Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Облік фінансування за відомчою структурою. Порядок відкриття та використання реєстраційних рахунків бюджетних установ в органах Держказначейства....полностью>>
'Документ'
1. Функции языка. Основа языка - грамматический строй. Схематическую связь между языком и мышлением Лев Семенович Выгодский изобразил в виде пересекаю...полностью>>
'Реферат'
Основу любого общества составляет трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых общественных форм условием существования человека, ...полностью>>
'Программа'
Настоящая унифицированная программа предназначена для последипломного обучения врачей-хирургов. Программа является нормативным документом, определяющ...полностью>>

Тема: «изменение агрегатных состояний вещества» интересно и полезно знать, что

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТЕМА: «ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА»

ИНТЕРЕСНО И ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ, ЧТО ...

... Процесс плавления лежит в основе производ­ства стали и других сплавов, в основе обработки металлов литьем.

...В 1980 г. производство стали в нашей стране достигнет 160—170 млн. т. Такое количество стали дореволюционная Россия (на уровне 1913 г.) смогла бы выплавить примерно за 40 лет.

ЛИТЬЕ

Семь тысяч лет назад в Древнем Египте и Вавило­не в каменных формах начали получать бронзовые отливки. Однако литье не является устаревшим методом обработки. Напротив! Литые изделия окружают нас повсюду. Напри­мер, локомотив состоит из литых деталей наполовину, автомо­биль — на 60%. Есть детали, которые можно изготовить только литьем.

Метод обработки металлов литьем обладает высокими до­стоинствами. К их числу относятся отсутствие больших по­терь металла, высокая производительность, высокое качество получаемых изделий, возможность получить детали сложной формы, размеры которых выдержаны с точностью до 0,1 мм. С помощью литья изготовляют детали массой в несколько граммов и части машин массой в сотни тонн.

Рассмотрим некоторые из способов литья. Рисунки, по­ясняющие их, помещены на цветной вклейке II (внизу, 1—3).

Литье в земляную форму (1). Этот старинный способ по­зволяет изготовлять отливки из большинства технических сплавов любых размеров и внешних очертаний.

Сначала изготовляют деревянную или металлическую модель отливки, затем помещают ее в специально подготов­ленную землю — формовочную смесь Б. Чаще всего при этом используют специальные разъемные ящики — опоки А. Если в отливке должна быть внутренняя полость, в опоку вкладывают стержни В. После уплотнения и сушки смеси модель извлекают. В полученную полость через систему хо­дов и каналов — литниковую систему — заливают жидкий металл или сплав. Когда металл затвердеет, форму разрушают и извлекают почти готовую отливку: ее надо лишь очис­тить и отделить литниковую систему.

Однако литье в земляную форму обладает рядом недостат­ков: необходимо разрушать форму после каждой отливки, точность и чистота поверхности отливок недостаточны, велик расход формовочных материалов. Поэтому все более широкое применение находят другие методы производства отливок.

Кокильное литье (2). Расплавленный металл заливают в металлическую «постоянную» форму, так называемый кокиль Г. Кокиль обычно состоит из двух половин. Как и в земляную форму, в кокиль могут устанавливаться стержни В. Перед заливкой внутренние полости кокиля покрывают огнеупор­ным защитным покрытием.

Кокильное литье во много раз ускорило процесс производ­ства. Повысились чистота поверхности и точность отливок.

Непрерывное литье (3). Этот способ создан советскими ли­тейщиками. Металл непрерывно заливается в охлаждаемый водой кристаллизатор Д. Его приемный стол Е движется вниз, производя вытягивание отливки по мере ее кристалли­зации. Изменяя форму отверстия кристаллизатора, можно получить длинные слитки различных профилей — круглые, квадратные, типа рельсов и т. д.

Методом литья получают изделия не только из металлов и сплавов, но и из пластмасс, камня и других материалов. На­пример, из обыкновенного серого камня — базальта, распла­вив его, можно отлить шестерни, трубы, облицовочные плит­ки и многие другие изделия. Чем же хороша, скажем, труба из камня по сравнению с чугунной? Она примерно в два раза легче, значительно дольше служит и обходится дешевле.

Литейное производство издавна считалось трудным. В по­следние десятилетия в литейные цехи заводов пришли раз­личные машины и механизмы. При изготовлении форм стали применять новые материалы. Так, модели отливок начали изготовлять из вспененной пластмассы — пенопласта. Плот­ность его мала, а режется он даже горячей проволокой. Ра­бочие без лебедок и кранов легко справляются с многометро­выми копиями огромных станин и маховиков.

