Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ИЗ 803 дисциплин, представленных в СамГТУ 27 % необеспеченны необходимой учебной литературой. При таком большом проценте необеспеченных дисциплин, об...полностью>>
'Книга'
В конце 1973 г. в Атомиздате вышла книга «Принцип относитель­ности: Сборник работ по специальной теории относительности». Этот сборник был прислан из...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «_27_» декабря 2008 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.062.01 при Ивановском государственном университете по ад...полностью>>
'Закон'
Доклад: Редько Андрей Васильевич – начальник управления по обеспечению деятельности мировых судей и ведению регистра муниципальных правовых актов Нов...полностью>>

§ ????????, ???????????????? ?????????????-?????????? ???????????

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Личность

§ 1. Личность, индивидуальность. Художественно-творческая деятельность

§ 2. Профессионально-значимые (приоритетные) качества учителя музыки. Критерии профессиональной компетентности

§ 3. Педагогическое общение на уроке музыки. Задачи, функции, современные установки, методы общения

§ 4. Воля как психологическая категория. Анализ и классификация волевых действий

§ 5. Детерминанты и стимулы волевых проявлений личности

§ 6. Воля в контексте профессиональных требований музыкальной деятельности

§ 7. Волевые свойства личности. Воля и упрямство. Воспитание воли у учащихся-музыкантов

§ 8. Характер как психологическая категория. О типологии характеров

§ 9. Характерологические особенности личности в контексте музыкальной деятельности. Коррекция индивидуально-характерологического комплекса учащегося-музыканта в процессе обучения

§ 10. От непосредственных эмоций и чувств - к богатому художественно-эстетическому опыту. От эмоциональной "дремоты" - к многообразию и полноте чувственно-эстетических реакций

§ 11. Через обогащение, одухотворение эмоций и чувств - к внутренней, духовной зрелости человека. Эволюция вкусов и художественно-эстетических запросов в русле возрастных изменений личности

Глава 2. Музыкальное восприятие

§ 1. Музыкальное восприятие как социокультурная и психолого-педагогическая проблема

§ 2. Типы музыкального восприятия

§ 3. Формирование музыкального восприятия у младших школьников: методический аспект

§ 4. Музыканты и немузыканты: различия в уровнях и типах восприятия

§ 5. Осмысление звуковых формоструктур и уяснение интерпретаторских идей

§ 6. Психофизиологические особенности мозга человека (правое и левое полушария, их функции в восприятии музыки)

§ 7. Восприятие композитора - особый тип музыкального восприятия

§ 8. Через сочинение музыки - к активизации музыкального восприятия

§ 9. Интонация как смысловая первооснова музыки. Базисные виды и формы музыкальных высказываний, их эмоционально-психологический подтекст

§ 10. Интонационно-мелодический слух и его роль в углублении музыкального восприятия

§ 11. Музыкальное восприятие в индивидуально-психологическом и культурно-историческом контексте. Метафорический скачок как форма бытования ассоциативных связей в музыке

§ 12. Ассоциативный метод в преподавании музыки. Роль ассоциаций в интенсификации процессов восприятия музыки

Глава 3. Музыкальные способности

§ 1. Понятие "музыкальные способности". Музыкальность как совокупность музыкальных способностей, их синтез

§ 2. Структура музыкальных способностей. Уровни способностей. Компенсации и замены в комплексе музыкальных способностей

§ 3. Концепция человека в русле проблемы музыкальных способностей

§ 4. Чувство музыкального ритма и его формирование на ранних стадиях онтогенеза

§ 5. Формирование музыкально-ритмической способности у обучающихся в музыкально-исполнительских классах профессиональных музыкальных учебных заведений

§ 6. Темпоритм, игра "рубато" и другие средства ритмической выразительности в музыке

§ 7. Музыкальный слух и его формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста

§ 8. Музыкальный слух в профессиональной деятельности музыканта-исполнителя. Из истории вопроса

