Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конспект'
Ціни на міжнародних ринках встановлюються майже по тій же схемі, що і на національному ринку. Разом з тим, з'являються нові елементи: урядова політик...полностью>>
'Документ'
VIII. Контроль за соблюдением экологических требований в области охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов и объектов государственно...полностью>>
'Методические рекомендации'
3. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 17.03.2004 № ОС-28...полностью>>

Главная > Автореферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

БУДРИН АЛЕКСАНДР ГЕРМАНОВИЧ

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ РЫНОЧНОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ

КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА ОТНОШЕНИЙ

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством:

маркетинг

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Санкт-Петербург

2008

Работа выполнена на кафедре маркетинга и управления проектами в ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»

Научный консультант доктор экономических наук, профессор

Немчин Александр Моисеевич

Официальные оппоненты доктор экономических наук, профессор

Багиев Георгий Леонидович

доктор экономических наук, профессор

Кабаков Виктор Степанович

доктор экономических наук, профессор

Третьяк Ольга Анатольевна

Ведущая организация ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский

государственный университет»

Защита состоится «___» ______________ 2008 года в ___ часов на заседании совета Д 212.219.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» по адресу:

191002, Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 27, ауд.324.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета по адресу: 196084, Санкт-Петербург, Московский пр.д. 103-а.

Автореферат разослан «_____» ________________ 2008 года.

Ученый секретарь Совета Д 212.219.03,

доктор экономических наук, профессор Е.В.Будрина

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Становление и развитие рыночных отношений в России осуществляется, с одной стороны, на фоне и под влиянием тенденций и закономерностей, проявляющихся в мировом рыночном хозяйстве, с другой стороны, на фоне и под влиянием факторов и тенденций, сформировавшихся в экономике страны в эпоху централизованного управления государством в целом и экономикой, в частности. Базовые проблемы, присущие современной экономике России, обусловлены низким уровнем конкурентоспособности продукции многих российских предприятий по сравнению с продукцией зарубежных предприятий, зависимостью экономики от состояния и функционирования добывающих отраслей, а, также, от состояния мирового рынка продукции этих отраслей, низкого уровня диверсифицированности экономики и др. Часть экономических проблем современной России имеет социальные корни и обусловлена соответствующим уровнем культуры, образования, квалификации работников предприятий, исторически сформировавшимися в обществе жизненными представлениями, нормами и ценностями, уровнем доверия в обществе.

Существование проблем в российском обществе и российской экономике, встроенность российской экономики в экономику мировую, глобализация экономики приводят к необходимости, во-первых, исследования этих проблем, во-вторых, поиска возможных путей их решения.

В табл.1 и 2 представлены статистические данные, отражающие стабильный рост макроэкономических показателей развития российской экономики и рост как общего числа предприятий на рынке, так и наиболее быстрый рост числа предприятий, находящихся в частной собственности.

Одной из значимых проблем современной российской экономики, характеризующейся стабильностью рыночной ситуации, ростом основных макроэкономических показателей, является несоответствие модели поведения основных рыночных субъектов - предприятий новым условиям хозяйствования, понимание предприятиями рынка как системы хозяйствования, основанной исключительно на конкуренции, доминирование конкурентных отношений над отношениями сотрудничества, отсутствие явно выраженного стремления предприятий к осуществлению скоординированных действий на рынке, к сотрудничеству и интеграции. Превалируют дезинтеграционная тенденция, стремление к автономии на рынке, недоверие по отношению к другим предприятиям. Затруднено осуществление предприятиями на рынке скоординированной стратегии, ведущей к достижению согласованной цели, консенсусу экономических интересов, консолидации финансовых, информационных и других ресурсов и, в конечном счете, к росту эффективности использования ресурсов в рамках скоординированного функционирования групп взаимосвязанных предприятий.

Таблица 1

Динамика развития важнейших показателей российской экономики за период с 2000 по 2006 годы

Показатели

2000г.

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

Валовый внутренний продукт, всего, млрд. руб.

