Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
2.2. Показання, для яких цільових ринків, визначених у виді пар «товар - ринок», розробляється план marketing-mix, описати особливості кожного ринку, ...полностью>>
'Программа'
Отдел образования и молодежной политики администрации Курортного района Санкт-Петербурга Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и...полностью>>
'Документ'
ОЗДП является общим термином для обозначения нарушений дыхания, связанных с нарушением проходимости дыхательных путей. ОЗДП могут иметь место и в верх...полностью>>
'Методические указания'
Исследование типовых звеньев автоматических приборных устройств Методические указания к проведению лабораторной работы №1 по курсу «Синтез автоматичес...полностью>>

Примерная программа дисциплины нормальная физиология для студентов обучающихся по: специальности Стоматология

Главная > Примерная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

____________ _____________________

(подпись) (ФИО)

"____" ________ 20.. г.

Вводится в действие с"____" ________ 20… г.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Для студентов обучающихся по:

специальности

Стоматология

Форма обучения

очная

Москва

2011 г.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины - сформировать у студентов системные знания о жизнедеятельности организма как целого, его взаимодействии с внешней средой и динамике жизненных процессов, в том числе представление о закономерностях функционирования органов челюстно-лицевой области, участвующих в процессах компенсации нарушенных стоматологических функций.

При этом задачами дисциплины являются:

- формирование у студентов навыков анализа функций целостного организма с позиции аналитической методологии;

- формирование у студентов системного подхода в понимании физиологических механизмов, лежащих в основе осуществления функций организма с позиции концепции функциональных систем;

- изучение студентом методов исследования функций организма в эксперименте, а также используемых с целью диагностики в клинической практике;

- изучение студентом закономерностей формирования функций челюстно-лицевой области;

- изучение студентом закономерностей процессов взаимодействия органов челюстно-лицевой области с другими системами организма;

- формирование у студентов клинического мышления для будущей практической деятельности врача-стоматолога.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА

Дисциплина "Нормальная физиология" относится к математическому, естественнонаучному медико-биологическому циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского образования, изучается во втором, третьем и четвертом семестрах.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

- цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика; психология, педагогика; история медицины; латинский язык;

- математические, естественно-научные, медико-биологические дисциплины в том числе: физика и математика; биология; анатомия человека, анатомия головы и шеи, топографическая анатомия; гистология, эмбриология, цитология, гистология полости рта; микробиология, вирусология; фармакология; патологическая анатомия;

- медико-профилактические дисциплины: экстремальная медицина, безопасность жизнедеятельности, пропедевтическая стоматология, стоматологическое материаловедение.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I);

способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2);

способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать ее, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6);

способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7);

способен к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8);

способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9);

способен к обучению пациентов правилам медицинского поведения путем использования различных форм и методов обучения, современных информационно-образовательных технологий (ОК-10);

способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11);

способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач (ОК-12).

научно-исследовательская деятельность

способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46);

способен и готов к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине (ПК- 47);

способен и готов к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48);

психолого-педагогическая деятельность

способен и готов к обучению пациентов правилам медицинского поведения; к общению и взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками, обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- Основные свойства и состояния возбудимых тканей, представление о механизмах биоэлектрических явлений.

- Функциональные свойства и особенности поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры.

- Принципы организации и функционирования центральной нервной системы (ЦНС).

- Роль различных отделов и структур ЦНС в регуляции соматических и висцеральных функций организма.

- Особенности организации и рефлекторной деятельности автономной нервной системы.

- Механизмы функционирования и регуляции эндокринных клеток, желез внутренней секреции и их систем.

- Принципы взаимоотношения нервных и гуморальных механизмов регуляции функций организма.

- Функции крови, характеристика и функциональные особенности физиологических констант крови; группы крови.

- Основные этапы и показатели процесса дыхания.

- Особенности регуляции дыхания при различных нагрузках.

- Роль белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды в организме.

- Физиологические особенности обмена веществ и энергии в организме, между организмом и внешней средой.

- Основные процессы и механизмы поддержания постоянства температуры тела.

- Основные этапы образования мочи и механизмы их регуляции.

- Основные невыделительные (гомеостатические) функции почек.

