Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В целях повышения эффективности взаимодействия Администрации города Курска с общественными организациями, привлечения их к решению вопросов социально...полностью>>
'Методические указания'
Дипломный проект - это квалификационная работа, синтезирующая знания, умения и практические навыки выпускника во всех основных предметных областях спе...полностью>>
'Решение'
Заслушав и обсудив информацию председателя постоянной комиссии Совета города Зеленодольска по законности, правопорядку, регламенту и депутатской этике...полностью>>
'Документ'
На уровне предприятия цена решает две проблемы. Цена – один из инструментов стимулирования спроса (такой же, как реклама, например) и фактор, определ...полностью>>

Оценка знания с помощью системы человек-компьютер и современная методика организации обучения в высшей школе

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Оценка знания с помощью системы человек-компьютер и современная методика организации обучения в высшей школе

Ф. И. КУРБАНОВ, Н. Г. МАМЕДОВА

Современное обучение в высшей школе невозможно представить без активного внедрения новейших компьютерных технологий. Естественно возникает вопрос, смогут ли они полностью заменить человека? С другой стороны известно, что обучение в основном состоит из двух этапов: передача заний и оценка усвоенных знаний. Тогда, спрашивается какова роль человека и компьютера в этом процессе и как они должны взаимодействовать?

До появления компьютеров учеба в высшей школе проводилась в основном по схеме Гумбольта-Либиха[1], где экзамены принимались устным образом. Некоторые университеты европейских стран присоединились к так называемому Болонскому процессу, где экзамены проводятся письменным образом. С другой стороны , во многих вузах экзамены проводятся по тестовой системе. Таким образом, можно выделить трех основных способов проведения экзаменов в высшей школе. Несомненно,что экзамены играют существенную роль в обучении. Тогда возникает вопрос, какой из них лучше и способствует улучшению качества обучения?

Для того чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим математическую постановку обучения и выясним основные цели этого процесса[2].

Пусть, обучающий P в течении определенного времени T должен передать некоторый набор знаний из предметной области П обучаемому С. Знание обучающего обозначим Z­p , знание обучаемого ZS .

Тогда, задача обучения ставится следующим обзазом:

P: ZPZS (1)

При этом, обучающий стремиться минимизировать, функционал эффективности обучения E:

Min E, E=|| ZP-ZS|| (2)

Можно сказать, что основной целью обучения является нахождения методов минимизирующих функционал Е.

Как известно [3], знание носит нечеткий и вероятностный характер. С другой стороны ,знание обучающего можно представить как обьединение конечного числа единиц знаний:

ZP =  (3)

Учитывая (3), функционал Е можно представить следующим образом:

E= (4)

Где функциональная характеристика единицы знания обучающего, PSi ­соответствующая характеристика обучаемого.

Для организации эффективного обучения необходимо гармонично использовать положительные стороны человека – обучающего и компьютера.

Положительные стороны человека:

  1. Емоционально – чувствителен. Может передать знания которые не формализуются.

  2. В процессе диалога с обучающим по обратной связи получает информацию о качестве усвоенных знаний логичным и чувственным образом.

Отрицательные стороны человека:

  1. Силы ограничены. Устает.

  2. Субъективен. Может влиять симпатия, родственные или другие связи с обучаемыми.

Положительные стороны компьютера:

  1. Обьективен. Не влияет никакие субьективные стороны обучения.

  2. Не устает.

  3. Может хорошо оценить формализованные знания с помощью тестов.

Отрицательные стороны компьютера:

  1. Не может оценивать неформализованные знания.

  2. Не умеет оценивать нечеткие и вероятностние неопределенности в усвоенном знании обучаемого

Усвоенное знание обучаемого можно классифицировать следующим образом:

  1. Полностью усвоенные единицы знания. Это те единицы знания которых

обучающий полностью освоил и умеет применять.

  1. Почти полностью усвоенное знание.

  2. Более- менее усвоенное знание.

  3. Частично усвоенное знание.

  4. В удовлетворительной степени усвоенное знание.

  5. Не усвоенное знание.

Обычно в процессе обучения единицы знания поднимаются из 6-го уровня до 1-го постепенно.