7306

8944

10830

13243

17048

21620

26781

Валовый внутренний продукт на душу населения, руб.

49835

61267

74536

91607

118537

151069

187954

Объем производства промышленной продукции, млрд. руб.

4763

5881

6868

8498

11209

13625

17028

Объем производства сельскохозяйственной продукции, млрд. руб.

774,1

960,6

1028,3

1154,9

1345,2

1494,6

1711,3

Оборот розничной торговли, млрд. руб.

2352

3070

3765

4529

5642

7041

8690

Объем платных услуг населению, млрд. руб.

603

812

1088

1432

1790

2272

2799

В то же время на зарубежных развитых рынках постепенно формируется иное представление о взаимоотношениях предприятий в рыночной среде и о балансе партнерской и конкурентной составляющих в отношениях между предприятиями. Этот баланс все в большей степени смещается в сторону партнерских отношений, что не отменяет конкуренции как таковой, и вытекающих из этого проблем. Тем не менее, в современной России постепенно формируются условия для культивирования именно партнерских отношений между предприятиями. В числе упомянутых условий – стабилизация политической и экономической ситуации в стране, окончание периода накопления первоначального капитала и формирование крупного капитала, все большее участие России в мировых бизнес-процессах.

Одним из проявлений «тектонических сдвигов» в развитии отношений между предприятиями является рост интереса в теории и на практике к концепции маркетинга отношений. Маркетинг отношений рассматривается специалистами как современная и перспективная концепция, развивающая и обогащающая традиционную концепцию маркетинга или концепцию трансакционного маркетинга. Развитие отношений между взаимодействующими и взаимозависимыми предприятиями на базе основных положений концепции маркетинга отношений рассматривается как принципиальное условие достижения консенсуса по вопросам координации деятельности предприятий, исходя из необходимости удовлетворения потребностей потребителей.

Таблица 2

Распределение предприятий в Российской Федерации по формам собственности, тысяч ед.

Предприятия по видам собственности

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

Государственные

151

155

157

161

159

160

149

Муниципальные

217

231

239

246

248

252

264

Частные

2510

2726

2957

3238

3499

3838

3639

В собственности общественных организаций

223

237

244

252

253

253

239

Прочие (иностранные, совместные)

209

240

234

247

245

265

215

Важнейшей разновидностью рассматриваемых в диссертации взаимоотношений являются взаимоотношения между вертикально связанными предприятиями. Долговременные и взаимовыгодные отношения между вертикально связанными предприятиями, сонаправленность их совместных и скоординированных действий и решений позволяют получать позитивные эффекты экономического, финансового, социального характера, а также снизить риски, связанные с рыночной деятельностью.

Значимость рассматриваемой в диссертации проблемы и ее недостаточная теоретико-методологическая и методическая проработанность свидетельствуют об актуальности темы диссертации.

Маркетинг отношений, как современная и перспективная концепция маркетинга, в которой долговременные и взаимовыгодные отношения между предприятиями рассматриваются как актив и важнейший фактор принципиальной возможности согласования решений и действий предприятий, исследовался в работах российских и зарубежных специалистов - Багиева Г.Л., Божук С.Г., Буна Л., Вудкока Н., Гембла П., Голубкова Е.П., Гордона Я., Игана Дж., Котлера Ф., Куртца Д., Куща С.П., Масловой Т.Д., Немчина А.М., Попкова В.П., Соловьева Б.А., Стоуна М., Третьяк О.А. и ряда других.

Проблемам методологии взаимодействий и отношений между предприятиями в рыночной среде, а также управления взаимоотношениями посвящены работы таких специалистов, как Авдашева С.Б., Аренков И.А., Гвишиани Д.М., Грановеттер М., Загорский А.Л., Иванова О.П., Кабаков В.С., Кущ С.П., Портер М., Третьяк О.А., Храброва И.А., Шевашкевич М.Г., Шилова Е.В., Шимко П.Д. и других ученых.