- Особенности и закономерности структурно-функциональной организации функций желудочно-кишечного тракта, формирования голода и насыщения.

- Основные свойства сердечной мышцы.

- Особенности структурно-функциональной организации микроциркуляторного русла различных регионов здорового человека.

- Основные механизмы регуляции деятельности сердца, сосудистого тонуса и системной гемодинамики.

- Основные морфо-функциональные особенности организации различных отделов сенсорных систем.

- Формы проявлений высшей нервной деятельности (ВНД), механизмы образования условного рефлекса и его торможения.

- Классификацию и характеристику типов ВНД.

- Компоненты функциональной системы поведенческого акта.

- Понятие и классификация боли.

- Особенности морфо-функциональной организации ноцицептивной и антиноцицептивной систем.

- Механизмы и особенности формирования основных функциональных систем (ФУС) организма (поддержания постоянства уровня питательных веществ в крови, артериального давления, температуры внутренней среды, сохранения целостности организма и др.).

    Уметь:

Пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.

Интерпретировать данные статистической обработки экспериментальных данных.

Использовать знания о:

- свойствах и функциях различных систем организма при анализе закономерностей формирования ФУС здорового человека,

- функциях крови в качестве основы при анализе закономерностей организации внутренней среды организма и ее компонентах,

- видах и механизмах формирования проявлений высшей нервной деятельности при анализе организации ФУС здорового человека, для понимания механизмов психической деятельности; различных состояний мозга, целенаправленного поведения.

Анализировать:

- закономерности функционирования возбудимых тканей,

- проявления защитной функции крови,

- особенности организации разных этапов дыхания и их регуляции,

- результаты клинических исследований основных физиологических свойств системы выделения,

- деятельность сердечно-сосудистой системы при обеспечении целенаправленной деятельности и адаптации,

- закономерности функционирования сенсорных систем человека.

Проводить исследования:

- основных физиологических свойств возбудимых тканей,

- рефлекторной деятельности нервной системы,

- вегетативной реактивности,

- функций сенсорных систем,

- болевой чувствительности,

- высших психических функций,

- индивидуально-типологических характеристик человека.

Владеть:

методами:

  • спирометрии,

  • исследования энергетических затрат человека методом номограммы,

  • тестирования индивидуально-типологических свойств личности человека,

  • густометрии,

  • пальпации пульса,

  • измерения артериального давления методом Короткова,

  • оценки результатов общего анализа крови,

  • оценки результатов общего анализа мочи

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы (базовая часть)

Всего часов /зачетных единиц

Семестры

II

III

Аудиторные занятия (всего)

72

36

36

В том числе:

Лекции (Л)

19

9

10

Практические занятия (ПЗ)

46

24

22

Семинары (С)

7

3

4

Самостоятельная работа (всего)

36

18

18

Подготовка и сдача экзамена

36

36

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет

экзамен

Общая трудоемкость:

часы 144

зачетные единицы 4,0

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Название раздела дисциплины базовой части ФГОС

Содержание раздела

1.

Введение в предмет

Введение в предмет.

Основные понятия физиологии.

Нормальная физиология – наука, изучающая процессы жизнедеятельности здорового организма. Понятие о функции, уровни и механизмы ее регуляции.

Аналитический и системный подходы в изучении физиологических функций.

Понятия гомеостаза, гомеокинеза. Единство организма и внешней среды. Представление о саморегуляции постоянства внутренней среды организма. Функциональная система, как механизм саморегуляции гомеостаза.

Стоматологическая физиология (И.С.Рубинов, П.Г. Снякин, В.Ю. Курлянский, В.Н. Копейкин, В.А. Полянцев). Концепция функционального элемента (А.М. Чернух). Функциональные элементы зубочелюстной системы. Функциональный элемент как основа полифункциональности органов и систем организма.

2.

Возбудимые ткани

Физиология

возбудимых тканей.

Раздражимость как основа реакции ткани на раздражение. Виды раздражителей.

Возбудимость. Порог раздражения. Возбуждение. История открытия биоэлектрических явлений в живых тканях. Мембранные и ионные механизмы происхождения биопотенциалов в покое. Электрофизиологическая характеристика процесса возбуждения. Потенциал действия и его фазы. Ионные механизмы возбуждения. Изменение возбудимости при возбуждении. Рефрактерность и экзальтация.

