Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В целях регулирования тарифов на социальные услуги, предоставляемые МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» Азовско...полностью>>
'Документ'
Контроль за соблюдением требований по использованию ККТ организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями осущ...полностью>>
'Документ'
Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональ...полностью>>
'Документ'
Протягом 1-го півріччя 2011 р. державними інспекторами з метрологічного нагляду здійснено 55 перевірок. При їх проведенні порушення Закону України «П...полностью>>

Главная > Литература

Сохрани ссылку в одной из сетей:

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

I тур вступительного экзамена по русскому языку и литературе (письменно) проводится в форме сочинения. Поступающему в лицей предлагается три темы, две - по произведениям русской литературы, включенные в программу 9-го класса средней школы, и одна - «свободная», предполагающая собственные раздумья над какой-нибудь злободневной философской, нравственной или политической проблемой, внесенной в заглавие темы.

На письменный экзамен отводится 3 астрономических часа (т.е. по 60 минут каждый) и оценивается работа двумя оценками – одна по литературе, другая по русскому языку.

Работа над сочинением предполагает несколько этапов:

1.Выбор темы. Необходимо тщательно продумать формулировку темы и выделить в ней ключевые понятия, например, если тема сформулирована «Идеалы и иллюзии Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», то ключевые слова здесь «идеалы» и «иллюзии». Поэтому надо не пересказывать текст пьесы и судьбу Чацкого, а определить его идеалы (свободолюбие, ненависть к крепостному праву, любовь к родине, уважение прав личности) и иллюзии (веру в силу слова способного изменить мир и сознание людей, понимание любви как чувства, связанного с разумом…)

2. Подбор материала, т.е. выбор тех сцен и ситуаций в художественном произведении, которые необходимо использовать для раскрытия темы. Например. если тема звучит «Мои любимые страницы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», то и надо выделить те моменты текста, которые вам запомнились и запали в душу, не зависимо от того, с какими героями они связаны. Это может быть сцена объяснения Татьяны и Онегина, сцена дуэли, бал в доме Лариных, утро Онегина…И не просто выделить, а и объяснить, почему именно эти страницы вам кажутся лучшими. Раскрывая тему «Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина», также надо определить тот круг стихотворений, с использованием которых тема будет раскрываться.

3. Композиция сочинения. Сочинение, как правило, должно состоять из трех частей: 1) Введение

2) Основная часть

3) Заключение

Во введении определяются исходные данные для раскрытия темы. Чаще всего учащийся даёт биографические сведения об авторе, об эпохе, о времени появления произведения… Это не совсем верно. Лучше, если введение будет содержать рассуждения о конкретной теме, о главном понятии («ключевом слове») которое включено в заглавие темы.

Например, во введении к теме «Татьяны милый идеал» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин») можно поразмыслить о женских образах в лирике Пушкина о том, что такое «идеал», о героинях его поэм, а затем прейти к самой любимой его героине-Татьяне. Во введении к теме «Жизнь дана на добрые дела» (пословица) можно остановиться на том, что такое пословица. Надо помнить только, что введение должно быть кратким и включать в себя буквально несколько фраз.

Основная часть раскрывает тему сочинения, причем каждое выдвинутое положение, каждое суждение должно обязательно аргументироваться текстом. Это может быть прямая цитата, т.е. фрагмент текста или слова героя, заключенные в кавычки, или анализ каких-то сюжетных ситуаций. Если вы не уверены в точности цитаты, не заключайте её в кавычки, а переводите в косвенную речь, например: «Печорин признается Мери в том, что его душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное».

Нельзя, раскрывая тему сочинения в основной части, перескакивать с одной мысли на другую, не сделав плавного и логического перехода от одного положения к другому. Поэтому необходимо выстроить для себя чёткий план раскрытия темы, хотя писать его в сочинении и не обязательно. Если вы приводите в сочинении высказывания какого либо критика то его необходимо раскрыть или вступить с ним в полемику. Например, часто приводятся слова В.Г. Белинского «если Онегин скучает, то Печорин глубоко страдает». Но в чем заключается «скука» Онегина и «страдание» Печорина? Ведь и Онегин страдает, убив Ленского, а Печорин от скуки вмешивается в жизнь «честных контрабандистов» (гл. «Тамань»).

