Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Торговая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потр...полностью>>
'Документ'
Введение в программу Audatex данной расчетной формулы обусловлено неоднократными обращениями и пожеланиями наших клиентов – экспертов, СТО, страховых...полностью>>
'Закон'
Бюджетная система Кыргызской Республики - регламентируемая нормами права система отношений по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению рес...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Город МИНСК

Республика Белоруссия

ГОРОД МИНСК – РЕСУРС СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ БЕЛАРУСИ

Минск, которому недавно исполнилось 940 лет, во все времена являлся крупной административной единицей – столицей удельного княжества, воеводским центром в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой, центром губернии в Российской империи, столицей советской социалистической республики, а с 1991 года – столицей суверенной Республики Беларусь. В Минске проживает около 20 процентов населения страны. Он относится к числу тех европейских столиц, которые во второй половине 20 века имели наиболее высокие темпы роста населения. В период с 1959 по 2003 год численность его жителей увеличилась почти в 6 раз. Основными вехами демографического подъёма Минска были 1950 год, когда численность населения превысила довоенную, и 1972 год, когда на свет появился миллионный минчанин. Начало третьего тысячелетия Минск встретил в числе 273 крупнейших городов мира с населением более 1 миллиона человек, занимая среди них по численности горожан 116 место.

Наш город расположен в самом центре Европы. Через него веками шли известные торговые пути: северо-восточный, через Логойск, Борисов, Оршу и Смоленск – на Москву; юго-восточный, через Слуцк и Волынь приводил в страны Черноморского бассейна; западный, через Брест соединял город со странами Центральной и Западной Европы; северо-западный выводил к балтийским портам. Городские власти стараются, чтобы эти исторические пути действовали и в наши дни, причем не только технически, но и как пути человеческих коммуникаций.

Для Минска характерно не только выгодное географическое, но и геополитическое положение. Это своеобразный «культурный перекресток», и, что особенно важно, здесь существует устойчивая социокультурная и межконфессиональная ситуация. Мирное и взаимоуважительное сосуществование представителей разных национальностей и конфессий являются следствием свойственных минчанам и белорусам в целом толерантности, дружественного и заинтересованного отношения к различным культурам, верованиям и обычаям. Тем самым создается благоприятный социально-психологический климат для гостеприимного, дружественного и заботливого отношения к людям любой нации, любой религии, любой культуры, любого языка. Все это усиливает возможности обмена новейшими научными идеями, технологиями и образовательными успехами.

Городские власти ставят своей главной целью повышение качества жизни минчан. При этом мы не скрываем своих амбиций сделать Минск одним из красивейших европейских городов, удобным для жителей и привлекательным для его гостей. Поэтому уже сегодня обращается особое внимание на то, чтобы развитие города носило устойчивый и динамичный характер, гармонично решались вопросы развития самого города и экономики, модернизации коммунального хозяйства, формирования здоровой экологической среды, создания эффективной организационной структуры управления.

Поскольку город – сложное социальное явление, при разработке долгосрочных стратегий городской жизни, всегда важно учесть как личные цели горожан, так и цели хозяйствующих субъектов. Кардинальный поворот к человеку, его нуждам и потребностям – главная цель в стратегии Минска. Её суть – в обеспечении высокого качества жизни нынешних и будущих поколений минчан. Это заложено в Стратегический план устойчивого развития Минска на период до 2020 года как основное направление его развития: «Минск – город здоровья и высоких социальных стандартов». Не менее значимы и другие основные стратегии: «Город знаний и наукоёмких технологий», «Город – центр международных коммуникаций», «Город, привлекательный для предпринимательства и инвестиций», «Город, развивающий демократию с широким участием граждан».

Эти стратегии ориентируют перспективное развитие белорусской столицы в соответствии с мировыми тенденциями развития столичных городов и с учетом специфических особенностей Минска. Чрезвычайно важно, что новые стратегии в своей концептуальной основе ориентируют власть своевременно улавливать качественные изменения городского развития.

Существенное место в социальной политике отводится социальной защите, направленной на повышение жизненного уровня главным образом пенсионеров по возрасту, инвалидов, многодетных и неполных семей. Основную роль здесь играет последовательное, адекватное росту средней заработной платы рабочих и служащих повышение пенсий. Уровень средней пенсии по возрасту по отношению к средней заработной плате ежегодно возрастает.

