Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Актуальные проблемы развития высшей школы. Проблемы норм и инновационного творчества в эдукологии и образовательной практике: неклассический системны...полностью>>
'Рассказ'
Про таких людей говорят, что «у него хорошая библиотека» или что-нибудь в этом же роде....полностью>>
'Документ'
Муниципальным Заказчиком – Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Глазова (Начальник управления - А.Н.Коземаслов, тел/факс (341...полностью>>
'Документ'
1. Работники реализуют свое право на труд путем заключения трудового договора с работодателем в письменной форме. Договор заключается в двух экземпляр...полностью>>

Главная > Закон

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВВЕДЕНИЕ

Анатомия человека – наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития.

Целью предмета является изучение строения органов и систем человека, особенностей строения тела человека в сравнении с животными, выявление возрастной, половой и индивидуальной изменчивости анатомических структур, изучение адаптации формы и строения органов к меняющимся условиям функции и существования.

Изучая строение отдельных органов и систем, анатомия рассматривает организм человека как единое целое, развивающееся на основе определенных закономерностей под влиянием внутренних и внешних факторов на протяжении всей эволюции.

Такое функционально-анатомическое, эволюционное и каузальное (причинное) рассмотрение фактических данных о морфологических особенностях организма человека имеет огромное значение для клиники, так как способствует пониманию природы здорового и больного человека.

Настоящий учебно-методический практикум составлен на основе типовой учебной и рабочей кафедральной программ по анатомии человека с кредитно-модульной системой организации учебного процесса и направлен на оказание помощи студентам и преподавателям в организации и обеспечении наиболее рационального унифицированного подхода к изучению и преподаванию дисциплины по спланхнологии и сердечнососудистой системе.

Он содержит учебно-методические материалы по восьми разделам: анатомии пищеварительной, дыхательной, мочевой, мужской и женской половых, эндокринной систем, сердца и артериальной, венозной, лимфатической и иммунной систем. Отражены актуальность темы, цель обучения, перечень необходимых знаний и умений. Каждая методическая разработка содержит подробный перечень вопросов исходного уровня знаний и контрольные вопросы по узловым моментам, которые студент должен усвоить в процессе подготовки и проведения занятия по данной теме. В разделе «Самостоятельная работа студентов» представлены этапы ее теоретического изучения. Каждый раздел завершается итоговым занятием с подробным перечнем вопросов устного опроса. Тесты и ситуационные задачи для контроля студенты могут найти в изданных методических пособиях кафедры «Спланхнология», «Сердечно-сосудистая система», «Краткий справочник артерий», «Лимфатическая система», «Органы внутренней секреции» а также на WEB-сайте университета.

Электронный или печатный варианты ситуационных задач и тестов студент также может получить индивидуально в кафедральном компьютерном классе. В конце методического пособия прилагается список основной, рекомендуемой и дополнительной литературы.

Учебное пособие рекомендовано к печати ЦМК и редакционно-издательским Советом Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

КОНВЕРТАЦИЯ КОЛИЧЕСТВА БАЛЛОВ ПО АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА В ОЦЕНКУ ПО ШКАЛЕ ECTS И ПО ТРАДИЦИОННОЙ (ЧЕТЫРЕХБАЛЬНОЙ) СИСТЕМЕ

Студентов, закончивших изучение анатомии человека, с учетом количества баллов, набранных ими по дисциплине, ранжируют по шкале ЕСTS и традиционной четырехбальной системе следующим образом:

Оценка ECTS

Статистический показатель

Оценка по четырехбальной системе

А

200-185 баллов

(наилучшие 10 % студентов)

«5»

В

184-165 баллов

(следующие 25 % студентов)

«4»

С

164-135 баллов

(следующие 30 % студентов)

D

134-110 баллов

(следующие 25 % студентов)

«3»

E

109-88 баллов

(последние 10 % студентов)

FX, F

Неуспевающие студенты

«2»

Ранжирование с присвоением оценок «A», «B», «C», «D», «E» проводят для студентов данного курса, успешно завершивших изучение дисциплины.