В заключении подводятся итоги, оформляются выводы, которые родились в ходе рассуждений на заданную тему. Не надо повторять тех мыслей, которые уже высказывались в основной части, надо по-новому обобщить их. На пример, если тема звучит «В свой жестокий век восславил я свободу» (А.С. Пушкин) и в основной части анализировалась свободолюбивая лирика поэта, то в заключении может присутствовать мысль о том, насколько это ключевое понятие (свобода) определило собой жизнь и творчество А.С. Пушкина. В заключении также можно порассуждать о том, какое влияние на вашу жизнь оказало то или иное произведение, как отразилась выбранная для анализа тема в творчестве других писателей, какое влияние творчество анализируемого писателя оказывало и продолжает оказывать на современную жизнь общества, на русскую культуру.

Сочинение следует сначала написать на черновик, а затем переписать на чистовик. Объем сочинения не должен превышать 6-8 тетрадных страниц. Ниже приводятся темы сочинений. Перед экзаменом вам будет предложен набор трёх тем.

Темы сочинений для конкурсного экзамена

по русскому языку и литературе

  1. Чацкий и фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

  2. Как Вы понимаете смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

  3. Чацкий и Молчалин как герои-антиподы (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

  4. «… Чувства добрые я лирой пробуждал…». Своеобразие художественного мира А.С. Пушкина – поэта.

  5. Татьяна – «милый идеал» поэта (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).

  6. Проблема цели и смысла жизни в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

  7. Проблема долга, чести и верности в прозе А.С Пушкина (по любым произведениям).

  8. «И скучно, и грустно, и некому руку подать…». Тема вольности и гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова.

  9. «История души человеческой… едва ли не интереснее и не полезнее, чем история целого народа» (Печорин в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

  10. Глава «Фаталист» в идейно-художественной структуре романа «Герой нашего времени».

  11. Онегин и Печорин как герои своего времени.

  12. Смех и страх – основные герои комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

  13. Тип «делового» человека в произведениях А.С. Грибоедова и Н.В. Гоголя.

  14. Почему Н.В. Гоголь назвал свою поэму «Мёртвые души»?

  15. Проблемы отцов и детей сегодня (на литературном материале и по жизненным впечатлениям).

  16. Книга в моей жизни.

  17. Что такое быть патриотом сегодня? (на литературном материале и по жизненным впечатлениям).

  18. «Человек рождён для счастья, как птица для полёта». Согласны ли Вы с этой формулой В.Г. Короленко?

  19. «Человек созидается в семье». Актуальна ли сегодня эта мысль Л.Н. Толстого?

Второй тур вступительных экзаменов проходит в форме устного собеседования (ответы на вопросы экзаменационных билетов).

ЛИТЕРАТУРА

Ниже приводится список текстов русских писателей I половины XIX века, которые должны знать учащиеся, и круг вопросов по творчеству этих писателей.

Грибоедов А.С. Горе от ума. Смысл названия комедии. Основные образы. Своеобразие конфликта. И.А. Гончаров о комедии (статья «Мильон терзаний»).

Пушкин А.С. Стих.: Вольность. К Чаадаеву. Деревня. К морю. К*** (Я помню чудное мгновенье…). 19 октября (1825). Зимний вечер. Пророк. Анчар. Я вас любил. Поэмы: Медный всадник. Повести Белкина. Капитанская дочка. Роман: Евгений Онегин. Маленькие трагедии.

Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Вольнолюбивая лирика. Своеобразие философской лирики поэта. Тема любви и дружбы в лирике Пушкина. Философская проблематика «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин». Жанровая специфика. Образ автора в романе. Жизненные судьбы главных героев романа «Евгений Онегин». В.Г. Белинский о романе «Евгений Онегин». Проблемы чести и бунта в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (или «Дубровский»). Анализ одной из «Повестей Белкина».