А МАТЕРИАЛЫ-ТО НАДО ИЗОБРЕТАТЬ!

В последние годы создатели новой техники ставят перед специалистами в области материалов особенно жесткие условия. Судите сами. Для сверхзвуковых самолетов и ракет

необходимы материалы, сохраняющие механическую проч­ность при температуре выше 1300 °С. Вдумайтесь в эту цифру. Привычный для авиации алюминий плавится уже при 660 °С. Даже стальные сплавы при этой температуре теряют проч­ность. Некоторые детали ракетных двигателей должны ра­ботать в потоке газов, раскаленных до 3400 °С. Значит, и славящийся своей тугоплавкостью вольфрам перейдет в жид­кое состояние. Ученым теперь приходится создавать комби­нированные материалы, соединяющие ценные свойства совер­шенно разнородных веществ.

Особо суровые испытания выдерживают комбинирован­ные материалы на космических кораблях. Во время взлета корабля и пробивания плотных слоев атмосферы обшивка его разогревается до температуры, исчисляемой сотнями граду­сов. В момент обратного входа космического корабля в ат­мосферу Земли в результате торможения аппарата большая часть его энергии движения переходит в тепло, и стенки ко­рабля нагреваются еще сильнее.

Конструкторам приходится идти на всякие ухищрения, чтобы обеспечить космическому кораблю должную тепловую защиту. На рисунке 17 показан головной блок космического корабля. Его стенки состоят из нескольких слоев. Наружный слой сделан из полимеров (смол), которые при нагревании переходят в газообразное состояние, на что требуется огром­ное количество теплоты. Поглощенное тепло вместе с газом отводится. в пространство. Далее идет слой жаростойкой керамики, пропитанной смолами, и алюминиево-бериллиевый материал. Бериллий очень легок, его плотность 1830 кг/м3, а плавится он при 1284 °С. В новом комбинированном мате­риале частицы бериллия, обладающие высокой прочностью, но малой пластичностью1, окружены пластической основой из алюминия. Корпус головного блока корабля выполнен из стеклопластика, отличающегося большой прочностью при малой плотности. Однако он нуждается в теплозащите из слоя жаропрочной керамики.

В технике нужны новые материалы, обладающие комп­лексом полезных свойств. Одни уже созданы и работают, другие предстоит создать.

УДИВИТЕЛЬНОЕ ВЕЩЕСТВО-ВОДА

Вода обладает многими удивительными свойства­ми, резко отличающими ее от всех других жидкостей. И если бы вода вела себя «как положено», то Земля стала бы просто неузнаваемой.

Все тела при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются. Все, кроме воды. При температуре от 0 до + 4 °С вода при охлаждении расширяется, при нагревании сжима­ется. При + 4 °С вода имеет наибольшую плотность, равную 1000 кг/м3. При более низкой и более высокой температуре плотность воды несколько меньше. Благодаря этому осенью и зимой в глубоких водоемах конвекция происходит свое­образно. Вода, охлаждаясь сверху, опускается вниз, на дно, только до тех пор, пока ее температура не снизится до +4 °С. Тогда в стоячем водоеме устанавливается распределение тем­пературы, изображенное на рисунке 18. Благодаря этому под слоем льда, покрывающим водоем сверху, живут в воде рыбы и другие обитатели водоемов.

Чтобы нагреть 1 г воды на 1 °С, ей необходимо отдать в 5, 10, 30 раз большее количество теплоты, чем 1 г любого дру­гого вещества, т. е. вода имеет очень большую удельную теп­лоемкость. Вследствие этого вода является хорошим теплоно­сителем. Вспомните, например, водяное отопление у вас дома или «отопление» Европы теплым течением Гольфстрим. Мед­ленное повышение температуры воды при нагревании и со­ответственно выделение значительных количеств теплоты при охлаждении смягчают колебания температуры вблизи больших водоемов.

Бросьте твердый кусочек свинца в жидкий свинец, и он потонет, так как он плотнее жидкого, как и подавляющее

1 Пластичностью называют свойство тел изменять свою форму под воздействием силы и сохранять ее после прекращения действия силы.

*

ч

большинство других веществ. А вода? Твердая вода — лед — имеет плотность всего 900 кг/м3, поэтому льдины спокойно плы­вут по поверхности реки. Расширение воды при отвердевании вызывает разрушение горных пород. Затекая днем в трещины скал, вода ночью замерзает и отделяет куски породы.

