Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
Правда, само внедрение этой системы управления является достаточно сложным организационно-методическим проектом, поскольку требует не только определе...полностью>>
'Документ'
«Я питаю твёрдую, абсолютную уверенность, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи находятся в руке Бога, поставившего меня на т...полностью>>
'Документ'
Відповідно до листа управління освіти і науки Вінницької облдержадміністрації від 03.02.2012 року № 508/02, відділ освіти райдержадміністрації просит...полностью>>
'Автореферат'
Защита диссертации состоится 17 июня 2009 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.101.07 при Кубанском государственном университете ...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Дополненный и исправленный

ФИЛИАЛ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

им. В.И.Ульянова-Ленина в г. Зеленодольске

Кафедра татарского языка и литературы

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ВЫПУСК 1

ФОНЕТИКА. ФОНОЛОГИЯ. ОРФОЭПИЯ.

ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ

(Базовый тематический словарь, практические задания, схемы и таблицы)

Для студентов татарской филологии дневного отделения

ЗЕЛЕНОДОЛЬСК – 2010

Базовый тематический словарь, практические задания, схемы и таблицы. Учебно-методическое пособие по курсу “Современный русский язык” Выпуск 1. Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика и орфография. Для студентов татарской филологии дневного отделения. / Сост.: канд. филолог. наук, доцент Садыкова И.А.

Утверждено на заседании кафедры татарского языка и литературы «____» ________________ 2008 года и рекомендовано к печати.

Настоящее пособие, предназначенное для студентов татарской филологии дневного отделения при изучении разделов фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография, представляет собой первую часть серии работ по современному русскому языку для студентов-татар.

Пособие включает в себя базовый тематический словарь, составленный для того, чтобы помочь студентам овладеть лингвистическим терминологическим аппаратом по указанным разделам. В связи с этим задача настоящей брошюры заключается прежде всего в том, чтобы по возможности более кратко и доступно осветить содержание ряда лингвистических словарей и учебников.

После каждого из разделов базового тематического словаря предлагаются практические задания, с тем чтобы студент мог закрепить полученные из словаря сведения и проверить, насколько усвоен им материал соответствующей словарной статьи.

В конце пособия даны два Приложения с таблицами наиболее значимых словарных статей и схемами анализа.

ФОНЕТИКА

БАЗОВЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Аккомодáция (от лат. accomodatio – «приспособление») – один из видов комбинаторных изменений звуков; частичное приспособление одного звука к акустико-физиологическим признакам другого звука, обычно стоящих рядом (чаще к согласному гласного). Различают аккомодацию: 1) прогрессивную, когда последующий звук приспосабливается предыдущему (например, “гласные [а], [о], [у] и даже [э] после …мягких согласных аккомодируют, становясь более передними, а на слух – выше; ср. рад - ряд, ток - тёк, лук - люк…” [18, с.202]); 2) регрессивную, когда, наоборот, предыдущий звук приспосабливается к последующему (например, “все русские гласные перед мягкими согласными звучат более закрыто и напряженно и менее звучно; ср. цел - цель, бит - бить…” [18, с.202]).

Акустика речевая (от греч. akustikós - слуховой) – “раздел общей акустики, изучающий структуру речевого сигнала, процессы речеобразования и восприятия речи у человека и связанный с разработкой систем автоматического синтеза и распознавания речи” [8, с.23].

Артикуляция (от лат. аrticulatio, от articulo – расчленяю, произношу членораздельно) – “совокупность работ произносительных органов при образовании звуков речи” [8, с.46].

