный│ старше │

│ │трудоспособного│ │трудоспособного│

├─────────────────┼───────────────┼──────────────┼───────────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │

└─────────────────┴───────────────┴──────────────┴───────────────┘

Алексеевский 3473,0 10676,0 5040,0

Быковский 6521,0 16509,0 5533,0

Городищенский 11455,0 35856,0 9827,0

Даниловский 3838,0 10261,0 5249,0

Дубовский 5975,0 17766,0 7425,0

Еланский 6389,0 20079,0 9736,0

Жирновский 9291,0 26811,0 11455,0

Иловлинский 7069,0 19602,0 7632,0

Калачевский 11431,0 36391,0 14334,0

Камышинский 9276,0 26179,0 9550,0

Киквидзенский 3758,0 10532,0 4570,0

Клетский 4173,0 11035,0 4330,0

Котельниковский 7618,0 20961,0 8251,0

Котовский 7756,0 21461,0 9107,0

Кумылженский 4435,0 13014,0 6045,0

Ленинский 6205,0 18603,0 6667,0

Михайловский 4895,0 14159,0 6906,0

Нехаевский 3363,0 9387,0 4904,0

Николаевский 7815,0 19700,0 6762,0

Новоаннинский 7549,0 23091,0 10936,0

Новониколаевский 5136,0 14159,0 6210,0

Октябрьский 5136,0 13501,0 5698,0

Ольховский 4150,0 10336,0 4684,0

Палласовский 11769,0 28106,0 7463,0

Руднянский 3774,0 9918,0 5478,0

Светлоярский 8220,0 23419,0 7734,0

Серафимовичский 2751,0 7899,0 2167,0

Среднеахтубинский 10292,0 32218,0 12781,0

Старополтавский 5601,0 13292,0 4721,0

Суровикинский 7650,0 22766,0 8528,0

Урюпинский 5405,0 16167,0 9013,0

Фроловский 3625,0 9409,0 3682,0

Чернышковский 4030,0 10118,0 4178,0

──────────────────────────────────────────────────────────────────

Приведенные данные свидетельствуют, что количество трудоспособного населения в области превышает 50 процентов (56,57 процента), в то время как количество человек моложе и старше трудоспособного возраста составляет 20,29 и 23,14 процента соответственно.

Негативной тенденцией в демографическом состоянии области продолжает оставаться нарастающая с 1991 года естественная убыль населения (таблица 3, рис. 3). В наибольшей степени это относится к Алексеевскому, Кумылженскому, Нехаевскому, Руднянскому и Урюпинскому районам области.

Таблица 3

Коэффициент естественной убыли населения в муниципальных

районах Волгоградской области

(человек на 1000 человек населения)

┌─────────────────┬─────┬─────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┐

│ Муниципальные │1990 │1995 │ 2000 │ 2001 │ 2002 │ 2003 │ 2004 │ 2005 │ 2006 │

│ районы │ год │ год │ год │ год │ год │ год │ год │ год │ год │

├─────────────────┼─────┼─────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │

└─────────────────┴─────┴─────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┘