§ 9. Причины и следствия снижения слуховой активности у учащихся-музыкантов

§ 10. "Слушать себя" и "слышать себя" как явления, не совпадающие по своей сути, как разные качественные уровни в музыкально-исполнительской деятельности

§11. Внутренний слух (внутреннеслуховые представления) и его роль в профессии музыканта-исполнителя

§ 12. Истоки формирования и развития музыкальной памяти

§ 13. Проблема памяти в работе с учащимися-музыкантами

§ 14. Через понимание к запоминанию. Пути и способы оптимизации мнемических процессов в исполнительской деятельности учащихся-музыкантов

§ 15. О художественно-творческом потенциале ребенка. "Явное" и "тайное" в детской одаренности

§ 16. Художественно-творческие способности: создаются ли они в деятельности или выявляются в ней?

Глава 4. Мышление

§ 1. Зарождение музыкального мышления в онтогенезе. Первые реакции ребенка на музыку

§ 2. Импровизация как форма первичной музыкально-творческой деятельности. Освоение начальных элементов музыкального языка

§ 3. Из прошлого проблемы музыкального мышления (XVIII - XX вв.). Взгляды, суждения, мнения

§ 4. Отечественное музыкознание о мышлении и языке музыки

§ 5. К вопросу об основных параметрах музыкального мышления

§ 6. Мышление - знания в действии

§7. Интонация, формоструктура, образ

§ 8. Понятийный компонент в структуре музыкального мышления. Формирование профессиональных понятий в ходе занятий музыкально-исполнительской деятельностью

§ 9. Пути интеллектуализации учебно-образовательного процесса. Словесный и наглядно-иллюстративный методы как основные "рычаги" в практической деятельности педагога-музыканта

Глава 5. Музыкальное сознание общества и личности

§ 1. Общеэстетическое и музыкально-эстетическое воспитание в России: история и современность

§ 2. Типы и виды художественно-эстетического образования. Разность интенций и аксиологических ориентации

§ 3. Истоки общественного музыкального сознания в России XVIII - XIX вв.

§ 4. Индивидуально-личностное музыкальное сознание как психолого-педагогическая категория: отличительные особенности, свойства, черты

§ 5. Образ как структурная единица музыкального сознания. Стимулирование музыкальной образности на занятиях с учащимися

§ 6. Синтез искусств как методологический принцип формирования и развития музыкального сознания. Понятийно-логическое в структуре музыкального сознания

§ 7. Сознательное и подсознательное в структуре индивидуального музыкального сознания

§ 8. Музыка в контексте взаимосвязей и отношений человека с окружающим миром. Познавательно-аксиологическая функция музыки

§ 9. Музыкальное сознание - составная часть художественно-эстетического сознания общества

§ 10. Современные теоретические подходы к художественно-эстетическому сознанию человека

§ 11. Сознание "человека творящего" и его деятельность: виды и уровни взаимосвязей. "Художническое" и "художественное" как различные ипостаси единого целого

§ 12. Художественное произведение: приоритеты этические или эстетические? Л.С. Выготский и его теория амбивалентности воздействия произведения искусства на человека

§ 13. Музыкальное сознание в основных его аспектах: композиторском, исполнительском, слушательском

Глава 6. Обучение музыке: психолого-педагогические аспекты

§ 1. Из истории музыкального образования в России. Этапы и стадии национального музыкально- образовательного и музыкально-воспитательного процесса

§ 2. Народная музыка в России: прошлое и настоящее

§ 3. Методические ориентиры в работе учащихся с образцами этномузыкального искусства

§ 4. Музыка в фольклорных клубах. Начальные этапы приобщения к народно-музыкальному искусству

§ 5. Психологическая "составляющая" в целостной профессиональной подготовке педагога-музыканта. "Образование" и "образовывайте" будущего специалиста

