Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Цей Закон встановлює режим здійснення валютних операцій на території України, визначає загальні принципи валютного регулювання, повноваження і функції...полностью>>
'Памятка'
Учащиеся старших классов, заместители директоров учебных заведений по воспитательной работе, заместитель заведующей межпоселенческой библиотеки Искит...полностью>>
'Документ'
Токсикомания наряду с наркоманией - заболевание, обусловленное употреблением психоактивных веществ, (лекарственных препаратов, не рассматриваемых в к...полностью>>
'Программа'
1. Основные стадии технологического процесса производства продукции общественного питания. Прием продовольственного сырья и пищевых продуктов, их тра...полностью>>

Главная > Доклад

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Доклад

Федеральной антимонопольной службы

«О проведении мероприятий, направленных на разъяснение целей и задач антимонопольной политики, в целях адвокатирования конкуренции, в том числе путем взаимодействия с общественными организациями, научной общественностью, СМИ, органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также работа общественно-консультативных и экспертных советов»

Содержание:

  1. Цели и задачи адвокатирования конкуренции

Развитие российской экономики и возрастающая роль антимонопольного контроля и регулирования повышают значение мероприятий по адвокатированию конкуренции. Конкуренция является залогом устойчивого экономического развития, стимулируя производство широкого ассортимента пользующейся спросом продукции по наименьшим ценам в нужном количестве. Конкуренция обеспечивает оптимальное распределение ресурсов, необходимые изменения в структуре рынка, а так же более эффективное распространение релевантной информации.

Эффективная конкуренция на внутреннем рынке заставляет компании пробиваться на мировой уровень в поисках возможностей для дальнейшего роста и завоевания новых рынков. Внутренняя конкуренция создает предпосылки для внедрения таких инноваций, которые повышают международную конкурентоспособность компаний. Таким образом, внутренняя конкуренция значительно содействует росту конкурентных преимуществ страны.

В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и Положением о Федеральной антимонопольной службе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331) Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России) и ее территориальные органы осуществляют функции по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляют нарушения антимонопольного законодательства и принимают меры по их устранению, предупреждают нарушения антимонопольного законодательства и осуществляют государственный контроль за экономической концентрацией. Для успешного выполнения этих функций необходимо проведение мероприятий по адвокатированию конкуренции в федеральных и региональных органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также проведение аналогичных мероприятий для хозяйствующих субъектов и населения.

В соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции ФАС России ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклад «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» (далее – Доклад).

Разработка Доклада осуществляется при участии Минэкономразвития России и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. До внесения в Правительство Доклад обсуждается на заседании Комиссии ФАС России по проведении анализа товарных рынков, а также на заседании Президиума Коллегии ФАС России.

Доклад рассматривается на заседании Правительства Российской Федерации (Президиума Правительства Российской Федерации) и после его одобрения размещается на сайте ФАС России в сети «Интернет».

Ряд мероприятий, предусмотренных в целевой программе ведомства ФАС России «Адвокатирование конкуренции» соответствует положениям приказа ФАС России от 16 февраля 2006 г. № 38 «О создании общественно-консультативного совета при Федеральной антимонопольной службе» (с изменениями 28 февраля 2007 г.), приказа ФАС России от 28 февраля 2007 г. № 44 «Об утверждении положения об Общественно-консультативном совете при территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении положения о федеральной антимонопольной службе» (с изменениями от 8 февраля 2007 г.), Закона о защите конкуренции.

Целевая программа ФАС России «Адвокатирование конкуренции» (далее – программа) объединяет в себе мероприятия по проведению семинаров, подготовке информационных и аналитических материалов, издание тематических сборников и монографий, развитие официального сайта ФАС России и сайтов ее территориальных органов. Эти мероприятия предполагают различное организационное взаимодействие, но их объединяет единство решаемых задач.

В качестве одного из факторов развития российской экономики выступает развитие конкурентной среды, обеспечивающей необходимую эффективность экономического роста. Предупреждение и пресечение нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, не относящимися к субъектам естественных монополий, является одной из основных задач антимонопольного органа.