Алексеевский -5,9 -9,5 -13,4 -13,4 -11,4 -12,6 -12,8 -11,3 -9,6

Быковский 7,7 0,8 -4,6 -3,5 -2,0 -2,7 -2,9 -3,0 -

Городищенский 6,9 -1,9 -2,9 -4,7 -3,1 -1,5 -1,3 -2,1 0,1

Даниловский -0,5 -7,0 -7,6 -9,7 -11,7 -9,2 -11,9 -10,1 -8,2

Дубовский 1,2 -4,4 -5,7 -7,5 -7,9 -8,8 -5,4 -5,2 -4,7

Еланский -2,3 -7,0 -10,1 -10,9 -9,5 -9,5 -10,1 -9,4 -8,9

Жирновский -1,4 -7,1 -8,6 -8,4 -8,6 -10,7 -10,9 -10,1 -8,6

Иловлинский 1,0 -3,2 -7,4 -6,3 -6,7 -6,2 -5,3 -5,8 -4,6

Калачевский 0,3 -6,1 -7,8 -8,2 -8,3 -9,0 -6,9 -6,3 -6,2

Камышинский 3,3 -1,9 -6,1 -5,0 -5,5 -5,2 -4,9 -4,6 -2,9

Киквидзенский 0,8 -3,0 -7,2 -8,4 -8,6 -11,5 -8,9 -8,4 -7,2

Клетский 4,4 -3,9 -5,3 -6,5 -6,0 -6,0 -2,6 -7,1 -4,3

Котельниковский 4,6 -5,1 -6,6 -6,1 -8,1 -7,5 -7,3 -6,5 -4,1

Котовский 2,1 -5,7 -6,7 -7,1 -7,2 -7,6 -5,5 -8,1 -6,1

Кумылженский -2,8 -8,0 -13,0 -11,0 -12,3 -12,1 -8,3 -9,9 -9,1

Ленинский 3,1 -3,4 -7,9 -8,9 -8,0 -8,1 -6,4 -5,3 -5,6

Михайловский -3,9 -8,6 -9,8 -11,4 -10,9 -9,0 -9,5 -8,8 -6,7

Нехаевский -1,2 -5,2 -10,5 -10,8 -12,4 -12,8 -13,1 -11,9 -10,5

Николаевский 7,0 0,9 -2,4 -0,9 -1,3 -3,8 -1,2 -3,5 -

Новоаннинский -5,9 -9,3 -9,5 -9,5 -10,5 -10,8 -9,0 -9,5 -8,9

Новониколаевский -1,3 -4,9 -8,5 -8,0 -9,0 -9,7 -8,1 -9,3 -5,2

Октябрьский 6,6 -2,3 -4,9 -5,4 -6,0 -6,5 -3,9 -4,6 -3,7

Ольховский 2,7 -4,0 -6,9 -7,0 -5,4 -7,7 -7,9 -9,4 -4,9

Палласовский 10,5 3,5 -1,4 -0,7 -0,6 -0,8 1,9 2,3 1,4

Руднянский -2,3 -7,8 -10,4 -14,2 -12,2 -12,6 -12,6 -11,2 -13,5

Светлоярский 4,0 -2,0 -3,0 -5,7 -3,4 -4,3 -2,4 -4,2 -2,3

Серафимовичский -1,5 -8,9 -9,4 -9,8 -7,1 -9,6 -7,9 -7,5 -7,4

Среднеахтубинский -0,6 -7,2 -7,1 -9,2 -6,5 -5,7 -6,0 -7,3 -5,6

Старополтавский 7,2 3,7 -2,1 -4,2 -1,9 -5,4 -2,4 -4,9 -3,5

Суровикинский 2,3 -7,4 -6,9 -8,3 -7,0 -8,7 -6,3 -8,6 -5,9

Урюпинский -9,0 -12,8 -13,2 -11,4 -13,7 -16,0 -12,6 -13,4 -12,8

Фроловский 3,6 -2,7 -6,0 -4,5 -5,3 -4,8 -6,5 -5,0 -2,2

Чернышковский 2,7 -4,3 -6,3 -5,1 -6,6 -6,6 -8,6 -6,2 -3,8

────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Рис. 3. Коэффициент естественной убыли населения Волгоградской области, человек на 1000 человек населения

См. данный графический объект.

Несмотря на то, что за межпереписной период (с 1989 по 2002 год) численность населения области увеличилась на 106,3 тыс. человек, в том числе в городских поселениях - на 67,5 тыс. человек, в сельской местности - на 38,8 тыс. человек, это было связано не с естественным приростом, а с миграционными процессами, происходившими в стране в 90-е годы прошлого столетия.

Однако сегодня наблюдается обратная ситуация. Начиная с 2000 года наблюдается отток населения из районов области за ее пределы, что усугубляет демографическую ситуацию в ряде районов Волгоградской области (таблица 4, рис. 4). В числе наиболее проблемных могут оказаться Алексеевский, Даниловский, Дубовский, Камышинский, Нехаевский, Николаевский, Новоаннинский, Новониколаевский, Октябрьский, Палласовский, Светлоярский, Старополтавский районы.

Таблица 4

Интенсивность миграции населения в муниципальных районах

Волгоградской области (в среднем за год;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года

    Реферат
    3.2.3. Обеспечение высоких и устойчивых темпов развития индустриального и агропромышленного комплексов области на основе их масштабной модернизации. 120
  2. Проект стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года

    Документ
    3.2.3. Обеспечение высоких и устойчивых темпов развития индустриального и агропромышленного комплексов области на основе их масштабной модернизации. 117
  3. Паспорт Программы Наименование Программа социально-экономического развития Программы Волгоградской области до 2010 года (далее Программа)

    Программа
    Волгоградская область среди субъектов Российской Федерации отличается высоким уровнем научного, промышленного, сельскохозяйственного, инвестиционного, ресурсного потенциалов, которые позволяют при благоприятных внешних и внутренних
  4. Концепция развития города кемерово до 2025 года в ред решения Кемеровского городского

    Заседание
    Руководствуясь Уставом города Кемерово, постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 05.07.2006 N 44 "Об утверждении технического задания на разработку концепции развития города Кемерово до 2021 года",
  5. Программа антикризисных мер Волгоградской области на период 2009-2012 годы (проект)

    Программа
    Распоряжение Главы Администрации Волгоградской области в порядке реализации решений Комиссии по обеспечению стабильного функционирования экономики и социальной сферы Волгоградской области от 09 апреля 2009 года;

Другие похожие документы..