Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Методологические принципы анализа и синтеза логистических систем. Системный анализ и моделирование логистических систем на микро- и макроуровне. Понят...полностью>>
'Сказка'
Жила-была рыбка (ее национальность-карась). У нее не было хвоста с рождения. Поэтому ее назвали Мутантом. Она выросла и вышла замуж за акулу, которую ...полностью>>
'Документ'
Профилактика безработицы молодежи в Московской губернии методами профессионального обучения и образования (вторая половина XIX-начало XXв.) (на пример...полностью>>
'Документ'
Современная биотехнология далеко ушла от той науки о живой материи, которая зародилась в середине прошлого века. Успехи молекулярной биологии, генети...полностью>>

Главная > Автореферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Данилова Зоя Георгиевна

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФОБРАЗОВАНИЯ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва 2009

Работа выполнена в Московском Университете МВД РФ

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Родин Владимир Федорович;

доктор педагогических наук, доцент
Злобин Сергей Иванович;

доктор педагогических наук, профессор
Кореневский Сергей Александрович

Ведущая организация: Российский государственный университет

им. Иммануила Канта

Защита состоится 29 января 2010 года в 13.00 часов на заседании Диссертационного Совета Д 203.019.04 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Московском Университете МВД РФ по адресу: 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского Университета МВД РФ

Автореферат разослан _______ 2009 года

Ученый секретарь

Диссертационного Совета И.Л. Гросс



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность настоящего исследования обусловлена сложным комплексом факторов и условий жизнедеятельности детей-сирот, нерешенностью в теории и практике профессионального образования вопросов о построении оптимальных моделей адаптации детей, оставшихся вне семьи и обучающихся в системе среднего профессионального образования (СПО). Меняющаяся социальная политика в России акцентирует внимание на необходимости максимальной подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни. Одновременно претерпевает изменения сама традиционная система общего и профессионального образования. Перед ней сформулирован запрос на поиск моделей и механизмов социокультурного воспроизводства — воспитания человека с инновационным поведением. Какое место в решении этой амбициозной задачи займут выпускники сиротских учреждений? Каким образом учреждения начального и среднего профессионального образования (далее — НПО-СПО) смогут разрешить задачи инновационного развития, будучи традиционно стабильным институтом профессионализации и ресоциализации детей-сирот?

Задачи развития инновационной экономики страны предъявляют ко всей образовательной системе жесткие требования профессионализации образования и объективной компенсирующей социализации — ресоциализации выпускников сиротских учреждений. Когда само их пребывание и обучение в модернизируемой образовательной системе должно стать временем гарантированного формирования востребованных в изменяющейся экономике компетенций, ценностных установок и определенного (необходимого) уровня лояльности по отношению к рыночной экономике, работодателю, государству — временем преодоления определенных сложностей в освоении стремительно изменяющегося мира. По сути, в новейших условиях на систему начального и среднего профессионального образования будет возложена сложная миссия мобильной широкомасштабной подготовки специалистов нового формата для нужд реальной экономики и производства. Одновременно, именно система учреждений НПО-СПО будет воплощать профессионально-педагогическую миссию по отношению к детям-сиротам, обеспечивая в условиях очередного этапа реформирования образования преемственность в воспитании, образовании и профессиональном становлении этой категории подрастающего поколения созвучно реалиям и запросам завтрашнего дня.

Дети-сироты — неизменный целевой адресат, клиент и воспитанник системы учреждений НПО-СПО. В условиях перемен именно дети-сироты испытывают на себе и первыми сталкиваются с новейшими реалиями жизни, нуждаются в образовании и воспитании, при помощи которого они смогут обрести стабильность в будущем. Еще бóльшую потребность в предложении такого образования и воспитания испытывают государство и общество, переживающие кризис патерналистских подходов в социально-экономической политике.