Ассимиляция (от лат adsimile – «уподобление») – один из наиболее распространённых видов комбинаторных изменений звуков. Это такие изменения звуков, при которых артикуляция одного звука приспосабливается или полностью совпадает с артикуляцией соседнего (предшествующего или последующего звука). Происходит между звуками одного типа – либо только согласными, либо только гласными. Различают ассимиляцию: 1) контактную (при ассимиляции соседних звуков), дистактную (при ассимиляции на расстоянии); 2) полную (стирается единственное имеющееся различие между звуками), неполную (совпадение лишь некоторых артикуляций звуков); 3) прогрессивную (влияние на впередистоящий звук), регрессивную (влияние на сзади стоящий звук). Для литературного языка характерна ассимиляция регрессивная (например, в слове сбить - [з`б`ит`] наблюдается ассимиляция регрессивная, контактная, неполная; в слове отдых - [óд:ых] – регрессивная, контактная, полная; в слове хулиган - [хул`угáн] – ассимиляция гласного регрессивная, дистактная, полная). Ассимиляция прогрессивная встречается в русских говорах, например, в слове Ванька - [вáн`к`]а, где смягчение к происходит под влиянием мягкого н. На ассимилятивной основе могут происходить фонетические явления, которые традиционно также относят к комбинаторным изменениям звуков: диэреза, гаплология (см. соответствующие статьи).

Веляризáция (от лат. velum palati – “мягкое нёбо”, “нёбная занавеска”) – дополнительный подъем задней части языка к мягкому нёбу, что резко понижает характерный тон и шум (метафорически это называется “отвердение”, (например, “твёрдое” -[л] – в лук, мел)).

Вокализм (от лат. vokalis – гласный звук) – система гласных в языке, диалекте, говоре или в семье, группе языков” [8, с.86].

Гаплолóгия (от лат. gaplos - “простой”, logos – “знание”) - опускание двух одинаковых или подобных слогов (например, знаменосец (вместо знаменоносец)) [18, с.209].

Глáсные и соглáсные - два основных типа звуков, которые различаются по следующим признакам: 1) артикуляторное различие состоит в том, что при образовании гласного звука выдыхаемый воздух не встречает преграды ни в полости рта, ни в полости носа, поэтому они не имеют фокуса (фокус - “средоточие, центр”) образования и являются звуками нелокализованными; при образовании согласного звука выдыхаемый воздух преодолевает полную или частичную преграду вследствие полного или неполного смыкания органов речи; согласные, таким образом, имеют место, фокус образования, поэтому являются звуками локализованными (по Л.Л.Буланину); 2) акустическое различие покоится прежде всего на различии музыкального тона и шума: гласные по преимуществу являются тонами, согласные – шумами; однако согласные в акустическом отношении неоднородны (так, различают шумные согласные (например, [б], [ш], [к]) и сонорные (сонанты – от лат. sonare – “звучный”), в которых тон преобладает над шумом (например, [л], [м], [р], [н], [j]); 3) функциональное различие связано с ролью в слоге: гласные – звуки, образующие вершину слога, слоговые звуки (“ядро, вершина слога” (по Л.Р.Зиндеру)); согласные – звуки, лишь входящие в состав слога, неслогообразующие. См. также систему гласных и согласных в табл.3, 5 Приложения 1.

Диссимиляция (от лат. dis – «раз», similis – «подобный») – расподобление – явление, обратное ассимиляции. Состоит в том, что два соседних звука, одинаковые полностью или частично, начинают произноситься как разные звуки. Может быть прогрессивной, регрессивной, контактной и дистактной, межслоговой. Диссимилятивную основу чаще всего имеют эпентеза, протеза, метатеза (см. соответствующие статьи).

Дифтóнг (от греч. di(s) – “дважды, двойной”; рhtongos – “голос, звук”) – сочетание двух гласных или гласного с полугласным элементом, произносимое единым артикуляторным движением и входящее в один слог. “Русскому языку дифтонги чужды; поэтому, заимствуя из других языков слова с дифтонгами, русские разлагают их на два слоговых монофтонга (от греч. mono(s) “один” и phtongos – “голос”, “звук”) вследствие чего получается лишний слог, или же превращают неслоговую гласную дифтонга в согласную, подгоняя под свои сочетания ай, ой, ий, уй, ов; например, немецкое односложное [Faust] или дает двусложное: Фауст (литературный герой), или односложное сочетание с одной гласной: Фавст (собственное имя) [18, с.157].

Диэрéза (из греч. diaresis – “разрыв“, “разделение“) - опускание звуков (например, счастливый - [ш’ислúвъй], праздный - [прáзный]) [18, с. 208].