Законы раздражения возбудимых структур: «силы», «все или ничего», «силы-длительности», «физиологического электротона», «полярного действия постоянного тока». Понятие о кат- и анэлектротоне, катодической депрессии, анодной экзальтации.

Изменение возбудимости ткани при медленном нарастании деполяризующего тока, свойство аккомодации.

Электрические явления в полости рта. Электродиагностика в стоматологии. Проводимость. Механизмы проведения возбуждения по нервным волокнам. Классификация нервных волокон. Законы проведения возбуждения в нервах. Лабильность и парабиоз.

Физиология синапса. Классификация синапсов. Функциональные свойства и механизм передачи сигнала в химическом синапсе. Виды синаптических нейромедиаторов.

Физические и физиологические свойства скелетных и гладких мышц. Временное соотношение цикла возбуждения, возбудимости и одиночного сокращения скелетного мышечного волокна. Характеристика видов и режимов мышечного сокращения. Гладкий и зубчатый тетанус. Оптимум и пессимум. Механизм мышечного сокращения. Особенности мышц челюстно-лицевой области.

3.

Регуляция функций организма

Физиология центральной нервной системы (ЦНС).

Морфофункциональная организация нейрона как единицы нервной системы. Типы нейронов. Интег­ративная функция нейрона. Нервный центр и его свойства. Основные принципы распространения возбуждения в нервных центрах и координационной деятельности ЦНС. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Морфологическая основа простейшего соматического рефлекса. Понятие о приспособительном результате рефлекторной деятельности. Виды рефлексов.

Торможение в ЦНС. Функции торможения. Виды центрального торможения и их механизмы. Унитарная и бинарно-химическая теории торможения.

Тонус мышц, его рефлекторная природа и функциональное значение. Виды мышечного тонуса.

Проприорецепторы, их локализация. Сухожильный рефлекс. Механизм возникновения и регуляции мышечного тонуса на спинальном уровне (спинального тонуса). Роль структур продолговатого мозга и мозжечка в регуляции мышечного тонуса. Децеребрационная ригидность (контрактильный тонус) у бульбарного животного. Структуры среднего мозга, участвующие в формировании мезэнцефалического тонуса. Пластический тонус у диэнцефалического животного.

Роль компонентов стриа-паллидарной системы и коры больших полушарий в регуляции мышечного тонуса.

Понятие тонического рефлекса. Виды тонических рефлексов (статические и стато-кинетические).

Роль различных отделов ЦНС в реализации рефлекторных актов челюстно-лицевой области.

Автономная (вегетативная) нервная система. Ее функции. Особенности симпатического, парасимпатического и метасимпатического отделов автономной нервной системы. Виды рефлексов автономной нервной системы (сомато-висцеральные, висцеро-соматические, висцеро-висцеральные, висцеро-сенсорные и аксон-рефлексы). Морфо-функциональные особенности рефлексов автономной нервной системы, синаптические процессы в ней. Адаптационно-трофическая функция автономной нервной системы.

Физиология желез внутренней секреции.

Железы внутренней секреции (центральные и периферические). Диффузная эндокринная система. Эндокринные и нейроэндокринные клетки. Регуляция эндокринных функций.

Типы физиологического действия (метаболический, морфогенетический, кинетический, корригирующий) и значение гормонов.

Роль отрицательных обратных связей в саморегуляции желез внутренней секреции. Роль желез внутренней секреции в развитии и формировании органов челюстно-лицевой области. Частная физиология желез внутренней секреции: гипоталамус, гипофиз, щитовидная и околощитовидная железы, надпочечники, поджелудочная железа, половые железы, эрифиз, тимус.

4.

Интегративная деятельность организма

Физиология высшей нервной деятельности.

Понятие высшей нервной деятельности, ее проявления (инстинкты, условные рефлексы, психи­ческие процессы, поведение).

Условный рефлекс. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов. Правила и стадии выработки условных рефлексов. Классификация условных рефлексов.

Образование временной связи – основа выработки условного рефлекса.