Для развития конкуренции в России больше значение приобретает работа ФАС России по адвокатированию конкуренции. Адвокатированием конкуренции называется деятельность, которая осуществляется антимонопольным органом в целях создания конкурентных условий для экономической деятельности не с использованием правоприменительных механизмов, а в основном на основе взаимодействия с другими государственными ведомствами и за счет повышения информированности общественности о пользе конкуренции.

О важности адвокатирования конкуренции можно судить на примере динамики активности антимонопольного органа в сфере государственного контроля за экономической концентрацией. Закон о защите конкуренции предполагал значительное повышение величины пороговых значений суммарной стоимости активов хозяйствующих субъектов, чье слияние требует предварительного согласия антимонопольного ведомства. «Второй антимонопольный пакет» еще выше поднимает планку этого показателя. На первый взгляд, это должно привести к резкому сокращению числа сделок, рассматриваемых ФАС России, т.к. малый и средний бизнес практически уходит из сферы внимания антимонопольного ведомства. Одновременно этот шаг помогает ФАС России сосредоточиться на действительно крупных сделках, оказывающих влияние на состояние конкуренции и ситуацию в экономике страны. Однако, как показали подсчеты, количество ходатайств не только не уменьшилось, но и увеличилось. Это объясняется рядом факторов:

- стали легализовываться сделки 1995-1999 годов;

- ходатайства стали подавать компании и предприятия, которые раньше не считали нужным обращаться за разрешением антимонопольного органа.

Такая активность предприятий может быть объяснена тем, что:

- повысилась известность антимонопольного органа в бизнес среде;

- вырос его авторитет как регулирующего органа;

- повысилась эффективность механизма сдерживания нарушений антимонопольного законодательства.

Рост количества обращений со стороны предприятий и организаций является следствием активизации деятельности антимонопольного органа, открытой информационной политики ведомства, осуществления мероприятий по адвокатированию конкуренции.

Другой важной тенденцией, свидетельствующей о возросшем авторитете антимонопольной службы, является создание во многих организациях специальных отделов и приглашение в них профессиональных юристов-специалистов в антимонопольном законодательстве для отстаивания своих интересов.

Наконец, об изменении роли антимонопольного ведомства говорит повышенный интерес общественности и СМИ к теме защиты конкуренции. Об этом можно судить по количеству публикаций, регулярно появляющихся на страницах периодических изданий и специализированных СМИ.

В рыночной экономике независимое поведение хозяйствующих субъектов, вступающих в отношения открытой конкуренции и формирующих свою экономическую политику под воздействием складывающихся на рынке спроса и предложения, составляет основу ее функционирования. Современная экономическая теория и практика свидетельствуют о том, что только отношения, базирующиеся на конкуренции, способны обеспечить экономическое процветание общества.

В связи с тем, что в нашей стране долгое время господствовала административная модель управления, культура конкуренции в России незначительно развита и требуются специальные усилия государства в целом и антимонопольного органа в частности по развитию конкуренции и культуры конкуренции в нашей стране. Эффективная защита конкуренции возможна лишь там, где есть всеобщее понимание её необходимости для повышения общего уровня благосостояния.

Таким образом, адвокатирование конкуренции является неотъемлемой частью деятельности антимонопольных органов. Отсутствие мероприятий по адвокатированию конкуренции будет иметь следующие негативные последствия:

Общее количество нарушений антимонопольного законодательства будет возрастать как со стороны органов государственной власти и муниципальных органов, так и со стороны организаций различного типа и физических лиц. Это нанесет ущерб развитию конкуренции в России, негативно скажется на эффективности общественного производства, темпах роста ВВП, уровне жизни населения.

Будет возрастать количество нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, содержащих в себе положения, не способствующие развитию конкуренции на отдельных рынках и по экономике в целом.

Авторитет антимонопольного органа не будет поддерживаться на достаточно высоком уровне. Количество обращений в антимонопольный орган со стороны организаций в связи с нарушениями законодательства будет снижаться, что приведет к снижению результативности работы антимонопольных органов.

Не будет увеличиваться доля нарушений антимонопольного законодательства, устраненных без возбуждения дела антимонопольным органом, в ходе проверки, на основе сделанных замечаний. В результате возрастет нагрузка на ФАС России и ее территориальные органы.