Предпосылки для проведения масштабных научных исследований по проблемам профессионализации и ресоциализации детей-сирот объективно вызрели в системе социального воспитания и профессионального образования детей, лишенных родительского крова. Отсутствие апробированных и доказавших свою эффективность системообразующих моделей и технологий профессионализации и ресоциализации детей-сирот в системе НПО-СПО актуализируют значение научно-внедренческих поисков по заявленной проблематике с учетом широкого полипредметного контекста. На стыке задач развития системы и моделей начального, среднего профессионального образования — с одной стороны, и эффективных моделей, технологий социального воспитания, социализации и ресоциализации детей, имеющих объективные преграды в социальном развитии — с другой.

Разработанность проблемы в науке

Проблематика становления и преобразования всей системы профессионального образования в России стала предметом изучения историков педагогики и профессионального образования в первую очередь. Наиболее ранние исследования этой области профессиональной педагогической деятельности принадлежат экономистам, социологам, ученым, сосредоточившим внимание на эффективности профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, повышении их общекультурного уровня (В.К. Делла-Вос, Н.Х. Вессель, С.А. Владимирский, И.А. Вышнеградский, С.Н. Кривенко, А.И. Чупров, И.И. Янжул и др.). С иных позиций анализировали профессиональное образование в России историки, культурологи, государственные деятели, педагоги (С.Д. Бабишин, В.С. Библер, С.Я. Батышев, А.А. Бобринский, М.Н. Громов, А.Я. Гуревич, В.О. Ключевский, Н.Н. Кузьмин, Б.А. Колчин, В.М. Массон, В.А. Мясников, М.Н. Покровский, С.М. Соловьев и др.). Главным в указанных исследованиях стало: установление взаимосвязей отечественного профессионального образования с уровнем социально-экономического развития России, состоянием ее промышленности, экономики, этнокультурными и историческими традициями; выявление и описание некоторых конкретных типов учреждений профессионального образования и особенностей подготовки в них в ту или иную историческую эпоху. При этом в большинстве работ начальное и среднее профессиональное образование не выделяется в особый предмет анализа, а характеризуется в рамках общего исторического процесса развития культуры, образования и производства в России.

В педагогических работах последнего десятилетия описываются теоретические основы современного профессионального образования и профессиональной педагогики как особой области педагогических наук (Е.П. Белозерцев, В.Г. Максимов, А.М. Новиков, В.А. Сластенин, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко и др.); история возникновения и место начальной профессиональной подготовки в системе непрерывного образования (А.П. Беляева, А.М. Новиков, Е.Г. Осовский, К.И. Салимова, Б.К. Тебиев и др.). Особым предметом исследований выступают региональные особенности развития профессионального образования (А.А. Буров, А.Д. Бурмистрова, Н.Н. Кузьмин, Н.В. Кузьмина, Т.И. Кружкова и др.), этапы его становления или вклад отдельных ученых в теорию и практику профессионального образования (Н.Г. Давлет-Кильдеева, И.Г. Коваленко, П.В. Прохорович, Н.В. Щербакова).

Исследование проблем профессиональной подготовки учащихся НПО -СПО составляет сегодня примерно одну четверть всех педагогических исследований, выполняемых в рамках педагогики профессионального образования. Над различными проблемами профессиональной подготовки специалистов с начальным и средним профессиональным образованием в разное время плодотворно трудились П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, В.П. Беспалько, А.Н. Веселов, Б.С. Гершунский, Е.А. Климов, В.С. Леднев, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Д.И. Фельдштейн и др. В последние годы профессиональная подготовка студентов СПО исследовалась В.С. Суворовым, А.А. Сойниковым, Е.Л. Осоргиным, Л.И. Любавской, А.В. Козловым, Г.И. Кириловым, Л.А. Додоновой на уровне докторских диссертаций, а также Т.В. Базавовой, С.А. Дмитриенко, Р.Ю. Евсеевым, И.И. Епишевой, В.Д. Забурьяновой, С.Н. Кашкиным, В.А. Кочановым, А.В. Назаровой, О.В. Папшевой, Н.Н. Роженко, С.К. Савицким, Т.Ю. Томенко, Е.Ф. Чапаевой, И.В. Чаплыгиной, М.В. Широковой, С.Д. Шлома — на уровне кандидатских диссертаций.