Для тех студентов, которые хотят улучшить успеваемость по дисциплине по шкале ECTS, окончательный контроль подготовки осуществляют дополнительно по завершению изучения дисциплины комиссионно в соответствии с конечными и конкретными целями дисциплины.

Оценки FX, F («2») выставляют студентам, которым не засчитан хотя бы один модуль по дисциплине после завершения ее изучения.

Оценку FX выставляют студентам, которые набрали минимальное количество баллов за текущую учебную деятельность, но которым не засчитан хотя бы один итоговый модульный контроль. Эта категория студентов имеет право на пересдачу итогового модульного контроля по утвержденному графику во время каникул не больше двух раз.

Оценку F выставляют студентам, которые посетили все аудиторные занятия модуля, но не набрали минимальное количество баллов за текущую учебную деятельность и не были допущены к итоговому модульному контролю. Эта категория студентов имеет право на повторное изучение модуля.

ОЦЕНИВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Оценка по дисциплине выставляется лишь тем студентам, которым засчитаны все модули. Студенты, которым не засчитан хотя бы один итоговый модульный контроль, имеют право на его пересдачу по утвержденному графику во время зимних или летних каникул (до 1 июля текущего года) в течение двух недель после завершения учебного года. Повторная сдача итогового модульного контроля разрешается не более двух раз.

Студент, который по двум и более модулям дисциплины получил дважды неудовлетворительные оценки (на итоговом модульном контроле по расписанию группы и на 1-й пересдаче модуля), в конце изучения предмета во время зимних каникул должен сдать комиссии зачет по всему объему дисциплины.

Структура оценивания по II модулю

Модуль 2

Спланхнология. Анатомия эндокринной,

сердечно-сосудистой и иммунной системы

Смысловых модулей 8

Тематических занятий 27

Тематические

занятия

Индивидуальная

работа

Итоговый

контроль

Цена 1 занятия – 4 балла.

Максимальное к-во баллов – 108 б.

Минимальное к-во баллов – 54 б.

Максимальное к-во баллов – 12 б.

Максимальное к-во баллов – 80 б.

Минимальное к-во баллов – 50 б.

«5» - 4

«4» - 3

«3» - 1-2

«2» - 0

1-е – 12 б.

2-е – 9 б.

3-е – 7 б.

Участие – 5 б.

Теоретический контроль - 20 б

Практические навыки -60 б

Общая сумма: 108+12+80=200 б.

Примечание:

Максимально возможное количество набранных баллов по модулю – 200. Из них:

108 баллов – текущая успеваемость (сумма за все тематические занятия).

12 баллов – индивидуальная работа (конкурсы УИРС, изготовление натуральных препаратов, предметная олимпиада).

80 баллов – итоговый контроль (тестовый контроль, практические навыки, устный ответ).

Минимальная оценка по модулю – 104 балла. Из них:

54 балла – текущая успеваемость.

50 баллов – итоговый контроль.

Т\к – тестовый контроль.

Пр\н – практические навыки.

II. РАСШИРЕННЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

(РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ)

МОДУЛЬ 2

СПЛАНХНОЛОГИЯ.

АНАТОМИЯ ЭНДОКРИННОЙ, СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ И ИММУННОЙ СИСТЕМ.

Тема 6. Введение в спланхнологию.

Функциональная анатомия пищеварительного тракта.

1. Функциональное значение, классификация, принципы строения внутренних органов.

2. Схема описания внутренних органов.

3. Фило- и онтогенез пищеварительной системы, ее классификация.

4. Типовое строение пищеварительной трубки и его особенности по отделам.

5. Органы полости рта: язык, зубы.

6. Анатомия глотки; лимфоэпителиальное кольцо.

7. Анатомия пищевода, его сужения, топографические особенности по отделам.

8. Морфофункциональные особенности желудка, кишечника по отделам.

9. Морфологические отличия тонкой кишки от толстой.

10.Возрастные особенности, варианты и пороки развития органов пищеварительного тракта.

Тема 7. Железы пищеварительной системы. Брюшина.

1. Классификация пищеварительных желез.

2. Морфофункциональная характеристика крупных желез полости рта.

3. Анатомия печени: топография, строение, особенности кровообращения.

4. Место выработки и пути выведения желчи.