В одном стакане находится лед при 0 °С, а в другом — та­кое же количество «ледяной» воды. Разница между ними по запасу внутренней энергии так же велика, как между водой при 0 и 80 °С. Переход из твердого состояния в жидкое со­провождается у воды необыкновенно большим поглощением теплоты — 330 кДж/кг! Из распространенных метал­лов только алюминий превосходит воду по величине удель­ной теплоты плавления. Большое количество теплоты, кото­рое нужно отнять у воды при ее замерзании, объясняет тот факт, что во время снегопада обычно становится теплее, а во время весеннего ледохода у реки сравнительно прохладно.

Вода требует громадного количества теплоты для своего испарения. Вот почему там, где много воды, даже под паля­щими лучами солнца бывает не очень жарко. Испаряя неко­торое количество воды через поры кожи, организм человека имеет возможность поддерживать определенную температуру тела. Собаки, у которых нет потовых желез, достигают того же результата за счет испарения влаги с языка. Если бы удельная теплота парообразования воды была раз в десять меньше (например, как у жидкого азота или керосина), то один за другим высыхали бы мелкие водоемы, дождь испарял­ся бы зачастую еще в воздухе, а леса и луга вскоре преврати­лись бы в пустыню.

Аномалии воды — отклонения от нормальных свойств тел — до конца не выяснены и сегодня, но главная причина их известна: строение молекул воды. Атомы водорода присое­диняются к атому кислорода не симметрично с боков, а тя­готеют к одной стороне. Ученые считают, что если бы не эта несимметричность, то свойства воды резко изменились бы. Например, вода отвердевала бы при —90 °С и кипела бы при

—70 °С.

Изучение воды продолжается.

РАЗДЕЛЕНИЕ ЖИДКОСТЕЙ

В наши дни для всех без исключения отраслей науки и народного хозяйства характерно стремление к чи­стоте материалов. Методов очистки веществ существует много. Одним из методов разделения на составные части жидких смесей веществ является ректификация. Этот метод основы­вается на том факте, что каждая жидкость кипит при опре­деленной температуре. Рассмотрим, например, как разделя­ют на составные части жидкий воздух.

Как известно, сухой воздух на 78% состоит из азота и почти на 21 % из кислорода. При соответствующем охлажде­нии газообразный воздух можно превратить в жидкость. Жидкий азот при атмосферном давлении кипит при очень низкой температуре (—196 °С). Для превращения 1 кг жид­кого азота в пар требуется небольшое количество теплоты — 201 кДж. Азот, как говорят, весьма летучая жидкость. Жид­кий кислород кипит при —183 °С, т. е. при более высокой температуре, чем азот, а удельная теплота парообразования у него больше — 214 кДж/кг. Таким образом, кислород — несколько менее летучая жидкость, чем азот.

Если в химический стакан налить жидкий воздух, он бу­дет кипеть и быстро испаряться, причем по мере испарения в оставшейся в стакане жидкости доля кислорода будет увели­чиваться и уменьшаться доля азота. Происходит это потому, что азот — очень летучая жидкость, он быстрее испаряется, чем кислород. Если же парообразную смесь азота и кислорода охлаждать, то в жидкое состояние перейдет больше кисло­рода, так как температура, при которой начинается конденса­ция пара, у кислорода выше. Тогда оставшаяся парообразная смесь будет содержать больший процент азота, чем сна­чала. Оба процесса — испарение жидкого воздуха и конден­сация его паров — способствуют частичному отделению азота от кислорода.

Многократным повторе­нием процессов испарения и конденсации можно до­биться все более полного разделения воздуха на сос­тавные части. Этого дости­гают в аппарате, называе­мом ректификационной ко­лонной.

Принцип устройства ректификационной колон­ны поясняет рисунок 19. В вертикальном корпусе 1 одна над другой размеще­ны круглые плоские «та­релки» 2 с отверстиями на дне, прикрытыми патруб­ками 3. Суммарная пло­щадь тарелок велика, это сделано для увеличения скорости испарения жидкости. Вверх по колонне, проходя через отверстия в тарелках и через жидкость, поднимается парообразная азотно-кисло-родная смесь, а сверху колонны по трубам 4 с тарелки на та­релку стекает жидкая смесь азота и кислорода (заметим, что патрубки пропускают пар вверх, но не дают стекать жидко­сти вниз). % На каждой тарелке часть пара, имеющего несколь­ко более высокую температуру, чем жидкость, охлаждается и конденсируется, отдавая жидкости теплоту конденсации. При этом жидкость обогащается кислородом, так как он кон­денсируется при более высокой температуре. Одновременно идет и другой процесс — нагревание и частичное испарение жидкости, причем в пар переходит больше азота, так как он более летуч. Следовательно, жидкость опять-таки обога­щается кислородом. Сверху из колонны отводится парообраз­ный азот, снизу — жидкий воздух, обогащенный кислородом. Процесс разделения заканчивается в другой ректифика­ционной колонне.