Звук - знак устной речи. Существует широкое и узкое определение понятия звук. В самом широком смысле звук – это результат колебательного движения воздушной среды (его рассматривает раздел физики – акустика). В узком смысле звук – это кратчайшая фонетическая единица, которая выделяется при последовательном членении слова и характеризуется определенными акустико-физиологическими признаками (его изучает раздел языкознания – фонетика). Звуковые единицы языка служат для разграничения и отождествления смысловых единиц, т.е. слов, морфем, предложений [16, с.4]. Звуки речи изучаются в 3-х аспектах: 1) акустическом (с этой точки зрения звук определяется как результат колебательного движения воздушной струи), 2) артикуляционном (артикуляционно все звуки делятся на 2 класса – гласные и согласные); 3) функциональном (т.к. “общение протекает в звуковой форме, предметом лингвистического подхода является изучение тех функций, которые звуковая сторона языка выполняет в процессе коммуникации” [3, с.15]).

Комбинатóрные изменéния звýков (к.и.з.) (чередование позиционное) - “Чередование, всецело зависящее от фонетических условий” [5, с.513]. Как правило, фонетические изменения возникают в результате влияния звуков друг на друга в потоке речи. Основные виды: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция (см. соответствующие статьи). Одна из причин к.и.з. – артикуляционная связанность звуков, особенно соседних, приводящая к тому, что рекурсия (окончание артикуляции) предшествующего звука взаимодействует с экскурсией (началом артикуляции) последующего. Вследствие этого происходят качественные изменения (например, артикуляция, характерная только для одного из звуков, распространяется и на другие: назализуется гласный, следующий за носовым согласным (“нос”, “мы”), смягчается согласный перед мягким (ко[ст’]и - “кости” – ср. “косточка”)) [8, с. 232].

Консонантизм (от лат. кonsonantis – согласный звук) - “система согласных в языке, диалекте, говоре или в семье, группе языков” [8, с.236].

Лабиализáция (огубление) - дифференциальный признак гласных, обусловленный специфической работой губ. “При образовании лабиальных гласных губы округляются и вытягиваются вперед (особенно при образовании у), что приводит к удлинению ротового резонатора. При образовании нелабиализованных гласных округления и вытягивания губ не происходит…” [3, с.42].

Метатéза - перестановка звуков (например, тарелка – раньше талерка из шведского языка talrik, футляр – из немецкого futteral) [18, с.210].

Методы изучения фонетики – способы изучения звукового строя языка. Существуют следующие методы: 1) метод непосредственного наблюдения и самонаблюдения, когда говорящий “вслушивается в свою речь и речь окружающих, сопоставляя звуки и устанавливая их различие”, анализирует “свое мышечное чувство и определяет способы образования звуков” [1, с.83]; 2) инструментальные методы, которые фиксируют и воспроизводят речь “при помощи звукозаписывающей аппаратуры. Таким образом звучащую речь можно увидеть на экране компьютера в виде спектрограммы, сонограммы, осциллограммы, интонограммы …” и т.д. [1, там же]; 3) социофонетика, которая определяет при помощи анкет, вопросников то, “насколько широко распространено то или иное произношение, какие слои населения употребляют тот или иной вариант (например, “Как Вы произносите буквенное сочетание чн в следующих словах (подчеркните): булочная или булошная, взяточник или взятошник, горчичник или горчишник? ” и т.д.). “Данные, полученные с помощью вопросников, дают представление о том, как говорят различные группы населения, отличающиеся по возрасту, профессии, месту жительства…” [1, там же].

Палатализáция (от лат. palatum durum – “твёрдое нёбо”) – дополнительный к основной артикуляции согласного звука подъем средней части спинки языка к твердому небу (т.е. йотированная артикуляция), что резко повышает характерный шум (метафорически это называется “смягчение” [18, с.143] (например, “мягкое” [л] – в люк, мель)).