Лермонтов М.Ю. Стих.: Предсказание. Нищий. К*** (Я не унижусь пред тобою). Парус. Смерть поэта. Дума. Поэт. Как часто, пестрою толпою окружен… И скучно, и грустно… На севере диком. Утёс. Листок. Выхожу один я на дорогу… Пророк. Поэмы: Мцыри. Демон. Роман: Герой нашего времени.

Тема вольности и гордого одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. Любовная лирика М.Ю.Лермонтова. Трагический характер любовного чувства. Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова. Своеобразие лирического героя М.Ю.Лермонтова. Поэма «Мцыри» (или «Демон») как романтическая поэма. Образы главных героев поэм. Роман «Герой нашего времени». Своеобразие сюжета и композиции. Печорин как трагический герой. Женские образы в романе и их значение. Роль и значение главы «Фаталист» для понимания проблематики романа.

Гоголь Н.В. Повести: Вечера на хуторе близ Диканьки. Тарас Бульба. Вий. Комедия: Ревизор. Роман: Мёртвые души.

Фантастическое и реальное в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя. Духовно-нравственный смысл повести Н.В.Гоголя «страшная месть». Мир казачества в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Основная проблематика повести. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». Основной конфликт и его развитие. Своеобразие сюжета комедии и основные образы. Значение речевых характеристик героев. Роман Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Своеобразие жанра и композиции романа-поэмы. Основные образы романа. Роль и значение авторских отступлений. Судьба России в романе.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Задание 1. Осуществите полный фонетический анализ слова заводской.

Образец выполнения задания

з [з] – согласный, звонкий, парный, имеет глухую пару [с]; твёрдый, имеет мягкую пару [з’];

а [а] – гласный, безударный;

в [в] – согласный, звонкий, парный, имеет глухую пару [ф]; твёрдый, имеет мягкую пару [в’];

о [а] – гласный, безударный;

д

[ц] – согласный, глухой, непарный; твёрдый, непарный;

с

к [к] – согласный, глухой, парный, имеет звонкую пару [г]; твёрдый, имеет мягкую пару [к’];

о [ό] – гласный, ударный;

й [j] – согласный, сонорный (или звонкий, непарный); мягкий, не имеет твёрдой пары.

В слове 9 букв и 8 звуков, т.к. буквосочетание дс обозначает один звук [ц].

Слово состоит из трёх слогов: [за-ва-цкόй] или [за-вац-кόй].

Задание 2. Разберите указанные слова по составу.

Образцы анализа слов по составу.

Задание 3. Осуществите морфологический анализ подчёркнутых слов.

Около шалаша валяются всякие истрёпанные пожитки, вырыта земляная печка. В полдень в ней варится великолепный кулеш с салом, вечером греется самовар, и по саду… расстилается длинной полосой голубоватый дым (И.Бунин).

Образцы морфологического анализа

Около (шалаша) – предлог, производный, образован от наречия, простой, употребляется только с р.п.; всякие (пожитки) – местоимение, начальная форма – всякий, разряд по значению – определительное; рода нет, т.к. употребляется во множественном числе; в форме именительного падежа; в предложении является согласованным определением; вырыта (печка) – причастие, начальная форма – вырытый, образовано от глагола вырыть, страдательное, прошедшего времени, сов. в., ед.ч., ж.р.; падежа нет, т.к. краткая форма; в предложении является именной частью составного сказуемого; великолепный (кулеш) – имя прилагательное, употреблено в начальной форме, качественное, твёрдого склонения, употреблено в форме м.р., ед.ч., И.п., полная форма, в предложении является согласованным определением; вечером (греется) – наречие времени; в предложении является обстоятельством времени; и – союз, сочинительный, соединительный, простой; расстилается (дым) – глаголы, начальная форма – расстилаться, возвратный, непереходный, несов. в., первого спряжения; употреблён в форме изъявительного наклонения, наст. вр., 3 л., ед.ч., в предложении является простым глагольным сказуемым; дым (расстилается) – имя существительное, употреблено в начальной форме, вещественное, неодушевлённое, нарицательное, м.р., второго склонения, употреблено в форме ед.ч., И.п.; в предложении является подлежащим.

предлог сущ. сущ. сущ. катег. сост. связка глагол местоим. мест.