При помощи ректификационных колонн можно разделить нефть на составляющие ее фракции — бензин, лигроин, ке­росин, соляр и мазут, которые кипят при различных темпера­турах. А из расплава металлов методом ректификации отде­ляют примеси, температуры кипения которых отличаются всего на 0,05 °С. Этот способ отделения примесей наиболее производителен.

ТУМАН И РОСА, ДОЖДЬ И СНЕГ

Будет ли завтра дождь — это интересует всех. Но какова причина выпадения атмосферных осадков? Как объ­яснить с точки зрения физики образование росы или инея?

«Воздух содержит водяные пары, которые под действием
солнечного нагревания испаряются с поверхностей океанов,
морей и других водоемов. Массу водяного пара в 1м3 воздуха
называют его «абсолютной влажностью». При каждой температуре существует предел влажности. Если температура
понизится, избыток паров выделится в виде воды. Чем воздух
теплее, тем больше он может содержать водяного пара. Если
сравнительно теплый и притом влажный воздух охладится
так, что выделится избыток влаги в виде мельчайших капе
лек, то образуется туман. Туман чаще всего наблюдается над болотами, озерами и реками, потому что там воздух более влажен.

Оказывается, что для конденсации пара еще недостаточно, чтобы температура упала. Если в воздухе слишком мало так называемых «ядер конденсации», то водяной пар в воздухе остается, как говорят, в перенасыщенном состоянии. Ядра конденсации — это мельчайшие пылинки различных веществ, вокруг которых образуется водяная пленка. Она быстро рас­тет в перенасыщенном воздухе. Вот почему над городом часто бывают туманы: в городском воздухе много пыли. Туман об­разуется тогда, когда создаются подходящие условия температуры и влажности.

Когда в ясные, безветренные ночи земная поверхность, из­лучая тепло, охлаждается, часть водяных паров из ближай­шего к земле слоя, успевшего охладиться, выделяется в виде капель на холодных листьях растений, на траве и т. п. Это роса. При температурах ниже 0°С вместо капель получаются ледяные кристаллы — иней.

Облака — та же вода в состоянии жидком (мельчайшие водяные капельки) или твердом (ледяные кристаллики). На высоте 1—2 км располагаются слоистые облака, состоящие в основном из водяных капелек. На высоте 3—4 км и более располагаются облака в виде красивых куполообразных наслоений. Это кучевые облака. Они также являются в ос­новном водяными облаками, но в верхней части содержат и ледяные кристаллы. Облака, находящиеся на высоте 6—12 км и похожие на нежные белые волокна, называют перистыми. Они состоят преимущественно из ледяных кристаллов. Даже в жаркий летний день, когда у самой поверх­ности Земли температура достигает +25 °С, на высоте 12—14 км царит такой же холод, какой бывает на Земле в сильные морозы. Рассмотрим теперь, как рождаются облака. Предположим, что у поверхности Земли некоторая масса воздуха нагрелась и стала легче окружающего воздуха. Она начинает поднимать­ся вверх, где температура ниже, и воздух охладится. Но в верхних слоях атмосферы и давление меньше, поэтому под­нимающийся воздух там будет расширяться. На работу рас­ширения ему понадобится энергия; из-за отсутствия притока теплоты снаружи будет расходоваться внутренняя энергия воздуха, поэтому он еще более охладится. Но это охлаждение несколько замедляется потому, что воздух содержит водяные пары и они, конденсируясь, отдают ему теплоту конденсации. По мере того как воздух поднимается и охлаждается, в нем все больше будет мельчайших капелек воды. Так образуются слоистые облака. Но температура воздуха с оставшимся в нем паром все еще выше окружающей среды, поэтому воздух продолжает подниматься вверх. Если поток воздуха силь­ный, то он может увлечь за собой вверх и образовавшиеся водяные капли. На большой высоте давление и температура еще ниже, и капли воды превращаются в кристаллики льда, но здесь же могут находиться и переохлажденные (незамерзшие) капли. Образуется кучевое облако. Чем больше пере­пад температур в атмосфере, тем более мощного развития до­стигают эти облака. Иное облако имеет высоту 15 км при площади поперечного сечения в несколько сотен квадратных километров. Оно может нести в себе до 1 млн. т воды.

