Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Открытое акционерное общество «Киностудия «Ленфильм» было зарегистрировано 31.03.2004г. (Свидетельство о государственной регистрации юридического лиц...полностью>>
'Документ'
1. Настоящий Устав определяет корабельную организацию, боевую подготовку кораблей Военно-Морского Флота, обязанности основных должностных лиц корабля ...полностью>>
'Документ'
Это язык А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Тол­стого, К.Г. Паустовского и других великих храните­лей красоты, могущества и образности родного язы­ка...полностью>>
'Документ'
О строительстве «Многоэтажного жилого дома с помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по ул. Холодильная в Заельцовском районе» ...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ВАЛЕЕВА Роза Закариевна

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ВУЗА

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Научный руководитель –

действительный член РАО,

доктор педагогических наук, профессор

Г.В. Мухаметзянова

Казань – 2011

Работа выполнена в лаборатории педагогического образования и

гуманитарной подготовки учреждения Российской академии образования

«Институт педагогики и психологии профессионального образования»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор,

действительный член РАО,

Мухаметзянова Гузел Валеевна

Учреждение РАО «Институт

педагогики и психологии профессионального образования»

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Ягафарова Дамира Садыковна

ЧОУ ВПО «Академия социального

образования»

кандидат педагогических наук, доцент

Кадырова Фарида Михайловна

Казанское высшее военное командное

училище (военный институт)

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Защита состоится 25 января 2011 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 008.012.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук и доктора психологических наук при учреждении Российской академии образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования» по адресу: 420039, г. Казань, ул. Исаева, 12

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Учреждения Российская академия образования «Институт педагогики и психологии профессионального образования» 24 января 2010 г.

http://www.kcn.ru/tat_ru/science/ispo_rao

Автореферат разослан 24 декабря 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета А. Р. Масалимова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Глобализация и формирование интеграционных процессов в социально-экономической, политической, образовательной и культурной сферах актуализируют требования к специалистам высшего профессионального звена. Современный специалист должен быть востребованным не только на региональном, но и на мировом рынке труда, что обуславливает наличие определенных профессиональных и личностных качеств, способствующих его социально-профессиональной адаптации. Основополагающие идеи Болонской декларации предполагают возможность как академической, так и трудовой мобильности для современной молодежи, что возможно лишь при наличии у нее конкурентных преимуществ, одним из которых может рассматриваться речевая коммуникация. В Болонской декларации также характеризуются общеевропейские компетенции, среди которых выделяется коммуникативная. Необходимость теоретического осмысления речевой деятельности личности, ее речевого поведения и речетворчества, являющихся компонентами коммуникативной компетенции, усиливается в связи с процессами глобализации научно-педагогического знания и интернационализации образования. Особую роль приобретает проблема иноязычного речетворчества студентов заочной формы обучения как технологическая и методическая база процесса интернационализации высшего образования. Современное высшее образование невозможно без качественной подготовки специалистов к речевой деятельности на иностранном языке, который востребован все больше и как средство коммуникации, и как инструмент познавательной и профессиональной деятельности. Несмотря на то, что изучению иностранного языка в современной российской высшей профессиональной школе уделяется значительное внимание, он как учебный предмет продолжает оставаться изолированным от остального содержания образования. Достаточно редким является пока использование иностранного языка как способа постижения мира специальных знаний. Однако в массовой практике российского вуза программы по иностранному языку, в которых делается упор на формирование речетворчества студентов, обучающихся по заочной форме, еще не получили широкого распространения, до сих пор не разработаны государственные образовательные стандарты, определяющие содержательные и организационные рамки формирования языковых компетенций, необходимых для предстоящей профессиональной деятельности будущих специалистов (студентов гуманитарных специальностей); нерешенным продолжает оставаться вопрос о подготовке для работы в системе заочного образования педагогических кадров, сочетающих специальную (профессиональную), языковую и межкультурную компетенции.

