Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Экзаменационные вопросы'
Глава I. Основные положения, связанные с деятельностью негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательно...полностью>>
'Книга'
Итоговый в 2006 году Ученый совет Архангельского государственного технического университета начался с вручения благодарственного письма воспитанников...полностью>>
'Документ'
Не менее чем три работника, обеспечивающие безопасное выполнение работ по электрификации железных дорог должны иметь высшее профессиональное образован...полностью>>
'Документ'
Санитарно-экологической службе, существующей в Заполярном филиале, 36 лет. Организована она была согласно приказу Директора Норильского горно-металлу...полностью>>

Главная > Учебное пособие

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Начало формы

Конец формы

Иван Павлович Сусов

История языкознания

---------------------------------------------------------------

Иван Павлович Сусов, доктор филологических наук, профессор,

Заслуженный деятель науки РФ (Тверской государственный университет,

кафедра общего и классического языкознания)

---------------------------------------------------------------

Аннотация

Данное учебное пособие представляет собой

первую книгу в задуманной серии учебников по истории, теории и методологии

языкознания. Здесь даны очерки, посвящённые истории формирования и развития

самобытной лингвистической мысли в государствах Востока и в странах Западного

мира, где лингвистическая традиция сложилась на основе греко-римских идей

по философии языка и грамматике. Читатель обратит внимание на то, что становление

и развитие языкознания в восточных и западных культурных ареалах шло во

многом своими путями, отражая особенности как своих языков, так и своих

культур, и что лишь в последние один--два века наблюдается переориентация

ряда восточных школ на европейские (в самое последнее время с акцентом

на американские) принципы описания языка. Вместе с тем он заметит и много

общего в истории нашей науки в разных культурных ареалах, диктуемого внутренней

логикой самого языкознания.

Книга предназначена для студентов -- лингвистов

и филологов, работающих над языковедческой учебной и научной литературой,

готовящихся к семинарским занятиям, пишущих рефераты по общему языкознанию,

а также общетеоретические разделы курсовых и дипломных сочинений по языку

специальности, готовящихся к экзамену по данной дисциплине.

Вместе с тем она может служить подспорьем

для соискателей, собирающихся поступать в аспирантуру по лингвистическим

специальностям, и для аспирантов, готовящихся сдавать кандидатский экзамен

по общему языкознанию; пособием для преподавателей-языковедов, работающих

над повышением своей квалификации; источником информации для лиц, интересующихся

чисто в познавательных целях проблемами теоретического языкознания и его

истории в контексте истории мировой культуры.

Иван Павлович Сусов, доктор филологических

наук, профессор,


Заслуженный деятель науки РФ


(Тверской государственный университет,


кафедра общего и классического языкознания)

Ivan P. Susov


susov@


/~susov

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В КУЛЬТУРАХ ДРЕВНЕГО
И СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА

1.1.

Представления о языке в культурах древнего Ближнего Востока
(3-е -- 1-е тыс. до н.э.)

1.2.

Китайская языковедческая традиция

1.3.

Индийская языковедческая традиция

1.4.

Арабская языковедческая традиция

1.5.

Языкознание в Японии

1.6.

Лингвистическая мысль в Бирме, Тибете, Индонезии и Малайзии

1.7.

Языкознание в Иране

2.

ГРЕКО-РИМСКАЯ ЯЗЫКОВЕДЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
КАК ФУНДАМЕНТ ЕВРОПЕЙСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

2.1.

Лингвофилософская и грамматическая мысль в древней Греции

2.2.

Философия языка и языкознание в древнем Риме

3.

ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКА В СРЕДНЕВЕКОВОМ
ЗАПАДНОХРИСТИАНСКОМ МИРЕ

3.1.

Проблемы философии языка в патристике (2--8 вв.)

3.2.

Становление письменности на родных языках в западноевропейском культурном ареале

3.3.

Разработка лингвистических проблем в раннесредневековой Западной Европе

3.4.

Разработка лингвистических проблем в Западной Европе позднего Средневековья

4.

ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКА В СРЕДНЕВЕКОВОМ
ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКОМ МИРЕ

4.1.

Византийское языкознание (4--15 вв.)

4.2.

Создание собственных систем письма в восточнохристианском
культурном ареале

4.3.

Формирование и развитие знаний о языке у южных и западных славян

4.4.