§ 6. Обучение музыке как совместная деятельность учителя и ученика. О знаниях незавершенных, открытых, "разомкнутых"

§ 7. Специалиста в процессе обучения музыке невозможно "сделать" - им можно только "сделаться"

§ 8. Человек в современном социуме: психологическое обеспечение процессов жизненной и профессиональной адаптации

§ 9. Уровень культуры как индикатор общей и профессиональной развитости личности. Акмеологический подход

§ 10. Личностно-профессиональное развитие как психологическая категория и как процесс

§ 11. Самоопределение и самоутверждение личности в профессиональной деятельности

§ 12. Типовые недочеты и "узкие места" в массовой практике преподавания музыки

§ 13. Принципы развивающего обучения музыке

§ 14. Развивающий потенциал чтения музыки с листа и эскизного разучивания музыкальных произведений

§ 15. Формирование активного, самостоятельного творческого мышления учащегося-музыканта

Рекомендуемая литература

:: :: ::

Можно с уверенностью утверждать, что все, о чем говорится на страницах настоящего учебного пособия, может быть использовано в последующей профессиональной деятельности музыкантов - как педагогов, так и исполнителей.

В.Ф.Жданов

Книга... представляет ценность как для курсов музыкальной и общей психологии, читаемых в музыкальных учебных заведениях, так и для музыкантов-практиков и всех интересующихся вопросами музыкальной деятельности.

Е.В. Назайкинский

Материалы книги дают основание говорить, что ее авторы открывают пути к внедрению новых, современных психолого-педагогических подходов к обучению музыке.

Н.С. Лейтес

ПРЕДИСЛОВИЕ

Психологическая подготовка играет важную роль в процессе профессионального становления музыканта, кем бы он ни был по своей "узкой" специальности - педагогом, исполнителем, музыковедом-исследователем и т.д. В целостной структуре музыкального образования психологическая составляющая оказывает воздействие на цели и задачи учебно-образовательного процесса: формирование общих и специальных способностей, развитие художественно-образного мышления, выработку технических умений и навыков и т.д.

Всем этим (и многим другим) вопросам и посвящена книга.

Курс психологии читается практически во всех российских музыкальных учебных заведениях высшего и среднего звена. Бесспорно, знание так называемой общей психологии необходимо для специалистов не только с высшим образованием, но и со средним. Хотя можно было бы заметить в данной связи, что, когда курс общей психологии становится уж слишком "общим", когда он преподносится учащимся-музыкантам абстрактно, вне видимой связи и реального соотнесения с их профессией, это не вызывает по-настоящему заинтересованного отношения к предмету. Молодые люди естественным образом тянутся к тому, что сопрягается, прямо или косвенно, с их жизнедеятельностью, будущей практикой.

3

Напрямую с практической деятельностью учащихся-музыкантов связан курс музыкальной психологии. В нем все или почти все имеет отношение к тому, с чем придется столкнуться в дальнейшем выпускнику музыкального учебного заведения.

В русле названного курса, его содержания, тематики, общей направленности и создавалось настоящее учебное пособие. Оно призвано помочь студентам войти в мир сложных и многообразных музыкально-психологических проблем и научить самостоятельно ориентироваться в нем. Ориентироваться самостоятельно - такая постановка вопроса имеет в данном случае первостепенное значение. Авторы пособия надеются на то, что оно будет использоваться не только в системе образования, но и за ее пределами - в рамках самообразования.

В книге обобщаются взгляды и научные позиции многих видных представителей общей и специальной психологии. Сегодня доминирует точка зрения, согласно которой музыкальная психология ведет свое начало от Г. Гельмгольца, его "Учения о слуховых ощущениях как физиологической основе теории музыки" (1863). Большой вклад в эту область - если иметь в виду зарубежных специалистов - был внесен Г. Риманом, Э. Куртом, А. Веллеком, Г. Ревешем, К. Сишором, К. Мартинсеном, Л. Маккиннон, Т. Маттеем, В.Бардасом и др. Обратим внимание: среди перечисленных имен встречаются как имена психологов, интересовавшихся музыкой, так и музыкантов, интересовавшихся психологией, - и те и другие шли как бы навстречу друг другу.