Для решения данной проблемы существует значительный фонд научных знаний. Так, общие теоретические основы языкового образования изучались Г.М. Вишневской, Е.М. Верещагиным, М.В. Дьячковым, А.А. Метлюк, Ф. Лузер и др. Лингвистический аспект раскрыт в работах В.А. Аврорина, И.Ф. Протченко, Л.В. Щербы, Л. Блумфилда и др. Социолингвистический аспект исследовали В.Д. Бондалетов, Н.Б. Мечковская и др., психологический - Б.В. Беляев, Н.В. Имедадзе, И.А. Зимняя и др., социологический - А.П. Майоров, Б. Сполски и др., культурологический аспект - П.В. Сысоев, Ю.А. Сорокин, В. Ламберт и др., методический аспект - Н.Д. Гальскова, В.В. Сафонова, Н.С. Сахарова и др. Формирование культуры студентов в системе профессионального образования рассматривалось Л.А.Воловичем, Г.В.Мухаметзяновой, З.Г.Нигматовым. Решению вопросов ценностных ориентаций личности в процессе культурного самоопределения посвящены работы Б.С.Алишева, И.М.Юсупова.

Необходимо отметить, что в настоящее время накоплен определенный опыт, отражающий специфику иноязычной подготовки студентов в условиях неязыкового вуза.

Так, Г.К. Пендюхова исследовала методологические основы формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции в неязыковом вузе; Н.Н. Прудникова – педагогические технологии формирования иноязычной компетенции студентов неязыковых вузов; Н.В. Солотова – особенности развития иноязычной речевой деятельности студентов. Наименее исследованным в системе высшего образования остается проблема обучения иностранному языку студентов заочной формы обучения. Во многих вузах эти студенты составляют основной контингент, который является особой аудиторией не только по возрасту, жизненному опыту и форме обучения, но и по специфике восприятия учебной информации, по способам и качеству подготовки к государственным экзаменам и защите выпускных квалификационных работ.

Необходимость учета специфики заочной формы обучения поднималась такими учеными, как З.И. Абасов, В.Т. Волов, А.П. Давыдова, А.С. Маркова, В.А. Никитина, А.Д. Солдатенков, Л.П. Упорова и др. В работах этих исследователей отмечены: отсутствие адаптационного периода; иное, чем на очной форме обучения, соотношение объема аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов в сессионный и межсессионный пероид обучения, разновозрастной состав обучающихся, дискретный характер взаимодействия преподавателя и студента и т.д.

В настоящее время можно назвать незначительное количество исследований, посвященных особенностям организации заочной формы обучения. Е.В. Александрова исследовала проблему использования средств дистанционного образования; Н.В. Шамонина – организационно-педагогические условия развития субъектных функций в учебно-познавательной деятельности студентов заочной формы обучения. Т.П. Сарана исследовала особенности использования компьютерных программ в самообучении иностранному языку в системе заочного обучения. Несомненный интерес представляют работы И.И. Гурьевой, посвященные модернизации заочного обучения как условия повышения качества профессиональной подготовки студентов в вузе, Н.Н. Быковой по совершенствованию заочного обучения в высшей школе средствами открытого образования. Однако, несмотря на то, что заочная форма обучения, так или иначе, рассматривается в исследованиях многих ученых, приходится констатировать, что эта форма получения образования еще недостаточно изучена. В то время как перспективы, связанные с ней заключаются в успешном сочетании учебы с практической деятельностью, что неразрывно с мотивацией обучения, а так же возможностью получения необходимой для выполнения адекватной поставленным профессиональным задачам доступной и полной информации.

Нами предпринято исследование проблемы развития иноязычной речетворческой деятельности студентов заочной формы обучения. Уровень их общей коммуникативной культуры во многом не соответствует требованиям современного общества, они отличаются крайне низкими результатами в освоении иноязычной речевой деятельностью, не владеют навыками ведения деловых встреч, бесед и переговоров, умениями активного слушания, показывают недостаточный уровень готовности к речетворческой деятельности.