Подъём - дифференциальный признак гласных, обусловленный вертикальным движением языка. Различают подъем: верхний, средний, нижний. “В тождественных фонетических условиях гласные верхнего подъема произносятся при наиболее высоком поднятии языка к нёбу, гласные нижнего подъема при минимальном поднятии, а при произнесении гласных среднего подъема язык поднимается до среднего уровня” [3, с.42].

Протéза (из греч. prothesis – “подставка“) - надставка звуков; разновидность эпентезы, но проявляется в виде приставления спереди, к началу слова; обычно в качестве протетических выступают согласные [в], [γ], [j], которыми прикрываются начальные гласные слова: вострый (вм. острый), ето [jэто] (вм. это) и т.п. [18, с.210].

Редýкция (от лат. reductio – “отодвигание назад“) – под редукцией в лингвистической литературе понимается изменение артикуляционных и акустических характеристик звука в безударных слогах, вызванное сокращением его длительности или ослаблением мускульной напряженности речевого аппарата ([2], [3], [5], [8] и т.п.). Редукции подвержены главным образом гласные. Редуцированные гласные по традиции обозначаются кириллическими буквами “ь”, “ъ” и знаком “Λ”. Различают редукцию: 1) количественную, при которой происходит уменьшение длительности звука, вызванное его безударностью; “гласные безударных слогов теряют в долготе и силе, но при этом сохраняют характерный тембр в любом слоге” [18, с.199] (подвержены гласные [у], [ы], [и]); 2) качественную, при которой происходит изменение характера артикуляции вследствие сокращения длительности и силы (“слоговые гласные безударных слогов не только делаются слабее и короче, но и теряют те или иные признаки своего тембра” [16, с.199]) (гласные [а], [о] [э] – подвергаются количественной и качественной редукции (ср.: [дуб]óвый, [дым]óк, [игрá] и [вóд]ы - [вд]á - [въд]овóз о//Λ//ъ; [сá]д - [сΛ]дóвый - [съ]довóд а//Λ//ъ; [л’эс] - [л’ис]нóй э//и)).

Ряд - дифференциальный признак гласных, обусловленный горизонтальным движением языка. Различают ряд: 1) передний (гласные переднего ряда произносятся при более продвинутом вперед языке); 2) непередний (гласные непереднего ряда произносятся при бόльшей продвинутости языка назад).

Транскрúпция фонетúческая - для воспроизведения звукового состава слова применяется особый вид письма – транскрипция (лат. transcribo, transcriptum – “переписывать”, transcriptio - “переписывание” [5, с. 110]) – это специальное фонетическое письмо, основанное на том, что определенным знаком передается всегда один и тот же звук. Такой искусственный вид письма преследует цель точной графической записи произношения (например: Λр`úт ВΛстóк зΛр`ójy нóвЪй// Горит Восток зарёю новой]). Русская фонетическая транскрипция использует в основном буквы русского алфавита. Исключение составляют: 1) гласные буквы я, е, ё, ю, которые в русской графике обозначают а) либо звуки а, э, о, у после мягких согласных, б) либо сочетания звуков [jа], [jэ], [jо], [jу]; 2) согласная буква щ, которая в русской графике обозначает долгий мягкий звук ] ([шýк]а); 3) условные обозначения и диакритические значки (т.е. знаки над и под буквами), представленные в таблице 1 Приложения 1. (материал использован из [3, с.12-14]).

Эпентéза (из греч. epenthésis – «вставка») - вставка звуков (например, Ларион [Лър’ивóн], Родион [Ръд‘ивóн]) [18, с.209].

Фонéтика (от греч. phōnētikós – “звуковой“, “голосовой“) – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. Она исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка [8, с.554]. В соответствии со структурой звуковой стороны фонетика изучает звуки, различные типы ударения и интонацию.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Установите соотношение между буквами и звуками.

Семь, бровь, пятый, пьяный, мёд, бацилла, чёрный, парчовый, щека, плечом, язык, часы, замёрзший, дощáтый, брусчáтый, визжать, мужчина, громоздкий, шиповник, зажим, бязь, парад, визг, поезд, бумажка, перевозка.

Задание 2. Определите количество звуков в словах.