5. Анатомия поджелудочной железы, ее функции.

6. Брюшина, ее строение, образования, ход. Отношение органов к брюшине. Понятие полости брюшины.

7. Возрастные особенности, варианты и пороки развития пищеварительных желез.

8. Клинические методы исследования органов пищеварительной системы.

Тема 8. Функциональная анатомия дыхательной системы.

1. Фило- и онтогенез дыхательной системы.

2. Общий план строения дыхательной системы, ее функции.

3. Морфофункциональная характеристика верхних дыхательных путей.

4. Морфофункциональная характеристика легких, ацинус.

5. Плевра, плевральные мешки.

6. Особенности кровоснабжения легких.

7. Средостение, классификация.

8. Возрастные особенности, варианты и пороки развития органов дыхательной

9. Клинические методы исследования органов дыхательной системы.

Тема 9. Функциональная анатомия мочевой системы.

1. Фило- и онтогенез органов мочевой системы. Аномалии, связанные с развитием.

2. Общий план строения мочевой системы, ее функции.

3.Морфофункциональная характеристика почки: функции, строение, топография, фиксирующий аппарат, структура, особенности кровоснабжения.

4.Строение нефрона, образования первичной и окончательной мочи. Пути выведения мочи.

5. Мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

6. Возрастные особенности, варианты и пороки развития органов мочевой системы.

7. Клинические методы исследования органов мочевой системы.

Тема 10. Функциональная анатомия половой системы. Промежность.

1. Онтогенез мужских и женских половых органов.

2. Строение и функции мужских внутренних половых органов.

3. Строение и функции мужских наружных половых органов.

4. Образование и пути выведения семени.

5. Строение и функции женских внутренних половых органов.

6. Строение и функции женских наружных половых органов.

7. Анатомическое и клиническое понятие промежности.

8. Строение мочеполовой и тазовой диафрагм. Половые отличия.

9. Возрастные особенности, варианты и пороки развития половой системы, методы их

диагностики.

Тема 11. Морфофункциональная характеристика органов эндокринной системы.

1. Филогенез регуляторной функции организма.

2. Морфологические признаки эндокринных органов.

3. Методы исследования деятельности желез (экспериментальные и функциональные).

4. Факторы, влияющие на деятельность эндокринной системы (экзо- и эндогенные).

5. Понятие о гормонах, их классификации.

6. Классификация желез (анатомическая, эволюционная, физиологическая).

7. Схема регуляции эндокринной деятельности желез.

8. Схема описания органов эндокринной системы.

9. Морфофункциональная характеристика различных эндокринных желез. Гипер- и гипофункция желез – их клинические признаки.

10. Понятие о паракринных железах.

11. Возрастные особенности, варианты и пороки развития эндокринных органов,

методы их диагностики.

Тема 12. Функциональная анатомия сердца.

1. Понятие сердечно-сосудистой системы, ее функции.

2. Фило- и онтогенез сердца, его функции.

3. Анатомическое строение сердца, характеристика его полостей, клапанного аппарата. Перикард, перикардиальная полость.

4. Топография сердца.

5. Гистологическое строение стенки сердца.

6. Проводящая система сердца, механизм его работы.

7. Круги кровообращения.

8. Кровоснабжение, венозный отток и иннервация сердца.

9. Возрастные особенности, пороки сердца и их клинические проявления.

10. Клинические методы исследования сердечной деятельности.

Тема 13. Функциональная анатомия сосудистой системы. Артериальная система.

1. Сосудистая система человека, ее части, функции.

2. Фило- и онтогенез главных артериальных стволов кровеносной системы человека.

3. Классификация артерий.

4.Морфофункциональная характеристика артерий разного калибра. Микроциркуляторное русло.

5. Схема описания артерий.

6.Артериальные анастомозы.

7. Понятие о коллатеральном и редуцированном кровообращении.

8. Возрастные особенности, варианты и аномалии артериальных стволов.

9.Клинические методы исследования артериального русла.

Тема 14. Морфофункциональная характеристика венозной системы.

1. Понятие о венах.

2. Фило- и онтогенез вен.

3. Классификации вен.

4. Схема описания вен.