Торможение в высшей нервной деятельности, виды торможения: безусловное (врожденное) и условное (приобретенное). Современное представление о механизмах торможения в высшей нервной деятельности.

Типы высшей нервной деятельности, их классификация и характеристика.

Высшие психические функции. Виды основных психических функций. Физиологические и психофизиологические методы иссле­дования психических функций.

Ощущение. Восприятие. Представление. Внимание и его виды. Мотивации, их классификация, механизмы возникновения.

Эмоции, их виды. Роль различных структур мозга в формировании эмоциональных состояний. Биологическая и социальная роль эмоций. Физиологические проявления эмоций.

Память, ее виды, механизмы кратковременной и долговременной памяти.

Мышление, его виды.

Сознание, подсознание и сверхсознание, их соотношения в психической деятельности человека. Речь, ее виды и функции. Особенности речевой деятельности при различных психоэмоциональных состояниях.

Целенаправленное поведение. Функциональная система поведенческого акта, анализ ее компонентов. Биологическая теория формирования эмоций.

Физиология сенсорных систем.

Понятие об органах чувств, анализаторах и сенсорных системах. Свойства сенсорных систем (высокая чувствительность, вариативность, интенсивность ощущений, инерционность, способность к адаптации, функциональная мобильность).

Периферический (рецепторный) отдел сенсорной системы. Функциональные свойства и особенности рецепторов: специфичность, высокая возбудимость, кодирование информации, адаптация. Классификация рецепторов. Понятие о модальности и валентности.

Функциональные свойства и особенности проводникового отдела сенсорной системы (многоуровневость, многоканальность, наличие «сенсорных воронок», специфические и неспецифические пути передачи информации). Особенности передачи информации в проводниковом отделе сенсорных систем.

Функциональные свойства и особенности коркового отдела сенсорной системы. Функциональные отличия нейронов, входящих в состав различных корковых зон. Механизм взаимодействия сенсорных систем (конвергенция и дивергенция возбуждений, латеральное и возвратное торможение, медиаторное взаимодействие, синтез синаптических рецепторов).

Зрительная сенсорная система. Понятие поля зрения и остроты зрения. Методы их определения. Понятие рефракции, аккомодации и адаптации глаза. Механизмы этих процессов, их аномалии (астигматизм, близорукость, дальнозоркость, пресбиопия). Зрачковый рефлекс. Механизмы рецепции цвета. Основные виды нарушения восприятия цвета.

Слуховая сенсорная система. Звукоулавливающие образования, звукопроводящие пути и звуковоспринимающий аппарат слуховой сенсорной системы. Механизмы рецепции звука. Бинауральный слух. Методы исследования слуховой сенсорной системы.

Соматосенсорная система:

А) Тактильная сенсорная система.

Классификация тактильных рецепторов, их структурно-функциональные различия. Методы исследования тактильной сенсорной системы. Пространственный порог тактильной чувствительности.

Б) Температурная сенсорная система. Классификация терморецепторов. Методы исследования температурной сенсорной системы. Термоэстезиометрия.

Обонятельная сенсорная система. Методы исследования обонятельной сенсорной системы. Ольфактометрия.

5

Физиология челюстно-лицевой области

Сенсорная функция полости рта.

Вкусовая сенсорная система. Рецепторы вкусовой сенсорной системы. Вкусовая почка, вкусовые сосочки. Виды вкусовых сосочков языка. Механизм рецепции вкуса. Методы исследования вкусовой сенсорной системы. Густометрия и функциональная мобильность.

Роль взаимодействия обонятельной и других сенсорных систем в формировании вкусовых ощущений. Особенности сенсорной функции полости рта. Градиенты различных видов чувствительности в полости рта.

Функциональные элементы органа вкуса. Системные механизмы восприятия. Акцептор восприятия. Методы исследования сенсорной функции полости рта.

Боль как ощущение

и состояние.

Понятие боли, ноцицепции. Классификация боли. Функции боли.

Морфо-функциональная характеристика отделов болевой сенсорной системы.

Боль как интегративное состояние организма на повреждающее воздействи­е раздражителя. Компоненты болевой реакции. Роль таламуса и коры больших полушарий головного мозга в интеграции и анализе болевого возбуждения. Особенности дентальных болей.