Таким образом, обнаруживается противоречие между:

- потребностью российского общества в повышении общекультурного уровня и иноязычной речевой культуры будущих специалистов в целом и выпускников вузов заочной формы обучения, в частности, и несоответствием этой потребности уровню сформированности иноязычной речетворческой деятельности как компетентности будущих специалистов;

- не неразработанностью педагогических условий формирования иноязычной речетворческой деятельности студентов заочной формы обучения высшей профессиональной школы. Возникла необходимость теоретического осмысления накопившихся изменений в педагогической практике и их отражения в целях, содержании, технологии формирования иноязычной речетворческой деятельности.

Отсюда проблема исследования: каковы педагогические условия формирования иноязычной речетворческой деятельности как компетентности будущих специалистов в системе заочного обучения?

Объект исследования: иноязычная речетворческая деятельность студентов высшей профессиональной школы в системе заочного обучения.

Предмет исследования: педагогические условия формирования иноязычной речетворческой деятельности как компетентности будущих специалистов в системе заочного обучения.

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования иноязычной речетворческой деятельности как компетентности будущих специалистов в системе заочного обучения.

Гипотеза исследования: формирование иноязычной речетворческой деятельности как компетентности будущих специалистов в системе заочной формы обучения будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:

- теоретическом обосновании и разработке модели формирования иноязычной речетворческой деятельности, включающей в себя концептуальный, профессионально-личностный, структурно-содержательный, технологический и критериальный блоки;

- учебно-методического обеспечения, состоящего из комплекса авторских учебных пособий по иностранному языку с аудио- и видеокурсом и методических рекомендаций для студентов и преподавателей;

- поэтапного использования комплекса педагогических технологий (ролевые игры, проекты, портфолио) на разных уровнях обучения иностранному языку.

Цель исследования и гипотеза предопределили ряд конкретных задач:

  1. Раскрыть сущность и современное содержание иноязычной речетворческой деятельности студентов как предмета педагогических исследований.

  2. Охарактеризовать современные тенденции заочной формы обучения и выявить их влияние на формирование иноязычной речетворческой деятельности студентов как компетентности будущих специалистов.

  3. Выявить и обосновать педагогические условия, способствующие эффективному формированию иноязычной речетворческой деятельности студентов заочной формы обучения в вузе.

  4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования иноязычной речетворческой деятельности студентов заочной формы обучения.

Методологической основой исследования являются: теория деятельностного подхода к обучению (А.Н.Леонтьев), психофизиологические теории восприятия и усвоения учебной информации (И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина), теория профессионального образования и становления личности (Б.С. Гершунский, Г.В. Мухаметзянова, А.М. Новиков), теория проблемно-развивающего обучения (М.И. Махмутов, А.А. Вербицкий), теория формирования мотивации учебной деятельности (Г.В. Мухаметзянова, А.А. Кирсанов), теория системно-методологического обеспечения учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов (В.П.Беспалько, Ю.Г.Татур, Г.В. Мухаметзянова), теория развивающего обучения (В.В.Давыдов, В.И.Загвязинский и др.).

Исследование опирается также на теории проблемно-развивающего обучения, активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся (Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.), на концепцию взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки (П.Р. Атутов, А.П. Беляева, Л.А. Волович, М.И. Махмутов, Г.В. Мухаметзянова, А.А. Пинский и др.); на теорию интеграции науки, образования и производства (Г.В. Мухаметзянова, Е.А. Корчагин и др.).