Перечисленные негативные последствия подчеркивают важность мероприятий по адвокатированию конкуренции как для повышения авторитета и эффективности деятельности антимонопольного органа, так и для повышения эффективности работы публичной власти в целом и создания более благоприятных условий для экономического развития.

Целями реализации программы «Адвокатирование конкуренции» являются:

Повышение эффективности системы информирования участников рынка о возможностях использования антимонопольного законодательства для защиты их прав и о правоприменительной практике в этой области и повышение интереса к научным исследованиям в области конкурентной политики.

Достижение данных целей предусматривает создание эффективных механизмов информационного обмена между хозяйствующими субъектами, представителями органов власти и ФАС России, и их совершенствование, что обеспечит снижение издержек выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства. В этом плане конечным результатом реализации программы является не информирование участников рынка как таковое, а комплекс взаимоувязанных механизмов, обеспечивающих стабильное воспроизводство и передачу релевантной информации для заинтересованных групп лиц.

Активное адвокатирование конкуренции способствует созданию условий для развития конкуренции посредством предупреждения и пресечения антиконкурентных действий.

Задачами программы «Адвокатирование конкуренции» являются:

1. Внедрение приоритетов защиты и развития конкуренции в практику работы государственных органов власти и органов местного самоуправления, в обычаи делового оборота хозяйствующих субъектов.

2. Повышение степени информированности и понимания обществом преимуществ свободной конкуренции.

3. Вовлечение широких слоев общественности в дискуссию по вопросам развития конкуренции.

4. Обеспечение учёта мнения участников рынка при принятии решений антимонопольным органом по вопросам создания благоприятной конкурентной среды в России.

Решение комплекса перечисленных задач будет способствовать повышению результативности деятельности антимонопольных органов.

2. Приоритетные направления адвокатирования конкуренции в 2009 году

В 2009 году вступил в силу «второй антимонопольный пакет».

Поправки в антимонопольное законодательство вносят ряд важных изменений:

- снижение порога доминирования независимо от рыночной доли хозяйствующего субъекта, если лицо может оказывать решающее воздействие на условия обращения товара на рынке;

- использование при определении монопольно высокой цены товара как затратного метода исследования (оценка суммы необходимых для производства товара расходов и прибыли), так и «метода сопоставимых рынков» (сравнение с ценой, установленной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке). В качестве оценки монопольно высокой цены также может использоваться «ретроспективный метод», позволяющий проанализировать изменение структуры затрат на производство и реализацию товара в течение определенного периода.

- согласование порядка проведения антимонопольными органами проверок соблюдения антимонопольного законодательства с положениями Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

- проведение внеплановых проверок без предварительного уведомления проверяемого лица о ее проведении в целях повышения эффективности раскрытия соглашений, ограничивающих конкуренцию (картелей).

- уведомительный порядок совершения сделок внутри группы лиц, объединенной по «структурному» основанию (лицо владеет более чем 50 процентов общего числа голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества).

- установление трехлетнего пресекательного срока по делам о нарушении антимонопольного законодательства.

Также поправки внесли изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ряд составов административных правонарушений в сфере размещения государственного или муниципального заказа, обеспечивающих повышение эффективности проведения торгов и защиту субъектов предпринимательской деятельности, участвующих в таких торгах. В частности, установлена административная ответственность за:

- неразмещение заказов на поставки товаров, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства;

- нарушение сроков возврата денежных средств и прав участников торгов на электронной площадке;

- продолжение действий по размещению заказа, если размещение такого заказа приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- непредставление сведений о заключении государственного или муниципального контракта.

С 30 октября 2009 года вступили в силу поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации. В частности, введена уголовная ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованных отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если такие деяния повлекли причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству или повлекли извлечение дохода в крупном размере. Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей, а доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает пять миллионов рублей.

Согласно пункту 4 примечания редакции статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации неоднократным признается совершение лицом более двух таких действий в течение трех лет, за которые такое лицо было привлечено к административной ответственности.

Уголовное наказание в виде лишения свободы предусмотрено сроком от года до 7 лет в случае, если недопущение, ограничение или устранение конкуренции сопровождалось насилием или угрозой насилия.