Понятия антиноцицепции и антиноцицептивной системы (АНЦС). Уровни организации АНЦС (система нисходящего тормозно­го контроля, лимбико-гипоталамический уровень, кора больших полушарий) и ее функции. Нейрофизиологические механизмы АНЦС.

Понятие болевого порога. Топография болевой чувствительности слизистой оболочки полости рта. Зоны проекции боли при поражении различных зубов. Алгометрия.

Защитная функция

челюстно-лицевой области.

Целостность тканей как константа организма. Функциональная система сохранения целостности тканей челюстно-лицевой области. Аппараты реакции функциональной системы, обеспечивающей сохранение целостности тканей:

а) моторный и секреторный компоненты защитных реакций;

б) буферные, бактерицидные и антитоксические свойства слюны;

в) барьерная функция слизистой оболочки полости рта;

г) факторы специфической и неспецифической резистентности в полости рта;

д) оборонительное (защитное) поведение, его активные и пассивные формы.

Боль как компонент афферентного синтеза функциональной системы сохранения целостности тканей организма, ее физиологическое значение.

Особенности функциональной организации ноцицептивной системы челюстно-лицевой области. Виды болей в челюстно-лицевой области (одонтогенные, лицевые, отраженные, фантомные).

Физиологические основы различных видов обезболивания в стоматологии.

Дыхательная и коммуникативная функции полости рта.

Носовое и ротовое дыхание, их особенности. Функциональная связь процессов дыхания, же­вания и глотания.

Речевое дыхание. Речь, ее виды и функции. Активные и пассивные органы, участвующих в звукообразовании. Характеристика отделов речеобразования. Понятие фонемы, фонации и артикуляции. Механизм фонации. Значение органов полости рта для фонации и речеобразования. Функциональная система, обеспечивающая формирование слова или фонемы.

Дислалии (палатолалии, лингвалалии, дентолалии).

Роль мимики в коммуникативной функции.

Взаимодействие органов челюстно-лицевой области с различными системами организма. Адаптация и компенсация функций челюстно-лицевой области

Значение афферентации с рецепторов полости рта в формировании восходящих активирующих влияний на различные отделы центральной нервной системы.

Настройка деятельности различных отделов пищеварительного конвейера афферентными влияниями с рецепторов полости рта.

Вкусовая сенсорная система как индикатор функционального состояния организма. Висцеролингвальные отношения (гастролингвальный рефлекс). Вкусовое восприятие при различных видах целенаправленной деятельности. Общие закономерности адаптации, ее фазы. Дезадаптация. Компенсация нарушенных функций и ее этапы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная программа дисциплины патологическая анатомия для студентов обучающихся по: специальности Стоматология

    Примерная программа
    Цель дисциплины – изучение студентами структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза с акцентом на орофациальную патологию (патологию головы и шеи), для использования полученных знаний на клинических кафедрах и в работе врача–стоматолога
  2. Примерная программа дисциплины лучевая диагностика для студентов обучающихся по: специальности Стоматология

    Примерная программа
    Цель дисциплины - освоение студентами теоретических основ и практических навыков по лучевой диагностике различных заболеваний челюстно-лицевой области.
  3. Примерная программа дисциплины анатомии человека для студентов обучающихся по: Специальности Стоматология

    Примерная программа
    Целью изучения дисциплины является приобретение каждым студентом глубоких знаний по анатомии и топографии органов и тканей человеческого тела в целом, составляющих его систем органов и тканей на основе современных достижений макро- и микроскопической
  4. Примерная программа дисциплины медицинская реабилитация для студентов обучающихся по: специальности 060201 «Стоматология»

    Примерная программа
    Дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин по специальности «Стоматология» высшего профессионального медицинского образования, изучается в седьмом семестре.
  5. Примерная программа дисциплины клиническая фармакология для студентов обучающихся по: специальности Лечебное дело

    Примерная программа
    Цель дисциплины - формирование у студентов умений выбора эффективных, безопасных лекарственных средств и их режимов дозирования на основе клинических рекомендаций, стандартов диагностики и лечения, формуляров, перечня жизненно необходимых и важнейших

Другие похожие документы..