Мы знаем, что облака — собрание водяных капелек и частиц льда. Почему же они не падают вниз, хотя вода и лед тяжелее воздуха? И почему в некоторый момент они все же начинают падать?

Всякое тело, падающее в воздухе, испытывает его сопро­тивление. Если капля очень мала, сила тяжести лишь немно­гим больше силы сопротивления, и капельки, хотя и падают, но чрезвычайно медленно; малейшее восходящее движение воздуха останавливает это падение. Мельчайшие капельки воды в облаке так малы, что в 1 г воды содержится 240 млн. таких капель! Но капли в облаке могут расти, например, тогда, когда они, догоняя одна другую, сливаются. Рождение более крупных частиц происходит и тогда, когда капля воды, увлеченная восходящим потоком, сталкивается с кристалли­ком льда, образовавшимся из водяного пара; при этом столк­новении капля воды полностью испаряется, а размер кри­сталлика льда увеличивается. Ледяной кристаллик растет и потому, что на нем «охотно» оседают молекулы водяного пара. Кристаллик льда вырастает до таких размеров, что его сила тяжести становится больше силы давления восходящего потока. Ледяной кристаллик падает и, проходя облако, растет еще более. В умеренных широтах из облака, как по­лагают, все осадки выпадают в виде льда. Если, проходя нижние слои атмосферы, этот лед растает, то выпа­дает дождь, а если не рас­тает — снег или град.

Снежинки могут иметь форму иголки, шестигран­ной призмы, шестигранной пластинки или звездочки (рис. 23). Форма и размер снежинок зависят главным образом от температуры, при которой они образу­ются.

Град идет обычно из грозовых облаков, вершины которых достигают очень больших высот. Проходя сквозь такое обла­ко, кристаллики льда обмерзают новым слоем льда, а так как в грозовых облаках развиваются сильные вихревые дви­жения, то они подхватываются ими и уносятся снова вверх. Обычно градины не превышают крупной горошины, но из­редка они достигают громадной величины. 14 августа 1961 г. на город Воронеж обрушился дождь с крупным градом. Наи­большие градины имели массу 400 г и более 9 см в диаметре. Градин по 300 г было много. Они пробивали крыши, разби­вали стекла, ранили людей и животных.

Нельзя ли точно предсказать выпадение атмосферных осадков? Прежде надо изучить все тонкости этих явлений.

Литература:

Физика –юным: Теплота. Электричество. Кн. для внеклассного чтения 7 класс./составитель М.Н. Алексеева.- М.: Просвещение. 1980.-160с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики»

    Урок
    Учитель физики МОУ «Центр образования» г. Бийска Горшкова Валентина Михайловна. Опыт формировался в условиях преподавания предмета «Физика» учащимся 7-12 классов, обучающимся в данном учебном учреждении по базисному плану.
  2. «Тепловые явления»

    Документ
    Цель игры: закрепление знаний учащихся по теме «Тепловые явления», применять полученные знания на практике, развивать умственные способности, логическое мышление, формировать культуру речи, сознательную дисциплину, умение корректно
  3. Опыта (15)

    Документ
    Для активизации познавательной деятельности, интенсификации процесса обучения, привлечения внимания учащихся к преподаваемому предмету я использую в своей работе нетрадиционные формы проведения урока физики.
  4. Темы лекционной программы по дисциплине «радиобиология» для специальности «Стандартизация и сертификация в пищевой промышленности» №

    Документ
    Для освоения курса лекций по дисциплине «РАДИОБИОЛОГИЯ»» и подготовки к семинарским занятиям рекомендуется учебно-методическое пособие по сельскохозяйственной радиоэкологии (части 1, 2 и 3).
  5. Философия, ее предмет и сущность мировоззренческая природа философии (2)

    Документ
    1.В глубокой древности в течение примерно 200 лет (между 8 и 6 веками до Р.Х.)в трех регионах нашей планеты - Индии, Китае и Греции - зарождается, по-видимому, независимо друг от друга, то, что древние эллины назвали философией - любовью к мудрости.

Другие похожие документы..