Методологическим основанием исследования стали также важнейшие положения о взаимосвязи языка и мышления (Л.С. Выготский, А.А. Потебня, А.Р. Лурия и др.), психологические основы общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, М.С. Каган и др.), педагогические основы развития творческой личности (Л.А.Волович и др.), теория речевой деятельности и языковой личности (Н.И. Жинкин, Ю.Н. Караулов, В.Г. Костомаров и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; конкретизация и обобщение, анализ нормативных документов Министер­ства образования и науки РФ, метод аналогий, моделирования и проектирования процесса обучения и др.;

- эмпирические: анализ учебных планов, учебников и учебных программ, психолого-педагогические методы сбора информации (педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок, интервьюирование, анкетирование, тестирование, изучение опыта преподавания, анализ ре­зультатов деятельности студентов, диагностические методики); констатирующий и формирующий эксперимент;

- статистические: статистический анализ и обработка результатов исследования.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2004-2006 гг.) - изучение состояния проблемы иноязычной речетворческой деятельности студентов заочной формы обучения вузов в теории и практике; анализ учебно-программной документации; определение исходных теоретических позиций; выявление положительного опыта и постановки гипотезы и задач исследования.

Второй этап (2007-2008 гг.) - была выдвинута гипотеза исследования, осуществлялся поиск и обоснование педагогических условий формирования иноязычной речетворческой деятельности студентов заочной формы обучения, разработана методика педагогического эксперимента, подготовлены материалы для проведения эксперимента, выбраны методики обработки полученных данных; была создана и прошла апробацию система устно-речевых лексико-грамматических упражнений;

Третий этап (2009-2010 гг.) - проводилась опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности реализации разработанной модели формирования иноязычной речетворческой деятельности как компетентности будущих специалистов заочной формы обучения. Осуществлялось внедрение разработанных учебных пособий по английскому языку для студентов – заочников (на примере юридического факультета). Проводилась обработка и обобщение полученных результатов, оформлялось содержание диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

- раскрыта сущность и уточнено определение иноязычной речетворческой деятельности студента как компетентности будущих специалистов, представляющей собой комплекс вторичных речевых действий и операций на основе иноязычной языковой системы и направленной на профессиональное становление личности;

- выявлены и обоснованы педагогические условия формирования иноязычной речетворческой деятельности как компетентности будущих специалистов заочной формы обучения, включающие:

а) разработку модели формирования иноязычной речетворческой деятельности студентов заочной формы обучения в вузе, представляющей собой совокупность уровней (блоков): концептуального (включающего современные подходы и принципы), профессионально-личностного (направленного на профессиональное становление личности); структурно-содержательного (основанного на использовании комплекса отечественных и зарубежных учебников и авторских учебных пособий); технологического (включающего эффективные формы, методы и средства обучения, способствующие достижению высокого уровня формирования иноязычной речетворческой деятельности будущих специалистов в системе заочного обучения) и критериального (предполагающего проведение мониторинга и диагностики ее формирования на основе выделенных критериев);

б) педагогические технологии (ролевые игры, метод проектов и портфолио), соответствующие этапам и задачам формирования иноязычной речетворческой деятельности студентов заочной формы обучения;

в) учебно-методическое обеспечение, состоящее из учебных пособий по английскому языку с аудио- и видеокурсом для студентов заочной формы обучения вузов, а также рекомендаций для студентов и преподавателей по реализации указанных курсов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

- определено понятие «иноязычная речетворческая деятельность», которое расширяет общепедагогические представления о формировании иноязычной речевой деятельности как компетентности будущих специалистов заочной формы обучения в современном вузе. Постановка и решение задач данного исследования способствуют теоретическому осмыслению и повышению эффективности педагогического процесса в вузе. Разработанная автором модель развития иноязычной речетворческой деятельности студентов-заочников может служить основой для решения проблемы формирования «языковой личности». Полученные теоретические результаты носят общепедагогический характер и могут быть использованы в разработке целостной концепции и педагогических технологий языкового образования в вузе.

- определены особенности заочной формы обучения (социально-педагогические, психологические, коммуникативные) как фактора формирования иноязычной речетворческой деятельности студентов;

- разработана и в опытно-экспериментальной работе проверена модель формирования иноязычной речетворческой деятельности как компетентности будущих специалистов, представляющая целостную совокупность дидактических, психологических и методических процедур.

Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование учебно-воспитательного процесса на заочном отделении высших учебных заведений; в разработке механизма реализации авторской модели формирования иноязычной речетворческой деятельности как компетентности будущих специалистов, адаптированной к реальному учебному процессу вуза, который может быть использован в широкой образовательной практике. Выводы и материалы диссертационного исследования могут быть использованы при проектировании и организации образовательного процесса не только в гуманитарных, но и технических вузах; в системе повышения квалификации педагогических работников. Результаты исследования позволяют обогатить разделы курсов «Теория обучения», «Инновационная педагогика» и др.; представить современное формирование системы компетентностного и личностно ориенторованного образования в условиях высшей профессиональной школы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования отражены в докладах и выступлениях на конференциях и семинарах различного уровня: международных: «Иностранные языки в современном мире» (Казань, 2009г.); «Социально-интеграционный потенциал национальной культуры, искусства и туризма в условиях модернизации российского общества» (Казань, 2010г.); «Модернизация профессионального образования: вопросы теории и практический опыт» (Казань, 2010г); «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» (Пенза, 2010г.); «Актуальные проблемы лингвистики и методики» (Смоленск, 2010г.); «Филология и образование: современные концепции и технологии» (Казань, 2010г.); всероссийских: «Формирование учебных умений в процессе реализации стандартов образования» (Ульяновск, 2009г.); «Инновационная образовательная среда как фактор развития учебного заведения» (Альметьевск, 2010г.); «Человек в современном социуме: научный поиск молодых» (Йошкар-Ола, 2010г.); межрегиональных и республиканских. Ход исследовательской работы обсуждался на заседаниях лаборатории педагогического образования и гуманитарной подготовки Института педагогики и психологии профессионального образования РАО Результаты исследования отражены в 19 научных публикациях автора и внедрены в учебный процесс НОУ ВПО «Институт экономики, управления и права» (г. Казань); ГОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств».

Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на методологических семинарах лаборатории педагогического образования и гуманитарной подготовки ИПП ПО РАО, на заседаниях кафедр иностранных языков Института экономики, управления и права (г. Казань); кафедры иностранных языков Казанского государственного университета культуры и искусств, методических объединениях преподавателей иностранных языков вузов РТ, на научных и научно-практических конференциях международного, всероссийского и регионального масштаба (2006-2010).

Разработаны и внедрены в образовательный процесс этих учебных заведений следующие пособия «Учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов заочного отделения I курса» в 2-х частях, «Elementary English. Учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов I курса неязыковых вузов», «Учебное пособие по английскому языку для студентов заочной формы обучения» с аудиокурсом; «Учебное пособие по английскому языку для студентов гуманитарных специальностей» с аудиокурсом; “English for law students (Учебное пособие по английскому языку для студентов юридического факультета) ”.

Основной базой исследования стали ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»; НОУ ВПО «Институт экономики, управления и права» (г. Казань); ГОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств».

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались целостным подходом к решению научной проблемы, методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования, корректной организацией опытно-экспериментальной работы, оптимальной количественной базой эксперимента; практическим подтверждением основных положений исследования и научной обработкой полученных в ходе эксперимента данных, сопоставлением полученных результатов с массовым опытом обучения иностранному языку студентов-заочников.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой

    Документ
    1. Дополнить список победителей конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей, утвержденный приказом Минобрнауки России от 4 июля 2007 г. № 198 (приложение).
  2. Абрамова Елена Максимовна сош №15 Физическая культура Абрамова Наталья Витальевна сош №32 Татарский язык и литература

    Литература
    химия Анисимова Светлана Александровна ИМЦ Методист Апанаева Светлана Витальевна СОШ №38 Физическая культура Арсланова Зухра Самиевна СОШ №10 Татарский язык и литература Аторина Оксана Владимировна ПРОГИМНАЗИЯ № 4 Воспитатель группы

Другие похожие документы..