Смысл, мысль, дельта, рельеф, ось, братство, юнга, вьюжный, салют, гамма, тростник, янтарь, судья, дрожь, ринуться, разжечь.

Задание 3. Можно ли считать дифтонгами сочетание звуков ай в словах май, сарай, край, дай. Обоснуйте свой ответ.

Задание 4. Дайте транскрипцию текста. Выпишите слова, в которых количественный состав букв не соответствует звуковому составу; при этом отдельно: 1) слова, в которых буква не обозначает звука, 2) слова, в которых буква обозначает два звука, 3) слова, в которых буква обозначает звук, не соответствующий букве.

Не встречайтесь

С первою любовью,

Пусть она останется такой –

Острым счастьем

Или острой болью,

Или песней,

Смолкшей за рекой. (Ю.Друнина).

Задание 5. Дайте фонетическую транскрипцию текста по вариантам.

В-1. В нашей жизни, прекрасной и странной,

И короткой, как росчерк пера,

Над дымящейся свежею раной

Призадуматься, право, пора.

Выпишите: 1) слова с безударным а, который находится: а) после твёрдых согласных в 1 предударном слоге; б) в абсолютном конце слова; 2) слова, в которых произносится долгий согласный.

В-2. Призадуматься и присмотреться,

Поразмыслить, покуда живой,

Что там кроется в сумерках сердца,

В самой чёрной его кладовой.

Выпишите: 1) слова, в которых гласный а находится: а) после твёрдых согласных во 11 предударном слоге; б) в заударном слоге; 2) приведите примеры комбинаторных изменений, основанных на ассимиляции.

Пусть твердят, что дела твои плохи,

Но пора научиться, пора

Не вымаливать жалкие крохи

Милосердия, правды, добра.

В-3. Выпишите: 1) слова, в которых гласный а находится: а) в абсолютном конце слова; 2) приведите примеры комбинаторных изменений, основанных на ассимиляции по следующим признакам: а) по месту образования; б) по мягкости.

В-4. Но пред ликом суровой эпохи,

Что по-своему, тоже права,

Не выжуливать жалкие крохи,

А творить, засучив рукава. (Б.Окуджава)

Выпишите: 1) слова с безударным а, который находится: а) после твёрдых согласных в 1 предударном слоге; б) в абсолютном начале слова; 2) приведите примеры комбинаторных изменений, основанных на ассимиляции по признаку мягкости (регрессивную, полную, контактную).

Задание 6. Дайте фонетическую транскрипцию представленных слов. Укажите гласные, которыми различаются словоформы в каждом из рядов.

Пил-пыл, сито-сыто, води-воды, мишка-мышка, сер-сэр, сев-СЭВ, постель-пастель, тёмный-томный, тёртый-торта, щёк-шок, нёс-нос, сяду-саду, мял-мал, глядь-гладь, пялиться-палица, крюк-круг, с тюком—стуком, мощу-машу, лук-люк.

  • Пáлица, -ы, ж. Старинное оружие – тяжелая дубинка с утолщенным концом [9, 480].

  • Пастéль [тэ], -и, ж. 1. собир. Мягкие, приглушенного тона, цветные карандаши без оправы. 2. Рисунок, выполненный такими карандашами [9, 485].

Задание 7. Сравните звуковой состав корней в данных словах. Дайте фонетическую транскрипцию выделенных частей этих корней.

Ком – комóк – комковáтый, мор – уморúть – моровóй, росток – растить – вырастить, гром – громовóй – громоотвóд, воды – воды – водопровóд.

ФОНОЛОГИЯ

БАЗОВЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Алломóрфы - варианты морфем, частично различающиеся своим фонемным составом. Так, “морфемы в различных положениях могут иметь различные варианты значения: ‹нош› - ‹ножык›, ‹гара› - ‹горы›, ‹штука› - ‹штучка›”. Следовательно, алломорфами являются нош- и нож-, гар- и гор-, штук- и штуч-. Алломорфы данных морфем существуют одновременно,… и каждый из них употребляется в определенных условиях. Сосуществование алломорфов одной морфемы обнаруживает фонемные различия между ними, т.е. обнаруживает факт чередования фонем [3, с.128-129].