Мобильность и стремительность преобразований в системе отечественного профессионального образования вызвали растущий интерес исследователей к вопросам эффективного управления системой НПО-СПО. Необходимо отметить существенный вклад в науку в вопросах управления образовательными учреждениями: Ю.С. Алферова, Ю.В. Васильева, В.А. Караковского, В.С. Лазарева, Н.Д. Малахова, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, Е.А. Ямбурга; по управлению учреждениями профессионального образования: В.Н. Аверкина, А.П. Беляевой, А.Т. Глазунова, А.Д. Демина, А.А. Малахова, Г.В. Мухаметзяновой, М.В. Никитина, А.М. Новикова, Г.М. Романцева, И.П. Смирнова, Л.Г. Соломко, Е.В. Ткаченко и других авторов.

Проблемы воспитанников детских домов, особенности их физического, психического, умственного развития и социального становления, являющиеся преимущественно предметом изучения представителей психолого-педагогических и социально-медицинских направлений в гуманитарных науках, нашли отражение в работах: С.А. Беличевой, В.В. Белякова, А.Н. Голика, И.Ф. Дементьевой, И.В. Дубровиной, Н.И. Ивановой, Н.М. Иовчук, Е.И. Морозовой, А.В. Мудрика, В.С. Мухиной, А.М. Нечаевой, Л.Я. Олиференко, А.М. Прихожан, Г.В. Семья, Л.К. Сидоровой, Н.Н. Толстых, Л.М. Шипицыной, Т.И. Шульга и других.

Большинство специалистов утверждает, что важнейшим условием благополучной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их профессиональная подготовка. Однако, как показывает практика, выпускники детских домов испытывают значительные трудности в профессиональном становлении. Поиском действенных механизмов для решения данной проблемы в настоящее время занимаются: Б.А. Куган, рассматривающий процесс социально-трудовой адаптации юношей и девушек; Л.И. Кундозерова, Л.С. Кочкина, М.А. Хациева, Е.А. Пахомова, А.С. Быков, В.В. Куликов, характеризующие педагогические условия подготовки детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению; И.А. Бобылева, Ю.О. Яблоновская, Н.Г. Травникова, Л.В. Гаращенко, Л.Н. Голуб, Т.А. Макарченко, представляющие социально-педагогическую и психологическую поддержку выпускников в период постинтернатной адаптации.

Основные направления в организации воспитательного процесса интернатного учреждения отражены в работах известных ученых — педагогов прошлого Я. Корчака, К.Д. Ушинского, В.Ф. Одоевского, А.С. Макаренко, А.А. Католикова, современных исследователей Л.В. Байбородовой, Р.А. Валеевой, Н.С. Искрина, М.А. Ковальчук, Л.А. Коробейниковой, И.В. Куричкис, Г.В. Пичугиной, Л.В. Плаксиной, М.И. Рожкова, Г.В. Семья, Л.К. Сидоровой, Н.Н. Шамаховой и других.

Развивают проблематику социализации — ресоциализации детей-сирот, детей группы «социального риска» в условиях учреждений среднего профессионального образования А.А. Реан, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, В.Л. Цветков.

Однако анализ теоретической литературы и психолого-педагогических источников показал следующее. Содержание процессов воспитания, социализации, и более всего, в их компенсирующей части, в части ресоциализации детей, оставшихся без попечения родителей, в период, когда дети-сироты, вступают в систему профессионального образования и сталкиваются с необходимостью социально-профессиональной адаптации и профессионализации, не стало полноценным направлением комплексных исследований и научно-внедренческих разработок.

К настоящему моменту в педагогической науке и в массовой практике сформирована группа противоречий, которые следует рассматривать как потенциал для развития и разрешения проблем детей-сирот в системе начального и среднего профессионального образования.