Еще до вступления в силу поправок в антимонопольное законодательство ФАС России начала вести активную деятельность по информированию общественности. Эта работа активно ведется до сих пор.

Кроме того, в 2009 году ФАС России продолжила активную работу по развитию конкуренции и пресечению монополистической деятельности на социально значимых рынках; топливо, лекарства, продукты питания и т.д. Деятельность участников этих рынков вызывает широкий резонанс в обществе, в связи с этим антимонопольная служба проводила информационную политику по разъяснению существующих проблем и путей их решения. Эта деятельность ведется также для получения обратной связи от участников рынка, экспертов и населения на предпринимаемые шаги.

В частности, в начале 2009 года ФАС России возбудила «вторую серию» антимонопольных дел в отношении крупнейших нефтяных компаний за нарушения на оптовом рынке нефтепродуктов Российской Федерации. Наложены многомиллиардные штрафы (всего более 20 млрд. рублей). Аналогичные задачи по выявлению нарушений на топливных рынках стоят перед всеми территориальными органами ФАС России. Всего за последнее время возбуждено более 200 таких дел. Активная информационная работа ФАС России и ее территориальных органов привела к пониманию сути этой проблемы и роли антимонопольного органа в ее решении у населения и организаций. Кроме того, активное общественное обсуждение проблемы высоких цен на бензин сподвигло нефтяные компании к диалогу и выработке совместных решений (такое взаимодействие осуществляется в рамках специальной рабочей группы при ФАС России, а также экспертного совета). Ряд нефтяных компаний объявили о снижении цен на нефтепродукты в опте, а также о других шагах, направленных на развитие конкуренции.

Другим важным событием стало обсуждение положений закона о торговле, в разработке которого ФАС России принимает непосредственное участие. Так, по мнению ФАС России, торговые сети, являясь конечным звеном в цепи от производителя до потребителя, могут оказывать непосредственное влияние на все смежные отрасли. Необоснованные платежи оказывают губительное влияние на положение производителей продукции. Информационная работа по этому направлению позволила вовлечь в обсуждение законопроекта максимальное число участников рынка и экспертов для разработки наиболее оптимальных решений.

Среди других «резонансных» также выделяются нарушения в сфере промышленности, лекарственных средств, рынках информационных технологий, государственного заказа, рынках банковских и страховых услуг, недобросовестная конкуренции. По этим направлениям ФАС России вела в 2009 году активную информационно-разъяснительную работу с привлечением всех доступных ресурсов.

  1. Механизмы адвокатирования конкуренции

Информационная работа по разъяснению норм второго антимонопольного пакета и целей и задач антимонопольной политики в целом включает в себя следующие мероприятия:

3.1 Осуществление в печатных и электронных СМИ компании, направленной на разъяснение преимуществ конкуренции, в том числе, размещение информационных и аналитических материалов, направленных на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе и освещение результатов деятельности антимонопольных органов

Размещение информационных и аналитических материалов в средствах массовой информации, как правило, связано с информационными поводами. Примерами информационных поводов могут служить решения ФАС России, предписания ФАС России, завершенные исследования отдельных рынков. Размещение информационных и аналитических материалов осуществляется как ФАС России, так и ее 82 региональными отделениями.

В первом полугодии 2009 года на сайте ФАС России было размещено 340 пресс-релизов. По данным агентства «Интегрум», В СМИ напечатано 54019 сообщений о деятельности ФАС России и ее территориальных органах. Из них: центральная пресса – 3691, центральные информагентства – 9155, региональная пресса – 5725, региональные информагентства – 3947, зарубежная пресса – 20, зарубежные информагентства – 24, пресса СНГ – 284, информационные агентства СНГ – 139, Интернет-издания – 29638, ТВ и радио – 575, ТВ и радио on-line – 810.

3.2 Адвокатирование конкуренции с помощью сайтов ФАС и ТО ФАС

Под поддержанием официального Интернет-сайта ФАС России понимается его периодическое обновление, насыщение содержательными материалами, активизация обратной связи между посетителями сайта и сотрудниками ЦА ФАС. В рамках данного мероприятия задействовано 4 специалиста центрального аппарата и 150 специалистов территориальных органов, в обязанности которых, в том числе входит поддержание и информационное обновление Интернет-сайта ФАС России.