Аллофóн - вариант фонемы, “разновидность, конкретная манифестация фонемы” [5, с.40]. Аллофоны одной фонемы – это звуковые единицы, обладающие общими конститутивными признаками и различающиеся переменным признаком, зависимым от позиции (например, в русском языке [а] в пáлка, [ä] в п[ä] ть являются аллофонами фонемы ‹а›).

Альтернáнты - варианты фонем, чередующиеся в одной и той же морфеме (например, ш и ж в ‹нош› и ‹ножык›) [3, с.128].

Дифференциáльные прúзнаки (ДП) - различительные признаки, обусловленные тем, что звуки речи имеют свои акустические и артикуляционные характеристики. ДП могут составлять: 1) коррелятивные пары по следующим признакам: а) звонкость-глухость, б) твердость-мягкость (например, признак твёрдости для фонемы ‹м› в слове [мóр’э] дифференциальный, т.к. есть соответствующая фонема ‹м’› (ср.: [м’эл’]); у фонемы ‹ц› признак твёрдости недифференциальный, т.к. нет соотвествующей мягкой фонемы); 2) некоррелятивные пары по следующим признакам: а) сонорность-несонорность, б) смычность-несмычность, в) язычность-лабиальность (например, фонемы ‹п› и ‹т› в словах [порт, торт] соотнесены по признаку язычность-лабиальность; а фонемы ‹п› и ‹м› в словах [порт, мóр’э] – по признаку сонорность-несонорность).

Интегрáльный прúзнак (ИП) - утрата фонемой того или иного противопоставления (коррелятивного или некоррелятивного) в зависимости от позиции (например, коррелятивный признак глухость-звонкость для фонемы ‹д› в позиции конца слова нейтрализуется, т.е. становится нерелевантным в слове [гот] (год), в результате чего происходит ее совпадение с фонемой ‹т›).

Конститутúвные прúзнаки (КП) (от лат. constitutus –“установленный”) – дифференциальные признаки согласных, к которым относятся место и способ образования характерного шума. Определить место образования (способ артикуляции) – это значит указать, в каком месте речевого аппарата путем сближения или смыкания активного органа с пассивным создается преграда на пути воздушной струи. Определить способ образования (способ артикуляции) – это значит указать, как создается преграда, что она собой представляет и каким образом устраняется [3, с.51]. См. также табл.2, 4 Приложения 1.

Коррелятúвные прúзнаки (от лат. correlatio – “соотношение”) – дифференциальные признаки согласных, к которым относятся: 1) звонкость – глухость (различие звонких и глухих связано с работой голосовых связок); 2) твёрдость – мягкость (различие твердых и мягких связано с движением средней части спинки языка) [3, с.51]. См. также табл.2, 4, 6, 7 Приложения 1.

Нейтрализáция - “Неосуществление фонологического противопоставления в определенных позициях, в которых реализуется только часть фонологических возможностей языка. Нейтрализация происходит тогда, когда какой-нибудь ДП становится нерелевантным…” [21, с.12] (например, ‹с› → ‹з› в слове роз [рос]).”

Оппозúция - “Противопоставление минимум двух фонем, основанное на одном дифференциальном признаке, имеющее положительное значение для одной фонемы и отрицательное для другой” [21, с.13] (например, оппозиция ‹м› ↔ ‹м’› строится на ДП твёрдости для ‹м›, для ‹м’› этот ДП реализуется в отрицательном значении).

Относúтельные прúзнаки - дифференциальные признаки согласных, к которым относятся шумность – сонорность. Шумные образуют корреляцию по звонкости–глухости, сонорные стоят вне этой корреляции. См. также табл.2, 4 Приложения 1.

Позúция - “Фонетическое окружение фонемы, создающее определенные произносительные условия” [5, с.333] (например, место гласной по отношению к ударному слогу в словах [дом] - [дΛмá]).