Это противоречия между:

  • требованием инновационного развития профессионального образования, которое транслируется НПО-СПО, и недостаточной сформированностью системы теоретического и научно-методического обеспечения и развития системы НПО-СПО в России;

  • запросами экономики и работодателей на подготовку специалистов, готовых к реализации профессиональных видов деятельности в условиях реальных производственных отношений, и незавершенностью оформления теоретических и прикладных основ профессионализации детей в условиях учреждения НПО-СПО;

  • системой новейших требований к компетентностному и личностному уровню выпускника учреждения НПО-СПО и незавершенностью технологического обеспечения процессов профессионализации и социализации (ресоциализации) групп несовершеннолетних, испытывающих объективные трудности в процессе социального развития и, прежде всего, детей-сирот.

В массовой социально-педагогической практике учреждений НПО-СПО, объективно выступающих в качестве социальной ниши для временного пребывания детей-сирот на этапе приобретения профессионального образования, сформирован запрос на освоение и внедрение моделей системного эффективного профессионального обучения, социального воспитания и обустройства выпускников интернатных и сиротских учреждений.

Традиционные теоретические модели профессионального обучения и социализации детей-сирот подвергаются критическому переосмыслению в контексте задач модернизации отечественного образования как такового. И в рамках задач стратегического развития страны и системы образования в формате «2020» целевая аудитория детей-сирот может рассматриваться как одна из приоритетных групп адресатов инновационного профессионального образования и воспитания, объективно открытая для его принятия и освоения, по исторической аналогии с беспризорниками начала 20-х годов прошлого века.

Таким образом, анализ названных противоречий определил цель и обусловил выбор темы исследования «Профессионализация и ресоциализация детей-сирот в системе начального и среднего профобразования».

Цель исследования — обоснование, проектирование и апробация теоретических основ профессионализации и ресоциализации детей-сирот в системе НПО-СПО.

Объект исследования — система воспитания и профессионального образования НПО-СПО.

Предмет исследования — содержание и технологии профессионализации и ресоциализации детей-сирот в системе НПО-СПО.

Гипотеза исследования

Период пребывания детей-сирот системе НПО-СПО следует рассматривать в качестве периода эффективно протекающих процессов профессионализации и ресоциализации в случае, если учреждение НПО-СПО как системная организация обеспечивает:

  • формирование целостной предметно-развивающей среды профессионального обучения и воспитания детей-сирот в составе смешанной (негомогенной) группы сверстников;

  • проектирование содержания и технологий профессионального обучения, соответствующих потребностям экономики и требованиям мобильности и конкурентности профессиональной деятельности выпускника в рыночной экономике;

  • вовлечение педагогического состава и коллектива учреждения НПО-СПО в процессы управления и преобразования содержания профессионального образования, воспитания, индивидуального развития детей-сирот;

  • постоянное индивидуальное вовлечение обучающихся детей-сирот посредством кураторства (тьюторства) в широкий социальный контекст взаимодействия и жизнедеятельности учреждения, полноценный учет его индивидуально-психологических особенностей и педагогическое наблюдение за развитием.

Как результат — повышение потенциала личностной и профессиональной адаптации детей-сирот в процессе их обучения в учреждении НПО-СПО.

Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:

— организация и проведение многофакторного сравнительного анализа развития системы НПО-СПО в контексте ведущих тенденций истории и перспектив модернизации профессионального образования;

— теоретический анализ, обоснование и конструирование содержания профессионализации и ресоциализации детей-сирот в системе НПО-СПО;

— теоретическая разработка концепции ресоциализации детей-сирот в учреждении НПО-СПО;

— проектирование технологического обеспечения и экспериментальное внедрение спроектированных теоретических основ профессионализации и ресоциализации в условиях действующего учреждения НПО-СПО.