Анализируя выше перечисление методы проведения экзаменов отметим, что письменный экзамен не способствует улучшении эффективности обучения. Нарушается диалог обучающий- обучаемый и обратная связь в процессе обучения.

Предлагаем следующий способ организации обучения:

1. Набор знаний предназначенный для обучаемых обучающий разделяет на n частей.

2. Для каждой части готовится набор тестов включающий вопросы и задачи.

  1. После прочтения каждой из этих частей в виде лекции обучаемый сдает экзамен компьютеру.

  2. Обучаемый имеет права сдавать экзамен компьютеру до тех пор пока не получит удовлетворяющий его оценку.

  3. Обучаемый допускается на экзамен к обучающему при сдаче всех разделов компьютеру. Таким образом, для сдачи экзаменов обучающему студент должен

пройти компьютерные экзамены

  1. Компьютер проводит экзамен анонимно, без вмешательство человека, с помощью кодирования.

  2. Обучающий принимает экзамен имея компьютерные оценки каждого раздела и ставит окончательную оценку обучаемому.

  3. Обучающий имеет право вернуть обучаемого к компьютеру для повторной сдачи

экзаменов.

9. Обучающий на основе обратной связи с обучаемыми корректирует и дополняет базу тестов имеющихся у компьютеров.

Такой способ организации экзамена способствует максимальному усвоение каждой единицы набора знаний и минимизации функционала (4). Кроме того, сохраняется диалог обучающий- обучаемый который имеет важное значение. После компьютерных тестовых экзаменов такой диалог поднимается на качественно новый уровень. Не тратится время для проверки мелких деталей усвояемости знаний обнаруженных компьютером.

Обучаемый в процессе обучения может использовать электронные варианты лекций, обучающие программы предназначенные для дистанционного образования [4] и видеокассеты лекций.

Экзамены которые будут проводиться по тестам в системе человек- компьютер должны совершенствоваться в различных поправлениях. Особенно актуальны развитие тестовых систем умеющих оценивать различные неопределенности в знании обучаемых [5].

  1. Философия и методология науки

М: Аспект Пресс, 1996, с 42-43.

  1. Г. А. Атанов, Н. Н. Пустынникова

Обучение и искусственный интеллект, или основы современней дидактики высшей школы.

Донецк,2002.

  1. Zadeh L. A. Outline of a new approach to the analysis of complex system and decision processes

IEEE Trans, Systems, Man, Cybernet3. 1973, p. 28-44

  1. Средство дистанционного обучения.

Методика, технология, инструментарий. Под редакцией Зураба Жалиашвили ,

Санкт- Петербург, БХВ- Петербург 2003.

  1. Ф. И. Курбанов. А – тестовая система и оценка знания с помощью метрических функций.

Vinnitsa, National Technical University, “Internet, Education, Science”, Proceedings of the Fifth International Conference, Volume 1, p. 77-81



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика преподавания психологии учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

    Учебно-методический комплекс
    М Методика преподавания психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.
  2. Программа развития моу сош 30 «Современные технологии развивающего обучения в сельской школе с учетом национальных и демографических особенностей» на 2006-2010 годы

    Программа
    М.Ю. Беспалов, начальник отдела информационных технологий муниципального учреждения здравоохранения «Центральной районной больницы администрации Белореченского района».
  3. Методика интерактивного обучения в инновационных образовательных средах

    Документ
    Рецензент: И.П. Шанцев, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры управления образованием, проректор по учебной работе Красноярского государственного педагогического университета.
  4. Современные технологии в образовании современнные информационные технологии при преподавании физических дисциплин короткевич А. В., Сологуб Л. В., Пасынков А. В. (РБ, Минск, бгуир)

    Документ
    Образование, как одна из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивает формирование интеллектуального потенциала общества. По этой причине в системе образования все чаще используются современные информационные и коммуникационные
  5. Педагогика и психология высшей школы

    Учебное пособие
    В учебном пособии раскрываются актуальные проблемы высшего образования: тенденции развития высшего образования в России, его содержание, технологии обучения, методы формирования системного профессионального мышления, подготовка широкопрофильного

Другие похожие документы..