Больших успехов в музыкальной психологии достигли российские ученые, чьи исследования датированы XX столетием. Труды Б.М. Теплова, Л.С. Выготского, Л.А. Мазеля, Г.М. Когана, Е.В. Назайкинского, В.В. Медушевского, М.Г. Арановского получили широкое и заслуженное признание среди специалистов. Отдельные аспекты музыкально-психологической проблематики успешно разрабатывались В.Ю. Григорьевым, О.Ф. Шульпяковым, Л.Е. Гаккелем, В.Г. Ражниковым, А. В. Малинковской и др. Находили своего читателя и труды Л.Л. Бочкарева, А.Л. Готсдинера, Г.В. Иванченко, Г.С. Тарасова, М.Е. Фейгина, Т.А. Колышевой, А.В. Тороповой, А.И. Щербаковой и др. Что касается авторов, чьи материалы представлены в настоящем учебном пособии, то имена большинства из них говорят сами за себя. Работы этих авторов хорошо известны и в нашей стране, и за ее пределами.

4

Бесспорно, можно сказать, что психологию художественно-творческой деятельности, основные ее постулаты и закономерности музыкант-профессионал знать должен. Род его деятельности в данном случае значения не имеет. Нельзя, например, быть хорошим преподавателем, не обладая достаточно высокой психолого-педагогической компетентностью. Исполнителю психологические "рычаги" могут помочь обрести оптимальное творческое самочувствие в процессе занятий и публичных выступлений, в частности облегчить решение проблем, связанных со сценическим стрессом. Впрочем, приобщение к музыкально-психологическим проблемам не только нужно для дела, но и интересно. Если музыкант - неважно, занимается он композиторской или исполнительской деятельностью, разрабатывает вопросы теории или преподает - не интересуется психологическими аспектами своей деятельности, он скорее всего занимается не своим делом.

Современная наука утверждает, что человек в процессе деятельности, включая и творческую практику, использует около четверти, в лучшем случае - треть своих способностей, интеллектуального потенциала, креативных возможностей. Будучи осведомленным, хотя бы в общих чертах, об "устройстве" и принципах работы "психологических механизмов", управляющих творческой деятельностью, владея соответствующими регулятивами, можно повысить продуктивность этой деятельности. Игнорировать это обстоятельство было бы ошибкой.

Разумеется, никакие самые обширные познания в области психологии сами по себе таланта не создадут, но они помогут эффективно использовать его потенциальные ресурсы. Надо ли напоминать, что нет ничего более практичного, нежели хорошая теория?

Знакомясь с настоящим учебным пособием, внимательный читатель обнаружит, что его авторы иной раз расходятся в мнениях по тем или иным вопросам. В этом нет ничего предосудительного: в науке несовпадения во взглядах, оценках, позициях совершенно закономерны. Молодой специалист должен научиться выбирать. Курс психологии музыкальной деятельности предоставляет для этого отличные возможности.

И еще одно заметит внимательный читатель. У большинства авторов книги своя манера мышления, свой литературный "почерк". Редактор не посчитал возможным затушевывать, нейтрализовать эти особенности, приводя тем самым все материалы к некоему "общему знаменателю". В конце концов "стиль - это человек".

5

Строго говоря, само название курса - "Музыкальная психология" - не вполне корректно. Правильнее было бы говорить: "Психология музыкальной деятельности". Однако широкое, можно сказать, традиционное использование этого словосочетания в массовом обиходе (выходят даже учебники с таким названием) в известной мере оправдывает его употребление.

См.: Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972. - С. 13.

:: :: ::

:: :: :: :: ::



Скачать документ

Похожие документы:

Поиск не дал результатов..