5. Понятие о системах верхней и нижней полых вен и воротной вены.

6. Кава-кавальные и портокавальные анастомозы.

7. Особенности кровообращения плода.

8. Возрастные особенности, варианты и аномалии вен, и их клинические проявления,.

9. Клинические методы исследования венозной системы.

Тема 15. Функциональная анатомия лимфатической и иммунной систем.

1.Общая характеристика лимфатический системы, как части сосудистой системы человека.

2.Фило- и онтогенез лимфатической системы.

3.Возрастные особенности и варианты формирования лимфатического русла и органов иммуногенеза.

4.Функции лимфатической системы.

5. Морфофункциональная характеристика составляющих лимфатической системы:

- особенности лимфатических капилляров, сосудов;

- классификация лимфоузлов, их строение;

- лимфатические стволы, формирование лимфатических протоков;

6.Факторы движения лимфы.

7.Общие принципы лимфооттока от туловища и внутренних органов.

8.Клиническое значение лимфоотока от органов. Пути метастазирования злокачественных новообразований.

9. Понятие об иммунитете. Клеточный и гуморальный иммунитет.

10.Фило- и онтогенез органов иммунной системы.

11.Центральные органы иммуногенеза (костный мозг, тимус).

12.Периферические органы иммуногенеза (лимфатические узлы, миндалины, лимфоидные узелки).

13.Морфофункциональная характеристика селезенки.

14.Современные методы исследования состояния иммунитета и лимфопоэза.

III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

МОДУЛЬ 2.

СПЛАНХНОЛОГИЯ.

АНАТОМИЯ ЭНДОКРИННОЙ,СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ И ИММУННОЙ СИСТЕМ.

Смысловой модуль 5. Анатомия пищеварительной системы

Тема 1. Обзор строения пищеварительной системы. Анатомия ротовой полости и ее производных: язык, небо, зубы, десна. Слюнные железы.

Тема 2. Анатомия глотки, пищевода, желудка.

Тема 3. Анатомия кишечника.

Тема 4. Анатомия печени и поджелудочной железы.

Тема 5. Обзор брюшной полости. Анатомия брюшины.

Смысловой модуль 6. Анатомия дыхательной системы.

Тема 6. Обзор строения дыхательной системы. Анатомия наружного носа, носовой полости, придаточных пазух, гортани.

Тема 7. Анатомия трахеи, главных бронхов, легких. Плевра. Средостение.

Смысловой модуль 7. Анатомия мочевой системы.

Тема 8. Анатомия органов мочевой системы.

Смысловой модуль 8. Анатомия мужской и женской половых систем.

Тема 9. Анатомия мужских половых органов.

Тема 10. Анатомия женских половых органов. Промежность.

Смысловой модуль 9. Анатомия органов эндокринной системы.

Тема 11. Анатомия органов эндокринной системы. Тестовый контроль по спланхнологии и эндокринной системе.

Тема12.Закрепление практических навыков и обобщение материала по спланхнологии и эндокринной системе.

Смысловой модуль 10. Анатомия сердца и артериальной системы.

Тема13.Характеристика сердечно-сосудистой системы. Круги кровообращения. Микроциркуляторное русло. Анатомия сердца: топография, внешнее строение.

Тема14. Внутреннее строение, клапаны сердца. Проводящая система сердца. Артерии и вены сердца. Перикард.

Тема 15. Аорта. Ее отделы,ветви дуги аорты.Общая, наружная и внутренняя сонные артерии, их ветви.

Тема 16. Подключичная и подмышечная артерии.

Тема 17. Артерии свободной верхней конечности.

Тема 18. Грудной и брюшной отделы аорты, их ветви.

Тема 19. Подвздошные артерии и их ветви.

Тема 20.Артерии свободной нижней конечности.

Тема 21.Итоговое занятие. Закрепление практических навыков и обобщение материала по анатомии сердца и артериальной системе.

Смысловой модуль 11. Анатомия венозной системы.

Тема 22. Обзор венозной системы. Система верхней полой вены.

Тема 23. Система нижней полой вены. Воротная вена.

Тема 24. Венозные анастомозы. Кровообращение плода.