Сúльная позúция - позиция наибольшей дифференциации фонем по какому-л. признаку. Различают следующие сильные позиции для согласных:

1) в соотносительных рядах по звонкости-глухости: а) положение перед гласными ([шар] - [жар]); б) положение перед сонорными ([слой] - [злой]); в) положение перед j›, ‹в›, ‹в’› ( [п’jÿ] - [б’jÿ]);

2) в соотносительных рядах по твердости-мягкости: а) перед гласными фонемами (например, [вал] - [в’äл], [Тв’эр’] - [дв’эр’], [сво]й - [взво]й), б) перед фонемой э в иноязычных словах и словах-аббревиатурах ([нэп] - [н’эм] (нэп - нем)); б) на конце слов ([кроф] - [кроф’] (кров - кровь); в) для ‹л›, ‹л’› позиция перед всеми согласными ([пóлк]а - [пóл’к]а (пóлка - пóлька)); г) для переднеязычных положение перед заднеязычными (мá[ск]а - Мó[с’к]а (мáска - Мóська)); д) для переднеязычных согласных положение перед твердыми губными (и[зб] á-ре[з’б]á (изба - резьба)) [23, с.14-15]. Сильная позиция для гласных – позиция под ударением.

Слáбая позúция - позиция нейтрализации фонем по какому-либо признаку. Различают следующие слабые позиции для согласных: 1) в соотносительных рядах по звонкости-глухости: а) на конце слов ([гóрът]-[гърΛдá] (гóрод - городá)); б) перед звонкими и глухими шумными согласными ([р’из’бá] (резьбá от рéзать) - [кΛс’бá] (косьбά от косúть)); 2) в соотносительных рядах по твердости-мягкости: а) перед фонемой ‹э› не в корне (к ре[к’э]); б) перед ‹ц›, ‹ш›, ‹ч’›, ‹ш’›, ‹ж›, ‹ж’›, ‹j для всех согласных, кроме ‹л›, ‹л’› (ко[фш] (ковш), бá[н’ш’]ик (банщик) и т.п.); в) перед переднеязычными согласными для переднеязычных ([стол], [с’т’инá] (стенά)); г) перед мягкими губными для губных согласных (например, [з’в’эр’], [д’в’эр’] (зверь - дверь)); д) перед губными для губных ([дамб]а (дάмба)); е) перед зубными для губных ([м’н’э] (мне), [ф’с’э] (все)); ж) перед заднеязычными для губных ([лáфк]а (лáвка), [тóпк’]ий (тóпкий)) [23, с.14-15]. Слабая позиция для гласных – безударная позиция (например, [дóнър] (донор)).

Сúльная фонéма - фонема, выступающая в сильной (максимально дифференцированной) позиции (например, для гласной максимально дифференцированной позицией будет положение под ударением, а сама фонема - сильной фонемой: ‹дóм› (дом).

Слáбая фонéма (архифонема) - фонема, проявляющаяся в слабой (минимально дифференцированной) позиции. “Языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, составляющих общую часть нейтрализованных фонем” [22 , с.111] (например, ‹о› = [Λ//Ъ] в словах (, [дΛм] óй (домóй), [ дЪм]овóй (домовóй), для гласной минимально дифференцированной позицией будет безударное положение).

Чередовáние (альтернация) фонетúческое; традициúнное, исторúческое – “взаимозамена звуков в пределах одной и той же морфемы в разных словах и словоформах” [12, с.625]. Этот термин применяется к двум различным явлениям: 1. К мене звуков, представляющих собой одну и ту же фонему (в данном случае речь идет о фонемном различии алломорфов (см. соответствующую статью) одной и той же морфемы). При этом обязательным условием является морфемное тождество (согласно Московской фонологической школе). Одной фонеме могут соответствовать несколько различных реализаций аллофонов, “каждый из которых соотносится с определенной позицией так, что разные аллофоны, как правило, не встречаются в одной и той же позиции” [8, с.553] (например, фонема ‹т› «в приставке от- имеет по крайней мере 8 аллофонов: от- в слове ‹óтпуск› - отпуск, од- в слове ‹óдзыф› - отзыв, ат- в слове ‹атхóт› - одход, ад- в слове ‹адгадáт’› - отгадать, ац- в слове ‹аццэп’úт’› - отцепить, от’- в слове ‹óт’т’эп’эл’› - оттепель, ат’- в слове ‹ат’т’исн’úт’› - оттеснить, ад- в слове ‹ад’д’ил’úт’› - отделить» [3, с.129]). Здесь представлены альтернативные ряды аллофонов [т-д-ц-т’-д’] и [о-а]. Такие чередования называются фонетическими. 2. К мене фонем в разных морфах одной и той же морфемы, например,  штука  -  штучка (к//ч),  шутить -  шучу (т//ч’) и т.п.. Такие чередования обычно называются историческими, традиционными и являются предметом грамматики (морфология, словообразование).