Методологическую основу исследования составляют:

  • системный подход, дающий возможность изучать и представлять содержание профессионализации и ресоциализации детей-сирот как систему;

  • аксиологический, определяющий в качестве ценностного компонента всей системы профессионального обучения и воспитания в учреждении среднего профессионального образования — колледже — личность ребенка, позволяющий подходить к проектированию содержания образования на основе ценностных ориентаций;

  • личностно-ориентированный, требующий при построении содержания профессионального обучения и воспитания ребенка-сироты в колледже признавать уникальность его личности, обеспечивать индивидуальный характер всей воспитательной и профессионально-направленной работы, ориентируясь на индивидуальные результаты профессионального и личностного роста;

  • деятельностный, характеризующий единство процессуальной и содержательной стороны процессов профессионализации и ресоциализации детей-сирот в колледже.

В качестве теоретической основы исследования выступили:

  • ключевые положения общей теории систем, системный подход в управлении (Ф. Альберт, П.К. Анохин, А.А. Богданов, Л. Берталанфи, О. Доннел, Г. Кунц, В.С. Лазарев, Б.Ф.Ломов, К. Менар, И.Р. Пригожин, Ф. Хдоури и др.);

  • теория профессионального образования (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, В.П. Беспалько, Е.Я. Бутко, Р.Х. Джураев, М.И. Кондаков, С.М. Маркова, А.М. Новиков, А.Г. Соколов, Н.М. Таланчук, Л.Д. Федотова, Р.Х. Шакуров, В.В. Шапкин и др.);

  • концепции оптимизации образования, развития личности в образовательном учреждении (Ю.К. Бабанский, Г.С. Гуторов, В.И. Загвязинский, С.В. Евтушенко, А.А. Реан, О.Ф. Федорова и др.);

  • теория управления образовательными учреждениями, включая учреждения профессионального образования (В.Н. Аверкин, Ю.С. Алферов, А.П. Беляева, В.А. Буслов, А.Т. Глазунов, Б.Л. Вульфсон, А.Д. Демин, В.А. Караковский, В.С. Лазарев, Н.Д. Малахов, Г.В. Мухаметзянова, М.В. Никитин, А.М. Новиков, М.М. Поташник, Г.М. Романцев, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, Н.С. Тюников П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Е.А. Ямбург и др.);

  • теории и концепции воспитания в условиях профессионального образования (В.В. Краевский, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко);

  • теории гуманистических воспитательных систем и воспитательного пространства (В.А. Караковский, А.А. Католиков, Л.М. Лузина, И.Д. Лушников, Л.И. Новикова, Н.Б. Ромаева, Н.Л. Селиванова, В.А. Сластенин, Е.Н. Степанов, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова);

  • современные концепции развития и самореализации человека (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов, А.А. Реан и др.);

  • концепции социализации, социальной адаптации и социального воспитания детей-сирот, детей находящихся в зоне социального риска (В.Г. Бочарова, А.В. Мудрик, А.А. Реан, В.Л. Цветков и др.).

Методы исследования: теоретические (анализ исторической, педагогической, социологической литературы, официальных документов и программ, систематизация, моделирование, обобщение и сравнение); эмпирические (изучение педагогического опыта, тенденций обновления деятельности современных инновационных учреждений СПО, пролонгированная беседа, методы математической статистики, констатирующий и формирующий эксперименты, включающие наблюдения, анкетирование, устные и письменные опросы, экспертную оценку, диагностический мониторинг).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проблемы образования XXI века как предмет междисциплинарных научных исследований (По материалам VII межвузовской студенческой олимпиады) номинация «социальная работа» Орел – 2010

    Документ
    Проблемы образования века как предмет междисциплинарных научных исследований: сб. социальных проектов VII Межвузовской олимпиады 8-9 апреля 2010 г. – Орел: Орловский государственный университет, 2010.
  2. Актуальные вопросы организации

    Документ
    Актуальные вопросы организации работы с молодежью [Текст]: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24 апр. 2009 г. / ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.
  3. И. П. Волков Зам главного редактора

    Документ
    Верминенко Ю. В. Применение концепции «публичных арен» С.Хилгартнера и Ч. Боска как теоретико-методологической базы изучения социальных проблем современного общества

Другие похожие документы..