При исследовании полидисциплинарного характера проблематики управления взаимоотношениями вертикально связанных предприятий автор опирался на труды таких специалистов, как Бауэрсокс Д., Голиков Е.А., Зайцев Е.И., Клосс Д., Кристофер М., Лукинский В.С., Миротин Л.Б., Пэк Х., Сергеев В.И., Сидоров И.И., Сариуш-Вольский З., Сковронек Ч., Уваров С.А., Уотерс Д. и других.

Работы перечисленных специалистов в совокупности со многими оставшимися неназванными работами внесли существенный вклад в формирование представления об актуальности рассматриваемой в диссертации проблематики, а также - значимости теоретических и методологических основ решения проблем формирования, развития и управления отношениями между предприятиями в рыночной среде, в развитие методов управления взаимодействиями предприятий. В то же время, методологические вопросы данной проблематики требуют дальнейшего исследования: они либо не решены удовлетворительно, либо предложенные решения носят дискуссионный характер. Это и определило выбор темы настоящего диссертационного исследования.

В качестве объекта исследования выступают взаимодействующие в рыночной среде, взаимозависимые предприятия различных видов деятельности и организационно-правовых форм.

Предмет исследования – сущность, формы и характер рыночных взаимодействий предприятий; организационно-экономический механизм координации взаимодействий между предприятиями на основе концепции маркетинга отношений.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке теории и методологии формирования и развития отношений между предприятиями в рыночной среде, методологии управления скоординированным функционированием предприятий на основе концепции маркетинга отношений.

В соответствии с этой целью в диссертационном исследовании были поставлены и решены следующие задачи:

  • выявлены, обобщены и развиты теоретические основы организации эффективного рыночного взаимодействия предприятий на основе маркетинга отношений, проведено исследование основных понятий, относящихся к проблематике рыночного взаимодействия предприятий;

  • обоснована возможность и показана необходимость трансформации трансакционного маркетинга в маркетинг отношений, раскрыта сущность маркетинга отношений, изучены факторы, влияющие на переход предприятий к маркетингу отношений; систематизирована аксиоматика эффективного взаимодействия предприятий в рыночной среде;

  • разработана концепция перехода взаимодействующих предприятий к скоординированному рыночному функционированию на основе концепции маркетинга отношений;

  • разработана методология скоординированного рыночного функционирования предприятий на основе концепции маркетинга отношений, являющейся основой эффективной координации деятельности предприятий; проведена классификация скоординировано функционирующих предприятий и анализ проблем их формирования;

  • разработаны экономические и организационные основы рыночного взаимодействия предприятий в процессе создания продукта, обладающего ценностью для потребителя;

  • разработана экономико-математическая модель скоординированного рыночного взаимодействия предприятий;

  • выявлены направления трансформации маркетинговой среды и состава ее факторов в условиях скоординированного рыночного взаимодействия предприятий на основе маркетинга отношений;

  • показана необходимость государственного регулирования скоординированного рыночного взаимодействия предприятий в целях противодействия формированию монополий;

  • обоснована возможность и необходимость рассмотрения маркетинг-логистики как результата коэволюции маркетинга и логистики и как полидисциплинарного подхода к изучению взаимодействий предприятий в рыночной среде.

Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в следующем:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Управление развитием сферы страховых услуг на основе концепции интегрированного маркетинга

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре «Финансовый менеджмент» Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный аграрный университет» (ФГОУ ВПО ОГАУ).
  2. Теория и методология обеспечения системной конкурентоспособности торговых предпринимательских структур

    Автореферат
    Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский торгово-экономический институт»
  3. Теория и методология реализации резервов развития промышленных предприятий в постиндустриальной экономике

    Автореферат диссертации
    Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (промышленность)
  4. Теория и методология финансовой стратегии привлечения иностранного капитала для модернизации черной металлургии в условиях глобализации 08. 00. 10 Финансы, денежное обращение и кредит

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Орловский государственный технический университет»
  5. Превентивное антикризисное управление промышленным предприятием на основе диагностики (1)

    Автореферат
    Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»

Другие похожие документы..