Между позиционными и историческими чередованиями имеется ряд различий: 1) при историческом чередовании не возникает слабых позиций, следовательно, не может исчезать различие между фонемами по какому-нибудь признаку (например, в словах шут’ит’ - шуч’у альтернанты ш и ч находятся в сильной позиции), в отличие от позиционных чередований, при которых альтернантами являются фонемы, находящиеся в сильной и слабой позиции; 2) в исторических чередованиях проявляются фонетические законы, которые действовали в прошлом состоянии языка (например, чередование к//ч в словах рука  - ручной или, например, падение ”редуцированных вследствие которого редуцированный гласный ъ в формах типа сънъ сон переходил в гласный о, а в формах типа съна исчезал ”[12, с.625].и т.п.). Позиционные же чередования обусловлены действием определенных фонетических законов, характеризующих данное состояние языка; 3) исторические чередования всегда отражаются на письме (например, рука – ручной, искать – ищу и т.п.), позиционные - не находят отражение на письме в силу особенностей русской орфографии (её морфологического принципа).

Фонéма - “Мельчайшая, линейно не членимая независимая единица звуковой системы языка, обладающая потенциальной связью со значением, образующая звуковые оболочки значимых единиц языка и способная их дифференцировать” [3, с. 38]. Для обозначения фонемы используются специальные скобки ‹..›.

Фонолóгия (от греч. phōnēзвук и logosслово, учение) – раздел языкознания, изучающий структурные и функциональные закономерности звукового строя языка. Этим фонология как семиотическая система отличается от собственно фонетики, изучающей речь в ее акустико-артикуляционном, функциональном аспекте. Фонология изучает различия и тождество звуковых элементов языка, значимые в плане выполнения ими трех функций: 1) дистинктивной (различительной), связанной с фонетическим опознаванием и семасеологическим отождествлением (отличением) значимых единиц языка (слов, морфем); 2) делимитативной (разграничительной), связанной с сигнализацией границ слов и морфем; 3) кульминативной, состоящей в обеспечении целостности и выделенности слова, что, например, достигается благодаря ударению и сингармонизму [8, с.555-556].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. С. Н. Савинов Статья 2-я, дополненная и исправленная. Настоящая статья

    Статья
    Проведен междисциплинарный, системный анализ явления лженауки с целью определения методологии лженаук, основных характеристик и классификации лженаучных концепций.
  2. Зрк от 21. 07. 2011 года №467-iv о внесений изменений и дополнений в налоговый кодекс

    Кодекс
    5) недоимка - исчисленные, начисленные и не уплаченные в срок суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет, за исключением сумм, отраженных в уведомлении о результатах налоговой проверки в период обжалования в установленном
  3. 6 сентября 2007 г. N 402 о внесении изменений и дополнений в некоторые указы президента республики беларусь по вопросам совершенствования организации работы с гражданами

    Документ
    1. Внести в пункт 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12 мая 2005 г. N 220 "О некоторых мерах по упрощению порядка совершения нотариальных действий" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г.
  4. П. И. Пидкасистого третье издание, дополненное и переработанное Учебное пособие

    Учебное пособие
    ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педаго гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998.
  5. Дополнения материалы н. Ф. Федорова

    Статья
    Статья стала первой посмертной публикацией Н. Ф. Федорова. В журнале «Весы» она продолжила подборку памятных материалов о мыслителе, открытую его некрологом («Весы», 1904, № 1).

Другие похожие документы..