В системе социальной защиты отдельных категорий семей и одиноких граждан часто используется такая форма, как предоставление социальных льгот. Социальные льготы оптимально вписываются в механизм государственного регулирования. С декабря прошедшего года упорядочены льготы, предоставляемые различным категориям граждан. В настоящее время льготы стали адреснее. При назначении адресной социальной помощи в виде ежемесячного и единовременного пособий критерий нуждаемости увеличен. Это позволяет предоставить право на господдержку всем гражданам, которые в ней действительно нуждаются и были лишены такой помощи. Так, при назначении помощи в виде ежемесячного социального пособия планка нуждаемости поднята с 60 до 100 процентов бюджета прожиточного минимума (что эквивалентно 2 109,8 российских рублей). Это позволяет значительно увеличить как численность получателей пособия, так и его «наполнение». Единовременная социальная помощь назначается гражданину, семье, которые имеют доход на члена семьи ниже 120 процентов бюджета прожиточного минимума и находятся в трудной жизненной ситуации, с которой сложно справиться самостоятельно, без помощи извне.

В Минске – единственном из всех городов Беларуси – с 2004 года реализуются мероприятия по социальной помощи отдельным категориям граждан из городского бюджета, существенно дополняющие материальную поддержку из республиканского бюджета. Так, за период с 2004 по 2006 год на эти цели из городской казны было затрачено более 30 миллиардов рублей (340,9 миллионов российских рублей). В 2007 году помощь была оказана 48 195 минчанам на сумму около 13,5 миллиарда рублей (153,4 миллиона российских рублей). На 2008 год запланировано 24 миллиарда рублей (272,7 миллиона российских рублей).

Адресная поддержка нуждающихся минчан состоит из двух составляющих: помощи из республиканского и городского бюджетов. Что касается первой, то в 2007 году она оказана на сумму 61,4 миллиарда рублей (697,7 миллионов российских рублей). Получателями помощи стали семьи, где воспитываются несовершеннолетние дети. Из республиканского бюджета оказывалась единовременная денежная помощь многодетным матерям, награжденным орденом Матери. Кроме того, произведена выплата на оздоровление вместо неиспользованной санаторно-курортной путевки 7 994 инвалидам, ветеранам войны и труда, а также пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Из городского бюджета, согласно утвержденным мероприятиям, адресную материальную помощь в 2007 году получили около 60 тысяч человек на общую сумму более 17 миллиардов рублей (193,2 миллиона российских рублей). Эти средства были затрачены на бесплатное питание малообеспеченных и одиноких пенсионеров, выделение пособий, приобретение автомобилей и разного рода технических средств и изделий для инвалидов, установку индивидуальных приборов учета расхода воды неработающим и нетрудоспособным гражданам. Особое внимание всегда уделялось многодетным семьям. Сейчас за счет городского бюджета семьям, где четверо несовершеннолетних детей, оплачивается 25 процентов стоимости коммунальных услуг, а имеющих 5 и более детей – 50 процентов. При рождении ребенка, опять же из городского бюджета в дополнение к государственному пособию, семье ежемесячно выплачивается материальная помощь до достижения ребенком возраста одного года.

Естественным следствием такой политики стало улучшение демографической ситуации в городе. В Минске отмечен естественный прирост населения 1,3 человека на 1 тысячу жителей. Показатель, как видим, небольшой, но налицо положительная тенденция. Для решения демографических задач важна обеспеченность жильем. В 2007 году введено в строй 974 тысячи квадратных метров жилья, почти две трети которого построено для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Всего им предоставлено 8 тысяч 570 квартир общей площадью 582,5 тысячи квадратных метров. В том числе многодетным семьям выделено 987 квартир общей площадью 80,2 тысяч квадратных метров, введено в действие 354 квартиры социального пользования общей площадью 24,1 тысячи квадратных метров. В текущем году город запланировал построить более 1,2 миллиона квадратных метров жилья, где также значительная доля жилья будет выделена многодетным семьям. Действенную помощь в области демографической безопасности оказывает государство, выделяя молодым и многодетным семьям государственные субсидии и льготные кредиты на строительство или приобретение жилых помещений. При этом при наличии трёх детей государство погашает 50 процентов задолженности по льготным кредитам, четырёх – семьдесят, пяти и более несовершеннолетних детей – 100 процентов от суммы задолженности по льготному кредиту.