Формирование и развитие знаний о языке в средневековой Руси

4.5.

Формирование лингвистической мысли в Армении

4.6.

Развитие лингвистической мысли в Грузии

5.

ЕВРОПЕЙСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ 16--18 вв.

6.

ЕВРОПЕЙСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 в.

6.1.

Наследование старых традиций и беспрерывные поиски новых путей: в языкознании 19--20 вв.

6.2.

Лингвистический компаративизм и образующие его области исследований

6.3.

Подготовка лингвистического компаративизма

6.4.

Западноевропейский лингвистический компаративизм конца 10-х -- начала 50-х гг.

6.5.

Сравнительно-историческое языкознание в России первой половины 19 в.

6.6.

Вильгельм фон Гумбольдт

7.

ЕВРОПЕЙСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 в.

7.1.

А. Шлайхер и натурализм в историческом языкознании

7.2.

Х. Штайнталь и психологизм в историческом языкознании

7.3

А.А. Потебня и Харьковская лингвистическая школа

7.4.

Младограмматический период развития
сравнительно-исторического языкознания

8.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 20 в.

8.1.

И.А. Бодуэн де Куртенэ и Казанская лингвистическая школа

8.2.

Ф.Ф. Фортунатов и фортунатовское течение в языкознании

8.3.

Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра

9.

ОСНОВНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ, СФОРМИРОВАВШИЕСЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 20 в.

9.1.

Петербургская лингвистическая школа

9.2.

Женевская лингвистическая школа

9.3.

Школа А. Мейе и социологический подход к изучению языка

9.4.

Лингвистический структурализм: претензии и результаты

9.5.

Пражская школа лингвистического структурализма

9.6.

Датский структурализм (глоссематика)

9.7.

Американский структурализм и его направления

9.10.

Лондонская школа структурализма

9.11

Сравнительно-историческое языкознание в 20 в.

10.

НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ В ЯЗЫКОЗНАНИИ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТЙ 20 в.

10.1.

Генеративное (порождающее) языкознание

10.2.

Современные исследования в области функциональной лингвистики

10.2.1.

Лингвистическая семантика

10.2.2.

Коммуникативно-деятельностные теории языка

10.2.3.

Психолингвистика и нейролингвистика

10.2.4.

Язык и этнос

10.2.5.

Язык и социум

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Современная лингвистика представляет собой продукт длительного и

довольно противоречивого исторического развития лингвистического знания.

И многие её проблемы могут быть лучше поняты в историческом аспекте, при

обращении к далёкому или близкому прошлому науки о языке, к особенностям

её развития в разных этнокультурных контекстах.

Первоначальные элементы лингвистического знания формировались в процессе

деятельности, связанной с созданием и совершенствованием письма, обучением

ему, составлением словарей, толкованием священных текстов и текстов старых

памятников, освоением структуры звучащей речи (особенно поэтической), поисками

путей наиболее эффективного воздействия магического слова в жреческих обрядах

и т.п. Но постепенно круг задач расширялся, анализу подвергались всё новые



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Иван Павлович Сусов. История языкознания: учебное пособие (2)

    Учебное пособие
    Читатель обратит внимание на то, что становление и развитие языкознания в восточных и западных культурных ареалах шло во многом своими путями, отражая особенности как своих языков, так и своих культур, и что лишь в последние один
  2. Иван Павлович Сусов. История языкознания: учебное пособие (3)

    Учебное пособие
    Данное учебное пособие представляет собой первую книгу в задуманной серии учебников по истории, теории и методологии языкознания. Здесь даны очерки, посвящённые истории формирования и развития самобытной лингвистической мысли в государствах
  3. Иван Павлович Сусов. История языкознания: учебное пособие (4)

    Учебное пособие
    Данное учебное пособие представляет собой первую книгу в задуманной серии учебников по истории, теории и методологии языкознания. Здесь даны очерки, посвящённые истории формирования и развития самобытной лингвистической мысли в государствах
  4. Учебное пособие для технических вузов Серия «Современное высшее образование»

    Учебное пособие
    Отечественная история: Учебное пособие для технических вузов / Под ред. Бодровой Е.В., Поповой Т.Г. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М., 2005.
  5. Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам (24)

    Книга
    Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам.

Другие похожие документы..