Задание 4. По лицу Анны Сергеевны трудно было догадаться, какие она

глагол сущ. мест. глагол част. союз мест. част. сущ.

испытывала впечатления: оно сохраняло одно и то же выражение,

прилаг. прилаг.

приветливое; тонкое… (И.Тургенев).

По лицу Анны Сергеевны трудно было догадаться __ (о чём?) – предложение, простое, повествовательное, невосклицательное, односоставное, т.к. представлен только состав сказуемого, безличное, неполное, распространённое, неосложнённое.

Задание5. Выделить все значимые части в слове:

Недооценить, зачастую, мышлениjэ, двухламповый, кое-куда, внеслужебный

Задание 6. Определить способы образования следующих слов:

6.1 предпразничный перед праздником (к//ч); приставочно – суффиксальный;

6.2 смешно смешной; суффиксальный;

6.3 малоизвестный мало известный; сращение двух слов в одно слово;

6.4 регулировщик регулировать; суффиксальный способ;

6.5 суперзвезда звезда; приставочный способ;

З

+

адание 7. Отметьте значком одушевлённые существительные,

з

-

начком неодушевлённые существительные:

дерево

-

покойник

+

Сыктывкар

-

насекомое

+

молодёжь

-

птица

+

табун

-

старшина

+

шахматы

-

безвкусица

-

девушка

+

кукла

+

Задание 8. Определите склонение существительных: 1 – первое склонение, 2- второе склонение, 3- третье склонение, 4- разносклоняемое, 5-несклоняемое.

лебедь

2

воля

1

вуз

2

степь

3

умишко

2

речь

3

племя

4

Осло

5

райфо

5

маэстро

5

путь

4

пища

1

Задание 9. Определите род следующих существительных: 1 – мужской род, 2 – женский род, 3 – средний род, 4 – общий род, 5 – не имеет рода.

задира

4

сливки

5

статуя

2

хлебушко

1

тюль

1

вязание

3

агентура

2

Тбилиси

1

мисс

2

буржуа

1

студень

1

Мытищи

5

Задание 10. Определите разряды следующих прилагательных: 1-качественное, 2-относительное, 3-притяжательное.

справедливый

1

смешной

1

внеслужебный

2

двухпалубный

2

зелёный

1

лисий

3

утиный

3

отцовский

3

умный

1

московский

2

зимний

2

морской

2

Задание 11. Осуществите фонетический анализ следующих слов:

Отчизна, сжаться, окрестный, гроздь, резкий, циркач, лёгкий.

Задание 12. Охарактеризуйте данное предложение как простое:

Вам поклон от Маруси … (А. Толстой)

Задание 13. Охарактеризуйте данное предложение как сложное:

Лунев оглянулся: в лавке было тихо и пусто, а за дверью, на улице, валил густой снег. (М. Горький)

Задание 14. Разберите по членам предложения:

Но в душе Лунева тихо и мертво: в ней как будто всё остановилось…(М. Горький)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Русский язык и литература (4)

    Литература
    Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения. Это связано с тем, что на рубеже 21 века человечество вступило в переходный период от общества индустриального
  2. Русский язык и литература (2)

    Литература
    Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия /legend/ Русская виртуальная библиотека Слова: поэзия Серебряного века Стихия: классическая русская / советская поэзия /stixiya/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература
  3. Русский язык и литература (6)

    Литература
    Поступающие в ГОУ ВПО «НГПУ» выполняют экзаменационную работу по русскому языку (письменно) и по литературе (письменно). Форма экзамена (диктант, тест и др.
  4. Русский язык и литература (5)

    Литература
    4. «Мир ребенка и мир взрослых» в прозе 1980-1990 годов. (По произведениям Ч.Айтматова, В.Распутина, А.Приставкина, Ф.Искандера и других авторов по выбору абитуриента.
  5. Русский язык и литература в украинской школе. 1991 г. №7

    Литература
    Как построить школьный курс литературы таким образом, чтобы методика его преподавания отвечала требованиям эстетической природы и сущности художественного слова? Как приблизить изучаемые произведения к возрастным особенностям восприятия

Другие похожие документы..