Ежедневно информация о деятельности ФАС России, а также темах, связанных с вопросами антимонопольного законодательства публикуются на официальном сайте ведомства - - и сайтах 82 территориальных органов ФАС России, многие из которых заработали в начале 2009 года. На сайте ФАС и территориальных органов можно найти новости о деятельности, информацию о принятых решениях и выданных предписаниях, сведения о порядке обращения, законодательство, анализы рынков и другие важные документы.

Кроме того, в отдельных разделах на сайте ФАС России публикуются проекты административных регламентов и других документов, разрабатываемых антимонопольным органом, для обеспечения возможности их публичного обсуждения и экспертного анализа, а также подробные разъяснения по применению антимонопольного законодательства. Данное направление адвокатирования конкуренции приобретает особую актуальность в связи со вступлением в силу «второго антимонопольного пакета».

Многие территориальные органы ФАС России используют механизм приема обращений граждан через Интернет-сайт, в дальнейшем такая практика будет распространена на все сайты территориальных органов. При этом интернет-сайты территориальных органов постоянно совершенствуются, дополняются новыми документами и функциями.

До конца 2009 года планируется запуск новой версии официального сайта ФАС России, который будет отвечать современным тенденциям в сфере информационных технологий, а также требованиям Правительства РФ по информационной открытости государственных органов.

Так, разрабатываемый проект является информационным порталом, который позволит посетителям выполнять следующие основные действия:

1) Просматривать подробную информацию о ФАС, ее структуре, функциях и т.д.

2) Просматривать новости организации, а также статьи из различных СМИ о ФАС.

3) Просматривать базы дел с участием ФАС, сформированных по цепочкам (возбуждение, решение, предписание, административные постановления, суды) с широкими возможностями поиска, с фильтрацией по типу законодательства, рынкам и т.д.

4) Просматривать аналитические материалы, нормативно-правовые акты и другую подобную справочную информацию.

5) Подписываться на получение новых материалов по Email, выгружать их в формате RSS.

6) Использовать разнообразные механизмы обратной связи – направлять жалобы и обращения в ФАС России через сайт, задавать вопросы в рамках онлайн-конференций, вносить предложения к заседаниям экспертных советов и обсуждать связанные с этим вопросы (для членов экспертных советов), отправлять запросы на интервью и оформлять аккредитацию на мероприятия (для представителей средств массовой информации).

В первом полугодии 2009 года на сайте ФАС России было размещено 340 пресс-релизов, 160 решения по делам, 972 решения по ходатайствам и уведомлениям, 33 судебные решения, 25 материалов по экспертным советам. Посещаемость сайта ФАС России (среднее количество уникальных пользователей в месяц) – 172182.

Задачи по оперативному размещению информации также стоят перед всеми территориальными органами ФАС России.

В 2009 году началась разработка специального Интернет-ресурса, посвященного борьбе с картелями как одному из приоритетных направлений деятельности ФАС России. Этот Интернет-сайт – – будет в доступной форме рассказывать о том, что такое картели, чем они опасны и что может сделать гражданин для выявления картеля. Большое значение в рамках сайта будет иметь популяризация программы освобождения от ответственности за картели, в том числе будет реализована возможность заявить о незаконных согласованных действиях и воспользоваться программой освобождения от ответственности непосредственно через сайт. Запуск сайта намечен на декабрь 2009 г.

Кроме того, в целях повышения информационной открытости ФАС России ведется работа по организации блога ФАС России на базе www.livejournal.com – это позволит антимонопольному органу привлекать к обсуждению наиболее значимых и актуальных вопросов, связанных с развитием конкуренции, представителей российского сегмента блогосферы, получать от них обратную связь.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (3)

    Доклад
    2.1.1. Результаты контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями, согласованными действиями хозяйствующих субъектов, а также органов власти и хозяйствующих субъектов 97
  2. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (6)

    Доклад
    2.1.5. Анализ ценообразования на отечественные биоресурсы, добытые хозяйствующими субъектами, зарегистрированными на территории Российской Федерации 58
  3. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (2)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,
  4. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (4)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,
  5. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (5)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,

Другие похожие документы..