Смысловой модуль 12. Анатомия лимфатической и иммунной систем.

Тема 25. Анатомия лимфатической и иммунной систем. Селезенка.

Тема 26. Лимфоотток от органов и тканей организма. (Тестовый контроль по венозной, лимфатической и иммунной системам).

Тема 27. Итоговое занятие. Закрепление практических навыков и обобщение материала по анатомии венозной, лимфатической и иммунной системам.

Тема 28. Итоговый контроль усвоения модуля 2.

Вопросы для собеседования по итоговому модульному контролю усвоения теоретических знаний и овладения практическими навыками, тесты, ситуационные задачи можно получить в печатном и электронном вариантах в компьютерном классе или студенческой библиотеке кафедры (или смотри на внутреннем WEB-сайте университета).

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.

Внутренности (viscera s. splancha) – это органы, залегающие в полостях тела (грудной, брюшной, тазовой). Сюда относятся системы: пищеварительная, дыхательная, мочевыделительная и половая. Эти органы закладываются в вентральной части тела зародыша. В результате филогенеза органы растительной жизни (внутренности) у высших позвоночных и человека представлены четырьмя трубками, сообщающимися отверстиями с внешним миром: 1) пищеварительная; 2) дыхательная; 3) мочевая; 4) половая.

По строению внутренние органы делятся на паренхиматозные (плотные) и трубчатые (полые). Паренхиматозные органы построены из различной функциональной ткани (паренхимы) и соединительной ткани, образующей остов, или строму. Это - печень, поджелудочная железа, легкие, почки и др. Трубчатые органы (полые) имеют вид трубок большего или меньшего диаметра и длины. К ним относятся пищевод, желудок, кишка, трахея, мочеточники и др. Стенки этих органов состоят из 4-х слоев: слизистой оболочки, подслизистого слоя, мышечной оболочки и соединительнотканной (адвентиции или серозной).

Стенки грудной, брюшной и тазовой полостей выстланы серозными оболочками (плевра, перикард, брюшина), которые переходят также и на большую часть внутренностей, содействуя, отчасти, фиксации их положения.

При изготовлении препаратов внутренних органов необходимо заботиться о сохранении нормальной величины и формы органа, для чего нужно правильно их консервировать. Лучшим способом консервации считается введение консервирующей жидкости в сосудистое русло органа и последующее сохранение органа в этой же жидкости в подвешенном состоянии. При изготовлении препаратов полых внутренних органов (желудок, мочевой пузырь и т.п.) следует внимательно следить за сохранением формы органа. При препаровке следует обращать внимание на характеристику рельефа слизистой оболочки и строение стенки полых органов. По возможности стенку таких органов следует отпрепарировать со ступенчатым обнажением каждого слоя.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития (2)

    Закон
    Изучая строение отдельных органов и систем в тесной связи с их функцией, анатомия рассматривает организм человека как еди­ное целое, развивающееся на основе определенных закономерно­стей под влиянием внутренних и внешних факторов
  2. Методичка №47 : Фармация Физиология «жкт»

    Методичка
    Биосинтез белкаЛюбая живая клетка способна синтезировать белки, и эта способность представляет одно из наиболее важных и характерных ее свойств. С особенной энергией идет биосинтез белков в период роста и развития клеток.
  3. Методичка №46 : Физиология «жкт» Система пищеварения и обмена веществ

    Методичка
    Свое название она получила от метода исследования – рассечение, или препарирования (греч. anatemno – рассекаю), который был сначала единственным, а затем главным в изучении строения тела.
  4. Учебник по курсу "Возрастная анатомия, физиология и гигиена"

    Учебник
    Григорьева Ольга Витальевна – доцент кафедры «Психологии» Института экономики, управления и права с 2002 года. Является автором 38 опубликованных научных обзоров и статей.
  5. Т. П. Адвахова Пр.№1 от 30. 08. 2011г. 31. 08. 2011г. Основная образовательная программа

    Основная образовательная программа
    МОУСОШ № 43 образована в 1904г. На протяжении века складывались традиции, на которых было воспитано не одно поколение учеников. Школа пользуется авторитетом в станице и в районе.

Другие похожие документы..