О повышении уровня благосостояния минчан свидетельствуют увеличивающиеся год от года средние показатели заработной платы, пенсий по возрасту, размер бюджета прожиточного минимума, развитие потребительского рынка. Средний размер месячной заработной платы в начале 2008 года составил 1 174 000 рублей (13 340 российских рублей). Средний размер трудовых пенсий по возрасту с 1 февраля 2008 года перешагнул рубеж в 365 000 рублей (4 148 российских рублей). Важный момент: за пять последних лет город не имеет задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий. Что касается потребительского рынка, то в 2007 году товарооборот предприятий Минска возрос почти на 20 процентов. Минчане стали больше покупать мясных продуктов на 10 процентов, цельномолочной продукции – на 9, растительного масла – на 17, рыбы – на 8, кондитерских изделий – на 12 процентов. На 25 процентов возросли: продажа одежды и белья, на 21 – обуви, холодильников и морозильников – на 14,5, стиральных машин – на 46, шерстяных тканей – на 13 процентов.

Минск фактически три года работает по Стратегическому плану. Все прогнозные экономические показатели города за минувший период выполнены и перевыполнены. Город известен в республике и за её пределами как крупный индустриальный центр с огромным промышленным, научным, инвестиционным потенциалом. Основу столичной промышленности (53−54 процента по объему продукции) образует машиностроение. Экономика города в 2007 году развивалась динамично и стабильно. Объёмы промышленного производства в минувшем году увеличились почти на 16 процентов, инвестиции в основной капитал – на 22, ввод в строй жилья – на 9, розничный товарооборот – почти на 20, внешнеторговый оборот с зарубежными партнерами – на 22, объем платных услуг – на 13,4 процента. Число занятых в экономике возросло на 2,7 процента и достигло 1 миллиона 16 тысяч человек.

Уровень жизни людей зависит в первую очередь от изготовленной и проданной продукции, от количества тех людей, которые работают, уют и удобство жизни любого города зависит от состояния его коммуникаций, от чистоты воды и воздуха, общественного порядка и благоустроенности. В наше время на первое место выходит чистота воды и воздуха, а также транспорт. Население минского мегаполиса пользуется всеми современными видами транспорта.

Постоянно растет дорожное хозяйство столицы. Общая протяженность улиц, проездов и набережных составила более 1 000 км, из них 876 км с усовершенствованным покрытием. Улицы и набережные освещаются более чем 70 000 фонарями. Несмотря на то, что Минск компактный город, чтобы проехать через него в одном направлении, понадобится больше часа времени. Для удобства связи на городских коммуникациях имеется 76 мостов и путепроводов (транспортных развязок), которые дают возможность ускорить движение транспорта.

Объективные интересы города Минска поддерживать и развивать конструктивное международное сотрудничество со странами мирового сообщества повышают роль и ответственность столицы в решении вопросов установления и развития взаимовыгодных, всесторонних отношений с городами и регионами на межмуниципальном уровне.

Сегодня Минск имеет договорные отношения с более чем шестьюдесятью городами и регионами. В 2007 году дополнительно установлены и развиваются двусторонние отношения с городами дальнего и ближнего зарубежья: Абу-Даби, Анкара, Милан, Краснодар и Нижний Новгород. Подготовлены к подписанию Соглашения ещё с 12-ю городами.

Развитие взаимовыгодных, всесторонних отношений с различными городами и регионами дальнего и ближнего зарубежья позволяет достигать высоких темпов роста экспорта товаров (131,4 процентов) и услуг (140,3 процентов).

Большой объем работ проводится по обслуживанию и ремонту жилого фонда и улично-дорожной сети, наведению порядка и благоустройству городской территории, реализовываются соответствующие программы.

В 2007 году сдано в эксплуатацию после капитального ремонта 503,5 тыс. кв. метров жилищного фонда, что составило 109,5 процентов от годового задания, отремонтировано 2480 подъездов, благоустроено 376 дворов, выполнен ремонт асфальтобетонных покрытий внутридворовых проездов на площади 243,7 тыс. кв. метров. Практически завершено оборудование жилищного фонда приборами учёта воды и тепла, системами их регулирования.

Совершенствование работы городского пассажирского транспорта позволило в отчётном году перевезти пассажиров на 2,7 процентов больше, чем в предыдущем. В целях повышения уровня транспортного обслуживания населения было приобретено 635 единиц подвижного состава.

Достижение высоких параметров экономического развития и повышение эффективности работы организаций города позволили повысить уровень оплаты труда. Реальная заработная плата за год увеличилась на 11,5 процентов.

Особое внимание, в объявленный 2007 год – годом семьи, уделялось поддержке семей. В городе более 62 тыс. семей было охвачено системой государственных пособий. Наряду с этим, реализовывались мероприятия по социальной помощи отдельным категориям жителей города. Была продолжена реализация мер по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц. С целью совершенствования форм работы с инвалидами и дальнейшей их адаптации в современных условиях, во всех Центрах социального обслуживания населения открыты отделения дневного пребывания для инвалидов.

В условиях благоприятной демографической и экономической ситуации продолжал формироваться рынок труда города. Сохранялась социальная стабильность, росла занятость трудоспособного населения, снижался уровень безработицы. Активно создавались новые рабочие места, на них трудоустроено более 28 тыс. человек. На конец года уровень безработицы составил 0,4 процента от численности экономически активного населения.

Значительный объем работ проводится в городе по оздоровлению населения, повышению качества оказания медицинской помощи на основе укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения, создания благоприятных условий пребывания для пациентов в больницах и поликлиниках.

Развитая сеть системы образования, совершенствование её материально-технической базы, кадрового обеспечения, внедрение новых современных форм обучения позволяют поддерживать в городе должный уровень образования и воспитания подрастающего поколения.

Итоги 2007 года и первые месяцы 2008 года показали, что в городе есть потенциал и реальные возможности для сохранения высоких темпов социально-экономического роста, а, следовательно, для дальнейшего повышения уровня благосостояния населения столицы, достойного примера для всей Республики Беларусь.

Для любого города весьма важен показатель доверия жителей руководству города. Недавно наши социологи попросили минчан оценить разные аспекты жизни столицы. Социологический опрос, проведенный в феврале текущего года, показал высокую степень удовлетворенности минчан руководством города – большинство респондентов считает, что Минский горисполком работает успешно. В том, что через пять лет наша столица значительно преобразится, станет более привлекательной, уверены более 80 процентов минчан.

В ходе социологических исследований был создан социально-экономический и психологический портрет жителей столицы Беларуси на рубеже тысячелетий. Они на этом портрете выглядят не такими уж хмурыми, как пытаются представить иные деятели на Западе, взирающие на наших людей и их дела через тёмные очки. Впрочем, участники Форума, думаю, смогут убедиться в этом сами при посещении нашего города и Республики Беларусь.

Михаил Павлов,

председатель Минского городского исполнительного комитета



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Л. В. Козловская социально-экономическая география беларуси курс лекций (2)

    Курс лекций
    Во второй части курса лекций в соответствии с программой дисциплины дается экономико-географическая характеристика межотраслевых комплексов Беларуси: топливно-энергетического,
  2. Л. В. Козловская социально-экономическая география беларуси курс лекций (1)

    Курс лекций
    Социально-экономическая география Беларуси: Курс лекций: В 3 ч. Ч.3: Экономико-географическое районирование и характеристика регионов Беларуси.- Мн.: БГУ, 2004.
  3. В. С. Фатеев Тенденции социально-экономического развития регионов и региональной политики в странах с переходной экономикой Аналитический доклад

    Доклад
    Ф-27 Тенденции социально-экономического развития регионов и региональной политики в странах с переходной экономикой. Аналитический доклад по результатам фундаментальных исследований/Науч.
  4. Мму социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010-2015 годы* (далее - государственная программа)

    Программа
    В целях комплексного социально-экономического развития Припятского Полесья, вовлечения природных ресурсов в интенсивное развитие экономики региона, увеличения экспортного потенциала и инвестиций,
  5. Проект стратегия социально-экономического развития калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу содержание

    Документ
    Глава 3. Комплексное социально-экономическое развитие Калининградской области в рамках реализации базового сценария: приоритетные направления («локомотивы роста») и модернизация иных сфер жизни (отраслей)

Другие похожие документы..